Библиотечный урок «Полёт в космос»
классный час на тему
Библиотечный урок разработан мною по теме «Освоение космоса» для начальной школы. Дети на уроке знакомятся с Космонавтом №1, с разными планетами, с космическим меню. Разработку урока можно использовать и на урокавх окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_polyot_v_kosmos.docx | 25.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Библиотечный урок «Полёт в космос»
Библиотечный урок рассчитан на развитие патриотизма у школьников, расширение и формирование научных знаний об изучении космического пространства.
Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас на нашем необычном уроке «Полёт в космос»! (Слайд 1)
Ребята, отгадайте загадку:
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто скажите это? (Слайд 2)
Может, кто из вас знает фамилии известных космонавтов?
Космонавт. Такого слова не было
Среди многих, многих тысяч слов.
Привезли его на Землю с неба
Лётчики Гагарин и Титов.
Ребята, послушайте рассказ из истории нашей Космонавтики.
Вселенная с её звёздами, планетами, спутниками хранит много тайн. Люди давно мечтали о полётах в космос. Сначала в космосе побывали собачки – Белка и Стрелка. А потом уже и человек. И вот 12 апреля 1961 года впервые в мире на корабле «Восток-1» в космос поднялся человек. Это был Юрий Гагарин. Всего его полёт продолжался 108 минут. Но этого времени хватило, чтобы ответить на главный вопрос: полёты человека в космос возможны.
И с тех пор 12 апреля каждый год мы отмечаем День Космонавтики. ООН объявила этот праздник международным.
Прошли годы, и в космос повели свои корабли другие лётчики-космонавты. Алексей Леонов вышел впервые в открытый космос, а первой женщиной космонавтом стала Валентина Терешкова. У нас в Амурской области строится космодром «Восточный». 27 апреля 2016 года запланирован старт космического корабля в присутствии лётчика-космонавта Валентины Терешковой. И может быть кто-то из вас в будущем после нашего библиотечного урока захочет работать в космической промышленности . А эти профессии можно получить у нас в городе Благовещенске на факультете в АМГУ.
Чтобы стать космонавтом нужно много и упорно тренироваться и работать над собой. В этой огромной, 18-метровой космической капсуле создаются перегрузки, которые космонавт испытывает во время полета. Сама она вращается по кругу, голова ее тоже вращается, внутри головы вращается кабина, а внутри кабины вращается кресло с космонавтом.
А вы, ребята, хотели бы побывать в космосе?
И сегодня наш класс превращается в космическую площадку, а вы станете юными космонавтами. Мы совершим виртуальное космическое путешествие.
Но прежде, чтобы принять вас в отряд космонавтов, мне нужно знать, внимательны ли вы или нет.
Я предлагаю вам поиграть со мной в игру «Летает – не летает». (Слайд 4).
Сейчас я вам объясню ход игры. Слушайте внимательно!
Я называю предмет. Если он летает, вы поднимаете руки в стороны и имитируете самолёт. Если предмет не летает, вы стоите спокойно.
Сейчас я приглашаю вас на космодром. (Слайд 5)
Ребята, а на чём же мы полетим? У нас нет космического корабля. Но эту проблему мы решим, выполнив следующее задание. Вы должны нарисовать космический корабль. Подойдите к этому заданию творчески, с фантазией.
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
У нас есть корабль. Займите свои посадочные места на корабле.
Теперь мы можем стартовать. Итак: «Поехали!»
Первая наша космическая остановка «Планета Марс ». (Слайд 6)
Это очень интересная планета. Его называют красной планетой потому, что его поверхность покрыта красным песком. На Марсе холодно и дуют сильные ветры. На его поверхности хорошо видны горы и кратеры. Учёные всего мира предполагают, что на Марсе есть жизнь. Готовится международная экспедиция на Марс.
Марсиане передают вам такое послание!
Когда ночь принесёт темноту,
Устремите свой взгляд в высоту.
Посмотрите, как в небе для вас
Красной звёздочкой светится Марс.
Так зовут меня со старины
Люди именем бога войны.
Потому что во все времена
На Земле бушевала война.
Вот закончится этот полёт.
Вас обратно примчит звездолёт.
Передайте народам Земли,
Чтоб планету свою берегли.
Прежде чем лететь дальше, давайте отгадаем загадки. (Слайд 7)
(Дети загадывают загадки, а на экране демонстрируются отгадки)
— Что видим днём, взглянув в оконце?
Нам ярким светом свети…( солнце).
— Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной
А зовут меня… ( луной).
— Коль ночь ясна – прозрачен воздух
Тогда мы небо видим… (в звёздах).
— Вот появляется звезда,
И длинный хвост у неё при этом.
Мы твёрдо говорим тогда,
Что видим в небе мы …( комету).
Летим дальше. Следующая остановка «Планета Меркурий». (Слайд 8)
Меркурий ближайшая к Солнцу планета.
Изжарит в котлету!
Повёрнута к Солнцу одной стороной,
С другой страшный – холод
Ребята, а вы знаете, как питаются космонавты в космосе? А это мы узнаем на остановке «Космическое меню».
Космонавты не могут налить себе суп, борщ в тарелку, так как пища тотчас соберётся в комки и поплывёт по кабине. А если суп есть ложкой, он распадётся на капли. Всё потому что в космосе невесомость. У космонавтов пища находится в специальных пакетах или тубах, как зубная паста. Пожалуйста, посмотрите на эти картинки и вы всё увидите.
Наш корабль приближается к следующей остановке «Планета Венера».Венера – планета бурь. На Венере бушуют ветры, сверкают молнии и очень жарко. Один день на Венере длится 243 земных суток, а год всего 225.
Но что это? На борт поступило зашифрованное послание. Давайте попробуем его расшифровать. (На экране ребята читают хором зашифрованное послание)
Молодцы! Справились и с этим заданием!
Мы совершим посадку на планете Сатурн. Это вторая по величине планета Солнечной системы. От других планет она отличается тем, что ее опоясывают кольца, не соприкасающиеся с ее поверхностью. Кольца состоят из множества спутников Сатурна. Кроме колец, состоящих из спутников, у Сатурна есть еще десять самостоятельных спутников. Два из них превосходят по размеру самую маленькую планету Солнечной системы – Меркурий. Если опустить Сатурн в воду, он будет плавать на поверхности.
Сатурн – красивая планета
Жёлто – оранжевого цвета.
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.
Посмотрите в иллюминаторы! Сколько здесь невиданных животных! Мы попали в «космический зоопарк» А давайте придумаем своё необычное фантастическое животное! И поселим его в этом зоопарке. Мы сейчас нарисуем это животное!
(Ребята раскрашивают шаблоны животных и приклеивают их на ракету.)
Продолжаем полёт. Нас ждёт следующая остановка «Планета Юпитер».Юпитер – самая большая и самая грозная планета. На ней гремят сильные грозы. Юпитер и сам как будто состоит из вихрей, на его спутниках находятся множество действующих вулканов.
Юпитер – больше всех планет,
Но жизни на планете нет.
Повсюду жидкий водород,
И лютый холод круглый год.
Здесь, на этой планете, мы совершим посадку и посмотрим на созвездия «Лебедь» и «Большая Медведица». (Слайд 13)
Давайте попробуем их нарисовать при помощи точек и линий.
(Учитель раздаёт детям шаблоны с созвездиями)
Молодцы! Полетели дальше!
Мы совершаем посадку на планете «Уран». (Слайд 14)
Она так далеко расположена от центрального светила, что Солнце с её поверхности кажется с величиной булавочную головку. Уран отличается от других планет тем, что вращается как бы лежа на боку. У Урана пять спутников.
Давайте немного пофантазируем и представим себе, что эта планета обитаема! Посмотрите, посмотрите! Мы видим инопланетян. Мы, земляне должны их поприветствовать. Поиграем! Я предлагаю вам разделиться на землян и инопланетян и с помощью жестов и мимики поздороваться друг с другом и что-нибудь рассказать друг другу. (Дети выходят парами на середину класса и приветствуют друг друга жестами и мимикой)
Вы прекрасно пообщались с жителями планеты Уран!
Наше виртуальное путешествие подходит к завершению. Пора возвращаться на нашу любимую планету Земля. (Слайд 15)
Друзья! По курсу корабля –
Земля, любимая Земля!
И всё заметнее на ней
Синь океанов и морей
Смотрите: вот леса, вот горы.
Друзья, мы дома будем скоро!
Вот она, наша красавица Земля!
Если вы возьмёте вдруг билет
И, умчавшись вдаль на звездолёте.
Облетите тысячу планет,
Но такой, как наша, не найдёте.
Давайте друзья, сбережем
Красивую нашу планету Земля!!
Посмотрите видеоролик «Планета Земля» (Слайд 16)
Вот и подошло к завершению наше виртуальное путешествие «Полёт в космос». Мы побывали на разных планетах, познакомились с инопланетянами, нарисовали «Корабль своей мечты», узнали о первом космонавте.
Какой это был незапамятный век,
В каком это было году.
Когда в небеса посмотрев,
Человек впервые увидел звезду.
С тех пор человечество к звёздам влекло,
Манил их загадочный свет.
К нему прорывались мотор и крыло,
Ракета, упряжка ракет.
Когда-нибудь вспомнишь, скользя в небесах
Село своё, школу и сад.
Глазами глядит на звезду.
Мчаться ракеты к дальним мирам,
К подвигу сердце рвётся…
Кто верит крылатым, как песни мечтам,
Тот цели своей добьётся
Я думаю, что вы станете настоящими КОСМОНАВТАМИ! (Слайд 17)
Ребята, у вас на столах лежать картинки «Солнышко» и «Тучка». Если вам понравился урок, тогда возьмите картинку «Солнышко» и приклейте её на свой корабль. А если не понравился — картинку «Тучка (Приложение №1)
А теперь викторина.
- Назовите фамилию первого космонавта?
- Когда он совершил свой полёт в космос?
- Назовите фамилии известных вам космонавтов?
- Назовите планеты солнечной системы?
- Назовите известные вам созвездия?
И в заключение нашего виртуального путешествия я предлагаю вам посмотреть видеоролик «Солнечная система» (Слайд 18)
6.Заключительная часть урока
Ребята, спасибо вам за ваше внимание на уроке. Вы очень хорошо отвечали и справились со всеми заданиями! Молодцы! До следующих встреч! Всего вам доброго! Учитесь хорошо! Свяжите свою жизнь с космической отраслью, с профессией Космонавта! Всегда помните и гордитесь, что именно Российский человек первым в мире покорил космическое пространство!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Символы России» для учащихся началной и средней школы. Этот урок воспитывает у ребят чувство патриотизма, любви к своей Родине.
Библиотечный урок «Поэты Ставропольского края о родной природе».
Данная методическая разработка библиотечного урока «» предназнаенна для организации и проведения юбилейных мероприятий, посвященных 250-летию со дня рождения Николая Михайловича Карамзиа — позта, писа.
Положение о внутриколледжном конкурсе презентаций «Звёздам навстречу», посвящённом 55-летию Первого полёта человека в космос. .
Сценарии библиотечных уроков.
Конспект библиотечного урока «Знакомство с библиотекой» для школьников с практическими заданиями и загадками о библиотеке.
Источник
Игра — квест «Покорители космоса»
Муниципальное автономное учреждение
«Сорокинский центр культуры и досуга»
Сорокинская районная библиотека
(к Всероссийской акции – «Библиосумерки – 2021»)
с. Большое Сорокино,
Цель: Формировать и закреплять знания детей о космосе, вселенной, планетах; развивать творческие навыки детей.
Дата и время проведения: 23 апреля/ с 18:00 – 20:00 ч.
Категория участников: 6+
Организаторы на станциях — Космические феи
Оборудование: 8 карточек с изображением планет Солнечной системы, круги из картона в виде планет, небольшие шарики – метеориты, пищевой краситель, сода, лимонная кислота, вода, стакан — имитирующий кратер вулкана, 5 рулонов пищевой фольги, картонная коробка с отверстиями, гирлянда, мягкие кубики большие (ДК), цветные буквы, сладкие призы, штендер, макет неба, «звезды настроения».
Общий сбор участников игры в читальном зале
(Пока участники собираются, можно включить мультфильм «Тайны третьей планеты»).
Ведущий А. В. Мейер: Дорогие ребята, мы рады приветствовать вас, и спешим вам сообщить, что сегодня, 23 апреля, каждый из вас становится участником Всероссийской акции «Библиосумерки – 2021»!
— Ребята, а какой главный Всемирный праздник мы отмечаем в апреле (День космонавтики, какого числа?)
— 12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле «Восток» совершил полет первый космонавт планеты.
— Кто первый отправился в космос (Юрий Алексеевич Гагарин)
Ведущий Е. В. Кривых: С давних времён звёздное небо притягивало внимание людей, оно всегда манило своей красотой и недосягаемостью. Человеку хотелось заглянуть ввысь и узнать, как устроено небо. Ребята, сегодня вам предстоит космическое путешествие. Исход нашей игры будет зависеть от вашей организованности, внимания, быстроты реакции и смекалки. Ребята, на каждой станции нужно будет выполнять задания. За все правильные ответы или решения, вы будете получать баллы. Чей экипаж наберёт наибольшее количество баллов, тем быстрее окажется снова на планете Земля.
Ведущий У. М. Тращакова: Ребята, но, прежде чем нам начать наше увлекательное путешествие, нам нужно знать, по какому маршруту двигаться, но вот беда, у бортового компьютера пропали все карточки с координатами планет.
Задание для всех команд. Найти в читальном зале 8 карточек с изображением планет Солнечной системы. Затем, также сообща, разложить найденные планеты в порядке удаления от Солнца.
В порядке удаления от Солнца планеты расположены так: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.
— Молодцы! Сейчас вы получите маршрут, по которому вы должны облететь все планеты нашей Солнечной системы.
— И напоследок…Ребята, какое слово, вошедшее в мировую историю, произнес Юрий Гагарин на старте своего космического корабля? («Поехали!»)
— А теперь на счет три, все вместе, дружно, произнесите это слово!
— Итак, отправляемся в путешествие!
Станция «Меркурий» (ответственный: Р. Д. Кузнецова) – фойе 1 этажа
Планета, ближайшая к солнцу.
Она очень маленькая и делает оборот вокруг Солнца быстрее всех.
Здесь очень жарко днем и нереально холодно с наступлением ночи. Температура днем от +427 градусов, ночью до -183 градусов.
А если бы здесь была жизнь, то ее жители могли наблюдать рассвет и закат Солнца до 4 раз в сутки.
Задание: Сбей метеорит. Ребята! Внимание! Из центра управления полётами поступило сообщение: «Ожидается метеоритный дождь! Метеориты могут повредить ваши ракеты! Вам будет необходимо собрать метеориты в ловушки»
Для задания нам понадобится сделать две заготовки: разложить на полу круги из картона в виде планет; скомкать из бумаги или газеты небольшие шарики – метеориты, они должны удобно помещаться в ладошку ребёнка. Задача, которая стоит перед участником, – попасть шаром в разложенные планеты.
Станция «Венера» (ответственный: У. М. Тращакова) – абонемент ДО (за журнальными столами)
Самая яркая планета в Солнечной системе.
На планете крайне высокая облачность. На 95% она состоит из углекислого газа. Планета представляет собой раскаленную каменную пустыню.
Все планеты вращаются в одну сторону, а она двигается ровно в противоположном направлении.
Задание: опыт «Извержение вулкана» Венера укутана слоем плотных облаков, состоящих в основном из серы и углекислого газа. Считается, что это из-за извержений вулканов, которые идут на планете постоянно. Прежде чем мы приступим к проведению опыта, давайте вспомним правила техники безопасности. Дети называют правила и приступают к проведению опыта совместного с организатором.
Опыт: «Извержение вулкана»
Для проведения опыта понадобится: пищевой краситель, сода, лимонная кислота, вода, стакан — имитирующий кратер вулкана.
Проведение опыта: Наполняем стакан — кратер содой, затем сверху полить подкрашенной водой с лимонной кислотой. Происходит бурная реакция имитирующая извержение вулкана.
+ задание на логику «Что бы это значило?»
В нашей речи часто встречаются выражения, а правильнее сказать фразеологические обороты, связанные с темой космоса. Все ли из вас знают точный смысл этих выражений, мы сейчас проверим.
Выражения записаны на карточках. Задача: раскрыть смысл этих выражений.
1. «Путеводная звезда» — то, что направляет, определяет чью-либо деятельность.
2. «Звезда первой величины» — известный человек, прославившийся в какой-либо области знаний или деятельности.
3. «Восходящая звезда» — человек, начинающий приобретать славу, получать известность в какой-либо области знаний или деятельности.
4. «Звездный час» — переломный, решающий момент в жизни человека.
5. «Родиться под счастливой звездой» — быть удачливым, счастливым, везучим во всем.
6. «Хватать звезды с неба» — отличаться выдающимися способностями, дарованиями, умом и т. д. совершать что-либо выдающееся, из ряда вон выходящее.
7. «Между небом и землей» — быть в неопределенном положении, без жилья, без крова, без пристанища.
8. «Как небо и земля» — ничего похожего, полная противоположность.
9. «Небо коптить» — жить бесцельно, без пользы для других, не делать ничего полезного.
Станция «Марс» (ответственный: И. А. Долгодуш) – 14 кабинет
Говорят, что планета красная. Это потому что ее поверхность красного оттенка.
На планете огромные горы, самые большие среди всех планет. И огромные глубокие каньоны, которых также нет больше ни на одной другой планете.
Исследуется искусственными спутниками и марсоходами.
Задание: придумать и смастерить себе головной убор, который защитит от жары и агрессивной среды на поверхности планеты. Для этого выдать детям рулон пищевой фольги и посоветовать включить свою фантазию.
пример
Станция «Юпитер» (ответственный: А. В. Мейер) – 6 кабинет
Наибольшая планета из всех гигантов.
Планета — рекордсмен по спутникам.
Планета сплошь состоит из газа, твердая поверхность отсутствует.
Она, как магнит для находящихся рядом космических объектов, Юпитер действует как «космический пылесос». Он поглощает и притягивает к себе не только кометы и астероиды , но и весь космический мусор.
Задание «Космические танцы». Ребята, а мы с вами будем притягивать к себе не «космический мусор», а заряд отличного настроения и помогут нам в этом «космические танцы»! Повторяйте за мной!
Дети танцуют с ведущей
Станция «Сатурн» (ответственный: Е. В. Кривых) – взрослый абонемент
Интересная особенность планеты – его кольца. Кольца эти представляют собой облака, состоящие из движущихся в одном направлении камней, льда и пыли.
Эта планета также состоит из газа — водорода и гелия.
Она имеет 62 спутника.
Год длится 29 земных лет.
Задание: «Звездный атлас» Очень давно наблюдатели неба — астрономы объединили наиболее яркие и заметные группы звезд в созвездия и дали им различные наименования. В картонной коробке проделаны отверстия. Команде дается рисунок созвездия и гирлянда. Задача расставить лампочки гирлянды в отверстия коробки по рисунку, чтобы получилось созвездие, зажечь гирлянду и назвать созвездие.
Станция «Уран» (ответственный: Е. И. Замогильных) – абонемент ДО
Планета имеет своеобразные кольца, которые видны в какие-то определенные моменты.
Относится к планетам-гигантам.
Самая холодная из всех планет. Температура на ней около -220 градусов.
Планета движется, лежа как бы на боку.
Задание: Последние снимки Урана с близкого расстояния были сделаны еще в 1986 году, когда мимо него пролетал космический аппарат «Вояджер-2». С тех пор, космические аппараты не посещали его. Поэтому наша задача подлететь к Урану как можно ближе и сделать серию снимков.
Дети делают фото всех предметов синего и голубого цвета, которые найдут в кабинете (на свои мобильные телефоны). А потом смотрим фото, считаем кадры в общекомандный зачет (не засчитываются повторяющиеся фото) . Максимальный балл команды получают, если сделали 15-20 снимков (без повторений)
Станция «Нептун» (ответственный: Ханжина Н. Н.) – взрослый абонемент
Примечание: мягкие кубики взять у ДК
Очень красивая планета голубого цвета.
На ней дуют самые сильные ветра. Скорость ветра может превышать 2000 километров в час!
Планета покрыта льдом.
Задание: Сейчас вы видите перед собой 6 кубиков, на гранях которых написаны буквы, каждая буква имеет свой цвет. Ваша задача, собрать 6 слов на гранях этих кубиков и вам откроются космические слова.
1.Как называется наша планета? (Земля)
2.Какую форму она имеет? (Форму шара)
3.Как называется спутник Земли? (Луна)
4.Сколько планет в Солнечной системе? (8)
5.Солнце – планета или звезда? (Звезда)
6.Какая планета самая большая? (Юпитер)
7.Самая маленькая? (Меркурий)
8.Как называется профессия тех, кто летает в космос? (Космонавт)
9.Кто был первым космонавтом? (Гагарин)
10.Назовите первую женщину, полетевшую в космос? (Валентина Терешкова)
11. У какой из планет есть кольца? (У Сатурна)
12.Одежда космонавта? (Скафандр)
13.Как называется состояние, при котором человек и окружающие его предметы теряют вес? (Невесомость)
14.Как называется оптический прибор для исследования и изучения космических тел? (Телескоп)
После прохождения всех станций, команды вновь возвращаются в читальный зал, подводятся итоги игры (подсчет баллов/определяется команда – победитель), в качестве награды, все дети получают сладкое угощение.
Ведущий А. В. Мейер. Итак, вы облетели все наши станции — планеты Солнечной системы. Вы большие молодцы! Мы надеемся, что за время путешествия вы узнали что-то новое и полезное для себя.
— А на прощание мы предлагаем вам создать вместе с нами звездную «Карту настроения» . Если вам понравилось наше путешествие, вы интересно и весело провели время, узнали что-то новое, вы прикрепляете на карту звездочку с улыбкой. Если вам было скучно и грустно, вы прикрепляете на карту печальную звездочку.
Дети крепят звезды на «Карту настроения».
— До свидания! И до новых встреч!
Тарасов Л.В., Тарасова Т.Б. Космос: Энциклопедия/ Л.В. Тарасов, Т.Б. Тарасова – М. Эксмо, 2015. – 96 с.: ил. (Твоя первая энциклопедия).
Я познаю мир: Дет. энцикл.: Космос/Авт. — сост. Т.И. Гонтарук. – М. АСТ, 1998. — 448 с.
Афанасьева Л.О., Поречная Е.А. Использование квест-технологии при проведении уроков в школе // Школьные технологии. 2012. — №6. — С. 149-159.
Источник