Меню

Статуя греческого бога солнца гелиоса колосс родосский

Колосс Родосский

Колосс Родосский – огромная статуя, ставшая одним из семи Чудес света. Благодарные жители острова Родос решили построить её в честь бога солнца Гелиоса, который помог им выстоять в неравной борьбе с захватчиками. Осада прекрасного острова длилась почти год и вероятность победы была ничтожна мала, но покровитель помог победить островитянам. За это Гелиос был увековечен в обличии огромной статуи. Для жителей Родоса статуя олицетворяла независимость и свободу, точно так же, как Статуя Свободы в Нью-Йорке для американцев.

История строительства

Остров Родос имел выгодное географическое положение, его жители свободно торговали со многими странами, что обеспечило богатство города в целом и каждого горожанина в отдельности. С момента основания и до III в. до н.э. Родосом поочередно правили знаменитый царь Мавсол, персидские правители и Александр Македонский. Никто из них не угнетал город и не мешал ему развиваться. Однако, после смерти Александра Македонского, его наследники в кровавой борьбе начали делить унаследованные земли.

Остров Родос отошел Птолемею, но другой наследник (Антигон) посчитал это несправедливым и отправил своего сына уничтожить город. Это помогло бы сравняться в могуществе с Птолемеем. Деметрий, сын Антигона, собрал огромную армию, которая численно превосходила островитян. Только неприступные стены помешали солдатам сразу попасть в столицу и уничтожить её. Враги использовали осадные башни – огромные деревянные катапульты, которые устанавливали на кораблях. Жителям Родоса удалось задержать врагов до прибытия армии Птолемея и защитить свою Родину.

Продав осадные машины и сохранившиеся корабли захватчиков, жители Родоса решили возвести огромную статую бога Гелиоса, своего покровителя. До этих пор колоссами называли любые статуи, но после Колосса Родосского так стали величать только самые большие из них.

Строительство Колосса начали в 302 г. до н.э. и закончили только через 12 лет (по другим источникам через 20 лет). Установили статую на искусственной насыпи, преграждавшей вход в гавань. За этим холмом долгое время отдельные части скульптуры были скрыты от любопытных глаз. Насыпь со статуей превратились в своеобразные ворота в город. Некоторые поэты описывали Колосс стоящим на двух холмах. Корабли же должны были проплывать между ног Гелиоса. Однако, такая версия считается сомнительной. Устойчивость подобной скульптуры была бы слишком малой, а большие корабли не смогли бы причалить в порту.

До наших дней статуя не сохранилась, но многочисленные описания современников свидетельствуют, что Колосс стоял на одном из берегов, а вовсе не в виде арки, как её изображают художники. В руке великана находилась чаша с пылающим огнем. В основании располагались три столба, служившие опорой. Два из них строители инкрустировали бронзовыми деталями, чтобы замаскировать в ногах Гелиоса. Третий столб находился в том месте, куда опускался плащ или часть простыни величественного Колосса.

Жители хотели, чтобы статуя указывала рукой вдаль, но скульптор понимал, что это снизит устойчивость конструкции, поэтому статуя словно прикрывает ладонью глаза от солнца. Торс и основные элементы были изготовлены из листов железа и бронзы. Их закрепили на опорных столбах. Пространство внутри заполняли крупными камнями и глиной, чтобы повысить устойчивость. Свободное пространство присыпалось землей, чтобы рабочие могли свободно перемещаться по поверхности и закреплять следующие части. Всего на изготовление Колосса потребовалось 8 т железа и 13 т бронзы. Получившаяся статуя достигала в высоту 34 м.

Общее описание

Статуя Колосса Родосского была настолько огромной, что её видели из проплывающих вдали кораблей. По описаниям современников, она представляла собой высокого юношу с лучистым венцом на голове. Одна рука юноши прикрывала глаза, а другая подхватывала спадающее одеяние.

Другой поэт – Филон – описывал Колосса иначе. Он утверждал, что статуя находилась на мраморном постаменте и поражала размером ступней. Каждая из них сама была размером с небольшую статую. На вытянутой руке находился действующий факел. Его зажигали по ночам, чтобы освещать дорогу морякам.

Кончина великого Колосса

Более полувека Колосс Родосский ослеплял лучами солнца, отраженными от полированных пластин. Благодарные островитяне регулярно натирали поверхность статуи до блеска. Его силуэт был первым, что видели моряки, приближаясь к Родосу. Однако, сильнейшее землетрясение одолело изваяние великого бога Солнца. Страшные катаклизмы обрушились на город и повлекли множество человеческих жертв и разрушений. Под тяжестью сложных деталей фигура переломилась в коленях и обрушилась на землю. Обломки Колосса так и остались лежать на месте в течение семисот лет.

Скульпторы просчитались. Столбы оказались слишком короткими, а основная часть скульптуры держалась на обычной глине под металлическими листами. После обрушения статуи появился термин «Колосс на глиняных ногах». Им обозначали все строения, прочные на вид, но хрупкие фактически.

Египетский царь предлагал островитянам помощь в восстановлении Колосса, но те отказались. Оракул города заявил, что Гелиос сам низверг статую и накажет тех, кто воспротивится его воле. Гелиос остался недоволен своим воплощением и наслал на островитян землетрясение. Побеспокоив осколки, они вызовут повторный гнев.

В VII в. уже нашей эры остров оказался под властью арабов. Они решили обогатиться за счет остатков статуи. Крупные детали были разделены, а металлические листы проданы сирийским богачам. Чтобы доставить ценные детали скульптуры, пришлось навьючить почти 900 верблюдов. Ценная бронза оказалась в плавильных печах и наступил финал истории Колосса Родосского.

Читайте также:  Япония восход солнца арт

Ученые по сей день пытаются обнаружить, где же находится Колосс Родосский или где точно он был установлен. В конце XX века у побережья острова Родос были обнаружены огромные валуны, которые напоминали по форме обломки статуи. Однако теория о том, что это элементы древнего изваяния, не подтвердилась. А вот исследовательница Урсула Веддер предположила, что Колосс стоял вовсе не возле берега, а на холме Монте-Смит. Здесь сохранились развалины храма Гелиоса, а у его фундамента есть подходящая платформа, на которой мог возвышаться Колосс.

Возрождение Колосса Родосского

Греки не теряют надежды подарить шестому Чуду света вторую жизнь. Для этого несколько лет назад был объявлен всемирный конкурс на лучшую скульптуру. В нем принимали участие скульпторы и художники с различных уголков планеты, включая Россию. Современный Колосс решено изготавливать с использованием светящихся элементов и яркой иллюминации.

Подробности проекта пока не разглашаются. Известно лишь, что автором нового образа Бога солнца стал Герт Хоф – художник из Германии. Размеры обновленного Колосса будут находиться в пределах 60-100 м, а оценочная стоимость работ и материалов равна 200 миллионам евро.

Источник

Колосс Родосский

Две тысячи лет тому назад Античные мудрецы составили список самых прекрасных и величественных построек мира. Им дали звучное название – Семь Чудес Света. В Египте находились пирамида Хеопса и Александрийский Маяк. В материковой Греции статуя Зевса из слоновьей кости. В Вавилоне Висячие сады Семирамиды. На территории современной Турции стояло самое посещаемое культовое строение того времени Храм Артемиды Эфесской, там же находилась гробница Царя Мафсола украшенная сотнями скульптур в натуральную величину.
А над островом Родос возвышался Колосс Родосский – самая большая бронзовая скульптура в мире.

Двадцать три столетия назад на Греческом острове Родос появилось настоящее чудо инженерной мысли и грандиозное произведение искусства, поразительное даже по сегодняшним меркам. Это была самая крупная скульптура в мире – Колосс Родосский.

Остров Родос находится в Средиземном море примерно в 16-ти километрах от Турецкого побережья. Столица острова, город Родос, была точным местом расположения статуи. К сожалению, остальная информация, которую находят ученые в Античных источниках, уже не такая точная и не особенно подробная. Из этих источников мы знаем, что Колосс Родосский имел высоту более 30-ти метров, был сделан из бронзы, что строители использовали металлический каркас заполненный камнями и глиной, один только палец статуи был размером со взрослого человека. Но нам не известно ни точного места расположения статуи, ни точного описания ее внешнего вида.

Есть много версий описания того, как выглядел Колосс Родосский. На одном из канонических изображений мы видим фигуру, стоящую с факелом в руках, а между ее расставленных ног неспешно проплывают суда, входящие в порт Родоса. Это очень сильный и впечатляющий до мурашек образ, но большинство факторов указывают на то, что Колосс выглядел совершенно по-другому и вовсе не стоял как ворота в порт столицы острова. И как бы лично мне не хотелось верить именно в эту версию, но трезвые рассуждения и сопоставление фактов заставляют искать более реальную версию облика гигантской статуи.

История появления и исчезновения Колосса Родосского

Остров Родос имел очень выгодное географическое положение, его жители свободно торговали со многими странами, что обеспечило богатство города в целом и каждого горожанина в отдельности. После смерти Александра Македонского, его наследники в кровавой борьбе начали делить унаследованные земли. Жители острова Родос поддержали одного из них — Птолемея, но другой наследник, Антигон, посчитал это не справедливым, и отправил своего сына, Деметрия I, уничтожить город. Враги использовали осадные башни – огромные деревянные катапульты, которые устанавливали на кораблях. Осада началась в 305 году до нашей эры, длилась более года и закончилась неожиданно, когда полководец просто бросил все орудия и осадные сооружения и отвел свои сорокатысячные войска. Жителям Родоса удалось задержать врагов до прибытия армии Птолемея и защитить свою Родину. Именно в честь этого события и было решено установить величественную статую богу Гелиосу, основателю острова Родос и любимому Богу островитян. Для этого были разобраны и проданы осадные машины и оставшиеся от захватчиков корабли.

Огромную статую строили, начиная от основания, так как строительных лесов в те времена еще не использовали, то возводили вокруг нее насыпь, на которой находились мастера, и которая постоянно увеличивалась. Жители острова не имели возможности наблюдать за ходом работ, а Колосса Родосского увидели уже после того, как насыпь была убрана. Высота постамента, вероятно мраморного, составляла 15 метров, высота самой статуи 34 или 36 метров.

Автором статуи стал местный скульптор по имени Харес, который начал работу примерно в 292 году до нашей эры, и ему потребовалось по разным источникам от 12-ти до 20-ти лет на ее возведение, в 280 году до нашей эры статуя была закончена. Изначально горожане заказали и проплатили статую высотой в 18 метров, но потом решили увеличить ее в два раза и выделили на строительство еще раз такую же сумму, как и изначально. К сожалению, этих денег не хватило, и собирать недостающую сумму поручили автору Колосса Харесу, который в конце строительства продал все свое имущество, а так же назанимал денег у всех своих знакомых и родственников, что бы закончить свой шедевр. Эта самоотверженность привела его к несчастью. Не справившись с долгами по окончанию строительства, он покончил с собой.

Читайте также:  Самая близкая звезда помимо солнца

Колосс изображал Гелиоса, Бога Солнца и покровителя острова Родос. Жители Родоса верили, что именно он сотворил их остров самым прекрасным и солнечным на свете и самозабвенно поклонялись ему.

Одна из самых красивых древних легенд об острове Родос гласит, что после битвы с Титанами Зевс решил разделить мир между Богами. Однако в этот момент бог Солнца Гелиос отсутствовал, так как освещал Землю, и не получил никакого владения. Гелиос жил на восточном побережье Эгейского моря и ежедневно, с самого утра, он на своей золотой колеснице, в которую были запряжены четыре крылатых коня, отправлялся на запад, а вечером, в золотой ладье, возвращался на восток. Поняв всю несправедливость содеянного, Зевс пообещал Гелиосу любую первую землю, поднявшуюся со дна океана, какой бы она не была. И пока Зевс произносил эти слова, со дна моря начал подниматься удивительной красоты остров. Гелиос, преисполненный радости, сделал его самым прекрасным и солнечным островом Средиземноморья и назвал в честь своей любимой супруги Роды – Родосом.

На Родосе найдено немало изображений Бога Гелиоса. Ориентируясь именно на эти скульптуры и изображения, можно представить себе как именно выглядел Колосс Родосский. Бог Гелиос изображался прекрасным юношей, вокруг головы которого, нимбом располагались исходящие металлические лучи подобно лучам солнечного света. Античные источники сообщают, что при строительстве Колосса использовался металлический каркас, утяжеленный камнями, залитыми глиной. Исходя из этого метода строительства и типичных статуй, изображавших Гелиоса, можно предположить, как именно выглядел Колосс. Обычно на изображениях Гелиос машет одной рукой, а второй придерживает край своей одежды, спускающейся вдоль тела до земли. Но для того, что бы сделать вытянутую руку по использованной технологии пришлось бы делать для нее отдельную опору, а это смотрелось бы странно и не красиво.
Поэтому можно предположить, что скульптор изобразил руку поднятую ко лбу и прикрывающую глаза от яркого света, как будто Гелиос вглядывается в даль. В этом случае ее можно было бы зафиксировать у головы.

Второй вариант расположения свободной руки Бога – над головой статуи с чашей огня, который мог служить маяком. И в этом случае происходила бы прочная фиксация руки к голове.

Спускающийся же до земли плащ должен был служить дополнительной опорой статуи, это была хорошо известная и опробованная технология греческих скульпторов. По некоторым свидетельствам статуя была полностью покрыта литой бронзой. Сохранившиеся на острове Родос печи для литья бронзы подтверждают эти сведения, в этих печах могли быть отлиты детали до полутора метров длинной, которые потом прикрепляли к каркасу статуи. Составная конструкция и подвижность должна была обеспечить сохранение статуи под сильными ветрами.

Где же стоял Колосс Родосский? Согласно традиционным изображениям на гравюрах 16 – 17 веков монумент возвышался над Гаванью и между постаментов, на которых стояли его ноги, проплывали корабли, заходившие в нее. Но античные авторы пишут, что строительство заняло не менее 12 лет. Получается, что на протяжении всего этого времени была серьезно затруднена работа гавани. Но остров не мог себе такого позволить, порт играл важнейшую роль в его экономической жизни. А так же это был основной военный порт города. Статую ставили в военное время и невозможно представить, что ради воздвижения статуи остров отказался бы от самообороны. Итак, мы приходим к выводу, что в ту эпоху Колосс не мог стоять так, как его изображают на большинстве гравюр и классических рисунков – на входе в гавань. Это, безусловно, красивые и эффектные, но все же домыслы и фантазии. Так же в античных источниках сказано, что упавшая статуя лежала на земле, следовательно, привычное изображение Колосса с проходящими между его ног судами это фикция эпохи Возрождения.

Ряд археологов утверждает, что Колосс был построен на месте нынешней крепости Святого Николая, ее возвели в 15 веке, но некоторые фрагменты вполне могут быть ровесниками Колосса. Ряд архитектурных элементов, таких, например, как ступени, явно относятся к более ранней постройке. Кроме того на территории в почве и снаружи ее находят огромное количество ядер от катапульт, которыми осаждали остров Македонцы и которые относятся как раз к эпохе появления Колосса Родосского. Крепость святого Николая лежит на скале, выдающейся далеко в море и это потенциально крайне эффектное основание для грандиозной постройки. Но давайте рассуждать трезво. Является ли нормальным сооружение огромной статуи у входа в порт в военное время? Ведь ее разрушение можно использовать как оружие против жителей Родоса для уничтожения кораблей и самой гавани во время осады.

На мой взгляд, нужно искать более безопасное, но и хорошо просматривающееся место, например на возвышении. Если такую статую видно издалека, то в этом гораздо больше смысла. На территории нынешнего Старого города Родос, на холме, там, где некогда стояла школа, найдены остатки античных построек, одной из которых был храм Гелиоса. Это самая высокая точка в центре города Родос, около 20-ти метров над уровнем моря в Античное время. И именно здесь сделаны две замечательные находки: мраморная голова Гелиоса и важная надпись, где перечислены имена некоторых священников. Это подтверждает, что тут стоял храм Гелиоса, который был самым важным богом Родоса и, возможно, вся эта высокорасположенная область посвящалась его культу. В настоящее время именно тут возвышается Дворец Великих Магистров.

Читайте также:  Черно белое солнце пнг

Логично предположить, что Колосс, изображающий Бога Гелиоса, находился именно на территории Храма этого Бога и отсюда, с возвышения, он смотрел на все три важнейшие гавани города Родоса. А так же и сама статуя была бы видна издалека, даже с расположенных вокруг островов и проплывающих вдалеке кораблей. Кроме того, по сведениям из античных источников нам известно, что когда Колосс упал, то это произошло среди жилых домов, а именно это место всегда было густо заселено.

Известное выражение: «Колосс на глиняных ногах», связано именно с этой знаменитой статуей и применяется ко всем сооружениям, прочным и величественным на вид, но хрупким по факту. После сильного землетрясения фигура Колосса Родосского, простояв чуть более 65-ти лет, переломилась в середине голеней, и все дальнейшие попытки вновь поднять ее на пьедестал оканчивались неудачей. Вполне вероятно, что при падении Колосс разрушил так же несколько жилых построек. Поэтому жители Родоса оставили свои попытки ее восстановления, решив, что Бог Гелиос разгневался и землетрясением разрушил статую, так как не был доволен своим изображением. Детали упавшей статуи пролежали на земле более 900 лет!

Но и падший Колосс Родосский ещё долгое время удивлял своими размерами. Например, есть упоминания о том, что большой палец статуи двумя руками могли охватить далеко не все. А если при возведении скульптуры пропорции тела были соблюдены правильно, то рост скульптуры вполне мог быть не около тридцати метров, как принято считать, а целых шестьдесят.

В VII веке нашей эры остров оказался под властью арабов, которые не преминули обогатиться за счет статуи бога, которому не поклонялись. По записям очевидцев мы знаем, что понадобилось 900 верблюдов, что бы вывезти детали скульптуры, что еще раз убеждает нас в том, что статуя не стояла в гавани Родоса или поблизости в порту, ведь в этом случае грузить корабли бронзой можно было бы вручную. Крупные детали статуи были разделены и металлические листы проданы сирийским купцам. Ценная бронза оказалась в плавильных печах, и таков был финал удивительной истории одного из чудес света — Колосса Родосского.

Жители острова Родос не забыли свое Чудо Света. Разнообразные изображения Колосса Родосского вы можете встретить и приобрести в многочисленных сувенирных лавках и магазинах. Многие отельеры с удовольствием запечатлели образ Колосса Родосского на территории своих отелей в разнообразных скульптурах и статуях.

Возрождение Колосса Родосского. Проекты современности

История, как известно, имеет шансы повторяться, и то, что еще вчера казалось чудом, сегодня вполне может стать реальностью.
Одно из Семи чудес света, Колосса Родосского, планируют воссоздать архитекторы, инженеры и археологи четырех стран мира. В соответствии с уже существующим проектом гигант будет сильно отличаться от оригинала.
Согласно первоначальному плану 2008 года воссоздавать Колосса намеревались в виде самой большой в мире светотехнической инсталляции, высотой в 100 метров, которая была бы постоянно видима как в дневное, так и в вечернее и ночное время. У проекта нашлись противники из числа греческих историков и археологов, утверждавших, что любая современная интерпретация статуи не возродит, а осквернит культурное наследие страны.
Спустя 7 лет с начала подготовительных работ, ведущихся с переменным успехом, в свете разногласий по ключевым этическим вопросам этот проект так и не получил продолжения.
Успешная реализация проекта по воссозданию прообраза Колосса Родосского за счет средств крупных греческих меценатов и международных инвесторов помогла бы раскрыть для жителей острова новые перспективы, создать сотни рабочих мест, обеспечить приток многих миллионов евро в туристическую инфраструктуру.

Сегодня у жителей Родоса снова появился шанс дождаться воплощения их многовековой мечты. В 2015 году команда молодых ученых и специалистов, куда вошли архитекторы, инженеры-строители, экономисты и археологи из Греции, Испании, Италии и Великобритании представила детализированный план проекта восстановления Колосса Родосского муниципалитету Родоса. По замыслу разработчиков проекта 150-метровый гигант станет не только окном в историю и памятником культурно-историческому наследию всей Греции, но и своего рода символом возможностей современных технологий и серьезным источником дохода, как для частных инвесторов, принявших участие в проекте, так и для городской казны.
Внутри статуи расположится просторный музей, библиотека и культурный центр. Сверху, в поднятой руке прообраза бога Солнца задуман маяк, смотровая площадка и ресторан для туристов.

Особо отмечается, что финансовая нагрузка, связанная с реализацией проекта никоим образом не отразится на уровне благосостояния населения. Все инженерные службы комплекса энергонезависимы от внешних городских сетей, поскольку Колосс, как и полагается богу Гелиосу будет «питаться» солнечной энергией.
Проект уже получил одобрение мэра Родоса, что увеличивает его шансы стать успешным.

Источник

Adblock
detector