Меню

Станьте солнцем вас все заметят

Федор Михайлович Достоевский. Лучшее из творчества

Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье.

. люди и созданы, чтобы друг друга мучить.

Ко всему-то подлец-человек привыкает!

Нет ничего в мире труднее прямодушия и нет ничего легче лести.

Станьте солнцем, вас все и увидят.

Дура с сердцем и без ума такая же несчастная дура, как и дура с умом без сердца.

Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее.

Человек он умный, но чтоб умно поступать — одного ума мало.

Страдания и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца.

Выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток как человек, так артистически, так художественно жесток.

В тесной квартире даже с мыслями тесно.

В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.

Трус тот, кто боится и бежит, а кто боится и не бежит, тот еще не трус.

Влюбиться, еще не значит любить. Влюбиться можно и ненавидя.

Умная жена и ревнивая жена — два предмета разные.

Чем глупее, тем и яснее. Глупость коротка и нехитра, а ум виляет и прячется. Ум подлец, а глупость пряма и честна.

Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества.

Пусть я не достигну ничего, пусть расчет неверен, пусть лопну и провалюсь, все равно — я иду. Иду потому, что так хочу.

Кто виноват, что люди несчастны и не умеют жить, имея впереди по шестидесяти лет жизни?

С умным человеком и поговорить любопытно.

Я не был влюблен. я. был счастлив иначе.

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.

Деньги есть чеканенная свобода.

Тайное сознание могущества нестерпимо приятнее явного господства.

Атеистом же так легко сделаться русскому человеку, легче чем всем остальным во всем мире! И наши не просто становятся атеистами, а непременно уверуют в атеизм, как бы в новую веру, никак не замечая, что уверовали в нуль.

Дело в жизни, в одной жизни — в открывании ее, беспрерывном и вечном, а совсем не в открытии.

Ограниченному обыкновенному человеку нет, например, ничего легче, как вообразить себя человеком необыкновенным и оригинальным и усладиться тем без всяких колебаний.

Подлецы любят честных людей, — вы этого не знали?

Бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто.

Часто человек терпит несколько лет, смиряется, выносит жесточайшие наказания и вдруг прорывается на какой-нибудь малости, на каком-нибудь пустяке.

Хозяин земли русской есть один лишь русский. Так было и всегда будет.

Ищите любви и копите любовь в сердцах ваших. Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.

При неудаче все кажется глупо!

Чтобы достичь совершенства, надо прежде многого не понимать.

Изо ста кроликов никогда не составится лошадь, изо ста подозрений никогда не составится доказательства.

Есть дружбы странные: оба друга один другого почти съесть хотят, всю жизнь так живут, а между тем расстаться не могут.

Страданием своим русский народ как бы наслаждается.

Дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей.

Заметьте себе, милый князь, что нет ничего обиднее человеку нашего времени и племени, как сказать ему, что он не оригинален, слаб характером, без особенных талантов и человек обыкновенный.

Не хочу в ворота, разбирай забор!

Лизавета Прокофьевна была дама горячая и увлекающаяся, так что вдруг и разом, долго не думая, подымала иногда все якоря и пускалась в открытое море, не справляясь с погодой.

Как бы ни была груба лесть, в ней непременно по крайней мере половина кажется правдою.

Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть.

Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.

Ты до такой степени предан мне и услужлив, что я всякий раз смотрю на тебя вне себя от страха.

А что ж, может, и лучше, что оскорбляют люди: по крайней мере избавляют от несчастия любить их.

— Друг мой, вспомни, что молчать хорошо, безопасно и красиво.

Источник

станьте солнцем, вас все и увидят. сочинение

Станьте солнцем, вас все и увидят
ПУТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ РАСКОЛЬНИКОВА
(завершающий урок по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» )
— Чем отличается роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского от детектива? В центре произведения расследование не преступления, а исследование человека: Почему человек оказывается способен на преступление? Что для него становится наказанием? Может ли человек, преступивший законы, возродиться? Композиция романа, его построение, соответствует этим проблемам: первая часть посвящена преступлению, пять частей (!) — наказанию, эпилог – воскресению героя. Кроме того, вся система образов в романе строится вокруг главного героя и помогает нам лучше его понять. – Чем напоминают нам Раскольникова Лужин и Свидригайлов? Какой заряд разрушения несут в себе эти герои? Лужин, оказавшись в комнате Раскольникова (которая напоминает гроб не случайно) , делится своей теорией: «Если мне, например, до сих пор говорили: «возлюби» , и я возлюблял, то что из этого выходило?. . выходило, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы… Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел» (ч. 2, гл. 5). Раскольников в ответ замечает: «А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать… » (6, 118). И, действительно, вскоре Лужин готов «переступить» через Соню Мармеладову.
Свидригайлов, не успев познакомиться с Раскольниковым, предлагает ему ответить на вопрос, есть ли будущая жизнь и вечность (ч. 4, гл. 1). Услышав в ответ, что Раскольников не верит в бессмертие души, создает ему образ вечности как «баньки с пауками» . Во время последней встречи с Раскольниковым Свидригайлов предлагает ему забыть о законах морали: «…Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные, что ли? вопросы гражданина и человека? А вы их побоку; зачем они вам теперь-то? » (ч. 6, гл. 5). Дойдя до полного опустошения души, Свидригайлов кончает жизнь самоубийством. — Почему самоубийство, с точки зрения Православия, является самым тяжким грехом? . -Кто из героев романа противопоставлен Лужину и Свидригайлову в их эгоизме, гордости и безверии? Чем похож на них Раскольников? Как проявляется любовь к ближнему у Раскольникова? С чем сталкивается любовь к ближнему в его душе? Сохраняется ли в нем потребность веры в Бога? Разумихин открыт людям и готов им помогать: он помогает Раскольникову, его родным. Раскольников также готов на бескорыстную помощь ближнему, но в его душе происходит борьба любви и гордости: сначала он помогает девочке на бульваре, потом жалеет об этом. В его душе хаос: «Он чувствовал во всем себе страшный беспорядок. Он сам боялся не совладать с собой» (6, 75).

Читайте также:  Природные запасы кладовая солнца сочинение

Соня Мармеладова (горькой иронией звучит ее фамилия) спасается от хаоса и беспорядка любовью к ближнему и любовью к Богу. Это открывается Раскольникову во время чтения Евангелия от Иоанна о воскресении Лазаря (ч. 4, гл. 4). Соня верит в Промысел Божий. Когда Раскольников предлагает ей ответить, кому лучше умереть – Лужину или Катерине Ивановне – она твердо отвечает: «Да ведь я Божьего Промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить? » (6, 313). Раскольникова тянет к Соне, ему хочется услышать, как она читает Евангелие. В чтении Евангелия голос Сони укрепляется и звенит, наполняется силой. В подготовительных материалах к роману Достоевский часто пишет о молитве, которой научила героя мать и которую он продолжает творить: «Я было бросился на колени молиться, но вскочил и стал одеваться» (7, 13); «Но через минуту мне начало так теснить грудь, что я не раз, проходя мимо Исаакиевского собора, машинально перекрестился» (7, 34); «И тогда, когда уж я стану благородным, благодетелем вс

Источник

Станьте солнцем, вас все и увидят

ПУТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ РАСКОЛЬНИКОВА

(завершающий урок по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

1. — Чем отличается роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского от детектива?

В центре произведения расследование не преступления, а исследование человека: Почему человек оказывается способен на преступление? Что для него становится наказанием? Может ли человек, преступивший законы, возродиться?

Композиция романа, его построение, соответствует этим проблемам: первая часть посвящена преступлению, пять частей (!) — наказанию, эпилог – воскресению героя. Кроме того, вся система образов в романе строится вокруг главного героя и помогает нам лучше его понять.

2. – Чем напоминают нам Раскольникова Лужин и Свидригайлов? Какой заряд разрушения несут в себе эти герои?

Лужин, оказавшись в комнате Раскольникова (которая напоминает гроб не случайно), делится своей теорией: «Если мне, например, до сих пор говорили: «возлюби», и я возлюблял, то что из этого выходило. выходило, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы… Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел» (ч. 2, гл. 5). Раскольников в ответ замечает: «А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…» (6, 118). И, действительно, вскоре Лужин готов «переступить» через Соню Мармеладову.

Читайте также:  Как повязать шарф от солнца

Свидригайлов, не успев познакомиться с Раскольниковым, предлагает ему ответить на вопрос, есть ли будущая жизнь и вечность (ч. 4, гл.1). Услышав в ответ, что Раскольников не верит в бессмертие души, создает ему образ вечности как «баньки с пауками». Во время последней встречи с Раскольниковым Свидригайлов предлагает ему забыть о законах морали: «…Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные, что ли? вопросы гражданина и человека? А вы их побоку; зачем они вам теперь-то?» (ч. 6, гл. 5). Дойдя до полного опустошения души, Свидригайлов кончает жизнь самоубийством.

— Почему самоубийство, с точки зрения Православия, является самым тяжким грехом?

3. — Кто из героев романа противопоставлен Лужину и Свидригайлову в их эгоизме, гордости и безверии? Чем похож на них Раскольников? Как проявляется любовь к ближнему у Раскольникова? С чем сталкивается любовь к ближнему в его душе? Сохраняется ли в нем потребность веры в Бога?

Разумихин открыт людям и готов им помогать: он помогает Раскольникову, его родным. Раскольников также готов на бескорыстную помощь ближнему, но в его душе происходит борьба любви и гордости: сначала он помогает девочке на бульваре, потом жалеет об этом. В его душе хаос: «Он чувствовал во всем себе страшный беспорядок. Он сам боялся не совладать с собой» (6, 75).

Соня Мармеладова (горькой иронией звучит ее фамилия) спасается от хаоса и беспорядка любовью к ближнему и любовью к Богу. Это открывается Раскольникову во время чтения Евангелия от Иоанна о воскресении Лазаря (ч. 4, гл. 4). Соня верит в Промысел Божий. Когда Раскольников предлагает ей ответить, кому лучше умереть – Лужину или Катерине Ивановне – она твердо отвечает: «Да ведь я Божьего Промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?» (6, 313). Раскольникова тянет к Соне, ему хочется услышать, как она читает Евангелие. В чтении Евангелия голос Сони укрепляется и звенит, наполняется силой. В подготовительных материалах к роману Достоевский часто пишет о молитве, которой научила героя мать и которую он продолжает творить: «Я было бросился на колени молиться, но вскочил и стал одеваться» (7, 13); «Но через минуту мне начало так теснить грудь, что я не раз, проходя мимо Исаакиевского собора, машинально перекрестился» (7, 34); «И тогда, когда уж я стану благородным, благодетелем всех, гражданином, я покаюсь», Помолился Христу, лег, и сон (7, 82); «(Когда Лужин ушел). Он их выгоняет, спит, вечером ушел как безумный, молитва» (7, 92); «Я, брат, признаюсь, мне очень понравилось, Вася, когда ты громко сказал, что веришь в Бога. Оно, знаешь, до сих пор между нашими как-то стыдно бывало признаться, а все-таки по ночам молюсь, и даже, знаешь, теми же самыми словами, как мать покойница еще с трех лет меня учила. Оно, знаешь, можно и умнее слова для молитвы прибрать, да уж лучше эти» (7, 81). В романе герой участвует в панихиде, вспоминает в первом сне о своем православном детстве, его мать спрашивает его, продолжает ли он молиться.

— Зачем автор вводит в роман «двойников» и антиподов Раскольникова? Что они помогают понять в главном герое? (самостоятельная запись в тетрадь)

3. Какой выход предлагает Раскольникову Свидригайлов, Порфирий Петрович, Соня? Что значит «уехать в Америку» для Свидригайлова? (окончательный разрыв со всеми и всем, смерть). Как вы понимаете слова Порфирия Петровича: «» (ч. 6, гл. 2)? Какая православная символика скрывается за образом Солнца? Почему Соня просит Раскольникова поклониться земле и публично покаяться?

4. О каком суде пишет автор в эпилоге? (о человеческом и Божьем Суде)

5. Кто становится еще одной жертвой Раскольникова? Почему? (о материнской любви)

6. Чем оправдывает человеческий суд Раскольникова? (помощью ближнему)

7. Как во сне Раскольникова звучит тема Страшного Суда? В Откровении Иоанна Богослова говорится о чаше гнева Господня, которая будет вылита на землю – «И град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая» (16, 21). В сочинении Тихона Задонского, которое читал Достоевский, «Сокровище духовное, от мира собираемое» пишется: «Язва моровая в едином человеке прежде зачинается, потом весь дом, а от того весь град или село, а далее и вся страна заражается и погибает, как видим: тако соблазн в едином человеке начинается, а потом к многим переходит… Видим сие в мире, видим, как друг от друга заражаются соблазном и погибают».

Почему во сне Раскольникова людям, одержимым «трихинами», не различить добро и зло? Разрушение внутренней иерархии ценностей в человеке, разрушение его целостности приводит к внутреннему хаосу. Исаак Сирин, которого также читал Достоевский, пишет о духе, душе и плоти человека. Если душа устремляется к плоти, она отторгает себя от Духа, что может привести ее к окаменению. Об этом писал и Н.В.Гоголь в «Мертвых душах» и в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Он же предлагал путь восстановления человека, вслед за Отцами Церкви: пробуждение рассудка (сознания, самосознания), разума (борьба со страстями) и мудрости (во Христе).

Читайте также:  Блузки с юбками солнце

— Как начинает пробуждаться самосознание Раскольникова? Он сравнивает отношение к себе каторжан с отношением их к Соне, задумывается о том, что причиной их неприязни является его безверие, начинает говеть вместе со всеми, понимает, что презирать простой народ не за что.

— Как расширяется пространство Раскольникова? «Неужели уж столько может для них значить один какой-нибудь луч солнца, дремучий лес, где-нибудь в неведомой глуши холодный ключ, отмеченный еще с третьего года и о свидании с которым бродяга мечтает, как о свидании с любовницей, видит его во сне, зеленую травку кругом его, поющую птичку в кусте?» (6, 418); «С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его» (6, 421). Раскольников открывает себе сначала дольний мир, затем – горний, входит в библейское время. Словно сбываются слова Порфирия Петровича о том, что его «вынесет на берег».

— Когда происходит встреча Раскольникова и Сони после болезни? Что с ними происходит? Как эта сцена соотносится с чтением Евангелия у Сони в ч. 4 гл. 4? Раскольников припадает к ногам Сони и выражает этим смирение и любовь. Начинается восстановление в нем «сокровенного человека».

В черновиках постепенно формулируется «главная идея» романа: «Жизнь кончилась с одной стороны, начинается с другой. С одной стороны похороны и проклятие, с другой – воскресение» (7, 138). Воскресение должно начаться с покаяния (7, 139) и пробуждения самосознания, свободы воли. Еще в первой редакции Достоевский объясняет преступление героя отсутствием свободы: «Я должен был это сделать (Свободы воли нет. Фатализм)» (7, 81). Во второй редакции эта мысль развивается: «Чего ж мне бояться? Я – кирпич, который упал старухе на голову; я – леса, которые под ней обвалились» (7, 128). Отказывая себя в свободе воли, герой снимает с себя ответственность за совершенное преступление. Вызревает авторская мысль о том, что, пройдя путь страдания, герой обретает самосознание: «В последней главе, на каторге, он говорит, что без этого преступления он бы не обрел в себе таких вопросов, желаний, чувств, потребностей, стремлений и развития» (7, 140).

В подготовительных материалах третьей редакции романа «Преступления и наказания» Достоевский ищет пути восстановления гордого человека: «Бес мрачный, от которого не может отвязаться. Вдруг решимость изобличить себя, всю интригу; покаяние, смирение, уходит, делается великим подвижником, смирение, жажда претерпеть страдание» (7, 156). В уста Сон вкладывается авторская мысль: «А вы будьте кротки, а вы будьте смирны – и весь мир победите, нет сильнее меча, кроме этого» (7, 188). Последней строчкой романа автор хочет сделать мысль: «Неисповедимы пути, которыми находит Бог человека» (7, 203).

Встреча Раскольникова и Сони происходит на вторую неделю после Пасхи, в Фомину неделю. Апостол Фома усомнился в Воскресении Спасителя и хотел убедиться в этом на своем опыте: ему явился Христос, и он вложил свои персты в Его раны. Можно поговорить об иконах «Уверение Фомы» и «Сошествие во ад».

— Нужен ли в романе эпилог? В.В. Вересаев в «Живой жизни» сомневался в его необходимости. Режиссер Кулиджанов при постановке романа отказался от эпилога. Какую мысль он хотел подчеркнуть? Кулиджанов: «История Раскольникова представляется мне историей человека, пытавшегося преступить предел дозволенного, нравственно возможного якобы ради «утверждения своей человеческой личности»… «Тварью дрожащей» быть недостойно человека. а надобно быть Наполеоном, чтобы владеть всем этим людским «муравейником», считает он. Надо подчинить его себе, а для этого все средства не только дозволены, хороши… Но здесь-то и оказывается, что Раскольников не утверждает свою личность, а разрушает ее» («Искусство кино». 1970. № 8. С. 66).

— В жизни человека ожидают многие испытания. Возможен и путь разрушения. Какими могут быть пути возрождения человека? Что об этом нам говорит Достоевский в романе «Преступление и наказание»? (самостоятельная запись в тетрадь)

Домашнее задание: написать сочинение на тему:

1. Антиподы и «двойники» Раскольникова.

2. Теория Раскольникова и ее несостоятельность.

3. Раскольников и Порфирий Петрович.

4. Отцы и дети в романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского.

Источник

Adblock
detector