СПЛИН — «Сигнал Из Космоса»
(с) & (p) Navigator Records, 2009
Опять хороший
СПЛИН опять сделал более чем двухгодичную паузу между релизами, но поклонники будут вознаграждены. Новый альбом станет самым длинным альбомом в дискографии группы, особенно если считать попесенно! На одну песню больше, чем в «Раздвоении Личности». Дальше — больше?
А если кроме шуток и если мерить не количественно, а качественно, то записать который по счёту альбом и не стратить, как говаривал Кочерга — это надо, чтобы повезло. А чтобы повезло, надо повезти. «Сигнал Из Космоса» ещё раз подтверждает, что СПЛИНУ пошла на пользу смена состава, как и возвращение Николая Ростовского. Первое позволило СПЛИНУ стать немного другим, второе — сохранило преемственность, а значит группу — как группу. «Мы сильны и бодры. » — про них. Это, впрочем, из чужой песни, а здесь своих много. Кому-то, может, слишком много.
Total Time 01:00:29, как ни крути, всё же долгое время. Однако СПЛИН делает всё возможное, чтобы за этот час интерес слушателя не слабел ни на секунду. Лирический абсурд, абсурдная лирика — в поэзии. Хард-н-хэви, детский хор, струнные — в музыке. Работает, время летит незаметно. Ещё бы, когда ритм меняется не то что от песни к песне, но и внутри песни. Как много, оказывается, могут ещё сделать три гитары, барабаны и голос, если не останавливаться в поиске созвучий и сотворении гармоний. И не выёбываться. Никто и не выёбывается. Все украшения в звуке стоят на втором плане, не мешают, но и не теряются. Как всегда, прекрасная звукорежиссура Андрея Алякринского. В СПЛИНЕ очень довольны, что спустя долгое время записывались дома, а не в суетной Москве.
«Хотелось записать альбом для детей, поэтому больше мажора», — рассказывает Александр Васильев. Сочиняет, как всегда. Ничуть не веселей, чем раньше. Временами даже серьёзней. Есть на альбоме песня «Вальс», где присутствует единственное прямое обращение к ребёнку, и посвящённая блокаде Ленинграда. Есть песня «Больше Никакого Рок-н-Ролла», где мысли о маленьком сыне появляются в самом конце, когда всё, вообще — всё, что могло заинтересовать человека, уже случилось. Наконец есть песня «3007». Привожу половину текста:
Что может быть проще и правдивей — правдивей какой-то вселенской, космической, конечной правдой?
А есть песни и короче этой в два раза. Александр Георгиевич определённо не выё. получил сигнал из космоса, раз изъясняется с простотой, которой позавидовали бы Лао Цзы и Конфуций. Правда, есть один вопрос. Если человек говорит с космосом, это ЦУП, а если космос с человеком, то это.
Пока
Пока
Пока
Пока
Я схожу с ума
Я схожу с ума
Облака, пока
Я схожу с ума
Я схожу с ума
Я схожу с ума
Облака, пока
Это не сумасшествие. Это взгляд сверху. Космонавт Васильев выходит на связь. Принимайте сигнал из космоса. Готовы ли мы отвечать?
NB: Альбом выложили в Сеть сразу же после пресс-конференции Александра Васильева. Сигнал понят и принят.
Источник
System error
System error
Сплин — Сигнал Из Космоса. Рецензия
Совсем недавно вышел новый альбом легендарной группы Сплин, коллектива, который остался верен формуле: Рок = Текст + Музыка. Александр Васильев в очередной раз доказал, что современная поэзия живее всех живых.
С каждым новым альбомом группа Сплин вырабатывает свой новый стиль, такой, какого ещё не было за всю историю коллектива. После загадочного и лиричного «Раздвоения Личности» слушать альбом «Сигнал из Космоса» сложно, возможно даже старые фанаты будут неприятно удивлены, так как Васильев на этот раз сделал ставку на атмосферу. Это заставило его прибегнуть к ряду нестандартных решений. При первом прослушивании, кажется, будто он поставил перед собой цель собрать все самые часто повторяемые в жизни выражения и именно на них акцентировать внимание слушателя.
Тематика космоса привязана к общей картине альбома с вполне определённой целью. Можно сказать, что в каждой песне лирический герой испытывает, пожалуй, самое неприятное, и в тоже время, самое мощное с точки зрения выразительности чувство – одиночество. Согласитесь, лучшей аллегории для этого не найти: огромная чёрная бездна, в которой любой объект одинок по умолчанию.
Не смотря на то, что я не хотел навешивать какие-то ярлыки, приходится всё же отметить, что жанр лирики можно обозвать «технократической романтикой». Чаще всего поэты и музыканты сегодня боятся смешивать современность и лирику, то ли неоправданно считая их несовместимыми, то ли просто опасаясь не справиться с этой трудной задачей. Но Александр Васильев трудностей не боится, в результате чего «Сигнал из Космоса» получился практически идеальным альбомом для любителей неординарной музыки.
Давайте пройдёмся по трек-листу.
Настройка звука. Вступление у группы Сплин на этот раз вышло очень странное. Композиция представляет собой повторение всего нескольких фраз, первая из которых – это, естественно, «настройка звука». Зато тут можно услышать новый звук Сплинов, тяжёлый, хоть и не лишённый мелодичности и определённой красоты. Действительно, композиция настраивает слушателя на приём новой нестандартной музыкальной информации.
Дыши Легко – композиция под номером два. В отличие от предыдущей, она менее тяжёлая, точнее вообще не тяжёлая. Зато, Васильев снова занимается повтором строк. В песне впервые на альбоме появляется причудливая и красивая мелодия, обрамлённая нарочито бедной аранжировкой. Звук – прозрачный, не смотря на работу баса на фоне основной линии. Думаю, что хитом песня не станет, но в концепцию альбома она вписывается отлично.
Добро Пожаловать – первая серия цикла «самые часто используемые фразы из повседневной жизни». Песня особенно заметна длиннющим вступлением, появлением темы космоса, точнее сравнения с космосом, и удивительно запоминающейся мелодией, аранжированной какими-то космическими эффектами. Стоит также отметить различную подачу голоса в разных частях песни, а также оптимистический её настрой, что для этого альбома – редкость.
Больше Никакого Рок-Н-Ролла – уже знакомая многим слушателям песня, ставшая в последнее время весьма популярной на рок-радиостанциях. Аранжировка композиции вполне соответствует космической тематике, а вот текст напоминает о пугающих галлюцинациях при крайне высокой температуре. Есть в нём что-то весьма грустное, хотя и логичное. В припеве показана цепочка, в соответствии с которой каждый человек познаёт мир, жаль, что заканчивается она разочарованием.
Вниз Головой – песня, в которой особенно резко звучит светлая печаль, к концу песни видоизменяющаяся, становящаяся какой-то спокойной обречённостью. С точки зрения аранжировки – великолепно. Тут и различные эффекты на вокал, и разнообразие инструментальных проигрышей и нестандартных партий. Единого музыкального пространства у песни нет, музыка следует за голосом Васильева, напрягается в самые эмоциональные моменты и стихает в спокойные секунды.
Чердак – фраза композиции – «Пока!» Лирический герой – неизвестный господин, любивший курить на чердаке табак. Собственно, путешествие облаков из табачного дыма и легло в основу сюжетной линии. Самое интересное, что тема одиночества снова встаёт перед слушателем, хотя и не так явно, зато даже музыка располагает к какому-то грустному чувству. Интересно, что песня сегментарная, аранжировка меняется несколько раз, в одном месте даже начинается звуковая битва между несколькими вокалами Васильева. Звучит довольно занимательно.
Зелёная песня – пожалуй, одна из самых незаметных песен, в которой на первый план выходит слово «привет». Не чувствуете сходства? В начале композиции герой приветствует зелёный цвет. Не особо запоминающаяся мелодия, постоянное повторение первой строчки каждого куплета и так далее. Песня на любителя. Со временем она перетекает в фразу «мы улетаем на другую планету», которая продолжает космическую тематику.
Камень – однозначный хит альбома. Полноценная аранжировка, кстати, напоминающая некоторые старые песни Сплина, шикарная мелодия, основанная на нестандартной размерности текста. Опять одиночество, на этот раз его представитель – камень, который неизвестно куда и откуда «без смысла, без цели, без карты» катится сквозь чужие картины жизни «прочь от третьей от солнца планеты». Моё субъективное мнение: практически самая мощная композиция на альбоме.
3007 – представительница технократического лиризма, композиция, достойная внесения в список фантастических песен. И хотя никакие части текста на будущее не указывают, кроме собственно цифры, песня поражает воображение несоответствием куплета и припева с проигрышем, в котором сильно искажённый вокал Александра Васильева повторяет одну и ту же фразу: «Я умер!»
Без Тормозов – продолжение темы одиночества, на этот раз лирическим героем становится разваливающийся на ходу грузовик, летящий куда-то с огромной скоростью. Чувствуется, что эта дорога для него станет дорогой в вечность. Интересная игра вокала в припеве, довольно простая аранжировка в стиле позднего Сплина.
Корабль Ждёт. Песня практически представляет собой чтение текста под странно звучащую игру инструментов. Не зря, композиция начинается с фразы «какой противный аккорд». Она оставляет впечатление какой-то незаконченности, совершенно необоснованной агрессии. Вокал нарочито… противный, что ли. Один большой глюк.
Человек Не Спал – очень интересная композиция, которая хоть и не претендует на звание хита, но является одной из самых необычных песен на альбоме. В принципе, это снова речитатив, в основе которого – одинокий человек, громко и грустно поющий в ночи. «Он закричал, что не видит света в конце тоннеля». Аранжировка основана на повторении одной и той же мелодии дним и тем же инструментом.
Ковчег – светлая, но не особенно запоминающаяся песня, пронизанная какой-то библейской благодатью: здесь и сказочные мотивы, и прикосновение к рождению новой жизни, и чудо из чудес – ковчег. Гармония песни рушится в середине, когда начинается странная и никак не связанная с остальными частями композиции музыка. Аранжировка в целом спокойная и романтичная, кроме данного момента, где инструменты вступают грозно и неумолимо, как всемирный потоп.
Выпусти Меня Отсюда. Тяжёлое вступление, мощный и ровный рифф, запоминающийся и весьма интересный с поэтической точки зрения текст. Второй хит, название которого легло в основу припева. Если вслушаться, оказывается, что эту фразу говорит сердце, сильно бьющееся в груди. Аранжировка очень мощная, преобладают ударные, фон создают гитары и дополнительные шумы. В общем, слушать однозначно. Концовка композиции – чистой воды авангард, сумасшествие звука.
Письмо. Очень красивая мелодия, основанная в первую очередь на вокале. Фактически, Васильев читает текст письма сначала под клавишные, потом под более богатую, но всё равно второстепенную музыку. Не смотря на небольшой размер композиции, она наиболее серьёзная с точки зрения стихов. История любви и расставания, одиночества и разговоров с самим собой. Целостная и одухотворённая композиция «Письмо» буквально напрашивается на целую гору комплиментов со стороны исстрадавшихся по настоящей песне меломанов.
Всё Так Странно – угадайте, какая фраза легла в основу этой небольшой песенки? Да, та самая, из названия. Атмосферная, но довольно невнятная вещь с малым количеством текста и музыкой «в духе сегодняшнего Сплина».
Вальс. Замечательный, надо заметить, вальс, в котором тема войны смешалась с одиночеством, а реальность с мистикой мира снов. Психоделическая колыбельная, я бы так сказал. Безумно красивая музыка, богатая аранжировка, благодаря которой удаётся насладиться басовым звуком соответствующего инструмента, без передышки сопровождающим основную линию звоном тарелок и дополнительными инструментами. В коем-то веке, оптимистичная, светлая песня, не смотря на довольно негативную тематику. Странно у Васильева всё как-то, не находите?
До Встречи – последняя песня на альбоме группы Сплин «Сигнал из Космоса». Самая красивая композиция, в которой основным выражением стало именно вот это «до встречи». Немного грустная, немного лиричная, немного светлая. Аранжировка удивляет отлично звучащей партией баса, а также тем, что с помощью малого количества инструментов удалось создать настоящий шедевр. Не уверен в успехе данной песни на радио, но на альбоме она занимает особое место, без неё пластинка была бы не полной, более того, она бы лишилась важнейшей своей составляющей.
Вообще, советую обратить внимание на последовательность песен. Нахождение в начале композиции Добро Пожаловать, приветствующей пришествие нового человека на землю и До Встречи – в самом конце, заставляет задуматься о концептуальной составляющей альбома. Так что у человека происходит между этими двумя событиями?
Собственно, вот и всё. Фанаты группы Сплин, наверняка, уже давно купили альбом, меломанам же могу посоветовать не терять времени и бежать в магазин. Пластинка представляет собой настоящее произведение искусства современности русского рока, который, бедняга, редко выдаёт шедевры в последние годы. В этот раз Сплины экспериментировали со звуком, с аранжировками, да и стихи вас, пожалуй, удивят. Так что, в путь!
Источник
Гуру Кен Шоу. Новости шоу-бизнеса
«Сплин» за полтора десятка лет своего существования прошёл путь от романтичного светлого хитописательства «Гранатового альбома» (1998) к тяжеловесному нервному сочинительству «Раздвоения личности» (2007).
CD. Navigator Records, 2009
От первоначального состава остался только Александр Васильев собственной лидерской персоной, определяющий в звучании тотально всё.
Перед выходом прошлого альбома у Васильева родился сын. Так что новый альбом «Сигнал из космоса» не мог не стать космогонией на тему «Я и ребёнок» (с лёгкостью трансформирующейся в «Я и космос»).
Как всегда, Васильев ироничен и философичен. Как никогда, Васильев стабилен в точке отсчёта. Легковесные размышления о том, ради чего появляются на свет новые люди ( «Людям так нравится делать новых людей» из альбома «Новые люди» 2003 года), стали выпуклее и масштабнее: «Любая жизнь, давно закончившая путь, начнётся заново» (песня «Добро пожаловать!»). Две большие разницы!
Ребёнок вдруг становится сквозной линией альбома. «Дыши легко. Ты навсегда останешься со мной», — обращается к нему Васильев («Дыши легко»). «Сын растёт так быстро», — мотивирует свои возрастные изменения («Больше никакого рок-н-ролла»). «Я иду домой!» — обнадёживает родных («Вниз головой»). «Хорошо, что ребёнок в соседней комнате спал в постели!», — бережёт от своих гамлетовских раздвоений («Человек не спал»). «Скоро родится на свет человек, он подрастёт и построит ковчег», — проецирует в будущее («Ковчег»). И т.д. и т.п.
Ребёнок становится для Васильева той незыблемой и неоспоримой отправной точкой, от которой скачут вверх-вниз воздушными шариками его фантазии, сомнения, видения, сплины, истерики. Центр Вселенной найден.
Трек-лист «Сплин» — «Сигнал из космоса»: | |
1 | Настройка звука |
2 | Дыши легко |
3 | Добро пожаловать! |
4 | Больше никакого рок-н-ролла |
5 | Вниз головой |
6 | Чердак |
7 | Зеленая песня |
8 | Камень |
9 | 3007 |
10 | Без тормозов |
11 | Корабль ждет! |
12 | Человек не спал |
13 | Ковчег |
14 | Выпусти меня отсюда |
15 | Письмо |
16 | Все так странно |
17 | Вальс |
18 | До встречи |
Теперь можно перекликаться. С «Крематорием», который «катится камень с горы» воспринимал как метафору быстрого течения времени, а Васильев — как движение прочь от скуки бытия, проводящее к взрыву: «Мне здесь так тесно, мне здесь так душно!» («Камень»).
С БГ, который то и дело обсмеивает псевдобуддистскую риторику, скажем: «Как мне жить, если с аурами что-то не то» («Шумелка» из «Беспечного русского бродяги»), а Васильев резонирует: «Реинкарнация возможна, надо только проплатить до 19:00» («Корабль ждёт!»). Перекликается с самим собой времён «Альтависты» (1999) — тогда «Сумасшедший автобус идёт домой», теперь — «Я иду домой. Вниз головой!».
Значительно облегчился саунд «Сплина». Не осталось и следа от грузящего фуззами беспокойства лирического героя предыдущего альбома.
Теперь — масса мажорных гармоний, городской романс, русский рок во всей красе. От фирменного брит-попа остались рожки да ножки. Шуточные песни перемежаются исповедально-шутливыми. Вальсики, рок-баллады, детский хор, скрипичные квартеты, воодушевляющая помпезная труба Романа Парыгина почти в духе сегодняшней «Машины времени»…
«Сигнал из космоса» обнадёживает. Есть ещё порох в пороховницах у Васильева, у каждого уважающего себя рокера должен быть свой детский альбом. Если в процессе родились бы полноценные хиты, убедительности только прибавилось бы.
Источник