Сегунат — это абсолютистский режим в Японии. Сегунат Токугава
Сегунат- это один из важных периодов в истории Японии эпохи Средневековья и Нового времени. Во втором тысячелетии в Японии существовало несколько сегунатов, каждый из которых внес свою лепту в формирование современной Страны восходящего солнца.
Причины и духовная основа сегуната Минамото
Как известно, перемен жаждет то общество, в котором нет стабильности. В последние десятилетия правления императора главной характеристикой политических событий в стране стала феодальная раздробленность. Отсутствие централизации, единства приводило к тяжелым экономическим последствиям и частым военным бунтам, которые только разоряли и без того нестабильную Японию. Главными причинами изменения политического устройства стали:
- феодальная раздробленность;
- отсутствие сильных экономических связей между регионами;
- ослабление власти императора.
Первый сегунат существовал с 1192 по 1335 год. Перемены в жизни страны с усилением влияния учения дзен-буддизма. Это учение постепенно получило распространение среди военных кругов. Именно соединение религиозной основы и воинской мощи самураев привело к пониманию этими кругами того, что именно они должны управлять страной. Самураи оказали значительное влияние на развитие Японии.
Сегунат — это период значительных изменений в Японии
До начала XIII века уровень развития страны оставался крайне низким. Этот застой продолжался бы и дальше, если бы не произошла перемена в мышлении некоторых представителей военно-феодальной аристократии, которые пришли к власти в конце XII века.
Какие перемены произошли после прихода сегунов? Отметим, что моментально жизнь не улучшилась, потому что это просто невозможно. В то время, как и сейчас, очень много зависело от активности торговли. В условиях множества островов и маленькой территории суши успешная торговля могла быть только при развитом флоте. Важнейшим достижением сегунов стало развитие портовых городов, увеличение торгового флота. Например, в XI веке было только 40 более-менее крупных городов, а уже в XVI веке количество городов приблизилось к 300.
Эпоха сегуната — это расцвет ремесел. Как известно, в средневековой Европе существовали ремесленные цеха. Мастера, которые вступали в цех, могли успешно работать. Так и здесь постепенно начали формироваться объединения ремесленников. Такие же союзы образовывались среди представителей торговли. Очевидно, что вести дело надежнее с партнерами, поэтому эффект от образования подобных союзов был очевиден.
Безусловным достижением эпохи первого сегуната стало преодоление феодальной раздробленности. Основным видом землевладения в государстве стали мелкие самурайские наделы, которые они получали за несение военной службы.
Причины возрождения сегуната в XVII веке
Токугавский сегунат — это реакция традиционного японского общества на события, происходившие в государстве в середине-второй половине XVI века. Второе пришествие самураев к власти имело свои логические причины:
- продолжение феодальной раздробленности;
- замедление экономического развития страны;
- появление европейских кораблей и постепенное развитие торговли с Португалией и другими европейскими странами.
Наиболее важной и болезненной для самураев темой было появление чужеродных элементов (европейцев), которые вступили в контакт с устоявшимся веками традиционным обществом, которое до этого поддерживало тесные контакты с подобными по культуре Китаем и Кореей. Историки считают, что установление контактов с Европой стало логическим толчком к усилению борьбы за создание централизованного сильного государства.
Япония в XVII-XIX веках
Эпоха сегуната — это проявление абсолютизма в Японии. Конечно, не стоит забывать о существовании императорской династии, но власть этих особ была скорее духовной, чем светской. Режим сегуната создал «закрытое» государство. В японские порты запрещалось заходить европейским кораблям. Если вдруг такой корабль попал в порт, его экипаж подлежал казни. Такая изоляция продлилась 250 лет, до середины XIX века.
Если говорить про сегунат Токугава кратко, то это период тотального давления на крестьянство. Формально барщины в государстве не было, но многие крестьянские земли все еще принадлежали крупным феодалам. Различные налоги, поборы с крестьян, которые были введены официально, составляли примерно 60% урожая.
Система сословий
Сегунат — это государственный строй, который должна была сохранить старую традиционную систему. В государстве была введена сословная система. Население делилось на 4 группы: крестьяне, ремесленники, самураи, купцы. Главная цель такого деления: сохранение существующего на тот момент общественного уклада, когда власть сегуна и привилегированное положение самураев должны были восприниматься неоспоримо.
Купечество считалось самым низким сословием, но реально было успешнее, чем крестьянство и ремесленники. Города продолжали развиваться. В это время в Японии было уже более 300 городов и поселков городского типа. Основой развития городов была активная торговля между островами и с близлежащими государствами (Китай, Корея), а также большое количество ремесленнических объединений.
Источник
Страна восходящего солнца при сегунах токугава кратко
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 273 424
- КНИГИ 641 994
- СЕРИИ 24 452
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 603 544
Введение. Особенности национального характера
Вольно или невольно, но заголовок вызывает ассоциации с целой серией фильмов, посвященных «особенностям национальной…» рыбалки, охоты, политики и много чего ‘ещё. «Да, одно время было очень модно рассуждать об особенностях русского менталитета, о «загадочной славянской душе». Постепенно это увлечение пошло на убыль, хотя многие, конечно, могут с этим и не согласиться, но все же нужно признать, что сейчас это занимает нас все меньше и меньше. С одной стороны, мы уже достаточно самоопределились, чтобы продолжать зацикливаться на собственных проблемах, ас другой стороны, мы все больше и больше стали интересоваться другими странами, другими народами, их историей и культурой. Поиски в этом направлении привели к открытию того, что другие народы обладают ничуть не меньшим своеобразием, чем мы. В конечном итоге количество исследований, посвященных изучению русского менталитета, уже не может сравниться с тем множеством работ, раскрывающих загадки других культур. И здесь, пожалуй, одним из популярных объектов исследования стал японский народ и его особенности. Более того, если мы обратим свои взоры на ситуацию в мире, то с легкостью обнаружим, что Япония со своим своеобразным бытом и. культурой волнует исследователей всего мира уже на протяжении более чем ста лет. А после Второй мировой войны в этом направлении начали серьезно работать и сами японцы, внеся неоценимый вклад в изучение японской культуры. Какие же плоды принесла столь длительная и, надо заметить, плодотворная работа? Давайте ознакомимся с ее результатами.
При внимательном рассмотрении замечаешь, что в целом за все время этих исследований мало что изменилось. В начале «открытия» страны Япония явила изумленным взорам европейцев-все свои противоречия и своеобразие. Японец, представший и в образе сурового и даже жестокого самурая, и в образе поэта, проливающего слезы над опадающими лепестками сакуры, надолго потряс воображение европейцев. По существу эти два полярных восприятия Японии остались неизменными по сей день. Традиционный образ «кукольной» Японии с ее нежной сакурой и прекрасными хризантемами, крошечными деревьями и изысканными женщинами» созданный еще на рубеже XIX и-ХХ столетий, до сих пор находит отклик в душах современных людей. Есть в этом что-то сродни тем представлениям о России, согласно которым по улицам у нас ходят медведи и мрачные люди в валенках, ушанках и с самоварами в руках.
Согласно атому восприятию во всем японском подчеркивались те хрупкость и миниатюрность, которые считались присущими исключительно этой культуре. И даже перемены, произошедшие в XX веке, обширные заимствования из европейской культуры рассматривались лишь как нечто чуждое миру Японии, а следовательно, временное и преходящее. При подобном взгляде на Японию ее истинным олицетворением считалась женщина; верная, преданная своей семье, покорная мужчине. И вместе € тем в произведениях о Японии широко представлен и другой образ страны — так называемый «агрессивный» образ, согласно которому Япония была населена жестокими и коварными самураями, созданными лишь для того, чтобы истреблять все и вся на своем пути. И даже тот факт, что самураев уже давно не существует, нисколько не смущал европейских писателей, видевших доказательство своей правоты в том якобы презрительном и снисходительном отношении японцев к другим народам. Мнение о божественном происхождении, а следовательно, превосходстве японцев, подтверждалось некоторыми мифами и положениями японской религии, а посему считалось правдивым.
Вот кратко изложены основные достижения европейских наций в изучений загадочной Японии. Логично было бы обратиться сейчас к тем результат там, к которым пришли сами японцы в изучении своего национального характера. Интерес к подобного рода вопросам возник в Японии примерно во второй половине XX века, практически сразу после Второй мировой войны, когда Япония, потерпев тотальное поражение, а затем пережив американскую оккупацию, поневоле стала перед задачей самоопределения своего нового места в этом мире… С присущей японцам тщательностью работа в этом направлении была очень хорошо организована. Создавались специальные комитеты, проводились научные конференции, был предпринят ряд других мер, после чего на суд международной общественности был представлен доклад известного этнопсихолога Ямамото, где в 17тезисах были изложены основные черты национального японского характера: вежливость, чувствительность, дисциплинированность, терпимость и терпеливость и другие тому подобные. При подробном анализе выяснилось, что этот список нельзя все же считать вполне достоверным, так как любой стране и любому народу свойственно идеализировать свой автопортрет и представлять себя в более выгодном свете, чем это есть на самом деле. А в случае с Японией дело осложняется еще и тем, что представления правящей верхушки всегда были значительным образом приукрашены. Начиная примерно с установления императорской власти, правительство было чрезвычайно требовательно к своему народу, проводя политику жесткой пропаганды того образа идеального подданного, которого они хотели бы видеть в каждом представителе своего народа. Это может показаться наивным и, возможно, забавным, но подобная тактика привела к тому, что сейчас действительно сложно определить, какие же черты характера японцев составляли и составляют специфику их национального менталитета, а какие были привиты им в ходе долгой и упорной пропаганды. Результатом игнорирования факта насаждения этого идеала как раз и является то, что обывательские представления о Японии ничуть не изменились со времен последнего императора, в то время как сама страна не стоит на месте и развивается, поражая темпами своего раз— вития все мировое сообщество.
Конечно, Япония уже Давно не то, почти сказочное царство, где живут прекрасные, утонченные женщины и доблестные «мужчины. По улицам ее городов уже не разгуливают гейши в традиционных нарядах, да и мужчины давно предпочитают кимоно европейский костюм, но все же те черты характера, которые были присущи японцам в течение длительного времени, сохранились и в наши дни. Да, во многом они определены насильственным внушением, но разве от этого они перестали быть присущими японцам? Подумайте: вы же не раз слышали истории о превосходящей все человеческие возможности трудоспособности японцев, об их ответственности и дисциплинированности — & его как раз. то, что так хотели видеть в своих подданных все правители этой маленькой страны. И разве не эти качества обеспечили, в конечном итоге, тот поразительный скачок в экономическом развитии, который осуществила Япония, заняв лидирующие позиции в мире всего за несколько десятилетий?! Возможно, сейчас рядовой японец и не относится к своему начальнику как к родному отцу, но разве не сохранил он чрезвычайное почтение к старшим как по званию, так и по возрасту, которое не встретишь в других странах?! Здесь уместно вспомнить, что подобное уважительное отношение свойственно многим восточным цивилизациям, но Япония, пожалуй, и здесь выделяется. Этот перечень стереотипов в отношении Японии можно продолжать до бесконечности, но наша книга не ставит перед собой такой цели. Мы хотим лишь обозначить некоторые моменты, предостеречь вас от приверженности подобному стереотипному, а следовательно, ошибочному взгляду на японскую культуру. Япония — страна-загадка, ключ к которой не найден до сих пор. Она полна неожиданностей и даже странностей, на наш — европейский — взгляд. Она необычайно своеобразна и нелегка для понимания, а потому не стоит усложнять и без того не простую задачу понимания ее секретов. Пусть наша книга и не даст вам полной картины сегодняшней Японии: для этого нужен не один том подобных работ, но зато мы зададим вам нужное направление поисков, поможем вам разобраться хотя бы на самом легком уровне в том, что же представляет собой Страна восходящего солнца, Ознакомившись с историей и культурой этой удивительной страны, вы не только расширите свои знания, но и сможете составить собственное мнение о ней, о людях, ее населяющих, и об особенностях их национального характера
Источник
Сёгунат Токугава — кратко
Введение
16 век в истории Японии остался как мрачная глава, наполненная феодальной раздробленностью и междоусобными распрями. В подобной обстановке появление сильного лидера оставалось вопросом времени. Таким лидером стал потомственный сёгун Иэясу Токугава. Время правления воцарившейся династии было отнюдь не кратко. Почти 3 столетия клан Токугава являлся авторитарным правителем Японии, ведя сильную внутреннюю политику, направленную на беспрекословное подчинение японского народа.
Начало становления сёгуната
Ослабевшая от гражданских войн Япония, начала свое объединение уже к 1600 году. В том же году верховная власть переходит в руки Иэясу Токугавы, который уже к 1603 году завершает процесс объединения государства. Иэясу обладал титулом сегуна. Это правящий чин, обладавший фактической властью (в отличие от императора). За время проведения военной компании новым правителем было завоевано множество крестьянских земель, что сделало его самым могущественным феодалом. Достигнув вершин власти, Токугава не терял бдительности и продолжил деятельность по уничтожению всех несогласных с его восходящим режимом. Японский император оставался формальным главой Японии на протяжении всего периода династии сёгунов, на официальном уровне передав право управление роду Токугава.
Основные характеристики сёгуната
Насаждая свою беспрекословную власть, сёгунат создал твердую систему бюрократии. Существовало две ступени управления. 1-я – это верховная. Ей присущи полномочия сёгуната, занимающегося контролем более мелких феодалов, и имеющему военную мощь. 2-я — это локальная, где местные феодалы могли смело навязывать свои позиции живущим на их земле гражданам. Правители земельных угодий выплачивали налоги в казну сёгуна, в обмен на что, заручались его военной поддержкой.
В вопросах внешнеполитических отношений род Токугава был осторожен и подозрителен. Это привело к политике полной изоляции Японии от внешнего мира. Запрещалась торговля за пределами страны, въезд иностранцев на японские земли и выезд японцев за территорию государства. Вопросы религии особенно волновали сёгунов. Опасаясь христианства, против него велись активные репрессии. Со временем это распространилось на все религии, кроме конфуцианства, которое на японский манер интерпретировал философ Чжу Си. В основу данного мировоззрения входило слепое подчинение и вера в правоту «старшего», мнение о незыблемости существующего порядка. Продолжатели этих идей пришли к мнению о превосходстве японцев над другими нациями.
Навязчивый контроль за всеми сферами жизни населения порождал недовольство среди народных масс, заставляя их наращивать мощь и создавать подпольные течения с идеологией, направленной на свержение сёгуната Токугавы.
Завершение правления
Среди бунтарей были представители различных слоев общества, от простых крестьян до интеллигенции и богатых купцов. В 19 веке протесты против власти начали перерастать из подпольных в открытые, превратившись затем в вооруженные столкновения. Так в 1863 году в Японии началась гражданская война, продлившаяся до 1867 года. Все общество разделилось на два лагеря. Сёгунат, который поддерживала часть феодалов, и оппозицию, состоящую из различных социальных слоев. При поддержке императора, в помощь бунтующему населению были направлены английские и американские войска. Под сильным натиском армия сёгуната отступала вглубь страны, пока Кэйки Токугава, последний из правящей династии, не сложил с себя полномочия и не сдался. Так закончился один из самых сложных и противоречивых периодов в японской истории.
Источник