1. Найдите среди данных предложений односоставное.
А) Веет с поля ночная прохлада.
Б) Осенний день шуршал ломкой листвой.
В) Свет луны во все концы.
Г) В лесу — запах прелой травы.
2. Определите тип предложения: Лед как сахар.
3. Какое из данных утверждений является неверным? Определенно-личные предложения — это:
А) односоставные предложения
Б) предложения, в которых сказуемое-глагол стоит в форме 3-го лица множественного числа настоящего (будущего) времени или в форме множественного числа прошедшего времени
В) предложения, в которых окончания глаголов достаточно определенно указывают на подлежащее
4. Найдите неопределенно-личное предложение.
А) Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес.
Б) Зачем все-таки человеку идти в горы по непроходимым тропам?
В) Наконец-то позвали меня.
Г) В классе тепло.
5. Определите тип предложения
В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час.
6. Какая схема соответствует предложению
Мне было жутко в холодном и сыром осеннем лесу, и я поспешил домой!
А) [двусост.], и [двусост.]
Б) [определенно-личн.], и [двусост.]
В) [безл.], и [двусост.]
7. Укажите предложение, строение которого соответствует схеме [двусост.], и [безл.].
(Знаки препинания не проставлены.)
А) Вспыхнул костер и все стали сушиться.
Б) Прогулка не состоялась из-за плохой погоды и мы все остались дома.
В) Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо.
Г) Минута — и вдруг туман сгущается.
8. Укажите определенно – личное предложение.
A) Уходим завтра в море.
E) После дела за советом не ходят.
9. Определенно – личное предложение это:
А) в котором имеется один главный член – подлежащее;
В) в котором только один главный член сказуемое, который выражается формой глагола 1 или 2 лица настоящего или будущего времени изъявительного или повелительного наклонения;
Г) в котором нет и не может быть подлежащего;
Д) в котором действие выражено глаголом – сказуемым, может относиться к любому лицу;
Е) в котором имеется подлежащее и сказуемое.
10. Определите неполное предложение.
А) Мне надо идти на стадион.
В) Пустынный уголок.
Г) Черёмуха расцвела в начале июня.
Д) Сегодня – лучший из всех дней.
Е) Что за прелесть эти сказки!
11. Определите тип односоставного предложения. Клюкву собирают на болотах в начале осени.
А) определенно – личное,
В) неопределенно – личное,
Д) обобщенно – личное,
12. Определите безличное предложение.
В) К вечеру похолодало.
Г) Плеск речной волны.
Д) Слезами горю не поможешь.
Е) Встаю в семь часов.
13. Определите назывное предложение.
А) Мне долго не открывали.
В) Тебе было трудно позвонить.
Г) Развели костер на берегу реки.
Е) Надо вовремя готовить уроки.
14. Вид односоставного предложения, где сказуемое выражено глаголом в форме III лица множественного числа настоящего, будущего времени или глагола прошедшего времени множественного числа.
A) определенно – личное предложение,
B) безличное предложение,
Г) назывное предложение,
Д) обобщенно – личное предложение,
E) неопределенно – личное предложение.
15. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
А. Луна зашла за мыс, и огня не стало видно.
Б. Под небом мертвенно-свинцовым угрюмо меркнет зимний день, и нет конца лесам сосновым и далеко до деревень.
В. Рощицы молодых осин толпятся на берегу, и все осиновые листья дружно блестят на солнце.
Г. Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики.
Источник
ТЕСТ ПО РУССКОМУУУ 12 ВОПРОСОВ СРОЧНОООО ПРЯМ НУЖНООО ОЧЕЕЕЕЕЕЕНЬ ПРОООООШУУ ВААААС ОЧЕЕЕЕНЬ НАД…
ТЕСТ ПО РУССКОМУУУ 12 ВОПРОСОВ СРОЧНОООО ПРЯМ НУЖНООО ОЧЕЕЕЕЕЕЕНЬ ПРОООООШУУ ВААААС ОЧЕЕЕЕНЬ НАДОООО
1. Укажите среди данных предложений односоставное
1.Не плачь ты попусту .
2.Часам к двум пополудни началась гроза.
3.Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.
4.Тротуары заливают асфальтом
2.Укажите среди данных предложений односоставное
1. Веет с поля ночная прохлада
2.Осенний день шуршал ломкой листвой
3.Свет луны во все концы
4.В лесу держался запах прелой травы
3.Укажите среди данных предложений односоставное
1.Тощие тени ложились на мокрый снег
2.Под дождик хорошо спится
3.Дорогой, видимо, давно никто не пользовался
4.Громко хрустел под ногами лёд
4.Укажите среди данных предложений односоставное
1.Над головами важно шумели сосны
2.Ещё держаться по ночам морозы
3.Цели ваши представляю довольно смутно
4.В тот год осенняя погода стояла долго на дворе
5. Определите тип предложения: Ночь как год
6.1. Укажите среди данных предложений односоставное
1.Не плачь ты попусту .
2.Часам к двум пополудни началась гроза.
3.Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.
4.Тротуары заливают асфальтом
2.Укажите среди данных предложений односоставное
1. Веет с поля ночная прохлада
2.Осенний день шуршал ломкой листвой
3.Свет луны во все концы
4.В лесу держался запах прелой травы
3.Укажите среди данных предложений односоставное
1.Тощие тени ложились на мокрый снег
2.Под дождик хорошо спится
3.Дорогой, видимо, давно никто не пользовался
4.Громко хрустел под ногами лёд
4.Укажите среди данных предложений односоставное
1.Над головами важно шумели сосны
2.Ещё держаться по ночам морозы
3.Цели ваши представляю довольно смутно
4.В тот год осенняя погода стояла долго на дворе
5. Определите тип предложения: Ночь как год
6.Определите тип предложения: За окнами светает
1. Односоставное
2. двусоставное
7.1. Укажите среди данных предложений односоставное
1.Не плачь ты попусту .
2.Часам к двум пополудни началась гроза.
3.Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.
4.Тротуары заливают асфальтом
2.Укажите среди данных предложений односоставное
1. Веет с поля ночная прохлада
2.Осенний день шуршал ломкой листвой
3.Свет луны во все концы
4.В лесу держался запах прелой травы
3.Укажите среди данных предложений односоставное
1.Тощие тени ложились на мокрый снег
2.Под дождик хорошо спится
3.Дорогой, видимо, давно никто не пользовался
4.Громко хрустел под ногами лёд
4.Укажите среди данных предложений односоставное
1.Над головами важно шумели сосны
2.Ещё держаться по ночам морозы
3.Цели ваши представляю довольно смутно
4.В тот год осенняя погода стояла долго на дворе
5. Определите тип предложения: Ночь как год
6.Определите тип предложения: За окнами светает
1. Односоставное
2. двусоставное
7.Определите тип предложения: Здесь мне хорошо отдыхается после однообразного пути
8.Определите тип предложения : На прощанье ему подарили турецкую саблю
1.Односоставное
2. Двусоставное
9.Какое из данных утверждений является НЕверным ?
Определённо-личные предложения — это ..
1.Предложения. в которых окончания сказуемых-глаголов определённо указывают на лицо и число местоимений (я, ты , мы, вы)
2.Односоставные предложения
3.Предложения, употребляющиеся только в разговорной речи
10.Какое из данных утверждений является НЕверным
1. В двусоставном предложении для понимания смысла необходимы два главных члена предложений
2.Сказуемое в безличном предложении может быть выражено безличной формой личного глагола
3.Односоставные предложения могут быть только нераспространёнными
4. Назывное предложение — это односоставное предложение, которое имеет один главный член — подлежащие
11.Какое из данных утверждений является НЕверным
1.Сказуемое в безличном предложении может быть только простым глагольным
2.Назывные предложения употребляются преимущественно в
художественной
литературе и рисуют место, время действия , обстановку
3.Односоставные предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными
4.Назывные предложения с частицами ВОН, ВОТ приобретают указательное значение
12.Укажите безличное предложение
1.Ещё не успевшая остыть земля излучала тепло
2.Хорошо в зимнем лесу!
3.в воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе
4. Газеты приносят утром
Источник
Конспект урока по русскому языку на тему: «Предложения односоставные. Назывные предложения».
Задачи:
Обучающие:
- дать понятие назывных предложений;
- сформировать умения находить назывные предложения по их значению, структурным особенностям;
- сформировать умение использовать назывные предложения в речи;
- определять роль назывных предложений в художественной литературе
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: «Предложения односоставные. Назывные предложения».»
Новик Надежда Григорьевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Конспект урока по русскому языку на тему: «Предложения односоставные. Назывные предложения».
Тип урока:урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений
дать понятие назывных предложений;
сформировать умения находить назывные предложения по их значению, структурным особенностям;
сформировать умение использовать назывные предложения в речи;
определять роль назывных предложений в художественной литературе
развивать речь учащихся; ввести термины: назывное предложение
развивать орфографическую зоркость;
активизировать познавательную активность на уроках русского языка;
развивать коммуникативные и информационные компетентности;
раскрывать творческий потенциал учащихся.
создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
развивать мыслительные операции, познавательную активность;
воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;
развивать интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения;
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, учебники, тетради, карточки, задания для работы в парах, толковый словарь Ожегова, учебник «Русский язык» 8 класс, Т.А.Ладыженская, 2016г
Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)
Прозвенел звонок весёлый,
Он позвал нас на урок,
Все задания сегодня
Выполнить должны мы в срок.
Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.Включаются в учебную деятельность.
Повторение по теме: «Односоставное и двусоставное предложение».
а) повторение по вопросам:
— Что мы называем главными членами предложения?
— Что мы называем грамматической основой предложения?
— По строению грамматической основы на какие 2 группы делятся предложения?
— Какие предложения называются двусоставными, односоставными?
б) цифровой диктант (1-если предложения односоставные,
1.За дверью бегают.
2. В переулке пахнет морем.
3.Косые лучи солнца пронизывают весь лес.
4. Москва. Царские палаты.
5. Будем вместе служить.
6. Мне не хватает нежности твоей.
7. Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.
8. Установились морозные дни.
9. Береги честь смолоду.
10. Уже совсем рассвело.
11. Огромная ель снизу доверху укутана снежным покрывалом.
12. Сообщили о резком похолодании.
13. Я помню чудное мгновенье.
Сообщение темы урока
— Прочитайте тему урока.
-Давайте определим, что мы должны сделать на сегодняшнем уроке.
– Сформулируйте перед собой учебные цели при изучении темы урока «Предложения односоставные. Назывные предложения».
-Напоминаю, что формулировка цели строится по плану «вспомнить- узнать-научиться»
EСоставляют цели, проговаривают их классу
-вспомнить отличие односоставных и
двусоставных предложений;
-дать понятие назывных предложений;
-научиться находить назывные предложения;
определять вид односоставных назывных предложений
Введение нового материала. Работа над темой:
1.Прочитайте предложения на карточках. Раскройте скобки, найдите грамматические основы.
-Назовите двусоставные предложения, односоставные предложения. Определите, чем выражается главный член
2. Работа с учебником.
— Какие предложения называются назывными?
-Почему так называются эти предложения?
-Чем выражен главный член в этих предложениях?
— Как вы думаете, где назывные предложения чаще всего употребляются?
—Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной литературе (поэзии и прозе), в газетных и журнальных статьях.
EИсследовательская работа (по карточкам)
Пять часов утра. Редкие тучки разбегались по (нежно)голубому своду.
Голая равнина. Тишина.
Город утонул в (мелово)туманной тени. Свод неба был тих и чист.
(Это предложения: Пять часов утра. Голая равнина. Тишина. — односоставные, так как в них нет сказуемого, а остальные — двусоставные).
Дети формулируют вывод.
1.Назывные предложения – это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем.
2.Односоставными назывными предложениями называются такие предложения, в которых главный член выражается именем существительным в именительном падеже или сочетанием числительного с существительным.
3. Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Распространить назывные предложения могут только определения (согласованные и несогласованные).
Я называю двусоставное предложение – вы хлопаете, односоставное – поднимаете руки вверх. Будьте внимательны!
Утро в деревне (односост.), Я услышала странный шум (двусост.). В дверь стучали (односост.). Сердце замирало от страха (двусост.). Внезапно небо потемнело.(двусост.). Цыплят по осени считают (односост.). Злой ветер (односост.). Какая тишина (односост.).
Закрепление изученного материала.
1.Работа с учебником. Комментированное письмо.
— Спишите, найдите назывные предложения. Подчеркните в них главный член; укажите, чем он выражен.
2. Самостоятельная работа
—Выпишите односоставные назывные предложения. Докажите, что они назывные.
3. Игра «Корректор».
— А сейчас каждый из вас поработает корректором.
-Исправьте ошибки, запишите предложения.
— Преобразуйте двусоставные предложения близкими по смыслу назывными односоставными
5. Работа с поэтическими текстами.
—Определите назывные предложения. Подчеркните в них главный член.
— Теперь поработаем самостоятельно в тетрадях по карточкам
7. Синтаксический разбор предложений.
-Назовите грамматические основы предложений.
8.Работа с репродукцией И.И. Левитана «Март»
— Рассмотрите репродукцию картины И. Левитана «Март». Попробуйте при помощи нераспространенных назывных предложений описать эту картину.
– Распространите эти назывные предложения при помощи согласованных и несогласованных определений. Запишите получившийся текст в тетради.
E Один ученик работает у доски, остальные – на местах.
Луна. На тропке облюбова(н,нн)ой теней волшебная игра. Снег и берёзы… Зимний вечер. Звёзды в свеж..й вышине, изумрудных ёлок свечи за ледком в любом окне.
1.В хорошую погоду не сидишь дома. 2.В лесу потемнело. 3.Слезами горю не поможешь.
4.Укутанные инеем, притихшие леса. 5.Светлые дали. 6.Вход в музей. 7.Ясный день. 8.Пахнет прибитой дождём пылью.
9.Мне не работалось. 10.Я не работал. 11.Первый звонок.
Бабье лето.(н.) Время обмолота.(двусост.) Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.(н)
Запах розы и жасмина.(двусост.)
Блеск луны…(двусост). Из открытых окон льется песня южной стороны.(н.)
Тишина.(н.) Кукушка.(н.) Травы.(двусост). Я один в лесу глухом.(двусост.)
Мы вид..м стеллажи с книгами вдоль стен, нам бросается в глаза большой стол с горой рукописей. — Стеллажи с книгами вдоль стен, большой стол с горой рукописей.
Подхожу к электростанции. – Электростанция.
Серебро и колыханье
Свет ночной, ночные тени,
Ряд волшебных изменений
В дымных тучках пурпур розы,
И лобзания, и слезы,
Мороз и солнце, день чудесный!
Опять ты дремлешь, друг прелестный!
Утро туманное, утро седое.
Нивы печальные, снегом укрытые.
И. Тургенев
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Учащиеся выбирают самостоятельно назывные предложения и вносят в таблицу. Взаимопроверка.
2. Занесенная снегом избушка.
5. По темному небу плывут облака.
7. Изредка птицы ночные кричат.
10. Засыпает страна Снежной королевы.
Проверка: Назывные предложения – 1, 2, 8, 9
1.Тихая, звездная ночь…
2.Темно – синее небо в мелких и в крупных звездах.
День. Снег. Деревца. Небо. Лошадь. Дом. Тропинка. Настроение.
Ясный мартовский день. Потерявший свое зимнее великолепие снег. Пробуждающиеся ото сна деревца. Небо без облаков. Запряженная лошадь. Двухэтажный дом. Грязная тропинка. Весеннее, солнечное, радостное настроение.
§31 выучить правило;
Выполнить тестовые задания
Найти и выписать назывные предложения в стихах А.Фета, А.Ахматовой, М.Цветаевой. Подчеркнуть в них главный член предложения.
Записывают домашнее задание в дневники
– Назывные – односоставные предложения? (Да).
– Назывные – двусоставные предложения? (Нет).
– Назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее. (Да).
– Назывное предложение быть нераспространённым. (Да).
– Назывное предложение быть распространённым. (Да).
– Может ли главный член предложения в назывном предложении быть сочетанием числительного с существительным? (Да).
— Поставьте смайлики напротив утверждений:
E Отвечают на вопросы.
— Мы рассмотрели назывные предложения как односоставные предложения с одним главным членом подлежащим, научились находить назывные предложения,
отличать их от других видов односоставных предложений и от предложений двусоставных.
— Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной литературе и с их помощью писатели и журналисты обычно в начале своих произведений очень лаконично и точно рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку.
— хорошо усвоил
— отлично усвоил и могу применить на практике
— усвоил хорошо, но есть вопросы
— многое непонятно.
— Ребята, что нужно сделать, чтобы правильно определить вид предложения? Повторим алгоритм.
1. нахожу грамматическую основу
2. смотрю: односоставное или двусоставное предложение
3.если односоставное, то смотрю, что имеется: подлежащее или сказуемое
4.если сказуемое, то определяю, чем оно выражено и по таблицам определяю вид односоставного предложения; если подлежащее — только назывное.
1.Доброе слово лечит.
2.У завистливого человека не бывает друзей.
3.Дело мастера боится.
4.Давши слово, держи его.
5.Один конь тучи пыли не поднимет.
6.Под лежачий камень вода не течёт.
7.На чужой каравай рот не разевай.
8.Согласного стада волк не дерёт.
9.Яблочко от яблоньки недалеко падает.
10.Без беды друга не узнаешь.
3) Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
(Б. Пастернак.)
– При помощи назывных предложений автор рисует сказочную картину осеннего леса, похожего на дворец.
4) Маленький городок.
Северный городок.
Выцветшая луна.
Северная Двина.
Рябь темно-синих вод.
Музыка. Теплоход.
Девушка на холме.
Юноша на корме.
(К. Ваншенкин)
Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.
1) Яркие голубые дни. Синее море. Вечер был тихий, лёгкий. 2) Маленький ручеёк. Вода немного коричневатая. Она не течёт, а сочится из мхов, от подножия невысоких берёзок, ив, ольхи и болотной травы. 3) Ночь. Поскрипывает и поскрипывает ставенка. 4) Крепко морозит. 5) Мороз. Хрустит под валенками снег.
Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.
1) Чистые стены, обитые лесом. Запах воды и смолы. 2) Третий час дня. Пасмурно. 3) Вон радуга. Весело жить! 4) Безветрие, и всё небо залито краской. 5) Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух.
Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.
1) Душная ночь. Будет гроза. Вон и блеснуло бледно и тревожно. 2) Ночь тихая, тихая. Снег рыхл. Где-то далеко в небе тянет весной. 3) Заморозки. Подсохло. Я вышел пройтись к речке. 4) Во всём мне хочется дойти до самой сути: в работе, в поисках пути, в сердечной смуте. 5) Зима подходит к середине, дороги мокнут, с крыш течёт, и солнце греется на льдине.
Задание: дайте характеристику предложениям по наличию грамматических основ.
1.Брожу по набережной снова.
2.Повеет полем, первой бороздой.
3.Его везли из крепости, из Бреста.
4.В лесу держался запах прелой травы.
5.Листопадит в роще, листопадит.
6.В Сибири не любят горячку и спешку.
7.С вечера все спится.
8.Поет зима, аукает.
9.Положи книгу на стол.
10.Горит восток зарею новой.
(Работа в парах по карточкам. Определенно-личное безличное неопределенно-личное двусоставное безличное неопределенно-личное безличное двусоставное определенно-личное двусоставное)
1. Объяснительный диктант.
Какие задачи стоят перед нами?
(Отрывок из статьи К. Г. Паустовского).
Мещёра. Я навсегда и всем сердцем привязался к Средней России. Величину этой любви трудно измерить. Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое деревце над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу.
Можно назвать записанное нами текстом? Почему?
Какова тема этого текста?
— Паустовский учит нас видеть красоту родной природы, всего того, что нас окружает.
Источник