Анализ рассказа Солнце, старик и девушка Шукшина
Макарович Василий Шукшин написал произведение «Солнце, старик и девушка» в 1998 году. Эта работа является одной из самых последних.
Темой этого произведения является морально и этическое отношение. Это тема на тот момент была актуальна, так как именно в 1998 году проводился первый конкурс красоты в мире, он назвался – «Московская красавица». В произведении «Солнце, старик и девушка» говорить про внутреннюю и внешнюю красоту, какой она бывает. Также это все дополняется проблемой одиночества и душевного тепла.
Произведение Макаровича Василия Шукшина можно отнести к рассказу про судьбы человека. Так как в нем рассказывает про всю жизнь старика, как он жил, через что прошел и тому подобное. Ну а девушка появляется только в самый сложный момент его жизни.
Старик на протяжении всей своей жизни всегда выходил смотреть на медленно заходящее за горизонт солнце, он никогда не пропускал ни дня. Всегда садился на одно место. Автор сравнивает его с деревом, которое за всю жизнь никак не может сдвинуться с места. Ведь от старости его руки покрылись множеством морщин, кожа всегда была темной, лицо такое же как руки. И эти морщинки как будто отражают кору дерева.
В один из дней, когда он так же сидел и смотрел на закат солнца, он услышал шаги, приближающиеся к нему сзади. Это была девушка, которая была художницей и захотела его нарисовать. Пока она изображала его на листе бумаги, они знакомятся друг с другом, узнают какие-то поверхностные факты и тому подобное. На второй день они уже знали чуть ли не всю жизнь друг друга.
А в это время девушка постоянно думала, как она повезет этот портрет в дальний город, но понимала, что не сможет с помощью этого портрета сделать так, чтобы о ней узнал весь мир, так как она еще недостаточно талантлива для этого.
После чего описывается, то как живет старик, его дом, еда, это кажется все настолько обыкновенным и приевшимся, ведь это есть у каждого.
Следует учесть, что на второй день девушка старика сравнивает не с каким-то там засохшим деревом, а с солнцем, ведь в кажется обычной жизнь старика, есть что-то особенное.
У девушки закралось подозрение, что старик слепой, ведь он так описывает все предметы, как будто по памяти, но боится это спросить.
Но в конце девушка узнает о его смерти, и о том, что ее догадки были верны, он был слепым вот уже как десять лет. Девушка поняла, что в каждой жизни, есть какая-то загадка или же смысл.
Солнце – единственное чем восхищался и чему радовался старик, который уже давным-давно ослеп.
Девушка – художник, которая рисовала старика и в процессе интересовалась его жизнью. Также сравнивала его солнцем, ведь в нем также было то, что светилось.
Старик – мудрый, спокойны, его не волнует ничего кроме солнца, которое на протяжении долгого времени радует его. Он старается наслаждаться остатками жизни, делать то что ему нравится и хочется.
В этом рассказе Василий Шукшин старался делать акцент в основном на детали, ведь только учитывая их можно понять всю яркость рассказа, все чувства, переживания, эмоции и так далее.
Также особенностью этого произведения является множество внесюжетных элементов, ведь там присутствуют, как пейзаж, так и потрет.
Вариант 2
Одним из интереснейших ранних рассказов Шукшина является произведение «Солнце, старик и девушка». Немного удивительно название произведения, но прочитав его понимаешь, что трудно более точно в трех словах описать идейную тему повествования. Судьба человека — основная смысловая идея рассказа. Повествование ведется от имени молодой девушки-художницы. Талантливой она себя не считает, но трудиться над своими работами и старается стать настоящим профессионалом. На берегу реки Катуни она рисует этюд и видит одиноко сидящего пожилого человека . Встреча со стариком перевернули мир героини.
Рассказ необычен своим не шукшинским началом. В нем нет прямого диалога, описание пейзажа словно подводит к основной теме сюжета. Удивительно тонко подчеркивает автор слияния окружающей природы и человеческой души. Живописный берег, быстрая река, огненное солнце настраивают читателя на происходящие события.
Человек, проживший долгую жизнь, приходит каждый день на одно и то же место для встречи с солнцем — олицетворением всего живого на земле. Само описание героя дает понять читателю о возрасте персонажа. Он словно вековой дуб прирастает ежедневно к земле. Кажется, ни что не может отвлечь его внимание, он где-то далеко в своих воспоминаниях. Появление девушки, возвращает деда в реальность. Старик ведет с ней разговор о красоте солнца, камешках у берега реки и своей жизни. Война унесла у него жизни четверых детей. Девушка рисует его портрет и понимает, что его жизнь была очень не легкой. Она сближается с дедушкой, они становятся родным друг другу.
Когда дедушка не пришел на встречу, и девушка узнала о его смерти, в ее душе все словно перевернуло. Оказалось, что все это время она общалась с человеком вот уже десять лет слепым.
Интересна композиция произведения. Помимо описания, диалога, оно наполнено внутренним монологом героини. Молодая художница, понимая, что ее картина не совершенна, делает для себя вывод о необходимости долгой работы над ней как работал сам старик.
Просто, без прикрас, описан ежедневный быт старика: простая еда, кровать-печка, невестка и сын, с которыми разговаривает редко. За многие годы уже все сказано. В рассказе нет имен, фамилий, но для читателя они не важны. Обычные люди со своим подвигом жизни по совести и чести.
Развязка повествования неожиданна. Смерть забирает старика и открывает глаза девушки. Словно какая- то недосказанность остается в душе после прочтения произведения. Писатель оставляет право на осмысление идейной темы за читателем.
В.М. Шукшин — писатель человеческих душ. Все свое творчество, а им написано более 120 рассказов, посвящено жизни обычных людей, живущих на русской земле. Тонкий подход к взаимоотношениям между людьми отличают его творения. Глубокий смысл заложен в каждом рассказе писателя. Шукшинский герой — личность со своей судьбой, мировоззрением, объединяет их всех безграничная любовь к своей родине. Своих персонажей писатель не идеализирует, у них свои недостатки, пороки, как у обычных людей. Они не совершали ничего великого, но своим трудом достойны почитания.
Анализ рассказа Солнце, старик и девушка Шукшина
Несколько интересных сочинений
Мысль о том, что память угасает, но некоторые моменты со временем преображаются, многим людям не дает покоя. Забвению, то есть утрате или отсутствию памяти и прошедших явлениях, событиях и людях
Здоровый образ жизни – это истинный путь к долголетию. Чтобы быть здоровым, сильным и красивым, нужно иметь железную силу воли и очень много трудиться, а именно работать в первую очередь над собой. ЗОЖ прививается с раннего детства.
Самым первым романом Ивана Сергеевича Тургенева является «Рудин». В этом произведении раскрывается тема «лишнего человека».
Сатирические сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина неспроста называются историями «для детей изрядного возраста». Только с возрастом читатель начинает понимать подоплёку многих произведений этого писателя.
В наше время проблемы, связанные с экологией, находятся далеко не на втором плане. Ее качество заметно ухудшается, а, следовательно, человечеству грозит огромная опасность. И нужно понимать, что эта проблема касается каждого из нас.
Источник
В.Шукшин. Солнце, старик и девушка.
Из этого рассказа можно взять несколько аргументов.
1.Старик не видит уже более 10 лет, а ПОМНИТ красоту родной земли до мельчайших подробностей. Это,конечно, неравнодушный, любящий свой край человек.
2.Девушка -художница ОБЯЗАНА видеть все прекрасное, но она как слепая! Старик, рассказывая ей о красоте родной земли, словно открывает девушке глаза.
3.Тайна человеческой души
Дни горели белым огнем. Земля была горячая, деревья тоже были горячие.
Сухая трава шуршала под ногами. Только вечерами наступала прохлада. И тогда на берег стремительной реки Катуни выходил древний старик, садился всегда на одно место — у коряги — и смотрел на солнце. Солнце садилось за горы. Вечером оно было огромное, красное. Старик сидел неподвижно. Руки лежали на коленях — коричневые, сухие, в ужасных морщинах. Лицо тоже морщинистое, глаза влажные, тусклые. Шея тонкая, голова маленькая, седая. Под синей ситцевой рубахой торчат острые лопатки.
Однажды старик, когда он сидел так, услышал сзади себя голос:
— Здравствуйте, дедушка!
Старик кивнул головой.
С ним рядом села девушка с плоским чемоданчиком в руках.
— Отдыхаете?
Старик опять кивнул головой. Сказал;
— Отдыхаю.
На девушку не посмотрел.
— Можно, я вас буду писать? — спросила девушка.
— Как это? — не понял старик.
— Рисовать вас.
Старик некоторое время молчал, смотрел на солнце, моргал красноватыми веками без ресниц.
— Я ж некрасивый теперь, — сказал он.
— Почему? — Девушка несколько растерялась. — Нет, вы красивый,
дедушка.
— Вдобавок хворый.
Девушка долго смотрела на старика. Потом погладила мягкой ладошкой его сухую, коричневую руку и сказала:
— Вы очень красивый, дедушка. Правда.
Старик слабо усмехнулся:
— Рисуй, раз такое дело.
Девушка раскрыла свой чемодан.
Старик покашлял в ладонь:
— Городская, наверно? — спросил он.
— Городская.
— Платют, видно, за это?
— Когда как, вообще-то, Хорошо сделаю, заплатят.
— Надо стараться.
— Я стараюсь.
Замолчали.
Старик все смотрел на солнце. Девушка рисовала, всматриваясь в лицо старика сбоку.
— Вы здешний, дедушка?
— Здешный.
— И родились здесь?
— Здесь, здесь.
— Вам сколько сейчас?
— Годков-то? Восемьдесят.
— Ого!
— Много, — согласился старик и опять слабо усмехнулся. — А тебе?
— Двадцать пять.
Опять помолчали.
— Солнце-то какое! — негромко воскликнул старик.
— Какое? — не поняла девушка.
— Большое.
— А-а. Да. Вообще красиво здесь.
— А вода вона, вишь, какая. У того берега-то.
— Да, да.
— Ровно крови подбавили.
— Да. — Девушка посмотрела на тот берег. — Да.
Солнце коснулось вершин Алтая и стало медленно погружаться в далекий синий мир. И чем глубже оно уходило, тем отчетливее рисовались горы. Они как будто придвинулись. А в долине — между рекой и горами — тихо угасал красноватый сумрак. И надвигалась от гор задумчивая мягкая тень. Потом солнце совсем скрылось за острым хребтом Бубурхана, и тотчас оттуда вылетел в зеленоватое небо стремительный веер ярко-рыжих лучей. Он держался недолго — тоже тихо угас. А в небе в той стороне пошла полыхать заря.
— Ушло солнышко, — вздохнул старик.
Девушка сложила листы в ящик. Некоторое время сидели просто так — слушали, как лопочут у берега
маленькие торопливые волны В долине большими клочьями пополз туман. В лесочке, неподалеку, робко вскрикнула какая-то ночная птица. Ей громко откликнулись с берега, с той стороны.
— Хорошо, — сказал негромко старик.
А девушка думала о том, как она вернется скоро в далекий милый город, привезет много рисунков. Будет портрет и этого старика. А ее друг, талантливый, настоящий художник, непременно будет сердиться: «Опять
морщины. А для чего? Всем известно, что в Сибири суровый климат и люди там много работают. А что дальше? Что. »
Девушка знала, что она не бог весть как даровита. Но ведь думает она о том, какую трудную жизнь прожил этот старик. Вон у него какие руки. Опять морщины! «Надо работать, работать, работать. »
— Вы завтра придете сюда, дедушка? — спросила она старика.
— Приду, — откликнулся тот.
Девушка поднялась и пошла в деревню. Старик посидел еще немного и тоже пошел.
Он пришел домой, сел в своем уголочке, возле печки, и тихо сидел — ждал, когда придет с работы сын и сядут ужинать.
Сын приходил всегда усталый, всем недовольный. Невестка тоже всегда чем-то была недовольна. Внуки выросли и уехали в город. Без них в доме было тоскливо. Садились ужинать.
Старику крошили в молоко хлеб, он хлебал, сидя с краешку стола. Осторожно звякал ложкой о тарелку — старался не шуметь. Молчали.
Потом укладывались спать. Старик лез на печку, а сын с невесткой уходили в горницу. Молчали. А о
чем говорить? Все слова давно сказаны,
На другой вечер старик и девушка опять сидели на берегу, у коряги. Девушка торопливо рисовала, а старик смотрел на солнце и рассказывал:
— Жили мы всегда справно, грех жаловаться. Я плотничал, работы всегда хватало. И сыны у меня все плотники. Побило их на войне много — четырех. Два осталось. Ну вот с одним-то я теперь и живу, со Степаном. А Ванька в городе живет, в Бийске. Прорабом на новостройке. Пишет; ничего, справно живут. Приезжали сюда, гостили. Внуков у меня много, любют меня. По городам все теперь.
Девушка рисовала руки старика, торопилась, нервничала, часто стирала.
— Трудно было жить? — невпопад спрашивала она.
— Чего ж трудно? — удивлялся старик. — Я ж тебе рассказываю: хорошо жили.
— Сыновей жалко?
— А как же? — опять удивлялся старик. — Четырех таких положить — шутка нешто?
Девушка не понимала: то ли ей жаль старика, то ли она больше удивлена его странным спокойствием и умиротворенностью.
А солнце опять садилось за горы. Опять тихо горела заря.
— Ненастье завтра будет, — сказал старик.
Девушка посмотрела на ясное небо:
— Почему?
— Ломает меня всего.
— А небо совсем чистое.
Старик промолчал.
— Вы придете завтра, дедушка?
— Не знаю, — не сразу откликнулся старик. — Ломает чего-то всего,
— Дедушка, как у вас называется вот такой камень? — Девушка вынула из кармана жакета белый, с золотистым отливом камешек.
— Какой? — спросил старик, продолжая смотреть на горы.
Девушка протянула ему камень. Старик, не поворачиваясь, подставил ладонь.
— Такой? — спросил он, мельком глянув на камешек, и повертел его в сухих, скрюченных пальцах. — Кремешок это. Это в войну, когда серянок не было, огонь из него добывали.
Девушку поразила странная догадка: ей показалось, что старик слепой. Она не нашлась сразу, о чем говорить, молчала, смотрела сбоку на старика. А он смотрел туда, где село солнце. Спокойно, задумчиво смотрел.
— На. камешек-то, -сказал он и протянул девушке камень. — Они еще не такие бывают. Бывают: весь белый, аж просвечивает, а снутри какие-то пятнушки. А бывают: яичко и яичко — не отличишь. Бывают: на сорочье яичко похож — с крапинками по бокам, а бывают, как у скворцов, — синенькие, тоже с рябинкой с такой.
Девушка все смотрела на старика. Не решалась спросить: правда ли, что он слепой.
— Вы где живете, дедушка?
— А тут не шибко далеко. Это Ивана Колокольникова дом, — старик показал дом на берегу, — дальше — Бедаревы, потом — Волокитины, потом —Зиновьевы, а там уж, в переулочке, — наш. Заходи, если чего надо. Внуки-то были, дак у нас шибко весело было.
— Спасибо.
— Я пошел. Ломает меня.
Старик поднялся и пошел тропинкой в гору. Девушка смотрела вслед ему до тех пор, пока он не свернул в переулок. Ни разу старик не споткнулся, ни разу не замешкался. Шел медленно и смотрел
под ноги. «Нет, не слепой, — поняла девушка. — Просто слабое зрение».
На другой день старик не пришел на берег. Девушка сидела одна, думала о старике, Что-то было в его жизни, такой простой, такой обычной, что-то непростое, что-то большое, значительное. «Солнце — оно тоже просто встает и просто заходит, -думала девушка. -А разве это просто!» И она пристально посмотрела на свои рисунки. Ей было грустно.
Не пришел старик и на третий день и на четвертый.
Девушка пошла искать его дом.
Нашла. В ограде большого пятистенного дома под железной крышей, в углу, под навесом, рослый мужик лет пятидесяти обстругивал на верстаке сосновую доску.
— Здравствуйте, — сказала девушка.
Мужик выпрямился, посмотрел на девушку, провел большим пальцем по вспотевшему лбу, кивнул:
— Здорово.
— Скажите, пожалуйста, здесь живет дедушка.
Мужик внимательно и как-то странно посмотрел на девушку. Та замолчала.
— Жил, — сказал мужик. — Вот домовину ему делаю.
Девушка приоткрыла рот:
— Он умер, да?
— Помер. — Мужик опять склонился к доске, шаркнул пару раз рубанком, потом посмотрел на девушку. — А тебе чего надо было?
— Так. я рисовала его,
— А-а. — Мужик резко зашаркал рубанком.
— Скажите, он слепой был? — спросила девушка после долгого молчания.
— Слепой.
— И давно?
— Лет десять уж. А что?
— Так.
Девушка пошла из ограды, на улице прислонилась к плетню и заплакала. Ей было жалко дедушку. И жалко было, что она никак не сумела рассказать о нем. Но она чувствовала сейчас какой-то более глубокий смысл и тайну человеческой жизни и подвига и, сама об этом не догадываясь, становилась намного взрослей.
Шукшин Василий «Охота жить»
1. Потребительское, эгоистичное отношение к жизни.
2. Конфликт поколений.
3. Жизненные ценности.
4. Городские и деревенские.
Поляна на взгорке, на поляне — избушка.
Избушка — так себе, амбар, рядов в тринадцать-четырнадцать, в одно оконце, без сеней, а то и без крыши. Кто их издревле рубит по тайге. Приходят по весне какие-то люди, валят сосняк поровней, ошкуривают. А ближе к осени погожими днями за какую-нибудь неделю в три-четыре топора срубят. Найдется и глина поблизости, и камни — собьют камелек, и трубу на крышу выведут, и нары сколотят — живи не хочу!
Зайдешь в такую избушку зимой — жилым духом не пахнет. На стенах, в пазах, куржак, в ладонь толщиной, промозглый запах застоялого дыма.
Но вот затрещали в камельке поленья. Потянуло густым волглым запахом оттаивающей глины; со стен каплет. Угарно. Лучше набить полный камелек и выйти пока на улицу, нарубить загодя дровишек. Через полчаса в избушке теплее и не тяжко. Можно скинуть полушубок и наторкать в камелек еще дополна. Стены слегка парят, тихое блаженство, радость. «А-а. — хочется сказать.- Вот так-то». Теперь уж везде почти сухо, но доски нар еще холодные. Ничего — скоро. Можно пока кинуть на них полушубок, под голову мешок с харчами, ноги — к камельку. И дремота охватит — сил нет. Лень встать и подкинуть еще в камелек. А надо.
В камельке целая огненно-рыжая горка углей. Поленья сразу вспыхивают, как береста. Тут же, перед камельком, чурбачок. Можно сесть на него, закурить и — думать. Одному хорошо думается. Темно. Только из щелей камелька светится; свет этот играет на полу, на стенах, на потолке. И вспоминается бог знает что! Вспомнится вдруг, как первый раз провожал девку. Шел рядом и молчал как дурак. И сам не заметишь, что сидишь и ухмыляешься. Черт ее знает — хорошо!
Совсем тепло. Можно чайку заварить. Кирпичного, зеленого. Он травой пахнет, лето вспоминается.
. Так в сумерки сидел перед камельком старик Никитич, посасывал трубочку. В избушке было жарко. А на улице — морозно. На душе у Никитича легко. С малых лет таскался он по тайге — промышлял. Белковал, а случалось, медведя-шатуна укладывал. Для этого в левом кармане полушубка постоянно носил пять-шесть патронов с картечным зарядом. Любил тайгу. Особенно зимой. Тишина такая, что маленько давит. Но одиночество не гнетет, свободно делается; Никитич, прищурившись, оглядывался кругом — знал: он один безраздельный хозяин этого большого белого царства.
Источник