Сверкало холодное серебряное солнце
— Но где же весна-то? — спросите вы.
А разве не весеннее радостное чувство наполняло душу за весь этот веселый, солнечный день нашего путешествия в деревню? Разве не с весенним чувством открывал я глаза, проснувшись на другое утро в детской?
В больших комнатах нашего старинного дома с утра всегда стоял синий полусумрак. Это оттого, что дом был окружен садом, а стекла окон сверху донизу зарисовал мороз серебряными пальмовыми листьями, перламутровыми, узорчатыми папоротниками. Еще до чаю я успевал обегать все комнаты, осмотреть все эти рисунки, сделанные морозом за ночь, и даже — побывать в сенцах, где стоят лыжи.
— Папа, я пойду покатаюсь немного, — робко говорил а отцу тотчас после чаю.
Отец пристально смотрел на меня и с улыбкой отвечал:
— Ах ты, дикарь этакий! Настоящий вогул! Ведь еще холодно, нос отморозишь.
— Я только на минутку.
— Ну, если так, — беги!
— Я вогул, я вогул, — кричал я, подпрыгивая от радости и поспешно снаряжаясь в путь.
Резкий, морозный воздух так и охватит всего, когда выйдешь из дому. За садом еще холодно краснеет заря. Солнце только что выкатилось огнистым шаром из-за снежного поля; но вся картина села уже сверкает яркими и удивительно нежными, чистыми красками северного утра. Клубы дыма алеют и медленно расходятся над белыми крышами. Сад — в серебряном инее. Туда-то мне и нужно! И, став на лыжи, окруженный гончими, я спешил забраться в самую чащу, где можно с головой утонуть в снегу.
— Я вогул! — кричал я собакам, пробираясь по пушистому снегу к пруду под садом.
Там, на старых ракитах, до полудня держится густой, махровый иней. Весело отряхать его и чувствовать, как он осыпает лицо своим холодным пухом! А еще веселее смотреть, как на пруде работники прорубают проруби и баграми вытаскивают из воды огромные льдины. Словно квадраты светлых горных хрусталей, сияют они на солнце, играя зеленоватыми и синими переливами.
К обеду солнечный день окончательно разыгрывается. С навеса крыльца падают капели. Как слоновая кость, блестят по деревенскому выгону отшлифованные ухабы дороги.
«Весна, весна близко!» — думаешь, прикрывая глаза под лаской солнца.
И весь день не хочется уходить со двора! Все радует. Забредешь ли на двор, где около яслей дремлют, изредка глубоко вздыхая и раздувая бока, меланхоличные коровы, бродят похудевшие за зиму лошади и жмутся в кучу овцы; пройдешь ли на гумно и слышишь по дороге, как возятся и трещат воробьи в кустах акаций, как они вдруг снимаются всей своей шумной стаей и дождем сыплются на крышу риги, — все радует. А на гумне, в затишье скирдов и соломенных валов, забитых снегом, особенно уютно. Хорошо полежать под солнцем в омете, в соломе, которая так резко пахнет мышами и снегом!
И весь праздник проходил у меня в этом очаровании солнечными днями, в светлых грезах о близкой весне. Забудешь, бывало, об уроках, забудешь даже лыжи, и все сидишь в освещенной солнцем зале, все глядишь на далекие, снежные поля, которые уже блестят по-весеннему золотистою слюдою крепкого наста.
Источник
Сверкало холодное серебряное солнце
Среди книг, которые оказали значительное влияние на духовное развитие нашего народа, одно из первых мест занимает трилогия Максима Горького «Детство», «В людях» и «Мои университеты». Почти каждого человека со школьных лет сопровождает волнующая история детства Алеши Пешкова, мальчика, прошедшего через столько испытаний, образ его бабушки — один из самых возвышенных женских образов русской литературы.
На каждое поколение по-разному действовали повести Горького, — в них черпали и знание народной жизни, и ненависть к мещанству, к непосильной тяжести рабочего труда и угнетению, и силы протеста против покорности; в этих повестях видели призыв к творческой активности, к самообразованию, к учению, пример того, как, несмотря на нищету и бесправие, человек может пробиться к культуре. Они служили источником веры в силы народные, примером нравственной стойкости.
Повести «Детство» и «В людях» написаны Горьким в 1913–1914 годах и с тех пор вошли в мировую классику автобиографического жанра вместе с такими шедеврами русской литературы, как «Былое и думы» А. Герцена и «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Толстого. Позднее, в 1923 году, были написаны «Мои университеты», и таким образом сложилась законченная, по толстовскому примеру, трилогия.
Если у Толстого история героя — это прежде всего история его исканий, его требований к себе, биография аналитическая, то горьковская трилогия насыщена действием, она автобиографична, она жизнеописание, она состоит из поступков и событий. В то же время это не только описание частной жизни, не история отдельной личности, это именно повести, произведения, имеющие художественную силу обобщения. Их материал при всей точности фактов, событий отобран не по законам памяти и знаний взрослого человека, а по законам писательского таланта. Он создает галерею типов дореволюционной России, образы, живущие независимо от биографии героя.
Горький сообщает нам в «Детстве» не то, что ему известно, а то, что могло быть известно ребенку. Детское видение мира имеет свои пределы, и автор с поразительной точностью соблюдает их. Окружающее открывается перед маленьким Алешей отдельными малосвязными сценами, картинками, смысл и трагизм которых он еще не в силах оценить. Смерть отца, и тут же, у гроба, рожающая мать — это мучительное, невероятное стечение обстоятельств с первой же страницы погружает нас в стихию достоверной жизни. И, начиная с этой сцены, покоряющей силой и особенностью книги становится именно правда, мужество правды. Здесь все подлинно. И в этом отличие ее от других книг подобного жанра. Автор не привносит сюда взрослого своего понимания людей, своих знаний и опыта. Здесь ничего не делается для занимательности, нет никаких литературных приемов, нет обязательной завершенности, сведения концов с концами… Многого из жизни Алеши Пешкова мы так и не узнаем — как, почему расстраивается состояние деда, куда время от времени исчезает мать, почему вдруг приходится переезжать в другой дом… С годами иногда, из рассказов бабушки, какие-то обстоятельства разъяснятся, но многое для мальчика и для нас так и останется неизвестным. И, как ни странно, такая неполнота, непонятность происходящего помогает нам лучше увидеть мир глазами героя.
Трилогия воссоздает огромную панораму жизни рабочей России конца девятнадцатого века. Воссоздает с размахом, с неумолимым реализмом, требующим от писателя не только честности, но подчас художественной смелости.
Одна за другой обступают нас судьбы людей разных сословий, разных профессий — красильщики, иконописцы, приказчики, купцы, прачки, кочегары, матросы, проститутки… Их десятки, нет, наверное, сотни людей, и каждый неповторим, у каждого не только своя история, но и свое понимание жизни, свои противоречия, своя мудрость, западающая в душу мальчика, а затем подростка. Впечатление густонаселенности усиливается еще и яркостью каждого персонажа, они все отдельные, все личности значительные, сильные, бунтари, блаженные, чудаковатые, а если, допустим, и не сильные, то все равно у большинства из них есть что-то особенное, своя загадка, своя идея, свои отношения с богом, с деньгами, с любовью, с книгами… И все это не сочинено и даже не увидено. Это найдено в жизни. Алеша Пешков постоянно, пытливо ищет ответа на вечные вопросы жизни. Ему интересен каждый человек, хочется понять, почему так, а не иначе живут люди. В этом особенность его характера. Он не наблюдатель, не собиратель, он герой деятельный, ищущий. Ответы этих людей — противоречивые, парадоксальные, переливающиеся неожиданным смыслом — плотно насыщают трилогию философской мыслью. В повестях не утихает полемика. Сами того не подозревая, все эти люди полемизируют, высказывания их сталкиваются, сшибаются непримиримо.
«В детстве, — писал Горький, — я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою кто чем мог. Часто мед этот бывал грязен и горек, но всякое знание — все-таки мед».
Многое в жизни Алеши Пешкова сделали книги. Они помогали познать огромность мира, красоту его и разнообразие. Книги не вообще, а книги конкретные. Алеша рассказывает, что именно ему нравилось, что и как он понимал. Он жадно читал все, что попадалось — бульварщину, книги авторов второстепенных, случайных, ныне забытых, вперемешку с классиками: романы Салиаса, Вашкова, Эмара, Ксавье де-Монтепэна, стихи Граве, Стружкина, «Предание о том, как солдат спас Петра Великого», «Песни» Беранже, сказки Пушкина, «Тайны Петербурга», романы Дюма… (Из текста горьковской трилогии можно составить длинные списки прочитанных им книг, с его аннотациями-оценками и провести интереснейшие исследования о круге чтения Алеши Пешкова.)
Он сам учится отличать хорошую книгу от плохой. Ему надо дважды перечесть «Предание», чтобы понять, что книга эта слабая. Интересно следить, как формируется, оттачивается вкус мальчика. В беспорядочном его чтении было свое преимущество — оно тренировало ум; он учился ориентироваться в книжном море, он был свободен от школьных авторитетов. Так он самостоятельно понял, почувствовал гений Пушкина: «Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать ее было неловко». Надо, впрочем, заметить, что эстетическое восприятие Алеши было подготовлено в значительной мере незаурядным поэтическим даром его бабушки. С детских лет слушая ее песни и сказки, он остро чувствовал игру самоцветным словом, любование красотой, богатством родного языка.
Любимые свои книги Алеша пересказывал кому угодно — денщикам, матросам, приказчикам, читал вслух, и люди жадно слушали его, иногда ругались, высмеивали, но зато и вздыхали и восхищались…
А он взахлеб читал и читал: Аксакова, Бальзака, Соллогуба, Буагобэ, Тютчева, Гонкура… Книги очищали душу, придавали уверенность: он не один, на земле не пропадет. Он сравнивал жизнь с книгами и понимал, что «черный народ» в Париже не таков, как в Казани, держится смелее, независимее, не молится богу так яростно. Но он начинает и критически оценивать выдуманность книжных отношений героев, отделять великие произведения от посредственных.
Ракамболь учил его быть стойким, герои Дюма внушали желание отдать себя какому-то важному делу. Он передает свои впечатления о Тургеневе, Вальтере Скотте. «Бурса» Помяловского похожа на жизнь иконописной мастерской: «Мне так хорошо знакомо отчаянье скуки, перекипающее в жестокое озорство». Или: «Диккенс остался для меня писателем, перед которым я почтительно преклоняюсь, — этот человек изумительно постиг труднейшее искусство любви к людям».
Трудно назвать другие произведения, в которых вот так же подробно описывались бы книги, впечатление от них, их влияние на жизнь человека.
Источник
Обобщение по теме «Обособленные определения и обстоятельства» Обобщение по теме «Обособленные определения и обстоятельства» — презентация
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемippk.amur.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » Обобщение по теме «Обособленные определения и обстоятельства» Обобщение по теме «Обособленные определения и обстоятельства»» — Транскрипт:
1 Обобщение по теме «Обособленные определения и обстоятельства» Обобщение по теме «Обособленные определения и обстоятельства»
2 Обособляются, выделяясь интонацией при произнесении и запятыми на письме Любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению. Она, совсем измученная дорогой, не могла идти дальше. Любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению. Она, совсем измученная дорогой, не могла идти дальше. Стоящие после определяемого существительного: 1)согласованные распространённые определения и приложения; Небо, полное грозою, всё в зарницах трепетало. 2) согласованные нераспространённые однородные определения. Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю Стоящие после определяемого существительного: 1)согласованные распространённые определения и приложения; Небо, полное грозою, всё в зарницах трепетало. 2) согласованные нераспространённые однородные определения. Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю Стоящие перед определяемым существительным: 1)имеют добавочное обстоятельственное значение причины: Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой. 2)имеют добавочное обстоятельственное значение уступки: Раненный осколком, капитан Сабуров не покинул строя. Стоящие перед определяемым существительным: 1)имеют добавочное обстоятельственное значение причины: Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой. 2)имеют добавочное обстоятельственное значение уступки: Раненный осколком, капитан Сабуров не покинул строя.
3 Задание. Рассмотрите схемы, определите причины обособления определений и приложений. 1.[сущ., /определ., выр. причастным обор./, …..] 2.[/ определ., выр. причастным обор./, л. мест.] 3.[/ определ., выр. причастным обор/, сущ. …] 4.[/распростр. прилож/, сущ. …] Задание. Рассмотрите схемы, определите причины обособления определений и приложений. 1.[сущ., /определ., выр. причастным обор./, …..] 2.[/ определ., выр. причастным обор./, л. мест.] 3.[/ определ., выр. причастным обор/, сущ. …] 4.[/распростр. прилож/, сущ. …]
4 Задание. Выписать предложение, соответствующее правилу «Обособляются любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению. 1.Листья клёнов, похожие на лапы, резко выделялись на жёлтом песке аллей. 2.Над рекой повис густой туман, белый, страшный. 3.Утомлённый новыми впечатлениями, я заснул ранее обыкновенного. Задание. Выписать предложение, соответствующее правилу «Обособляются любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению. 1.Листья клёнов, похожие на лапы, резко выделялись на жёлтом песке аллей. 2.Над рекой повис густой туман, белый, страшный. 3.Утомлённый новыми впечатлениями, я заснул ранее обыкновенного.
5 Задание. Выписать предложение, соответствующее правилу «Обособляются согласованные распространённые определения, стоящие после определяемого существительного» 1.Ветер, сырой, холодный, пронизывающий, стучит в окна. 2.Тишина громадных комнат, нарушаемая только изредка пением дрозда, нагоняла зевоту. 3.На митингах мы, газетчики, узнаём много новостей. Задание. Выписать предложение, соответствующее правилу «Обособляются согласованные распространённые определения, стоящие после определяемого существительного» 1.Ветер, сырой, холодный, пронизывающий, стучит в окна. 2.Тишина громадных комнат, нарушаемая только изредка пением дрозда, нагоняла зевоту. 3.На митингах мы, газетчики, узнаём много новостей.
6 Задание. Выписать предложение, соответствующее правилу «Обособляются согласованные нераспространённые определения, стоящие после определяемого существительного» 1.Ветер, сырой, холодный, пронизывающий, стучит в окна. 2.Тишина громадных комнат, нарушаемая только изредка пением дрозда, нагоняла зевоту. 3.На митингах мы, газетчики, узнаём много новостей. Задание. Выписать предложение, соответствующее правилу «Обособляются согласованные нераспространённые определения, стоящие после определяемого существительного» 1.Ветер, сырой, холодный, пронизывающий, стучит в окна. 2.Тишина громадных комнат, нарушаемая только изредка пением дрозда, нагоняла зевоту. 3.На митингах мы, газетчики, узнаём много новостей.
7 Задание. Выписать предложение, соответствующее правилу «Обособляются согласованные распространённые определения, стоящие перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение» 1.Цветная осень, вечер года, мне улыбается светло. 2.Изумлённый его словами, Митя не сразу нашёл подходящий ответ. 3.Санкт-Петербург, крупнейший культурный научный и промышленный центр нашей страны, расположен на берегах реки Невы. Задание. Выписать предложение, соответствующее правилу «Обособляются согласованные распространённые определения, стоящие перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение» 1.Цветная осень, вечер года, мне улыбается светло. 2.Изумлённый его словами, Митя не сразу нашёл подходящий ответ. 3.Санкт-Петербург, крупнейший культурный научный и промышленный центр нашей страны, расположен на берегах реки Невы.
8 Приложение с союзом как Обособляется имеет значение причинности: Валерию, как уроженцу юга, трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики (ср.: Валерию, так как он был уроженец юга, трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики). Обособляется имеет значение причинности: Валерию, как уроженцу юга, трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики (ср.: Валерию, так как он был уроженец юга, трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики). Не обособляется имеет значение «в качестве»: Все знают Семёнова как хорошего слесаря. Не обособляется имеет значение «в качестве»: Все знают Семёнова как хорошего слесаря.
9 Задание. Спишите, расставьте знаки препинания, применяя правило. 1.Он был известен как человек большой отваги. 2.Герасиму как отличному работнику тут же дали в руки косу. 3.Дуб как очень крепкое дерево применяется для изготовления паркета. 4.Наш сад как проходной двор. Задание. Спишите, расставьте знаки препинания, применяя правило. 1.Он был известен как человек большой отваги. 2.Герасиму как отличному работнику тут же дали в руки косу. 3.Дуб как очень крепкое дерево применяется для изготовления паркета. 4.Наш сад как проходной двор.
10 Задание. Подберите к подлежащему сказуемое, выраженное глаголом. Дополненное предложение запишите. Почему в исходных предложениях не запятой перед союзом как? Образец: Озеро как море. — Озеро, как море, шумит при сильном ветре. 1.Лес как сказка. 2.Капли дождя как слезы. Задание. Добавьте оборот с союзом как в каждое предложение. 1)Сосна возвышается посредине поляны. 2) Ветер подхватывает плот. Задание. Подберите к подлежащему сказуемое, выраженное глаголом. Дополненное предложение запишите. Почему в исходных предложениях не запятой перед союзом как? Образец: Озеро как море. — Озеро, как море, шумит при сильном ветре. 1.Лес как сказка. 2.Капли дождя как слезы. Задание. Добавьте оборот с союзом как в каждое предложение. 1)Сосна возвышается посредине поляны. 2) Ветер подхватывает плот.
11 Обособленные обстоятельства Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями, обстоятельства с предлогом несмотря на, Несмотря на поздний час, было душно. Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями, обстоятельства с предлогом несмотря на, Несмотря на поздний час, было душно. Обособляются обстоятельства причины, выраженные существительными с предлогами благодаря, согласно, вопреки, в силу, в случае, по причине, ввиду, вследствие, если они распространены и стоят перед сказуемым. Крейсеры, вследствие недостатка места в бухте, держались в открытом море Обособляются обстоятельства причины, выраженные существительными с предлогами благодаря, согласно, вопреки, в силу, в случае, по причине, ввиду, вследствие, если они распространены и стоят перед сказуемым. Крейсеры, вследствие недостатка места в бухте, держались в открытом море Не обособляются наречия и фразеологические обороты 1)Перевозчик грёб стоя. 2) Укорял он меня за то, что мы работаем спустя рукава. Не обособляются наречия и фразеологические обороты 1)Перевозчик грёб стоя. 2) Укорял он меня за то, что мы работаем спустя рукава.
12 Выписать предложения с обособленными обстоятельствами, выраженными существительными с предлогами. 1.Бульба по случаю приезда сыновей велел собрать весь полковой чин. 2.И запахи поля вдыхая мне радостно будет шагать. 3.Пронесся вихрь и будто догоняя его повалил липкий снег. 4.Вопреки нашим опасениям бабушка охотно отпустила нас в дальний лес. 5.В тот же день (не)смотря на хорошую погоду нам удалось пройти немного. 6.Опасно переходить улицу (не)смотря на светофор. 7.Я совсем растерялся не понимая что все это значит и стоя на одном месте бессмысленно смотрел в темноту. 8.На ночь мы укладывались один к одному в целях экономии тепла. 9.Четыре месяца назад я согласно его предписаниям покинул шхуну. 10.Поселковое собрание было согласно с мнением депутата. 1.Бульба по случаю приезда сыновей велел собрать весь полковой чин. 2.И запахи поля вдыхая мне радостно будет шагать. 3.Пронесся вихрь и будто догоняя его повалил липкий снег. 4.Вопреки нашим опасениям бабушка охотно отпустила нас в дальний лес. 5.В тот же день (не)смотря на хорошую погоду нам удалось пройти немного. 6.Опасно переходить улицу (не)смотря на светофор. 7.Я совсем растерялся не понимая что все это значит и стоя на одном месте бессмысленно смотрел в темноту. 8.На ночь мы укладывались один к одному в целях экономии тепла. 9.Четыре месяца назад я согласно его предписаниям покинул шхуну. 10.Поселковое собрание было согласно с мнением депутата.
13 Задание. Списать предложения, в которых есть обособленные члены предложения, расставить знаки препинания. 1.Дрожа волки трусили между деревьев стряхивая с шерсти дождинки и выбежав на опушку пошли гуськом. 2.Его черная ничем не прикрытая голова так и мелькала в кустах. 3.Настали темные тяжелые дни. 4.Солнце скрылось за передовым низким разорванным облаком. 5.Стояли ясные жаркие летние дни с росистыми короткими ночами. Задание. Списать предложения, в которых есть обособленные члены предложения, расставить знаки препинания. 1.Дрожа волки трусили между деревьев стряхивая с шерсти дождинки и выбежав на опушку пошли гуськом. 2.Его черная ничем не прикрытая голова так и мелькала в кустах. 3.Настали темные тяжелые дни. 4.Солнце скрылось за передовым низким разорванным облаком. 5.Стояли ясные жаркие летние дни с росистыми короткими ночами.
14 Задание. Списать предложения, в которых есть обособленные члены предложения, расставить знаки препинания. 1.Я видел женщину молодую прекрасную добрую. 2.Мы жили в подвале большого каменного дома. 3.Сырой холодный ветер мчался по улице. 4.На здании школы развивался большой красный флаг. 5.Был ясный январский день. 6.Сверкало холодное серебряное солнце. 7.Мы подошли к старому полуразрушенному сырому дому. 8.Погода была ненастная туманная неприятная. Задание. Списать предложения, в которых есть обособленные члены предложения, расставить знаки препинания. 1.Я видел женщину молодую прекрасную добрую. 2.Мы жили в подвале большого каменного дома. 3.Сырой холодный ветер мчался по улице. 4.На здании школы развивался большой красный флаг. 5.Был ясный январский день. 6.Сверкало холодное серебряное солнце. 7.Мы подошли к старому полуразрушенному сырому дому. 8.Погода была ненастная туманная неприятная.
Источник