Меню

Советские мозаики про космос

9 советских мозаик

Специально для Arzamas историк, экскурсовод и автор Telegram-канала «Архитектурные излишества» Павел Гнилорыбов рассказывает о советских мозаиках и о том, где их можно увидеть

В 1960-е годы в Москве началась эпоха «великого переселения народов»: чтобы город вместил всех приезжих из провинции, требовалась новая градострои­тель­ная политика. Москва разрастается до границ современного МКАДа, поглотив пять отдельных городов: Кунцево, Люблино, Бабушкин, Перово, Тушино. С 1959 по 1971 год, когда приняли новый Генплан, население города выросло с пяти до семи миллионов.

После того как Хрущев отправляется в Гавану и видит там FOCSA Building, возведенный в 1956 году, запускается проект строительства Нового Арбата (не случайно московские дома-книжки так напоминают гаванскую высотку). На месте бывших деревень со своей локальной памятью отстраиваются плеяды панельных районов, особенно на юго-западе и юго-востоке. Старая модель мира сменяется новой, «общемосковской».

FOCSA Building. Гавана, 2017 год © Delphinidaesy / CC BY-NC 2.0

В это время архитекторы мыслят целыми городами, охватывая своими проектами пространство от горизонта до горизонта. Небо пронзают новые шпили — Останкинская телебашня, монумент «Покорителям космоса» Это третье перерождение московской иглы, сильного вертикального акцента. Архитек­торы любого времени, даже самого безбож­ного, возвращались к нему снова и снова. Многие сталинские дома в этот период руга­ют именно за увлечение шпилями. Первая игла — колокольня. Вторая игла — сталин­ская высотка. Третья игла — модернистская. .

В новых домах — как снаружи, так и внутри — появляются мозаики, ставшие важнейшим слагаемым советского искусства. Несмотря на региональную специфику, набор сюжетов в основном был один и тот же — от Калининграда до Владивостока.

Советская мозаика стала одним из редких инструментов украшения города. По ней легко проследить эволюцию идеологии, разглядеть элементы повсе­днев­ности и даже понять, о чем думали и мечтали в ту эпоху. Это самый свободный из декоративно-прикладных жанров СССР (так, есть легенда, что в Зеленограде выложили мозаику в виде сперматозоида).

Часто мозаика рассказывает о перемене политического курса: например, на московской станции метро «Доб­ры­нинская», на мозаике с изображением парада 1945 года, вместо Сталина появился Гагарин. При этом мозаики нельзя рассматривать в отрыве от функции здания, на котором они размещены (хотя есть случаи, когда сюжет к этому никак не привязан). На музыкальной школе с большей вероятностью будет изображена лира, автомобильный завод снабдят «комиксом», который иллюстрирует весь производственный процесс, а научный институт, скорее всего, получит молодых ученых с колбами и ретортами.

Иллюстрация из книги «Сталинское метро. Исторический путеводитель» Александра Зиновьева. Москва, 2011 год

Расцвет советской мозаики пришелся на , и в ней отразились раз­ные темы: покорение космоса, научная фантастика, передовые медицинские технологии, героизм строителей предприятий и железных дорог. Как только концепция освоения и завоевания пространства стала рушиться, как карточный домик, перестали появляться новые песни про «Голубые города», БАМ и бод­рые репортажи про новые целлюлозно-бумажные комбинаты, исчезли и мо­заи­ки. К тому же в дома становятся выше, покрывать их мозаи­ками — бессмысленно.

Любое осознание ценности приходит через отрицание. Сегодня мозаики кажутся элементами повседневности и государство, кажется, не воспринимает их всерьез. Об этом говорят не только ценители архитектуры, но и создатели панно. Недавно в Калуге начали разбирать одну из лучших мозаик города. Уничтожена мозаика на одном из рынков Краснодара. Закрыто мусорными контейнерами панно на стене НИИ дальней радиосвязи в Москве. Едва не по­стра­дали мозаики в Перми. «Пловец» в Нижнем Новгороде тоже претерпел удивительные трансформации: минувшей осенью одной из самых популярных тем в сетевых сообществах стало «преображение» советского панно в резуль­тате небрежной реставрации. Сначала панно закрасили, потом решили восстановить, но второй вариант с искаженными пропорциями и полным игнорированием художест­вен­ных законов воспринимался как манифест примитивизма.

1. Лента Мёбиуса в Москве

Нахимовский проспект, 47

© Retradazia / CC BY-SA 4.0 / Wikimedia Commons

В 1976 году блестящему архитектору Леониду Павлову поручили разнообра­зить парадный фасад здания Центрального экономико-математического института РАН. Павлов не подвел и вместе с художниками водрузил на входе в институт объемную ленту Мёбиуса, испещренную формулами. Композиция находится довольно высоко, и, для того чтобы как следует ее рассмотреть, понадобится бинокль или хороший фотообъектив. В народе здание прозвали «домом с ухом». Как раз с этого примера, в котором лаконичность «стеклян­ного» модернизма сочетается с мастерством Павлова, пожалуй, и стоит начи­нать знакомство с советской мозаикой.

Источник

Убрали ларьки, открылась советская мозаика о космосе

В Ростове-на-Дону увидел замечательное мозаичное панно на тему космонавтики, о котором раньше не знал. Расположено оно в подземном переходе на пересечении улицы Большой Садовой и Кировского проспекта.

У этого панно очень интересная история. Ему уже более 40 лет, сделали его к олимпиаде 1980 года. Но в 1990-х это панно было скрыто от глаз ростовчан и гостей города. В переходе расположился торговый ларек. Недавно ларек демонтировали, теперь можно увидеть такую красоту.

Читайте также:  Космос все виды звезд

Один из самых интересных сюжетов — три космонавта на спутнике Юпитера.

Еще один узнаваемый сюжет— человек в открытом космосе. Многие помнят рисунок, который лег в основу этой мозаики. Это работа космонавта Алексея Леонова, ставшего первым человеком вышедшим в открытый космос. У меня в детстве была его книга с этой картиной.

Уникальна технология, по которой изготавливали эту мозаику. Из плитки разных цветов вытачивали фрагменты необходимой формы и размеров. Работа очень кропотливая.

Представьте, сколько трудов нужно, чтобы создать эскизы, а затем воплотить задуманное в таких масштабах.

Я несколько раз гулял по Ростову-на-Дону, видел мозаичные панно в других переходах, но о космическом не знал. Оказалось, что оно стало доступным менее года назад.

По-моему, очень здорово, что в Ростове-на-Дону сберегли и сделали доступным эту красоту. К слову, эту мозаику признали объектом культурного наследия.

Вот такая замечательная история. По-моему, это гораздо наряднее, чем торговый ларек в переходе.
Как я уже сказал, это не единственный мозаичный переход в Ростове-на-Дону, есть и другие. Самый известный с сюжетами на тему жизни советского человека. Его я покажу отдельно. Подписывайтесь , чтобы не пропустить новые материалы.

Спасибо за внимание и за лайки! Заходите ко мне на канал о путешествиях по России . В ближайшее время я буду рассказывать о нашем путешествии на юг с бесплатным аудиогидом «Нам по пути» и о том, что можно посмотреть вдоль трассы М-4 и в Крыму.

Источник

Убрали ларьки, открылась советская мозаика о космосе

В Ростове-на-Дону увидел замечательное мозаичное панно на тему космонавтики, о котором раньше не знал. Расположено оно в подземном переходе на пересечении улицы Большой Садовой и Кировского проспекта.

У этого панно очень интересная история. Ему уже более 40 лет, сделали его к олимпиаде 1980 года. Но в 1990-х это панно было скрыто от глаз ростовчан и гостей города. В переходе расположился торговый ларек. Недавно ларек демонтировали, теперь можно увидеть такую красоту.

Один из самых интересных сюжетов — три космонавта на спутнике Юпитера.

Еще один узнаваемый сюжет— человек в открытом космосе. Многие помнят рисунок, который лег в основу этой мозаики. Это работа космонавта Алексея Леонова, ставшего первым человеком вышедшим в открытый космос. У меня в детстве была его книга с этой картиной.

Уникальна технология, по которой изготавливали эту мозаику. Из плитки разных цветов вытачивали фрагменты необходимой формы и размеров. Работа очень кропотливая.

Представьте, сколько трудов нужно, чтобы создать эскизы, а затем воплотить задуманное в таких масштабах.

Я несколько раз гулял по Ростову-на-Дону, видел мозаичные панно в других переходах, но о космическом не знал. Оказалось, что оно стало доступным менее года назад.

По-моему, очень здорово, что в Ростове-на-Дону сберегли и сделали доступным эту красоту. К слову, эту мозаику признали объектом культурного наследия.

Вот такая замечательная история. По-моему, это гораздо наряднее, чем торговый ларек в переходе.
Как я уже сказал, это не единственный мозаичный переход в Ростове-на-Дону, есть и другие. Самый известный с сюжетами на тему жизни советского человека. Его я покажу отдельно.

Источник

Лучшие советские мозаики в Москве The Village рассказывает о неочевидных местах, где сохранилось художественное наследие страны

The Village вместе с экспертами собрал десять лучших советских мозаик в Москве и объяснил, почему они — достояние города.

кандидат искусствоведения, директор Института модернизма

В 1954 году Хрущев начал борьбу с так называемыми архитектурными излишествами, к которым были причислены абсолютно все ордерные элементы (колонны, капители, портики, пилоны), а с ними и монументальная скульптура и лепнина, нередко украшавшая здания эпохи сталинского ампира. С этого момента в истории советской архитектуры произошел поворот к новому стилю, который сегодня принято называть советским модернизмом.

Здания советского модернизма как снаружи, так и внутри нередко украшены мозаиками — они не попали под нож борьбы с излишествами, по-видимому, в силу своей плоскостности, а даже напротив — стали наиболее частым средством взаимодействия архитектуры и искусства, раз уж остальные средства как минимум на много лет оказались фактически под запретом, да и вряд ли когда-либо вернут былую популярность.

Мозаика была созвучна архитектуре модернизма, позволяла спасаться от обезличенности и серости, практически неизбежной в условиях жесткой типизации. Кроме того, прилагающаяся к архитектуре, как та Митрофанушкина дверь — к косяку, мозаика как будто выпала из-под жесткого идеологического контроля — ей позволялось быть разной, в том числе и абстрактной, когда от живописи еще требовалось следовать канонам социалистического реализма. Мозаика стала возможностью выхода в город для модернистского искусства 60–80-х годов.

Читайте также:  12 замков вокруг света уровень космос

Сегодня модернистские мозаики можно условно разделить на три категории: атрибутированные памятники, атрибутированные непамятники и не атрибутированные непамятники. Две последние категории, конечно, находятся под угрозой, а последняя при этом — самая многочисленная.

К первой категории относятся не только уже упомянутые мозаики Дворца пионеров, а также мозаики в интерьерах Кремлевского дворца съездов. И те и другие находятся почти в безопасности: их хозяева — памятники архитектуры под охраной государства. В безопасности находится и еще одна вышедшая из безвестности в знаменитости московская мозаика — «Осень» в музее современного искусства «Гараж».

Однако с абсолютным большинством советских мозаик модернизма масса проблем, и с ними, конечно же, срочно надо что-то делать. Не имеют никакого охранного статуса даже самые известные из них, такие как знаменитая мозаика на здании СЭВ или на кинотеатре «Октябрь» (последняя вообще чаще всего закрыта рекламными щитами), более поздняя мозаика на здании библиотеки 2-го Меда — один из самых необычных и впечатляющих образцов позднесоветского монументального искусства. Под прямой угрозой уничтожения находятся мозаики на центральной площади Зеленограда — часть, которая покрывала стену универмага, уже зачем-то оштукатурена, другая часть, покрывавшая дно фонтанов, быстро разрушается. Вообще разрушение грозит и происходит со всеми модернистскими мозаиками — таковы условия их жизни, климат и отношение к ним.

Еще одна ключевая проблема — атрибуция. Даже среди специалистов неизвестен автор и дата создания замечательной мозаики «Космонавт» на здании школы на Варшавском шоссе, а по качеству исполнения эта работа явно достойна статуса памятника монументального искусства.

Огромная работа по учету и атрибуции мозаик была проделана украинскими коллегами — там фотограф Евгений Никифоров зафиксировал и хотя бы частично атрибутировал сотни монументальных мозаик по всей стране, и недавно в немецком издательстве DOM был издан совершенно роскошный альбом с его фотографиями.

Советские модернистские мозаики срочно нуждаются в атрибуции, учете, реставрации, демонстрации (зачастую их не видно в городе за рекламными щитами), защите и постановке на охрану. Ну и конечно, в исследовании.

Источник

Советская мозаика: частицы советской истории

Обычно под советской мозаикой понимают работы, изготовленные после 1930-х годов. Однако история советской мозаики началась гораздо раньше. Этот вид искусства, действительно, не был очень распространен – отчасти потому, что навевал гражданам страны ненужные ассоциации с украшением храмов, отчасти – потому, что требовал от только встающих на ноги Советов больших ресурсов: экономических, временных, человеческих.

Однако уже к 1925 году стараниями Владимира Александровича Фролова – потомственного мозаичиста, руководителя мозаической мастерской Академии художеств в Ленинграде – на фасаде Киевского вокзала в Москве появились два герба СССР, выполненных в этой технике. По сути, с этой даты и можно вести отсчет истории советской мозаики.

Ну а после того, как мастерская Фролова в 1929-30 гг. оформила мозаикой из пурпурной смальты мавзолей В.И. Ленина, этот вид искусства начал набирать популярность. Мозаичные портреты вождей, сцены из революционных лет, оформление театров и военных академий, разработка новых техник, позволяющих снизить расходы – работы у мастера постоянно прибавлялось. Однако, несмотря на тесные идеологические рамки, он никогда не забывал о художественной ценности мозаик прошлого. Так, когда в Киеве сносили Михайловский Златоверхий собор, Фролову вместе с коллегами удалось перенести мозаики храма в музеи Москвы и Петербурга, тем самым сохранив их для потомков.

Когда началось строительство станций московского метро, мозаика оказалась тем самым искусством, которое идеально подчеркнуло героику тех лет, мощь Советского Союза, радость советского человека. Сотрудничество с художником Александром Дейнекой позволило создать знаковые интерьеры, которые стали узнаваемым символом культуры и истории СССР.

Великая Отечественная война прервала грандиозные труды. А мастер, отправив в Москву свою последнюю работу – мозаики для станции метро «Павелецкая», — умер в блокадном Ленинграде…

В послевоенные годы количество мозаик возросло в разы. Но изменились воспеваемые герои – место рабочих и солдат заняли изображения И.В. Сталина. Сегодня достаточно трудно оценить этот период развития советской мозаикой, поскольку после разоблачения культа личности многие панно были изменены или вовсе уничтожены.

Так, например, немало изменений претерпели мозаичные панно станции «Комсомольская», выполненные группой Павла Корина, откуда пришлось убирать портреты Сталина, Берии, многих членов Политбюро, сводя на нет изначальный замысел автора. А мозаику на станции метро «Новослободская», которая по ряду причин очень не понравилась Н.С. Хрущеву, авторы демонтировать не стали вопреки приказу. Перед ней выстроили фальшивую стену, облицованную мрамором, которую убрали только после смерти Хрущева.

Читайте также:  Блюда связанные с космосом

Большое количество панно также воспевали героический подвиг советских людей, завоевавших победу в Великой Отечественной войне.

Ближе к 1970-м годам мозаика красовалась уже в зданиях разного назначения, холлах школ и училищ, дополняла фасады зданий. Были построены и заводы, производящую смальту для мозаик. Интересно, что помимо традиционных героев – космонавтов и ученых, пионеров и спортсменов, — использовались и достаточно абстрактные изображения, которые во многом предвосхитили появление новых течений в искусстве.

После распада Союза, к сожалению, часть мозаик начали сознательно уничтожать, чтобы стереть воспоминания о советском строе. Часть просто оставили без внимания, и постепенно они разрушаются, переставая напоминать нам о добром мире, где человек стремился к новым победам над самим собой…

А пока взглянем еще раз на некоторые образцы этого искусства, которое – нет, не умирает, но все же из массовых уходит в камерные формы.

«Карта индустриализации СССР». Карта, выполненная к 20-летию революции, была выполнена из драгоценных и полудрагоценных камней и наглядно отображала достижения советской промышленности.

Панно площадью 26 кв м изготовлено из 45 тысяч пластин, которых 700 каменотесов нарезали день и ночь. Для обозначения крупных городов использовались драгоценные камни, Ленинград обозначался александритом, Москва – рубином и алмазами, Северный полюс – бриллиантом, а столицы союзных республик – изумрудами.

Вестибюль метро «Павелецкая» в Москве.

Фриз из четырех частей включает натюрморты с фруктами, цветами, овощами и хлебом, впереди которых помещена гирлянда из цветов и листьев. Барельеф Сталина из бронзы, украшавший подземный зал, позже заменили на мозаичное изображение мужчины и женщины.

Мозаики станции «Белорусская» в Москве. По рисункам Г. Опрышко были выполнены восьмигранники, изображающие герб республики, сцены из партизанского движения, картины мирной жизни и т.д., дополненные национальными орнаментами, выполненными из мрамора и смальты.

Интересно, что на одном из панно героини вышивают Орден трудового Красного знамени – им заменили портрет Сталина, присутствующий на мозаике изначально.

Станция метро «Киевская» в Москве украшена 18 мозаичными панно, по которым можно прочитать историю Украины.

Победа в Полтавской битве, Богдан Хмельницкий и Тарас Шевченко, Пушкин на Украине – мозаика рассказывает о великих событиях в истории двух народов.

Портрет Владимира Маяковского на станции метро «Маяковская», Санкт-Петербург. Был создан Юрием Могилевским в 1967 году. Стены зала украшены смальтой ярких цветов. Портрет поэта создал художник, который не был мозаичистом, а работал преимущественно в эстампе.

«Я понял: в портрете должно быть выражено самое главное, человеческое и творческое кредо поэта: «Светить всегда, светить везде!». Тогда и родился портрет, где в неистовой схватке черного и белого раскрылся этот замысел», — говорит Могилевский.

Мозаика ТЮЗа имени Брянцева,Санкт-Петербург. Ее автор Андрей Мыльников возглавлял мастерскую монументальной живописи Института им. Репина.

В шестидесятые годы Мыльников был заметнейшей фигурой, повлиявшей на становление монументального отечественного искусства. Многие мозаики Ленинграда были созданы его мастерской, а ученики мастера продолжили его дело в разных городах страны.

Серия мозаичных панно в микрорайоне «Восток», г. Минск. Созданная в 1978-1979 гг. серия из четырех панно символизирует значение столицы Белоруссии как города-героя, города культуры, города науки и города-строителя.

В качестве аргумента противники мозаики отмечали, что масштабные рисунки на домах будут отвлекать водителей и чреваты авариями. Но Александр Кищенко сумел убедить всех в своей правоте. Рисунки художника делались в натуральную величину, потом обводились на стене и заполнялись смальтой. Интересно, что прототипами служили реальные люди – например, девушки из народного ансамбля танца.

Автовокзал в Киеве. Совместная работа талантливого архитектора Авраама Милецкого и тандема художников Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко.

Стандартное здание ожило за счет грамотного использования цвета, живописи, малых форм. «Монументальным бывает самое хрупкое, неуловимое, переменчивое, неприступное для построения — человеческое чувство», — подчеркивала Рыбачук.

Фонтан «Знаки Зодиака» в Алматы. Сам фонтан, созданный в 1980 году, изображает Вселенную и 12 знаков Зодиака, а дно его выложено мозаикой из смальты.

Автор мозаики Владимир Твердохлебов убежден: «Мы всегда пытались преодолеть этот стереотип: якобы художник – тот, кто занимается станковыми видами искусства. А к монументальному искусству относились несерьезно. Но все виды искусства достойны внимания».

Зал внутри монумента Воину-освободителю, Трептов-парк, Берлин. Художник А. Горленко дополнил круглый памятный зал внутри скульптуры Воина-освободителя мозаичным панно. Оно изображает представителей народов СССР, возлагающих венки к месту солдатского захоронения.

Надпись над их головами гласит на русском и немецком языках: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества».

Источник

Adblock
detector