Афиша Москва
- Главная
- /
- Афиша
- /
- Театр
- /
- Маки | спектакль Москва 2020 купить билет театр Луна
Ближайшие события
Московский областной государственный театр кукол
Содружество актеров Таганки
Центральный академический театр Российской армии
Crocus City Hall
Театры
Маршала Тухачевского, 20 к1
ул. Большая Дмитровка, д. 6
Московский Театр Луны приглашает на блестящий спектакль, о противостоянии двух великих шахматистов ХХ века Рауля Капабланки и Александра Алёхина.
Формат: | спектакль |
Режиссер: | Сергей Проханов |
Актеры: | См. описание |
Продолжительность: | 2 ч. |
В сезоне 2020 года, на сцене Московского Театра Луны состоится удивительный спектакль «Маки» при участии актеров театра. Не пропустите!
«Театр Луны» делает ставку на страстных гениев. Спектакль «Маки» — о противостоянии двух великих шахматистов ХХ века Рауля Капабланки и Александра Алёхина. Режиссёр Сергей Проханов удивит зрителей несколькими вариациями актерской игры на сцене. Как связаны шахматы и маки, зрители узнают, посетив этот яркий спектакль, основанный на логике.
Крепкая логика и страсть
Художественный руководитель «Театра Луны» Сергей Проханов пьесу «Маки» написал давно, и только недавно появилась возможность её презентовать зрителям. Противостояние двух шахматистов, чемпионов мира режиссёр наполнил аллюзиями на Моцарта и Сальери.
Поединок двух мировых интеллектов, которые обдумывают по 400 ходов за игру, показан различными театральными приёмами. Знаменитую шахматную дуэль Проханов перебивает биографическими фактами гениев и любовной линией.
Сюжет держится на противопоставлении характеров. Кубинский шахматист Рауль Капабланка в профессии приобрел славу «шахматного автомата», поскольку практически никогда не допускал ошибок. По жизни он шёл легко, в отличие от своего противника Александра Алёхина. Русский дворянин лишился всего после революции 1917 года, его приговаривали к расстрелу, и путь к шахматной короне оказался полным опасностей.
Жизненный путь двух гениев был невелик, но ярок, подобно жизни алых соцветий маков.
Роли исполняют:
Константин Чиркин,
Максим Щёголев.
Дмитрий Воронин,
Александр Песков,
Захар Ронжин.
История «Театра Луны» берет начало в 1992 году со спектакля-концерта «Уникальный голос» студии фантастики «Луна», основанной Сергеем Прохановым. Усилиями его и тех людей, которых он сплотил вокруг себя, очень скоро небольшой подвальчик в Большом Козихинском переулке рядом с Патриаршими прудами превратился в центр притяжения для театральной публики. Однако днем рождения «Театра Луны» считается дата — 14 февраля 1993 года, когда Сергей Проханов представил московской театральной публике спектакль «Византия» по романтической трагедии Николая Гумилева «Отравленная туника». Роковая интрига, страсть, романтика, таинственность этой постановки мгновенно определили дальнейший стиль «Театра Луны».
В 1994 году студия получила государственный статус и была преобразована в Московский театр «Театр Луны» под руководством Сергея Проханова.
Само название театра говорит о его романтической направленности. Луна — это самое близкое женское космическое тело, которое притягивает всех нас. Она будоражит фантазию, манит к себе, вызывая самые поэтические ассоциации. «Театр Луны» с первого спектакля продемонстрировал незаурядное мастерство, дерзость и смелость художественных замыслов, редкое умение овладевать любым сценическим пространством. Творческий поиск всегда был для театра основополагающим.
На «лунной» сцене родилось множество постановок, подаривших зрителям яркие и запоминающиеся актёрские работы. «Византия» с прекрасной Ириной Метлицкой, «Ночь нежна», где блистали Анатолий Ромашин, Сергей Виноградов, Дмитрий Певцов, Марина Блэйк и будущая звезда театра Елена Захарова. «Фауст» с незабываемым Анатолием Ромашиным и ироничным Александром Резалиным, «Путешествие дилетантов» с нежной и хрупкой Ольгой Понизовой и величественным Валентином Смирницким. Мужественный, ослепительный Александр Македонский в исполнении Андрея Соколова и пленительная, изящно-изысканная Таис – Анна Терехова. На этой сцене делали первые «звездные» шаги Чулпан Хаматова («Сны маленького Робинзона») и Евгений Стычкин («Чарли Ча…»), дебютировала ученица Сергея Проханова Анастасия Стоцкая (мюзикл «Губы»). На сцене «Театра Луны» играли Никита Высоцкий, Юрий Чернов, Вера Сотникова и многие другие замечательные артисты.
В 2004 году любимая зрителями камерная «Луна» из уютного гнезда на Патриарших переселилась в большое, современное, прекрасно оборудованное театральное здание на Малой Ордынке. Позади время поиска эстетической программы, формирование труппы и репертуара. Появились новые авторы, режиссеры, жанры, подрастает талантливая молодежь – бывшие и нынешние студенты Сергея Проханова и воспитанники детского театрального центра-студии «Маленькая Луна». И по-прежнему каждый вечер «Луна» зажигает для зрителей свой загадочный и манящий свет.
Источник
«Жизнь шахматистов оказалась намного сложнее, чем я думал»
Сергей Проханов представил новый спектакль
В «Театре Луны» 28 ноября состоялась премьера спектакля «Маки», поставленного художественным руководителем коллектива Сергеем Прохановым по собственной пьесе. В основе сюжета – легендарный матч за звание чемпиона мира по шахматам между Хосе Раулем Капабланкой и Александром Алехиным.
Как известно, этот поединок проходил с 16 сентября по 29 ноября 1927 года в Буэнос-Айресе. Всего было сыграно 34 партии. В итоге Алехин одержал победу и стал четвертым чемпионом мира. Матч вошел в историю как самый продолжительный для своего времени. Рекорд по количеству партий был превзойден только в «безлимитном матче» Карпова и Каспарова в 1984-1985 г., который был прерван президентом ФИДЕ Флоренсио Кампоманесом после 48-й партии.
«История о Капабланке и Алехине мне показалась крайне интересной, и я захотел написать об этом пьесу. Век этих двух великих гроссмейстеров оказался ярким, но быстротечным, подобно жизни нежных цветков мака», – рассказал на пресс-конференции перед премьерой Сергей Проханов.
По его словам, в современном театре практически не существует произведений на шахматную тематику. «Жизнь у шахматистов оказалась намного сложнее, чем я думал. Прочитав множество книг, я постарался донести до зрителей все самое интересное. В нашей постановке исторические факты переплетаются с фантазией, при этом образы героев показаны в развитии, они взрослеют и умирают на глазах у публики. Это дает объем и размах материалу, позволяют зрителям вместе с персонажами прожить целую жизнь», – рассказал худрук.
В спектакле заняты ведущие актеры труппы. Одну из главных ролей – Алехина – исполняет Александр Песков. «У меня очень трагическая роль, – признался актер. – Алехин был чемпионом поневоле: он не обыграл противника в честной дуэли, Капабланка сдал свою победу, тем самым присвоив Алехину титул чемпиона. От этого вся его драма, вся его неудовлетворенность. Он был крайне закомплексованным человеком. Если гений Капабланка, подобно экстрасенсу, видел «картинки» в своих шахматных ходах, то Алехин приходил к высотам неистовым трудом. Он был оторван от реальности. Для него мир шахмат и его фантазия были превыше всего».
Роль Капабланки досталась Максиму Щеголеву. «Мы не делаем документальное произведение, это все-таки фантазия, компиляция реальности и художественного вымысла, наше размышление на темы, которые происходили с реальными персонажами, – отметил он. – Мне очень нравится, что Сергей Борисович дает артистам свободу. Он предлагает, накидывает тему, а дальше, внутри спектакля, мы сами можем этот образ создавать. Зрители вместе с артистами становятся соучастниками этого сотворения, поэтому один и тот же спектакль никогда не будет сыгран одинаково. Это очень ценно».
Олег Марусев исполняет в спектакле роль известного немецкого шахматиста Эмануэля Ласкера: «Сергей Проханов вложил в уста моего персонажа важную фразу: «Если бы Господь существовал, то все партии, все турниры, все матчи обязательно заканчивались бы вничью, потому что выигрыш или проигрыш – это несправедливо. Теперь я исповедую эту мысль не только на сцене, но и в жизни».
Главные женские роли исполнили Елена Кондулайнен и Лилия Сайфуллина.
Действие спектакля не ограничивается шахматными турнирами. В постановке много музыки, танцев и любовной лирики.
Следующие премьерные показы состоятся 14 и 29 декабря, 11 и 23 января.
Источник
Отзывы о «Маки»
Маки — цветы очень красивые, яркие, но век их не долог.
Так и судьбы двух великих шахматистов 20 го века — Алехина и Капабланки — оказались яркими, но быстротечными.
Надо сказать, что тема шахмат сейчас мега популярна. Объяснить как-то сей факт я не могу, хотя и радуюсь, потому что шахматы, конечно, очень сложная игра.
Но я совершенно не догадывалась, то игра в шахматы может быть настолько порой опасна! Хотя, слава, деньги, амбиции часто соседствуют и с риском.
В театре Луны я была первый раз. Мне было интересно все: само здание, люди, работающие в театре, спектакль. Первое знакомство началось с такой необычной постановки в жанре исторической драмы с элементами фантастики и мистики «Маки».
За 3 часа перед нами проносится вся жизнь двух гроссмейстеров, насколько же они отличались! Жаркая Куба с танцами, страстями, любовью породила Капабланку, который не всегда помнил, как ходят фигуры, но играл и жил, словно танцевал румбу. Алехин — ум, холодный расчет, все страсти запрятаны глубоко внутри, но и тут они есть!
Помимо главного события — международного турнира по шахматам между двумя великими гроссмейстерами, есть и мифические персонажи — покровительница шахмат Каисса, дух знаменитого шахматного «Турка» (робот-шахматист, который по легенде мог выиграть любую партию).
Мы перемещаемся по жизни героев, пытаясь хоть немного прикоснуться к миру шахмат, ощутить дух той эпохи: враги и друзья, войны и революции, страсти, любовь и ненависть. Все будет на этой сцене!
Настоятельно рекомендую перед спектаклем хоть немного прочитать биографии Алехина и Капабланки, мне порой просто не хватало знаний, а сцены менялись так быстро, что я не поспевала за сюжетом. Хотя, после спектакля, я полезла в Интернет, чтобы узнать про «Турка», гроссмейстеров, Каиссу… Значит спектакль зацепил, раз я о нем думаю уже несколько дней.
Эта история началась много лет назад на жаркой Кубе, тогда еще испанской, и в заснеженной России, когда там родились мальчики, которым было суждено стать королями шахматного мира. Один, Капабланка, был гением импровизации, второй, Алехин, славился тщательной подготовкой и обдумыванием ходов. А роднили их не только шахматы, но и век. Сложное и горькое время, время революций, войн, голода и крушений государств. Были в их жизни взлеты и падения, прекрасные женщины и большие деньги. Но главным оставалась игра. Шахматы.
Когда смотришь спектакль «Маки», иной раз кажется, что вот эта сцена ну совсем не к месту. Но к концу все ниточки соберутся в один узор и станет ясно, что все лыко – в строку и что тут нет ничего лишнего, все продумано и выверено до мелочей. И из этих мелочей соткана история соперничества двух великих гроссмейстеров. Жанр спектакля определить сложно, ибо тут и драма, и балет, и музыка, и песни, и спецэффекты.
Действие спектакля перемещается из страны в страну, из десятилетия в десятилетие. Куба, Италия, СССР, Аргентина, Россия. Почему они стали такими, эти два друга-недруга? Потому что в их жизни было все вот это: встречи и разлуки, переезды и путешествия, свадьбы и разводы. В спектакле много героев, но два из них – главные. Это, конечно, Капабланка и Алехин. Играют их шесть актеров… Как шесть? Ну, да. Ведь зрители видят этих персонажей в разные этапы их жизни, с отрочества до зрелости.
А вокруг кружится хоровод тех, кто помогал или мешал гроссмейстерам. Жены и возлюбленные, соперники и поклонники… И даже богиня шахмат Каисса. Правда, древние греки ее не знали, впервые написал о ней У. Джонс в 1760-х. Но с тех пор она, можно сказать, заняла место на Олимпе и покровительствует этой интеллектуальной игре. Кстати, в спектакле Каисса была великолепна, вот просто чудо, как хороша. Клоунесса? Да. Хороша? Бесподобна! Впрочем, тут все актеры великолепно играют. А женская часть трупы еще и хороша на диво.
Очень интересно оформлена сцена. Небольшой подиум выходит в зрительный зал и актеры играют практически на расстояния вытянутой руки от зрителя. На сцене есть минимум декораций-трансформеров, которые с легкостью меняются, превращаясь в разные вещи, и несколько экранов, которые играют роль перегородок и на которые проецируются картинки и ролики.
А какие там костюмы! Белый плащ Капабланки (намек на его фамилию) и военный тренч Крыленко, чекиста и поклонника шахмат по совместительству, костюм-тройка Алехина, домашние наряды балерин Большого театра, матроски детей-кубинцев… А платья! Сразу видно, что действие происходит давным-давно, когда о понятии «унисекс» никто и слыхом не слыхивал.
А почему такое необычное название у спектакля и при чем тут вообще маки? Как сказал руководитель театра Сергей Проханов в интервью журналу «Наша психология», «Маки – красивые цветы, но живут они недолго, а век двух великих гроссмейстеров, о которых повествует спектакль — Алехина и Капабланки — оказался ярким, но быстротечным, подобно жизни нежных алых цветков мака.»
Минусы.
Мне не понравился рисунок роли Капабланки средних лет. Не исполнение роли Д. Новицким, но именно трактовка образа. Почему? В спектакле показаны три возраста этого героя. Но мальчик Капабланка и молодой человек Капабланка – совершенно нормальные и адекватные люди. А Капабланка средних лет времен турнира с Алехиным – отмороженный псих. Бывает, что психика человека с возрастом меняется. Но чтоб настолько кардинально.
В спектакле участвуют воспитанники центра-студии «Маленькая Луна». И когда они изображают маленьких кубинцев, то все в порядке, их наряды в матросском стиле вполне к месту. Но они в этих же костюмах играют советских детей середины 1920-х. И тут они уже смотрятся чужеродно.
Источник