Меню

Сша обогнали россию по космосу

«Роскосмос» vs SpaceX: кто побеждает в космической гонке

​Американская компания SpaceX Илона Маска, действующая в области космической индустрии и в начале февраля 2018 года относительно успешно запустившая сверхтяжелую ракету Falcon Heavy, в 2017 году впервые обогнала «Роскосмос» по количеству гражданских пусков. РБК сравнил успехи и провалы российской госкорпорации и ее американского частного конкурента за последние восемь лет.

Вишневый запуск

Единственной полезной нагрузкой ракеты Falcon Heavy, запущенной 6 февраля с мыса Канаверал в 15:45 по местному времени (23:45 мск) и способной вывести на орбиту почти 64 т груза, стал электромобиль главы компании Илона Маска — вишневый Tesla Roadster с одетым в скафандр производства SpaceX водителем-манекеном. При старте аудиосистема электромобиля играла песню Дэвида Боуи Space Oddity, эта дорожка включалась и на трансляции пуска. На экране, встроенном в приборную панель автомобиля, во время запуска горела надпись «Не паниковать!».

После старта два боковых ускорителя ракеты успешно отсоединились и спустя восемь минут приземлились на посадочные платформы. Видеотрансляция их одновременного приземления стала одним из самых зрелищных моментов запуска. Центральный ускоритель Falcon Heavy, который должен был сесть на плавучую платформу, разбился. Маск пояснил позже, что это произошло, вероятно, из-за того, что закончилось топливо.

В SpaceX утверждают, что стоимость пуска составила примерно $90 млн. Это в несколько раз дешевле, чем стоящий до $400 млн запуск американской сверхтяжелой ракеты Delta 4 Heavy, способной вывести на орбиту около 28 т.

Опрошенные РБК эксперты отмечали, что этот запуск — еще один шаг на пути к высшей цели Илона Маска, достижению Марса. В «Роскосмосе» назвали запуск Falcon Heavy «очень хорошим трюком».

Тяжелая монополия

В мире всего четыре страны — США, Россия, Франция и Китай — располагают тяжелыми ракетами. Сверхтяжелые носители запускали только два государства — США и СССР. Речь идет об американской Saturn V (13 успешных пусков в 1967–1973 годах), которая могла вывести на низкую околоземную орбиту 141 т, и советской ракете «Энергия», которая выводила в космос многоразовый корабль «Буран» весом 105 т около 30 лет назад. Новая российская сверхтяжелая ракета появится только к 2028 году, заявил 1 февраля гендиректор «Роскосмоса» Игорь Комаров. В 2018–2019 годах будут выполнены работы над эскизным проектом сверхтяжелой ракеты, отмечал он. Ее основная задача, по словам Комарова, «изучение Солнечной системы, планет Солнечной системы, Луны и окололунного пространства».

Потеря лидерства

С 2011 по 2016 год включительно «Роскосмос» был неоспоримым мировым лидером по количеству гражданских пусков. До 2017 года у SpaceX не было ни одного военного запуска. Однако за последние полтора года ситуация кардинально изменилась. В 2017 году у SpaceX было 16 гражданских пусков. У «Роскосмоса» (с учетом пояснения пресс-службы корпорации, что все указанные на ее сайте пуски — гражданские) было 15 пусков, один из которых оказался неудачным. Пуски с космодрома Куру во Французской Гвиане не учитывались.

Немного иначе выглядит картина, если к гражданским добавить заказы военных, а также учесть поступившее в РБК заявление «Роскосмоса» о том, что госкорпорация считает совершенные в 2017 году пуски с Куру «своими», так как «оператор и ракета были российскими». Тогда, если сравнивать суммарное количество гражданских запусков и пусков в интересах военных, в 2017 году счет становится равным — 18:18. Если же считать пуски «Союзов» с Куру роскосмосовскими, то госкорпорация выходит в лидеры — 18:20.

Вывести тонну груза на Falcon Heavy в два раза дешевле, чем на российском «Протоне» и почти в три раза дешевле, чем на «Ангаре-А5» — $1,4 млн против $2,8 млн и $3,9 млн соответственно.

Эксперты в разговоре с РБК отмечали, что пока непонятно, чем SpaceX будет загружать свою сверхтяжелую ракету. По мнению создателя сообщества «Открытый космос» Виталия Егорова, Маск рассчитывает на планы Пентагона «запускать большие спутники». Гендиректор компании «КосмоКурс» Павел Пушкин предполагал, что Маск ориентируется на «орбитальные станции и производство в космосе, а также туристические орбитальные крупные станции».

Источник

Окончательная победа США: как Россия безнадежно отстала от Америки в космической гонке

Восстановление возможности доставки человека в космос американской ракетой с американской земли стоит в ряду других важных технических, практических и законодательных событий. Разработка многоразовых метановых ракетных двигателей нового поколения — BE-4 компанией Blue Origin и Raptor компанией SpaceX — сделала США полностью независимой от России в области двигателестроения. Выбор Лунной орбитальной платформы как следующего места постоянного пребывания человека в космосе, а не продолжение программы аналогичной МКС на околоземной орбите, и связанные с этим финансовые затраты и технологические сложности делают США практически единственным оператором Лунной платформы. Подписание президентом США указа в поддержку международного участия в освоения ресурсов на Луне и других небесных телах по факту дезавуирует Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах, принятое резолюцией Генассамблеи ООН в декабре 1979 года, определяет примат американского права в коммерческом освоении лунных и астероидных ресурсов. В освоении космоса США сегодня не только не имеют текущих или потенциальных конкурентов, но и не желают больше действовать в интересах международного сообщества или даже стран союзников.

Читайте также:  Сочинение что дает нам космос

Степень технологического превосходства США в космосе настолько всеобъемлюща, что никакие потенциальные противники/конкуренты в обозримом будущем не смогут даже приблизиться к разогнанному локомотиву американских частных инноваций в космосе. Российская космическая программа выглядит бледной тенью технологической мощи Советского Союза. За все постсоветское время не создано ни одного по-настоящему прорывного продукта или технологии. Незаметность размера российской экономики, продолжающаяся утечка мозгов, деградация технического образования, изолированность космической индустрии международными санкциями и экспортными ограничениями, а самое главное — монополистическое квазигосударственное устройство космической индустрии при полном отсутствии предпринимательской инициативы, — все это является залогом гарантированного увядания былого могущества.

Не надо также преувеличивать возможности и перспективы Китайской космической программы. При всех ее внешних успехах она является слаборазвитой калькой советской программы, с использованием купленных или украденных технологий на постсоветском пространстве. Технологии ракетостроения, создание надежных и высокопроизводительных космических аппаратов, — во всем этом отставание Китая от США исчисляется десятилетиями, и после мощнейшего рывка, обеспеченного американской частной инициативой последних десяти-пятнадцати лет, это отставание только нарастает. А возводимые США и союзниками торговые и технологические барьеры, такие как запрет на экспорт и расширение перечня двойных технологий, запрет на обучение китайских студентов в американских университетах, остановка научного обмена, помноженные на начинающиеся экономические трудности Китая и на архаичную космическую отрасль (хотя более конкурентную, чем в России), не оставляют никаких шансов Китаю стать заметным конкурентом США в космосе.

При этом мы находимся на водоразделе изменения мотивации освоения космоса человеком. Кипевшее в космосе соревнование систем в 50-60-е годы и романтические научные и интернациональные сентименты уступают место экономическому расчету. До последнего момента размер космической экономики, составляющей чуть больше $100 млрд в год, был фактически незаметен на фоне других индустрий. И логика партнерства, научного развития, противостояния внешним врагам преобладала. Сейчас же уже понятно, что колоссальные экономические возможности освоения космоса в 21 веке будут определять лидирующее положение стран, рост экономик и будущее человечества. Использование космических систем для подключения автономных машин к интернету и превращение их в гаджеты-поставщиков контента для пассажиров создаст триллионный рынок. Безграничная солнечная энергия, доступная 24/7 в космосе, откроет возможности как для использования ее в космосе, например для обработки данных, или производства материалов для использования на орбите, так и для передачи энергии на Землю. Лунные и астероидные ресурсы, такие как вода, которую можно использовать как ракетное топливо, редкоземельные, драгоценные и конструкционные металлы смогут создать независимую космическую экономику и в ближайшие 25-50 лет обеспечить продвижение человека за тонкую скорлупку земной атмосферы в стихию космоса. Это настолько грандиозное событие для человечества как биологического вида, сравнимое только с выходом земноводных 400 млн лет назад из океанов на сушу.

Сама диалектика развития частного бизнеса и возможности, открываемые в космосе, являются двигателем стратегии США. Неправильно думать, что Трамп или глава НАСА являются основными акторами разыгрываемой пьесы. Настоящими режиссерами являются американские предприниматели (своего рода бароны-разбойники) и стоящие за ними инвесторы. Почти все крупнейшие американские компании являются игроками в космосе. Amazon и Blue Origin развивают вместе связной проект Kuiper, SpaceX с со-инвестициями Google и будущим клиентом Tesla запускает систему Starlink. Apple в своем обычном стиле ведет секретный космический проект, также как и Facebook. Когда речь идет о таких возможностях и деньгах, пушки замолкают, а дипломаты становятся выразителями интересов бизнеса. Поэтому США не заинтересованы в какой-либо координации как с бюрократической и неповоротливой Европой, так и с другими союзниками, оставляя им только возможность либо присоединиться под знамена Pax Americana, либо остаться на обочине эволюции. Именно поэтому вчерашнее событие и триумф Илона Маска (подробнее) являются гораздо более важными факторами будущего, чем это может показаться.

У любой истории есть свое начало и свои прародители. Наша история началась в 2001 году. На заседании Марсианского общества 30-летний мультимиллионер Илон Маск познакомился с Майклом Гриффиным — блестящим и феноменально образованным инженером, бывшим руководителем многих миссий по исследованию дальнего космоса, также стоявшим за разработкой технологий «звездных войн». В феврале 2002 года они уже вместе летели в Москву, чтобы договориться о покупке трех конверсионных ракет для доставки частной миссии на Марс. Как гласит история, они не смогли договориться о цене, и уже во время обратного полета Илон сказал Майклу, что он собирается построить ракету сам. В 2005 году Майкл Гриффин был приведен к присяге как 11-тый администратор НАСА. Именно Майкл Гриффин стал автором смены парадигмы взаимодействия государства (НАСА) и частных компаний. Вместо классической схемы, когда государство выступало заказчиком разработки и последующим собственником дизайна космической системы — как это, например, было с программой Space Shuttle — он предложил новую сервисную модель. По этому подходу государство становится покупателем сервиса, а частная компания сама разрабатывает космическую систему, например ракету. В результате в 2005 году была объявлена программа Commercial Orbital Transportation Services (Коммерческого сервиса транспортировки на орбиту). Одним из ее победителей стала SpaceX. За ней последовали программы доставки грузов на Луну частными компаниями и наконец программа участия частных компаний в доставке людей на Луну (Artemis program). Последнюю выиграли как SpaceX с многоразовым кораблем Starship, так и Blue Origin c Integrated Lander Vehicle и ракетой New Glenn.

Читайте также:  Проекты роскосмоса по освоению космоса

При всей очевидности и простоте схемы использования частного бизнеса для экспансии государства она гениальна. По своей управленческой эффективности это как найм пиратов Елизаветой I в 16 веке и создание Ост-Индийской компании. Френсис Дрейк фактически создал снаряженный многопушечный корабль, который стал величайшим достижением науки и техники того времени. С помощью Ост-Индской компании была осуществлена британская колонизация Индии и ряда стран Востока. Все это затем привело к победе над наполеоновской Францией и последующим Pax Britannica в 19 веке. Очевидно, что именно частные компании, такие как SpaceX, будут основной причиной и драйвером века (или веков) Pax Americana в космосе.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Источник

Журнал «Все о Космосе»

Окончательная победа США: как Россия безнадежно отстала от Америки в космической гонке

За ликованием всех энтузиастов космоса и рациональным пессимизмом чиновников Роскосмоса можно не заметить главного. Запуск пилотируемого аппарата, созданного американской частной компанией, жирной чертой подводит эпоху романтического интернационализма и знаменует начало века Pax Americana в космосе, считает предприниматель в области космонавтики Михаил Кокорич.

Восстановление возможности доставки человека в космос американской ракетой с американской земли стоит в ряду других важных технических, практических и законодательных событий. Разработка многоразовых метановых ракетных двигателей нового поколения — BE-4 компанией Blue Origin и Raptor компанией SpaceX — сделала США полностью независимой от России в области двигателестроения.

Выбор лунной орбитальной платформы как следующего места постоянного пребывания человека в космосе, а не продолжение программы аналогичной МКС на околоземной орбите, и связанные с этим финансовые затраты и технологические сложности делают США практически единственным оператором лунной платформы. Подписание президентом США указа в поддержку международного участия в освоении ресурсов на Луне и других небесных телах по факту дезавуирует Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах, принятое резолюцией Генассамблеи ООН в декабре 1979 года, определяет примат американского права в коммерческом освоении лунных и астероидных ресурсов. В освоении космоса США сегодня не только не имеют текущих или потенциальных конкурентов, но и не желают больше действовать в интересах международного сообщества или даже стран-союзников.

Степень технологического превосходства США в космосе настолько всеобъемлюща, что никакие потенциальные противники/конкуренты в обозримом будущем не смогут даже приблизиться к разогнанному локомотиву американских частных инноваций в космосе. Российская космическая программа выглядит бледной тенью технологической мощи Советского Союза. За все постсоветское время не создано ни одного по-настоящему прорывного продукта или технологии. Незаметность размера российской экономики, продолжающаяся утечка мозгов, деградация технического образования, изолированность космической индустрии международными санкциями и экспортными ограничениями, а самое главное — монополистическое квазигосударственное устройство космической индустрии при полном отсутствии предпринимательской инициативы — все это является залогом гарантированного увядания былого могущества.

Не надо также преувеличивать возможности и перспективы китайской космической программы. При всех ее внешних успехах она является слаборазвитой калькой советской программы, с использованием купленных или украденных технологий на постсоветском пространстве. Технологии ракетостроения, создание надежных и высокопроизводительных космических аппаратов — во всем этом отставание Китая от США исчисляется десятилетиями, и после мощнейшего рывка, обеспеченного американской частной инициативой последних десяти-пятнадцати лет, это отставание только нарастает. А возводимые США и союзниками торговые и технологические барьеры, такие как запрет на экспорт и расширение перечня двойных технологий, запрет на обучение китайских студентов в американских университетах, остановка научного обмена, помноженные на начинающиеся экономические трудности Китая и на архаичную космическую отрасль (хотя более конкурентную, чем в России), не оставляют никаких шансов Китаю стать заметным конкурентом США в космосе.

При этом мы находимся на водоразделе изменения мотивации освоения космоса человеком. Кипевшее в космосе соревнование систем в 50-60-е годы и романтические научные и интернациональные сентименты уступают место экономическому расчету. До последнего момента размер космической экономики, составляющей чуть больше $100 млрд в год, был фактически незаметен на фоне других индустрий. И логика партнерства, научного развития, противостояния внешним врагам преобладала. Сейчас же уже понятно, что колоссальные экономические возможности освоения космоса в XXI веке будут определять лидирующее положение стран, рост экономик и будущее человечества.

Читайте также:  Пенал с принтом космос

Использование космических систем для подключения автономных машин к интернету и превращение их в гаджеты – поставщиков контента для пассажиров создаст триллионный рынок. Безграничная солнечная энергия, доступная 24/7 в космосе, откроет возможности как для использования ее в космосе, например для обработки данных или производства материалов для использования на орбите, так и для передачи энергии на Землю. Лунные и астероидные ресурсы, такие как вода, которую можно использовать как ракетное топливо, редкоземельные, драгоценные и конструкционные металлы смогут создать независимую космическую экономику и в ближайшие 25-50 лет обеспечить продвижение человека за тонкую скорлупку земной атмосферы в стихию космоса. Это грандиозное событие для человечества как биологического вида, сравнимое только с выходом земноводных 400 миллионов лет назад из океанов на сушу.

Сама диалектика развития частного бизнеса и возможности, открываемые в космосе, являются двигателем стратегии США. Неправильно думать, что Трамп или глава НАСА являются основными актёрами разыгрываемой пьесы. Настоящими режиссерами являются американские предприниматели (своего рода бароны-разбойники) и стоящие за ними инвесторы. Почти все крупнейшие американские компании являются игроками в космосе. Amazon и Blue Origin развивают вместе связной проект Kuiper, SpaceX с соинвестициями Google и будущим клиентом Tesla запускает систему Starlink. Apple в своем обычном стиле ведет секретный космический проект, так же как и Facebook. Когда речь идет о таких возможностях и деньгах, пушки замолкают, а дипломаты становятся выразителями интересов бизнеса. Поэтому США не заинтересованы в какой-либо координации как с бюрократической и неповоротливой Европой, так и с другими союзниками, оставляя им только возможность либо присоединиться под знамена Pax Americana, либо остаться на обочине эволюции. Именно поэтому триумф Илона Маска является гораздо более важным фактором будущего, чем это может показаться.

У любой истории есть свое начало и свои прародители. Наша история началась в 2001 году. На заседании Марсианского общества 30-летний мультимиллионер Илон Маск познакомился с Майклом Гриффином — блестящим и феноменально образованным инженером, бывшим руководителем многих миссий по исследованию дальнего космоса, стоявшим за разработкой технологий «звездных войн». В феврале 2002 года они уже вместе летели в Москву, чтобы договориться о покупке трех конверсионных ракет для доставки частной миссии на Марс. Как гласит история, они не смогли договориться о цене, и уже во время обратного полета Илон сказал Майклу, что он собирается построить ракету сам.

В 2005 Майкл Гриффин был приведен к присяге как 11-й администратор НАСА. Именно Майкл Гриффин стал автором смены парадигмы взаимодействия государства (НАСА) и частных компаний. Вместо классической схемы, когда государство выступало заказчиком разработки и последующим собственником дизайна космической системы — как это, например, было с программой Space Shuttle — он предложил новую сервисную модель. По этому подходу государство становится покупателем сервиса, а частная компания сама разрабатывает космическую систему, например ракету.

В результате в 2005 году была объявлена программа Commercial Orbital Transportation Services («Коммерческий сервис транспортировки на орбиту»). Одним из ее победителей стала SpaceX. За ней последовали программы доставки грузов на Луну частными компаниями и наконец программа участия частных компаний в доставке людей на Луну (Artemis program). Последнюю выиграли как SpaceX с многоразовым кораблем Starship, так и Blue Origin c Integrated Lander Vehicle и ракетой New Glenn.

При всей очевидности и простоте схемы использования частного бизнеса для экспансии государства она гениальна. По своей управленческой эффективности это как наем пиратов Елизаветой I в XVI веке и создание Ост-Индской компании. Френсис Дрейк фактически создал снаряженный многопушечный корабль, который стал величайшим достижением науки и техники того времени. С помощью Ост-Индской компании была осуществлена британская колонизация Индии и ряда стран Востока. Всё это затем привело к победе над наполеоновской Францией и последующим Pax Britannica в XIX веке. Очевидно, что именно частные компании, такие как SpaceX, будут основной причиной и драйвером века (или веков) Pax Americana в космосе.

Михаил Кокорич

Дорогие друзья! Желаете всегда быть в курсе последних событий во Вселенной? Подпишитесь на рассылку оповещений о новых статьях, нажав на кнопку с колокольчиком в правом нижнем углу экрана ➤ ➤ ➤

Источник

Adblock
detector