В конце жизни для Левитана особенно характерным стало обращение к сумеречным пейзажам, наполненными тишиной, шорохами, лунным светом и тенями. Одной из лучших работ этого периода является эта картина из собрания Русского музея.
Михаил Нестеров об Исааке Левитане:
«Говорить о Левитане мне всегда приятно, но и грустно. Подумать только: ведь он был лишь годом старше меня, а я как-никак еще работаю. Работал бы и Левитан, если бы «злая доля», ранняя смерть не отняла бы у нас, всех знавших и любивших его, всех старых и новых почитателей его таланта, — чудесного художника-поэта. Сколько дивных откровений, сколько не замеченного никем до него в природе показал бы людям его зоркий глаз, его большое чуткое сердце. Левитан был не только прекрасным художником — он был верным товарищем-другом, он был настоящим полноценным человеком. » читать далее »
А.А. Федоров-Давыдов об Исааке Левитане:
«Исаак Левитан — один из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия. Его искусство впитало горести и радости своего времени, переплавило то, чем жили люди, и воплотило творческие искания художника в лирических образах родной природы, став убедительным и полноценным выражением достижений русской пейзажной живописи. » читать далее »
Александр Бенуа об Исааке Левитане:
«Самым замечательным и драгоценным среди русских художников, внесших в черствый реализм живительный дух поэзии, является безвременно умерший Левитан. В первый раз Левитан обратил на себя внимание на Передвижной выставке 1891 года. Он выставлялся и раньше, и даже несколько лет, но тогда не отличался от других наших пейзажистов, от их общей, серой и вялой массы. Появление же «Тихой обители» произвело, наоборот, удивительно яркое впечатление. Казалось, точно сняли ставни с окон, точно раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в спертое выставочное зало, где так гадко пахло от чрезмерного количества тулупов и смазных сапог. » читать далее »
«Почему я один? Почему женщины, бывшие в моей жизни, не принесли мне покоя и счастья? Быть может потому, что даже лучшие из них — собственники. Им нужно все или ничего. Я так не могу. Весь я могу принадлежать только моей тихой бесприютной музе, все остальное — суета сует. Но, понимая это, я все же стремлюсь к невозможному, мечтаю о несбыточном. » ( Левитан И.И. )
Сумерки. Луна — Исаак Ильич Левитан. 1899. Холст, масло. 49 x 61 см. Музей: Русский музей
Полотно «Сумерки. Луна» является ярчайшим представителем жанра «пейзаж настроения», созданного Исааком Левитаном. Такие картины можно читать как своеобразную автобиографию художника, так как в них – он сам: его мысли, чувства, события.
Автор картины уже болен, плохо себя чувствует. Он признан обществом, собратьями по цеху, но находится в натянутых, холодных отношениях с лучшим другом – писателем А.П. Чеховым. У него болит сердце и ходит ещё молодой (ему нет и 40) Исаак Ильич, опираясь на палку. Оттого и его полотно меланхоличное, хмурое и какое-то одинокое.
Картина визуально разделена на две половины — бескрайнее небо с одиноким кружком луны и безграничная водная гладь, отражающая всё то же небо, и всю ту же луну. Ни души, ни дуновения ветерка, лишь чуть заметная рябь на воде.
Диссонансом голубой палитре выступают густо-оранжевые деревья, жёлтая трава по берегам, тёмная стать высоких сосен. Композиционно всё гармонично и точно выверено. Нагруженная правая сторона с лихвой сбалансирована двумя одинокими, тонкими, почти голыми деревцами, этим самым ровно распределяя внимание зрителя по полотну. Эта филигранность и тонкость так свойственна Левитану.
С одной стороны мы видим осенний пейзаж во всей своей «левитановской» красоте – с характерной палитрой, структурой, элементами и настроением. С другой стороны, зная биографию автора картины, можно представить работу в виде одной из последних глав его жизни. Пройдёт меньше года и Исаака Левитана не станет. Что же было в этой последней главе – нарастающее одиночество, душевная тревога, разочарование…
«Сумерки. Луна», Исаак Ильич Левитан — описание картины
Описание картины:
Полотно «Сумерки. Луна» является ярчайшим представителем жанра «пейзаж настроения», созданного Исааком Левитаном. Такие картины можно читать как своеобразную автобиографию художника, так как в них – он сам: его мысли, чувства, события.
Автор картины уже болен, плохо себя чувствует. Он признан обществом, собратьями по цеху, но находится в натянутых, холодных отношениях с лучшим другом – писателем А.П. Чеховым. У него болит сердце и ходит ещё молодой (ему нет и 40) Исаак Ильич, опираясь на палку. Оттого и его полотно меланхоличное, хмурое и какое-то одинокое.
Картина визуально разделена на две половины — бескрайнее небо с одиноким кружком луны и безграничная водная гладь, отражающая всё то же небо, и всю ту же луну. Ни души, ни дуновения ветерка, лишь чуть заметная рябь на воде.
Диссонансом голубой палитре выступают густо-оранжевые деревья, жёлтая трава по берегам, тёмная стать высоких сосен. Композиционно всё гармонично и точно выверено. Нагруженная правая сторона с лихвой сбалансирована двумя одинокими, тонкими, почти голыми деревцами, этим самым ровно распределяя внимание зрителя по полотну. Эта филигранность и тонкость так свойственна Левитану.
С одной стороны мы видим осенний пейзаж во всей своей «левитановской» красоте – с характерной палитрой, структурой, элементами и настроением. С другой стороны, зная биографию автора картины, можно представить работу в виде одной из последних глав его жизни. Пройдёт меньше года и Исаака Левитана не станет. Что же было в этой последней главе – нарастающее одиночество, душевная тревога, разочарование…
Источник
Сумерки луна исаака левитана
Вы используете устаревший браузер. Пожалуйста, обновите его.
Коллекция Государственного Русского музея
Сумерки. Луна
Пост. в 1901 с посмертной выставки произведений И. И. Левитана
Экспонирование Флигель Росси, Зал 40Открыть панораму зала в виртуальном туре
Период Конец XIX – начало XX века
Категория Пейзаж
Ключевые слова Эпоха Николая II (1894-1917) | лесной пейзаж | вечер | осень Поделиться
Мотив спускающихся на землю сумерек часто привлекал художника. Очарование этого умиротворенного состояния природы особенно проникновенно передавалось им в поздние годы жизни. Картина „Сумерки. Луна“ была исполнена в период, отмеченный напряженными творческими раздумьями мастера, ищущего средства максимальной эмоциональной выразительности образа, стремящегося к остроте его звучания. Русский музей. От иконы до современности. 2005. С. 221. Художник писал: «Нет лучше страны, чем Россия… Только в России может быть настоящий пейзажист». Реалистический пленэрный пейзаж в его творчестве достигает наивысшего расцвета благодаря поэтической одухотворенности, лаконизму и интимной печальной интонации.
Методические материалы на образовательном портале «Здравствуй, музей».
Источник
Описание картины Исаака Левитана «Сумерки. Луна»
Сумерки. Луна. Исаак Левитан, 1899 год, Русский музей, Питер, Фото: muzei-mira.com
Название
Сумерки. Луна
Страна, художник
Россия, Исаак Левитан
Год
1899
Жанр
рейаж
Где хранится
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Материалы
холст, масло
Как и многие другие полотна автора, эта картина – пейзаж настроения. Работу можно считать автобиографичной, в таких работах остаются чувства и переживания, аллегория мыслей и бытия.
Исаак Ильич уже болеет чувствует себя нехорошо, у него проблемы с сердцем, хоть ему всего лишь сорок, передвигается он уже, опираясь на палку. Хоть Левитан уже признан обществом, но со многими своими друзьями, в том числе с писателем Антоном Чеховым находится в достаточно прохладных отношениях. И творчество его в этот период такое же хмурое, исполненное хандры. Визуально композиция состоят из двух половин – освещенное полной луной, бесконечное ночное, осеннее, низкое небо и тихая водная ширь, отражающая небесное ночное светило. Тишина такая, что кажется слышно, как срывается с ветки осенний желтый листок, ни ветерка, ни шороха, ни звука, только легкое мерцание луны на водной глади.
В серо-синем ночном окружении, освещенный огромной луной, стоит осенний лес. Пожелтевшая трава, разноцветные, от красного до желтого, еще не улетевшие с деревьев листья, темные кляксы высоких старых сосен. Все природно и очень гармонично.
Два тонких, одиноких, почти облетевших дерева в левой части композиции, удачно перекликаются с густым лиственным и хвойным лесом справа. Такая информационная нагрузка равномерно распределяет внимание зрителей. Подобные приемы чередования достаточно часто применяются Левитаном, очень свойственна манера подачи.
Отражающиеся в воде деревья и камыши визуально увеличивают полоску леса почти вдвое. Характерная для мастера палитра и игра тонов делает произведение с одной стороны узнаваемым, а с другой стороны, если задуматься о периоде жизни автора, в который была написана картина «Сумерки. Луна», можно понять, что это своего рода прощание. Последние главы из жизни художника.
Меньше, чем через год Исаака Левитана не станет. Его последний период в жизни отметится одиночеством, болью, разочарованием, душевными страданиями. Все это, несомненно, ляжет на холсты живописца, как прощание на века.