Меню

Страна восходящего солнца образ художественной культуры японии 4 класс изо конспект урока

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Дети с помощью техник пуатилизм и выдувание рисовали ветку сакуры

Скачать:

Вложение Размер
moy_urok_na_attestatsiyu.docx 31.66 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Новичкова Елена Юрьевна учитель ИЗО МБОУ « Шипицынская СОШ»

Предмет: изобразительное искусство

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: урок взаимообучения

Тема : Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.»

Цель: дать представление о японском искусстве, символах, природе

-эмоционально воспринимать произведения японского искусства рисования кистью, выражать своё отношение к нему;

— расширить представление учащихся о художественной культуре Японии; способствовать закреплению полученных знаний; дать представление об образной и смысловой стороне японской пейзажной живописи;

— развивать творческие способности, художественный вкус, фантазию; навыки выразительного использования формы, линии, пятна, цвета, композиции при выполнении заданий, формировать умение чувствовать, видеть прекрасное в окружающем мире. умение применять полученные знания, умения навыки на практике;

-духовно-нравственное воспитание учащихся через уважительное отношение к культуре других народов, к творчеству (своему и других людей); норм поведения при фронтальной и индивидуальной работе, включить каждого ученика в деятельность и создать благоприятную атмосферу на уроке.

Зрительный ряд: символы Японии, России, презентация.

— воспитывать чувство толерантности к чужой культуре;

— формировать эмоционально-ценностное отношение к природе;

— умение принимать учебную задачу, выполнять практические задания в нужном темпе;

— умение владеть художественными навыками

— умение передавать живописными средствами красоту сакуры

— для учащихся: картинки символов, кисть, цветная гуашь, коктейльная трубочка, ватные палочки

— для учителя : презентация, белая бумага для предпоказа, цветная гуашь, кисть, трубочка, ватные палочки

Входит в класс и произносит фразу на японском языке:

Как вы думаете, на каком языке я с вами поздоровалась?

Давайте все вместе поздороваемся

Здравствуй ,солнце ! (руки поднимаем)

Здравствуй, небо! (снова поднимаем руки)

Здравствуйте все! (руки разводим)

2Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Давайте разделимся на три группы с помощью жетонов

Ученики разделены на группы. (3)

На ваших партах лежат фотографии-символы. Рассмотрите их внимательно.

На какие две группы можно разделить эти символы? На 2 страны

-О каких странах могут рассказать нам эти символы?

России и Японии

-О какой стране у вас больше знаний?

-О символах какой страны вы бы хотели узнать подробнее? (Японии)

Каждая группа выберите 2 символа и разместите их на доске

(Вывешиваю лист символы Японии)

3.Актуализация знаний учащихся о Японии, выявление уровня владения информацией о стране.

-Вспомните с какой стороны света встает солнце? (На востоке)

-Посмотрите на карту.А с какой стороны света от нас находится острова Японии? (На востоке)

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Япония –страна восходящего солнца.

Как задачи вы поставили перед собой

Задачи, которые мы сегодня с вами постараемся выполнить на уроке:

-узнать о стране Япония

-Узнать какие символы являются самыми популярными в Японии.

-Познакомимся с различной техникой рисования одного из символов.

Выполнить коллективную работу по созданию «Сада цветущей сакуры»

-У вас на партах тексты , ознакомтесь с ними и расскажите другим, что узнали

2. Самостоятельная работа учащихся (идет работа в группах, 6 мин.).

Текст карточек (на карточках фото о Японии):

1. Япония – островное государство. Острова находятся в Тихом океане. Жители этого государства первыми встречают лучи восходящего Солнца. Японцы называют Японию – «Ниппон», что означает «Страна восходящего Солнца». Вулкан Фудзияма, священное место для японцев. Столица – город Токио, здесь 8 миллион. жителей.

2. Ни одна страна в мире не может сравниться с Японией по числу Государственных праздников – их в Японии 15. только в Японии существуют праздники цветов и деревьев. Особо почитаемым до сих пор остается праздник цветения сакуры (вишни).

3. В Японии популярны бейсбол, футбол, дзюдо, карате. Основой японской кухни является рис, рыба, особое место занимает японская чайная церемония. Национальная одежда- кимоно. Буквы – иэроглифы.

Давайте подведем итог

1. Почему Японию называют страной восходящего солнца?

2. Какой город является столицей Японии? (Токио

3. Какие символы Японии вы узнали? ( иэроглифы, сакура, флаг, кимоно, вулкан футзияму)

Учитель: Я рада, что вы справились с заданием.

4.Организовать деятельность по выявлению особенностей японской живописи

Посмотрите на символы Японии, я прочитаю особое стихотворение –хокку. А вы скажите о каком конкретном символе пойдет речь.

В Японии лишь раз в году

Лишь день стоит она в цвету,

Скрывая ветки, листья.

-О каком символе идет речь?

-Что вы сегодня научитесь рисовать?

Сегодня мы с вам научимся рисовать веточку сакуры . Посмотрите какая она изящная

-Какого она цвета? ( розовая)

— Ребята, не правда ли красива ветка сакуры?

— А давайте, и мы попробуем красоту сакуры отобразить в движении.

Наши нежные цветки

Ветерок чуть дышит,

Нашей сакуры цветки

5. Усвоение учащимися нового способа действия.

Изучение особенностей техники изображения веточки сакуры

Посмотрите на партах у вас лежат листы с изображением двух техник рисования.

Какая из них вам знакома? ( выдувание, пуатилизм- ПУАНТИЛИЗМ (от французского pointiller — писать точками), )

Какая вам кажется труднее для вас?

С какой техникой вы не встречались?

Я покажу вам как выполнять обе техники, а вы выберете для себя ту, которая вам понравится.

Показ на документ камере.

1. Вначале я рисую ствол коричневой гуашью, снизу вверх. Ствол мы рисуем не прямой, а с изгибами – корявенький.

2. Для этого я веду кисть не прямо, а переворачиваю ее.

3. прорисовываю тонкие ветки.

4. Следующее, это цветы сакуры. Для цветов я беру нежно-розовый цвет. Для этого я в белую гуашь добавляю немного красной.

5. Беру связанные вместе палочки, обмакиваю их в краску и оставляю отпечатки.

Вторая техника- выдувание

1. Набираю в трубочку растворенную краску.

2. Выдуваю ее на лист бумаги и дую. Гоню краску вверх листа. Раздуваю ее полностью.

3. Затем кистью прорисовываю цветочки. Можно ставить просто точки. У края ветки мелкие, к середине крупнее.

Выберите технику рисования .и приступайте к работе. А я вам включу японскую музыку.

Дети выполняют рисование веточки.

Я записала ваши имена с помощью иэроглифов. У японцев есть традиция подписывать свои работы именами. Наклейте ваши имена

6. Выражение решения проблемы.

Сейчас мы на несколько минут попадем на традиционный праздник Ханами –любование цветами. Это кратковременное удовольствие, пока сакура не начинает осыпаться.

7. Итог урока. Рефлексия.

Организация рефлексии учебной деятельности на уроке, оценивания учащимися собственной деятельности.

Оцените свою работу

На следующем уроке мы продолжим знакомиться с замечательной страной Японией, с ее искусством и культурными традициями.

6. Домашнее задание.

Подобрать материал о национальной одежде Японии – кимоно.

Источник

Конспект урока по ИЗО на тему » Страна восходящего солнца» 4 класс

Конспект урока по ИЗО. 4 класс.

Тема: Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры.

Создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с образом художественной культуры Японии.

Обучение овладением техникой Алла прима в изобразительном искусстве у младших школьников.

Вызвать интерес учащихся к японской поэзии, помочь открыть красоту и художественное видение природы Японии.

— познакомить учащихся с всенародным культом почитания праздника цветении я сакуры в Японии;

— учить детей пониманию места и роли природы в жизни человека;

— познакомить с техникой Алла прима и отработать ее в изображении Японского пейзажа.

— развивать эстетический вкус учащихся;

— развивать художественное видение окружающего мира;

— развивать литературную речь учащихся.

— воспитывать чувство толерантности к чужой культуре;

— формировать эмоционально-ценностное отношение к природе;

— формировать умение работать в группах.

Предметные : расширяют свои представления о культуре Япония; получают возможность продолжить учиться, организовывать свое рабочее место ,использовать художественные материалы; усваивают суть понятий «образ», «кимоно», «танка», «хокку», «Алла прима».

Метапредметные: понимают учебную задачу урока, отвечают на вопросы, обобщают собственные представления, оценивают свои достижения.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками в рабочей ситуации ,отзывчивы к красоте образа цветущей вишни в Японском искусстве.

Тип урока : интегрированный (изобразительное искусство, литература, окружающий мир).

Форма урока : ролевая игра.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, презентация,

«Вишня» — японская народная песня.

Фото репродукций гравюр: « Фудзи на закате», « Волна»

Ки-но Цураюки. Мацуо Басё.

Материалы : на каждом рабочем месте акварель, гуашь белая, красная, черная или коричневая, кисточки №2, 6, палитра, лист белой бумаг, баночка для воды, салфетка.

Основные этапы урока

1. Оргмомент (1-2 мин.)

Звучит японская музыка. Входят учителя (учитель начальных классов и учитель изобразительного искусства) в японских костюмах (кимоно). Приветствуют детей «по-японски» и предлагают им занять свои места.

Учитель (начальных классов): Ребята, сегодня мы вас приглашаем в путешествие в удивительную и загадочную страну. Ее очень часто называют страной восходящего солнца. Вы, наверное, догадались, что это за страна?
Ученик: Япония
Учитель (начальных классов): Давайте с вами выясним, почему ее так называют и что отличает эту страну от других. Я предлагаю Вам поработать с карточками – заданиями.

2. Самостоятельная работа учащихся (идет работа в группах, 6 мин.).

Текст карточек (на карточках фото о Японии):

1. Япония – островное государство. Острова находятся в Тихом океане. Жители этого государства первыми встречают лучи восходящего Солнца. Японцы называют Японию – «Ниппон», что означает «Страна восходящего Солнца». Покровительница государства в древне-японской мифологии – Богиня Солнца Аматерасу.

2. Вулкан Фудзияма, священное место для японцев. Столица – город Токио, здесь 8 миллионов жителей. В Японии две религии: синтоизм и буддизм.

3. В Японии существуют определенные правила жестикуляции, и чем сдержаннее человек, тем больше уважения он вызывает, поэтому похлопывание по плечу и хватание за руку в Японии не вызывает радости.

4. Ни одна страна в мире не может сравниться с Японией по числу Государственных праздников – их в Японии 15. Например: 5 мая – День детей. В этот день дома украшают бумажными карпами и цветными куклами. 11 февраля – день освоения государства. Пожалуй, только в Японии существуют праздники цветов и деревьев. Особо почитаемым до сих пор остается праздник цветения сакуры (вишни).

5. В Японии популярны бейсбол, футбол, некоторые виды боевых искусств (дзюдо, карате). Основой японской кухни является рис, рыба, особое место занимает японская чайная церемония.

6. Япония играет ведущую роль в мировой политике, является лидером в области автомобилестроения, вагоностроения и электронной промышленности.

7. Основную одежду, как мужчин, так и женщин этой страны составляет свободная накидка, подвязанная широким поясом – оби. Данный вид накидки называется кимоно, что означает «Вещь для носки». К кимоно относилось раньше все – от короткого халата до самого изысканного туалета. Кимоно тщательно подбирали в соответствии со временем года или определенного события.

1. Почему Японию называют страной восходящего солнца?
2. Что отличает Японию от других стран?
3. Что вы еще знаете об этой стране?

Учитель: Я рада, что вы справились с заданием.

3.Основной этап урока (12 мин).

Учитель (начальных классов):
Существуют определенные признаки, по которым, мы можем судить и говорить о стране. Например, это государственные символы: флаг, герб, гимн (в России они тоже существуют).

Но есть и другие символы: своеобразные архитектурные постройки – пагоды, национальная одежда – кимоно

Учитель (начальных классов): В японском характере есть одна черта – это умение замечать и ценить даже самые малые проявления прекрасного.
Веками японцы воспевают красоту цветущей сакурыяпонской вишни . Нежные лепестки вишни (сакуры) полюбились настолько, что заняли особое место в культуре этого народа. Для японцев цвет и форма цветков вишни (сакуры) стали символом чистоты и искренности. В некоторых случаях японское слово «цветок» указывает именно на сакуру. На протяжении тысячелетий японцы любуются этими прелестными цветками.
Этот народный обычай любоваться цветущими вишнями воспет в многочисленных творениях японской поэзии, с темой цветения сакуры в ней органически сплетены мотивы интимных чувств, любовная лирика. С большой силой выразительности переданы настроения глубокой влюбленности поэтов в чарующую своей неповторимостью картину не только цветения, но и увядания цветов сакуры.

Народ любит и охотно создает короткие песни — сжатые поэтические формулы, где нет ни одного лишнего слова. Так родились в Японии национальные стихотворные формы: пятистишие — танка и трехстишие — хокку.

Истоки танка — в народных преданиях и устной поэзии эпохи родового строя. В настоящее время танка культивируется как основная форма японской национальной поэзии.

Хокку — лирическое стихотворение. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека в их слитном, нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года.

Учитель (начальных классов): Природу Японии воспевали в своих произведениях не только японские поэты, но и поэты других стран.

Учитель (изобразительного искусства): Весной в Японии проходит Ханами — праздничный фестиваль любования цветением сакуры. Цветок сакуры – национальный символ Японии. Сакурой называют окультуренный сорт вишни с махровыми розовыми цветами. Японские произведения часто поражают своей тонкостью и глубиной. Они выражают величие природы. При этом пейзаж не передает черты определенной местности, но представляет обобщающий типичный образ японской природы. Человек не доминирует над природой, он – ее часть. Художники часто работают одной кистью, по шелку или бумаге. Такая живопись называется – «Нихонга».

Самым знаменитым художником Японии является – Хокусай. Вы видите репродукции его гравюра : «Фудзи на закате», « Волна» (фото на Слайдах презентации).

4.Практическая работа (15 мин).

Учитель (изобразительного искусства): Мы не случайно будем рисовать ветвь цветущей вишни в осенний день, потому, что японцы задолго готовятся к этому событию, расписывая предметы домашнего обихода, одежду изображениями ветки цветущей сакуры.

Чтобы нарисовать ветку сакуры, для фона мы с вами выполним японский пейзаж. Воздух в Японии очень влажен, легкая туманность окутывает природу Японии. Чтобы показать эту туманность и размытость мы с вами начнем работать в технике Алла прима – живопись по сырому.

Этапы выполнения пейзажа в технике Алла прима:

Для того чтобы выполнить работу, необходимо полностью смочить листок водой и на влажную бумагу накладывать цвет. (наглядная демонстрация).

Набираем на кисточку акварель и легкими движениями намечаем контур Японского пейзажа.

Начинаем накладывать цвета с неба, далее горы и долина.

— Даем немного фону подсохнуть перед тем, как начнем работать над веткой сакуры.

5.Физкультминутка (1 мин)

— Ребята, не правда ли красива ветка сакуры?

— Давайте и мы попробуем красоту сакуры отобразить в движении.

Наши нежные цветки

Ветерок чуть дышит,

Нашей сакуры цветки

Учитель (изобразительного искусства):

Прекрасна народная японская музыка, легкая, передающая чарующие пенье птиц, шелест трав, звуки ручейка. Сейчас вы услышите японскую народную песню «Вишня», мы будем рисовать под ее мелодию.

А теперь мы начнем рисовать ветку Сакуры гуашью.

набираем на кисточку черную или коричневую гуашь:

начинаем рисовать ветку размещая ее по диагонали листа, создавая ассиметричную композицию. Проводим плоской стороной кисти, намечая фон ветки:

затем оттеняем на тон темнее шероховатости коры ветки, слегка подрагивающей рукой.

последовательно: основная ветка, затем тонкие, вверх, вниз, легкими движениями.

на палитре в белила добавляем немного красного цвета, смешиваем и получаем нежно розовый цвет, этим цветом мы будем рисовать цветы сакуры.

намечаем зоны, где будут цветы касанием кисточки ;

следуем логике: раскрытый цветок, следом — полураскрытый, затем – бутон. Маленькие бутоны – почки можно продолжить и далее в виде точек. Раскрытый цветок имеет 5 лепестков, полураскрытый – 3, бутон – один.5:3:1. Повторяем эту последовательность на нескольких тонких веточках.

наносим основной тон цветка широкими каплями и прорисовываем контуры цветка

черным цветом рисуем детали цветка: — сердцевина в виде скобочек – запятых, из нее тонкими штрихами выводим тычинки и завершаем их точками.

наши цветы готовы.

6.Обобщение пройденного материала.(1-2 мин)

Учитель (начальных классов)

-Ребята, о какой стране мы сегодня говорили?

Учитель (изобразительного искусства):

— Чем отличаются пейзажи нашего края от пейзажей Японии?

Учитель (начальных классов)

-Какое дерево является символом Японии?

Учитель (изобразительного искусства):

— С помощью чего можно добиться туманности и размытости в картине?

-В какой технике мы сегодня работали, чтобы добиться такого результата?

7. Выставка работ.( 3 мин)

Учитель (изобразительного искусства):

Итак, ребята, вы славно потрудились. Давайте начнем наш маленький фестиваль любования цветами сакуры.

Несколько человек выходят к доске и демонстрируют свои работы .

8. Объяснение домашнего задания ( 1 мин).

Выполнить дома в технике Алла прима свой пейзаж и представить его.

9. Рефлексия. Подведение итогов урока (3 мин).

Учитель (начальных классов)

-Ребята, вам понравился наш урок?

Нам было приятно с вами работать. Мы хотим, чтобы вы больше узнали о традициях и культуре разных стран и никогда не забывали о своей Родине.

Источник

Читайте также:  Ты моя бейба ты мое солнце
Adblock
detector