Казус комикса: «Стекло» Шьямалана
С 17 января во всех кинотеатрах — фильм «Стекло» М. Найта Шьямалана, одновременно кинокомикс и психологический триллер о травмированных ментально супергероях. Доктор искусствоведения Нина Цыркун недовольна многословием фильма, но не может не отметить его концептуальности.
М. Найт Шьямалан затеял создать небольшую комиксную вселенную, собранную из материалов двух предыдущих фильмов «Неуязвимый» (2000) и «Сплит» (2016) и как бы подключенную к большим галактикам (отсюда многочисленные отсылки к именам супергероев и приемам сюжетосложения). Нелишне напомнить, что «Неуязвимого» в холодных, мертвенных тонах о мрачных супергероях с их неспокойной совестью Шьямалан снял за пять лет до появления первого фильма Кристофера Нолана о Темном рыцаре. Однако с тех пор мы увидели слишком много кинокомиксов, где супергерои с безысходной тоской рассуждают о своем месте в обществе и об отношении к ним правительств и людей обыкновенных, а также красноречиво комментируют сам жанр. Шьямалану сложно нас удивить чем-то, чего бы мы о жанре уже не знали.
Так или иначе, сверхзадача «Стекла» в том, чтобы выяснить, можно ли превзойти обыденность и выйти в мифологическую реальность, чтобы обживать ее как ту, в которую мы все помещены, и что из этого получается.
Сюжет «Стекла» строится согласно казуистике комикса: зло не может существовать без добра, как и добро без зла; без суперзлодеев не было бы супергероев, и наоборот. Дэвид Данн (Брюс Уиллис) — единственный пассажир, выживший в железнодорожной катастрофе, после чего оказалось, что он простым прикосновением распознает чужие грехи и, стало быть, выявляет преступников. Страдающий редким заболеванием — несовершенным остеогенезом — Элайджа Прайс/Мистер Стекло (Сэмюэл Л. Джексон) подстроил ту самую аварию, чтобы найти «неуязвимого» и убедиться в возможности существования супергероя, тем самым получив своего противника. Дэвид-Неуязвимый — это сегодняшний библейский царь Давид, а обладатель гипнотического интеллекта Элайджа — грозный пророк Илия в грохочущей колеснице, которая «в миру» превращается в инвалидную коляску, так эффектно маневрирующую в сцене погони. Третий герой «Стекла» — Кевин Венделл Крамб (Джеймс МакЭвой), псих с расщеплением личности, одна из многочисленных модификаций хичкоковского Нормана Бейтса. В нем живут 23 независимые, разновозрастные и даже разнополые личности, которые называются Ордой. 24-я — рычащий, скалящий зубы каннибал Зверь, по словам Кевина, — вершина эволюции человека. Как хрестоматийный комиксовый злодей, Зверь вынашивает план изменить мир.
Все они, плохие и хорошие, оказались в одном психиатрическом центре, где доктор Элли Стэпл (Сара Полсон) соответственно профессии считает, что ее пациенты страдают манией величия, вызванной чтением комиксов. И некоторые инкарнации Кевина даже склонны с этим согласиться. Но в начале фильма нам уже показали, как успешно справляется со своей добровольной миссией «зеленого стража» — виджиланте Народный мститель Дэвид по прозвищу Надзиратель, сражаясь с вырвавшимся на свободу Зверем. Так что насчет того, что суперспособности существуют только в голове, доктор, по логике Шьямалана, ошибается. Она — типичный представитель экранных психиатров, пытающихся низвести неординарных пациентов до средне-приемлемого уровня безликой серости. Ее коллега Флетчер в «Сплите» выдвигала провокативную гуманистическую идею о том, что пациентов с таким диагнозом надо не лечить, а исследовать как обладателей чрезвычайного умственного потенциала, за которыми будущее. Но Флетчер, как мы знаем, плохо кончила.
Шьямалан прибегает к жанру комикса для запуска и экспликации механизма идентификации. После выхода «Неуязвимого» режиссер сожалел, что недоиспользовал потенциал канона и, соответственно, обеспечиваемые ими позитивные возможности комикса: «Следовало добавить хотя бы на волос радости от осознания ниспосланного Дэвиду дара… Фильм, кроме всего прочего, должен был быть о мальчике, который верит в то, что его отец — Супермен, и о том, что ребенок прав». (Теперь, кстати, ребенок вырос, ему 25 лет, и он работает вместе с отцом.) Получается, что главный оппонент доктора Стэпл — объявивший себя суперзлодеем Элайджа Прайс, который верит, что комиксы помогают нам обнаружить в себе скрытую идентичность, делающую нас в той или мере супергероями. Докторша считает, что корень заболевания каждого из ее пациентов — в детской травме, которую надлежит изжить. Однако из всех девочек-школьниц, захваченных и убитых Кевином, выжить удалось одной Кейси Кук (Аня Тейлор-Джой), пережившей травму сексуального насилия со стороны дяди-извращенца, что и сделало угрюмую молчунью не по-детски проницательной и сильной. Впрочем, может и недостаточно проницательной и сильной, если ей не удалось превозмочь нечто вроде «стокгольмского синдрома», привязавшего ее к Кевину. Здесь, видимо, заключены смысл названия и месседж фильма: надо разбиться вдребезги, как стекло, чтобы обрести силу. Этот суммирующий тезис тестируется размышлениями Кевина о его обретенных возможностях с последующим заключением о том, что только те достойны выживания, кто, как он сам, пережил глубокую травму. И это согласуется с выводом «Сплита»: попытки приручить зло бесплодны, а детская травма неизвестно когда аукнется и разнесется эхом на непредсказуемый простор.
Источник
Анти-Marvel: Чем «Стекло» М. Найта Шьямалана отличается от других супергеройских фильмов
Режиссер М. Найт Шьямалан уверяет, что его фильм «Стекло» не старается быть похожим на другие современные фильмы о супергероях. Напротив, режиссер считает сиквел своих картин «Неуязвимый» и «Сплит» драматическим триллером, только рассказывающим про персонажей из комиксов.
С тех пор, как 19 лет назад Шьямалан выпустил «Неуязвимого», ситуация с супергероями в кино изменилась кардинальным образом. «Люди Икс», один из фильмов, с которых начинался золотой век супергеройского кино, стартовал в кинотеатрах всего за несколько месяцев до того, как вышел проект Шьямалана, основанный на комиксах. Когда же спустя 17 лет режиссер неожиданно вернулся к вселенной «Неуязвимого», сняв «Сплит», Голливудом уже правили DC и Marvel. Но Шьямалан совершенно не собирается им подражать.
Фильм «Стекло» будет впервые показан по ТВ в среду, 4 сентября, в 20.30 на телеканале «Кинопремьера» (канал входит в премиальный пакет «Настрой кино!»).
Трилогия «Eastrail 177» – киновселенная Шьямалана
Трилогия «Eastrail 177» – киновселенная Шьямалана
Фильм «Неуязвимый» (2000) был мрачной драмой, в которой, казалось бы, обычный мужчина по имени Дэвид Данн (Брюс Уиллис) понимает, что у него есть суперспособности после того, как он сумел выжить в крушении поезда, не получив ни единой царапины. Фильм заканчивается тем, что его новый союзник, владелец галереи комиксов Илайджа Прайс (Сэмюэл Л. Джексон), вызвал железнодорожную катастрофу и стал причиной еще нескольких бедствий, чтобы найти супергероев в реальной жизни. Фильм заканчивается внезапно, когда Дэвид сообщает полиции о террористических выходках Прайса.
Дэвида мы видим в кино 17 лет спустя, в самом конце картины «Сплит» Шьямалана о Кевине Уэнделле Крамбе (Джеймс Макэвой), человеком, обладающим расстройством личности и сверхъестественными способностями страшного характера. «Стекло» рассказывает о том, что происходит, когда эти трое героев встречаются в психиатрической лечебнице, куда их заключают по таинственным причинам. Пресса и зрители уже окрестили эти три фильма трилогией Eastrail 177 – по названию поезда, потерпевшего катастрофу в «Неуязвимом», с которой так или иначе связаны все три персонажа (герой Крамб появлялся в раннем драфте «Неуязвимого», но потом Шьямалан решил оставить его для сиквела, включив многие сцены, не вошедшие в сценарий, в «Сплит»).
Шьямалан не хотел снимать для Marvel и DC (и отказывался размещать трейлеры «Стекла» перед их фильмами в прокате)
Шьямалан не хотел снимать для Marvel и DC (и отказывался размещать трейлеры «Стекла» перед их фильмами в прокате)
Учитывая интерес Шьямалана к комиксам и супергероям, многие задавались вопросом, почему этот режиссер никогда не сотрудничал с самыми крупными студиями супергеройского жанра. Давая интервью в рамках поддержки выхода «Стекла», Шьямалан рассказал прессе, почему отказывался от таких предложений, стремясь сохранить оригинальность своей собственных работ. «Я должен быть уверен, что это подходит для всех. Я снимаю кино в своем собственном стиле. Он очень особенный, и чем больше он отличается от других, тем лучше. Подходят ли для меня супергеройские фильмы Marvel или DC? У них ведь совершенно другой вкус. Надо ли туда добавлять мой соус табаско? Это философский вопрос. Я не говорю, что никогда не буду снимать для них, но представить это мне очень трудно».
Отношение Шьямалана к фильмам по комиксам не является чем-то необычным – многие режиссеры бросали проекты из-за творческих разногласий, например, Эдгар Райт («Человек-муравей»), Пэтти Дженкинс («Тор 2: Царство тьмы») или Кристофер МакКворри («Корпус Зеленых фонарей»). Авторы, снимающие кино «в своем собственном стиле», предпочитают иметь полную творческую свободу, которая противоречит франшизам крупных студий. Несмотря на то, что Marvel и DC предоставляли относительную свободу действий таким режиссерам, как Райан Куглер или Джеймс Ван, модель общей киновселенной, состоящей из множества движущихся частей – среда, встроитсья в которую может далеко не каждый.
«Стекло» — откровенно реалистичный фильм, и совсем этого не стыдится
«Стекло» — откровенно реалистичный фильм, и совсем этого не стыдится
Не надейтесь увидеть в «Стекле» конец света, взрывы, драки на небоскребах или традиционно облегающие персонажей костюмы, так как Шьямалан утверждает, что его картина твердо держится на реальности, и ее цель – быть совершенно понятной и объяснимой. «В каждом своем фильме я немного даю волю фантазии, но не настолько, чтобы герои взлетали в воздух или выпускали огненные стрелы из рук, — подчеркивает он в интервью. — Можно ли согнуть железную трубу? Не знаю, не уверен. Но кажется, я когда-то видел, как штангист проворачивал такое. Так что здесь все на грани». «Стекло» абсолютно лишено необходимых для эскапизма ингредиентов. Финальная схватка в «Стекле» происходит на парковке, а не на фоне компьютерных горизонтов или далеких планет. Элайджа Прайс, он же Мистер Стекло (в исполнении Сэмюэла Джексона) даже говорит: «Это не мультик, это реальный мир».
У Шьямалана объединяются злодеи, а супергерой в одиночестве бьется с ними, а не наоборот
У Шьямалана объединяются злодеи, а супергерой в одиночестве бьется с ними, а не наоборот
Наиболее заметный элемент в «Стекле», который доказывает, что Шьямалан бунтует против киновселенной Marvel – то, как перевернута вверх тормашками сама концепция «ансамбля Мстителей». В МКВ мы знакомимся с героями по их сольным фильмам, а затем они каждые несколько лет объединяются для групповой оргии. В «Стекле» же все происходит наоборот. У персонажей есть свои отдельные фильмы, но объединяются именно злодеи, а не герои. Не столь важно, одержит ли триумф над врагами Дэвид Данн в исполнении Брюса Уиллиса – главное здесь то, что действовать он будет в одиночку. Если же кому-то непонятно, что у Шьямалана злодеи собраны под одной вывеской, то Илайджа Прайс (Сэмюэл Джексон) в лоб объясняет Кевину Уэнделлу Крамбу, что «плохие парни собираются вместе».
Супергеройство в «Стекле» — это симптом серьезного психического расстройства
Супергеройство в «Стекле» — это симптом серьезного психического расстройства
Во вселенной Шьямалана супергероев не так почитают, как в КВМ. В «Стекле» сверхъестественные способности – это что-то вроде иллюзии или мании. Недаром так называемых супергероев в фильме госпитализируют в психлечебнице и изолируют от общества. Их не вербует никакая тайная правительственная организация, а, скорее, прячут от посторонних глаз, потому что как их использовать, никто не понимает. Представьте себе фильм Marvel, в котором с Человека-паука сняли его костюм и объяснили, что у него нет способностей стрелять паутиной, и супергерой даже начинает верить в это.
Герои в комиксах новой эпохи должны биться не со злодеями, а с организациями
Герои в комиксах новой эпохи должны биться не со злодеями, а с организациями
Доктор Элли Стейпл (Сара Полсон) не случайно появляется в «Стекле», пытаясь убедить своих троих пациентов, что их суперспособности – это всего-навсего заблуждение. В какой-то момент мы сами начинаем ей верить, подобно героям. Дэвид Данн, работающий охранником, на первый взгляд совсем не годится на роль современного Супермена. Он подавлен, облысел, загружен семейными проблемами и работой, к которой не проявляет никакого интереса. «Многим трудно поверить, что в них или в окружающих есть что-то необычное», утверждает он. Но на этом Шьямалан не останавливается. Во время финальной битвы выясняется, что доктор Стейпл – часть более крупной организации, стремящейся избавить мир от супергероев и сохранить привычный баланс. Сверхъестественные способности – это не более чем вирус, который можно либо заточить в медучреждении, либо выпустить на свободу путем виральных видосов на YouTube.
Золотая эпоха киновселенных супергероев уже начинает утомлять даже самых ярых поклонников. Учитывая, что в год выходит около четырех фильмов, принадлежащих МКВ, можно считать, что Marvel установили монополию на рынке кинокомиксов. И «Стекло», служащее антитезой всему, к чему мы так привыкли на протяжении этих десяти лет, как бы говорит нам, что можно вывернуть наизнанку даже такие, казалось бы, знакомые и непоколебимые вещи, как киновселенная Marvel. Интересно увидеть, куда, как и когда Шьямалан будет дальше развивать свою киновселенную.
Каждую среду в 20.30 канал «Кинопремьера» показывает телеэксклюзивы – фильмы, впервые показывающиеся по ТВ. Спрашивайте канал «Кинопремьера» у операторов кабельного и спутникового вещания.
Источник
Почему «Неуязвимый», «Сплит» и «Стекло» – самые странные фильмы о супергероях?
М. Найт Шьямалан деконструирует жанр комиксов в своих фильмах, создавая психологические драмы.
«Неуязвимый», «Сплит» и недавно вышедший в прокат фильм «Стекло» – части неординарной супергеройской трилогии. При этом они не похожи ни на одну другую историю о людях со сверхспособностями. Что в этих лентах особенного, и почему они не вписываются в жанровые рамки комиксов?
Примечание: в тексте содержатся спойлеры к фильмам «Неуязвимый», «Сплит» и «Стекло».
«Неуязвимый» – супергеройское кино под личиной триллера
Сюжет «Неуязвимого» (2000 год) рассказывает об обычном охраннике Дэвиде Данне (Уиллис), который оказывается единственным выжившим в крушении поезда. После этого его находит коллекционер комиксов Элайджа Прайс (Джексон), который постепенно убеждает Данна в том, что тот выжил, потому что его тело крепче и сильнее, чем у обычного человека. В конце фильма Данн понимает, что Прайс прав, и решает использовать свои способности для борьбы со злом.
Творчество М. Найта Шьямалана больше всего известно своими сюжетными «твистами», то есть, неожиданными поворотами. Есть такой поворот и в «Неуязвимом»: в конце ленты оказывается, что Элайджа Прайс намеренно подстроил крушение поезда и несколько других катастроф, чтобы выявить неуязвимого человека. Однако намного важнее в этой картине твист не сюжетный, а тематический. Дело в том, что на протяжении почти всего хронометража «Неуязвимый» притворяется обычной драмой с элементами мистического триллера. И лишь ближе к концу зритель наконец понимает, что всё это время смотрел супергеройское кино. Квентин Тарантино описал сюжет «Неуязвимого» лаконично: «Что, если бы Супермен жил на этой земле и не знал, что он Супермен?».
Деконструкция комиксов
Несмотря на то что «Неуязвимый» не основан на каком-либо первоисточнике, в нём присутствуют многие классические комиксовые приёмы. В комиксах (и в их экранизациях) путь супергероя чаще всего начинается с так называемой origin story, или истории становления. Примеры в кино: «Бэтмен: Начало» и первый «Железный человек».
Как обычно в origin story, «Неуязвимый» показывает, как формировались главные герои. Основная способность: у Данна – физическая сила и умение узнавать о преступлениях людей через прикосновение, у Прайса – необычайный интеллект. Главная слабость: у Данна – вода, у Прайса – крайне хрупкие кости из-за врождённого недуга, несовершенного остеогенеза. Костюм Дэвида Данна – плащ охранника с надписью «Security» на спине. Элайджу Прайса отличает необычный аксессуар – стеклянная трость. Также, у него есть и комиксовый псевдоним – в детстве из-за хрупкого скелета дети обзывали его «Мистер Стекло».
В своей работе Шьямалан опередил кинематографические тенденции. На момент создания «Неуязвимого» супергеройские фильмы в основном были по-детски наивными или нарочито стилизованными. Лишь с начала нулевых начался постепенный тренд в сторону реализма. «Неуязвимый» не только был одним из пионеров такого подхода, но до сих пор остаётся одной из самых приближённых к жизни супергеройских лент.
Новаторство режиссёра состоит ещё и в том, что он расширил жанровые границы для фильмов о супергероях. До «Неуязвимого» считалось, что кинокомиксы по определению должны быть приключенческими. Но 19 лет назад М. Найт Шьямалан доказал, что вдумчивая драма о супергерое может быть настолько же интересна, как динамичный боевик.
Также фильм применяет ставшее популярным лишь в последние несколько лет мета-повествование – явную игру с канонами собственного жанра. Но в отличие от таких картин как «Пипец» или «Дэдпул» «Неуязвимый» не подшучивает над своими комиксовыми корнями, а деконструирует их. Через современные комиксы он исследует натуру архетипичного героя, зародившуюся ещё в древности. В частности, картина размышляет над тем, насколько рождение героя зависит от злодея. И насколько путь героя (или злодея) является для него не просто моральной обязанностью, но и природным призванием, единственным путём к счастью.
Визуальные особенности
Использование силуэтов и ярко выраженных теней в картине – дань уважения художественному стилю комиксов.
Персонажи «Неуязвимого» зачастую заключены в визуальные рамки: дверных проёмов, коридоров, заборов. Такие кадры напоминают границы панелей на страницах комиксов.
Отдельного упоминания достоин Элайджа Прайс или Мистер Стекло. В сценах с ним тема стекла продолжается визуально: несколько раз его показывают через призму окон или зеркал.
Постановка ленты отличается необычно высокой длиной планов, не прерываемых монтажом. Это служит нескольким целям: создание настраивающего на серьёзный тон темпа, нагнетание напряжения, выстраивание изобретательных мизансцен. Взять хотя бы момент в больнице сразу после крушения поезда: пока на заднем плане врач опрашивает очнувшегося главного героя, на переднем плане медленно истекает кровью единственный, кроме Данна, выживший пассажир. Элегантная иллюстрация уникальности ситуации главного героя.
Главным достоинством «Неуязвимого» является внимание к персонажам. К примеру, зрители наблюдают за жизнью Элайджи Прайса с рождения. Его болезнь и связанные с ней трудности заставляют ему сопереживать. Плюс в своих деяниях Прайс движим благородной целью – создать супергероя. Всё это делает Мистера Стекло неоднозначным и трагическим злодеем. Дэвид Данн же не является стандартным идеализированным героем. Его брак разваливается, у него проблемы в отношениях с сыном. А главное, его характеризует глубокая грусть и необъяснимое чувство неудовлетворённости, что отлично передаёт меланхолично сдержанная актёрская игра Брюса Уиллиса. Именно проработанность персонажей избавляет ленту от нужды в экшене, позволяя вместо этого создавать неторопливую, атмосферную и увлекающую драму. И делает «Неуязвимого» одним из лучших супергеройских фильмов в истории.
«Сплит» – неожиданное продолжение
К сожалению, несмотря на по большей части позитивные отзывы и 248 миллионов долларов кассовых сборов, вышедшего в 2000 году «Неуязвимого» заклеймили как разочарование по сравнению с «Шестым чувством». Поэтому в 2001-м студия отклонила идею режиссёра снять вторую часть. Но с годами «Неуязвимый» обрёл культовый статус. В 2009 году Квентин Тарантино включил его в список 20 лучших фильмов, выпущенных с 1992 года, и назвал «одним из шедевров нашего времени». В 2011 году журнал Time поставил картину на четвёртое место в списке лучших супергеройских фильмов всех времён. Долгое время слухи о продолжении истории Данна продолжали циркулировать, но со временем утихли.
Пройдя через затяжную череду провальных проектов, в 2016-м Шьямалан выпустил малобюджетный психологический ужастик «Сплит» с Джеймсом МакЭвоем («Особо опасен», «Транс») в главной роли. Сюжет рассказывает о школьнице Кейси Кук, которая с двумя одноклассницами оказывается похищена злодеем Кевином Крамбом. Ещё более пугающей ситуацию делает тот факт, что Кевин страдает от диссоциативного расстройства идентичности – в нём живут 23 уникальные личности, которые поочерёдно завладевают его телом.
Как обычно у Шьямалана, без неожиданных поворотов не обошлось. На этот раз сюжетный твист стал одновременно и жанровым. Ближе к финалу оказывается, что в Кевине живёт ещё одна личность – Зверь, каннибал со сверхчеловеческой силой. Этот поворот к третьему акту превращает «Сплит» из психологического в научно-фантастический фильм ужасов.
Однако аудиторию ждал ещё один сюрприз: в финальной сцене фильма в кадре появляется Дэвид Данн. Этот краткий момент является главным и выдающимся по своей изобретательности твистом ленты. Ведь всего за минуту экранного времени Шьямалан ставит всё увиденное зрителем ранее в абсолютно новый контекст. Во-первых, оказывается, что «Сплит» с самого начала представлял собой origin story, но не супергероя, а суперзлодея. Во-вторых, с помощью единственной сцены режиссёр связал свои фильмы «Неуязвимый» и «Сплит» в единую киновселенную.
Элементы комиксов, пусть и не столь явно, как в «Неуязвимом», присутствуют и в «Сплите». Для начала, большинство комиксовых персонажей имеют альтер эго, а внутри некоторых (как Халк или Веном) в буквальном смысле сосуществуют две личности. Шьямалан нашёл этой супергеройской черте правдоподобное объяснение: диссоциативное расстройство идентичности. Также в фильме упоминается, что люди с расстройством, как у Кевина, возможно, представляют собой новое звено эволюции. Эта идея об эволюционном развитии также присутствует в комиксах про мутантов – «Люди Икс». О том, что Кевин Крамб является суперзлодеем, говорит ещё и полученное им в прессе прозвище Орда – не хуже, чем Мистер Стекло.
Между «Неуязвимым» и «Сплитом» можно проследить прямую связь. Во-первых, действие этих лент разворачивается в Филадельфии. Во-вторых, в обоих фильмах важные события происходят в поездах. В-третьих, англоязычные названия этих двух фильмов можно перевести как «Небьющийся» и «Растрескавшийся» – оба прилагательных применимы для описания стекла.
«Сплит» с «Неуязвимым» роднят и общие темы. Продолжение вновь возводит сложные взаимоотношения между героем и злодеем, которые сформированы тяжёлым прошлым. В детстве Кевина терроризировала собственная мать, тогда как Кейси с раннего возраста подвергалась сексуальному насилию со стороны дяди. Этот схожий опыт наложил на персонажей пожизненный отпечаток, но также установил между ними причудливое родство.
«Сплит» углубляет тему травмы из прошлого, наглядно показывая, что пережитая жестокость может как закалить душу, так и изувечить её. Зверь внутри Крамба уверен, что страдания «очищают» людей, хотя внутренний мир самого Кевина остался навсегда осквернён его детским горем. В школьнице Кейси испытанное ею насилие, наоборот, воспитало волю бороться и выживать. Тот факт, что она не обладает какой-либо сверхсилой, ещё больше подчёркивает посыл франшизы о том, что настоящие герои могут существовать не только на страницах комиксов.
Из-за скромного бюджета в 9 миллионов долларов «Сплит» снят не так утончённо, как «Неуязвимый». Однако у Шьямалана всё равно получилось достойное продолжение необычной франшизы. Как минимум благодаря тому, что вторая часть не копирует предшественника, а находит новый и свежий повествовательный стиль. На смену степенной драме пришло клаустрофобное напряжение, где счёт идёт на секунды. А главным козырем ленты оказался Джеймс МакЭвой, блестяще играющий сразу 8 личностей, от 9-летнего мальчика до строгой дамы с безупречными манерами.
«Стекло» – долгожданная кульминация
«Сплит» удостоился хвалебных отзывов, и заработал в прокате почти 280 миллионов долларов. Его успех показал, что франшиза М. Найт Шьямалана по-прежнему может приносить деньги. Благодаря чему теперь, спустя почти два десятка лет после премьеры «Неуязвимого», в мировой прокат вышел фильм «Стекло», в котором лицом к лицу сошлись Дэвид Данн, Элайджа Прайс и Кевин Крамб.
Идея для финала трилогии тоже родилась под влиянием комиксов: это так называемый кроссовер, где пересекаются персонажи из различных сольных серий. Примерами кинокроссоверов являются ленты «Мстители» и «Лига справедливости». Но М. Найт Шьямалан нашёл для встречи трёх персонажей реалистичный повод: в «Стекле» они оказываются помещены в психиатрическую лечебницу, где с ними работает врач, специализирующийся на пациентах, считающих себя супергероями.
Перед выходом «Стекла» казалось, что удивить зрителя у М. Найт Шьямалана не получится, ведь все карты уже на столе: аудитория заведомо знает, что перед ней финал супергеройской трилогии. Да и к наличию неожиданной шьямалановской концовки все уже привыкли.
Тем не менее режиссёру чудом удалось вновь устроить сюрприз, хитро сыграв на жанровых ожиданиях. На этот раз его главный твист – структурный. Дело в том, что на протяжении первых двух актов автор готовит зрителя к большому финальному противостоянию – привычной кульминации большинства супергеройских фильмов. Но вместо этого на экране вдруг происходит нечто менее масштабное, но совершенно неожиданное и даже шокирующее. Как и в предыдущих сериях, ближе к концу происходящее оборачивается не тем, чем казалось, а акценты смещаются в совершенно ином направлении.
Фильм о людях
Нужно признать, что финальный фильм получился самым несовершенным из трёх. Начнём с того, что третья часть по-настоящему работает лишь как заключительный эпизод трилогии – понять сюжет «Стекла» без просмотра первых двух серий можно, но полностью оценить и прочувствовать его задумку – сложно. У предыдущих серий такой проблемы не было. Также в отличие от «Неуязвимого» и «Сплита» у «Стекла» нет ярко выраженной жанровой принадлежности и визуального стиля. Наконец, финальный неожиданный кульбит требует от режиссёра слишком долгих отвлекающих манёвров, из-за чего концовка может разочаровать некоторых, а повторный просмотр станет уже не очень интересным: слишком много в середине фильма ложных обещаний.
Тем не менее, если рассматривать «Стекло» именно в контексте трилогии, – это идеальное завершение, расставляющее все точки над i и не подразумевающее продолжения. Третья часть продолжает все темы, заявленные раннее, и сплетает их в единое и эмоционально трогающее крещендо, которое напоминает аудитории, что всё это время Шьямалан снимал не про супергероев, а про людей, которым нужно побороть все пережитые страдания и начать верить в себя. Финал получился пусть и шероховатым, но по-настоящему необычным и смелым, бесстрашно подрывая ожидания современных кинозрителей, привыкших к полным экшена и прямолинейных сюжетов кинокомиксам.
Следите за самыми актуальными новостями в нашем
Telegram-канале и на странице в Facebook
Источник