Бог солнца и его семья
Бог солнца принимал три обличья — утреннего бога Хепри в облике скарабея (с эпитетом «возникший»), дневного бога Ра с головой сокола и бога заходящего солнца с головой человека или барана Ату на («создавший сам себя»). Каждое утро он должен был побеждать бога Апопа, принимавшего облик змеи и олицетворявшего собой силы хаоса. Ночью солнце спускалось в подземное царство через чрево богини неба Нут, которая вечером проглатывала Атума.
Иначе происходило со многими богами-звездами. Они рождались ночью и проглатывались богиней неба каждое утро. В коротком мифе рассказывается, как бог земли Ггб поссорился с Нут из-за того, что она проглатывала собственных детей. Гебу посоветовали не беспокоиться, так как все их дети вновь появятся живыми и невредимыми следующим вечером.
Лунный бог Тот являлся заместителем, или визирем, бога солнца, а также вестником богов. Он мог принимать обличья ибиса или бабуина. В мифе о ссоре между братьями-богами Гором и Сетом Тот выступал в качестве судьи.
Дочери солнца
Дочери солнца, другим важным космическим божеством была дочь и око Ра. Она олицетворяла солнечный диск, как и богиня-львица Хатор-Теф-нут, которую, когда она гневалась, называли Сехмет («могучая»), а когда принимала дружелюбный вид кошки — Бастет («женщина из Бубастиса»). Хатор также была богиней любви и музыки. Она родила сына — лунного бога-ребенка Ихи. Она стала одной из самых важных богинь египетского пантеона, воплощалась во многих ипостасях, и ей было посвящено немало храмов Египта.
Другую дочь солнца звали Маат. Она воплощала справедливость — жизненно важное для существования египетского космоса и государства понятие.
Рождение порядка из хаоса
В Египте знали несколько мифов о сотворении мира, но все они были схожи по содержанию. Различия объяснялись местным колоритом.
В своем большинстве мифы повествовали о сотворении порядка из хаоса первозданной пучины вод и появлении отдельных существ. Космический порядок начался с первым восходом солнца. Рождение солнца представлялось ритуально повторяющимся событием, и египтяне отмечали завершение каждого цикла движения Солнца — дневного, месячного, годового, именуемого также царским. За сотворением следовали смерть, или умирание, и вновь возрождение в вечно повторяющемся цикле.
Синкретизм — слияние богов
Иногда происходило слияние египетских богов, и появлялись новые божества, наделяемые другими или более обширными функциями и иконографией.
Первая часть имени бога содержала его главную характеристику, а дополнительные имена касались особых функций или черт, различавшихся в зависимости от контекста. Так, имя Ра-Шу означает, что это солнечный бог, разделяющий небо от земли с помощью солнечного света, поскольку Шу был богом света.
Имя Шу-Онурис характеризует бога Шу как «того, кто приводит издалека» — возвращающего солнечное око в Египет. Солнечным оком была далекая львица Хатор-Сехмет, с гневом оставившая свой отпечаток на лбу бога Ра.
Хатор-Тефнуг-Сехмет (Бает) — полное олицетворение солнечного ока в его различных аспектах: солнечный диск Хатор в сочетании со свирепой львицей Сехмет или ее более миролюбивой ипостасью — кошкой Бастет (Бает).
Боги провинций
В Мемфисе богом-демиургом считался Птах. Его изображали ремесленником и расписывали, как мумию. Его женой была львица Сехмет. Их сын — дитя солнца и бог лотоса Нефертум.
В Эсне почитался бог Хнум, изображавшийся с головой барана. Считалось, что он создал на гончарном круге весь мир и человека. Его женой была богиня-воительница Нут (Нит), которая несла стрелы и шит. Ее символ — красная тиара, которую она носила на голове, но Нут могла предстать и в образе небесной коровы. На острове Элефантина Хнум считался подателем воды, хранителем истоков Нила. Его супругой была богиня Сатис («женщина из Сехеля»), а их дочерью — газель Анукис.
С эпохи Среднего царства все большее влияние завоевал фиванский бог Амон (imen — «сокрытый», «потаенный»). В итоге он слился с богом Ра и стал главой пантеона богов. В легенде о рождении царя он предстает отцом фараона. Как бога плодородия его изображали с поднятыми рукой и фаллосом. Супругой Амона была богиня с головой львицы Мут («мать»). У них был сын — лунный бог-ребенок Хон-су (с эпитетом «проходящий»).
Источник
Фаэтон – почему погиб сын солнца?
Миф о Фаэтоне я бы назвала одним из самых драматичных преданий Древней Греции. Он ярко открывает нам мировоззрение эллинов относительно естественных природных циклов, смены времени суток. Согласно древним представлениям, бог солнца Гелиос каждый день выезжая на своей колеснице, совершая путешествие по небу и озаряя своим светом землю.
К вечеру он опускался к горизонту, чтобы передохнуть в своём дворце, а утром вновь приступить к привычной работе. Согласитесь, такое положение вещей совершенно нормально и естественно. Но однажды ход событий был нарушен, что и стало причиной ужасной трагедии. Кем же был прекрасный юноша Фаэтон? И почему с ним связывают одну из самых серьёзных катастроф в истории человечества?
Ранние годы Фаэтона
Прекрасный бог солнца Гелиос отличался любвеобильностью – свою страсть он дарил не менее щедро, чем свет. Увидев однажды дочь морской богини, Климену, он не смог позабыть её красоты. Явившись к ней в человеческом обличье, он сумел очаровать девушку, у которой вскоре родился сын. Мальчика назвали Фаэтоном.
От отца он унаследовал светлые волосы и небесно-голубой взгляд, сияние, что привлекало людей. Вот только сверстники совсем не верили Фаэтону, что тот – сын самого Гелиоса. Его считали внебрачным ребёнком какого-то знатного человека, а Климену – обманщицей.
Повзрослевший Фаэтон не мог больше терпеть оскорбления. Он пришёл к матери с прямым вопросом, и та поклялась, что он – сын солнечного бога. “Пусть Гелиос лишит меня своего света, если я говорю неправду!” – воскликнула Климена. Она заверила Фаэтона, что тот сам может отправиться к отцу, ведь дворец Гелиоса располагался не так далеко от его дома. Так и решил поступить юноша.
Годфруа Маес «Фаэтон Перед Своим Отцом Аполлоном», 1664 год
Местонахождение: Stephen Ongpin Fine Art, Лондон, Великобритания
Путь во дворец Гелиоса
Хочу отметить, что никому из простых смертных не удавалось побывать во дворце солнечного бога и увидеть его хозяина в истинном облике. Никто из людей не мог смотреть на сияние, что распространялось от Гелиоса.
Однако Фаэтон действительно был сыном солнечного божества, а потому сумел подойти к обители своего отца. Его дворец сиял всеми красками мира – так дивно и великолепно украсил его бог-кузнец Гефест. Юноша смело шагнул внутрь и, пройдя по длинным коридорам, вышел в тронный зал.
Николя Пуссен «Гелиос и Фаэтон с Сатурном и четырьмя временами года», 1635 год
Местонахождение: Берлинский государственный музей, Германия
Именно там на своём престоле восседал прекрасный Гелиос. Правда, Фаэтон не смог приблизиться к отцу. Несмотря на своё происхождение, он оставался смертным, а потому его глаза не могли вынести света, что исходил от Гелиоса.
А вот сам солнечный бог сразу понял, кто перед ним. Никто другой из людей не смог бы проделать этот путь, ведь Фаэтон выдержал сияние дворца и даже смог находиться в одной комнате с отцом.
Гелиос дружелюбно поприветствовал сына и спросил, какая помощь ему нужна (ведь наверняка визит был целенаправленным). Фаэтон спросил его, действительно ли он является сыном Гелиоса. Бог утвердительно кивнул и надел на голову Фаэтона сияющий венец.
“Я очень рад тебя видеть, – заметил он. – А потому клянусь рекой Стикс, что выполню любое твоё пожелание”. Подобную клятву не мог нарушить никто, ведь река в царстве мёртвых скрепляла обещание, словно жизнь и смерть – судьбу человека.
Просьба Фаэтона
Увы, Фаэтон был ослеплён великолепием и величием, в котором оказался. Юноша попросил лишь об одном, но эта просьба привела в ужас его отца. “Ты каждый день проезжаешь через всё небо, – заметил он. – А мне бы тоже очень хотелось взглянуть на мир с высоты твоей колесницы”.
Как вы понимаете, Гелиос должен был на один день передать сыну управление своей волшебной сияющей колесницей. И всё было бы в порядке, но бог прекрасно знал, что мало кому по силам справиться с четвёркой его огненных коней, что требуют сильных рук и решительного характера управляющего.
Питер Пауль Рубенс «Падение Фаэтона», 1604 год
Местонахождение: Национальная галерея искусств, Вашингтон, США
Никакие уговоры Гелиоса не смогли убедить Фаэтона изменить свою просьбу. Его огорчённый отец вынужден был покориться. Итак, на рассвете Фаэтон уже был в колеснице солнца, предчувствуя незабываемое приключение.
Сначала подъём был очень тяжёлым, кони с трудом продвигались вперёд. Из их ноздрей вырывались языки пламени, а всё вокруг было объято жаром. Не на шутку испугался юноша, понял, что зря попросил у отца эту поездку. Но было уже поздно.
Питер Пауль Рубенс «Падение Фаэтона», 1636 год
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Гибель сына солнца
Почувствовав, что сила в руках возницы совсем не та, что обычно, животные рванулись вверх. Теперь их ничто не могло остановить. Фаэтон напрасно пытался натянуть поводья и остановить коней – они не слушались смертного, что сменил их хозяина-бога.
Колесница оказалась среди звёзд и мглы, и теперь жуткие чудовища появились перед Фаэтоном. С одной стороны громадный Рак едва не разрезал коней и колесницу клешнями, с другого направления грозно поднимал свой хвост кошмарный Скорпион.
Йозеф Хайнц Старший «Падение Фаэтона», 1596 год
Местонахождение: Городской художественный музей Лейпцига, Германия
Теперь испуганные лошади бросились вниз. Пламя от них охватило пламенем Фаэтона. Словно горящий факел, он падал вниз. Кони сбросили его, и тело юноши упало в волны реки Эридан, находившейся вдалеке от его родины.
Местные нимфы, огорчённые гибелью прекрасного Фаэтона, омыли его тело и похоронили неподалёку от Эридана. Скорби Гелиоса не было предела. Несколько дней солнце не появлялось на небосводе, ведь его бог не мог прийти в себя от отчаяния из-за потери любимого сына.
Джордж Стаббс «Падение Фаэтона», 1777 год
Местонахождение: Солтрам Хаус, Плимптон, Англия
Предание о Фаэтоне, вероятно, открывает нам историю катастрофы, произошедшей в далёкой древности. Горящий факел, падающий с неба, несколько дней без солнца в небе – всё это указывает на какой-то глобальный катаклизм, который люди того времени пытались объяснить по-своему. Результатом размышлений и анализа ситуации со стороны мифологии стало именно такое яркое и драматичное сказание.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Приложения
- Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»Добавляет кнопки рейтинга яндекса в профиль. Плюс еще скоро появятся графики изменения рейтинга за месяц
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Рубрики
- Живопись (3440)
- Фотография (1854)
- Графика (803)
- Иллюстрации,иллюстраторы (665)
- Арт,Art (620)
- Компьютерное искусство (458)
- Декоративно-Прикладное Искусство (441)
- Жизнь Замечательных Людей (430)
- Читальный зал (395)
- Музыка (369)
- Поэзия (323)
- Дизайн и Арт (318)
- История,статьи,заметки (296)
- Кинематограф (246)
- Ретро (205)
- Архитектура (196)
- Юмор в искусстве (185)
- Знаменательные события (183)
- Кино (178)
- Проза (111)
- Скульптура (107)
- Мультипликация (81)
- Выставки, проекты,концерты (74)
- Теория искусства (59)
- Театр (52)
- Хореография (46)
- Административное (7)
—Статистика
Сын Солнца — Рамзес Великий Правитель Египта
Среди царей и правителей древнего мира выделяется несколько величайших фигур, превосходящих своими масштабами человеческие рамки и по достоинству считавшихся полубогами. Одним из самых известных правителей, проявивших в себе божественную мощь, был Рамзес Великий.
Имя Рамзес носили многие фараоны XIX и XX династии, оно означает «Ра родил его» (Ра-Мессу). Рамзес II был внуком основателя династии Рамзеса I и сыном Сети I. Взойдя на царский трон в 1279 году до н.э., он провозгласил себя «сыном бога Солнца Ра, богом, воплотившимся в человеке». Интересно, что, став сыном Амона-Ра, он не перестал быть сыном Сети. Рамзес II правил около 67 лет и умер глубоким старцем, оставив после себя более 90 сыновей и дочерей. Известно 7 его главных жен, 3 из которых были его дочерьми (скорее всего, это были только ритуальные браки), не менее 45 сыновей и 40 дочерей (по другим подсчетам, 111 и 67). Правление Рамзеса II отразилось в произведениях многих античных историков (например Геродота, именующего его Рампсинит) и в Библии.
Фараон много воевал, в основном с хеттами, и расширил пределы своего царства до границ с Сирией на востоке и Суданом на юге. Во времена Рамсеса II, прозванного Великим, Египет достиг небывалого могущества и процветания. Внутри страны шло грандиозное строительство — возводились украшенные колоссальными статуями фараона храмы в Фивах, Абидосе, Нубии. Известно, что могущественный фараон снаряжал морские экспедиции,исследовавшие берега Средиземного моря, и не исключено, что моряки выходили также за его пределы.
При Рамзесе Египет достиг своих максимальных границ. Вступив на престол, Рамзес продолжил походы своего отца, восстановил власть Египта в Палестине. В Сирии войска Рамзеса столкнулись с хеттами, которые также претендовали на неё.
Но самой известной, и, в то же время самой загадочной победой Рамзеса была битва у г. Кадеша в 1312 г. Строго говоря, как таковой, победой она не была, битва закончилась «вничью», однако она имела следствием мирный договор, значительно укрепивший Египет.
Битва датируется 1274 годом до н.э. Возможно, это была самая большая битва на колесницах, в ней участвовали 5000—6000 колесниц. Среди источников, повествующих о битве при Кадеше, выделяется замечательное историко-литературное произведение, так называемая «Поэма Пентаура», повествующее о недюжинной храбрости Рамзеса II и той помощи, которую во время битвы ему оказал бог Амон.
Рамзес выступил во главе передового «воинства Ра» (2 000 человек, 400 колесниц), которое поддерживало четырёхтысячное (800 колесниц) воинство Пта. Обходным путём на соединение с воинством Ра шла двухтысячная конница арабских наёмников. В резерве осталось воинство Тота — 8000 человек, 2000 колесниц. Если не считать резервов Рамзеса и Маттусили, даже гарнизона Кадеша — 28 000 солдат объединённой армии Маттусили с 3 300 колесниц и почти пятитысячной конницей противостояли шеститысячному войску Рамзеса с 1200 колесниц и 2 000 конницы.
После долгого и неравного боя с 30 хеттскими и 40 сирийскими колесницами, сын Рамзеса был ранен и попал в плен к хеттам.
«Поэма Пентаура» донесла до нас слова Рамзеса: «И если великий Ра отвернулся от меня, если мне суждено погибнуть на поле (битвы), то, когда, о, Ра, Ты выйдешь из-за тучи, земля будет сверкать в Твоих лучах, как рубин, от крови пролитой Твоим сыном, ушедшим в Твоё царство!»
И Ра услышал фараона и дал ему силу бога. Священный Урей на короне Рамзеса, символ власти фараонов, начал излучать свет и пламя, повергавшие хеттов.
«Преступление моих солдат и воинов на колесницах, которые бросили меня, столь велико, что этого нельзя даже выразить словами. Но видите: Амон даровал мне победу. ни единого возницы не было у меня под рукой. Было их (хеттов) всех вместе тысяча боевых колесниц, и все целились прямо в огонь (то есть в голову Рамсеса, украшенную диадемой с изображением священного Урея, извергающего пламя). Но я ринулся на них! Я. в мгновение ока дал почувствовать им силу своей руки. Я повергал и убивал их, где бы они ни были, и один кричал другому: «То не человек среди нас, то непобедимый Сет. То, что он делает, свыше сил человеческих!»
Фараон практически в одиночку разгромил целую армию.
«И увидел я, что Амон идет едва только я воззвал к нему. Дал мне руку свою, и ликую я. Крикнул сзади: «Вперед. Я с тобой, твой отец! Над тобой моя длань, я полезней сотен тысяч, Я, владыка победы, любящий мощь!» Обрел я сердце свое, полно оно радости, что хотел я сделать, все стало совершаться. Я — Монту, стреляю вправо. Поражаю влево, я — Сутех, когда время его перед ним. Вижу тьмы колесниц, окружавших меня, стали трупами перед упряжкой моей. Сердца их упали в телах их от страха. Руки их все ослабели. Опрокинул я их в воду, подобно крокодилам. Попадали они, я убил, кого хотел. Ни один не взглянул, никто не обернулся. Кто упал среди них, не поднялся он вновь!»
Так или иначе, невозможно приписать эту победу только военной мощи и храбрости Рамзеса — уж слишком большой был перевес у хеттов.
Несмотря на огромное численное превосходство, хеттские воины в панике бежали от кровавой бойни.
Тысячи египтян погибли, еще большее количество хеттов и воинов союзной армии расстались с жизнью. После этого хетты заперлись в самой крепости. Штурм Кадеша Рамзесу не принес успеха, однако император Муваттали запросил мира. Хотя хетты также считали себя победителями, вскоре Рамзес получил от хеттского правителя документ, в котором было написано: «Я, Муваттали, твой слуга, Рамзес, и я признаю тебя Сыном Солнца и порождением самого Света. Моя страна подчиняется твоей воле, Она — у твоих ног. Но не злоупотребляй своей властью. Твое влияние неумолимо, ты это доказал, одержав великую победу. Но зачем тебе уничтожать народ твоего сдута? Зачем злобе продолжать жить в твоем сердце? Поскольку ты — победитель, согласись, что мир лучше, чем война, и дай хеттам глоток жизни».
Так родился первый в истории политический договор.
Эта победа была увековечена на стенах храмов в Абусимбеле, Луксоре и Дерре и воспета придворным поэтом (в эпосе Пентаура).
Борьба с хеттами завершилась в 1266 году заключением мирного договора с царем Хетасиром III; это был первый известный в истории международный договор. Не будь этой великой битвы, не состоялся бы племенной союз, вошедший в Историю, как иудеи; именно на хеттских землях возник Израиль. Не будь Кадеша, не было бы современного христианского мира.
В последние годы правления Рамзес II был обожествлен как «Великая Душа Ра-Хорахте» — воплощение бога солнца на земле.
Рамзес II пережил двенадцать своих сыновей, среди которых двое — военачальник Аменхерхепешеф и Хаэмуас, верховный жрец бога Птаха в Мемфисе, особенно долго носили титул наследника престола.
Египетский трон унаследовал тринадцатый сын царя — Мернептах, сын царицы Иситнофрет I.
Интересный факт: «Какой фараон имеет современный египетский паспорт и для чего?»
В 1974 году египтологи обнаружили, что мумия фараона Рамзеса II быстро портится. Было принято решение немедленно везти её самолётом во Францию для экспертизы, для чего мумии оформили современный египетский паспорт, а в графе «род занятий» написали «король (скончавшийся)». В Париже мумию встречали со всеми военными почестями, полагающимися королям.
Источник