«Сумерки. Луна», Исаак Ильич Левитан — описание картины
Описание картины:
Полотно «Сумерки. Луна» является ярчайшим представителем жанра «пейзаж настроения», созданного Исааком Левитаном. Такие картины можно читать как своеобразную автобиографию художника, так как в них – он сам: его мысли, чувства, события.
Автор картины уже болен, плохо себя чувствует. Он признан обществом, собратьями по цеху, но находится в натянутых, холодных отношениях с лучшим другом – писателем А.П. Чеховым. У него болит сердце и ходит ещё молодой (ему нет и 40) Исаак Ильич, опираясь на палку. Оттого и его полотно меланхоличное, хмурое и какое-то одинокое.
Картина визуально разделена на две половины — бескрайнее небо с одиноким кружком луны и безграничная водная гладь, отражающая всё то же небо, и всю ту же луну. Ни души, ни дуновения ветерка, лишь чуть заметная рябь на воде.
Диссонансом голубой палитре выступают густо-оранжевые деревья, жёлтая трава по берегам, тёмная стать высоких сосен. Композиционно всё гармонично и точно выверено. Нагруженная правая сторона с лихвой сбалансирована двумя одинокими, тонкими, почти голыми деревцами, этим самым ровно распределяя внимание зрителя по полотну. Эта филигранность и тонкость так свойственна Левитану.
С одной стороны мы видим осенний пейзаж во всей своей «левитановской» красоте – с характерной палитрой, структурой, элементами и настроением. С другой стороны, зная биографию автора картины, можно представить работу в виде одной из последних глав его жизни. Пройдёт меньше года и Исаака Левитана не станет. Что же было в этой последней главе – нарастающее одиночество, душевная тревога, разочарование…
Сумерки. Луна — Исаак Ильич Левитан. 1899. Холст, масло. 49 x 61 см. Музей: Русский музей
Полотно «Сумерки. Луна» является ярчайшим представителем жанра «пейзаж настроения», созданного Исааком Левитаном. Такие картины можно читать как своеобразную автобиографию художника, так как в них – он сам: его мысли, чувства, события.
Автор картины уже болен, плохо себя чувствует. Он признан обществом, собратьями по цеху, но находится в натянутых, холодных отношениях с лучшим другом – писателем А.П. Чеховым. У него болит сердце и ходит ещё молодой (ему нет и 40) Исаак Ильич, опираясь на палку. Оттого и его полотно меланхоличное, хмурое и какое-то одинокое.
Картина визуально разделена на две половины — бескрайнее небо с одиноким кружком луны и безграничная водная гладь, отражающая всё то же небо, и всю ту же луну. Ни души, ни дуновения ветерка, лишь чуть заметная рябь на воде.
Диссонансом голубой палитре выступают густо-оранжевые деревья, жёлтая трава по берегам, тёмная стать высоких сосен. Композиционно всё гармонично и точно выверено. Нагруженная правая сторона с лихвой сбалансирована двумя одинокими, тонкими, почти голыми деревцами, этим самым ровно распределяя внимание зрителя по полотну. Эта филигранность и тонкость так свойственна Левитану.
С одной стороны мы видим осенний пейзаж во всей своей «левитановской» красоте – с характерной палитрой, структурой, элементами и настроением. С другой стороны, зная биографию автора картины, можно представить работу в виде одной из последних глав его жизни. Пройдёт меньше года и Исаака Левитана не станет. Что же было в этой последней главе – нарастающее одиночество, душевная тревога, разочарование…
Картину “Сумерки” написал русский художник Исаак Левитан в 1899 году.
Сумеречные мурашки в подарок Чехову
Великий художник был убежден, что назначение искусства — открывать людям красоту привычных картин, учить ценить их и очарование повседневности. Но “Сумерки” были созданы не только на основе этого убеждения, а в качестве подарка талантливому писателю Чехову, который в тот момент лечился на чужбине. Ему не хватало родных краев, их красот, и Левитан понимал его, как никто другой. С такой благой целью творился всеми признанный впоследствии шедевр.
Живописец запечатлел на полотне грань между светом и тьмой, небом и ночью. Все вокруг уже не залито отсветами красочного заката, но и ночной мрак еще не обуял мир. Царит затишье перед непродолжительным сном. Бледным пятном луна застыла на небосводе, и не отыскать рядом с ней ни единого облачка. Должно быть, ночь будет тиха и спокойна, как бывает в середине лета, когда все вокруг цветет и благоухает.
Зелень травы уже укрыта ночными тенями, которые подкрались совершенно незаметно, плотно скрыв и старательно уложенные стога, и полосу леса справа. Лишь одинокое дерево, верхушкой тянущееся к облакам, ясно различимо. Самодельная, но крепкая изгородь отделяет лес от ухоженной полянки, а у ее начала расположилась небольшая деревянная изба, своей простой архитектурой умело дополняющая живописную местность. Дальше — синеватые дали, которыми невозможно не любоваться.
Созерцание картины настраивает на умиротворенный лад, тянет немного помечтать и побродить по лесу в сумерках, вдохнуть вечерней прохлады и разлечься прямо на свежескошенной траве, ожидая появления первых звезд. Неспроста у зрителя возникают такие чувства: умелый художник использовал спокойные, мягкие оттенки, не режущие глаз. Синевато-сиреневый небесный склон, нежная зелень травы и другие естественные, приятные тона.
Левитан медленно от частей подводит к целому: а именно – прекрасному лику природы, готовящейся ко сну. Тут не важны детали, значим общий образ и мурашки, пробегающие по коже при взгляде на этот чудный пейзаж. Насладиться видом картины можно в Государственной Третьяковской галерее.
Источник
Сумерки луна левитан анализ
Вы используете устаревший браузер. Пожалуйста, обновите его.
Коллекция Государственного Русского музея
Сумерки. Луна
Пост. в 1901 с посмертной выставки произведений И. И. Левитана
Экспонирование Флигель Росси, Зал 40Открыть панораму зала в виртуальном туре
Период Конец XIX – начало XX века
Категория Пейзаж
Ключевые слова Эпоха Николая II (1894-1917) | лесной пейзаж | вечер | осень Поделиться
Мотив спускающихся на землю сумерек часто привлекал художника. Очарование этого умиротворенного состояния природы особенно проникновенно передавалось им в поздние годы жизни. Картина „Сумерки. Луна“ была исполнена в период, отмеченный напряженными творческими раздумьями мастера, ищущего средства максимальной эмоциональной выразительности образа, стремящегося к остроте его звучания. Русский музей. От иконы до современности. 2005. С. 221. Художник писал: «Нет лучше страны, чем Россия… Только в России может быть настоящий пейзажист». Реалистический пленэрный пейзаж в его творчестве достигает наивысшего расцвета благодаря поэтической одухотворенности, лаконизму и интимной печальной интонации.
Методические материалы на образовательном портале «Здравствуй, музей».
Источник
Описание картины Исаака Левитана «Сумерки. Луна»
Сумерки. Луна. Исаак Левитан, 1899 год, Русский музей, Питер, Фото: muzei-mira.com
Название
Сумерки. Луна
Страна, художник
Россия, Исаак Левитан
Год
1899
Жанр
рейаж
Где хранится
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Материалы
холст, масло
Как и многие другие полотна автора, эта картина – пейзаж настроения. Работу можно считать автобиографичной, в таких работах остаются чувства и переживания, аллегория мыслей и бытия.
Исаак Ильич уже болеет чувствует себя нехорошо, у него проблемы с сердцем, хоть ему всего лишь сорок, передвигается он уже, опираясь на палку. Хоть Левитан уже признан обществом, но со многими своими друзьями, в том числе с писателем Антоном Чеховым находится в достаточно прохладных отношениях. И творчество его в этот период такое же хмурое, исполненное хандры. Визуально композиция состоят из двух половин – освещенное полной луной, бесконечное ночное, осеннее, низкое небо и тихая водная ширь, отражающая небесное ночное светило. Тишина такая, что кажется слышно, как срывается с ветки осенний желтый листок, ни ветерка, ни шороха, ни звука, только легкое мерцание луны на водной глади.
В серо-синем ночном окружении, освещенный огромной луной, стоит осенний лес. Пожелтевшая трава, разноцветные, от красного до желтого, еще не улетевшие с деревьев листья, темные кляксы высоких старых сосен. Все природно и очень гармонично.
Два тонких, одиноких, почти облетевших дерева в левой части композиции, удачно перекликаются с густым лиственным и хвойным лесом справа. Такая информационная нагрузка равномерно распределяет внимание зрителей. Подобные приемы чередования достаточно часто применяются Левитаном, очень свойственна манера подачи.
Отражающиеся в воде деревья и камыши визуально увеличивают полоску леса почти вдвое. Характерная для мастера палитра и игра тонов делает произведение с одной стороны узнаваемым, а с другой стороны, если задуматься о периоде жизни автора, в который была написана картина «Сумерки. Луна», можно понять, что это своего рода прощание. Последние главы из жизни художника.
Меньше, чем через год Исаака Левитана не станет. Его последний период в жизни отметится одиночеством, болью, разочарованием, душевными страданиями. Все это, несомненно, ляжет на холсты живописца, как прощание на века.