Тест по литературе К Чаадаеву 9 класс
Тест по литературе К Чаадаеву (А.С. Пушкин) для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
1 вариант
Задания с кратким ответом
1. Назовите жанр стихотворения.
2. Укажите название изобразительно-выразительного средства:
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман…
3. Как называется средство иносказательной выразительности?
Недолго нежил нас обман…
4. Как называется изобразительное средство?
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье…
5. Укажите название характера рифмовки в 5-12 строках стихотворения.
Задания с развернутым ответом
6. Как меняется настроение лирического героя стихотворения?
7. Какую роль в стихотворении играет образ сна?
8. Чем похоже поэтическое настроение, воплощенное в стихотворениях А.С. Пушкина «К Чаадаеву» и В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (фрагмент)?
2 вариант
Задания с кратким ответом
1. Для какого литературного направления характерны образы звезды, огня, темы рока, любовного томления, воплощенные в данном стихотворении?
2. Как называется изобразительное средство?
Души прекрасные порывы!
Звезда пленительного счастья…
3. Укажите название изобразительно-выразительного средства:
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
4. Как называется средство иносказательной выразительности?
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
5. Определите размер, которым написано стихотворение.
Задания с развернутым ответом
6. Как меняется настроение лирического героя стихотворения?
7. Какую роль в стихотворении играет образ сна?
8. Чем похоже поэтическое настроение, воплощенное в стихотворениях А.С. Пушкина «К Чаадаеву» и В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (фрагмент)?
Фрагмент стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
для 8 задания
Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты — свое,
стихами.
Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма
сияй во что попало!
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг — я
во всю светаю мочь —
и снова день трезвонится.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!
Ответы на тест по литературе К Чаадаеву (А.С. Пушкин)
1 вариант
1. послание
2. сравнение
3. метафора // олицетворение
4. эпитет
5. опоясывающая
2 вариант
1. романтизм
2. эпитет
3. сравнение
4. метафора
5. ямб
Источник
Стена теней ночей тюрьма под солнц двустволкой пала это метафора или эпитет
3.1. В чём оказываются близки поэт и солнце в стихотворении В.В. Маяковского?
3.2. Какие художественные средства помогают В.В.Маяковскому рассказать о необычайной встрече поэта и солнца?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 3.1 или 3.2, а также задание 4.
НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, БЫВШЕЕ С ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ
В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
кривился крыш корою.
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
вставало солнце ало.
И так однажды разозлясь,
что в страхе всё поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
довольно шляться в пекло!»
Я крикнул солнцу:
занежен в облака ты,
а тут — не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!»
Я крикнул солнцу:
без дела заходить,
на чай зашло бы!»
Я погиб! Ко мне, по доброй воле,
шагает солнце в поле.
Хочу испуг не показать —
и ретируюсь задом.
Уже в саду его глаза.
Уже проходит садом.
валилась солнца масса,
«Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
гони, поэт, варенье!»
Слеза из глаз у самого —
жара с ума сводила,
Чёрт дернул дерзости мои
я сел на уголок скамьи,
боюсь — не вышло б хуже!
Но странная из солнца ясь
с светилом постепенно.
что-де заела Роста,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
идёшь — и светишь в оба!»
Болтали так до темноты —
до бывшей ночи то есть.
Какая тьма уж тут?
мы с ним, совсем освоясь.
бью по плечу его я.
нас, товарищ, двое!
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить своё,
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма —
сияй во что попало!
во всю светаю мочь —
и снова день трезвонится.
до дней последних донца,
и никаких гвоздей!
Сопоставьте стихотворение В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» с приведённым ниже стихотворением А. А. Дольского «Мне звезда упала на ладошку». Оба произведения построены как диалог лирического героя с небесным светилом. Чем различаются эти диалоги?
Сопоставьте стихотворение В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» с приведённым ниже стихотворением А. А. Дольского «Мне звезда упала на ладошку». Оба произведения построены как диалог лирического героя с небесным светилом. Чем различаются эти диалоги?
В стихотворении «Необычайные приключения…» лирический герой сравнивает себя с солнцем. Подобно солнцу, поэт призван служить людям, освещать мир, не думая об усталости и собственной выгоде. Неслучайно в стихотворении образ поэтического творчества приобретает метафоричное значение: лить солнце стихами — проливать свет на что-то.
Готова служить человеку, исполняя желания, и упавшая звезда в стихотворении А. Дольского. Но в отличие от героя Маяковского, деятельного, готового самому гореть для других, лирический герой Дольского просит звезду об исполнении множества желаний. Звезда угасает, оставив героя со своими желаниями, для исполнения которых нужно немало потрудиться самому.
3.1. В стихотворении «Необычайные приключения…» лирический герой сравнивает себя с солнцем. Подобно солнцу, поэт призван служить людям, освещать мир, не думая об усталости и собственной выгоде. Неслучайно в стихотворении образ поэтического творчества приобретает метафоричное значение: лить солнце стихами — проливать свет на что-то.
3.2. Очень многие стихи Владимира Маяковского славятся удивительной метафоричностью. Именно благодаря этому нехитрому приему автору удалось создавать очень образные произведения, которые можно сравнить с русскими народными сказками. Например, у народного эпоса с произведением Маяковского очень много общего. Главным героем этого произведения является солнце, которое поэт сделал одушевленным существом. Именно так в сказках и преданиях изображается небесное светило, которое дарит жизнь и тепло обитателям земли. В стихотворении много восклицаний, что придаёт ему эмоциональный характер, употреблены метафоры: катилось лето, жара плыла, корою крыш, лучи-шаги, двустволка солнц; эпитет: ало; гипербола: в сто сорок солнц закат пылал; олицетворение: солнце в образе человека; образные выражения: никаких гвоздей, переведя дух, дней донце; слова, созданные поэтом: взорим, вспоём, солница.
Источник
Стена теней ночей тюрьма под солнц двустволкой пала это метафора или эпитет
1.1.2. Как в приведённом фрагменте передано состояние Савельича?
1.2.2. Какие художественные средства помогают В.В.Маяковскому рассказать о необычайной встрече поэта и солнца?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1.—1.1.2.
В это время мальчик вошёл и подал мне записку от И. И. Зурина. Я развернул её и прочел следующие строки:
«Любезный Пётр Андреевич, пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком сто рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя
нужда в деньгах.
Делать было нечего. Я взял на себя вид равнодушный и, обратясь к Савельичу, который был и денег, белья, и дел моих рачитель, приказал отдать мальчику сто рублей. «Как! зачем?» — спросил изумленный Савельич. «Я их ему должен», — отвечал я со всевозможной холодностию. «Должен! — возразил Савельич, час от часу приведённый в большее изумление, — да когда же, сударь, успел ты ему задолжать? Дело что-то не ладно. Воля твоя, сударь, а денег я не выдам».
Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уж в последствии времени трудно мне будет
освободиться от его опеки, и, взглянув на него гордо, сказал: «Я твой господин, а ты мой слуга. Деньги мои. Я их проиграл, потому что так мне вздумалось. А тебе советую не умничать и делать то, что тебе приказывают».
Савельич так был поражён моими словами, что сплеснул руками и остолбенел. «Что же ты стоишь!» — закричал я сердито. Савельич заплакал. «Батюшка Пётр Андреич, — произнёс он дрожащим голосом, — не умори меня с печали. Свет ты мой! послушай меня, старика: напиши этому разбойнику, что ты пошутил, что у нас и денег-то таких не водится. Сто рублей! Боже ты милостивый! Скажи, что тебе родители крепко-накрепко заказали не играть, окроме как в орехи. » — «Полно врать, — прервал я строго, — подавай сюда деньги или я тебя взашей прогоню».
Савельич поглядел на меня с глубокой горестью и пошёл за моим долгом. Мне было жаль бедного старика; но я хотел вырваться на волю и доказать, что уж я не ребёнок. Деньги были доставлены Зурину. Савельич поспешил вывезти меня из проклятого трактира. Он явился с известием, что лошади готовы. С неспокойной совестию и с безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска, не простясь с моим учителем и не думая с ним уже когда-нибудь увидеться.
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 1.2.1.—1.2.2.
НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, БЫВШЕЕ С ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ
В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
кривился крыш корою.
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
вставало солнце ало.
И так однажды разозлясь,
что в страхе всё поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
довольно шляться в пекло!»
Я крикнул солнцу:
занежен в облака ты,
а тут — не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!»
Я крикнул солнцу:
без дела заходить,
на чай зашло бы!»
Я погиб! Ко мне, по доброй воле,
шагает солнце в поле.
Хочу испуг не показать —
и ретируюсь задом.
Уже в саду его глаза.
Уже проходит садом.
валилась солнца масса,
«Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
гони, поэт, варенье!»
Слеза из глаз у самого —
жара с ума сводила,
Чёрт дернул дерзости мои
я сел на уголок скамьи,
боюсь — не вышло б хуже!
Но странная из солнца ясь
с светилом постепенно.
что-де заела Роста,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
идёшь — и светишь в оба!»
Болтали так до темноты —
до бывшей ночи то есть.
Какая тьма уж тут?
мы с ним, совсем освоясь.
бью по плечу его я.
нас, товарищ, двое!
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить своё,
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма —
сияй во что попало!
во всю светаю мочь —
и снова день трезвонится.
до дней последних донца,
и никаких гвоздей!
1.1.1. Какие черты характера Гринёва проявились в приведённой сцене?
1.2.1. В чём оказываются близки поэт и солнце в стихотворении В.В. Маяковского?
1.1.1. Петр Гринёв, вырвавшись из родительского гнезда, направлялся к месту службы. Для него начинается другая, полная новых впечатлений и поступков жизнь. Для того чтобы показать, что он уже не ребёнок, он старается говорить с Савельичем твёрдо, решительно, не оставляя себе, прежде всего, шансов на отступление. Гринёву приходится прибегнуть даже к некоторому высокомерию и жестокости по отношению к Савельичу, хотя сам он мучительно это переживает. Приведённая сцена характеризует Петра как человека, способного на самые решительные поступки, человека твёрдой воли и слова.
1.2.1. В стихотворении «Необычайные приключения…» лирический герой сравнивает себя с солнцем. Подобно солнцу, поэт призван служить людям, освещать мир, не думая об усталости и собственной выгоде. Неслучайно в стихотворении образ поэтического творчества приобретает метафоричное значение: лить солнце стихами — проливать свет на что-то.
1.1.2. Состояние Савельича в начале сцены и в конце отрывка разное. Если сначала он по привычке пытается понукать барином, давая ему дельные, но не оставляющие выбора советы, то в конце сцены от решительности Саве-льича не остаётся и следа: голос его дрожит, он плачет, пытается уже действовать уговорами, интонации его голоса меняются.
1.2.2. Очень многие стихи Владимира Маяковского славятся удивительной метафоричностью. Именно благодаря этому нехитрому приему автору удалось создавать очень образные произведения, которые можно сравнить с русскими народными сказками. Например, у народного эпоса с произведением Маяковского очень много общего. Главным героем этого произведения является солнце, которое поэт сделал одушевленным существом. Именно так в сказках и преданиях изображается небесное светило, которое дарит жизнь и тепло обитателям земли. В стихотворении много восклицаний, что придаёт ему эмоциональный характер, употреблены метафоры: катилось лето, жара плыла, корою крыш, лучи-шаги, двустволка солнц; эпитет: ало; гипербола: в сто сорок солнц закат пылал; олицетворение: солнце в образе человека; образные выражения: никаких гвоздей, переведя дух, дней донце; слова, созданные поэтом: взорим, вспоём, солница.
Источник