Не меньшую известность, чем Херлуф Бидструп, в СССР приобрёл французский карикатурист Жан Эффель. Его серии «Эвелина», «Простачок», «Чудный ребёнок», «Ангелочек» — одностраничные комиксы, в которых художник с помощью нескольких кадров рассказывал какую-нибудь поучительную историю, делился наблюдением или просто высмеивал современное общество. Самой известной работой Эффеля был сборник «Сотворение мира». С присущей ему иронией художник рассказывает о создании вселенной, начиная с божественной задумки и заканчивая изгнанием Адама и Евы из рая. Среди героев «Сотворения» — ангелочки, помогающие старичку в белой хламиде творить этот безумный мир, всячески гадящий им Сатана и Адам с Евой, ставшие невольными участниками божественного эксперимента.
Ох, нелёгкая это работа — создавать целую вселенную!
Стереокартинки — словно слоёные пироги.
Истории в картинках выходили в Советском Союзе не только на бумаге. Задолго до появления первых домашних кинотеатров многие дети по вечерам смотрели диафильмы. Их идея проста — на обычной киноплёнке в несколько десятков кадров умещалась целая история. Под каждым кадром-рисунком располагался текст с диалогами и описанием действий героев. Плёнки смотрели через специальный проектор, называемый в народе фильмоскопом. Изображение проецировалось на гладкую поверхность (обычная белая стена, дверь или простыня). Ребёнок смотрел на картинку, читал под ней текст, а после перемещал плёнку до следующего кадра. Иногда вместе с диафильмами продавали виниловые пластинки, на которых профессиональные актёры или дикторы наговаривали текст. В этом случае можно слушать текст и наслаждаться зрелищем статичных картинок. Наиболее популярными были сказки русских и зарубежных авторов, а также «экранизации» популярных мультфильмов вроде «Ну, погоди!».
Ещё один способ увидеть истории в картинках был у обладателей стереоскопов. Это простой механизм с двумя линзами-окулярами позволял просматривать стереоскопические изображения — парные кадры, закреплённые на небольшом листе картона. Чтобы просмотреть следующий кадр, достаточно было передвинуть картонный лист либо сменить его на другой.
Родом из детства.
НА ПЕРЕЛОМЕ ЭПОХ
Настоящий бум историй в картинках начался уже под занавес советской эпохи, на рубеже 90-х годов. В эти годы комиксы выходили не только на страничках известных и не очень журналов, но и отдельными изданиями.
Стоит отметить несколько новых журналов, где печатались комиксы. Таким было издание «Трамвай», где главными героями рисованных историй выступали сыщик Бертрам Вайс и его собака- ищейка Компостер. Как и в «Науке и жизни», комикс предлагал читателям погрузиться в мир детектива и посоревноваться с Вайсом. Другим журналом, который активно печатал комиксы, был «Экран — детям». Здесь читатели могли познакомиться с героями европейских комиксов, такими как Тинтин и его верная собачка Снежок.
Зарубежное и отечественное издание легендарной книги. Почувствуйте разницу.
Истинным подарком для любителей историй в картинках был выход в 1991 году в Новосибирске книги «Как рисовать комиксы» под редакцией Стэна Ли и Джона Бускемы. В доступной и наглядной форме авторам удалось представить процесс создания рисованной истории: от первоначальной задумки до окончательного графического оформления, выполненного тушью, наполненного многочисленными деталями и осуществлённого в стилистике героических американских комиксов. Издание стало знаковым, оказав сильнейшее влияние на становление комикса постсоветской эпохи.
Одновременно в нашей стране были впервые осуществлены перепечатки героических комиксов. В 1989 и 1990 годах изданы два выпуска историй о Флэше Гордоне, Рипе Кирби, Конане-завоевателе, в 1991-м увидели свет приключения Бэтмена.
Их служба и опасна, и трудна.
Конец 80-х ознаменовался небывалым всплеском интереса советских людей к западной массовой культуре, разнообразные представители которой всё активнее пробивали дорогу в СССР. Вслед за полномасштабным вторжением видеокассет с голливудскими фильмами стали появляться и комиксы по мотивам известных киноблокбастеров, такие, например, как «Робокоп».
Отечественные издания выходили как в Москве, так и на периферии. После выхода сборника разножанровых историй под названием «Вова» был выпущен двухтомник «Приключения капитана Донки», повествующий о храбром герое, которому удалось выйти из всех передряг живым и невредимым. За «Капитаном» последовали «Приключения Колобков» (сейчас их называют Братьями-пилотами).
Стиль рисования этих комиксов был далёк от марвеловского: он имеет больше общих черт с «мультяшками». Отчасти причина кроется в том, что многие художники пришли в эту сферу именно из анимации. Стилистика рисованного мультика была оптимальна для кратких, часто юмористических историй, которые и назывались в СССР комиксами.
В СССР до 1980-х годов термин «комикс» отсутствовал в широком обороте. Комиксы называли «рисованными рассказами» или «изорассказами».
Однако развивалась и «реалистическая концепция» комикса, когда художник стремится показать историю, где действуют реальные люди, а не условные человечки или зверьки. Так, в годы перестройки вышел комикс о Великой Октябрьской революции, в 1990 году — история в картинках о восстании декабристов «1825. Заговор». Готовилась серия комиксов «Века и люди». А в 1991-м на прилавках появился даже эпический комикс по книге Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»!
Вообще стилистика комиксов конца 1980-х и начала 1990-х — это чистый хаос: каждый рисовал как хотел и что хотел. Так, на фоне самодельной «Алёнки» и чуть более мастеровитого «Космодрома» выделялся профессионально сделанный журнал «Муха», который начал выходить в 1991-м. Разнобой был не только в стилистике, но и в сценариях комиксов того периода. Здесь можно было видеть боевики, в которых мужественные герои сражались со злодеями как земного, так и инопланетного происхождения. Были комиксы ужасов, навеянные американскими фильмами соответствующего содержания, юмористические истории самого различного пошиба. Одним из новых веяний стали истории о Древней Руси — ещё одно «зарождение» жанра славянского фэнтези, бывшего тогда в диковинку.
Практически все советские рисованные истории тех лет имели общую черту — основой служили американские и европейские комиксы, сюжеты и герои которых были автоматически пересажены на нашу почву. На тот момент этот приём успеха у публики не снискал, поэтому подобные издания продержались на рынке всего несколько выпусков, оставив тем не менее небольшой, но заметный след в развитии отечественной комикс-индустрии.
В общем, начало 1990-х годов показало, что в нашей стране комиксы будут жить. Возможно, они не обретут того огромного числа читателей, как за рубежом, но свой сегмент рынка печатной продукции займут прочно, обзаведясь устойчивой группой поклонников. События последующих лет это подтвердили.
ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС
В постсоветское время началось триумфальное шествие комикса по России. Нельзя сказать, что истории в картинках завоевали среди нашей публики ту же популярность, что и на Западе, но ассортимент их вырос на порядок.
Можно выделить несколько тенденций в отечественной комикс-индустрии новейшего времени. В первую очередь, постепенно померкла слава героев советской эпохи. Они не устояли под натиском новых кумиров и сдали свои позиции. Весёлые человечки и Мурзилка не исчезли, но тиражи детских журналов, где печатались эти комиксы, значительно снизились. Ряд попыток по изданию европейских комиксов так и не нашли широкого отклика у публики.
Одновременно небольшие комиксы стали появляться на страницах непрофильных изданий. В детских журналах «Пионер», «А почему?», «Классный журнал» печатались истории для детей, в игровых — «Навигатор игрового мира», «Великий Дракон» и «MegaGame» — посвящённые компьютерным развлечениям.
У Росомахи со злодеями разговор короткий.
В 90-е годы многие издательства пытались выпускать комиксы местных авторов-энтузиастов, но дальше пары-тройки выпусков дело не шло — слишком узкой была прослойка ценителей, да и качество продукции оставляло желать лучшего.
Одновременно с попытками создать новых русских героев всё больше появляется переводов зарубежных комиксов. Так, в 1994 году издаётся серия Elf Quest о приключениях племени остроухих воинов, печатаются комиксы по мотивам классических произведений: «Хоббит», «Шерлок Холмс», «Затерянный мир».
Нишу «для самых маленьких» прочно заняли комиксы с диснеевскими героями. Издательство «Эгмонт России Лтд» публикует серии историй «Микки-Маус», «Утиные истории», «Микки-детектив». Конкуренцию им могут составить разве что комиксы о Черепашках-ниндзя, которые неустанно спасают Землю от суперзлодея Шредера и его прихвостней.
Всё больше появляется комиксов по мотивам фильмов и мультфильмов. В 1997 году выходит серия «Звёздные войны: Новая надежда», публикуются истории в картинках о похождениях именитого археолога Индианы Джонса. Неугомонные Том и Джерри также перебираются на страницы печатных изданий. Время от времени издаются сборники с историями о псе Скуби-Ду, семейки Флинстоунов, Друпи.
С начала нового тысячелетия комиксы в России выходят уже на постоянной основе. Ведущее место занимают супергероические серии компании Marvel о Человеке-пауке, Фантастической четвёрке, Росомахе и других известных персонажах. На рынке появляются переводы графических романов «Песочный человек», «Город грехов», «Особо опасен», «Хранители», которые составляют золотой фонд зарубежного комикса. Подул и ветер с Востока — на российском рынке появляется манга, которая обретает огромную популярность у молодёжи.
С 2002 года в Москве проходит фестиваль «КомМиссия», на котором комиксисты демонстрируют свои наработки на выставках, проводят конкурсы и строят планы по созданию отечественных комиксов. Правда, лишь малая часть проектов пока доходит до читателей.
Но подвижки есть — зачастую в весьма неожиданной форме. Так, в 2003 году издана трёхтомная серия боевиков Игоря Алимова «Пластилиновая жизнь» в жанре «двуллера» (текст плюс картинки, стилизованные под комикс). А в новом романе известного отечественного фантаста Вадима Панова «Последний адмирал Заграты» текст дополнен рисованными страницами — и это не просто иллюстрации, а настоящий комикс, развивающий сюжет.
Ещё одним феноменом современной индустрии комиксов в России становится её «сетевое» воплощение. Команды энтузиастов, не дожидаясь официальных релизов, собственными силами переводят зарубежные комиксы, а потом выкладывают их в Сети на всеобщее обозрение, способствуя развитию конкуренции на этом рынке.
Так что, похоже, комикс в Россию пришёл всерьёз и надолго.
МАНГА В РОССИИ |
Комиксы из Японии появились в России не так давно. Но сейчас их издают все кому не лень: «Сакура-пресс», «Фабрика комиксов», «Палма Пресс», «Comix-ART» и многие другие. Российские издатели занимаются не только переводом и продвижением зарубежных проектов. В первой половине 2011 года «Фабрика комиксов» выпустила уже два номера альманаха русской манги «NMG».
И манга в России пока побеждает западные комиксы. Возможно, «виной» сам формат. Манга напоминает маленькие книжечки, в то время как тонкие «тетрадки» супергероических историй выглядят чужеродно. Другая причина может крыться в том, что истории о Человеке- пауке, Росомахе и прочих до сих пор воспринимаются как чтиво для детей. В то время как манга уже перестала считаться исключительно подростковым развлечением. Не последнюю роль играет и то, что манга тесно связана с аниме, которое завоевало в нашей стране немало поклонников самого разного возраста.
Источник
➤ Adblock
detector