Стань солнцем вас все увидят
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» ДОСТОЕВСКОГО
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» принадлежит к числу тех великих произведений мировой литературы, ценность которых со временем не умаляется, но возрастает для каждого следующего поколения. Подобно «Божественной Комедии», «Гамлету», «Фаусту», «Войне и миру» или «Анне Карениной», «Преступление и наказание» давно сделалось во всем мире одной из самых любимых и широко читаемых книг. Образ Родиона Раскольникова стал вечным спутником человечества.
В центре «Преступления и наказания» находится тот болезненный и острый вопрос, который явился одним из главных вопросов для всей реалистической литературы XIX века. Это — вопрос о возможных путях развития человеческой личности в тех новых условиях жизни, которые сложились в Западной Европе после французской буржуазной революции XVIII века и которые после крестьянской реформы 1861 года установились также и в России. Романисты-просветители, еще не видевшие (по выражению Ленина) противоречий того строя жизни, который вырастал из крепостного, [1]верили, что уничтожение абсолютизма и сословности сделает возможным всестороннее развитие человека. Но после победы буржуазии стало очевидным, что вера в свободное, гармоническое развитие личности в условиях общества, основанного на эгоистической «войне всех против всех», была иллюзией. Бальзак, Стендаль, Диккенс, Теккерей, Флобер и другие западноевропейские романисты блестяще показали, что буржуазное общество хотя и способствует пробуждению личности, вместе с тем является величайшим препятствием для ее развития, ведет к ее духовной и физической гибели.
Великие русские писатели XIX века, начиная с Пушкина, так же, как их современники на Западе, высоко подняли знамя борьбы за свободное развитие личности. Но Пушкин в «Цыганах», «Евгении Онегине», «Пиковой даме» отчетливо показал и то, что индивидуалистическая жизненная философия и мораль личности, «глядящей в Наполеоны», суха и бесчеловечна. Со времен великого поэта в русской литературе получили выражение две, на первый взгляд противоположные между собой, но в действительности взаимно связанные, дополняющие друг друга темы: тема защиты прав личности и тема критического анализа и развенчания принципов буржуазно-индивидуалистической философии и морали — морали человека, который «для себя лишь» хочет воли. Органическое объединение в «Преступлении и наказании» этих двух тем определяет глубокий гуманистический пафос этого романа, его неумирающее значение для настоящего и будущего.
Достоевский писал в конце своей жизни, что его заветной мечтой как человека и писателя всегда оставалось стремление помочь «девяти десятым» человечества, угнетенным и обездоленным в его эпоху в России и во всем мире, обрести достойное человека существование, завоевать путь в «царство мысли и света». [2]Во всей реалистической прозе XIX века нет другого произведения, которое с таким бесстрашием и такою поистине шекспировскою мощью изображало картины страданий широких масс, вызванные нищетой, социальным неравенством и угнетением, как «Преступление и наказание». Но роман Достоевского — не только полное захватывающего трагизма изображение обездоленности и социального зла. Это — и апелляция к человеческой совести и разуму. Вместе со своим главным героем Достоевский гневно отвергает как оскорбительные для человека взгляды многих (в том числе ряда религиозных) мыслителей своей эпохи, которые полагали, что страдания и нищета неизбежны во всякомобществе, что они составляют извечный удел человечества. Великий русский писатель страстно защищает идею нравственного достоинства человека, который не хочет оставаться ничтожной «вошью», не желает безмолвно подчиняться и терпеть, но всем своим существом восстает против общественной несправедливости, не хочет и не может примириться с нею.
И вместе с тем Достоевский утверждает другое. Писатели-романтики начала XIX века были готовы идеализировать любой бунт человеческой личности против мира «посредственности» и «прозы». Достоевский же, живший во второй половине XIX века, в более сложной исторической обстановке, стремится подвергнуть философскому и психологическому анализу не только условия жизни внешнего мира, окружающего героя «Преступления и наказания», но и субъективные, движущие мотивы поведения последнего. Это позволяет автору «Преступления и наказания» одному из первых в мировой литературе поднять в романе широкий круг вопросов, еще не встававших столь остро перед его предшественниками. Достоевский рисует в «Преступлении и наказании» образ мыслящего, честного и бескомпромиссного с самим собой и другими людьми молодого человека, исполненного искренней боли за окружающих, горячего негодования против существующей социальной несправедливости. Но в буржуазном мире — и это уже более или менее отчетливо сознает Достоевский — существуют не только здоровые, но и больные формы личного и социального протеста. Даже вполне искренняя и бескорыстная по своим истокам пытливая мысль не всегда приводит здесь к верному пониманию конечных причин социальной несправедливости и реальных путей борьбы с нею. Из одного и того же ростка в мире социального угнетения может развиться и горячая любовь к обездоленным и угнетенным, готовность делить их горе и отстаивать их права, и одинокий, мрачный, анархический протест, направленный против общества, протест, стремящийся ниспровергнуть самые основы всякого социального общежития. Эти тревожные и во многом оказавшиеся — как показала последующая история человечества — пророческими размышления русского писателя получили отражение в «Преступлении и наказании».
Сердцевину «Преступления и наказания» составляет психологическая история преступления и его нравственных последствий. Но главный герой «Преступления и наказания» Родион Раскольников — необычный преступник. Свое преступление — убийство ростовщицы Алены Ивановны — он совершает под влиянием созданной и выстраданной им системы идей, рассматривая это преступление как своеобразный социально-психологический эксперимент, который должен подтвердить не только в его собственных глазах, но и в глазах остальных людей правильность его теоретических выводов. Поэтому психологический анализ состояния преступника до и после совершения убийства неразрывно слит в романе воедино с анализом философской теории Раскольникова, которая представляется Достоевскому «знаменьем времени», выражением идейных и нравственных шатаний, характерных в его эпоху для значительного числа представителей молодого поколения — прежде всего из городской разночинной, демократической среды.
Раскольников — студент, принужденный из-за отсутствия средств оставить учение. Его мать, вдова провинциального чиновника, живет после смерти мужа на скромный пенсион, бо́льшую часть которого она посылает сыну. Сестра Раскольникова, Дуня, была вынуждена, чтобы помогать матери и брату, поступить гувернанткой в семейство богатых помещиков, где она подвергается обидам и унижению.
Раскольников — одаренный от природы, умный и честный юноша. Живя в тесной каморке, похожей на гроб, на пятом этаже многоэтажного петербургского дома близ Сенной, постоянно наблюдая жизнь бедноты и мещанского населения Петербурга, Раскольников мучительно сознает, что не только он сам, но и тысячи других людей неизбежно обречены при существующем порядке на раннюю смерть, нищету и бесправие, — и это порождает в нем постоянную, глубокую работу мысли, стремящейся найти выход из сложившегося, несправедливого положения вещей.
Источник
Станьте солнцем, вас все и увидят
ПУТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ РАСКОЛЬНИКОВА
(завершающий урок по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
1. — Чем отличается роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского от детектива?
В центре произведения расследование не преступления, а исследование человека: Почему человек оказывается способен на преступление? Что для него становится наказанием? Может ли человек, преступивший законы, возродиться?
Композиция романа, его построение, соответствует этим проблемам: первая часть посвящена преступлению, пять частей (!) — наказанию, эпилог – воскресению героя. Кроме того, вся система образов в романе строится вокруг главного героя и помогает нам лучше его понять.
2. – Чем напоминают нам Раскольникова Лужин и Свидригайлов? Какой заряд разрушения несут в себе эти герои?
Лужин, оказавшись в комнате Раскольникова (которая напоминает гроб не случайно), делится своей теорией: «Если мне, например, до сих пор говорили: «возлюби», и я возлюблял, то что из этого выходило. выходило, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы… Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел» (ч. 2, гл. 5). Раскольников в ответ замечает: «А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…» (6, 118). И, действительно, вскоре Лужин готов «переступить» через Соню Мармеладову.
Свидригайлов, не успев познакомиться с Раскольниковым, предлагает ему ответить на вопрос, есть ли будущая жизнь и вечность (ч. 4, гл.1). Услышав в ответ, что Раскольников не верит в бессмертие души, создает ему образ вечности как «баньки с пауками». Во время последней встречи с Раскольниковым Свидригайлов предлагает ему забыть о законах морали: «…Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные, что ли? вопросы гражданина и человека? А вы их побоку; зачем они вам теперь-то?» (ч. 6, гл. 5). Дойдя до полного опустошения души, Свидригайлов кончает жизнь самоубийством.
— Почему самоубийство, с точки зрения Православия, является самым тяжким грехом?
3. — Кто из героев романа противопоставлен Лужину и Свидригайлову в их эгоизме, гордости и безверии? Чем похож на них Раскольников? Как проявляется любовь к ближнему у Раскольникова? С чем сталкивается любовь к ближнему в его душе? Сохраняется ли в нем потребность веры в Бога?
Разумихин открыт людям и готов им помогать: он помогает Раскольникову, его родным. Раскольников также готов на бескорыстную помощь ближнему, но в его душе происходит борьба любви и гордости: сначала он помогает девочке на бульваре, потом жалеет об этом. В его душе хаос: «Он чувствовал во всем себе страшный беспорядок. Он сам боялся не совладать с собой» (6, 75).
Соня Мармеладова (горькой иронией звучит ее фамилия) спасается от хаоса и беспорядка любовью к ближнему и любовью к Богу. Это открывается Раскольникову во время чтения Евангелия от Иоанна о воскресении Лазаря (ч. 4, гл. 4). Соня верит в Промысел Божий. Когда Раскольников предлагает ей ответить, кому лучше умереть – Лужину или Катерине Ивановне – она твердо отвечает: «Да ведь я Божьего Промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?» (6, 313). Раскольникова тянет к Соне, ему хочется услышать, как она читает Евангелие. В чтении Евангелия голос Сони укрепляется и звенит, наполняется силой. В подготовительных материалах к роману Достоевский часто пишет о молитве, которой научила героя мать и которую он продолжает творить: «Я было бросился на колени молиться, но вскочил и стал одеваться» (7, 13); «Но через минуту мне начало так теснить грудь, что я не раз, проходя мимо Исаакиевского собора, машинально перекрестился» (7, 34); «И тогда, когда уж я стану благородным, благодетелем всех, гражданином, я покаюсь», Помолился Христу, лег, и сон (7, 82); «(Когда Лужин ушел). Он их выгоняет, спит, вечером ушел как безумный, молитва» (7, 92); «Я, брат, признаюсь, мне очень понравилось, Вася, когда ты громко сказал, что веришь в Бога. Оно, знаешь, до сих пор между нашими как-то стыдно бывало признаться, а все-таки по ночам молюсь, и даже, знаешь, теми же самыми словами, как мать покойница еще с трех лет меня учила. Оно, знаешь, можно и умнее слова для молитвы прибрать, да уж лучше эти» (7, 81). В романе герой участвует в панихиде, вспоминает в первом сне о своем православном детстве, его мать спрашивает его, продолжает ли он молиться.
— Зачем автор вводит в роман «двойников» и антиподов Раскольникова? Что они помогают понять в главном герое? (самостоятельная запись в тетрадь)
3. Какой выход предлагает Раскольникову Свидригайлов, Порфирий Петрович, Соня? Что значит «уехать в Америку» для Свидригайлова? (окончательный разрыв со всеми и всем, смерть). Как вы понимаете слова Порфирия Петровича: «» (ч. 6, гл. 2)? Какая православная символика скрывается за образом Солнца? Почему Соня просит Раскольникова поклониться земле и публично покаяться?
4. О каком суде пишет автор в эпилоге? (о человеческом и Божьем Суде)
5. Кто становится еще одной жертвой Раскольникова? Почему? (о материнской любви)
6. Чем оправдывает человеческий суд Раскольникова? (помощью ближнему)
7. Как во сне Раскольникова звучит тема Страшного Суда? В Откровении Иоанна Богослова говорится о чаше гнева Господня, которая будет вылита на землю – «И град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая» (16, 21). В сочинении Тихона Задонского, которое читал Достоевский, «Сокровище духовное, от мира собираемое» пишется: «Язва моровая в едином человеке прежде зачинается, потом весь дом, а от того весь град или село, а далее и вся страна заражается и погибает, как видим: тако соблазн в едином человеке начинается, а потом к многим переходит… Видим сие в мире, видим, как друг от друга заражаются соблазном и погибают».
Почему во сне Раскольникова людям, одержимым «трихинами», не различить добро и зло? Разрушение внутренней иерархии ценностей в человеке, разрушение его целостности приводит к внутреннему хаосу. Исаак Сирин, которого также читал Достоевский, пишет о духе, душе и плоти человека. Если душа устремляется к плоти, она отторгает себя от Духа, что может привести ее к окаменению. Об этом писал и Н.В.Гоголь в «Мертвых душах» и в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Он же предлагал путь восстановления человека, вслед за Отцами Церкви: пробуждение рассудка (сознания, самосознания), разума (борьба со страстями) и мудрости (во Христе).
— Как начинает пробуждаться самосознание Раскольникова? Он сравнивает отношение к себе каторжан с отношением их к Соне, задумывается о том, что причиной их неприязни является его безверие, начинает говеть вместе со всеми, понимает, что презирать простой народ не за что.
— Как расширяется пространство Раскольникова? «Неужели уж столько может для них значить один какой-нибудь луч солнца, дремучий лес, где-нибудь в неведомой глуши холодный ключ, отмеченный еще с третьего года и о свидании с которым бродяга мечтает, как о свидании с любовницей, видит его во сне, зеленую травку кругом его, поющую птичку в кусте?» (6, 418); «С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его» (6, 421). Раскольников открывает себе сначала дольний мир, затем – горний, входит в библейское время. Словно сбываются слова Порфирия Петровича о том, что его «вынесет на берег».
— Когда происходит встреча Раскольникова и Сони после болезни? Что с ними происходит? Как эта сцена соотносится с чтением Евангелия у Сони в ч. 4 гл. 4? Раскольников припадает к ногам Сони и выражает этим смирение и любовь. Начинается восстановление в нем «сокровенного человека».
В черновиках постепенно формулируется «главная идея» романа: «Жизнь кончилась с одной стороны, начинается с другой. С одной стороны похороны и проклятие, с другой – воскресение» (7, 138). Воскресение должно начаться с покаяния (7, 139) и пробуждения самосознания, свободы воли. Еще в первой редакции Достоевский объясняет преступление героя отсутствием свободы: «Я должен был это сделать (Свободы воли нет. Фатализм)» (7, 81). Во второй редакции эта мысль развивается: «Чего ж мне бояться? Я – кирпич, который упал старухе на голову; я – леса, которые под ней обвалились» (7, 128). Отказывая себя в свободе воли, герой снимает с себя ответственность за совершенное преступление. Вызревает авторская мысль о том, что, пройдя путь страдания, герой обретает самосознание: «В последней главе, на каторге, он говорит, что без этого преступления он бы не обрел в себе таких вопросов, желаний, чувств, потребностей, стремлений и развития» (7, 140).
В подготовительных материалах третьей редакции романа «Преступления и наказания» Достоевский ищет пути восстановления гордого человека: «Бес мрачный, от которого не может отвязаться. Вдруг решимость изобличить себя, всю интригу; покаяние, смирение, уходит, делается великим подвижником, смирение, жажда претерпеть страдание» (7, 156). В уста Сон вкладывается авторская мысль: «А вы будьте кротки, а вы будьте смирны – и весь мир победите, нет сильнее меча, кроме этого» (7, 188). Последней строчкой романа автор хочет сделать мысль: «Неисповедимы пути, которыми находит Бог человека» (7, 203).
Встреча Раскольникова и Сони происходит на вторую неделю после Пасхи, в Фомину неделю. Апостол Фома усомнился в Воскресении Спасителя и хотел убедиться в этом на своем опыте: ему явился Христос, и он вложил свои персты в Его раны. Можно поговорить об иконах «Уверение Фомы» и «Сошествие во ад».
— Нужен ли в романе эпилог? В.В. Вересаев в «Живой жизни» сомневался в его необходимости. Режиссер Кулиджанов при постановке романа отказался от эпилога. Какую мысль он хотел подчеркнуть? Кулиджанов: «История Раскольникова представляется мне историей человека, пытавшегося преступить предел дозволенного, нравственно возможного якобы ради «утверждения своей человеческой личности»… «Тварью дрожащей» быть недостойно человека. а надобно быть Наполеоном, чтобы владеть всем этим людским «муравейником», считает он. Надо подчинить его себе, а для этого все средства не только дозволены, хороши… Но здесь-то и оказывается, что Раскольников не утверждает свою личность, а разрушает ее» («Искусство кино». 1970. № 8. С. 66).
— В жизни человека ожидают многие испытания. Возможен и путь разрушения. Какими могут быть пути возрождения человека? Что об этом нам говорит Достоевский в романе «Преступление и наказание»? (самостоятельная запись в тетрадь)
Домашнее задание: написать сочинение на тему:
1. Антиподы и «двойники» Раскольникова.
2. Теория Раскольникова и ее несостоятельность.
3. Раскольников и Порфирий Петрович.
4. Отцы и дети в романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского.
Источник