Меню

Стой солнце над гаваоном

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Нав. 10:12

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 12-13 Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»

Помысли о том, насколько он праведен. Иисус Навин сказал: Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиной Эломской, и было так. Итак, пусть выйдет вся вселенная, или даже две, три, четыре, десять и двадцать вселенных, пусть скажут и сделают это; нет, они не смогут! А друг Божий повелевал творениями Друга, или, вернее, просил Друга, и служебные силы подчинялись, и дольний повелевал горними. Ты видишь, что эти силы существуют для служения, исполняя определенное назначение?

Гомилии на Послание Евреям.

Свт. Амвросий Медиоланский

Ст. 12-13 Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»

Как храбр был Иисус, сын Навин, который в одном сражении положил пятерых царей и весь их народ! Опять же, когда он сражался против гаваонитов и опасался, что ночь помешает ему добиться победы, он силой духа и веры воскликнул: стой, солнце, над Гаваоном! — и оно остановилось, покуда не одержана была победа.

Итак, он повсюду лишь один сопутствовал святому Моисею во всех удивительных свершениях и вызывающих трепет таинствах. Потому и случилось, что тот, кто был сопричастником общения с Богом, стал преемником его власти. Конечно, он был достоин предстать мужем, который способен остановить течение реки, который может воскликнуть: стой, солнце, над Гаваоном! — и оно остановится, чтобы продлить день и отложить ночь, словно желая стать свидетелем его победы. Почему? Потому что это не должен был сделать Моисей, ибо только он один избран был для того, чтобы ввести народ в землю обетованную. Велик сей муж чудесами веры, велик победами. Свершения Моисея более высоки, [дела Иисуса] более успешны. Каждый из них через благодать Божью превзошёл [возможности] человека: один приказывал морю, другой — небу.

Об обязанностях священнослужителей.

Прп. Максим Исповедник

Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою

Предающийся благочестивому любомудрию и приготовившийся к брани против незримых сил пусть вознесет [к Богу] молитвы, дабы пребывала всегда с ним естественная [способность] различения, обладающая соразмерным светом, и просвещающая благодать [Святого] Духа. Ибо первая ведет плоть, посредством [духовного] делания, к добродетели, а вторая просвещает ум для того, чтобы [человек] мог предпочесть всему [прочему] сожитие с Премудростью [Божией], согласно Которой разрушаются твердыни зла и всякое превозношение, восстающее против познания Божия (2 Кор. 10:4-5). И это показывает Иисус Навин, в молитве просящий [Господа]: Да станет солнце прямо Гаваону, то есть просящий, чтобы задержался заповедный свет Боговедения над горой умного созерцания; и луна над долиною, то есть чтобы естественная [способность] различения, пребывающая в [нашей] телесной немощи, осталась неизменной благодаря добродетели.

Гаваон есть возвышенный ум, а долина — плоть, смиряемая смертью. Солнце же есть [Бог] Слово, просвещающий ум, дарующий ему силу умозрений и отгоняющий от него всякое неведение. А луна есть естественный закон, увещающий плоть благозаконно подчиняться духу для того, чтобы принять на себя бремя заповедей. Луна есть символ естества, потому что она изменчива; но во святых она пребывает неизменной, по причине их непреложного навыка в добродетели.

См. Толкование на Еккл. 1:5

Блж. Августин

Ст. 12 — 13 Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»

Пусть никто не говорит мне, что движение небесных тел есть время. Ибо время замерло по молитве известного мужа для того, чтобы он мог одержать победу в битве; солнце стояло, но время шло. Ибо битва заняла именно тот определенный отрезок времени, какой был необходим для ее протекания и окончания.

Читайте также:  Кто определил что земля вращается вокруг солнца

Исповедь.

В божественных книгах мы читаем, что само солнце остановилось [и луна стояла] до победного окончания сражения, когда об этом попросил у Господа начавший битву святой муж Иисус Навин, и чудесным образом оно отошло назад в ознаменование того, что царю Езекии прибавляется пятнадцать лет жизни; и всё это происходило в связи с обетованием Господа. Но и эти чудеса, которые свершились по снисхождению Господа к достоинству святых, наши противники, признающие их действительность, приписывают магии. Отсюда происходят и вышеупомянутые мною слова Вергилия: «Прудит воду в ручьях и звезды назад обращает».

Мы в священных книгах читаем и о том, что и река остановилась выше и стекала ниже по течению, когда народ Божий под началом вышеупомянутого святого Иисуса Навина входил в землю обетованную; и о том, что свершилось то же при переходе реки с Илией пророком и позднее с его учеником Елисеем мы читаем в книгах Священного Писания. Также о том, что великое светило обратилось назад в царствие Езекии мы уже упомянули. И да не обманывают себя напрасно неверующие [пустой уверенностью], что не могло по воле Божией совершиться нечто отличающееся от того, что они уже познали о природе вещей из своего человеческого опыта. Как бы то ни было, уже всё известное каждому в природе вещей представляет собой ничуть не менее удивительные чудеса и знамения, которые изумляли ли бы всех созерцателей, если бы люди не имели обыкновение удивляться как чудесам явлениям исключительно редким.

О граде Божием.

Ориген

Ст. 12-13 Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»

Таким образом, Иисус со своими вождями и военачальниками защищает тех, кто терпят нападки враждебных сил за Его имя, и не только подает помощь в войне, но и продлевает время дня, и, растягивая солнечный путь, упраздняет наступление ночи. Поэтому мы хотим, если сможем, показать, каким образом наш Господь Иисус продлил дневной свет и сделал день больше, и ради спасения людей, и ради погибели враждебных сил. Когда пришел Спаситель, уже наступило скончание мира. Наконец, Он Сам говорил: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3:2). Но Он замедлял и задерживал день скончания и препятствовал его наступлению. Ибо Бог Отец, видя, что спасение народов может произойти только через [Сына], говорит Ему: Проси у Меня и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе (Пс 2:8). Итак, пока исполняется Отцовское обещание, и церкви возрастают разными племенами, и в них входит вся полнота народов, дабы лишь тогда спасся весь Израиль, — день продлевается, и закат отлагается, и солнце не заходит, но стоит в зените, пока Солнце правды вливает свет истины в сердца верующих. Но когда мера верующих исполнится и наступит уже худший и развращенный век последнего поколения, когда с преумножением трудностей во многих охладеет любовь, тогда уже дни станут короче. Итак, это знает Сам Господь: когда есть время спасения и [нужно] растянуть день, а когда есть время воздаяния и погибели и [нужно] укоротить день. Мы же, пока имеем день и для нас продлевается солнечный путь, будем вести себя благочинно, как днем (Рим 13:13)и творить дела света.

Гомилии на Книгу Иисуса Навина.

Лопухин А.П.

Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою

После Гаваонского сражения Господь, по молитве Иисуса Навина, совершил еще другое необыкновенное дело, которому библейский писатель посвятил особый небольшой, как в III–IV гл., раздел (ст. 12–14), начинающийся указанием времени события. Оно произошло в тот день, в который Господь «предал… Аморрея — т. е. войско пяти ханаанских царей — в руки Израиля» или, как пояснено в славяно-русском переводе согласно с греческим, после поражения их в Гаваоне. Слова «когда побил их в Гаваоне и они побиты были пред лицем сынов Израилевых» отсутствуют в еврейском тексте, но читаются в древнейших и многих позднейших списках перевода 70-ти; они служат более ясным указанием времени излагаемого события. Когда, по смыслу приведенных слов библейского текста, битва под стенами Гаваона окончилась и разбитый здесь неприятель в смятении обратился в бегство, направляясь по дороге к Вефорону, то Иисус Навин, преследуя его, видел и большое число уцелевшего ханаанского войска, и возможность полного его поражения при тогдашнем его состоянии — поражения в этот именно день, пока он не оправился и не укрылся в свои города. Проникнутый этой мыслью и видя в то же время, как высоко поднялось уже солнце, Иисус Навин с дерзновением, свойственным людям, близким к Богу, в присутствии окружавших его воинов («пред Израильтянами»; буквально с еврейского: «пред глазами Израиля») воззвал к Господу: «да стáнетъ сóлнце пря́мо Гаваóну, и лунá пря́мо дéбри Елóнъ» Так передано это молитвенное воззвание в переводе 70-ти (Στήτω ὁ ἥλιος κατὰ Γαβαων καὶ ἡ σελήνη κατὰ φάραγγα Αιλων). Этот перевод, дословно переданный в славянской Библии, имеет преимущество пред обычным в настоящее время: «стой, солнце, над Гаваоном, и, луна, над долиною Аиалонскою», что он вполне соответствует молитвенному воззванию, которое обращено было к Господу, а не к солнцу и луне (читаемый в этих словах еврейский глагол «дом» поставлен, нужно думать, в неопределенном наклонении, которое в еврейской речи часто употреблялось, как известно, в значении повелительного, почему он и в грамматическом отношении правильно переведен у 70-ти словами «да стáнетъ»). Это свое воззвание израильский вождь произнес, как можно думать, в то именно время, когда он, преследуя врага, достиг Вефоронской возвышенности и с нее увидел пред собой, на западе, обширную равнину с Агалонской долиной к юго-западу, а в Беф-оронском ущелье — массу спускавшегося по нему неприятельского войска, между тем как позади его, на восточной стороне, находился только что оставленный им Гаваон, над которым высилось дневное светило. Солнце поднялось уже довольно высоко с тех пор, как он в глубокое утро этого дня подходил к Гаваону, но еще не настолько был силен блеск его, чтобы совсем померкла луна; бледный круг ее был еще виден на западной стороне над Амалонской долиной. Такое положение небесных светил, указываемое словами воззвания Иисуса Навина, ведет, естественно, к представлению, что последнее произнесено было не в вечерний, а в дополуденный час, когда солнце видно было еще на востоке, а луна на западе; в вечернее время положение небесных светил было бы, конечно, обратное. — Цель молитвенного воззвания состояла в том, чтобы Господь продолжил этот счастливый день, ознаменованный победой, для совершенного поражения врага. Выражая эту мольбу, Иисус Навин употребил обыкновенный оборот речи, образовавшийся под влиянием простого непосредственного воззрения на небесные светила в их отношении к земле, продолжающий употребляться и в настоящее время, несмотря на известность со времен Галилея того научного положения, что движется не солнце около земли, а наоборот.

Читайте также:  Стану солнцем для тебя гагарина

Толковая Библия.

Источник

Книга Иисуса Навина, глава 10 Иисус Навин, глава 10

Битва с аморреями. Остановленное солнце

Когда Адони-Цедек, царь Иерусалима, услышал о том, что Иисус захватил Гай и полностью уничтожил На языке оригинала стоит слово, которое говорит о полном посвящении предметов или людей Господу, часто осуществлявшемся через их уничтожение. То же в ст. 28, 35, 37, 39, 40; 11:11, 12, 20, 21 .» value=»a»> его, поступив с Гаем и его царем так же, как с Иерихоном и его царем, и о том, что жители Гаваона заключили с Израилем мир и живут среди них, он очень испугался, потому что Гаваон был такой же большой город, как один из царских городов. Он был больше Гая, и все его жители были храбрыми воинами. Адони-Цедек, царь Иерусалима, послал Гогаму, царю Хеврона, Пираму, царю Ярмута, Иафие, царю Лахиша, и Давиру, царю Эглона, весть:

– Придите и помогите мне напасть на Гаваон, – говорил он, – потому что он заключил мир с Иисусом и израильтянами.

Пять аморрейских царей – цари Иерусалима, Хеврона, Ярмута, Лахиша и Эглона – объединили силы. Они вышли со всеми своими воинами, расположились лагерем напротив Гаваона и напали на него.

Тогда гаваонитяне послали сказать Иисусу в гилгалский лагерь:

– Не оставь своих слуг! Скорее приходи к нам и спаси нас! Помоги нам, потому что все аморрейские цари с нагорий объединили свои силы против нас.

Иисус выступил из Гилгала со всем своим войском, со всеми лучшими воинами. Господь сказал Иисусу:

– Не бойся их. Я отдал их в твои руки. Никто из них не сможет противостоять тебе.

Иисус шел из Гилгала всю ночь и захватил своих врагов врасплох. Господь привел их в смятение перед Израилем, который разбил их, одержав при Гаваоне великую победу. Израильтяне гнались за ними по дороге, поднимающейся в Бет-Хорон, и разили их до Азеки и Македы.

Когда они бежали от израильтян по склону Бет-Хорона в Азеку, Господь забросал их с неба огромными градинами, и от каменного града погибло больше народа, чем от мечей израильтян. Иисус воззвал к Господу в тот день, когда Господь отдал аморреев израильтянам, и сказал перед всем Израилем:

– Стой, солнце, над Гаваоном,

и луна над долиною Айялон.

И солнце остановилось, и стояла луна,

пока народ не отомстил

как написано в «Книге Праведного» Или: «в Книге Яшар». Эта древняя книга, не вошедшая в состав Священного Писания, не сохранилась до наших времен. » value=»b»> .

Солнце стояло посреди неба и медлило садиться почти сутки. Никогда не было такого дня ни прежде, ни потом – дня, когда Господь послушался человека. Ведь Господь сражался за Израиль!

Читайте также:  Звезда по имени солнце вступление без баррэ

После этого Иисус вернулся со всем Израилем в гилгалский лагерь.

Казнь пяти аморрейских царей

А пять царей бежали и укрылись в пещере в Македе. Когда Иисусу доложили, что пятерых царей обнаружили прячущимися в пещере в Македе, он сказал:

– Привалите ко входу пещеры большие камни и приставьте к ней стражу. Но не останавливайтесь! Преследуйте своих врагов, атакуйте их сзади и не дайте им добраться до своих городов, потому что Господь, ваш Бог, отдал их в ваши руки.

Иисус и израильтяне истребили их полностью, не оставив в живых почти никого, и лишь немногие уцелевшие добрались до своих укрепленных городов. После этого все войско благополучно вернулось к Иисусу в лагерь в Македе, и никто не осмеливался сказать что-нибудь против израильтян. Иисус сказал:

– Откройте пещеру и выведите ко мне тех пятерых царей.

И к нему вывели из пещеры пятерых царей – царей Иерусалима, Хеврона, Ярмута, Лахиша и Эглона. Когда к Иисусу вывели этих пятерых царей, он призвал всех израильтян и сказал военачальникам, которые ходили с ним:

– Подойдите и поставьте ваши ноги на шеи этих царей.

Они подошли и поставили ноги на их шеи.

Иисус сказал им:

– Не бойтесь и не теряйте присутствия духа! Будьте тверды и мужественны! Господь поступит так со всеми врагами, с которыми вы будете воевать.

Затем Иисус поразил и умертвил царей и повесил их на пяти деревьях, и они висели на деревьях до вечера. На закате Иисус приказал, и их сняли с деревьев и бросили в пещеру, где они укрывались. Ко входу в пещеру привалили большие камни, которые там и по сегодняшний день.

В тот день Иисус взял Македу. Он предал город и его царя мечу и полностью истребил всех жителей. Он никого не оставил в живых. Он сделал с царем Македы то же, что и с царем Иерихона.

Захват южных городов

Затем Иисус и с ним весь Израиль пошел из Македы к Ливне и напал на нее. Господь отдал в руки Израиля и этот город вместе с его царем. Город и всех, кто в нем был, Иисус предал мечу. Он никого не оставил там в живых. Он поступил с его царем так же, как и с царем Иерихона.

Затем Иисус и с ним весь Израиль пошел из Ливны к Лахишу. Он поставил напротив него лагерь и напал на него. Господь отдал Лахиш Израилю, и Иисус взял его на второй день. Город и всех в нем он предал мечу, как он сделал в Ливне. Тем временем Горам, царь Гезера, пришел Лахишу на помощь, но Иисус разбил его и его войско, никого не оставив в живых.

Затем Иисус и с ним весь Израиль пошел из Лахиша в Эглон. Они поставили напротив него лагерь и напали на город. Они взяли его в тот же день и предали мечу. Он полностью истребил всех, кто в нем был, как он сделал и с Лахишем.

Затем Иисус и с ним весь Израиль пошел из Эглона в Хеврон и напал на него. Они взяли город и предали его мечу, вместе с его царем, его поселениями и всеми, кто в нем был. Они никого не оставили в живых. Как и в Эглоне, он полностью уничтожил и город, и всех, кто в нем был.

Затем Иисус и с ним весь Израиль повернул назад к Давиру и напал на него. Они взяли город, его царя и поселения и предали их мечу. Они полностью истребили всех, кто в нем был, никого не оставив в живых. Он поступил с Давиром так же, как и с Ливной и ее царем и с Хевроном.

Так Иисус покорил всю ту область – нагорья и Негев, западные предгорья и горные склоны, и всех ее царей. Он никого не оставил в живых. Он полностью истребил все дышащее, как повелел Господь, Бог Израиля. Иисус покорил их от Кадеш-Барнеа до Газы и всю область Гошен Гошен – эту область нужно отличать от Гошена в Египте (см., напр., Быт. 47:27 ).» value=»c»> до Гаваона. Всех этих царей и их земли Иисус взял за один поход, потому что Господь, Бог Израиля, сражался за Израиль.

Затем Иисус и весь Израиль с ним вернулись в гилгалский лагерь.

a) 10:1 На языке оригинала стоит слово, которое говорит о полном посвящении предметов или людей Господу, часто осуществлявшемся через их уничтожение. То же в ст. 28, 35, 37, 39, 40; 11:11, 12, 20, 21 .

b) 10:13 Или: «в Книге Яшар». Эта древняя книга, не вошедшая в состав Священного Писания, не сохранилась до наших времен.

c) 10:41 Гошен – эту область нужно отличать от Гошена в Египте (см., напр., Быт. 47:27 ).

Источник

Adblock
detector