«Солнце, жизнь и хлеб» Интегрированный урок литературы и биологии
учитель биологии Белых Надежда Викторовна
Тема: « Солнце, жизнь и хлеб » (Слайд №1)
Цели урока: (Слайд №2)
· образовательные : углубить знания о пшенице, как важнейшей зерновой культуре, о ее народно-хозяйственном значении, об истории возделывании пшеницы,
р асширить знания детей о продуктах, получаемых из зерна, значении хлеба в жизни человека;
· развивающие: развивать познавательный интерес учеников школы, вырабатывающий самостоятельность, независимость, оригинальность решения, богатство идей;
· воспитательные : приобщать школьников к русской народной культуре, воспитывать любовь к Родине, традициям своего народа;
воспитывать любовь к природе родного края, уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу – богатству нашего края.
Методическое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, презентация, выставка книг Л. Ф. Епанешникова и Г.Фатеева, черный хлеб, пшеница.
Методические приемы: беседа, чтение стихотворений, просматривание слайдов, презентации, сообщения учащихся.
Форма урока: интегрированный
I. Организационный момент.
Добрый день, ребята! Добрый день, гости! Сегодня на нашем уроке будут работать учащиеся двух классов: 5 и 6, два учителя Ольга Николаевна и Надежда Викторовна
Ребята! На уроке у нас присутствуют гости — учителя нашей школы. Вы их всех знаете, поэтому чувствуйте себя на уроке комфортно.
II. Подведение к теме и цели урока (Слайд №3)
Ребята! Готовясь к конкурсам, к мероприятиям недели вы узнавали много нового и интересного о культуре нашего народа, зарождении национальных традиций. И сегодня на уроке мы тоже будем говорить о национальном достоянии нашей страны, национальных традициях.
Эпиграфом к этому уроку я взяла слова Розы Паранук
Нас всех объединяет слово “хлеб”.
Не знаю выше, благородней слова
Он жизни смысл – всему основа.
— Какое главное слово этого эпиграфа?
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Да, ребята, мы будем говорить о русском хлебе — национальном достоянии нашей страны, о культуре отношения к хлебу, о его цене в горькие для страны события.
Тема нашего урока: « Солнце, жизнь и хлеб» (Слайд №4)
На уроке мы с вами должны: (Слайд №5)
· узнать о пшенице — важнейшей зерновой культуре нашего края;
о продуктах, получаемых из зерна,
о значении хлеба в жизни человека;
· вспомнить русские народные традиции, связанные с хлебом,
· помнить об уважение к людям труда, бережном отношении к хлебу – богатству нашего края.
III. Работа по теме урока. (Слайд №6,7)
Ребята, посмотрите на картины. Солнечные лучи пронизывают растения и падают на землю. Друзья, вы пробовали ловить солнечные лучи? Вам удавалось, когда-либо удержать в ладошках солнечный лучик?
— А как вы думаете, растения могут улавливать солнечные лучи?
— Для чего они это делают? (Слайд № 8)
Фотосинтез идет на свету круглый год
И он людям дает: пишу и кислород.
Очень важный процесс фотосинтез, друзья.
Без него на земле обойтись нам нельзя.
Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова
Фотосинтез — всему голова
(Рассказ учащихся о фотосинтезе)
Большой вклад в изучение фотосинтеза внес русский ученый К.А. Тимирязев.
Он писал: «Когда-то, где-то на землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка… Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез». Он потух, но не исчез, а превратился в зерна пшеницы. Посмотрите зерна пшеницы одного цвета с солнцем, и они дают нам жизнь.
Мы живем с вами в Ставропольском крае. Это самый богатый хлебный край. Если вы посмотрите на карту зерновых культур Ставропольского края, то увидите, что большую часть земли нашего края занимают зерновые культуры. Главная из них – пшеница.
IV. 1. Слово учителя литературы
Ребята! Каждое утро, день и вечер вы видите перед собой хлеб. А задумывались вы когда-нибудь, как он попадает к нам на стол. Давайте мысленно пройдемся по пшени-чному полю.
Звучит песня «Поле. Русское поле» (Слайды №14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 )
Ребята! Мы с вами увидели в ярких лучах солнца огромные поля с золотой пшеницей. Но не всегда эти поля смотрелись так красиво.
-Какие работы проводились до того, как пшеница выросла?
(Сообщение ученика) (Слайд №23)
Тает снег на полях. У хлеборобов в эту пору полно забот. Надо обсудить и уточнить планы размещения посевов, технологические карты, объем весенних работ.
Нужно организовать пробный выезд на пашню. Сразу станет ясно, правильно ли работают прицепные почвообрабатывающие и посевные орудия.
Плохо, когда неравномерно тают снега — зря теряются талые воды. Этого можно избежать, если пропахать землю. На затемненных полосах почва быстрее оттаивает и лучше впитывает влагу.
Очистка семян, проверка на всхожесть гарантируют вам дружные всходы, обильный урожай. Если пшеницу сажают под зиму, то весной ведется подкормка озимых с помощью сельскохозяйственной авиации.
А весной посевная начинается, если почва прогревается до 3—5 градусов, сеют узкорядным и перекрестным способом ранние яровые культуры и многолетние травы.
-А после того, как зерно созрело, начиналась страда. (Слайд №24)
-Кто расскажет, что это такое и как она проходит?
(Сообщение ученика) (Слайд №25, 26, 27, 28, 29)
Не зря уборочную страду называют битвой за урожай. Это экзамен для хлеборобов на стойкость и профессионализм. И выдержать его – дело чести. Нагрузка на хлеборобов большая – уборка начинается с раннего утра, как только спадет роса, и продолжается до позднего вечера, иногда до полуночи. Днем зной, пыль. Каждая минута дорога. Ведь перезревшее зерно начнет падать, а завтра, того и гляди, может дождь пойти. Такая деятельность не каждому под силу, это работа для сильных духом, с чистой душой и помыслами людей.
В 2012 году на Ставрополье собрано более 4 миллионов тонн зерновых. Почти 90% собранной пшеницы — отличное зерно продовольственного класса. Среди лидеров по намолу стали и хлеборобы Красногвардейского района.
V. Писатели края о хлебе.
1. Стихотворение «Солнышко в хлебе» Леонида Епанешникова
Красота русского поля с золотой пшеницей воспевалось поэтами, писателями, художниками, композиторами! Русское поле дало нам бесценный дар – хлеб, который кормил всю необъятную Россию. Хлеб был главным в жизни человека. Хлеб – это жизнь. Недаром в народе говорили: “Хлеб – всему голова!”.
Воспевали и славили хлеб и писатели нашего края.
Одним из них был Леонид Епанешников. Он родился в 1923 году на Кавказе. Это был добрый, улыбчивый человек, очень талантливый, любящий детей. И стихи его были такие же добрые.
Послушайте его стихотворение «Солнышко в хлебе»
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Если мы хотим кого-то
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем,
Он на блюде расписном.
С белоснежным рушником.
Пышный, мягкий, пропечённый,
Хлеб с горбушкой золочёной,
Шёл к тебе издалека.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл,
В нём здоровье, наша сила.
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки,
А о какой традиции, связанной с русским хлебом, напоминает нам автор?
Выражение: «Хлеб да соль» — служило одной из форм приветствия, означавшего пожелание благополучия. Хлебом и солью встречали почетных гостей и молодых супругов в день свадьбы, с хлебом и солью навещали роженицу. Хлебными изделиями угощали гостей и приносили в дар хозяевам, когда шли в гости. Отправляясь в дальнюю дорогу, в первую очередь запасались хлебом.
2. Пословицы о хлебе
— Ребята! Вы знаете, что у нас очень много пословиц о хлебе. Прочитайте пословицы, которые вы приготовили.
Плох обед, коли хлеба нет.
Не трудится- хлеба не добиться
Хлеб — батюшка, водица — матушка.
Без соли, без хлеба — худая беседа.
Без печки холодно, без хлеба голодно.
Глубже пахать — больше хлеба видать.
Снег на полях — хлеб в закромах.
Хлеб да вода – богатырская еда.
Хлеб сердце человеку укрепит.
Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.
Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – и в полатях возьмет тоска.
Хлеб в пути не тягость.
У кого хлеб родится, тот всегда веселится.
Будет хлеб — будет и обед.
Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба ни прожить.
Без хлеба святого всё приестся.
Без хлеба куска везде тоска
3. Стихотворение «Поля, поля, где от хлебов светло» Геннадия Фатеева.
Ребята! На этом слайде поэт Геннадий Фатеев.
Он наш земляк, родился в селе Красногвардейском. В его стихах звучит любовь и гордость за свое хлебное Ставрополье, за красоту степных просторов, за село, в котором родился. Послушайте одно из его стихотворений.
Поля, поля, где от хлебов светло
Где звезды над комбайнами лучатся.
Прости, мое заветное село,
Что мы с тобой встречаемся нечасто.
Здесь воздух, как парное молоко,
И тяжесть лет мгновенно пропадает,
А на душе спокойно и легко,
Как только на родной земле бывает.
И сколько б лет пургой не замело
О каждом люди помнят, как о сыне.
Как хорошо, что есть мое село.
А без села и не было б России.
Ребята! Вы видите, что в стихотворениях поэты хлеб сравнивают со светом, солнцем, теплом. Хлеб! Действительно, такое теплое домашнее слово! Оно навсегда связано для нас с материнскими руками, пекущими его, с людьми, которые его выращивают. Посмотрите на результаты труда этих людей.
(Слайды №33, 34, 45. 36, 37, 38)
Ребята! Из зерновых культур делают не только хлебобулочные изделии, но и макаронные изделия. И самый главный продукт после хлеба для русского человека — каша. Не зря в народе говорили: «Хлеб да каша пища наша». Поэтому из злаковых культур делают еще и разные крупы.
Ребята! Вы посмотрели слайды и увидели, какое изобилие может быть сейчас у нас на столах. Но это было не всегда так. В нашей стране были и неурожайные годы.
В 19 веке из ста лет сорок были неурожайными. Немаловажную роль в возник-новении голода играли и происходящие в стране политические и социальные явления (войны, революции и т. п.).
Наиболее известные вспышки голода в России в XX веке — голод в Поволжье 1921—1922 годов вызванный длительным отсутствием осадков и осложненный последствиями Гражданской войны, Массовый голод 1932—1933 годов в период коллективизации, голод в блокадном Ленинграде (1941—1944). И, наконец, после Великой Отечественной войны последний в истории Советского Союза массовый голод 1946/47 годов.
И, действительно, цена хлеба в эти годы была жизнь.
Посмотрите на жуткие кадры старой кинохроники о голоде на Украине.
Ребята! И хочется остановиться еще на одной странице нашей истории.
Голод в блокадном Ленинграде (1941—1944). Посмотрите видеокадры «Блокадный Ленинград»
В дни блокады солдатам выдавали — 500 граммов хлеба в сутки. Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки. Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов. 125 граммов на весь день.
При этом до 50 % хлеба составляли практически несъедобные примеси, добавлявшиеся вместо муки.
Ребята! Нельзя не вспомнить маленькую ленинградку Таню Савичеву, которая вела дневник. Невозможно без слез смотреть на эти маленькие листочки, где перечислены все члены ее семьи. Они все умерли. Таня пишет, что она осталась одна. Ее вывезли через Ладожское озеро.
Детей привезли в посёлок Шатки, Нижегородской области.
Преподаватель истории Ирина Николаева вспоминала:
Поезд остановился, однако из двери большого вагона так никто и не вышел. Дети не могли встать. Те, кто решился заглянуть внутрь, долго не могли прийти в себя. Вид детей был страшен — кости, кожа и дикая тоска в огромных глазах. Из всех прибывших тогда детей не удалось спасти только Таню Савичеву. Её часто мучили головные боли, а незадолго до смерти она ослепла. Таня Савичева умерла 1 июля 1944 в возрасте 14-ти с половиной лет от туберкулёза кишечника.
Подведение итогов урока:
Ребята! Смотреть на эти кадры невозможно без слез. Я хочу, чтобы вы всегда помнили увиденное и знали цену хлеба. Люди, пережившие блокаду, никогда не выбросят крошки хлеба, они знают — цена ему жизнь. И если вы видите, что в столовой кто-то бросается хлебом или пинает кусочек хлеба, случайно упавший на пол, ногой, остановите человека, который не понимает, что хлеб-это святое. Объясните, что когда-то такого кусочка хлеба кому-то не хватило. Это стоило человеку жизни.
Относитесь к хлебу бережно. Помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других.
Помните! Хлеб — это ценность, которая выдержала огромное испытание временем, и не нашлось того, что смогло вытеснить его из нашей жизни. Это то, что является неотъемлемой частью нашей русской национальной культуры.
Я вас попрошу попробовать черный хлеб, эти кусочки весят 125 граммов. Но состав его, конечно, совсем другой. Я думаю, после того, что вы увидели и услышали на уроке, вы по — другому почувствуете вкус хлеба и по — другому будете к нему относиться.
(На блюде черный хлеб, по 125 граммов. Раздается гостям и детям)
Ребята! Я думаю, каждый из вас в душе для себя сделал вывод. Оценки поставим на следующем уроке.
Источник
Константин Паустовский — Язык и природа: Рассказ
Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.
Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий. Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России — лето, обильное грозами и радугами.
Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.
В это лето я узнал наново — на ощупь, на вкус, на запах — много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми. Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.
Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. Легче всего, пожалуй, с «дождевых».
Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами — полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).
Но одно дело — знать умозрительно, а другое дело — испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.
Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.
Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.
Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.
Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.
В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста.
Но вернемся к дождям.
С ними связано много примет. Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями — все это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.
Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово «крапать» хорошо передает возникновение дождя, когда еще редкие капли оставляют темные крапинки на пыльных дорогах и крышах.
Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.
Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково — дождиком. «Дождик собрался», «дождик припустил», «дождик траву обмывает».
Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слово, когда с ним связаны непосредственные впечатления, и как это помогает писателю безошибочно им пользоваться.
Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?
Слово «спорый» означает — быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.
Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.
При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.
А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.
Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы — липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки.
Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берет хитрая и осторожная рыба — плотва.
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!
Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков — от мерного стука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной.
Все это — только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде. Но и этого довольно, чтобы возмутиться словами одного писателя, сказавшего мне с кислой гримасой:
— Я предпочитаю живые улицы и дома вашей утомительной и мертвой природе. Кроме неприятностей и неудобств, дождь, конечно, ничего не приносит. Вы просто фантазер!
Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений!
Летние грозы проходят над землей и заваливаются за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась.
Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах, как вырванные с корнем ветвистые золотые деревья.
Радуги сверкают над дымной, сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.
Недавно в деревне один маленький мальчик пришел во время грозы ко мне в комнату и, глядя на меня большими от восторга глазами, сказал:
— Пойдем смотреть грома!
Он был прав, сказав это слово во множественном числе: гроза была обложная, и гремело сразу со всех сторон.
Мальчик сказал «смотреть грома», и я вспомнил слова из «Божественной комедии» Данте о том, что «солнца луч умолк». И тут и там было смещение понятий Но оно придавало резкую выразительность слову.
Я уже упоминал о зарнице.
Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверие, что зарницы «зарят хлеб», — освещают его по ночам — и от этого хлеб наливается быстрее.
Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово «заря» — одно из прекраснейших слов русского языка.
Это слово никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. «Развидняет», как говорят об этой поре суток в народе.
В этот заревой час низко над самой землей пылает утренняя звезда. Воздух чист, как родниковая вода.
В заре, в рассвете, есть что-то девическое, целомудренное. На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет теплым парным молоком. И поют в туманах за околицами пастушьи жалейки.
Светает быстро. В теплом доме тишина, сумрак. Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как слоистый янтарь. Восходит солнце.
Осенние зори иные — хмурые, медленные. Дню неохота просыпаться — все равно не отогреешь озябшую землю и не вернешь убывающий солнечный свет.
Все никнет, только человек не сдается. С рассвета уже горят печи в избах, дым мотается над селами и стелется по земле. А потом, глядишь, и ранний дождь забарабанил по запотевшим стеклам.
Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. Мы часто путаем два понятия — закат солнца и вечернюю зарю.
Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли. Тогда она овладевает меркнущим небом, разливает по нему множество красок — от червонного золота до бирюзы — и медленно переходит в поздние сумерки и в ночь.
Кричат в кустах коростели, бьют перепела, гудит выпь, горят первые звезды, а заря еще долго дотлевает над далями и туманами.
Северные белые ночи, летние ночи Ленинграда — это непрерывная вечерняя заря или, пожалуй, соединение двух зорь, вечерней и утренней.
Никто не сказал об этом с такой поразительной точностью, как Пушкин:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате своей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская мглу ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Эти строки — не только вершины поэзии. В них не только точность, душевная ясность и тишина. В них еще все волшебство русской речи.
Если бы можно было представить, что исчезла бы русская поэзия, что исчез бы самый русский язык, а остались от него только эти несколько строк, то и тогда богатство и певучая сила нашего языка были бы ясны каждому. Потому что в этих стихах Пушкина собраны, как в магическом кристалле, все необыкновенные качества нашей речи.
Тот народ, который создал такой язык, — поистине великий и счастливый народ.
Источник