Легендариум Толкиена: обустройство мира Средиземья
Английский писатель Дж. Р. Р. Толкин создал уникальную вселенную, которую назвал легендариумом. Ее можно сравнить с историей нашей планеты, ведь он четко описал все до мельчайших подробностей — от процесса создания планеты до географических тонкостей устройства этого мира.
Мы уже знаем, что этот мир был населен разными расами и народами, которые имели богатую историю. При этом каждый из них жил на определенной местности веками, из поколения в поколение передавая территории.
Как же была населена земля, созданная Толкином? В этой стране мы расскажем об устройстве Легендариума!
Первое, что нужно знать о мире Толкина — этого его начало. По мифологии писателя, Великий Эру Илуватар создал Арду — мир, где располагались все упоминаемые в книгах земли. Арда была плоской и состояла из нескольких континентов, окруженных морями и огромным океаном Эккайа. Один из самых больших континентов назывался Средиземье, именно на нем появились Первые эльфы, а затем и Первые люди.
До событий Третьей эпохи Арда дошла не в первозданном варианте. Изначально Эру создал Арду Неискаженную, место, где никто не умирал. Но после войн Валар с Мелькором была создана Искаженная Арда, место, где были болезни, горе, смерть, зло и прочие нехорошие вещи. Эльфы больше не могли быть бессмертными в этом месте, и после завершения битвы за Кольцо Всевластия почти все они покинули Средиземье.
Валинор
Однако от Арды Неискаженной в мире остался один клочок земли, называемый Валинором. Он расположен в землях континента Аман, еще во времена, когда Первые эльфы только появились в Средиземье. Там жили Валар и Майар, и именно в Валинор они привезли своих подопечных, эльфов. Первые эльфы разделились на народы, но не устояли перед мятежным Мелькором. Он посеял среди них смуту и убедил встать против Валар. Таким образом народ эльфов разделился, Валар прогневались на них и отказались помогать в войне с Мелькором.
Однако после столетий страданий Валар все же покинули Валинор и помогли сразить своего мятежного соратника. С тех пор Валинор был доступен только эльфам, которые хотели вернуться родные земли. Правда, найти Валинор очень сложно, простым смертным такое точно не под силу. Земля Валар является пристанищем исключительно для эльфов, людей здесь нет, кроме Бильбо и Фродо Беггинсов, Сэма и гнома Гимли. Кстати, на территории Амана эльфы живут вечно, в отличие от Средиземья, где они медленно угасают и становятся призраками.
Нуменор
После событий Первой эпохи Валар практически никогда не вмешивались в то, что происходит в Средиземье. Единственное, что во Второй эпохе они подняли со дна океана огромный остров, который был назван Нуменор. Его населили люди, которые вскоре стали одной из самых процветающих наций. Они близко общались с эльфами и получали от них щедрые дары. Однако им было запрещено появляться в западных водах со своими кораблями, чтобы не найти Валинор.
Но людям было мало того, что давали им эльфы, они хотели получить бессмертие и подняли бунт против Эру и его культа. В итоге с легкой подачи Саурона флот нуменорцев отправился с войной на Валинор, но Валар оказались сильнее. Флот вместе с островом буквально ушли под воду, и только нескольким кораблям удалось спастись. Валинор у Толкина можно сравнить с Атлантидой.
Средиземье
Самая обширная земля Арды — огромный континент Средиземье, где живут гномы, эльфы, люди и другие расы Легендариума. Так сложилось, что разные части этого континента изначально были заняты разными расами, и так продолжалось на протяжении долгих веков. Большую часть Средиземья населяют люди, но есть уголки, где живут и другие расы, например, хоббиты, эльфы, гномы.
Гондор
Одно из самых известных государств на территории Средиземья — Гондор. История этого края началась в конце Второй эпохи, когда нуменорец Элендил вместе с сыновьями спасся из Нуменора, который просто ушел под воду. Гондор всегда был главным врагом Саурона, ведь их территории находились рядом. За 1000 лет до событий «Властелина колец» во время войны пропал последний потомок нуменорских королей, и этот край управлялся наместниками в ожидании настоящего правителя.
И он пришел — все мы помним короля Арагорна, который оказался прямым потомком нуменорцев. Он возродил почти угасший Гондор и вернул ему былую славу. Он восстановил некоторые утраченные границы, ведь за время войн с Сауроном и другими противниками Гондора он практически утратил былые земли.
Мордор
Эта область на юго-востоке Средиземья была облюбована Сауроном, одним из первых Майар, вставших на сторону Мелькора. После падения повелителя Тьмы он продолжил его дело и стал главным антагонистом на несколько эпох. Мордор располагался в уникальном месте, так как с трех сторон был окружен горными хребтами. Здесь жили орки, изуродованные эльфы и люди, которые начал создавать еще Мелькор.
Он практически был неприступен для нападения врагов, из-за этого так долго держался. Уничтожить Мордор удалось изнутри двум маленьким хоббитам. Что интересно, Мордор в представлении Толкина символизировал современные индустриальные города. Смог, отсутствие растительности, горы строений из бетона и железа — так он описывал царство Саурона.
Главные герои трилогии «Властелин колец», хоббиты, населяли одну территорию в Мредиземье — Шир. Никто не знает, как и откуда появился этот народ, Толкин писал, что они имеют отдаленное родство с людьми. Но, как мы все знаем, хоббиты ниже ростом, имеют волосатые длинные ступни и живут в Шире, практически никогда не покидая его. Они миролюбивы, их территории практически никогда не были интересны завоевателям.
Рохан
Государство Рохан или Рохиррим располагается к северу от Гондора в степном крае. Толкин описывал Рохан как море травы, поэтому местные жители были отличными наездниками. Люди Рохиррим имеют дальнее родство с населением Гондора, ведь их предки когда-то были разделены — одни остались в Средиземье, а другие переселились в Нуменор. Долгие столетия Рохан и Гондор не ладили, но в последней битве встали вместе и одержали победу. В Четвертой эпохе они заключили мир с Гондором и другими королевствами.
Лориэн
Эти места на деле являются лесом, населенным потомками первых эльфов. Его населяют галадримы, эльфы под предводительством Келеборна и Галадриэль. На протяжении трех эпох здесь жили потомки нолдоров и синдар (первые эльфы), но после войны Галадриэль покинула Средиземье и уплыла в Валинор, а Келеборн увел своих подданных синдар в Лихолесье. Лориен прекратил свое существование как пристанище эльфов.
Лихолесье
Этот край состоит из первобытного леса, где правит эльф Трандуил. Изначально это место было заселено только эльфами, но в начале Третьей эпохи Саурон занял крепость Дол Гулдур и наводнил лес своими слугами. Эльфам пришлось уйти в глубь леса, а сами земли наводнились гигантскими пауками и другими исчадьями тьмы. В конце Третьей эпохи эльфы наконец поддержали людей в битве с Сауроном и разрушили крепость Дол Гулдур. Келеборн после ухода супруги в Валинор переселился в Лихолесье к Трандуилу.
Мория
В трилогии «Властелин колец» этот город-государство под Мглистыми горами был заброшен. Но он имеет богатую историю сотен поколений гномов, которые жили в Мории несколько эпох и приумножали свои богатства. В Четвертую эпоху потомку Дурина (первого гномьего короля) удалось начать восстановления некогда процветающего подземного царства. Пока Мория была разрушена, гномы ютились по подземельям разных гор разрозненным народом, который не мог объединиться.
Ривенделл
Ривенделлом в трилогии называют еще одно пристанище эльфов в Средиземье. Его построил Элронд, полуэльф из династии, которая пошла от Туора и Идриль. Элронд полностью защитил свое убежище от Саурона и сделал его скрытым от чужаков. Правда, после ухода Элронда в Валинор Ривенделл недолго был населен оставшимися эльфами. Они тоже ушли за Келеборном в Лихолесье, чтобы присоединиться к своим братьям.
Объединенное королевство
В Четвертой эпохе в Средиземье образовалось новое государство под предводительством Арагорна. Объединенное королевство включало в себя Гондор в расцвете и земли Арнора, еще одного государства, которое было разрушено в ходе воин. Арагорн объединил все некогда принадлежавшие этим государствам земли, кроме свободного Рохана. Шир он тоже взял под свою защиту и запретил людям селиться там. Эльфы практически все покинули Средиземье, и на континенте наступила эра людей.
Средиземье Дж. Р. Р. Толкина имеет богатую и интересную историю, полную взлетов и падений. Писатель подарил миру фэнтези удивительную вселенную!
Нравится статья? Поддержи наш проект и поделись с друзьями!
Источник
Мифология, которую создал Толкин во «Властелине колец»
Три всемирно известных писателя, которые создавали сказочные миры: Льюис Кэррол — создатель » Алиса в Стране чудес «, Клайв Льюис — создатель » Хроник Нарнии » и, безусловно, Джон Рональд Руэл Толкин — создатель культовых книг фэнтези – «Хоббит» и трилогии » Властелин колец» долгие годы преподавали в одном из самых консервативных университетов Англии.
Как ни странно, именно здесь, в чопорном Оксфорде , пропитанном духом высокой науки, они писали свои книги, ничего не имеющие общего с наукой.
Джон Толкин (3 января 1892 — 2 сентября 1973) родился в британской семье, в Южной Африке. Когда ему было 3 года, мать увезла его назад в Англию. В 1911 он поступил на классический факультет Оксфорда, который блестяще закончил в 1916. В Первую мировую войну Толкин служил в армии и был участником событий на р. Сомме. Он вернулся на родину с контузией, а во время выздоровления стал изучать древние языки и начал работу над книгой » Сильмариллион » (издана в 1977 г. после смерти писателя). Всю оставшуюся жизнь до 1973 года Толкин преподавал в местных колледжах английскую филологию и занимался мифологией своего мира фантазии . В 1972 году королева наградила его титулом кавалера ордена Британской империи 2-й степени .
Стремление Толкина создать новый мифологический мир возникло из увлечения фольклором и мифами:
С самого начала я был опечален бедностью моей страны: у нее не было собственных историй, не было тех качеств, которые я разыскал и обнаружил в легендах других стран. Греческие, кельтские, римские, германские, скандинавские и финские — но ничего английского, кроме содержания жалких сборников народного творчества.
Из беседы Клайва Льюиса и Джона Толкина (Х.Карпентер «Дж.Р.Р.Толкин. Биография»):
К. Льюис: «Но ведь мифы — ложь, пусть даже ложь посеребренная»
Д. Толкин: «Нет, мифы — не ложь. Ты называешь дерево деревом, не особенно задумываясь над этим словом. Но ведь оно не было «деревом», пока кто-то не дал ему это имя. Ты называешь звезду звездой и говоришь, что это всего лишь огромный шар материи, движущийся по математически заданной орбите. Но это всего лишь то, как ты ее видишь. Давая вещам названия и описывая их, ты всего лишь выдумываешь собственные термины для этих вещей. Так вот, подобно тому, как речь — это то, что мы выдумали о предметах и идеях, точно так же миф — это то, что мы выдумали об истине.- Мы — от Господа, и потому, хотя мифы, сотканные нами, неизбежно содержат заблуждения, они в то же время отражают преломленный луч истинного света, извечной истины, пребывающей с Господом. Воистину, только благодаря мифотворчеству, только становясь «со-творцом» и выдумывая истории, способен Человек стремиться к состоянию совершенства, которое было ведомо ему до Падения. Наши мифы могут заблуждаться, но, тем не менее, они, хотя и не прямыми путями, направляются в истинную гавань — в то время как материальный «прогресс» ведет лишь в зияющую пропасть, к Железной Короне силы зла».
Толкин был перфекционистом и писал очень медленно. Его литературная работа часто прерывалась академическими обязанностями, например, экзаменовкой студентов.
«Хоббит» (1937) был издан, когда автору исполнилось 45. История Средиземья получила продолжение во » Властелине колец «. Книга вышла, когда Толкину было за 60 лет.
В середине 60-х издания «Властелина Колец» в мягком переплете стали необыкновенно популярны и книга стала культовой .
Если «Хоббит» считается фантастическим рассказом для детей ( писатель создавал его для своих детей ), то » Властелин колец » обладает глубоким смыслом и предназначен для взрослой аудитории .
Источник
Властелин Колец: волшебный мир Средиземья основан на Нашей реальности
При создании волшебного мира Средиземья, Дж. Р. Р. Толкин вдохновлялся таким количеством реально существующих культур и мест, что назвать мир «Властелина Колец» полностью вымышленным — язык не повернется. Начиная с публикации «Хоббита» в 1937 году, история и структура Средиземья развивалась в геометрической прогрессии сначала во «Властелине Колец», а затем в посмертном «Сильмариллионе» и многих других произведениях Толкина, которые были опубликованы уже после кончины автора.
Толкин делится с нами через прозу настолько многогранной и подробной картиной Средиземья, что мир, созданный им, живет уже почти сто лет, может быть, даже более популярный, чем когда-либо прежде. Толкин оказал практически неизмеримое влияние на других фэнтези-писателей, чьи имена знает весь мир: Терри Пратчетт, Джордж Р.Р. Мартин, Терри Брукс. Благодаря подробнейшим описаниям, скрупулезно составленным приложениям и многочисленным таблицам, картам и диаграммам, Средиземье превратилось в место, о котором многие поклонники знают больше, чем о собственной стране.
Из-за присутствия эльфов, темной магии и драконов, многие люди на протяжении долгого времени отвергали мир Толкина как причудливый вымысел, но эта оценка несправедлива по отношению к тому высокому уровню «настоящего», которым пропитано все Средиземье. Профессор английского языка и литературы Дж. Р. Р. Толкин черпал свое вдохновение в истории и культурах других стран, что делает историю «Властелина Колец» гораздо более реальной, чем может показаться на первый взгляд. Давайте взглянем на несколько вещей из нашего мира, которые стояли за созданием и развитием Средиземья.
Локации и Культуры Средиземья
В своем опубликованном сборнике писем Толкин признает, что Средиземье является прямым отражением приблизительной географии Земли, причем большинство локаций во «Властелине Колец» представляют страну или континент в реальном мире, как с точки зрения размещения на карте, так и со стороны качеств, присущих этим местам. Например, Шир — это родной город Толкина в Англии. Идиллические сады, многочисленные таверны и фермерский образ жизни характерны для стереотипной картины сельской Англии, особенно в 1930-х годах. А желание Сарумана захватить Шир явно является отсылкой к промышленной экспансии, которая имела место в начале 20-го века. Сам автор сравнил Шир с «Уорикширской Деревней» Викторианской эпохи, и так же сказал, что его родной город выступал в качестве визуального ориентира для Хоббитона, проявляющийся в простом образе жизни хоббитов.
Гондор, похоже, обязан своим появление Восточной Римской Империи с высокой, впечатляющей архитектурой, большой армией и историей колонизации близлежащих земель. Хотя Арагорн далек от традиционного Императорского стереотипа, и Гондор, и Древний Рим разделяют жесткую систему руководства, при которой один человек управляет всей империй. Было отмечено, что Нуменорская история Гондора очень схожа с историей Энея в римской мифологии. Так же, Гондор заимствует некоторые особенности Византии, вроде маяков и легенды о вернувшемся короле, который возвратит своей земле славу. Соответственно, жителей Рохана легко сравнить с готами (северными европейцами, которые сопротивлялись Римскому правлению, а не кладбищенским фанатам Мэрилина Мэнсона), и сам Толкин признал византийское влияние на Гондор в одном из своих опубликованных писем.
Перейдем к Мордору, который создан на основе Сицилии. И хотя мало кто сможет провести параллель между этим чудесным островом и местом, где обитает Темный Властелин, стремящийся к мировому господству, не стоит забывать, что Сицилия является «домом» для печально известного вулкана Этна, пожалуй, самого опасного в мире. Кстати, Толкину приглянулся еще один вулкан, точнее, вулканический остров на Сицилии под названием Стромболи, который он превратил в Роковую Гору, о чем открыто говорил. Другим, не столь заметным местом в мифологии Толкина, которое имеет реальный прототип, является Харадрим, напоминающий Африку Средиземья, что объясняет использование Олифантов и племенную социальную структуру.
Первая Мировая Война и Властелин Колец
Опыт Толкина как солдата во время Первой мировой войны по понятным причинам сформировал его литературный гранд-опус, и не случайно, что действие «Властелина Колец» сосредотачивается на «войне, которая закончит все войны». Внук автора, Саймон Толкин, отметил, что у реальных ужасов Войны и борьбы эльфов и людей против великого, невидимого зла, есть несколько точек соприкосновения. «Промышленные» манипуляции Сарумана и Саурона, используемые для оснащения их армии, сравнимы со смертоносными технологическими достижениями, совершенными во время Первой мировой войны. Так же, Саймон приравнивает связь между 4 главными хоббитами к представлению о товариществе между солдатами, которые вынуждены проводить дни и ночи в непосредственной близости. Возможно, что более важно, неспособность Фродо вернуться к повседневной жизни после его путешествия в Мордор, является отражением того, как ветераны пытаются сделать то же самое после окончания войны.
Сам Толкин настаивал на том, что войны реального мира никогда не являлись основой для событий во «Властелине Колец» и твердо отвергал все возможные сравнения.
Тем не менее, Мертвые Топи и шахты Мории очень похожи по описанию на окопы Первой мировой войны, которые было почти невозможно пересечь и которые пугали затаившимися во мраке лицами. Первые рассказы Толкина о драконах появились вскоре после введения в военные действия танков. Пожалуй, ярче всего личные переживания Толкина воплотились в душераздирающих образах, которые автор использует во время батальных сцен, или в то время, когда Фродо находится на последнем этапе своего путешествия на Роковую Гору. Толкин играет на всех 5 чувствах, чтобы создать яркий образ и его описания могут относиться как к страшным событиям войны, так и к темным уголкам Средиземья.
Языки Толкина
Есть много задокументированных подтверждений того, что Толкин всегда интересовался языками, поэтому неудивительно, что он потратил много времени на создание своих собственных диалектов для различных рас «Властелина Колец», самым известным из которых является Квенья. Древний язык, на котором говорят эльфы часто сравнивают с латынью, но это больше связано с его редким использованием в Средиземье, чем с фактической формой или конструкцией. Самым близким источником вдохновения для квенья на самом деле является финский язык, что способствует скандинавскому влиянию на «Властелина Колец». Квенья имеет схожие с финским грамматические правила и фонетику. Когда популярность древнего языка угасла среди эльфов Средиземья, он был заменен более распространенным Синдарином, который поклонники часто сравнивают с валлийском по звучанию и формулировке.
Если говорить об остальных персонажах «Властелина Колец», большинство использует для коммуникации Вестрон или общий язык, который, по сути, является английским. Толкин являлся экспертом в древнеанглийском языке, и это сыграло огромную роль в большей части терминологии, используемой во «Властелине Колец». Даже слово «Средиземье» (англ. Middle-earth) восходит к древнему термину «Middangeard». Письменный древнеанглийский представляет собой руны, подобие которых можно увидеть во всем «Властелине Колец».
Одним из величайших умений Толкина было позволять всем этим влияниям реального мира дополнять впечатления читателя, но не делать их существенными для понимания сюжета. Мы уверены, что созданный им мир, будут помнить еще многие десятилетия.
Источник