Меню

Страна восходящего солнца это троп

Тропы в русском языке. Таблица с примерами

В русском языке применяются языковые средства речи, например:

Основные виды тропов в русском языке

Троп (греч. tropos — поворот, оборот речи) — это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности.

Таблица тропов с примерами

Виды троп Определение Примеры
Метафора слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.
  • Жужжало подобно пчеле;
  • Завертелся волчком;
  • Крутится как белка в колесе.
Метонимия

средство, в основе которого лежит замена одного слова другим на основе смежности

  • Фарфоровый кувшин — разолью кувшин;
  • Я съел уже три тарелки;
  • Его перо любовью дышит (А.С. Пушкин)
Синекдоха

это художественный троп, один из видов метонимии, который создается переносом наименования предмета с его части на целое и наоборот по признаку количественного между ними соотношения

  • Все флаги в гости будут к нам. (А.С. Пушкин)
  • Швед, русский колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин)
  • И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)
Гипербола троп, основанный на чрезмерном преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления
  • Я уже три часа тебя жду!
  • Сто лет не виделись;
  • Реки крови;
  • Море пшеницы.
Эпитет слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки
  • Красное солнышко садится за линию горизонта;
  • Горькая доля;
  • Красна девица;
Перифраз замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения
  • Царя зверей (о льве);
  • Голубая планета (Земля);
  • Стальное полотно (железная дорога).
Аллегория

двуплановое употребление слова, выражения или целого текста в буквальном и переносном (иносказательном) смысле

  • Ты настоящий осел (о глупости);
  • Весы – правосудие;
  • Сердце – любовь.
Литота образное преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого. Многие фразеологизмы основаны на литоте.
  • Мальчик с пальчик;
  • Силы как у комара;
  • Мужичок с ноготок.
Ирония употребление слова или оборота речи в противоположном значении, с целью насмешки
  • Всю жизнь об этом мечтал!
  • Люблю как собака палку;
  • Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Стилистические фигуры

Стилистические фигуры (фигура речи) — особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания. Например к стилистическим фигурам относятся:

  • Инверсия — нарушение прямого порядка слов. Например: Тебя мы ждали долго.
  • Анафора — единоначатие. Например:

Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.

  • Градация — расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака. Например: Тишина накрывала, наваливалась, поглощала.
  • Эллипсис — пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого. Например: Мы села – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги.
  • Антитеза — стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий. Например: Волос длинный — ум короткий.

Полный список стилистических фигур смотри в таблице с примерами

Источник

Изобразительные средства языка
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
izobrazitelnye_sredstva_-_test.docx 23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительные средства языка.

  1. В каком случае дано неправильное определение тропа?

A) Метафора — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.
Б) Метонимия — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе смежности двух предметов или явлений.
В) Олицетворение — это изобразительный прием, основанный на переносе признаков предмета или понятия на живое существо.
Г) Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с друг им.

  1. В каком случае дано неправильное определение фигуры?

A) Антитеза — это изобразительный прием, основанный на резком противопоставлении противоположных понятий, положений, образов.
Б) Анафора — это изобразительный прием, основанный на повторении слова или группы слов в конце строк, строф или предложений.
В) Инверсия — это изобразительный прием, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении.
Г) Градация — это изобразительный прием, основанный на последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.

  1. В каком случае дано неправильное определение изобразительно-выразительного средства?

A) Оксюморон — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу.
Б) Литота — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия.
В) Парцелляция — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ.
Г) Перифраз — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.

  1. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «россыпь звезд».

А) метафора Б) перифраз В) гипербола Г) литота

  1. Укажите, какой троп используется в выражении «Кажется, вся Москва собралась на площади »

А) метафора Б) синекдоха В) эпитет Г) метонимия

  1. Укажите, какой троп используется в выражении «не съел ни крошки».

А) метафора Б) сравнение В) гипербола Г) литота

7. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «жрецы Фемиды»

А) метафора Б) перифраз В) метонимия Г) олицетворение

8. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «Страна восходящего солнца».

А) метафора Б) метонимия В) перифраз Г) гипербола

9. Укажите, какая фигура речи используется в выражении «Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет».

А) градация Б) инверсия В) оксюморон Г) антитеза

10. Укажите, какая фигура речи используется в выражении М. Горького «Над седой равниной моря гордо реет буревестник, черной молнии подобный».

А) метонимия Б) сравнение В) антитеза Г) оксюморон

11. Определите, какое средство выразительности использовано

  1. Автомобиль, гудя и встряхиваясь, метался по…дорогам.
  2. Потешных солдат из царских конюхов, сокольничих и даже из юношей изящных фамилий было у Петра I теперь человек триста.
  3. Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит!
  4. Шепот, робкое дыханье, трели соловья…

А. историзмы Б. Лексический повтор В. Олицетворение Г. Фразеологизмы Д. Эпитет

11. Определите, какое средство выразительности использовано

  1. Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.
  2. Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…
  3. Тройка! Птица тройка! Кто тебя выдумал?
  4. Ягненочком кудрявым месяц гуляет в голубой траве.

А. Вопросо-ответная форма изложения. Б. Гипербола. В.Многосоюзие.

Г.Риторический вопрос. Д. Сравнение

13. Определите, какое средство выразительности использовано

  1. Вывели лошадей, не понравились они мне.
  2. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым.
  3. Я за свечку – свечка в печку. Я за книжку — та бежать.
  4. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

А. Градация Б. Инверсия В. Оксюморон

Г. Риторическое обращение Д. Синтаксический параллелизм

14. Определите, какое средство выразительности использовано

  1. Здесь барство дикое, без чувства, без Закона, присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца.
  2. Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман, исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман…
  3. О вы, хранимые судьбами для сладостных любви наград; любви бесценными слезами благословится ль ваш возврат.
  4. Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!

А.Антитеза Б. Лексический повтор В. Многосоюзие Г. Риторическое восклицание Д. Эпитет

15. Определите, какое средство выразительности использовано

  1. Вянет, вянет лето красно; улетают ясны дни; стелется туман ненастный ночи в дремлющей тени.
  2. Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный и Рабство, падшее по манию царя, и над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря?
  3. Ура! В Россию скачет кочующий деспот. Спаситель горько плачет, а с ним и весь народ.
  4. Я твой — я променял порочный двор Цирцей, роскошные пиры, забавы, заблужденья на мирный шум дубров, на тишину полей, на праздность вольную, подругу размышленья.

А. Анафора Б. Градация В. Лексический повтор Г. Риторический вопрос Д. Сарказм

16. Прочитайте фрагменты рецензии, составленной на основе предлагаемого текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

(1) Одна из загадочных и, может быть, трагических особенностей жизни заключается в том, что, вырастая, мы поразительно быстро забываем душевное состояние детства, оттенки этих состояний. (2) В редкие высокие минуты детство в нас оживает. (3) Но ощущаем ли мы в будничном течении дней понимание детства как чего-то духовно близкого, совершенно родного? (4) Многие ли могут вслед за Сент-Экзюпери повторить: «Я из страны детства. »?
(5) «Дети — поэты, дети — философы», — утверждает Я. Корчак. (6) Поэты, потому что сильно радуются и сильно горюют; философы, потому что склонны глубоко вдумываться в жизнь.
(7) А потом? (8) Куда это уходит? (9) Почему, когда маленькие становятся большими, поэты и философы — редкость? (Е. Богат)

Основную тему данного отрывка прежде всего позволяют определить ______, которые неоднократно повторяются в первом абзаце. Текст Е. Богата пронизан сожалением о том, что люди, вырастая, теряют «душевное состояние детства». Призывая читателей задуматься над поднятыми проблемами, автор использует _______ (предложения 3, 4, 8, 9). Свои чувства Е. Богат пытается передать с помощью удачно подобранных ______ («загадочных и трагических особенностей жизни», «высокие минуты», «поразительно быстро» и др.). Для обоснования своей позиции автор прибегает к ________ (предложение 5).

Список терминов :
1) метафора
2) фразеологизм
3) ключевые слова
4) синтаксический параллелизм
5) риторический вопрос
6) цитация
7) гипербола
8) инверсия
9) эпитеты
10) сравнительный оборот

Источник

Тест «Тропы речи»
тест по русскому языку (11 класс) по теме

Может быть использован при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ

Скачать:

Вложение Размер
test_tropy_rechi.docx 21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тестовые задания «Тропы»

1. В каком случае дано неправильное определение тропа?

A) Метафора — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.
Б) Метонимия — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе смежности двух предметов или явлений.
В) Олицетворение — это изобразительный прием, основанный на переносе признаков предмета или понятия на живое существо.
Г) Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.

2. В каком случае дано неправильное определение фигуры?

A) Антитеза — это изобразительный прием, основанный на резком противопоставлении противоположных понятий, положений, образов.
Б) Анафора — это изобразительный прием, основанный на повторении слова или группы слов в конце строк, строф или предложений.
В) Инверсия — это изобразительный прием, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении.
Г) Градация — это изобразительный прием, основанный на последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.

3. В каком случае дано неправильное определение изобразительно-выразительного средства?

A) Оксюморон — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу.
Б) Литота — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия.
В) Парцелляция — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ.
Г) Перифраз — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.

4. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «россыпь звезд».

А) метафора Б) перифраза В) гипербола Г) литота

5. Укажите, какой троп используется в выражении «Кажется, вся Москва собралась на площади».

А) метафора Б) синекдоха В) эпитет Г) метонимия

6. Укажите, какой троп используется в выражении «не съел ни крошки».

А) метафора Б) сравнение В) гипербола Г) литота

7. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «жрецы Фемиды» (о работниках системы правосудия).

А) метафора Б) перифраз В) метонимия Г) олицетворение

8. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «Страна восходящего солнца».

А) метафора Б) метонимия В) перифраза Г) гипербола

9. Укажите, какая фигура речи используется в выражении «Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет».

А) градация Б) инверсия В) оксюморон Г) антитеза

10. Укажите, какая фигура речи используется в выражении М. Горького «Над седой равниной моря гордо реет буревестник, черной молнии подобный».

А) метонимия Б) сравнение В) антитеза Г) оксюморон

11. Укажите, какая фигура речи используется в строках М. Ю. Лермонтова «Что ищет он в краю далеком? Что кинул он в краю родном?»

А) градация Б) оксюморон В) синтаксический параллелизм Г) антитеза

12. Укажите, какая фигура речи используется в строках А. С. Пушкина «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид. ».

А) анафора Б) эпифора В) инверсия Г) оксюморон

13. Прочитайте текст. Выполните задания к нему.

Она была настоящей красавицей в белоснежном пушистом платье с небольшими складками-сугробами. Глаза у нее синие, а лицо румяное. Днем на ней искрится изморозь, а ночью отражаются далекие звезды. Когда люди встречаются с ней в погожую пору, она добрая и ласковая. Но случается, что рассердится, и давай хлестать по щекам, сыпать за ворот колючие снежинки.
Завьюжит так, что света белого не видно. А кому пожалуешься? Никому. Ведь это своя, родная зима-чародейка. (По С. Ларину)

Какой вариант правильно отражает имеющиеся в тексте лексические средства изобразительности?

А) метафора, олицетворение, сравнение, синекдоха
Б) метафора, олицетворение, эпитеты, антонимы
В) метафора, эпитеты, литота, перифраз
Г) сравнение, эпитеты, синонимы, антонимы

14. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующих строках А. С. Пушкина:

Все в таинственном молчанье;
Холм оделся темнотой;
Ходит в облачном сиянье
Полумесяц молодой.

A) эпитет Б) метафора В) олицетворение Г) метонимия Д) оксюморон Е) перифраз
Ж) сравнение З) инверсия

15. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующих строках А. С. Пушкина:

Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?

Что день грядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой мгле таится он.

A) эпитет Б) метафора В) олицетворение Г) сравнение Д) риторический вопрос Е) анафора
Ж) метонимия З) оксюморон И) перифраз К) парцелляция Л) стилистически окрашенная лексика М) экспрессивный повтор

16. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем тексте К. Г. Паустовского:

Ночью сквозь шорох дождя пароход прокричал четыре раза. Пар хрипло рвался из пароходной трубы. Утром из заспанных и бесконечных вод встало воспаленное солнце, мрачно загорелись под ним стекла капитанской рубки.

A) эпитет Б) метафора В) олицетворение Г) метонимия Д) оксюморон Е) перифраз
Ж) сравнение З) инверсия

17. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем предложении:

Все небо было усыпано ясными холодными звездами, светился, как серебро, Млечный Путь. (А. К. Толстой)

А) эпитет Б) метафора В) оксюморон Г) перифраз Д) олицетворение Е) метонимия
Ж) сравнение

18. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем предложении:

Речь старика течет ровно и плавно, в голосе его звучит холодная энергия, и под мохнатыми бровями сверкают острые, как гвозди, серые глаза. (М. Горький)

A) эпитет Б) метафора В) метонимия Г) антитеза Д) оксюморон Е) перифраз Ж) сравнение
З) парцелляция

19. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем тексте:

Я не знаю: как назвать томительный свет белой ночи? Загадочным? Или магическим? Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы — столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра. (К. Г. Паустовский)

A) эпитет Б) метафора В) метонимия Г) сравнение Д) парцелляция Е) повтор
Ж) именительный темы З) ряды однородных членов

20. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем предложении:

Сердце русского писателя было колоколом любви, и вещий и могучий звон его слышали все живые сердца страны. (М. Горький)

А) эпитет Б) метонимия В) метафора Г) сравнение Д) синекдоха Е) гипербола Ж) параллелизм
З) экспрессивный повтор

21. Отметьте все средства выразительности, которые используются в тексте:

Сбежались отовсюду облака. Окружили они, поймали и закрыли солнце. Но оно упрямо вырывалось то в одну, то в другую дыру. Наконец, вырвалось и засверкало над огромной землей еще горячей и ярче. (А. П. Гайдар)

A) эпитет Б) метафора В) сравнение Г) метонимия Д) олицетворение Е) неполные предложения Ж) антонимы З) инверсия И) ряды однородных членов

22. Отметьте все средства выразительности, которые используются в тексте:

Победа не упала с неба. Мы ее выстояли. Мы ее выковали. Мы ее оплатили горем и кровью. Мы ее заслужили стойкостью и отвагой. (И. Г. Эренбург)

A) эпитет Б) метафора B) сравнение Г) авторский неологизм Д) фразеологизм
Е) синтаксический параллелизм Ж) эллипсис З) анафора

23. Прочитайте фрагменты рецензий, составленных на основе предлагаемых текстов. В данных фрагментах рассматриваются языковые особенности текстов. Некоторые термины, использованные в рецензиях, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

(1) Одна из загадочных и, может быть, трагических особенностей жизни заключается в том, что, вырастая, мы поразительно быстро забываем душевное состояние детства, оттенки этих состояний. (2) В редкие высокие минуты детство в нас оживает. (3) Но ощущаем ли мы в будничном течении дней понимание детства как чего-то духовно близкого, совершенно родного? (4) Многие ли могут вслед за Сент-Экзюпери повторить: «Я из страны детства. »?
(5) «Дети — поэты, дети — философы», — утверждает Я. Корчак. (6) Поэты, потому что сильно радуются и сильно горюют; философы, потому что склонны глубоко вдумываться в жизнь.
(7) А потом? (8) Куда это уходит? (9) Почему, когда маленькие становятся большими, поэты и философы — редкость? (Е. Богат)

Основную тему данного отрывка прежде всего позволяют определить ______, которые неоднократно повторяются в первом абзаце. Текст Е. Богата пронизан сожалением о том, что люди, вырастая, теряют «душевное состояние детства». Призывая читателей задуматься над поднятыми проблемами, автор использует _______ (предложения 3, 4, 8, 9). Свои чувства Е. Богат пытается передать с помощью удачно подобранных ______ («загадочных и трагических особенностей жизни», «высокие минуты», «поразительно быстро» и др.). Для обоснования своей позиции автор прибегает к ________ (предложение 5).

Список терминов : 1) метафора 2) фразеологизм 3) ключевые слова 4) синтаксический параллелизм 5) риторический вопрос 6) цитация 7) гипербола 8) инверсия 9) эпитеты 10) сравнительный оборот

24. Прочитайте фрагменты рецензий, составленных на основе предлагаемых текстов. В данных фрагментах рассматриваются языковые особенности текстов. Некоторые термины, использованные в рецензиях, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

(1) Вечер. И вода, и небо, и ветер — как свинец.
(2) И ночью — буря. (3) Небо звездно, в небе Большая Медведица и Полярная звезда, но под небом все сошло с угла. (4) Домищи волн лезут на корабль, пенятся, гремят, ревут ветром, бьют через борты, влезают на нос и корму, друг на друга, на небо; ветер рвет пену, и она несется над водой, над кораблем, к звездам. (5) Мрак черен. (6) Весь корабль завинчен, заклепан, завязан. (7) И, конечно, тут, в бурю, в страданиях, у корабля возникает душа, злая душа, враждебная человеку, ибо весь корабль, дрожащий, мечущийся, злой — каждой своей стальной частью — столковывается с морем, с морским чертом, чтобы выкинуть, отдать морю людей, скинуть их с себя — их и их вещи; по кораблю нельзя ходить, можно только ползать, держась за тросы, вместе с тросами взлетая над водой, вместе с тросами исчезая в воду. (Б. А. Пильняк)

Текст Б. А. Пильняка чрезвычайно интересен, красочен и богат средствами языковой выразительности. Изображая природные стихии, их силу и мощь, автор использует ___ («и вода, и небо, и ветер — как свинец»), ______ («домищи волн лезут, ревут»), а также ряды ________ («влезают на нос и корму, друг на друга, на небо»), которые создают прием ________. Много в тексте ________ («мрак черен», «злая душа», «корабль, дрожащий, мечущийся, злой»). Динамический характер тексту придает использование большого числа ______, которые показывают быструю смену действий, разнообразие и стремительность происходящих событий. В данном отрывке это морфологическое средство является одним из наиболее значимых.

Список терминов : 1) метафора 2) фразеологизм 3) эпитет 4) синтаксический параллелизм
5) градация 6) метонимия 7) гипербола 8) инверсия 9) эпитеты 10) сравнительный оборот
11) суффиксы субъективной оценки 12) глаголы 13) однородные члены 14) неполные предложения 15) конструкции разговорного синтаксиса

Источник

Читайте также:  Светит яркое солнце над поляной
Adblock
detector