Афиша
В эпоху перемен так трудно поймать мимолетное счастье… Начало XX века – это период расцвета науки и искусства и вместе с тем предвестие великой катастрофы. В своей пьесе «Дети солнца» Максим Горький поднимает вечные темы любви, одиночества, отчуждения и надежды на фоне того удивительного времени. Многие пьесы Горького уже шли в Малом театре, но «Дети солнца» появляются на его сцене впервые. Кроме того, это первое сотрудничество Малого с известным режиссером-постановщиком Адольфом Шапиро.
За первые два сезона спектакль «Дети солнца» и его участники стали лауреатами сразу нескольких театральных премий и форумов:
VII Международный театральный форум «Золотой витязь»
— «За лучшую мужскую роль»: Василий Бочкарев – Павел Протасов
— «За лучшую женскую роль»: Евгения Глушенко – Мелания
— «Золотой диплом» — спектакль целиком
Международная театральная премия им. К.С.Станиславского
— «За лучшую мужскую роль»: Василий Бочкарев – Павел Протасов
— «За лучшую женскую роль»: Евгения Глушенко – Мелания
Московская ежегодная театральная премия Союза театральных деятелей Российской Федерации «ГВОЗДЬ СЕЗОНА»
Режиссёр-постановщик — народный артист Латвии А.Я.Шапиро
Художник-постановщик — В.А.Ковальчук
Композитор — Народный артист России Г.Я.Гоберник
Художник по свету — заслуженный деятель искусств России Д.Г.Исмагилов
Режиссёр — А.И.Шуйский
Суфлёр — заслуженная артистка России Л.В.Андреева
Премьера — 15 октября 2008 года.
Продолжительность спектакля — 3 часа.
Стоимость билетов — от 50 до 1000 рублей.
ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ СТАРШЕ 12 ЛЕТ.
Сцены
Спектакль идет с одним антрактом
Источник
Спектакль по горькому дети солнца
Александринский театр благодарит заслуженную артистку России Елену Немзер
за создание картин, представленных в спектакле
Максим Горький создал первый вариант «Детей солнца» зимой 1905 года в казематах Петропавловской крепости, где был в заключении за резкий протест, в связи с событиями 9 января. Но сам замысел текста возник раньше. «Дети солнца» были частью общих размышлений нового века, размышлений интеллигенции об идеальном человеке, но и о разрыве человеческих связей. Не случайно, именно «Детей солнца» часто называют «самой чеховской» из всех пьес Горького. Впрочем, в сценической истории «Детей солнца» широкая амплитуда трактовок, пьесу видели и как остросоциальную.
На сцене Александринского театра «Дети солнца» были поставлены лишь в 1976 году, роль Протасова сыграл Игорь Горбачёв.
Для Николая Рощина «Дети солнца» стали первым, но далеко не случайным обращением к драматургии Максима Горького. Как к драматургии именно классической, очищенной от идеологических наслоений, от печати произведения «пролетарского писателя».
В спектакле Николая Рощина роль Павла Фёдоровича Протасова играет Иван Волков. Те, кто знает историю театра, смогут увидеть в этом двойной оммаж, двойное продолжение темы. С одной стороны, у Горького Павел Фёдрович Протасов – литературный наследник пьесы Льва Толстого «Живой труп», герой, развивающий тему Фёдора Протасова. С другой стороны – именно артист Иван Волков играет роль Сирано в спектакле Николая Рощина «Сирано де Бержерак». А название своим «сценам» Горький дал в память впечатления от пьесы Эдмона Ростана.
Так сама логика творчества, возможно, неожиданно, но привела Николая Рощина именно к этой пьесе Горького. Толику странной, тревожной актуальности спектаклю придают обстоятельства эпидемии холеры, во время которой происходит действие пьесы. Но самое главное, «Дети солнца» Николая Рощина – это современный взгляд на мечту об идеале и поиск счастья.
Премьера – 10 февраля 2021 года
Пресса о спектакле
Работные люди между собой именуют Протасова чернокнижником. А он уже в прологе колдует над немаленькой колбой, осторожно поворачивает ее, встряхивает — и под воздействием испарений весь сценический свет выразительно сбоит. Не исключено, что дурман достигает и партера: чем еще объяснить два сценических часа, показавшихся мгновением?
Вместо занавеса на публику обрушиваются картины Елены Немзер – апокалипсис, гибель мира, о чем говорится в пьесе М. Горького и что сбывается сто лет спустя. Это резюме посильнее если не «Фауста» Гете, то картин, снившихся Босху. Это удар под дых. И подкрепляет тяжелые ощущения музыка. Ее сочинил актер Иван Волков, который играет (прекрасно, с абсолютным пониманием того, что хочет сказать) главную роль – Протасова. Недовыраженные чувства он вложил в ноты и, словно гвозди, забил в тот корабль, что для нас не стал ковчегом, но потерпел крушение, потянув за собой всех «детей солнца», идеалистов, живших надеждой на лучшее.
Источник
И оч просто: «Дети солнца» Николая Рощина в Александринском театре
Когда–то кинокритики всего мира похваливали британский зомби–апокалипсис «28 недель спустя» — за сцену финальной битвы жертв вируса и пока ещё здоровых людей, снятую в почти полной темноте. Долгие минуты жутких криков, редкие вспышки фонариков, трясущаяся камера — всё это переплюнули на сцене Александринского театра.
По обыкновению: «Мещане» Горького добрались до Театра Ленсовета
Нашествие озлобленного холерой плебса на барский дом в конце спектакля «Дети солнца» погружено режиссёром Николаем Рощиным в темноту абсолютную: вопли бьющих и побиваемых обходятся без единого проблеска света. Потом, правда, картина чуть проясняется, и здешние зомби принимаются добродушно выяснять, кто кого стукнул и как именно чуть не убил.
Неизвестно, почему пьеса Максима Горького об интеллигенции, страшно далёкой от народа, понадобилась главному режиссёру Александринского театра именно сейчас. Но её пессимистичное звучание усилено стократно даже без музыки Ивана Волкова, играющего главную роль учёного Протасова. А уж с нею в эпилоге — и подавно.
Пресловутый народ — воплощение хтони, пузыри земли, вылитые зомби. Серые, чёрные, страшные, еле шевелятся в своём невнятном тряпье, поднимаются с железных кроватей холерного барака, только чтобы побить кого-нибудь (Егор — жену, жена — его собутыльника и проч. и проч.), грязно полапать (Фиму, например, или даже сестру хозяина дома Лизу, нечаянно забредшую в этот мордор), в крайнем случае, листовку вслух почитать.
Глас этого народа — нянька Антоновна, великолепная в своей угрюмой монотонности Елена Немзер. Руки его — дворник Роман (Валерий Степанов), замечательно чинящий электричество в начале постановки: палкой по патронам на столбе. Местный трикстер — люмпен–алкоголик Яков Трошин (Иван Ефремов), чей витиеватый нахрап останавливает только та самая палка, да и то ненадолго. Холерный бунт затевает, кажется, именно он. А его мутновато–угрожающее «и оч просто» — главный мем спектакля — застревает в памяти намертво.
На другой, правой стороне больничного барака — те же кровати вокруг буржуазной сияющей ванны с львиными ножками. Тут располагается царство разума. В ванне всклокоченный Павел Протасов (Иван Волков) полощет дымящуюся колбу с прокисающими дрожжами. В ней же, наполненной реальной водой, половину двухчасового спектакля мокнет его аристократичная жена Елена (Анна Селедец). Сюда залезает ветеринар Чепурной (Сергей Мардарь), отважившийся на признание в столь сложном, чисто интеллигентском чувстве, как безответная любовь.
Кровати тоже не стоят без дела. На одной из них большую часть времени проводит Лиза, мучающая посттравматическим синдромом себя и всех вокруг. На другую регулярно плюхается вниз лицом Протасов: как заканчиваются прописанные Горьким реплики, так бух — и замер, словно в нём нажали кнопку «выкл.». Образованный класс «включается» в разговорах о любви и высоких идеалах, лица сияют, все обнимаются.
Однако трескучие горьковские пассажи о детях солнца и прекрасной России будущего в устах Елены, Протасова, художника Вагина (Сергей Балакшин) звучат как минимум неубедительно. А часто и оч смешно. Понятно почему. На Антоновну здесь шикают, Егора (Николая Белина) откровенно боятся, посредников между двумя мирами — Меланью (Янина Лакоба) и Чепурного с их любовью и даже юркого как змея дельца Назара (Дмитрий Бутеев), который того и гляди купит всю здешнюю интеллигенцию с потрохами, — в барском доме попросту не слышат: «Всё это не нужно».
Источник
Спектакль по горькому дети солнца
Пьеса «Дети Солнца» была написана Максимом Горьким в Петропавловской крепости, в камере номер 39 Трубецкого бастиона в 1905 году, в канун первой русской революции. Этим произведением Горький не просто предсказывал грядущую бурю, он отчетливо говорил о неизбежности человеческой катастрофы, вызванной масштабным разрывом между интеллигенцией и простым народом, прозябающим в нищете.
Драматическое противостояние людей разного уровня сознания можно наблюдать не только «во внешней политике», но и внутри. В личных отношений «детей солнца» всё далеко не так уж безоблачно, как может показаться с первого взгляда. Герой пьесы — ученый-химик Павел Федорович Протасов (Иван Волков) бесконечно поглощен наукой. Химия, только химия занимает его повседневность. Павел Федорович за своими экспериментами совершенно забывает о своей семье, а жизнь народа и вовсе далека от его понимания. Его жена, Елена Николаевна (Анна Селедец), уже давно привыкшая к равнодушию и невнимательности мужа, тоже ставит опыты. только на людях. Без устали принимая гостей в своем доме, она с удовольствием наблюдает за полномасштабным раскрытием характера мужа, его сестры Лизы и остальных участников словесных перепалок.
При этом при всем герои пьесы отчаянно желают найти в другом участие и поддержку, уважение и понимание, но «достучаться до небес» нет никакой возможности. Каждый занят только собой.
Режиссер Николай Рощин обнажает героев и их насущные проблемы посредством минималистичности. Его постановку можно было бы даже назвать «камерной» — всё мирно, неспешно, пусто и мертвенно тихо, как-то даже не по-рощински. Cлева дикие простолюдины, лежащие на металлических кроватях будто на больничных койках, справа — инфантильная прожженная интеллигенция в постелях и ванне. Проблемы в доме Протасовых решать не хотят и не привыкли, от них скрываются, как дети малые от монстров, смачно падая на кровать и театрально разбиваясь лицом о пуховую подушку. С народом все проще, там всегда работает принцип «сила есть — ума не надо».
Посреди сцены возвышается, слегка накренившись, поломанный и накаленный до предела электрический столб, являющий собой метафору конфликта между «детьми солнца» и народными массами. Под занавес он все-таки упадет, знаменую собой безусловный конец.
Шаг за шагом между всеми участниками пьесы разворачивается непримиримый конфликт, который еще более заряжает и без того наэлектризованную до предела атмосферу. Его пытается сгладить Лиза, но голос ее слишком слаб и тих.
Автор помогает своим героям «разрешиться», нагоняя на город холеру, которая не разбирается ни в чинах, ни в общественном положении. Болезнь уносит в мир иной всех, кто встречается на пути.
В результате апокалипсис и провал в тотальную темноту. Но Рощин не согласен заканчивать по-горьковски. Согласно его сюжетной линии откуда не возьмись появляется оркестр под руководством дирижера Протасова — Волкова. На черном полотне рождается огромный фрегат, спасающий души. уже впрочем мертвые.
Источник
Дети солнца
Приморский академический краевой драматический театр имени М. Горького
Д рама по одноименной пьесе М. Горького.
Главный герой, ученый-химик Павел Протасов, полностью посвящает себя науке, увлечен возвышенной идеей о предназначении интеллигенции.
Его жена Елена Николаевна из-за недостатка внимания увлекается другом семьи — художником Вагиным. Протасов становится объектом любви богатой вдовствующей купчихи Мелании. Не имея образования, она боготворит одаренного химика. Брат Мелании, ветеринар Чепурной, влюблен в сестру Павла — умалишенную Лизу.
Эти люди живут в окружении простых людей, среди которых горничные Фима и Луша, слесарь Егор, избивающий собственную жену, ловкачи-нувориши постепенно прибирающие к рукам состоянии Протасовых. Постепенно назревает конфликт между представителями интеллигенции и низшего сословия. Одновременно с накалом человеческих страстей в городе начинает распространяться эпидемия холеры…
Пьеса «Дети солнца» была написана М. Горьким во время заключения в Петропавловской крепости (январь — февраль 1905 г.), в камере номер 39 Трубецкого бастиона. На первой странице рукописи пьесы, хранящейся в архиве А.М. Горького, есть надпись: «Писалось в Петропавловской крепости 16 января — 20 февраля 1905 года. Первая тетрадь. А. Пешков».
Находясь в заключении, М. Горький обратился за разрешением заниматься литературным трудом к коменданту Петропавловской крепости. 5 февраля департамент полиции «разрешил» М. Горькому «написать комедию». 14 февраля пьеса была переслана в Петербургское жандармское управление. В тот же день М. Горький был освобожден из крепости и, так как ему запрещено было жить в Петербурге, выехал в Ригу. Перед выездом, 15 февраля, он написал заявление в департамент полиции о выдаче К.П. Пятницкому (издателю. — Прим. ред.) рукописи пьесы. Пятницкий получил ее после 22 февраля. Таким образом, авторская датировка «Писалось в Петропавловской крепости 16 января — 20 февраля 1905 года» не вполне точна и, очевидно, сделана позднее.
Получив пьесу от Пятницкого, М. Горький коренным образом ее переделал. Видимо, работа над нею была закончена уже в марте: в самом начале апреля в русской печати появляются сообщения о постановке пьесы в Театре В.Ф. Комиссаржевской.
«Дети солнца» впервые были представлены на сцене Театра В.Ф. Комиссаржевской в Санкт-Петербурге 12 октября 1905 года. Как свидетельствует запись в книге режиссерского управления, спектакль прошел с большим подъемом. В Московском Художественном театре первое представление состоялось 24 октября 1905 года.
Фрагмент статьи Антона Третьяка «Владивосток театральный» в журнале «Театрал» (2007 г.):
«В 1975 году начинается новый этап развития Театра им. М. Горького: художественным руководителем становится маститый театральный режиссер Ефим Табачников, прослуживший «горьковским» подмосткам до 1983 года. Табачников прибыл во Владивосток из Москвы, где работал в Театре Маяковского. Ефим Давыдович был человеком и режиссером «нового времени», всегда не в ладах с начальством и с «некультурными чиновниками от культуры», искренне не понимая, как можно управлять искусством. Методы работы с актером у него были достаточно жестки — на первом плане всегда стояла чрезмерная взыскательность. Каждый спектакль ставился как последний. Но результаты такой тщательной работы всегда были на высоте. «Ричард III» В. Шекспира, «Бедные люди» Ф. Достоевского, «Дети солнца» М. Горького стали триумфом высокого лицедейства, делая публике прививку от невежества».
Фрагмент статьи Виктора Бусаренко «Слон / Евгений Шальников» в журнале «Страстной бульвар, 10» (2011 г.):
«В 1975 году театр обрел новое здание и нового главного режиссера. Им стал Ефим Табачников — художник, создавший новую эпоху в истории Приморского театра. Как водится, новый худрук притянул за собой новых «центровых» артистов, призванных обеспечить успех его замыслов, иногда находя таковых среди второго состава уже существующей труппы. Неожиданно для всех в главные героини театра вышла в те годы Лариса Сорока — доселе актриса эпизодов и второстепенных ролей, худенькая, почти бесплотная, с птичьим носиком-клювом на маленькой бледноволосой головке. Приоритетными артистами мужского состава стали Анатолий Бугреев — уроженец сибирской деревни с видом и повадками персонажа Оскара Уайльда — и Валерий Никитин — крупный, спортивный, размашистый, очень техничный и умелый».
Источник