Связь летчиков с космосом
ПОЧЕМУ ПЕРВЫМИ КОСМОНАВТАМИ
СТАЛИ ЛЕТЧИКИ-ИСТРЕБИТЕЛИ ?
Доктор биологических наук А. ГЕНИН,
кандидат медицинских наук Н. ГУРОВСКИЙ
С |
умеют ли обычные люди, а не специально тренированные космонавты летать в космос? Почему первыми космонавтами стали летчики-истребители? — эти вопросы не раз задавали нашим героям космоса. На одной из пресс-конференций было сказано, что пока мы только начинаем освоение космоса, космические корабли в ближайшем будущем будут пилотировать летчики-космонавты. Почему?
Условия полета на космических летательных аппаратах, а также основные принципы пилотирования и управления агрегатами космического корабля имеют существенные особенности, отличающиеся от условий полета и действий на современном самолете. Эти особенности определяются как самой динамикой полета, так и условиями развития космонавтики.
Если первые шаги становления авиации неразрывно связаны с пилотом, то на космический корабль человек пришел лишь после того, как была создана и многократно испытана автоматическая система управления полетом и всеми агрегатами корабля. Это произошло после того, как в экспериментальных запусках животных была доказана безопасность космических полетов и испытана надежность средств жизнеобеспечения и возвращения на Землю космонавта.
На современном уровне развития науки и техники именно этот путь создания обитаемых космических аппаратов оказался наиболее эффективным.
Совершенство систем автоматического управления космическим кораблем, высокая надежность его основных агрегатов и устройств ни е коем случае не исключают активной роли человека, выполняющего полет, не снижают требований к его работоспособности, точности и быстроте реакций, к его высоким морально-волевым качествам.
Человек, находящийся на борту космического аппарата, не может быть пассивным пассажиром. Любая, даже самая совершенная автоматика не в состоянии выполнить тех задач, которые под силу активному, работоспособному и целенаправленному пилоту. Поэтому наиболее ответственные действия, особенно в неожиданно сложившейся обстановке, должны быть доверены человеку, который при необходимости должен иметь возможность активно вмешиваться в управление кораблем на всех этапах полета.
Кроме того, летчикам-космонавтам (а особенно первым) принадлежит высокая роль исследователей, первооткрывателей. И эту роль может выполнить человек инициативный и разносторонне подготовленный. Космонавт должен хорошо переносить все неблагоприятные условия и достаточно интенсивные физические нагрузки в полете. Он должен мужественно и хладнокровно преодолеть те психологические трудности, с которыми неизбежно связаны необычные условия космического полета; смело, решительно и разумно действовать в случае возникновения аварийных ситуаций.
Поэтому выбор человека, которому можно доверить выполнение первых космических полетов, должен быть строго обоснован.
Прежде всего нужно определить ту профессиональную деятельность, которая более всего способствует выявлению и развитию качеств, необходимых для успешного космического полета. В нашей стране найдется немало людей, обладающих качествами, необходимыми для космонавта. Есть они в любой профессии, но более всего способствует формированию этих качеств профессиональная деятельность летчиков-истребителей.
Основанием для этого вывода может служить анализ тех физических и психологических факторов, которые действуют на человека в космическом полете, и выявление аналогичных факторов в других видах его деятельности.
Весьма существенны с точки зрения воздействия на организм человека факторы, связанные с динамикой космического полета: перегрузки, невесомость, угловые ускорения, шум, вибрация, большая скорость и высота полета. Нельзя назвать какую-либо профессиональную деятельность человека, которая была бы связана с воздействием на него всех этих факторов в тех количественных соотношениях, как при полетах в космос. И в то же время профессия летчика-истребителя имеет в этом отношении много общего.
Весьма важно, что, выполняя на самолете различные эволюции, связанные с большими (часто переменными по направлению и величине) перегрузками и угловыми ускорениями, летчик-истребитель в результате длительной тренировки сохраняет способность правильно ориетироваться, совершать точные координированные движения, вести наблюдение за землей, приборами, воздушной обстановкой и т. д.
В космическом полете проявляется совершенно новый для человека фактор — длительная невесомость. Эксперименты, проведенные советскими учеными при полетах животных на искусственных спутниках Земли, позволили установить характер ее воздействия на основные вегетативные функции. А какое влияние будет оказывать этот фактор на пространственную ориентировку человека и его работоспособность?
Известно, что при полетах на самолетах можно достичь кратковременной невесомости (40-50 секунд). Тренировочные полеты показали, что реакции человека на этот фактор различны, причем в некоторых случаях возможны дезориентация и явления укачивания.
Летчик должен уметь ориентироваться при различных изменениях гравитационного толя. Выполнение полетных заданий в различных условиях развивает у него способность подавлять иллюзорные представления о пространственном положении, укрепляет вестибулярный аппарат к т. д. Можно предположить, что при длительной невесомости летчику-истребителю удастся сохранить высокую работоспособность и пространственную ориентировку. Подтверждение этому — 25-часовой космический полет Г. С. Титова.
Самостоятельное значение имеют психологические особенности космического полета. Новизна, необычайность и неизведанность обстановки; новые пространственно-временные характеристики; большая ответственность за свои действия — все это неизбежно связано (особенно в первых полетах) со значительным нервно-эмоциональным напряжением и предъявляет к нервно-психической сфере космонавта особенно высокие требования.
А ведь деятельность летчика-истребителя характеризуется большими эмоционально-волевыми напряжениями, требует быстрых и точных реакций, смелости, находчивости и целеустремленности. Кроме того, у летчика вырабатываются такие нужные космонавту навыки, как, например, умение обращаться со средствами связи и ведение радиообмена, чтение и сопоставление показаний различных приборов, прыжки с парашютом.
Космонавт должен быть не только пилотом, но и исследователем, прокладывающим путь к дальнейшему широкому освоению космоса. Космические полеты требуют от человека наблюдательности, правильного распределения внимания, умения фиксировать в своей памяти различные подробности, отделяя главное от второстепенного, разносторонних знаний.
Наблюдательность не является врожденным качеством. Она может быть развита у любого здорового человека. Однако у летчика-истребителя наиболее «острые» глаза. Ведь этим во многом определяется успех каждого полетного задания. И это качество воспитывается в течение всей летной деятельности.
Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что летчики-истребители постоянно находятся под «динамическим» медицинским наблюдением, что существенно уменьшает возможность ошибочной оценки состояния их здоровья.
Таким образом, несмотря на отличия в деятельности летчика-космонавта и летчика-истребителя, имеется достаточно оснований, чтобы на данном этапе установить преемственную связь между этими профессиями. Поэтому-то не случаен и выбор первых космонавтов из числа летчиков-истребителей.
Но неизбежно возникает и такой вопрос: каждый ли летчик-истребитель смог бы стать первым или одним из первых космонавтов? Очевидно, нет. Сначала необходимо тщательное обследование, изучение функциональных особенностей организма при действии неблагоприятных факторов внешней среды, близких к космическому полету. Только летчики, переносящие эти воздействия, у которых выявляются высокие резервные возможности основных физиологических систем, могут быть рекомендованы для подготовки к космическим рейсам.
Что касается методики отбора космонавтов, то здесь может быть использован огромный опыт отечественной врачебно-летной экспертизы.
Практическое подтверждение правильности такого отбора космонавтов — замечательные итоги полетов Ю. Гагарина и. Г. Титова. В прошлом летчики-истребители, они блестяще выполнили задание.
В дальнейшем для исследования космического пространства будут привлечены к космическим полетам, кроме летчиков, представители других специальностей — штурманы, инженеры, врачи, биологи, астрономы, геофизики и др.
Естественно, что требования к состоянию здоровья будущих космонавтов, к состоянию их нервно-психической сферы и к предыдущему профессиональному опыту будут определяться характером их деятельности на борту космического корабля. Однако на современном этапе освоения космического пространства выбор первых космонавтов из числа летчиков-истребителей вполне оправдан. Выступая на XXII съезде КПСС, летчик-космонавт Г. Титов выразил эту мысль так: «В будущее на космических кораблях будут летать штурманы, инженеры, ученые различных специальностей, но в настоящее время космонавтов целесообразнее готовить из летчиков-истребителей — это дешевле, быстрее и надежнее».
Источник
Связь с космосом. Как у Сергея Королева появился красный телефон
Юрий Гагарин очень любил свою семью — жену и двух дочек, братьев и сестру, маму и папу. Еще одним, названным членом семьи космонавта стал главный конструктор СССР Сергей Королев. «Космический отец» — так называл Сергея Павловича Гагарин. История их знакомства и дружбы, а также одного подарка, который сделали Королеву дочки его «космического сына», — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».
Первый космонавт и главный конструктор
Летчикам, вошедшим в первый отряд космонавтов СССР, пришлось преодолеть множество тяжелых испытаний и тренировок. Долгое время сохранялась атмосфера секретности — будущие космонавты ничего не знали ни о дате старта, ни о кораблях, которые готовятся к полету, ни о тех, кто их строил.
Первый раз Юрий Гагарин и его товарищи увидели Сергея Королева после одной из тренировок в Институте авиационной медицины. В какой-то момент им навстречу вышел невысокий плотный человек. Будущие космонавты поняли, что приехал важный человек — его сразу обступили люди. Встреча летчиков с ним была короткой: он представился «профессором Сергеевым», задал несколько вопросов и вскоре уехал. Вечером того же дня начальник Центра подготовки космонавтов Евгений Карпов рассказал своим подопечным по секрету, что к ним приезжал сам Королев.
Личное знакомство Королева с Гагариным и другими членами отряда состоялось несколько позже в зале заседаний Особого конструкторского бюро, которым руководил Королев. Сергей Павлович по очереди подходил к каждому летчику, здоровался и задавал несколько вопросов. Когда пришла очередь Гагарина, он сразу нашел с главным конструктором общий язык.
Через много лет другой легендарный советский космонавт Алексей Леонов вспоминал, что сразу после того, как встреча с главным конструктором завершилась, сказал Гагарину: «Юр, ты знаешь, а ведь выбор пал». «Да ладно, тебе показалось», — ответил тогда будущий космонавт номер один.
Между Гагариным и Королевым выстроились теплые отношения, и первый даже часто выступал мостиком между космонавтами и главным конструктором. Ко всем своим «ореликам» Королев испытывал отеческие чувства, но к Гагарину отношение было особое. Сергей Павлович видел в нем огромный потенциал и называл его «олицетворением молодости нашей планеты». Несмотря на большую разницу в возрасте (Королев был на 27 лет старше), Сергей Павлович обращался к космонавту по имени-отчеству: Юрий Алексеевич.
Уже после того, как Гагарин совершил свой легендарный полет, он подарил главному конструктору свою фотографию в скафандре. «Дорогому Сергею Павловичу — космическому отцу — в знак искреннего уважения и благодарности», — написал он на ней.
Кстати, Юрия Гагарина и Сергея Королева связывало мистическое совпадение. На него указывает в своей книге «Женское лицо космоса» космонавт Валентина Пономарева. Доклад, посвященный проблемам ракетного полета человека в стратосферу, Сергей Королев написал 9 марта 1934 года — в день, когда в смоленской деревне Клушино родился Гагарин.
Земное счастье Юрия Гагарина
Подготовка к первому полету человека в космос была строго засекречена — о старте не подозревали ни жители СССР, ни даже семья Юрия Гагарина. О запуске все узнали лишь постфактум, когда о нем сообщили по радио. Возвращения героя домой с нетерпением ждали жена Гагарина Валентина и две маленькие дочки Лена и Галя.
Первый ребенок родился в молодой семье 17 апреля 1959 года, когда будущий космонавт служил в Мурманской области. Забота о маленькой Лене отнимала у Юрия Алексеевича практически все свободное время. Суровый климат Заполярья, к которому привыкли Юрий и Валентина, испытывал здоровье ребенка — вскоре после рождения девочка заболела фурункулезом. Вылечилась она на малой родине отца, куда семья поехала летом в гости к дедушке и бабушке. После возвращения из этого отпуска Юрий Алексеевич подал рапорт о зачислении в группу кандидатов в космонавты.
Следующее пополнение в семье случилось, когда семья переехала в Москву. В своей книге «Слово о сыне» мама космонавта Анна Тимофеевна рассказывала, что ждала внука, а сам он был уверен в появлении на свет еще одной девочки. 7 марта 1961 года Валентина Ивановна родила дочку, которую назвали Галиной. Юрий Алексеевич был счастлив, он стремился проводить со своей семьей каждую свободную минуту. В эти моменты он помогал супруге по дому и подолгу возился со своими дочками. Он ценил каждое мгновение, ведь в апреле того же года его ждала самая важная командировка в жизни.
Частое отсутствие отца было для девочек обыденностью, но каждый раз им тяжело было с ним расставаться. В 1964 году они (старшей было пять) решили передать через папу его начальнику Сергею Павловичу свою игрушку — красный телефон, чтобы космическая связь всегда была стабильной. Юрий Алексеевич удивился, но просьбу дочек выполнил. Королев с радостью принял этот подарок и бережно хранил его.
В 1991 году вдова конструктора Нина Ивановна передала игрушечный телефон, подаренный дочками Гагарина, московскому Музею космонавтики. Артефакт хранится в зале «Утро космической эры».
Этот и другие экспонаты можно изучить на виртуальной выставке «Музей космонавтики в деталях. Сторителлинг от лица экспонатов» на сайте Музея космонавтики.
Источник