Меню

Светло не от утра светло от луны

открытый урок по теме: «Тире в бессоюзном сложном предложении»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

методическая разработка урока

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_po_teme_tire_v_bessoyuznom_slozhnom_predlozhenii.docx 33.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении»

Цель: 1. Систематизация знаний учащихся о постановке тире в простом предложении.

2. формирование умений определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения с тире; производить синонимическую замену предложений; правильно ставить знаки препинания в предложениях указанного вида.

  1. Распределимся на творческие рабочие группы, каждая группа имеет своего руководителя, моего помощника.

1 задание. Приглашаются 3 участника (по одному) из команд. Они вставляют буквы в словарные слова. Команда готовит лексическое значение слова. (Каждый помощник по 1-2 предложения). (1 слайд)

Газификация, электрификация – обеспечение газом (газовым топливом), электрической энергией.

Этимология – раздел языкознания, изучающий и объясняющий происхождение слов.

Клише – стандартные обороты речи.

Автобиография – описание своей жизни.

Амфитеатр – 1. в Древней Греции и Риме: сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей возвышаются полукругом. 2. Места в зрительном зале, возвышающиеся уступами за партером, а также так расположенные места в цирке, в лекционном зале.

Фельетон – газетная или журнальная статья на злободневную тему, использующая юмористические и сатирические приемы изложения.

Дифференцировать – различать отдельное при рассмотрении, при изучении чего-нибудь.

Пессимист – тот, кто исполнен уныния, безнадежности, видит во всем дурное, неприятное.

Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.

Оптимист – человек с бодрым, жизнерадостным мироощущением, склонный видеть во всем хорошее.

2 задание. Орфографическая разминка. Кто быстрее? (2 слайд)

Вставьте, где нужно, Ь после шипящих. Обозначьте наличие Ь цифрой 1, отсутствие – цифрой 2.

Пряч…ся, пустош…, тягуч…, с крыш…, стелеш…

Вставьте Н или НН в причастия и прилагательные. Обозначьте буквы цифрами: Н – 1, НН – 2.

Плете…ый, плете..ая из ивовых прутьев корзина, ветре…ый, безветре…ый,ледя…ой.

Вставьте Е или И в окончаниях глаголов. Обозначьте буквы цифрами: Е-1, И- 2.

Верт…т, гор…т, тян…т, пиш..т, плач…т, ненавид…т

11221 – 1 группа

221112 – 3 группа

Тема прошлого урока? Перечислить смысловые отношения, проанализировав предложение (слайд № 3)

  1. Переход к новому материалу.
  1. Анализ предложений. Определите, где поставлено тире.?(слайд № 4)
  1. Солнце вешнее, нивы здешние – все тебе отдать бы рад.
  2. Над Россиею – небо синее.
  3. Сухая, крепкая осень – самое лучшее поэтическое время в году.
  4. Светло не от утра – светло от луны.
  5. Воистину сладчайшая обуза – домой торжественно арбуз нести.
  6. На дворе в морозном пару краснело солнце – в доме было тепло.
  7. Ароматные набухшие почки березы, могучие запахи кореньев, тончайшие струйки от пробивающихся ростков трав – все это было поразительно ново и восхитительно.
  8. Морозный воздух чист – гляди насквозь.
  9. Самое свежее, чистое, нужное время для работы – это утро!
  10. Морозы – декабрю, метели – февралю, капели первые – задумчивому марту.
  1. Тире между подлежащим и сказуемым.
  2. Тире в неполном предложении для обозначения пропуска члена предложения
  3. Тире после однородных членов перед обобщающим словом.
  4. Тире в бессоюзном сложном предложении.
  1. Проанализируйте предложения с точки зрения знаков препинания?
  2. Определите условие постановки тире в данных предложениях? (на листе – доска)
  3. Какие из перечисленных 4 условий Вам уже известны, а какие вызывают сомнения?
  4. Исходя из проанализированного сформулируйте тему урока.
  5. Как бы вы сформулировали цель нашей дальнейшей работы? (научиться определять смысловые отношения при постановке тире)
  6. Что для этого нужно? (знать смысловые отношения)
  7. Каким образом можно это узнать? (обратиться к учебнику, справочной литературе).
  8. Но мы попробуем сами определить смысловые отношения, не обращаясь к учебнику, проведя небольшое исследование.
  1. Сравни предложения. (Схемы записать в словарь-памятку) (слайд № 7)

Труд человека кормит – лень портит. Труд человека кормит, а лень портит.

Так же анализируются следующие предложения.

Когда кончил дело, гуляй смело.

Кончил дело – гуляй смело.

Если есть терпение, будет и умение.

Есть терпение – будет и умение.

Земля кругла, поэтому на ней не скроешь тайны.

Земля кругла – на ней не скроешь тайны.

Сыр выпал и с ним была плутовка такова.

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Слайд № 8. Заполни таблицу.

Условие постановки тире, Схемы

  —   . (быстрая смена событий)

  1. Пользуясь схемами, сформулируй правило о том, когда ставится тире.
  2. Как можно проверить значение предложений? *(подставить союзы)
  1. Чтение параграфа 17 с. 102, примечание (с карандашом в руках и делаем пометочки) (слайд № 9)
  1. Знак «галочка» (V) – отметьте в тексте уже известную вам информацию;
  2. Знак «плюс» (+) – отметьте новую информацию;
  3. Знак «минус» (-) – отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у вас представлениями, то, о чем вы думали иначе;
  1. Хоровое произношение (слайд № 10)

Тире можно поставить,

Коль нужно противопоставить.

Условие и время в первой части,

Тире и вывод в вашей власти.

  1. Закрепление. (слайд № 11)
  1. Задание. Прочитайте предложения соблюдая интонацию. Обоснуйте постановку знаков препинания. (укажите соответствующий номер схемы)
  1. Делу время – потехе час.
  2. Наступят каникулы – поедем на море.
  3. Солжешь сегодня – не поверят завтра.
  4. На стене ни одной иконы – дурной знак
  1. Зорина А., Буленкова Т., Доманова И. – творческая работа. Конструирование предложений.

Буленкова Т. упр. 230 (предложение 1,2)

Доманова И. упр. 231 с указанием смысловых отношений.

Зорина А. упр. 230 (предложение 3,4)

  1. Остальные выполняют тестирование.

Обоснуйте постановку тире в бессоюзном сложном предложении. (слайд № 12)

  1. Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души.
  2. Жить бесполезно – лучше уж не жить.
  3. Слабые люди выжидают благоприятных случаев – сильные их создают.
  4. Земля кругла – на ней не скроешь тайны.
  5. Берешься делать дело – делай, но непременно до конца.
  6. Чуть проглянет солнце – все становится так прозрачно, ясно, так млеет в радости
  1. Хотел я встать – передо мной все закружилось с быстротой.
  2. Хочешь быть счастливым — силы не жалей.
  3. Назвался груздем – полезай в кузов.
  4. Зацветут заливные луга – не надышишься.
  5. Не веток ледышки стучат – песни весенней коленца звучат.
  6. Расчищали сугробы – их наметало снова.
  1. Кукушка прилетела – значит, кончилась неодетая тревожная весна.
  2. Красоту только тронь небрежной рукой – она исчезнет навеки.
  3. Идешь гулять над речкою – на город наш взгляни.
  4. Затерялись в полях гармони – их до зорьки не отыскать.
  5. Не снег кружится в чистом поле – пух одуванчиков летит.
  6. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.
  1. Резкое противопоставление частей
  2. Первая часть предложения указывает время или условие того, о чем говорится во второй
  3. Вторая часть предложения заключает вывод
  4. Вторая часть предложения указывает на быструю смену событий
  1. Резкое противопоставление частей
  2. Первая часть предложения указывает время или условие того, о чем говорится во второй
  3. Вторая часть предложения заключает вывод
  4. Вторая часть предложения указывает на быструю смену событий
  1. Резкое противопоставление частей
  2. Первая часть предложения указывает время или условие того, о чем говорится во второй
  3. Вторая часть предложения заключает вывод
  4. Вторая часть предложения указывает на быструю смену событий

Источник

Презентация к уроку русского языка на тему:» Тире в БСП»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Словарная работа. ГазИфИкацИя ЭлЕктрИфИкацИя ЭтИмОлогия КлИшЕ АВтОбИОграфия АмфИтЕатр ФЕлЬетон ЭкспрЕССивный ДИФФерЕнцировать ПЕССИмист ЭкОлогия ОптИмист

Орфографическая разминка 1 группа Вставьте, где нужно, Ь после шипящих. Обозначьте наличие Ь цифрой 1, отсутствие – цифрой 2. Пряч…ся,пустош…, тягуч…, с крыш…,стелеш… 2 группа Вставьте Н или НН в причастия и прилагательные. Обозначьте буквы цифрами: Н – 1, НН – 2. Плете…ый,плете..аяиз ивовых прутьев корзина, ветре…ый,безветре…ый,ледя…ой. 3 группа Вставьте Е или И в окончаниях глаголов. Обозначьте буквы цифрами: Е-1, И- 2. Верт…т, гор…т,тян…т,пиш..т, плач…т,ненавид…т 11221 – 1 группа 12121- 2 группа 221112 – 3 группа

Печален я со мною друга нет. ( ? ) Наступила весна закапало с крыш, появились проталины. ( ? ) Я знаю вы мне напишите. (?) Егор оглянулся скачет кто то вдали. ( ? )

Анализ предложений. 1. Солнце вешнее, нивы здешние – все тебе отдать бы рад. 2. Над Россиею – небо синее. 3. Сухая, крепкая осень – самое лучшее поэтическое время в году. 4. Светло не от утра – светло от луны. 5.Воистину сладчайшая обуза – домой торжественно арбуз нести. 6. На дворе в морозном пару краснело солнце – в доме было тепло. 7. Ароматные набухшие почки березы, могучие запахи кореньев, тончайшие струйки от пробивающихся ростков трав – все это было поразительно ново и восхитительно. 8. Морозный воздух чист – гляди насквозь. 9. Самое свежее, чистое, нужное время для работы – это утро! 10. Морозы – декабрю, метели – февралю, капели первые – задумчивому марту.

Тема урока: «Тире в бессоюзном сложном предложении»

Цель урока: 1. Систематизация знаний учащихся о постановке тире в простом предложении. 2. формирование умений определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения с тире; производить синонимическую замену предложений; правильно ставить знаки препинания в предложениях указанного вида.

Сравни предложения. 1. Труд человека кормит – лень портит. Труд человека кормит, а лень портит. Схема:   —   ( ? ) 2. Когда кончил дело, гуляй смело. Кончил дело – гуляй смело.  ?  —  . 3. Если есть терпение, будет и умение. Есть терпение – будет и умение.  ?  —  . 4.Земля кругла, поэтому на ней не скроешь тайны. Земля кругла – на ней не скроешь тайны.   —  ? . 5.Сыр выпал и с ним была плутовка такова. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.   —  . ( ? )

№ п\п Условие постановки тире, Схемы Союзы Пример 1 -(противопоставление) А,НО 2 время- КОГДА 3 условие- ЕСЛИ 4 -вывод. ТАК ЧТО, ЗНАЧИТ 5 -. (быстрая смена событий) И

Работа с текстом параграфа 17 Знак «галочка» (V) – отметьте в тексте уже известную вам информацию; Знак «плюс» (+) – отметьте новую информацию; Знак «минус» (-) – отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у вас представлениями, то, о чем вы думали иначе.

Запомни. Тире можно поставить, Коль нужно противопоставить. Условие и время в первой части, Тире и вывод в вашей власти.

Прочитать, соблюдая интонацию, обосновать постановку тире. Делу время – потехе час. Наступят каникулы – поедем на море. Солжешь сегодня – не поверят завтра. На стене ни одной иконы – дурной знак.

1 группа 2 группа 3 группа Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души. Жить бесполезно – лучше ужнежить. Слабые люди выжидают благоприятных случаев – сильные их создают. Земля кругла – на ней не скроешь тайны. Берешься делать дело – делай, но непременно до конца. Чуть проглянет солнце – все становится так прозрачно, ясно, так млеет в радости Хотел я встать – передо мной все закружилось с быстротой. Хочешь быть счастливым силы не жалей. Назвался груздем – полезай в кузов. Зацветут заливные луга – не надышишься. Не веток ледышки стучат – песни весенней коленца звучат. Расчищали сугробы – их наметало снова. Кукушка прилетела – значит, кончилась неодетая тревожная весна. Красоту только тронь небрежной рукой – она исчезнет навеки. Идешь гулять над речкою – на город наш взгляни. Затерялись в полях гармони – их до зорьки не отыскать. Не снег кружится в чистом поле – пух одуванчиков летит. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.

Ответы к тесту. № предложения 1 2 3 4 5 6 № ответа 1 группа а б\в а в б г\в № ответа 2 группа г б в б а а № ответа 3 группа б г б б\в а в

1.Волков бояться – в лес не ходить. 2.Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. 3.Кончил дело – гуляй смело. 4.Поспешишь – людей насмешишь. 5.Сказано – сделано. 6.Любишь кататься – люби и саночки возить.

№ п\п Условие постановки тире, Схемы Союзы Пример 1 -(противопоставление) А,НО 2 время- КОГДА 3 условие- ЕСЛИ 4 -вывод. ТАК ЧТО, ЗНАЧИТ 5 -. (быстрая смена событий) И

Кто быстрее выполнит указанные разборы?

Заполнить маркировочную таблицу. «V» ЗНАЛ «+» УЗНАЛ « — » ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЕ «?» ХОЧУ ЗНАТЬ

Источник

Светло не от утра светло от луны

Ли Бо (Первые пять стихотворений в переводе В. М. Алексеева, до стихотворения «Песня о восходе и заходе солнца» в переводе А. Гитовича, далее — Анны Ахматовой)

( Ли Бо (701-762) — великий поэт, с удивительной полнотой выразивший в своем творчестве дух китайского народа. Жизнь его стала легендой, его называли «бессмертным, низвергнутым с небес». Независимый и гордый, он не захотел стать придворным поэтом и провел жизнь в скитаниях. Уже при жизни поэта его стихи были необычайно популярны, их читали и во дворцах, и в деревенских харчевнях. Переводы А. Гитовича печатаются по книге: Ли Бо. Избранная лирика. М., 1959; переводы А. А. Ахматовой — по книге: «Китайская классическая поэзия (эпоха Тан)». М., 1956.)

ДУМЫ В ТИХУЮ НОЧЬ

ИЗ ЦИКЛА «ОСЕННЯЯ ЗАВОДЬ»

* ( Яньчжи — гора в нынешней Ганьсу. Яшма-Застава — Юйгу-ань — там же; через эту заставу вел путь на запад. Шанъюй.- Так назывались вожди сюнну.)

ОДИНОКО СИЖУ В ГОРАХ ЦЗИНТИНШАНЬ

РАНО УТРОМ ВЫЕЗЖАЮ ИЗ ГОРОДА БОДИ

* ( Боди — город на берегу реки Янцзы, в нынешней Сычуани.)

ХРАМ НА ВЕРШИНЕ ГОРЫ

* ( «Храм на вершине горы».- Стихи были написаны Ли Бо на стене горного храма в нынешней провинции Хубэй.)

ШУТЯ ПРЕПОДНОШУ МОЕМУ ДРУГУ ДУ ФУ

ВЕСЕННЕЙ НОЧЬЮ В ЛОЯНЕ СЛЫШУ ФЛЕЙТУ

* ( «Сломанные ивы» — название популярной в эпоху Тан мелодии.)

ВСПОМИНАЮ ГОРЫ ВОСТОКА

ТОСКА У ЯШМОВЫХ СТУПЕНЕЙ

ВЕСЕННИМ ДНЕМ БРОЖУ У РУЧЬЯ ЛОФУТАНЬ

* ( Лофутань — ручей, названный по имени красавицы Ло Фу. В ханьской песне юэфу «Туты на меже» рассказывается, что за Ло Фу пытался ухаживать приезжий знатный вельможа, но был решительно отвергнут женщиной, оставшейся верной мужу (см. том «Поэзия и проза Древнего Востока», с. 307).)

НАВЕЩАЮ ОТШЕЛЬНИКА НА ГОРЕ ДАЙТЯНЬ, НО НЕ ЗАСТАЮ ЕГО

* ( Гора Дайтянь находится на территории нынешней Сычуани.)

* ( Великая терраса — терраса на горе Гусу для торжественных приемов правителями царства У после победы над царством Юэ.)

ПРОВОЖУ НОЧЬ С ДРУГОМ

ПОД ЛУНОЮ ОДИНОКО ПЬЮ

С ВИНОМ В РУКЕ ВОПРОШАЮ ЛУНУ

* ( Белый заяц.- По древней легенде, Чан-э, жена легендарного стрелка из лука Хоу-и, похитила у мужа снадобье бессмертия, вкусив которого улетела на луну, где живет белый заяц, толкущий в ступе снадобье бессмертия.)

ПРОВОЖАЮ ДРУГА, ОТПРАВЛЯЮЩЕГОСЯ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ В УЩЕЛЬЯ

* ( Ущелья — три знаменитых своей живописностью ущелья в верхнем течении реки Янцзы. Сосна — символ вечности в китайской поэзии. Чжэн Янь — друг поэта. Тао — начальник уезда. — То есть поэт Тао Юань-мин, занимавший до своего ухода со службы пост начальника уезда Пэнцзэ.)

ПОСВЯЩАЮ МЭН ХАО-ЖАНЮ

ШУТЯ ПОСВЯЩАЮ ЧЖЭН ЯНЮ, НАЧАЛЬНИКУ УЕЗДА ЛИЯН

ПО ТУ СТОРОНУ ГРАНИЦЫ

* ( «По ту сторону границы».- Цикл стихов, посвященных походам танских полководцев Гэ Шу-лина и Ань Лушаня против тибетских и тюркских племен в 713-741 гг. и в 742-755 гг.)

* ( Будет мертв // лоуланьский князь.- То есть кочевники будут разбиты. В эпоху Хань князь страны Лоулань был убит за то, что помогал кочевникам в их борьбе против Китая.)

* ( «Небесные гордецы» — кочевники. Павильон — так называемый Павильон единорога-цилиня, где по повелению ханьского императора Сюань-ди (правил 74-49 гг. до н. э.) были изображены одиннадцать прославленных полководцев и сановников. Хо Великолепный — известный полководец, но в Павильоне висел не его портрет, а портрет его брата, полководца Хо Гуана.)

* ( «Тигровые знаки» — особые бронзовые или бамбуковые пластинки с гравированными изображениями тигров. Знаки разделялись на две части и служили как бы паролем и отзывом.)

* ( Крылатый генерал — полководец Ли Гуан, победитель племен сюнну (II в. до н. э.). Не сумев однажды захватить в плен их вождя, Ли Гуан покончил жизнь самоубийством.)

* ( «Ветка ивы».- См. прим. к с. 254. Лунтин — военная ставка предводителя племен сюнну.)

* ( «Чанганьские мотивы».- Ли Бо использовал мотивы народных песен юэфу (см. с. 230). Чангань — название деревни. Делить. и пепел и прах. — То есть все трудности и тяготы жизни. Да буду я вечно хранить завет // обнимающего устой. — То есть завет верности и в смерти. В древности некто Бэй Шэн назначил свидание своей возлюбленной у моста. Женщина все не приходила, а вода в реке внезапно стала прибывать. Бэй Шэн, верный данному слову, не ушел и погиб, обхватив руками устой моста. И да не допустит меня судьба // На башне стоять одной! — В древности женщина в ожидании мужа, уехавшего в дальние края, взошла на башню. Не дождавшись его возвращения, она окаменела. Ущелье Цюйтан — в верхнем течении реки Янцзы, где весной бывает особенно стремительное течение, плыть против которого невозможно. Чанъфэнса (или Чанфэнша) — в современной Аньхоэй, на берегу реки Янцзы.)

НОЧНОЙ КРИК ВОРОНА

ВОСПЕВАЮ ГРАНАТОВОЕ ДЕРЕВО, РАСТУЩЕЕ ПОД ВОСТОЧНЫМ ОКНОМ МОЕЙ СОСЕДКИ

ПЕСНЯ О ВОСХОДЕ И ЗАХОДЕ СОЛНЦА

* ( Луян (Луян-гун) — герой древности. По преданию, когда он воевал с царством Хань, битва еще продолжалась, а солнце стало заходить, он взмахнул копьем, и солнце вернулось обратно на сто ли. Юймынь. См. Юйгуань. У и Юэ.- Имеются в виду земли древних царств на юго-востоке страны.)

ЛУНА НАД ПОГРАНИЧНЫМИ ГОРАМИ

НА ЗАПАДНОЙ БАШНЕ В ГОРОДЕ ЦЗИНЬЛИН ЧИТАЮ СТИХИ ПОД ЛУНОЙ

ПРОВОЖАЯ ДО БАЛИНА ДРУГА, ДАРЮ ЕМУ ЭТИ СТИХИ НА ПРОЩАНЬЕ

* ( «На юге» некогда Ван Цань всходил». — В одном из стихотворений Ван Цань (см. выше), спасавшийся от мятежа, писал: «На юге поднимаюсь на Балинскую гору, оборачиваюсь, смотрю на Чанъань». «Иволга» — прощальная песня.)

Источник

Читайте также:  Дирекция юпитера по луне