Танец для Бога: Откуда? Зачем? Как танцевать?
В еврейских мессианских общинах любят славить Бога в танце: радостном и быстром, тихом и плавном, в общих хороводах и личном поклонении, с флагами и шофарами… Вообще, славить Господа, радоваться, петь и танцевать перед Ним – нормальное состояние для мессианского верующего. В чем же суть и значение танцев для Бога? Это чисто еврейская традиция или так славить Бога — приемлемо для верующих всех деноминаций и конфессий?
Предлагаем разобраться в этом и узнать больше о танцевальном прославлении! Для этого мы публикуем небольшую выдержку из семинара, который на летнем ретрите КЕМО`2016 провел Александр Базь, лидер группы прославления «Лехаим»:
Танец в Библии
Что мы знаем о танцах из Библии? Есть несколько всем известных эпизодов, о которых говорят в первую очередь. Первым ярким упоминанием, конечно же, можно назвать танец Мирьям (Исход 15:20), потом вспоминают Давида при ввозе ковчега в Иерусалим (2 Царств 6:14-16 и 1 Паралипоменон 15:29). Но описываются ли танцы в Библии только этими великими Божьими служителями? Конечно, нет. Еще много мест и ситуаций в Писании раскрывают нам эту часть взаимоотношений Господа и Израиля.
Начнем с начала и по порядку. Танец заложен в нас Богом как способ выражения. И человек, конечно же, танцевал с первых дней своего сотворения. Животные тоже танцуют, и в их танцах проявляются как эмоции, так и заложенные физиологические особенности. Но лишь человек, как вершина Божьего творения, как создание по Его образу и подобию способен на полную передачу чувств и выражение души, а что еще важнее духа (у верующих). Недаром многие ученые рассматривают танец как первый язык и метод передачи информации на заре человечества.
Танец неразлучен с музыкой и ритмом. В Бытие 4:21 Иувал назван отцом всех играющих, как один среди многих других «отцов» разных талантов и даже профессий. Мы видим, как и сейчас, в каждом из нас есть различные таланты и способности, вложенные в нас Богом, и мы можем развивать их во славу Божью, либо же (что печальней) в противоположных направлениях.
Итак, танец наряду с музыкой и песнями является древнейшей формой передачи чувств, эмоций и информации. Причем именно в таком виде — не «облаченный» еще в понятия культуры, искусства, и без любых соревновательно-сравнительных характеристик.
Ученые заметили, что примерно 5000 тысяч лет назад танцевальные мотивы почти полностью исчезают с каменных памятников и керамической посуды. Объяснение этому факту дают такое – поскольку это было время возникновения первых государств и монархий, то понятно, что теперь уже не танец, а цари и их чиновники организовывали и направляли коллективные действия людей.
Как мы видим, танец претерпевал различные изменения в ходе времени и истории. И вполне объяснимо, что наше понимание танца, его природы и использования может иметь неправильное или извращенное представление. Именно поэтому нам как никогда необходимо обратиться к Писанию, дабы вернуть танцу изначальное значение и понимание, заложенное в нас Богом.
Танец в жизни народа Израиля
В современных танцевально-образовательных учреждениях учат, что танцы любого народа можно разделить на две категории: религиозные (обрядовые) и социальные (бытовые). Но, как мы знаем, то, что применимо ко всем, не всегда работает с Израилем. И тут кроется первое различие, которое нам надо запомнить:
Социальная или бытовая жизнь Израиля была неразрывно связана с Богом Израиля. Ежедневная, с особыми выделениями в ней праздников, жизнь народа была тесно переплетена с религиозной без рамок и границ. Бог Израиля желал полного внимания Своего народа.
В течении 19-ти веков евреи не имели своей страны, и в странах, в которых им доводилось жить, тоже были практически лишены возможности возделывать землю. Поэтому «танцы земледельцев», связанные с дневной работой в поле и совместным вечерним времяпровождением тоже отсутствовали в этот период и были восстановлены с созданием государства Израиль, получив название «хора» (взято из румынского танца).
Многим знакомо еврейское приветствие «хаг самеях» которое переводится как «радостного (веселого) праздника». Так вот, ученые утверждают, что еврейское слово «хаг», которое часто переводится как «праздник, фестиваль, торжество», в оригинале означает «священный круговой танец, исполняемый вокруг алтаря в святилище». Это показывает, что сущность и природа праздника и танца были так переплетены, что, когда евреи говорили о празднике, их первой мыслью было «танцы в радостном праздновании.»
Само понятие «танец» в иврите тесно сплетено и практически является синонимом понятия «радость». Танец описывается как олицетворение радости и антоним горю:
«. время сетовать и время плясать» (Екклесиаст 3:4);
«Прекратилась радость сердца нашего; хороводы наши обратились в сетования» (Плач Ирмияhу 5:15).
В том же значении использованы образы танцевального искусства и в пророчестве Ирмияhу о восстановлении Израиля:
«Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена, дева Израиля, снова будешь украшаться тимпанами своими и выходить в хороводе веселящихся» (Ирмияhу 31:4), «Тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши и старцы вместе. » (Ирмияhу 31:13).
Вообще, в еврейском языке есть 13 слов, которыми описывают «танец», подчеркивая те или иные его виды и проявления. Большинство из них обозначают танец как действующую форму радости.
Второзаконие 16:11,14: «…и веселись пред Господом, Богом твоим, ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, который в жилищах твоих, и пришелец, и сирота, и вдова, которые среди тебя, на месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его…»
Тут Бог особенно призывает к тому, чтобы в праздничной радости были задействованы все, и никто не остался безучастным.
Радость в Господе и без Него
Радость в Господе держит акцент на Том, благодаря которому мы живем и имеем повод радоваться. Господь ревностно относится к тому, как Его народ радуется и служит Ему. Ему не нужна «религиозная тягомотина», Ему нужны искрение переживания Его народа.
«Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование. Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их» (Исаия 1:12-14).
И радость пред Господом не имеет ничего общего с радостью и удовольствиями этого мира, с тем, чем и как они вызываются.
Так в Исаии 5:11-12 видим:
«Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют».
Господь говорит через пророка, что радость, вызванная алкоголем противна Богу (возможно, это и произошло с поклонением тельцу в 32 глава книги Исход — самые буйные (три тысячи) погибли.)
Не только алкоголь может вызывать неправильную радость, не направленную на Бога. Гордость, зависть, самовыражение и самореализация как самоцель, и еще многое другое уводят нас от истинного прославления и поклонения Богу.
В этой связи достаточно вспомнить Сатану, который был лидером прославления (Иезекииль 28). Сатана знает цену и силу влияния музыки и танцев на человека. Он отец лжи. Исказить, изменить и обратить во зло — это его мастерство. И в современном мире нас окружает культура, музыка, танцы, которые обрабатывались и извращались Сатаной. Мы не можем слепо или беспечно брать у этого мира что-то для служения Богу.
В наше время даже в некоторых церквях совершают большие ошибки в этом плане. Особенно, когда для веселья и радости на служениях используют различные мирские форматы, которые изначально направлены на цели, противоположные тому, чего хочет от нас Бог.
Большинство из нас не росло в семьях верующих (что, в принципе, тоже не дает гарантию правильного воспитания) — мы пришли к Богу уже в зрелом возрасте, с определенным образом сложившимся мышлением и устоями жизни. Поэтому понятие праздника радости и веселия у нас уже искаженное, истинные ценности были размыты или подменены. И за неимением другого понимания мы можем облекать нашу радость не в те формы или, наоборот, ограничения.
Опыт Израиля
Тут как никогда пригодится опыт Израиля. Те подходы и действия, которые были пронесены и сохранены сквозь века, за вычетом религиозно-ритуальных аспектов, наросших за столетия после смерти и воскрешения Иешуа. Ни у одного народа в мире, кроме народа Израиля, нет и не было такой практики жизни с Богом! Нет такого другого народа, чья культура, образ и смысл жизни были бы так переплетены. Верующие из любого другого народа без этих знаний и практики либо лишаются определенных благословений, либо рискуют совершить ошибки на этом пути.
В танцевальной культуре разных стран встречаются танцы различного происхождения и назначения: танец — боевое искусство, танец-соревнование, ритуальный танец. К примеру, национальный танец государства Бирма — это танец 12-летней девочки на плечах у мужчины, после вдыхания ею паров опиума. В традиции Бирмы это – форма общения с духами и предками. И как, скажите, танцевать уверовавшему жителю этой страны без определенных знаний, без еврейского (библейского) подхода? Он вынужден либо смешивать поклонение Богу со старой практикой, либо брать пример с каких-то мультиверсий этого мира (в том числе и христианской его части), либо вообще отказаться от любых практик в этом направлении.
Этот большой разрыв имеется не только между мирской и еврейской практикой танца (тут он просто огромен, скорее это даже противоположности), но и христианской и еврейской практиками. Разрыв обусловлен различными причинами, в том числе историческими.
Последнее: 13.06. Спасибо!
Источник
Осухай — древний танец поклонения солнцу
В мир пришло долгожданное лето, все цветет и благоухает. В такое благодатное время года народ саха проводит древний культовый праздник Ысыах. Первым в нашей республике этот долгожданный летний праздник проводится в Нерюнгринском районе 12 июня.
На предстоящем Ысыахе планируется проведение силами общественной организации «Саха Аймах» флеш-моб игры на хомусе под руководством известного хомусиста Георгия Слепцова–Чаҕылхан, также будет массовый Осуохай Дружбы, запевалой приглашен Дархан этээччи Дмитрий Иванов–Чоргулла.
Ысыах является религиозно-обрядовым праздником поклонения Солнцу, солнечным Белым Божествам, он связан с культом возрождения природы и духовного обновления человека.
Ысыах — это ритуал общения с небесными и земными силами, обмена энергетической силой с окружающим миром. Название праздника восходит от глагола «ыс» — окроплять и связан главным ритуалом древнего праздника. В глубокой древности ритуал открытия Ыһыаха совершал Айыы Ойуун (Белый Шаман) – Верховный жрец религии Аар Айыы (Белых Божеств). Его сопровождали 8 невинных девушек и 9 непорочных юношей. Ритуал окропления кумысом с молениями Верховному Богу Юрюнг Аар Тойону, Божествам Айыы и Духам местности является самым важным обрядом в ритуально-культовом празднике Ысыахе.
Некое мистическое значение в обряде проведения Великого Священного Праздника имел круговой танец Осуохай. Этот танец отражает культ Солнца и Неба. Танцуя этот ритуальный хоровод и повторяя слова за запевалой, ритмично двигаясь по направлению Солнца, люди как бы возносились к небесам: очищалась душа, все невзгоды оставались позади, а впереди ждали удача и успех.
Круговой танец Осуохай уходит своими корнями в глубокую древность и восходит к религиозным верованиям древних саха.
По утверждению профессора Н.Е.Петрова, осуохай возник как магический ритуальный круговой хоровод солнцепоклонников: «Вероятно, с возникновением религии, связывающей земную жизнь с космической, он стал обрядовым и массовым хороводом грандиозных тенгрианских (от тенгри – тангара) религиозных праздников типа якутского ысыаха у народов Азии».
В словах древнего танца заключались моления — Алгысы, обращенные к Божествам-покровителям рогатого и конного скота, Божеству Джесегей, Иэйиэхсит, к духам-хозяевам природы — Иччи, а также воспевание красоты Природы и Мироздания, разных времен года.
Круг осуохая может включать более ста, на больших ысыахах – до тысячи танцующих. Это называется тюсюлгэ. Размером тюсюлгэ, его широтой определяется талант запевалы осуохая.
Танцующие, взяв друг друга под руки, с левой ноги начинают размеренные шаги по движению солнца.
В осуохае есть такие понятия, как хаамыы үҥкүү — танец-шагом, и в кульминационной части танца как көтүү үҥкүү – танец-полет, танец-воспарение.
Осуохай в ритме «дьээ-буо» начинается с размеренного шага, затем идут движения в ритме мотива дэгэрэн, движения, шаг постепенно переходят в көтүү – полет.
М.Я.Жорницкая, исследовавшая якутские народные танцы, с хореографической точки зрения, выделила пять разновидностей ныне существующих танцев по виду основного движения: якутский, вилюйский, амгинский, усть-алданский (наихинский), олекминский. Все они состоят из трех частей: зачина, основной части (танца шагом) и танца прыжком. Она считает, что первоначальной основой пяти вариантов якутского кругового танца был хаамыы үҥкүү (шаг-приставка). Инвариант и варианты этого танца сопровождались песней в стиле дэгэрэн.
Наряду с хаамыы үҥкүү бытовал былыргы үҥкүү (старинный танец – шаг с поклоном). Поклон делали через шаг. Кланяясь, благодарили духов. В круговом танце пели Алгыс в манере дьиэрэтии – в виде протяжного переливистого пения.
Для кругового танца осуохая главной фигурой является запевала, без которого нет хоровода. Знаменитые запевалы прошлого были особо одаренными людьми, владеющими магией слова и продолжателями дела белых шаманов, служивших для связи жизни земной с космической. Они пользовались большой популярностью и любовью народа.
Запевала – это поэт-импровизатор, неутомимый танцор, тойуксут и певец, наделенный сильным якутским народным голосом.
Талант запевалы осуохая определяется на основе нескольких критериев: во-первых, красотой и силой голоса, возможностями его кылысаха, во-вторых, богатством используемых изобразительных средств языка, силой воздействия на слушателей, в-третьих, соразмерностью движений и пения, пластичностью танца.
Таким образом, действительно, осуохай обладает синкретичностью, объединяя в себе три вида искусства: музыку, танец и поэзию.
В тюсюлгэ танцующие должны точно повторять слова и мотив запевалы. В центральных районах вслед за запевалой повторяют все.
В вилюйских районах пение запевалы вначале подхватывают те, кто в тюсюлгэ находится рядом с ним. Это, возможно, объясняется тем, что в вилюйских тюсюлгэ из-за большого размера и ширины круга танцующих осуохай запевалу могло быть плохо слышно.
Очень интересное видение Осуохая у Светланы Мухоплевой – одного из зачинателей, руководителей и членов республиканской ассоциации «Олонхо», старшего научного сотрудника сектора якутского Института
гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, кандидата филологических наук, доцента:
«Осуохай — это круговой танец, возникший как танец, сопровождающий заклинательные и ритуальные песни. И как свидетельствует их содержание, осуохай представлял собой коллективное ритуальное действо, связанное с молениями божествам Айыы. Предположительно, такие круговые танцы совершались только родами, берущими начало от первопредка саха — Элляя. И назывались они просто YНКYY (танец) – «ХАМЫЫ YНКYY» (танец шагом), «КЫМЫС YНКYYТЭ» (кумысный танец) (корень слова «YНКYY» — YН в переводе с якутского означает моление).
Сам термин «осуохай» стал популярным лишь после революции, освободившись от обрядово-ритуальной практики и сакрального смысла.
Сегодня такое сакральное значение осуохаю придается только истинными последователями учения Айыы. В большинстве своем мы сейчас танцуем светский осуохай.
Необходимо различать несколько временных типов осуохая.
До прихода русских, когда круговой танец имел ритуальное значение с поклонением Верхним Божествам, и заклинательное. Эти два типа в древности исполнялись лишь во время Ысыаха.
В другое время запевать традиционный осуохай запрещалось. Так как считалось, что круговой танец имеет прямое влияние на природу, «вертит» ее. Кроме того, осуохай танцевали и одновременно с камланием шамана вне жилища, где проходило действо, чтобы помочь последнему достичь цели.
В танце само вождение хоровода по кругу являлось ритуальным действом. Хождение по кругу выполняло функцию очищения этого пространства от скверны, а также способствовало созданию нового чистого места. Магическое значение имело и само движение по замкнутому кругу, как считают исследователи, это связано с почитанием Солнца нашими предками.
Начиная с 19 века, заклинательные и ритуальные песни кругового танца, связанные с божествами Айыы, начинают забываться. Это связано с изменением традиционного праздника Ысыах. С внедрением христианства Ысыахи проводились больше с целью прославления родов. В это время активное развитие получают светские песни – югэ (басня, иносказание). Тем самым осуохаю уже придают больше коммуникативное значение. Его запевают на встрече лета, на праздниках, как выражение радости».
Так Светлана Дмитриевна объяснила истинную суть этого древнего танца. Дальше исследователь пишет: «Мы побывали в центральных, заречных, вилюйских группах улусов. Побеседовав со многими запевалами осуохая, хранителями местных фольклорных традиций, пришли к выводу, что, к сожалению, народная память не зафиксировала в полном объеме осуохай дореволюционного типа. Сейчас круговой танец носит ту форму, которая сформировалась в советский период, или постепенно трансформируется, принимает постсоветскую форму. Под угрозой исчезновения оказались локальные варианты осуохая.
Сейчас большое распространение имеет вилюйский вариант, который влияет на остальные локальные. Причиной тому, по нашему мнению, является большой вклад в развитии вилюйского типа песен кругового танца известного народного певца и сказителя, основоположника якутской танцевальной культуры Сергея Зверева–Кыыл Уола. Он сам родом из Тюбяйского наслега Сунтарского улуса Вилюйского округа. Благодаря его активной популяризации осуохая и распространился вилюйский вариант, который сейчас имеет общенациональный характер. И его можно уже назвать классическим».
Ысыах, как культ единения человека с Природой, торжества и радости жизни и Осуохай, воспевающий красоту Мироздания, хоть и с изменениями дошли до наших дней, возрождаются и приобретают свои сакральные черты…
Прошли века, но все так же шелестят молодой свеже-липкой листвой белоствольные березы, заливается над полями голосистый жаворонок, по вечерам стелется сладко-терпкий дым от дымокуров. И в это божественное время — в день летнего солнцестояния с 21 по 23 июня проводили Ысыах испокон веков.
Первые лучи восходящего Солнца в самый долгий световой день даруют живительную энергию, которой люди заряжаются на весь год, слова молитвы, произнесенные в час рассвета, доходили до небес, находя отклик у могущественных и добрых Божеств.
И начинается Новый круговорот жизни, обновляется энергия Мироздания, человека…
И зерно Добра и Света, заложенное в этот сакральный День, дает свои плоды на всю долгую жизнь…
Источник