Открытый урок в 1 классе «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Данный урок интересен тем, что дети в процессе урока сами узнают, что такое звёзды, когда мы их видим , а когда нет, и почему это происходит. На уроке используются различные формы работы, поэтому на нём некогда скучать ни учителю, ни ученикам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira.docx | 22.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по окружающему миру
«Почему Солнце светит днём,
учитель начальных классов
Урок окружающего мира «Почему солнце светит днём, а звёзды ночью»
Цель : формировать представления о звёздах, их формах и размерах
— дать детям представление о формах звёзд;
— обеспечить условия для формирования представлений о солнце – как источнике света;
— развивать интеллектуальные и практические умения детей;
-развивать навыки индивидуальной и групповой работы;
— воспитывать у детей наблюдательность и развивать мышление;
— воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки
Ожидаемые результаты урока: обучающиеся должны усвоить, что звёзды огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от земли, что Солнце – ближайшая к земле звезда.
— Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнёмся друг другу, развернёмся к нашим гостям: вашим родителям и учителям, улыбнёмся им. Тихо садитесь.
Нас сегодня ожидает удивительное путешествие. Куда? Об этом чуть позже. А вначале вы должны догадаться, о чём мы будем сегодня говорить. В этом нам поможет следующий сюжет. Смотрим на экран.
Что увидели? Есть предположения, о чём мы сегодня будем говорить? Смотрим дальше.
Что увидели? А теперь догадались?
Давайте проверим ваши предположения, прочитав тему сегодняшнего урока в учебнике. (У. с.32)
3 . Новый материал
Слайд 1 Итак, тема нашего урока: Почему Солнце светит днём, а (слайд 2 ) звёзды ночью.
Куда же мы должны отправиться, чтобы ответить на данный вопрос?
Конечно же, в космос. Готовы? Полетели ( слайд 3 ). Что же мы видим в космосе? ( слайд 4 ). А какой формы звёзды? (работа в группах – розданы карточки с формой круга, прямоугольника, звезды, треугольника; выберите нужную карточку и поднимите её.) Действительно, звёзды имеют форму круга, а точнее – шара. Звёзды – это пылающие шары. Приближаемся к солнцу ( слайд 5 ).
Слайд 6 А что такое солнце? (предположения детей)
Конечно, солнце это тоже звезда. А почему тогда мы солнце видим днём , а остальные звёзды ночью? (предположения детей)
Слайд 7 Посмотрите, как близко расположено солнце и как далеко остальные звёзды. Может, в этом всё и дело? Давайте проведём несложный эксперимент . Возьмите учебник и вытяните руки. Начинайте приближать учебник. Что видим? То же самое происходит и со звёздами. Чем предмет ближе, тем он и больше, чем дальше, тем меньше, даже если реальные размеры другие. А как размер влияет на то, что солнце мы видим днём, а звёзды ночью? Предполагаем.
Посмотрите вокруг. В нашем классе светло или темно? Можем сделать так, чтобы в классе было темнее? Закрываем шторы. Есть ли что-то в классе, что может сделать так, чтобы в классе стало снова светло? (фонарик, лампы). Давайте включим фонарик. Светлее? ( да, но не намного). Что нам напоминает свет фонарика? ( звёзды). Теперь включим лампы, а фонарик выключать не будем. Светлее стало? Что осветило помещение? Свет фонарика виден? ( нет ).
Какой вывод можем сделать? (Солнце создаёт день и мы не видим звёзды, а ночью, когда солнце не светит, мы звёзды видим).
Хорошо, мы ответили на вопрос, почему солнце светит днём, а звёзды ночью. А как происходит смена дня и ночи? Мы же с вами выяснили, что Солнце – звезда и она светит всегда, тогда день должен быть всегда?
Программа перволого поможет нам дать ответ, как день сменяет ночь и наоборот. Но вначале отдохнём.
Физ. Минутка ( слайды 8-17 )
Дети работают на компьютерах: создают тёмно-синий фон, на одну черепашку ставят солнце, на другую Землю. Земля вертится вокруг своей оси. Давайте это покажем. Программируем солнце на движение вокруг оси ( Земля 1, вертись 90, остановись 2.0, Земля 2 вертись 180, остановись 2.0, Земля 3 вертись 270, остановись 2.0, стрелочка – постоянно, готово ). Смотрим, что получилось. Всегда ли Солнце освещает всю поверхность Земли? (нет). Вывод – на той части Земли, которая освещается солнцем, день, а на другой – ночь . То есть, Солнце светит постоянно, но оно освещает только часть нашей планеты – на этой части ДЕНЬ, а на той части, которая отвернулась от солнышка, там НОЧЬ.
Летим дальше (слайд 18). Что видим? ( слайд 1 9 ). Правильно: мы видим Ковш – часть созвездия Большой медведицы. Звёзд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединили отдельные группы звёзд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звёздам люди дали имена.
Смотрим в учебник. На рисунке представлены несколько звёзд. Опираясь на рисунок, скажите, чем отличаются звёзды? ( размером, цветом). Назовите звёзды. Какая самая большая? А маленькая? Оказывается, жёлтые звёзды – самые маленькие и Солнце в том числе, но из-за того, что это самая ближайшая звезда, она кажется такой огромной и затмевает другие звёзды. Чтобы наглядно представить, как звёзды отличаются друг от друга по размеру, выполним практическую работу. Работаем в группах. На каждую группу выделены 4 кусочка пластилина. Почему? Каждая группа должна слепить все 4 звезды. Подумайте, кто какую звезду будет лепить, сколько пластилина понадобится. Участник каждой группы должен знать название своей звезды.
Выходят дети, которые слепили Солнце. Покажите свою звезду. Садитесь. Кто слепил Регул? Садитесь. Сириус? Садитесь. Альдебаран? Все молодцы! С заданием вы справились.
Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва. Найдите его в учебнике. А теперь на звёздном небе ( слайд 20 ). Трудно?
Чтобы легче находить созвездия учёные придумали соединять звёзды или дорисовывать реальные образы воображаемыми линиями. Слайд 21 .
Опираясь на картинку в учебнике и на экране попробуйте создать созвездие льва в программе перволого. Создайте чёрное небо, в формах в самом низу найдите белый круг, по форме напоминающий звезду, и приступайте к работе. У всех получились замечательные созвездия.
Наше путешествие заканчивается. Что узнали?
Если останется время – работаем в тетради.
А у вас какое настроение? Урок понравился? Возвращаемся (слайд 22 ). Вы все молодцы, поднимаем правую руку вверх, опускаем на головку, похвалили себя. Урок окончен.
Источник
Урок по окружающему миру 1 класс. Тема «Почему Солнце светит днём, а звёзды — ночью?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Урок соответствует требованиям ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_1_klass_umk_shkola_rossii.docx | 60.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Гриднева Мария Борисовна
МБОУ СОШ № 101, 1 «А»
Почему Солнце светит днём, а звёзды — ночью?
Место урока в разделе
открытие новых знаний
формировать представления о звёздах, Солнце и созвездиях
- познакомить с целями и задачами раздела;
- формировать представление о звездах, Солнце как ближайшей к Земле звезде;
- познакомить с созвездием Льва
Планируемые результаты изучения темы
- изготавливать модели Солнца, звёзд.
Ученик получит возможность научиться :
- повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность.
Ученик получит возможность научиться :
- планировать своё высказывание;
- сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради.
Ученик получит возможность научиться :
- контролировать свои действия в классе;
- выражать в речи свои мысли и действия.
- понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий.
Ученик получит возможность формирования:
- готовности целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности;
- способности осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи.
- положительное отношение к школе и учебной деятельности
Кроссворд, звёздочки, коробки (белая, желтая, красная)
Преподаватель приветствует учащихся.
Учащиеся приветствуют преподавателя.
Актуализация пройденного материала.
Повторение пройденного материала, выполнение заданий.
Учитель предлагает детям поработать с кроссвордом
Задаёт вопросы (кроссворд)
-Вот мы с вами и повторили то, что вы ранее изучали.
-А мы переходим к следующему разделу.
-Прочитайте на странице 31 название следующего раздела.
-Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
______________________________
-Ребята, Муравьишка приготовил для вас новый вопрос.
-Давайте прочитаем его.
-Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке.
Озвучивает задачи урока:
1.Узанем, что такое Солнце.
2.Научимся изготавливать модели звёзд.
3.Узнаем о созвездие Льва.
Словесные, наглядные методы.
Фронталь-ная и инди-видуальная форма работы.
Поддерживать учебный диалог
— Почему Солнце светит днём, а звёзды — ночью?
Дети предполагают о чём будет говориться на уроке.
— О солнце и звездах.
-выражать в речи свои мысли и действия.
-сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
-планировать своё высказывание
Работа по теме урока
-Ребята, почему говорят, что Солнце светит днём, а звёзды- ночью?
(Солнце не просто светит днём, оно само создаёт день. Когда Солнце восходит и освещает Землю, начинается день. А когда Солнце заходит, начинается ночь. Тогда-то и становиться видны звёзды, которые светят слабее Солнца.)
— Скажите, что такое Солнце?
Что такое Солнце?
Эл. Приложение (демонстрация, фрагмент о Солнце)
( Солнце — это огромный огненный шар. Температура на поверхности Солнца — 6000 градусов. На самом деле Солнце очень большое. Оно в 109 раз больше Земли. Солнце — шар-великан. Оно кажется нам маленьким кружочком лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии.
Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землей, это выглядело бы как большой футбольный мяч рядом с горошинкой.
От Земли до Солнца 150 млн км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают и освещают нашу планету.
Без Солнца не было бы жизни на Земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им дает Солнце. Это поняли еще древние люди и поклонялись Солнцу, как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали его восход по утрам.
Солнце — это ближайшая к Земле звезда, это центр солнечной системы. Наша планета Земля — одна из девяти планет солнечной системы .)
Источник
Урок по природоведению.Солнце. 1 класс.
Общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней № 8
Открытый урок по природоведению в
Тема: Солнце. Почему бывает лето, осень, зима и весна.
Подготовила учитель начальных классов Берзина Е.А.
Цель: формировать представление о Солнце, о зависимости жизни растений и животных, людей от солнечного тепла и света, развивать наблюдательность, логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи на основе наблюдений, расширять кругозор учащихся, воспитывать чувство любви к окружающему миру, умение заботится о собственном здоровье.
І . Организационный момент
Стали ровненько, ребята!
Был звонок, учиться надо.
Всем хочу я пожелать
На уроке нет зевать,
На вопросы отвечать,
Чаще руку поднимать.
И садитесь удобней.
— А если так – начинаем урок! Я хочу вам подарить урок тёплый, ясный, радостный
— Какие эмоции у вас возникают, когда вы получаете подарки?
— Я хочу, чтобы с таким настроением вы получали новые знания!
ІІ. Повторение изученного материала.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка.и трава,
Горы, воздух и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг – природа!
Что такое природа?
Что мы относим к живой природе?
— Чем живая природа отличается от неживой природы?
-Что мы относим к неживой природе?
Что не относится к природе?
Какие предметы живой и неживой природы есть у вас дома?
Назовите ваши домашние вещи, созданные человеком?
Почему природу нужно беречь, любить и уважать?
ЗАДАНИЕ 1. Распределить рисунки на 3 групп ы.
ЗАДАНИЕ 2. Рассказать о животных на рисунке. К какой природе они относятся?
ЗАДАНИЕ 3. Отгадать загадки, объяснить к какой природе они относятся отгадки.
— Молодцы, ребята! Вы порадовали меня своими знаниями, поэтому моё настроение похоже на какой-то предмет в голубом небе и я дарю его вам. А что это, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
И лучами обнимает. (солнце)
ІІІ . Сообщение темы и целей урока.
— Сегодня мы с вами познакомимся с темой: Солнце. Почему бывает лето, осень, зима и весна», продолжим учиться, познавать природу с помощью наблюдений.
— Как вы думаете, для чего нам нужна эта тема?
Солнце спит и небо спит,
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало.
Вдруг повеял ветерок,
Небо тучей заволок,
И деревья раскачал.
Дождь по крышам застучал,
Барабанит дождь по крышам
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спрятались за тучи,
Ни один не виден лучик.
IV . Изучение нового материала.
Проводником нашего урока будет девиз: «Веди нас, солнышко в пути –
Знанья новые дари!»
Создание «Ассоциативного куста» (пальминг для глаз)
— Разогрейте свои ладошки, закройте глазки и согрейтеих, Представьте, что это солнышко согревает ваши глазки своим теплом.
А что ещё вы представляете при слове солнце?
— А что ещё вы знаете о солнце?
Давайте проведём небольшой опыт:
— Закройте глаза на несколько секунд.
— Солнце перестанет светить, что случится?
— Как изменится наша жизнь?
— Какой сделаем вывод?
3. Рассказ учителя.
Мы ежедневно встречаемся с Солнцем, но никогда не задумывались о его значении для жизни на Земле. Оно беспрерывно посылает нам на Землю свет и тепло. С давних времён Солнце почитали все, считали его святым. С ним связано очень много чудес, легенд, сказок. По Солнцу, его цвету и поведению на небе люди определяли погоду и некоторые события. Старые люди говорят: «До тех пор, пока сиять будет в чистых небесах золотистое светило, будет продолжаться земной путь».
– И это действительно так! Так давайте поближе познакомимся с Солнцем.
3.Работа с учебником. (С. 48)
— Как высоко находится Солнце в течении дня?
— Почему летом утром и вечером прохладнее, а в полдень жарко?
— Ребята, посмотрите, какие солнышки появились у нас в кабинете, да ещё и о чём-то спорят…
Заспорили как – то между собой Солнышко (жучок) и Подсолнечник: кто главнее – животные или растения.
Подсолнечник: Без нас, как еды, не смогли бы прожить ни единого дня. И жильё вы своё строите на деревьях и кустах. Мы и воздух для вас очищаем от пыли и грязи. Ну что б вы, животные, без нас делали? Ничего! Даже дышать не смогли бы!
Солнышко: А без нас, ваши цветы никогда не давали бы плодов! И кто вам помогал расселится по свету, если бы не мы? А ещё мы улучшаем почву, в которой вы растёте, а ещё…. а ещё….
Солнце: Не стоит ссориться. У каждого из вас своя роль на этой планете. У матушки – Земли нет хороших или плохих, полезных или ненужных детей – растений или животных. Но без меня, Солнца, невозможна ваша жизнь. Я разгоняю тьму ночи, я согреваю вас. Моя энергия распределяется между всеми живыми организмами.
— Дейсвительно, Солнце даёт всему жизнь на Земле. Ежегодно благодаря Солнцу вырастают тысячи видов растений, которые кормят тысячи видов животных.
Кроме того, именно от высоты Солнца над Землёй зависит смена времён года — зимы, весны, лета, осени. От его высоты над Землёй в течении суток зависит количество тепла, которое оно посылает на Землю утром, днём и
IV . Закрепление изученного материала
Работа с учебником. (с. 50)
Чтение учителем и детьми.
— Что вы нового узнали о Солнце?
2. Работа с тетрадью (с. 27-28
а) работа в парах. Взаимопроверка.
— Подпишите названия времён годо к рисункам.
— Соедините стрелочками явления природы с названиями времён года.
б) Игра « Найди ошибку».
Художник много рисовал, устал – стал невнимательным, допустил ошибки. Помоги художнику.
VII . Итог урока. Рефлексия.
— С какой темой мы сегодня с вами познакомились?
— Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?
— Я всех благодарю за урок, за вашу старательность, любознательность.А сейчас небольшой сюрприз от ваших одноклассников! Закончим наш урок песней и клипом про Солнышко.
Встану я до солнышка,
Только бы успеть.
Буду я для солнышка
Ты всегда со мною.
Рано утром во дворе,
Мягкие, как вата,
Бегают под солнышком
Ты всегда со мною.
Девочки и мальчики
С солнышком играют.
Девочки и мальчики
Всех согреет солнышко,
Поиграй со мною.
Будем завтра, солнышко,
Снова мы с тобою.
(Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима Борисова)
Источник
➤ Adblockdetector