Меню

Сравнение утопии города солнца

Сравнительный анализ проектов идеального государства в «Утопии» Т. Мора и «Городе солнца» Т. Кампанеллы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 10:23, контрольная работа

Описание работы

Основой философских работ так называемого коммунизма Нового времени стало возрождение интереса к античному наследию, в частности, к идеям Платона об идеальном обществе и государстве. Два самых ярких представителя данного направления в истории политико-правовых учений – это Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Файлы: 1 файл

Контр. работа ИППУ Мор Кампанелла.doc

ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

факультет подготовки специалистов для судебной системы

по дисциплине «История политических и правовых учений»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТОВ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

В «УТОПИИ» Т. МОРА И «ГОРОДЕ СОЛНЦА» Т. КАМПАНЕЛЛЫ

Основой философских работ так называемого коммунизма Нового времени стало возрождение интереса к античному наследию, в частности, к идеям Платона об идеальном обществе и государстве. Два самых ярких представителя данного направления в истории политико-правовых учений – это Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Краткая биографическая справка

Томас Мор (1478-1535, Лондон, казнен в возрасте 57 лет) – правовед, блестящий адвокат, был избран в парламент, занимал должность судьи, помощника шерифа и другие важные посты. В 1521 году был посвящён в рыцари за «заслуги перед королём и Англией». В 1525 году король назначил Мора на высший пост в государстве — лорд-канцлера. Впервые эту должность занял выходец из буржуазной среды. Последующие события — отказ Англии от католической веры, создание Англиканской церкви и конфликт с королем Генрихом VIII по поводу его развода с королевой Екатериной Арагонской – привели к аресту Томаса Мора и его казни. За верность католицизму Мор был канонизирован Римско-католической церковью и причислен к лику святых папой Пием XI в 1935 году.

Томмазо Кампанелла (1568-1639, Италия, умер в возрасте 71 г. в Париже) – итальянский философ и писатель, один из ярких представителей утопического социализма. В период обучения в монастыре в возрасте 15 лет впервые подвергается аресту по доносу. В 1599 г. (в 31 год) организовывает заговор с целью освобождения Калабрии (Южная Италия) от испанского ига и создания свободной республики, подвергается очередному аресту. После многих пыток и мучений в 1602 г. его приговаривают к пожизненному заключению. В общей сложности провел в тюрьме 27 лет, благодаря вмешательству папы Урбана VIII был выпущен на волю в 1626 г. в возрасте 58 лет. За все время заключения сохранил ясность ума и написал многие труды, в т.ч., «Город Солнца». Последние годы жизни провел во Франции, где кардинал Ришелье назначил ему пенсию.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТОВ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Критерии организации общества и государства

Томас Мор «Утопия» (1516 г.)

«Город Солнца» (1602 г.)

В основе – идеи Платона об идеальном обществе и государстве

остров в Новом Свете, центральный город – Амаурот (возраст цивилизации – 1760 лет)

остров около экватора. Город Солнца – семь кругов, районов (7 планет), возраст жителей 100-200 лет

федерация из 54 городов; сенат (по три представителя от каждого города); в городе 6000 семей, в семье – от 10 до 16 взрослых; разрешен переход из одной семья в другую; полная демократия (выборность высших чинов)

община; Большой Совет (дважды в лунный месяц) всех соляриев от 20 лет. Верховный правитель – Солнце (Метафизик); три соправителя (Сила – военное дело, Мудрость — науки, Любовь – деторождение, воспитание, производство продуктов, одежды и др.).

Принципы существования государства

Социальное равенство, гуманизм

Во главе государства – мудрый монарх. Труд – обязателен для всех. Сельское хозяйство ведётся артельно, городское производство построено на семейно-ремесленном принципе

Строгое подчинение астрологии. Общие ремесла для мужчин и женщин по принципу тяжести работы (более легкие-женские). В каждом круге – свое хозяйство (кухни, магазины, кладовые). Земледелие – главенствует.

Выборность филарха (сифогранта) от каждых 30 семей на 1 год; во главе 10 филархов – протофиларх (транибор) из числа ученых. Сенат во главе с князем (принцепсом) из предложенных народом кандидатов. Должность князя — пожизненная

Ученые образуют иерархию власти. Высшие чиновники – Воспитатель, Экономист, Поэт, Астроном, Правосудие, Мужество и др. Жрецы в помощь чиновникам (деятельность строго регламентирована астрологией). Выборность всех должностных лиц, кроме высших 4-х.

Отсутствует, вся собственность – в общем пользовании

Отсутствует, образ жизни – философская община, одинаковая одежда, одинаковая пища, общественная столовая, ходят и работают строем (отрядами)

отсутствие сложного законодательства

Краткость, ясность и немногочисленность законов. Текст законов – на колоннах у дверей храма правосудия. Процесс – по вопросам чести – гласный, устный, быстрый (достаточно 5 свидетелей).

применяется смертная казнь

принудительные общественные работы; рабство. За атеизм – лишение гражданства. За супружескую измену – рабство. За проведение государственно важного дела без обсуждения в сенате – уголовное наказание. За прелюбодеяние – рабство. Вторично – смерть.

по справедливости и соответственно проступку, поединок за отстаивание своей правоты возможен только на войне. За повторную содомию – смерть. За предательство на войне – розги либо в ров к диким зверям на растерзание. Применимы изгнание из общины, бичевание, выговор и запрет на общение с женщинами. К насильникам – смертная казнь или – принцип талиона (ср. – Римское право).

Читайте также:  Защита бруса от солнца

Форма уголовного наказания. Не пожизненное, не наследственное; выполнение «неприятных» и грязных работ

Отношение к золоту, серебру и алмазам

из золота – цепи и кандалы на рабах; ночные горшки; у преступников – кольца в ушах и на пальцах, цепи на шее и диадемы на голове. Алмазы – игрушки детей

Отношение к войне

Миролюбие, в случае неминуемой войны – использование наемников (заполетов). Причина для войны – защита своих границ; помощь соседям-друзьям в случае вторжения врага; неиспользование соседним государством территории и земель для блага населения

Обучение молодежи всем навыкам, включая мальчиков с 12 лет и женщин (для обороны города – корни из Спарты и Амазонии). Поддержание войска в должном состоянии на случай войны (смотр каждые 2 мес., ежедневные учения). Крепостные защитные сооружения на стенах города. Причина войны – агрессия собственной территории или союзников. Цель войны – не уничтожение, а совершенствование побежденных.

Население знакомо с христианством

Многообразие культов в каждом городе, но: высшее существо – Митра. Каждому разрешен выбор религии, свобода верования

Верховный правитель – Солнце, религия — деизм, религиозная метафизика, мистическое созерцание; всяческие обряды и формы устранены

Малочисленность (допустимы женщины – пожилые вдовы), выборность народом; высочайший социальный статус

Возраст женщины для вступления в брак – 18 лет, мужчины — 22. Взаимная любовь, брачный союз, моногамия. Роль евгеники – осмотр состояния здоровья невесты и жениха пожилым свидетелем для обнаружения физических недостатков.

Возраст женщины для вступления в брак – 19 лет, мужчины – 21. Принцип общности жен, устройство браков для «наилучшего приплода» и улучшения человеческой природы, совершенства поколений по назначению пар начальников, начальниц и астрологов. Бесплодные женщины становятся общими женами.

Продолжительность рабочего дня

Отсутствуют у населения, но применяются в торговых отношениях с другими странами. Торговля – государственная монополия

Чеканка монеты для послов и разведчиков, но более приемлем натуральный обмен (торговля не в ходу из-за боязни развращения нравов)

Наука и технологии

Высокий уровень развития диалектики, счета, астрологии, метеорологии, философии. Кирпичные трубы для стока воды; стеклянные окна

Военное обмундирование, оружие, уровень военных наук (стратегии, тактики). Телеги с парусами. Отсутствие удобрений, но – тщательно продуманная технология обработки почвы. Технологии достижения наилучшего приплода в скотоводстве (с учетом астрологии). Медицина (раздельное питание, отсутствие алкоголизма и венерических болезней).

Забота о благоустройстве населения

Запрет ввозить что-либо грязное и нечистое во избежание эпидемий и болезней; общественные госпитали для больных за пределами города. Эвтаназия для безнадежно больных.

Сжигание тел умерших во избежание эпидемий (огонь – стихия Солнца)

Нет азартных игр, охоты. Ценны духовные радости, физическое здоровье.

Военное дело; охота.

Своеобразие эпохи Возрождения состоит в том, что она мыслит себя возрождением античной культуры, прежде всего – философии. Таким образом, оба автора – и Мор, и Кампанелла – являются продолжателями идей Платона о создании проекта идеального государства и общества. Этот общий для них тип представлений об идеальном обществе и государстве есть коммунистическая утопия.

Мое глубокое убеждение, что сейчас, когда после поражения реального социализма в СССР и восточно-европейских странах процесс становления коммунистической формации переживает кризис, когда нащупываются новые пути и обновленные формы воплощения коммунистического идеала в реальность, интерес к утопиям Мора и Кампанеллы будет только обостряться. Осмысление содержания утопий, соотнесение их с нынешней реальностью дают импульсы для подтверждения истинности определенных положений научно-философской теории становления общества социальной справедливости с одной стороны, а с другой – истинность иных положений теории ставят под вопрос. Совершенно очевидно, что стоит обратить серьезное внимание на центральную идею обоих произведений – идею о необходимости замены частной собственности общественной. Кроме того, еще две остро звучащих темы – тема судьбы религии (шире — веры) и тема гендерных (социально-половых) отношений в будущем обществе (даже не хочется детализировать узаконивание однополых отношений и легализацию гомосексуальных браков в «старой доброй Европе»).

Кроме того, и Мор, и Кампанелла совершенно справедливо считают, что справедливое общество – это общество, в котором все способные к труду люди трудились бы каждый в меру своих способностей на общее, а значит, и на свое благо. При таком условии даже и сокращенного трудового дня (до 4 часов по Кампанелле) окажется достаточно для обеспечения изобилия материальных благ.

Утопия? Или не такое уж и недалекое будущее человечества?….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Издание 3-е, дополненное / Под ред. д.ю.н.. проф. О.Э.Лейста и д.ю.н., проф. В.А.Томсинова. М.: Издательство «Зерцало», 2009. – 584 с. – (Серия «Классический университетский учебник»).

2. Томас. Мор. Томмазо Кампанелла. Утопия. Город Солнца.

Источник

Сравнительный анализ идеального государства в «Утопии» Т.Мора и «Городе Солнца» Т. Кампанеллы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:33, реферат

Читайте также:  Что такое гидростатическое равновесие солнца
Описание

Цель данной контрольной работы: рассмотреть и сравнить проектов идеального государства в «Утопии» Т.Мора и «Городе Солнца» Т. Кампанеллы.
Для достижения данной цели, в контрольной работе были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены модели идеального коллективистского государства Т. Мора и Т. Компанелы.
2. Произведено сравнение работы «Утопия» Т. Мора и «Город Солнца» Т.Компанеллы.

Работа состоит из 1 файл

Сравнительный анализ моделей идеального коллективистского государства Т.docx

Ученые и лица, сведущие в какой-либо отрасли знания или искусства, образуют централизованную иерархию должностных лиц. Во главе Города стоит верховный правитель — Солнце (Метафизик) — всесторонне образованный человек, сведущий во всех науках, искусствах, ремеслах. Соответственно трем главным атрибутам бытия (мощь, мудрость, любовь) ему помогают три соправителя:

Пон (Сила — ведает военным делом), Син (Мудрость — руководит развитием наук), Мор (Любовь — управляет воспитанием, деторождением, сельским хозяйством, производством продуктов питания, одежды и др.).

Коллегии высших должностных лиц подчинены лица, ведающие узкими специальностями (таковы, в частности, Агроном, Скотовод, Воспитатель, Экономист, Перспективист, Геометр, Поэт, Астроном).

Имеются начальники отрядов, главные мастера; существуют и такие должности, как Правосудие (уголовное и гражданское), Мужество, Великодушие, Усердие, Бодрость и т. д.

В Городе Солнца дважды в лунный месяц созывается общее собрание всех соляриев, достигших 20-летнего возраста. На Большом Совете, как называется это собрание, каждому предлагается высказаться о том, какие есть в государстве недочеты. На Большом Совете обсуждаются все важные вопросы жизни государства.

Весьма оригинальны мысли Кампанеллы о способах сочетания демократии и правления ученых-специалистов. Кандидатуры на тот или иной пост предлагаются воспитателями, старшими мастерами, начальниками отрядов и другими должностными лицами, знающими, кто из соляриев к какой должности более пригоден; в

Большом Совете каждый может высказаться за избрание или против него; решение о назначении на должность выносится коллегией должностных лиц (четыре главных правителя, руководители соответствующих наук или ремесел, начальники отрядов).

Большому Совету принадлежит право поддержать или, наоборот, предотвратить назначение какого-либо лица; еще обширнее права Совета в контроле, критике и смене должностных лиц — здесь ему принадлежит решающее слово. Должностным лицам помогают советом так называемые жрецы, которые определяют дни посева и жатвы, ведут летопись, занимаются научными изысканиями (в том числе модной тогда астрологией, которую Кампанелла в духе времени считал важной наукой).

В Городе Солнца существуют право, правосудие, наказания. Законы немногочисленны, кратки и ясны. Текст законов вырезан на колоннах у дверей храма, где осуществляется правосудие. Солярии спорят друг с другом почти исключительно по вопросам чести. Процесс гласный, устный, быстрый. Для уличения необходимо пять свидетелей (это определяется тем, что солярии всегда ходят и работают отрядами). Пытка и судебные поединки, свойственные феодальному процессу, не допускаются. Наказания воздаются по справедливости и соответственно проступку.

Кампанелла порицал аморализм политиков и тиранов, придумавших понятие «государственная необходимость», которое сводится, как он писал, к выгодному только им правилу — «для сохранения и приобретения власти можно преступить любой закон». Кампанелла с горечью писал: «Государи почитают Макиавелли за Евангелие.

Ведь никто не верит ни в Библию, ни в Коран, ни в Евангелие, а все ученые и государи суть политики — макиавеллисты».

3. Сравнение идеального коллективистского государства «Утопия» Т. Мора и «Город Солнца»Т.Компанеллы.

Что же за книги эти были — «Утопия» и «Город Солнца», одна из которых привела своего автора на плаху, а другого заставила провести жизнь в нужде и неволе? «Утопию» Т. Мора и «Город Солнца» Т. Кампанелла объединяет то, что они создавались в соответствующих условиях периода первоначального накопления капитала и разложения феодальных отношений, их авторы являются наиболее яркими представителями раннего утопического социализма. В их взглядах отражалась идеология освободительного антифеодального движения наиболее угнетенной части народа — крестьянства и предпролитариата.

Сюжет этих книг довольно прост: в них описываются порядки на острове Утопия и в Городе Солнца и образ жизни их жителей. Томас Мор и Кампанелла пытались создать облик общества, в котором нет никакой собственности, где все принадлежит всем, где все трудятся и нет тунеядцев и никто не знает, что такое деньги. У Мора — это остров Утопия, у Кампанеллы — отдельно взятый город. Обе книги написаны в форме диалога и от имени некоего путешественника, случайно открывшего неведомую страну. В обществе, созданным Мором и Кампанеллой должны быть все равны. Однако в «Утопии» Мора встречается такой класс людей как рабы, «которые не только постоянно пребывают в работе, но и находятся в цепях». И в «Утопии» Мора и в «Городе Солнца» Кампанеллы существует социальная иерархия, где некие начальники и наблюдатели управляют всей жизнью граждан, а власть верховного правителя очень напоминает диктатуру, что явно противоречит подлинному равенству. А «наблюдение за тем, чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство» (по Кампанелле) вообще смахивает на нацизм. Сами люди как «перекати-поле», не имеют ни корней, ни привязанности ни друг к другу, ни к своим детям. Каждые два года (по Мору) их перемещают из города в деревню и наоборот.

Читайте также:  Ладонями касаясь солнца ладонями касаясь птиц

Каждые 10 лет жители обмениваются своими домами. И вообще у них все регламентированно, все делается по звонку — ложатся спать. а в предрассветные часы устраивают публичные чтения, причем участвуют в них только те, кто были кем-то отобраны для науки. Люди одеты у обоих авторов совершенно одинаково — «одежду носят они белого цвета, и стирается она ежемесячно, а поскольку люди заняты в основном сельским хозяйством, можно себе представить эти сомнительные «белые одежды». Но выбор одежды это мелочи, по сравнению с тем, что те же начальники подбирают мужчин и женщин для продолжения рода, как скот: «Женщины статные и красивые соединяются только со статными и крепкими мужчинами; полные же — с худыми, а худые — с полными дабы они хорошо и с пользой уравновешивали друг друга». «Вскормленный грудью младенец передается на попечение» неких старцев, которые обучают их говорить, а впоследствии «эти старцы занимаются с ними гимнастикой, бегом, метанием диска» и т.д. «Дома, спальни, кровати и все прочее необходимое», как пишет Кампанелла у жителей города Солнца общие. Из этого следует, что и болезни у них тоже общие и весьма часты всевозможные эпидемии. «Должностные лица получают большие и лучшие порции, и из своих порций они всегда уделяют что-нибудь на стол детям, выказавшим утром больше прилежания на лекциях, в ученых беседах и на военных занятиях». Угощение объедками — «считается одной из величайших почестей». Итак, и у Мора и у Кампанеллы — «производство потомства имеет в виду интересы государства, а интересы частных лиц — лишь постольку, поскольку они являются частями государства». Из этого следует, что человек — не индивидуум, а лишь маленький винтик большой машины, называемой государство. Прочтя обе работы можно сделать вывод, что в них изображен идеал тоталитарного государства, где верховный правитель избирается пожизненно и имеет неограниченную власть, где все регламентированно, начиная с причесок и кончая воспитанием детей, где человек никогда не принадлежит себе, но всегда находится под наблюдением начальников. Остается одна малость — где найти такого правителя и столько умных и «совершенно чуждых скаредного корыстолюбия» начальников, чтобы они могли справедливо и разумно управлять людьми.

В трудах Мора и Кампанеллы не говорится о путях преобразования существующего общественно-политического строя в идеальное государство, основанное на общественной собственности и действующее в интересах народа. Однако, несмотря на историческую ограниченность социалистических утопий этих мыслителей, в их произведениях нашли яркое выражение мечты народных низов о лучшем будущем.

Наряду с политическими идеями, превозносящими и обосновывающими возникающий буржуазный строй, появляются политические учения, отрицающие этот строй. Это учения утопического социализма, выдвинутые передовыми мыслителями того времени Томасом Мором и Томмазо Кампанеллой, которые подобно Мюнцеру выражали интересы угнетенных народных масс. Идеи утопического социализма смутно предвосхищали будущее Рост общественного неравенства, угнетение трудовые масс, усилившиеся период, первоначального накопления капитала», вызвали стремление к коренному переустройству современного им общества организации идеального общества и государства. в которых бы отсутствовали частная собственность, насилие и эксплуатация человека человеком.

В сочинениях утопических социалистов были по-новому поставлены вопросы государства и права К Маркс называет Кампанеллу одним из первых политических мыслителей, который начал «рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии»

В их работах рассматриваются и вопросы о деятельности- будущего идеального государства по организации производства и распределения в интересах всех членов общества, подвергаются критике агрессивные войны и анализируются многие другие вопросы внутренней и внешней политики государства, в основе которого лежит общественная собственность

Мор и Кампанелла принадлежат к прогрессивным мыслителям, их социалистические утопии представляют собой идейно целое и плодотворное течение социально-политических концепций Ренессанса. В своем творчестве они развивают мелкобуржуазные идеалы эмансипации и гуманизма. В философском смысле они позитивно повлияли на дальнейшее развитие европейского рационального мышления, в частности философии Просвещения.

Мы говорим о них как о предшественниках последующего утопического социализма, являющегося продуктом более высокой ступени развития капиталистического общества. Великие утописты XIX столетия Сен-Симон и Фурье во Франции, Оуэн в Англии восходили к ним и ссылались на них при разработке своих систем.

Список использованной литературы.

1. Анархия, государство и утопия/ Под редакцией Роберта Нозика, Издательство » ИРИСЭН «, 2008.

2. История политических и правовых учений. Учебник для вузов/ Под редакцией Михаила Рассолова, Спб.: Издательство: Юнити-Дана, 2010

3. История политических и правовых учений. Учебник для вузов/ Под редакцией Лазарева В.В., М.: Издательство: «Высшее образование», 2008

4. История политических и правовых учений. Учебник для вузов/ Под редакцией Н. Озаркина, М.: Издательство: Норма, 2007 г.

5. История политических и правовых учений.Учебник для вузов / Под редакцией докт. юрид. наук, профессора О. Э. Лейста, М.: Издательство «Зерцало», 2006.

Источник

Adblock
detector