Меню

Современная философия человек во вселенной

Человек во Вселенной

Мы уже установили, что система миропонимания включает в себя научные представления о материи, бытии, о Вселенной, о космосфере, о месте и роли человека во Вселенной, в Космосе.

Научная методологическая программа и исходные познавательные установки современного диалектического материализма, позволяют раскрыть мировоззренческую проблему человека во Вселенной, решить вековечный спор науки и религии о сущности. мира, его законах, их познании и использовании в человеческом или божественном «измерении» мира.

Конституирование современной естественно-научной картины мира во многом определено «вселением» в эту картину самого человека и выявлением его места и роли в системе мироздания. Давно известный, старый мировоззренческий вопрос о месте, роли, значении человека во Вселенной, в Космосе обретает сегодня, в свете данных новейших наук о космосфере, новые концептуальные пути своего решения. Решающим в этом отношении выступает выявление и исследование, обобщение роли «человеческого фактора» при изучении проблем астрономии, астронавтики, космологии, астрофизики, квантовой физики, экологии, биосферологии, ноосферологии и других наук и направлений, дающих обильный материал для мировоззренческих обобщений. Глобальный факт наличия во Вселенной земной жизни, в том числе и человечества на Земле как разумного сообщества космобиопсихосоциальных существ, субъекта познавательной и предметно-преобразовательной деятельности, обретает огромное, фундаментальное значение для научного понимания многоуровневого строения Вселенной и её развития от прошлого состояния к настоящему и будущему. Вместе с тем изучение человечества в космическом аспекте имеет большое значение для приращения знаний о самом человеке, для разработки его более многостороннего, интегрального, универсального образа.

Эти новые научные достижения при неправильной методологической и мировоззренческой вооруженности могут дать пищу для всякого рода антропоцентрических интерпретаций, абсолютизирующих человека, приводящих к субъективистским, теологическим объяснениям мира и человека во Вселенной. Такого рода рассуждения возникали у известных космологов, физиков (Ф. Хойл, Дж. Уилер, С. Хокинг, Б. Картер и др.).

Для выявления существа взглядов на человека во Вселенной следует ограничить определенными понятиями предмет изучения. Мы обозначим этот предмет космосферно-мировоз — зренческим объектом.

Космомировоззренческие представления зародились в глубочайшей древности, в эпоху становления человека. Астрономические знания стали накапливаться, опредмечиваться еще в условиях родо-племенной формации. Но наиболее интенсивно развивались в период цивилизации, закреплялись в памятниках, сооружениях, в языке, фольклоре. Существовал мифологический способ отражения и систематизации, объяснения фактических данных и практических действий. Мифология является первой мировоззренческой системой, опиравшейся на архео — или палеоастрономические представления человека, на обыденные представления о Солнце, о небе, Луне, звездах, дополненные антропоморфными домыслами.

В последующие эпохи господства религиозного мировоззрения представления о Вселенной и человеке получили теологическое объяснение, опиравшееся на мифологию, в частности на трехмерную вертикаль мира — небесное, земное, подземное, иерархически заселенную своими жителями — небожителями, земными жителями, подземными жителями.

Натурофилософское рационалистическое мировоззрение вело борьбу против мифологического и религиозного представлений о Вселенной и человеке, разрабатывались геоцентрические и гелиоцентрические взгляды на мир, альтернативные концепции бесконечного и конечного, ограниченного и безграничного в пространстве и времени, альтернативные идеи цикличности (и обратимости) в развитии мира и однонаправленности (необходимости) эволюции Вселенной.

Развитие науки и современной космопрактики (освоение Космоса человеком), обобщение данных более чем сотни космических (и пограничных) научных дисциплин дали огромную информацию о Вселенной и человеке, принципиально новые обобщения мировоззренческого содержания.

Современный образ Вселенной характеризуется такими чертами:

а) «Расщепление» понятия и образа астрономо-физи — ческой Вселенной и мира з целом. Появление моделей «ветвящихся», параллельных, многосвязных Вселенных;

б) фундаментальное обоснование концепции взрывающейся (теория большого взрыва) Вселенной, утверждение образа анизотропной1 нестационарной Вселенной, разработка идеи взаимосвязи локального и глобального, микро и мегаструктурных пространственно-временных характеристик и мировых констант;

в) утверждение антропного принципа в качестве методологического и мировоззренческого ориентира и регулятива, осознание и системно-научное обоснование закономерностей связи двух разномасштабных процессов: глобального развития Вселенной (или, точнее «нашей» Вселенной) и возникновения эволюции жизни и разума. Современная картина Вселенной связана с построением современной общенаучной картины мира и перестройкой общемировоззренческих ориентиров, положений, установок.

Читайте также:  Звездные врата вселенная камилла рэй

Из наиболее активно разрабатываемых сегодня выступает антропо-космическая концепция, стремящаяся всесторонне утвердить космический подход к человеку, раскрыть научно, мировоззренческие его единство с Космосом, противоречивые их взаимоотношения в разных аспектах, плоскостях.

Особенности антрспокосмизма, основные его научные и мировоззренческие положения представлены в трудах отечественных ученых — К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского, Н. Г. Холодного и др.

Не только Солнечная система и Земля как космическое образование, но и жизнь на Земле — есть процесс и результат развития Космоса. Человек, как высшее проявление жизни, есть результат, продукт не только земной, но и космической эволюции, «и наружный лик Земли, и жизнь, наполняющая его, являются — писал А. Л. Чижевский, — результатом творческого воздействия космических сил. А поэтому и строение земной оболочки, её фи — зико-химия и биосфера являются проявлением строения и механики Вселенной, а не случайной игрой местных сил». Человечество — неотъемлемая, органическая составная часть Космоса.

Человечество — сила, способная преобразовать природу во все более возрастающих масштабах и тем самым влиять на космическую эволюцию. Обратная зависимость земной и космической эволюции от человечества увеличивается и будет возрастать с развитием человеческой космопрактики, развертыванием производства в Космосе, качественным изменением науки. Будущее распространение разумной жизни во Вселенной имеет существенное значение и для Вселенной, главным образом для её обитаемых областей, где космическая среда подвергается трансформации благодаря разумной практической деятельности людей.

Процесс формирования и развития ноосферы, последовательное распространение её в пространство Солнечной системы, благодаря геокосмической деятельности человека, следует рассматривать как качественно новый этап в развитии системы Вселенная — человек. В реализации этого процесса человек может выступать не только в качестве создателя искусственных сооружений из естественных космических материалов, но и в виде устроителя биокосмических зон Солнечной системы, заселенных различными, творчески изученными, трансформированными и отобранными земными формами жизни.

Эта раскрытая обратная зависимость Космоса от человечества требует более глубокого изучения не только Вселенной, но и жизни, в том числе вершины её пирамиды — Человека. Человечество несет прямую ответственность перед космической природой за сохранение земной природы и самого себя, как главного носителя прогрессивных тенденций космической жизни на планете Земля.

Необходимо преодоление чисто утилитарного, потребительского отношения к природе, к Космосу, деятельности для сиюминутной выгоды, отчужденно — «покорительного» принципа отношений человека к природе.

Концепция антропокосмизма не закрывает тех реальных гипотез, которые развиваются сегодня в науке, в частности, той концепции, что земная жизнь — это лишь одна из форм существования космической жизни, и человек не одинок во Вселенной. По мнению К. Э. Циолковского, обосновавшего с новых позиций идею множественности миров, •- населенность Вселенной есть абсолютная, хотя не фактическая истина». (К. Э. Циолковский. Научная этика. Калуга. 1930. С.2). Обнаружение иных цивилизаций, внеземных форм жизни — дело времени, дело науки и космопрактики человека. Циолковский писал не только о встрече в Космосе разумных существ, но и об объединении космических цивилизаций, с тем чтобы стать реальной силой, способной воздействовать на эволюцию Вселенной. Научно-фантастическая художественная литература раскрывает давно уже эту проблему (И. Ефремов. Туманность Андромеды).

Антропокосмизм — реальная проекция нового бытия людей и одновременно гигантская прогностическая научная программа развития человека, общемировозэренческая компонента его сознания. С антропокосмическим масштабом, измерителем бытия и духа, сознания реально возрастают перспективы человечества, будущее земной цивилизации, её прогресс и бессмертие. Бесконечный в пространстве и во времени, и неисчерпаемый в своих материальных — энергетических — информационных ресурсах Космос является объективной предпосылкой, условием и основой существования жизни, осуществления процесса неограниченного развития разумной жизни. Одна Земля или другое ограниченное космическое образование не может быть такой основой. Только выход человека в Космос, его «обустройство», широкое распространение в нем развития человеческой космопрактики открывает земной цивилизации путь к безграничному прогрессу и бессмертию, Развитие антропокос — мизма существенно обогащает методологическое содержание наук, философии, меняет мировоззрение, идеологию, социальную психологию, наполняя их элементами космизма.

Читайте также:  Комиксы про вселенную марвел

На наших глазах стремительно развертывается космизация современной науки, хотя уже имелись задолго до космических полетов достижения астрономии, астрофизики и других наук. Совершенствуются научно-организационные, экономические основы космизации науки. Космизация в науке развивается на эмпирическом уровне, научно-теоретическом и мировоззренческом, сформировались более 100 новых научных дисциплин в сфере космических исследований. Четко определены группы наук — технические, естественные, гуманитарные, концентрирующиеся вокруг космонавтики. Формируется ряд комплексов наук разных направлений, в частности комплекс наук о Земле и её подсистемах, изучаемых из Космоса или комплексно с участием космических средств — космическая океанография, землеведение, космическая геология, геодезия, метеорология и др. Есть комплекс наук, изучающих Солнце, околосолнечную среду и планеты, комплекс направлений, исследующих макроземные предметы в Космосе, включая человека, комплекс астрономических дисциплин и др.

Развиваются взаимосвязи всех наук, групп, комплексов наук, и, в частности, геоцентрических и космических.

Уже давно идет процесс идеологизации и политизации космической деятельности. Геополитическая космическая доктрина может приобретать милитаристское и невоенное направление. Существует и процесс космизации политико-идеологических построений. Новые возможности космонавтики существенно изменили содержание и характер политических доктрин, военных стратегий ядерных стран.

Развертывается космизация правосознания •- создаются правовые регуляторы космической деятельности и сопряженные с ней сферы, затрагивающие межгосударственные и общечеловеческие интересы. За последнее время освоения Космоса опубликовано более 1000 научных работ по космическому праву, приняты многочисленные межгосударственные соглашения, договоры по освоению Космоса и космических объектов.

Осуществляется космизация нравственности, морального познания с приматом общечеловеческих этических ценностей. Разрабатывается учеными правовой и нравственный аспект будущих взаимоотношений с внеземными цивилизациями.

В сфере литературы, кино, живописи, телевидения, музыки и даже хореографии развертывается космизация искусства. В научной фантастике более половины произведений посвящены Космосу.

Подвержены космизации экологическое и религиозное сознание. Если обобщить итоги космической деятельности человека, процессы космизации духовной жизни, то вполне своевременно выделение в ряду форм общественного сознания такой формы, как костосферное сознание. Оно имеет четко выраженный объект отражения, предметы изучения, свой специфический способ отражения и гносеологический, понятийный аппарат, особые взаимосвязи с другими формами сознания, имеет психологический, эмпирический, обыденный уровень отражения, оказывает большое обратное влияние на человеческую деятельность, адекватно отражает космопрактику человечества, имеет уже солидные свои традицииА нормы, правила и т. д. Сегодня мы можем с полным правом говорить не только о непрофессиональном, но и о профессиональном космоофер — ном сознании космонавтов, многие месяцы работавших в Космосе. Их сознательная профессиональная работа в Космосе уже насчитывает в общей сумме несколько лет и будет все время увеличиваться количественно и качественно, Будущие космические производственные комплексы, вахтовая работа, а затем и постоянные поселения землян в Космосе качественно изменят их сознание: земное станет геокосмическим и собственно космосферным сознанием,

В историческом аспекте антропокосмизм зарождается как диалектическое отрицание и диалектический синтез двух противоположных направлений в развитии философско-мировоззренческих концепций — антропоцентрических учений, подчеркивающих уникальность и единственность человека и порой обожествляющих, и отрывающих его от природы, а также учений космизма, исходящих из единства человека с бесконечным Космосом и развивающих идею множественности обитаемых миров.

Таким образом, включая в себя антропоцентризм в диалектически снятом виде, антропокосмизм не «растворяет» человека во Вселенной, хотя попытки представить человека ничтожной пылинкой Космоса встречаются в некоторых концепциях космизма. Но тезис о том, что человек есть центр мира, наивысший пик его развития в антропокосмизме лишается своей абсолютности и статичности и — переосмысливатеся в более адекватной и конкретной форме. Человек рассматривается как вершина развития материи на Земле, в Солнечной системе и, возможно, в более широких масштабах. Но наряду с этим, признается наличие иных аналогичных вершин развития в других местах Вселенной, что является следствием космичности самих феноменов жизни и разума. Антропокосмизм принципиально полицентричен как в смысле утверждения множественности космических центров бытия различных форм жизни и разума, так и в смысле выдвижения тезиса о неизбежности появления помимо Земли иных центров существования человечества во Вселенной в ходе её освоения в будущем. Поэтому переход от антропоцентризма (и or тесно связанного с ним геоцентризма) к антропокосмизму есть переход от моноцентризма к полицентризму в понимании места и роли жизни и разума во Вселенной.

Читайте также:  Расстояние до конца видимой вселенной

В конце 50-х гг. XX в. был выдвинут советскими учеными Г. М. Идлисом и А. Л. Зельмановым антропный принцип, согласно которому Вселенная обладает глобальными свойствами, «небезразличными» к существованию в ней человека. То есть, возникновение, развитие и существование человека в Космосе возможно не на любом, а только на определенном этапе развития Космоса.

Введение антропного принципа в космологию означало утверждение в ней важного методологического приема, ориентирующего на такую теоретическую реконструкцию прошлой эволюции Вселенной, которая в качестве исходной предпосылки берет современное присутствие в ней человека. Действительно, для того, чтобы появился человек необходимо наличие жизни, разнообразие её форм, объединенных в единую биосферу. Но для возникновения жизни требуется присутствие многих элементов тяжелее водорода: углерод, кислород, азот и др. В свою очередь, для образования этих элементов нужды реакции термоядерного синтеза, протекающие в недрах звезд. Обычно для «приготовления» элементов в результате звездного нуклеосинтеза требуется несколько миллиардов лет. Но Вселенная не располагала бы этим временем, если бы была замкнутой, а её радиус при максимальном расширении не превышал бы несколько миллиардов световых лет. Однако размеры наблюдаемой, расширяющейся Вселенной — огромны и больше этой величины.

Развитие Вселенной привело к возникновению человека. Сейчас ясно, что жизнь могла зародиться только на определенном этапе расширения нашей Метагаллактики, когда образовались и прошли достаточно длинный путь галактики и звезды, и сформировались сложные сочетания разнообразных космологических, физических, химических факторов, благоприятных для перехода от неживого к живому. Мы наблюдаем нашу космическую систему именно такой, какая она есть, потому что мы сами существуем, а при других её параметрах мы возникнуть и существовать просто не могли бы. Это утверждение и составляет суть антропного космологического принципа.

Выдвижение антропного космологического принципа породило некорректные объяснительные структуры субъективистского и телеологического толка, в частности, возникли мнения, что существование человека во Вселенной как бы предопределяет её глобальные свойства и ход эволюции (С. Хокинг, Дж. Барроу и др.), а Д. Лесли стал писать о новом доказательстве, якобы, бытия божьего в мире. Нельзя абсолютизировать антропный космологический принцип — сущность человека не выведешь непосредственно из природы Космоса. Но нельзя и принижать данный принцип, так как есть значительная «доля» космических факторов в процессе становления и развития общества. Человек — это не «врожденное», предопределенное эволюцией нашей Вселенной, а необходимо случайное приобретение. Он мог бы появиться в Космосе с другими свойствами.

Мир человека под воздействием способа производства, общественных отношений, развития науки, космизации изменяется, развивается разнонаправленно. Но самое главное, приобретенное при этом, — общечеловеческие ценности, ориентации, диалектически разностороннее мышление, выражающее противоречивое единство человека и Вселенной.

Источник

Adblock
detector