Конспект НОД на тему «Япония — страна восходящего солнца» для детей подготовительной к школе группы
Екатерина Кулинцева
Конспект НОД на тему «Япония — страна восходящего солнца» для детей подготовительной к школе группы
Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему:
«Япония – страна восходящего солнца».
Цель: ознакомление детей с культурой, бытом и традициями Японии.
1. Формировать элементарные представления детей о Японии; познакомить с географическим положением, бытом, культурой, обычаями японцев.
2.Способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию словаря: японцы, кимоно, хаси, икебана, иероглифы, циновки, суши, оригами.
3. Развивать связную речь детей, зрительное внимание и восприятие, мышление, память, творческое воображение.
4. Добиваться красивого выполнения физических упражнений, согласования ритма движений с музыкальным сопровождением; предупреждать утомляемость воспитанников, удовлетворять потребность детского организма в двигательной активности.
5. Развивать умение слушать и понимать национальную японскую музыку.
6. Развивать общую и мелкую моторику.
1. Формировать умение детей вести диалог с воспитателем, со сверстниками; быть корректным собеседником; воспитывать культуру речевого общения.
2. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.
3. Воспитывать толерантное отношение к другим национальностям и народам.
4. Формировать интерес и уважение к культурным традициям других народов.
5. Развивать умение участвовать в совместных играх с другими детьми.
Интеграция: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Оборудование: презентация «Что я знаю о Японии», бумага, чёрная гуашь, кисти, непроливайки, салфетки.
Под японскую музыку дети входят в зал или группу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на доске карта мира (Слайд 2, где изображены все страны. А в какой стране мы живём? Кто покажет Россию на карте?
А кто запомнил, где находится Япония?
Это удивительная страна, которую ещё как называют?. Страной Восходящего Солнца.
А кто скажет, почему её так называют?
Ребёнок читает стихотворение:
Япония – страна восходящего солнца.
Есть у Японцев для солнца оконца:
Утром посмотрит японец в окно –
И сразу он видит — восходит оно!
(Солнце восходит на востоке и Япония расположена на востоке)
Воспитатель: Дети, а вы хотели бы отправиться в путешествие по Японии?. Да
Хорошо. Мы полетим туда на самолёте! К полёту приготовиться! Завести моторы! (дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук «р-р-р»)
Затем дети разводят руки в стороны, «летят» за воспитателем,проговаривая слова:
Как серебряная птица
В небе утреннем кружится самолёт!
Он в любое время года —
И в жару, и в непогоду всех зовёт
Совершить большой, отважный,
Кругосветный, очень важный перелёт!
Показ презентации «Что я знаю о Японии».
Ребята, перед тем, как отправиться в путешествие, мы много читали про Японию, смотрели видеоролики, и я надеюсь, вы мне поможете рассказать об этой удивительной стране!
Слайд 3: — Что это за жёлтый цветок? А это что? (дети рассказывают про герб и флаг Японии)
Слайд 4: — Мы пролетаем сейчас над высокой горой. Японцы считают её священной. Как она называется? … Футзияма.
Слайд 5: — А теперь мы пролетаем над городом Токио. Что это за город?
…Это столица Японии!
— Верно… Смотрите, это современный город, здесь есть большие, высокие дома – небоскрёбы, очень много улиц и много-много людей. Как называют людей, которые живут в Японии? … Японцы.
Слайд 6: — Японцы – добрые, умные люди, строго соблюдающие традиции и церемонии своего народа. Смотрите, из иллюминатора нам видно, как они здороваются. Рукопожатия заменяют поклоны и ещё нужно улыбаться.
Слайд 7: — Япония – очень гостеприимная страна, а японцы – весёлые люди. Они любят яркие и задорные танцы. Я знаю, что японцамкак и нам нравится такая музыкальная игра: «Если весело живётся, делай так!».
Давайте мы сейчас в неё поиграем! Проводится игра.
Слайд 8: — Ребята, посмотрите, какая красивая и необычная традиционная одежда у японцев, мы с вами уже говорили об этом, как она называется?
Ответы детей (Национальная одежда японцев называется кимоно. Так с давних пор в Японии одевались и мужчины, и женщины).
— На какую одежду русских он похож? (На халат).
Воспитатель: — Мужские кимоно шьют из темных тканей — чёрных, тёмно — синих, зелёных и коричневых. Расцветка женских кимоно может быть любой. Конечно, сегодня надевают кимоно нечасто, только в самых торжественных случаях – на Новый год или на свадьбу.
— А где сейчас используют кимоно? (На занятиях спортом).
Слайд 9: — В Япониипопулярны разные виды спорта:
-бейсбол, футбол, стрельба из лука, разные виды боевых искусств (дзюдо, карате, но поистине традиционной считается борьба сумо.
Слайд10: — Ребята, мы пролетаем так близко над землёй, что можем заглянуть в окна домов, в которых живут японцы. Какую особенность мы с вами можем отметить?
— В традиционных японских домах очень мало мебели. Весь пол покрыт циновками из рисовой соломки. На полу сидят, когда обедают, на полу даже спят.
— А сейчас пусть наши глаза отдохнут (гимнастика для глаз, дети сидят на ковре)
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведём.
И немножечко потрём.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
Мы гимнастику для глаз выполняем каждый раз!
Слайд 11,12: — Давайте заглянем ещё раз в японскую комнату. Японцы любят украшать свой дом букетами из цветов. А как называется еще одно японское традиционное искусство составления букетов и композиций из живых цветов?
А кто запомнил правила составления икебана?
— если веточки и цветы в букете направлены вверх, то эта икебана рассказывает о радости, веселье.
— если веточки и цветы направлены в стороны, то эта икебана говорит о спокойствии и равновесии.
— если веточки и цветы наклонены в букете немного вниз, то в такой икебана спряталось грустное и печальное настроение.
Слайд 13: — Дети, а как японцы принимают пищу и что они едят?
— Суши – это японский деликатес из риса и рыбы, обёрнутой в морские водоросли. Японцы принимают пищу палочками для еды, которые называются хаси.
Слайд 14: — Японцы – умные, воспитанные и образованные люди. Каждый второй японец отлично рисует и неплохо поёт. В японском языке 2 слоговые азбуки и более 2000 иероглифов. Японцы очень уважают тех, кто может сказать на их языке хоть две фразы. Они считают, что выучить его нереально. Давайте с вами попробуем произнести слово мама по-японски: хаха, ока-сан.
Слайд 15: — Я хочу вам показать, как пишется это слово по-японски:
А, может, вы сами попробуете написать по-японски слово мама? Дети с помощью кисти и чёрной гуаши изображают японский иероглиф в виде черт.
Сегодня вечером вы сможете подарить японский иероглиф маме и рассказать много интересного о Японии.
Слайд 16: — А ещё мы с вами на занятиях часто мастерим из бумаги. Как называется это японское искусство складывания фигурок из бумаги? – оригами
Ребёнок: Здесь не нужны волшебники и маги,
И нечего особенно мудрить.
А просто мы возьмём листок бумаги
И постараемся цветы сложить,
А, может, сделаем подарок маме
При помощи волшебного искусства – оригами!
Закрываем все глаза,
быстро крутится Земля!
Вот Япония, вот Казахстан,
Вот Монголия, Иран!
И немного страшно плещет Тихий океан!
Крепко за руки возьмитесь,
Вот она, Россия и Кашира!
Слайд 17: фото Каширы
— Дети, вам понравилось наше путешествие?
— Где мы с вами сегодня побывали?
— Что показалось вам самым интересным?
— Вы хотите ещё путешествовать?
Прикреплённые файлы:
japonija_s3d15.ppt | 10828,5 Кб |
Конспект занятия «Япония — страна восходящего солнца» Цель: Формирование элементарных представлений о Японии и о Японии родины искусства оригами. Задачи: Образовательные: -научить складывать.
Конспект итогового занятия для детей подготовительной к школе группы на тему: «Дорога в школу» Программное содержание: Обобщить знания, полученные в течение года; Развивать умение решать простые математические.
Конспект НОД для детей подготовительной группы с участием родителей. Экологический КВН «Зелёная страна» Педагогический замысел Систематизировать и углубить знания детей об экологическом сообществе (луг) Образовательные области: 1. Познавательное.
Конспект НОД для подготовительной к школе группы «Волшебница Осень» Конспект НОД для подготовительной к школе группы на тему «Волшебница Осень» Форма проведения: КВН. Интеграция образовательных областей:.
Конспект НОД по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе «Маленькая страна Феи — природы» Программное содержание: Развивать умение детей свободно выбирать себе задуманное и пользоваться различными методами рисования. Уточнить.
Конспект НОД с применением ИКТ в подготовительной группе «Знакомство детей подготовительной к школе группы с космосом» Цель: обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о мире. Задачи: образовательные: Сформировать.
Конспект НОД в подготовительной к школе группе у детей с ОНР на тему: «Самара-мой город родной» Конспект НОД в подготовительной к школе группе у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня на тему: «Самара – мой город родной» Подготовила.
Конспект образовательного мероприятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группы на тему «Транспорт» Цель: развитие конструкторских способностей детей. Задачи: Образовательные: Расширять, уточнять и закреплять знания детей о городском транспорте.
Организация совместной деятельности с детьми подготовительной группы на видовой точке: Япония. Поляна сказок Занятие с детьми Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида №67 Методические.
НОД воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Земля-живая планета» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация». Цель: развитие связной речи у детей, закрепление.
Источник
план-конспект урока+презентация на тему: «Япония — страна восходящего солнца»
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме
Тема урока: «Япония- страна восходящего солнца .»
Цель урока: выявить особенности социально- экономического развития экономики
рассмотреть причины экономического роста Японии.
Оборудование: атлас «Страны мира», политическая карта мира, экономическая карта мира, сайты Интернет
Анализ домашнего задания.
1. Определите государство.
«Это мощная индустриально- аграрная страна. Образует третий по экономической мощи центр мирового хозяйства. Занимает первое место в мире по производству 26 видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. В октябре 2003года осуществила первый запуск космического корабля с человеком на борту.»
2. Работа в группах.
Вопросы на 1балл
1. В бассейне, какой реки возникло Китайское государство?
2. В каком году возникла КНР?
3. Родиной, какого напитка является Китай?
Вопросы на 2 балла
1 Как правильно называется национальность, населяющая большую часть Китая?
2 Как изменяется сельское хозяйство при движении с севера на юг?
Вопросы на 3балла
1. Чем объяснить бурный рост экономики Китая?
2. Почему Китай не относят к группе развитых стран?
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы будем говорить о Японии.
Япония-это страна восходящего солнца, которую иногда называют страной «наоборот», ибо пальто здесь, как правило, подает женщина, руль в машине с правой стороны, пишут снизу вверх, едят палочками, ходят в кимоно. Япония страна восходящего солнца.
На уроке мы попробуем решить следующие проблемы:
— анализируя различные источники географической информации, определим причины
экономической мощи страны;
— выделим характерные особенности Японского опыта , который могла бы
Объяснение нового материала.
1.Особенности экономико – географического положения Японии.
Задание1используя текст учебника, политическую карту мира, охарактеризуйте сильные и слабые стороны ЭГП Японии.
1 группа — плюсы ЭГП (слайд)
· центральное положение в Америко-Тихоокеанском регионе;
· близость экономической сверхдержавы мира- США;
2 группа-минусы ЭГП (слайд)
· изолированность от большинства стран мира;
· островная разрозненность частей стран
удалённость от высокоразвитых европейских стран. Это открывает большие возможности для участия стран в Международном географическом разделении труда.
Символика Японии (слайды)- сообщения учащихся
Население Японии
Люди, продукция, деньги — ключевые элементы Японского бизнеса, но люди-это самое главное . Япония-это нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности и самым высоким показателям средней продолжительности жизни.
Используя учебник, карту заполнить таблицу №1 «Население Японии»
Японию всегда называли страной традиций. Япония-страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с раннего возраста. В Японии едва ли не больше университетов, чем во всей Западной Европе. Эта страна давних культурных, художественных и бытовых традиций, входящих составной частью в понятие японского образа жизни.
Презентация «Традиции Японии».
· Вашему вниманию предлагается семь чудес Японии.(слайд)
1. Страна является крупным финансовым центром мира.
2. Доля средств на НИОКР в ВВП достигает 3%-это самая высокая доля в мире.
3. По национальному доходу на душу населения страна занимает 3место в мире после Швейцарии и Люксембурга.
4. Островное положение страны в центре Азиатско-Тихоокеанского региона.
5. Для страны характерна самая высокая степень автоматизации и электронизации.
6. Страна высокой культуры и сплошной грамотности.
7. Это государство с самым низким показателем детской смертности и самым высоким уровнем продолжительности жизни(80лет).
Успехи Японии очевидны. Если раньше символами Японии обычно считались священная гора Фудзияма, сакура, гейши, самураи, то от ныне ими стали самые крупные в развитом мире АЭС, металлургические комбинаты, супертанкеры, мосты, туннели, скоростные железные дороги, самые современные автомобили «Тойота», «Хонда», «Нисан».
Рассмотрим причины этих успехов.
Из войны с США Япония вышла разрушенной, разоренной и опустошенной. К концу 50-годов, когда в мире широкое распространение получили радиоприемники, телевизоры, Япония о них не знала. А сейчас «лицо» Японии –это судостроение, автомобилестроение, производство роботов, ЭВМ, бытовой радиоэлектроники.
Проблема: Что же помогло Японии сделать такой большой скачок?
Ответить на этот вопрос вам поможет раздаточный материал (работа с раздаточным материалом)
1.Начало экономического чуда обеспечило развитие: «нижних этажей» обрабатывающей промышленности – чёрной и цветной металлургии, нефтепереработки, судостроение.
2.Ориентация на импортное топливо и сырьё (Япония – фабрика по переработки импортного сырья) – работа по рис.69- стр.246.
3.Широкое заимствование передового иностранного и научно-технического опыта.
В течение последней четверти века Япония по праву была второй державой мира. Япония являет яркий пример страны, уверенно вступивший в новое тысячелетие. Страна является восточным соседом нашего государства, отношение с которым разноплановые, порой сложные и противоречивые.
Предлагаю заслушать сообщение учащегося «Россия и Япония: партнеры или соперники?»
Наличие проблемы «северных территорий», претензии Японии на острова
Курильской гряды: Итуруп, Туруп, Шикотан, Кунашир.
Район богат белковой продукцией (он может прокормить 150 млн. человек), обладает уникальными сырьевыми ресурсами для биохимической промышленности, позволяет обеспечить сырьем всю парфюмерную и лекарственную отрасли
Жемчужный пат из рыбьей чешуи- сырье для остродефицитных лекарств.
От 700тыс.т. сайры можно получить 20тыс.т. чешуи и из нее — жемчужного пата стоимостью 4 4млрд.доллоров.
Не мясом ценен краб, а хитиновым покровом и печенью, медицинские препараты из них оцениваются в несколько млрд. долл. за 1кг.
Проблема северных территорий существует. Курилы, населенные коренными жителями- айнами, — явились объектом колониального захвата, как со стороны России , так и Японии. Проведенный в 1991г. референдум показал, что 20% кунаширцев и 25% шикотанцев высказались за возвращение островов японцам.
А мы проведем свой референдум и узнаем общественное мнение нашего класса.
Вопросы референдума:
1. если бы вы были главой правительства, то конфликтные ситуации решали бы:
а) военным путем;
б) путем диалога.
2.Как бы вы решали территориальный вопрос о принадлежности Курильских островов:
а) категорически отказали Японии в рассмотрении;
б) передали часть территории Курильских островов Японии.
Если вы набрали 4 балла , из вас бы получился мудрый правитель великой державы, если бы вы ее не отдали в подарок.
Если вы набрали 3 балла, вы готовы на компромисс, но лучшее выиграть время.
2балла — будьте осторожны, агрессия вызывает у окружающих ответное чувство.
Итог урока. Итак, ребята, только на примере нашей страны видно, что политическая карта мира и количественно и качественно постоянно изменяется. Между различными государствами могут возникать конфликтные ситуации, которые необходимо решать мирным путем, учитывая не только собственные интересы. Сегодня мы сделали попытку охватить взглядом издалека нашего могучего восточного соседа. Нам суждено с ним жить бок обок. Всем известна истина: у соседа свои взгляды, склонности, традиции, обычаи, привычки, но чтобы ужиться с ним, надо его хорошо знать.
Домашнее задание
вопросы: 1.Какие особенности японского опыта могла бы использовать Россия?
2. Почему именно Япония стала пионером в строительстве супертанкеров, углевозов, рудовозов?
3.Почему в структуре промышленности Японии на добывающую отрасль приходится 0,3%?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii_yaponiya.rar | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Япония- страна восходящего солнца .»
Цель урока : выявить особенности социально- экономического развития экономики
рассмотреть причины экономического роста Японии.
Оборудование: атлас «Страны мира», политическая карта мира, экономическая карта мира, сайты Интернет
Анализ домашнего задания.
«Это мощная индустриально- аграрная страна. Образует третий по экономической мощи центр мирового хозяйства. Занимает первое место в мире по производству 26 видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. В октябре 2003года осуществила первый запуск космического корабля с человеком на борту.»
Вопросы на 1балл
- В бассейне, какой реки возникло Китайское государство?
- В каком году возникла КНР?
- Родиной, какого напитка является Китай?
Вопросы на 2 балла
- Как правильно называется национальность, населяющая большую часть Китая?
- Как изменяется сельское хозяйство при движении с севера на юг?
Вопросы на 3балла
- Чем объяснить бурный рост экономики Китая?
- Почему Китай не относят к группе развитых стран?
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы будем говорить о Японии.
Япония-это страна восходящего солнца, которую иногда называют страной «наоборот», ибо пальто здесь, как правило, подает женщина, руль в машине с правой стороны, пишут снизу вверх, едят палочками, ходят в кимоно. Япония страна восходящего солнца.
На уроке мы попробуем решить следующие проблемы:
— анализируя различные источники географической информации, определим причины
экономической мощи страны;
— выделим характерные особенности Японского опыта , который могла бы
Объяснение нового материала.
1.Особенности экономико – географического положения Японии.
Задание1используя текст учебника, политическую карту мира, охарактеризуйте сильные и слабые стороны ЭГП Японии.
1 группа — плюсы ЭГП (слайд)
- приморское положение;
- центральное положение в Америко-Тихоокеанском регионе;
- близость экономической сверхдержавы мира- США;
- теплый климат.
2 группа-минусы ЭГП (слайд)
- изолированность от большинства стран мира;
- островная разрозненность частей стран
удалённость от высокоразвитых европейских стран. Это открывает большие возможности для участия стран в Международном географическом разделении труда.
Символика Японии (слайды)- сообщения учащихся
Люди, продукция, деньги — ключевые элементы Японского бизнеса, но люди-это самое главное . Япония-это нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности и самым высоким показателям средней продолжительности жизни.
Используя учебник, карту заполнить таблицу №1 «Население Японии»
Японию всегда называли страной традиций. Япония-страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с раннего возраста. В Японии едва ли не больше университетов, чем во всей Западной Европе. Эта страна давних культурных, художественных и бытовых традиций, входящих составной частью в понятие японского образа жизни.
Презентация «Традиции Японии».
- Вашему вниманию предлагается семь чудес Японии .(слайд)
- Страна является крупным финансовым центром мира.
- Доля средств на НИОКР в ВВП достигает 3%-это самая высокая доля в мире.
- По национальному доходу на душу населения страна занимает 3место в мире после Швейцарии и Люксембурга.
- Островное положение страны в центре Азиатско-Тихоокеанского региона.
- Для страны характерна самая высокая степень автоматизации и электронизации.
- Страна высокой культуры и сплошной грамотности.
- Это государство с самым низким показателем детской смертности и самым высоким уровнем продолжительности жизни(80лет).
Успехи Японии очевидны. Если раньше символами Японии обычно считались священная гора Фудзияма, сакура, гейши, самураи, то от ныне ими стали самые крупные в развитом мире АЭС, металлургические комбинаты, супертанкеры, мосты, туннели, скоростные железные дороги, самые современные автомобили «Тойота», «Хонда», «Нисан».
Рассмотрим причины этих успехов .
Из войны с США Япония вышла разрушенной, разоренной и опустошенной. К концу 50-годов, когда в мире широкое распространение получили радиоприемники, телевизоры, Япония о них не знала. А сейчас «лицо» Японии –это судостроение, автомобилестроение, производство роботов, ЭВМ, бытовой радиоэлектроники.
Проблема: Что же помогло Японии сделать такой большой скачок ?
Ответить на этот вопрос вам поможет раздаточный материал (работа с раздаточным материалом)
1.Начало экономического чуда обеспечило развитие: «нижних этажей» обрабатывающей промышленности – чёрной и цветной металлургии, нефтепереработки, судостроение.
2.Ориентация на импортное топливо и сырьё (Япония – фабрика по переработки импортного сырья) – работа по рис.69- стр.246.
3.Широкое заимствование передового иностранного и научно-технического опыта.
В течение последней четверти века Япония по праву была второй державой мира. Япония являет яркий пример страны, уверенно вступивший в новое тысячелетие. Страна является восточным соседом нашего государства, отношение с которым разноплановые, порой сложные и противоречивые.
Предлагаю заслушать сообщение учащегося «Россия и Япония: партнеры или соперники?»
Наличие проблемы «северных территорий», претензии Японии на острова
Курильской гряды: Итуруп, Туруп, Шикотан, Кунашир.
Район богат белковой продукцией (он может прокормить 150 млн. человек), обладает уникальными сырьевыми ресурсами для биохимической промышленности, позволяет обеспечить сырьем всю парфюмерную и лекарственную отрасли
Жемчужный пат из рыбьей чешуи- сырье для остродефицитных лекарств.
От 700тыс.т. сайры можно получить 20тыс.т. чешуи и из нее — жемчужного пата стоимостью 4 4млрд.доллоров.
Не мясом ценен краб, а хитиновым покровом и печенью, медицинские препараты из них оцениваются в несколько млрд. долл. за 1кг.
Проблема северных территорий существует. Курилы, населенные коренными жителями- айнами, — явились объектом колониального захвата, как со стороны России , так и Японии. Проведенный в 1991г. референдум показал, что 20% кунаширцев и 25% шикотанцев высказались за возвращение островов японцам.
А мы проведем свой референдум и узнаем общественное мнение нашего класса.
- если бы вы были главой правительства, то конфликтные ситуации решали бы:
а) военным путем;
б) путем диалога.
2.Как бы вы решали территориальный вопрос о принадлежности Курильских островов:
а) категорически отказали Японии в рассмотрении;
б) передали часть территории Курильских островов Японии.
Если вы набрали 4 балла , из вас бы получился мудрый правитель великой державы, если бы вы ее не отдали в подарок.
Если вы набрали 3 балла, вы готовы на компромисс, но лучшее выиграть время.
2балла — будьте осторожны, агрессия вызывает у окружающих ответное чувство.
Итог урока. Итак, ребята, только на примере нашей страны видно, что политическая карта мира и количественно и качественно постоянно изменяется. Между различными государствами могут возникать конфликтные ситуации, которые необходимо решать мирным путем, учитывая не только собственные интересы. Сегодня мы сделали попытку охватить взглядом издалека нашего могучего восточного соседа. Нам суждено с ним жить бок обок. Всем известна истина: у соседа свои взгляды, склонности, традиции, обычаи, привычки, но чтобы ужиться с ним, надо его хорошо знать.
вопросы: 1.Какие особенности японского опыта могла бы использовать Россия?
- Почему именно Япония стала пионером в строительстве супертанкеров, углевозов, рудовозов?
3.Почему в структуре промышленности Японии на добывающую отрасль приходится 0,3%?
Источник