Белое солнце пустыни (1969)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Если вы уже зарегистрированы — Войдите.
Вы хотите зарегистрироваться?
актеры и роли
красноармеец, возвращающийся после госпиталя домой
«Мертвому, конечно, хорошо. Но уж больно скучно»
«Восток — дело тонкое.»
«Ну что ж мне, всю жизнь по этой пустыне мотаться. »
«Абдула, у тебя ласковые жены, мне хорошо с ними».
«Оставь хоть патрон, Абдула! Нечем будет застрелиться».
«Ты что, не слыхал про Верещагина. Дожил! Было время, в этих краях каждая собака меня знала. Вот так держал! А щас. забыли!»
«Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я ее каждый день, проклятую, есть! Хоть бы хлеба достала!»
«Я мзду не беру. Мне за державу обидно!»
«Вот что, ребята, пулемета я вам не дам.»
озвучание — Михаил Волков
«Иди, иди. Хорошая жена, хороший дом: что ещё надо человеку, чтобы встретить старость?»
«Старый стал, ленивый, а помнишь, какой я был. »
«Аристарх, договорись с таможней».
«Кинжал хорош для того, у кого он есть. И плохо тому, у кого он не окажется. В нужное время».
«Я долго ждал. А потом Бог сказал: «Садись на коня и возьми сам что хочешь, если ты храбрый и сильный!»
«Зачем ты убил моих людей, Саид?»
«Дорога легче, когда встретится добрый попутчик.»
Источник
Белое солнце пустыни
К огда за сценарий фильма берется такой мастер, как Марк Захаров, то этот фильм заранее обречен на успех, а если к нему присоединяются Валентин Ежов и Рустам Ибрагимбеков, то фильм рискует стать шедевром. Так и случилось с картиной «Белое солнце пустыни». Растасканный на цитаты, узнаваемый с первого кадра, этот фильм стал по-настоящему культовым продуктом отечественного кинематографа.
Кто работал над фильмом
Первоначально над сценарием картины трудились Андрей Кончаловский и Фридрих Горенштейн. Но первый вариант сценария под названием «Басмачи» не устроил чиновников Госкино, и они собрали новый авторский коллектив, который взял за основу жизненную историю одного басмача, который во время Гражданской войны бросил в пустыне собственный гарем. Вскоре Кончаловский покинул творческую группу, так как получил предложение снимать экранизацию Тургенева, а сценаристы стали искать режиссера.
Этот фильм должен был снимать сам Андрей Тарковский, но авторы сценария, задумавшие картину легкую и смешную, все-таки выбрали режиссера нашумевшего тогда фильма «Женя, Женечка и «Катюша» Владимира Мотыля. И уже в 1967 году с рабочим названием «Пустыня» сценарий был полностью готов, как вдруг Госкино решило, что работа должна быть совместной с какой-нибудь азиатской кинокомпанией.
И вновь началась переделка сценария, возглавляемая уже Марком Захаровым. В результате было убрано множество деталей местного восточного колорита, более объемно выписаны героические русские образы, а первый заместитель председателя Госкино Владимир Баскаков дал новое имя картине — «Белое солнце пустыни». Так в 1968 году фильм наконец был принят в работу.
Актерский состав
Среди актеров, которые пробовались на роли в фильм «Белое солнце пустыни», были Георгий Юматов, Игорь Ледогоров и Ефим Копелян. Однако в результате вместо них играли другие актеры. Юматова однажды перед съемками нашли пьяным и заменили Анатолием Кузнецовым, а вместо Ледогорова и Копеляна снялись Спартак Мишулин и Павел Луспекаев, который был тяжело болен сахарным диабетом и к моменту съемок у него были ампутированы три пальца на ноге, а ходить он мог только с тростью.
В картине участвовало много людей, которые не были профессиональными актерами. Например, из девяти жен Абдуллы профессиональными актрисами были только трое, и большинство жен в гареме сыграли солдаты с закрытыми паранджой лицами.
Роли второго плана также подбирались с большим трудом. Так, в картине должен был сниматься Савелий Крамаров, но в результате его роль исполнил Николай Годовиков, который вообще был слесарем на заводе, хотя до этого в детстве однажды уже снялся в фильме «Республика ШКИД».
Во время и после съемок
Съемки фильма проходили в павильонах «Ленфильма», в Дагестане, на побережье Каспийского моря. Часть съемок состоялась в Туркменистане. При этом из-за проходившей параллельно работы над фильмом «Освобождение» группа была очень плохо технически оснащена. Не было даже съемочного крана. Но несмотря на это, картина была снята.
Однако в 1969 году ее категорически забраковал директор «Мосфильма» и акт о приемке картины не подписал. Так и лег бы гениальный фильм на полку, если бы не Леонид Брежнев, который возмущенно спросил, почему он до сих пор не видел «Белое солнце пустыни», и это решило судьбу замечательного фильма.
И хотя с момента съемок и после выхода картины мнение критиков о ней было скорее скептическим, тем не менее фильм до сих пор любим зрителями.
Лекция о фильме «Белое солнце пустыни»
Источник
Белое солнце пустыни
Главного героя зовут Федор Иванович Сухов. Все действия происходят в 20-х годах, а именно, после гражданской войны. Людей со всех сторон окружает опасность, поскольку в городе орудуют бандиты. Необходимо быть всегда на чеку, чтобы в самый неожиданный момент противостоять врагам. Но самый главный враг – достойный соперник, чтобы ему противостоять, необходима помощь, за которой главный герой и пойдет к посту царской таможни. Федор неожиданно вспоминает о том, что у него есть оружие, но его для начала необходимо отремонтировать. А что же делать с динамитом в ящике? И как с его помощью нанести удар? Недолго думая, герой строит план захвата противника, имя которого Абдулла.
Он – настоящий герой, бесстрашный и сильный духом. Он ничего не видит, кроме своей основной цели, ему нужно противостоять опасным врагам. Главного героя не покидает мысль, как же спасти всех девушек из гарема? Что же в первую очередь необходимо делать? И как подарить свободу красавицам? Направляясь домой через пустыню, он неожиданно встречает человека, закопанного в песок. Кто же это сделал? И кому причинил зло этот несчастный человек?
Актеры фильма не были профессионалами в актерской игре, только три жены Абдуллы были актрисами. Несмотря на это, персонажи сыграли роль на профессиональном уровне. Съемки происходили возле села, местность невероятно приятна для просмотра. Завлекает к просмотру и шикарный саундтрек на фоне происходящих событий. В фильме множество приключений, а также итог, который практически невозможно предвидеть. Отличная актерская игра и масса приключений, не оставят никого равнодушным.
Источник
Белое солнце пустыни (1969)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Если вы уже зарегистрированы — Войдите.
Вы хотите зарегистрироваться?
актеры и роли
красноармеец, возвращающийся после госпиталя домой
«Мертвому, конечно, хорошо. Но уж больно скучно»
«Восток — дело тонкое.»
«Ну что ж мне, всю жизнь по этой пустыне мотаться. »
«Абдула, у тебя ласковые жены, мне хорошо с ними».
«Оставь хоть патрон, Абдула! Нечем будет застрелиться».
«Ты что, не слыхал про Верещагина. Дожил! Было время, в этих краях каждая собака меня знала. Вот так держал! А щас. забыли!»
«Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я ее каждый день, проклятую, есть! Хоть бы хлеба достала!»
«Я мзду не беру. Мне за державу обидно!»
«Вот что, ребята, пулемета я вам не дам.»
озвучание — Михаил Волков
«Иди, иди. Хорошая жена, хороший дом: что ещё надо человеку, чтобы встретить старость?»
«Старый стал, ленивый, а помнишь, какой я был. »
«Аристарх, договорись с таможней».
«Кинжал хорош для того, у кого он есть. И плохо тому, у кого он не окажется. В нужное время».
«Я долго ждал. А потом Бог сказал: «Садись на коня и возьми сам что хочешь, если ты храбрый и сильный!»
«Зачем ты убил моих людей, Саид?»
«Дорога легче, когда встретится добрый попутчик.»
Источник
История кинофильма «Белое солнце пустыни». Справка
Вот уже более четырех десятков лет фильм «Белое солнце пустыни» прочно удерживает свои позиции в ряду национальных хитов. Это один из самых известных фильмов в истории советского кинематографа, повествующий о приключениях красноармейца Федора Сухова, спасающего от бандита Абдуллы его гарем в годы гражданской войны. Фильм снят в 1969 году в Экспериментальной творческой киностудии (ЭТК), созданной на производственной базе студий «Мосфильм» и «Ленфильм», которой руководил кинорежиссер Григорий Чухрай.
Вначале фильм по сценарию Валентина Ежова и еще начинающего тогда кинодраматурга Рустама Ибрагимбекова должен был снимать Андрей Михалков‑Кончаловский, который, не увидев в сценарии ничего, кроме приключенческой интриги, отказался от постановки.
После того, как от предложения снимать фильм отказались такие режиссеры, как Витаутас Жалакявичус, Юрий Чулюкин, Андрей Тарковский, предложение было сделано Владимиру Мотылю, известному к тому времени фильмом «Женя, Женечка и «катюша».
Мотыль тоже вначале отказался, однако Григорию Чухраю и Валентину Ежову, удалось его уговорить, пообещав ему полную свободу действий на съёмочной площадке.
Сам Владимир Мотыль вспоминал: «Я еще упрямился какое‑то время. Потому что не мог взяться за анекдотичную историю про гарем и солдата, выполняющего интернациональный долг. И тогда я придумал любовь героя ‑ красноармейца Сухова ‑ к Катерине Матвеевне, придумал Верещагина».
В августе 1968 года Мотыль начал съёмки в Дагестане, где на берегу Каспийского моря в нескольких километрах от города Каспийска были построены декорации. Рабочее название фильма было «Спасите гарем! «, но чиновники от кино такое название раскритиковали. И Владимир Мотыль велел съемочной группе срочно придумать какое‑нибудь звучное название. Так появилось «Белое солнце пустыни» ‑ плод коллективного творчества. Оператором фильма был Эдуард Розовский, художниками‑постановщиками ‑ Валерий Кострин и Белла Маневич. В фильме снимались актеры Андрей Кузнецов, Павел Луспекаев, Спартак Мишулин, Кахи Кавсадзе, Раиса Куркина, Николай Годовиков, Галина Федотова, Муса Дудаев и др.
11 ноября 1968 года худсовет Экспериментальной студии отсмотрел проявленный материал фильма «Белое солнце пустыни», впечатление было неоднозначное. Режиссёра обвинили в профессиональной непригодности, а фильм, уже снятый на две трети, оказался законсервирован на 4 месяца. Руководство ЭТК рассматривало вариант передать незаконченный фильм режиссёру Владимиру Басову, но тот отказался.
Студия уже готова была свернуть работу над фильмом, но Министерство финансов отказалось списать более 300 тыс истраченных рублей. В итоге было решено пересмотреть бюджет, выделить дополнительные средства и фильм закончить.
С ноября 1968 года по январь 1969 года шли павильонные съёмки, запись музыки и песни. Специально для фильма композитором Исааком Шварцем была написана песня «Ваше благородие, госпожа удача» на стихи Булата Окуджавы.
В начале 1969 года картина была готова. Худсовет вновь предъявил режиссёру претензии относительно многих эпизодов. С мая по июль 1969 года прошла вторая экспедиция, в результате которой фильм сильно изменился и у него фактически появилась другая концовка.
Однако даже после второй экспедиции материалы не удовлетворили руководство студии. Владимиру Мотылю пришлось внести около 27 поправок.
18 сентября 1969 года состоялась приёмка картины. Её посмотрел директор Мосфильма Владимир Сурин, который остался недоволен качеством и акт о приёмке не подписал.
Судьбу картины решил счастливый случай. В один из осенних дней 1969 года руководитель Коммунистической партии Леонид Брежнев решил посмотреть у себя на даче какой?нибудь новый отечественный фильм. И дежурный по фильмохранилищу на свой страх и риск отправил к нему «Белое солнце пустыни». Брежневу картина очень понравилась.
14 декабря 1969 года в ленинградском Доме кино состоялась ограниченная премьера фильма для создателей и руководства. Премьера на широком экране в Москве состоялась 30 марта 1970 года. Зрители сразу же приняли и полюбили фильм Владимира Мотыля.
Студия была завалена письмами с требованиями продолжения, фильм шел во всех уголках страны, был продан сразу в сто стран, потом срок договоров возобновлялся каждые два‑три года. Фильм стал кинофольклором. Многие высказывания героев ленты перекочевали в разговорную речь, их обратили в пословицы и поговорки: «Я мзду не беру, мне за державу обидно!», «Восток ‑ дело тонкое», «Гюльчатай, открой личико», «Он назначил меня любимой женой!», «Стреляли».
Но настоящими его знатоками стали советские и российские космонавты, для которых просмотр «Белого солнца пустыни» вечером перед стартом стал традицией. Кассета с фильмом есть даже на борту Международной космической станции.
Павел Верещагин стал символом таможенной службы в России. В 2007 году возле отделения таможни в Кургане и Амвросиевке (Донецкая область) ему был открыт памятник, изготовленный на личные средства сотрудников таможни. Это единственная на сегодня в Российской Федерации скульптурная композиция, посвященная образу Павла Верещагина.
Роль Верещагина была лучшей и, к сожалению, последней ролью Павла Луспекаева, который скончался через месяц после премьеры фильма.
Сразу после выхода на экраны СССР картину выдвигали на соискание Государственной премии СССР, но в советское время фильм так и не был удостоен каких либо официальных наград. И только в 1998 году ему была присуждена Государственная премия России.
В декабре 1999 года по итогам опроса, посвящённого столетию российского кино, фильм » Белое солнце пустыни» был выбран для акции » Последний сеанс тысячелетия».
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Источник