Меню

Созвездия у древних казахов

Звездное небо

Posted by kazakh on Понедельник, Сентябрь 24, 2012 · Комментировать

Звездное небо

Легенды о звездном небе

В давние времена казахи ориентировались по звездам, солнцу и луне. Каждое созвездие на небе имеет свое название, например, Большая Медведица – Жетi Каракшы (Семеро разбойников), Полярная звезда – Темир Казык (Железный Кол), созвездие Плеяды – Уркер (Пугливый), Венера – Шолпан, Созвездие Орион – Уш Архар (Три Архара), Юпитер – Есек Кырган (Погибель Ослов).

С каждым из них связана своя легенда. Наибольшее внимание привлекает к себе Северная Полярная Звезда, показывающая дорогу путникам в степи и в горах. Темир Казык (Полярная звезда) – известна как одна из составляющих Малой Медведицы, самая яркая из семи звезд, она получила “говорящее” название у казахов – Железный Кол, не меняющий свое местоположение, она находится всегда на северной стороне неба.
Две ближайшие звезды – слева и справа от Полярной, наши предки назвали небесными конями – Акбоз ат(Белый конь)и Кокбоз ат(Голубой конь), которые надежно привязаны к Железному Колу. По народной легенде семь звезд, составляющих Большую Медведицу, Жетi Каракшы – семь разбойников, которые ночью, пытаясь украсть этих коней, совершают полный оборот вокруг Железного Кола – Полярной звезды, а с восходом солнца прячутся, так и не добившись своих коварных целей.

О созведии Плеяды у казахов другая легенда – в давние-давние времена на земле было всегда тепло (возможно, наши предки догадывались о временах, когда жили динозавры), звезды ночью светили на небе, а днем спали на земле. Однажды лошадь, верблюд и корова решили их убить. Шесть из двенадцати достались верблюду и лошади, а остальные шесть – корове. Неуклюжая корова упустила звездочек и они успели улететь на небо. С той самой поры в степи шесть холодных месяцев и шесть теплых – Уркер, созвездие Плеяды, исчезает с небосклона в летние месяцы.

У казахов особое место у планеты Венера – Шолпан(Тан Шолпан – утренняя звезда), по нему кочевники определяли время выгона скота на пастбища. Если в греческих мифах Венера – богиня любви, то наши предки считали Шолпан покровительницей влюбленных и верили, что на Венере обитают души еще нерожденных людей…
Напротив, планета Юпитер, появляющаяся на западном склоне с заходом солнца, являлась ориентиром для кочевников, как знак наступления ночи. В одной из легенд, огромный караван ослов, навьюченный товаром, остановился на ночлег и караванбаши, увидевший в ночном небе яркую звезду, ошибочно принял ее за Шолпан – Венеру, и погнал караван дальше. Однако вместо рассвета тьма становилась все гуще и гуще. Коварный Юпитер посветил и исчез. Тогда караванщик понял, что повел караван на верную погибель – они заблудились в пути и все ослы каравана погибли., поэтому эту звезду в народе называют Есек Кырган – Погибель Ослов.

Звездное небо у всех народов – самое загадочное и манящее явление в природе, достойное особого внимания.

Источник

Астрономия – самая древняя из наук

Из книги О. Жанайдарова «Тенгрианство: мифы и легенды древних тюрков», некоторые обычаи и поверья казахов, связанные с конем

Астрономия — самая древнейшая из наук. В частности, есть веские основания считать что имя самого популярного в Северном полушарии созвездия «Большой Медведицы» было дано ему, по крайней мере, 100 тысяч лет тому назад. Дело в том, что семь ярких звёзд созвездия в настоящее время более похожи на ковш, на «Аспан Кайыгы» (Небесная ладья»), а не на медведицу. А вот 100 тысяч лет тому назад звёзды созвездия были весьма похожи на очертания медведицы. Звёзды, хотя и медленно, но перемещаются по небу, поскольку каждая звезда движется в мироздании своим маршрутом, соответственно за десятки и сотни тысяч лет меняются и очертания созвездий. То обстоятельство, что древние люди 100 тысяч лет тому назад уже умели говорить и даже обозначали небесные объекты, давали названия звёздам и созвездиям, свидетельствует о том, что человек обрёл речь и разум очень давно. Тем более, что никто сейчас не может сказать точно, когда у человека появилась речь.

В казахских сказках Большую Медведицу называют «Жети каракши»(«Семь разбойников») или «Аспан Кайыгы»(«Небесная лодка-ладья»). Причём привязаны эти «семь разбойников» каждый со своим конем к Полярной Звезде, которую казахи называют «Темир казык»(«Железный кол»), вокруг которого вращаются все остальные звезды и созвездия.

Каждый крупный небесный объект имеет казахский аналог названия. Это не только «Темир казык» «Аспан Кайыгы», но и «Уркер» — («Плеяды»), «Арай»- («Марс»), «Шолпан» -(«Венера»), «Босага»- («Близнецы»), «Ушархар Таразы»- («Орион»), «Камбар»-(«Лев»), «Каракурт»- («Кассиопея»), «Сумбуле»- («Сириус»).

Геродот в своей «Истории» пишет о верованиях скифов следующее: «Скифы почитают Зевса, Гею, Гестию — богиню огня, Ареса, Афродиту, Уранию… У них не принято воздвигать ни изображений, ни алтарей, ни храмов никому из богов, кроме Ареса. Ему же они воздвигают.

Зевсом у скифов служил сам Тенгри, Гея — Умайшеше, шумерский вариант — Инанна, греческий Арес — это тюрко-казахский Арай — латинский Марс. Можно продолжить ряд до его окончания. В греческом же написании имя Зевса звучит, как Папай. То есть тюркское Бабай (Ата-Баба). Папай считался прородителем скифов. Гея — у Геродотовых скифов — Апи, то есть Апай. Как мы помним, союз Неба и Земли — Зевса и Геи — союз Папая и Апай.

Гестию — богиню судьбы скифы звали вовсе по-казахски — Табити, то есть Таубе (Тауба) — судьба, рок.

Читайте также:  Ярчайшая звезда созвездия большого пса 6 букв

Большинство ученых сходится во мнении, что впервые названия созвездиям были даны в Междуречье и прилегающих к нему территориях.У шумер, вавилонян и ассирийцев была очень развитая астрономия и математика, легшая в основу других древних естественных наук. Но названия созвездий и звезд, взятые из быта кочевника-животновода и охотника, украшающие звездную карту, лучше любого другого документа говорят о своем степном происхождении: Заяц, Лев, Волк, Лебедь, Конь, Большой и Малый гончие псы, Овен (Баран), Телец (Бык-Огуз), Козерог, Стрелец-Мерген — Кентавр — всадник, скачущий на коне и стреляющий из лука, Пегас-Тулпар — крылатый конь.

В современных турецких книгах о звездах созвездия Пегаса называют «Ат жулдызы» — «Звезда Коня». У созвездия Ориона, характерного тремя яркими звездами, есть точное казахское название «Уш архар таразы» — (Три архара, Три оленя).

Поскольку Небо — отражение людских деяний на земле, то и в названиях звезд, планет и созвездий нашими предками интерпретировались важнейшие события их жизни. Небо имело практическое значение не только как ориентир в бескрайних степных просторах, в кочевом пути, но и как свидетель и судья, как помощник и спаситель.

Земледелец видел в небе отражение своих тяжких трудов и быта.

Кочевник видел в звездном небе отражение и отображение своей нелегкой походной жизни. Люди переносили на небо важнейшие реалии своей жизни, тем самым фиксируя в памяти народа свою историю.

Я не отделяю тюркскую астрономию (в том числе казахскую) от европейской, индийской или китайской потому, что Северное Полушарие Земли общее для всех народов Евразии, живущих под созвездиями Млечного пути.

Вообще, когда говорят о восточном ренессансе, то почему-то не вспоминают, что Аль Фараби, Бируни, Ибн-Сина и другие ученые средневекового Востока были тюрками, жили на земле Туркестана до монгольского нашествия, и их достижения являются общим достоянием тюркских народов, и тем более казахского, одного из основных тюркских народов. Доходит до того, что кочевникам отказывают во всем, в наличии не только древнейшей письменности и литературы, но и наук, математики, геометрии, метафизики, философии.

Знания же кочевали от одного народа к другому, по древней казахской земле, через которую с Востока на Запад пролегали трассы Великого Шелкового пути, и было бы неправомерным отказывать одному народу перед другим в элементарном умении наблюдать ночное звездное небо… Точно так же неперспективно отказывать ученым одного народа в математических или натурфилософских способностях перед учеными какого-либо другого народа. Кипчак Аль-Фараби из Отрара жил в 10 веке, и среди сотен своих основательных трудов оставил нам в наследие трактат «Наука о звездах».

Это кроме капитального труда «Комментарии к Аль-Магесту»,то есть действительного и основательного критического анализа книги «Аль-Магест» древнегреческого астронома, теоретика геоцентрической системы вселенной Клавдия Птолемея. В другом трактате «Метафизика» Аль-Фараби делает поправки к некоторым положениям Аристотеля.

В трактате «Наука о звездах» Аль-Фараби отделяет астрономию — математическую науку о звездах, от астрологии, называя ее наукой о звездных приговорах, как бы подчеркивая некоторую «некорректность» астрологии, как науки.

Еще один тюрок Улугбек, потомок Тимура, как известно, был ученым, математиком и астрономом, писавшим научные трактаты и измерявшим на собственном секстанте расстояния до звезд. Именно Улугбек построил в Самарканде обсерваторию, прослужившую ему и науке немало лет. Хотя казахи могут гордиться и собственной древней обсерваторией в Малайсары.

Источник

Иссыкский «Золотой человек», египетские пирамиды, Ангкор-Ват и созвездие Ориона

«Столько много народов принесли свои лучшие созвучия и мечты. Шаги племен уходят и приходят… совпадения напомнят, что помимо историков пишется другая история мира. Особенно значительно сравнивать показания совершенно различных народов»

Николай Рерих. 1926г. Алтай-Гималаи.

С глубокой древности кочевые племена заселявшие просторы Евразии поклонялись Вечному Синему Небу и звездам — «Дэнгу Көк Тәнірі» (по древне-тюркски) или «Мәнгі Көк Тәңір» (по-казахски). Чувство глобального времени присущее этим народам, которые смотрели на «небо как европеец на карманные часы», а в «солнечные дни любого периода года, они определяли время по тому на какую часть кибитки, и какую часть предмета падает солнечный свет», стало частью искусства ориентирования в пространстве неведомое до поры оседлым народам. А знание расположения звезд на небе и законы их движения стали насущной необходимостью для перемещений воинской конницы на громадные расстояния и развитию кочевого производства. Плодом тысячелетних наблюдений за циклами Юпитера и Сатурна древних предков современных тюркских и монгольских народов стал тенгрианский календарь животных (мушел-календарь).

Особый интерес заключается в том, что кроме своего практического приложения небесные светила играли определенную сакральную роль в тенгрианской философии понимания мироустройства и мифологии. К примеру, смерть человека связывалась с падением звезд на землю, а души еще не родившихся детей считалось, обитали на Венере (Шолпан), именуемая в хакасском языке «Солбан», в алтайском «Чолмон», в тувинском «Шолбан». У тюрков Хонгорая (Хакасско-Минусинского края), созвездие Малая Медведица представляет двух коней белой и сивой масти (ах ат – кёк ат чылтыс), взошедших на небо и привязанных на аркане к железному колу «Temır qazuq» (железный кол) или золотой коновязи «Altun qazuq» (золотой кол) центра неба, т.е. Полярной звезде — Темірқазық (по-казахски, железный кол). Они считаются небесными «ызыхами» – священными лошадьми,охраняющие табуны саяно-алтайских тюрков. В казахской мифологии семь разбойников (Жетіқарақшы, Большая медведица) возглавляющие сорок разбойников (скопление «малых звезд» справа от созвездия), стремятся отнять коней Ақбозат и Көкбозат у батыров Айдасона (Вега) и Агласона (Капелла). По преданиям, если семерка разбойников под предводительством главаря Қыран қарақшы (звезда Мицар) захватившего Үлпілдек (звезду Алькер), дочь Уркера (созвездие Плеяды), сумеет оседлать Ақбозата и Көкбозата, то смогут заладеть и конем Сұлусары (звезда Альдебаран).

Читайте также:  Как выглядят зодиакальные созвездия

Любопытно, что греческие мифы о созвездии Орион, перекликаются по смыслу с мифологией кочевников. В греческом мифе, Зевс, воплотил желание Артемиды и запечатлел в созвездии Ориона, образ искусного охотника одолевшего богиню в соревновании по метанию диска, которая не сумев сдержать обиды, поразила его стрелой. С тех пор стрелок-великан Орион сияет в небе Эллады с начала лета и до наступления зимы.

В мифологии народов Алтая, зимнее созвездие Ориона располагающееся по небосводу ниже Плеяд, упоминается в сказках и народном эпосе. Общетюркский термин «улгер» («ülker» — Плеяды) у хакассов объединял понятие созвездия Плеяды и Ориона.По представлениям тюрков Хонгорая, в летний период когда холодное созвездие «Улгер» опускается в подземный мир Ирлик-хана, его могут созерцать только души умерших людей. Затем, в осенью Плеяды вновь поднимаются над небосводом, обжигая округу холодным дыханием, чем обусловлено название холодного зимнего месяца январь у тюрков Хонгорая, -«курген», т.е. месяц Плеяд. В качинском диалекте красивое созвездие Ориона (астеризм) также носит название «Улгер» или «Большой Курген»,в кызыльском диалекте именуется «Адай Улгери» – Собачьи Плеяды, а в сагайском «Юсмуйгах» – Три маралухи или «Юс хара адай» – Три черных собаки, в тувинском «Уш Мыйгак» — Три маралухи.

Фото с сайта forum-eurasica.ru Наскальный рисунок по мотивам прототюркского космогонического мифа, возраст которого — более 5 000 лет. Петроглифы в горном массиве Кызыл-Кара (Жарминский р-н ВКО) в июле 2008 г. Август 2009 г.

Древний космогонический миф в казахском фольклоре о легендарном охотнике-лучнике, носящего имя Когалдай-мерген (Кудай-берген, Kögalday-mergen, он же Орион, возможно Alıp-mergen, т.е. «Охотник-великан», Аполлон?) связан с началом осеннего сезона охоты. В утренние часы можно наблюдать, как над востоке восходят три яркие звезды, выстроившиеся в одну неправильную диагональ. Эти три звезды – Пояс Ориона по-алтайски и казахски называются “Три архара”. По преданию, Небесный всадник со своими собаками, которые теперь превратились в созвездия Большого и Малого Псов, преследуя трех архаров, взошел вслед за ними от горных вершин в верхний мир и одним выстрелом поразил убегающих зверей, которые теперь вечно продолжают свой неутомимый бег.

Схема созвездия Орион — Три архара с сайта forum-eurasica.ru

Несущая красноватый оттенок звезда Бетельгейзе (альфа Ориона), словно окрашенная кровью архаров, находящаяся рядом с Поясом Ориона, называется казахами Oq, букв. «стрела». Другая яркая звезда – Ригель (бета Ориона), именуется “Синим кремнем Когалдая”. Следует отметить, что этот и другие мифологические персонажи более подробно описаны в фольклоре ряда народностей Северной Евразии.

По свидетельству известного путешественника, художника и подвижника Николая Рериха, посвятившего одну из экспедиций на Алтай, священную и самую высокую гору Сибири Белуху местные жители называют Уч-Сюре или Уч-Орион. Сюре означает жилище богов. Уч по-тюркски — «три». Небесная птица на горе Уч-Сюре победила дракона. Таким образом, название горы Белуха восходит и к тибетской мифологии, обозначая «жилище трех богов», а название Уч-Орион по-всей видимости возникло уже позже под влиянием европейских путешественников. Учитывая количество археологических открытий сделанных со времени начала раскопок в районах прилегающих к горе Белуха, логично предположить, что и сама гора занимала какое-то особое положение в возникновении мифов связанных с этим созвездием, а более конкретно — с поясом Ориона.

Накопленный археологический материал убедительно показывает, что на протяжении тысячелетий развивалась культура носителей традиции курганного погребения, воплощающая особенности мироустройства, нашедшая кроме того, свое отражение и в мифологии. Наличие особенностей в устройстве курганов лишь подчеркивает фундаментально общие параметры и свидетельствует об общей религиозной основе. Сооружение курганов подобно горе Белухе отражает общие положения древнейшего на планете религиозного мировоззрения о разделении мира на три уровня – небесный, земной и подземный. Сюда же можно отнести и мифы о мировом древе, Байтереке, сохранившихся у всех народов имеющих тюркские корни и принявших под религиозным давлением флективные языки автохтонных племен.

Фото с сайта 1news.az

Ряд исследователей изучая расположение курганов, выявили закономерность в соответствии с которой они оказались ориентированными по линии юго-восток–северо-запад. Эта закономерность, вероятно указывает на то, что в религиозном мировоззрении древних тюрков существенное место отводилось периоду зимнего солнцестояния, которое рассматривалось в прошлом как время смерти и возрождения Бога-солнце, как известно, занимавшего особое место в Тенгрианстве, отголоски которого все еще живы в традициях современных тюрков.Естественно, подобные представления о Боге-солнце, не могли не найти и во внешнем облике саков, в их национальной одежде.

Эти религиозные представления тюрков нашли свое отражение и в празднике средневековых германцев Йоль (в разных языках Yule, Joll, Joel или Yuil), а затем и в других скандинавских и европейских стран— праздновался 19-21 декабря, он проводился и в христианские времена, совмещаясь с Рождеством — в честь солнцестояния и самой длинной ночи в году.

У современных казахов воспоминание о мировом дереве, соединяющем разные миры, сохранилось в сказках. Байтерек – Мировое дерево, один из вариантов мироздания, модели мира.Но, по всей видимости, у тюрков, изначально, священным деревом выступала ель (шырша). Вечнозеленое дерево указывало путь на небеса, как бы показывая, что после смерти жизнь продолжится там.Потому тюрки и дали ей название – «ёл» (жол — дорога, сравните с Йоль!). В казахской мифологии Байтерек, дерево соединяющий Средний мир с Верхним миром – это путь, дорога.

Изображение с сайта kronk.spb.ru

В ее честь устраивали праздники еще три- четыре тысячи лет назад. Очень древняя традиция, которая связана с Йер-су. Этому богу кипчаки поклонялись до принятия ими религии тенгрианства. Он пребывал в центре Земли, как раз «там, где, согласно легенде, расположен ее пуп и растет гигантская ель» и имела прямое отношение к Полярной звезде и созвездию Трех архаров (Ориона). На берегах Енисея, в местечке Тепcей Минусинской котловины и вершинах гор казахстанского Тарбагатая часто встречаются наскальные рисунки с изображениями мирового дерева — ели с привязанными лошадьми или людьми вокруг которой они водят хороводы. Так тюрки поклонялись Ергене, покровителю светлых, добрых духов. Считалось, что Солнце и Луна были подвластны ему. В благодарность Ергене люди на ветках ели завязывали красочные нитки и ленты, под него клали подарки. До сих пор у тюркских народов сохранился обычай повязывать на деревья ленточки и загадывать желания. А поджиганием еловых веток, а позднее и можжевеловых производили обряд очищения — ар, отсюда название можжевельника — арча. Но у тюрков это скорее ритуал, чем праздничный обычай.

Читайте также:  Совместимость людей по созвездиям

Совсем недавно казахстанское информационное агенство сообщило, что один из блогеров Yvision под ником laplanddream, по его словам, обнаружил «интересное совпадение», связанное с созвездием Ориона и расположением курганов, где был найден иссыкский «Золотой человек». Воспользовавшись программой Google Earth, он довольно убедительно показал, что расположение курганов соотносится с расположением ряда звезд в созвездии,которое пользователь скомпилировал в небольшое видео, которое и выложил в You tube.

Интересно, что исследователи не ограничившись простой константацией фактов и не обнаружив в современном звездном небе приемлемого соответствия между топографической картины долин Гиза и созвездием Ориона, решили узнать, каким было звездное небо в период сооружения пирамид, заглянув в прошлое. Британец Роберт Бьювэл воспользовался специальной компьютерной программой «Skyglobe 3.5» и принял в расчеты космическое явление называемое прецессией, чтобы точно определить период, когда земная конфигурация было идентична расположению звезд Ориона. Явление прецессии – это медленное движение земной оси по конусу с циклом в 25920 лет. В результате этого циклического движения положение звезд смещается со скоростью 1˚ за 72 года (или 360˚ за 25920 лет). В итоге, Бьювэл с помощью компьютерной программы сумел обнаружить в прошлом такую эпоху, когда «расположение пирамид на земле точно воспроизводило положение в небе трех звезд Пояса Ориона». Отдельно стоит отметить, что бога Осириса в древнеегипетских записях нередко именуют Богом Первого Времени и если исходить из соответствия даты 10500 г до н.э. началу циклу прецессии, то это совпадение явно предполагает, что сами сооружения являются нечто большим, чем просто храмовые комплексы.

Вдохновленный результатами расчетов Роберта Бьювэла, Грэм Хэнкок для своих исследований выбрал другое чудо света , — дворцовый комплекс Ангкор-Ват и Ангкор-Тхом, который находится на 72˚ восточнее пирамид в Гизе. Дворцовый комплекс в Камбодже, появился тысячелетие позже исчезновения древнеегипетской цивилизации, а приблизительно между 802 и 1220 гг. н.э. Среди уцелевших триумфальных надписей Джаявармана VII, короля кхмеров, привлекла внимание надпись на стеле, найденной на территории комплекса: «Страна Камбу (Камбоджа) аналогична небу». Логично, что именно эта надпись вдохновила ученых на поиски древних загадок этого циклопического сооружения.

Еще в начале своих исследований, в 1996 г., помощник Грэма Хэнкока исследователь Д.Грисби, проанализировав расположение Ангкора с картой звездного неба, выявил, что главные постройки этого храма в точности повторяют контуры созвездия Дракон! Длинные стороны древних построек Ангкор-Ват состоящего из нескольких выстроенных определенным образом прямоугольников соориентированы на восток и запад с погрешностью 0,75 градуса. Отдельно стоит заметить, что эти дворцы были возведены не на пустом месте, а на месте прежних древних построек. Но кто и когда начал сооружение этого храма и почему прежний древний храм был разрушен?

Воспользовавшись все той же компьютерной программой «Skyglobe 3,5», Грэм решил проверить, как выглядело небо над Ангкором в 10500 г. до н.э. Результат оказался поразителен: в 10500 г. до н.э. в день весеннего равноденствия созвездие Дракон оказалось на севере посередине неба в точности соответствуя в своей проекции расположению храмов Ангкора!

Подводя итог свои рассуждениям Грэм Хэнкок делает вывод, что храмовый комплекс Ангкора, как и пирамиды Гизы, относят нас к одной и той же дате – 10500 г. до н.э. Но, ведь известно, что на эту дату ни в Египте, ни, тем более, на территории нынешней Камбоджи не существовало высокоразвитой цивилизации, сумевшей не только создать с удивительной точностью такие грандиозные сооружения, но и воспроизвести в них проекцию видимой картины звездного неба! Исследователь выдвигает гипотезу, согласно которой в доисторическую эпоху на Земле существовала довольно развитая цивилизация с духовной системой, основанной на идее возрождения и бессмертия. В своих исследованиях ученые обращаются также к мифам и легендам, в которых говорится о неком Прародителе, от которого пошло человечество или весь мир, о цикличности времени.

Вполне вероятно, что и выдвинутая гипотеза пользователем под ником laplanddream о соответствии иссыкских курганов проекции Пояса Ориона не окажется простым совпадением и укажет на ту же исходную дату. Эта гипотеза еще ожидает своего подтверждения и может статься, что очередной любознательный исследователь совершит научное открытие. Вполне допускаю, что расшифровка посланий, скрытых за мифами и этими древними сооружениями потребует годы кропотливых исследований и поисков, чтобы обнаружить это скрытое наследие человечества, а с ними и ключи к тайнам мироздания. Возможно, когда-нибудь человечеству повезет.

Источник

Adblock
detector