Меню

Театр луна парк маяковского

Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!

Через социальные сети

Еще не зарегистрированы?

Регистрация

Через социальные сети

Восстановление пароля

Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию

Исчезнувший Петербург: театр на Офицерской. Луна-парк. Демидов сад

Вспоминаем знаковые петербургские места, которые не пощадила история и частица которых до сих пор таится в современных постройках. Речь пойдёт о театре и Луна-парке, на месте которых сейчас находится концертный зал Мариинского театра.

Демидов сад на Офицерской улице (сейчас — Декабристов) как одно из основных петербургских мест развлечений берёт своё начало в XVIII веке, когда здесь устроили так называемый Воксал в Нарышкином саду, где проводили праздники и маскарады с танцами. Позже здесь находились: «Русский семейный сад», зимний кафешантан «Фоли-Бержер», «Театр Неметти» и в начале XX века — Сад и летний театр В. А. Казанского, где в 1906-09 годах располагался Драматический театр В. Ф. Комиссаржевской, главным режиссёром в котором был Всеволод Мейерхольд. Открывала театр пьеса Ибсена «Гедда Габлер», а чуть позже здесь впервые поставили спектакль по произведению Александра Блока «Балаганчик».

Несмотря на творческий успех театра, дуэт Комиссаржевская-Мейрхольд просуществовал недолго: сказались разногласия и противоречия между двумя талантливыми людьми. Вера Фёдоровна организовала на базе театра новое заведение — «Весёлый театр для пожилых детей», который закрылся со смертью Комиссаржевской в феврале 1910 года.

Демидов сад вновь стал пользоваться бешеной популярностью в 1912 году, когда здесь открылся Луна-парк. Спонсором нового развлечения выступил купец первой гильдии и почётный гражданин Ялышев, который, в общей сложности, потратил на проект парка около 500 тысяч рублей. Художником и архитектором в одном флаконе выступил А. П. Вайтенс, который спроектировал и построил знаменитый вход в сад: широкие ворота с высокой аркой и ионическими колоннами. Увы, до наших дней арка не сохранилась. Сейчас на её месте находится концертная площадка Мариинского театра. Вместе с луна-парком в саду также появился летний ресторан в «ампирном» стиле и здание театра «Летний фарс», на сцене которого в 1913 году прошла премьера спектакля футуристов по пьесе Маяковского.

Устроение луна-парка оказалось предприятием прибыльным: в год его посещало до 300 тысяч людей, а билет стоил 1,5-2 рубля, что позволяло окупить все расходы и существенно разбогатеть держателям акций.

После февральских событий 1917 года в парке работали мюзик-холл, варьете и два кинотеатра — «Дона Глория» и «Глория», а уже весной 1918 года Луна-парк реквизировали, он перешел в ведение Коломенского совета рабочих и солдатских депутатов. Постепенно парк начал приходить в запустение, а на месте сада построили стадион Института физической культуры им. Лесгафта.

Однако история театра на этом не заканчивается. В 1918 году Всеволод Мейерхольд устраивает на базе прежнего театра Рабочий театр Второго Коломенского района, ставит на его сцене «Ткачей» Гауптмана, «Нору» Ибсена и «Жоржа Дандена» Мольера. Но даже такой репертуар не спасает опальный театр: спектакли посещают редко и мало, что приводит в итоге к тому, что в годы Гражданской войны он закрывается. Долгое время театр являл печальное зрелище: стены ветшали, крыша проваливалась, а сорная трава крепко охватывала стены здания. В 1933 году ограда бывшего Луна-парка и обветшавший каменный театр были разобраны. Так закончилась былая слава некогда самого популярного в Петербурге увеселительного места.

Источник

Луна-парк с Маяковским и сомалийцами

Сто лет назад петербуржцы построили свой Луна-парк с Маяковским и сомалийцами. На месте современного Концертного зала Мариинки стоял прообраз современных кластеров — здесь были и рестораны, и развлечения, и театральные сцены. Критики ругали заведение за плохую еду и медленное обслуживание, а простые обыватели радостно катались на чёртовом колесе и тыкали пальцами в обитателей «деревни Сомали» (да, здесь выставляли чернокожих, как в зоопарке). Тут ставили первые провокационные спектакли футуристов и оперетты Кальмана. В нашем новом тексте — о самом крутом парке развлечений дореволюционного Петербурга.

По адресу улица Декабристов, 35-39, где сейчас стоит Концертный зал Мариинки, всегда было весело. Раньше улица называлась Офицерской, а само это место называлось «Демидов сад», ещё ранее – «Нарышкин».

Сейчас здесь так.

Именно здесь ещё в XVIII веке появился первый в Петербурге развлекательный парк с фейерверками, танцами и маскарадами. Потом, в XIX веке в саду построили Зимний театр – несколько раз он переходил от одного владельца к другому, а в 1882 и вовсе сгорел прямо во время представления, но вскоре его восстановили. В начале XX века здесь разместился театр Комиссаржевской.

Читайте также:  Мгла носилась луна как бледное пятно

А театр выглядел так.

Луна-парк начался в мае 1912 года. Предприниматель Ялышев, этнический татарин (по документам его звали Хабибула, а сам он представлялся Иваном Константиновичем) открыл на территории бывшего «Демидова сада» новое заведение.

Вход

Архитектор Вайтенс построил широкие ворота с ионическими колоннами, служившие входом, и выстроил деревянные павильоны. А архитектор Кишкин построил одноэтажный летний ресторан в стиле ампир. На всё это ушло около полмиллиона рублей – сумма по тем временам громадная.

Башня «Альгамбра» в псевдовосточном стиле

Сроки открытия долго откладывали и переносили, и наконец в мае Луна-парк открылся для посетителей. Рестораны, два кинотеатра, варьете, но самое главное – тут были аттракционы, построенные англичанами по образцу Лондонского парка развлечений. Назывались они многообещающе: «Чертово колесо», «Мельница любви», «Пьяная лестница», «Юмористическая кухня».

Чертово колесо выглядело так.

Вскоре после открытия на заведение обрушились ресторанные критики. Отдав должное увеселительной части парка, они оказались недовольны медленным обслуживанием и некачественной едой при заоблачных ценах. Например, графин простой водки, вмещающий всего полбутылки, стоил два рубля.

«Никуда не годится и кухня: подают всё скверно приготовленным, в остывшем и даже в сыром виде. Недовольны посетители, что здесь никаких вин, кроме елисеевских, нет. Даже пиво здесь одного завода – «Новой Баварии», которая принадлежит тому же Елисееву. Затем положительно никуда не годится управление ресторана. В качестве «старших» набраны бывшие «вышибалы» из «Буффа» и «Варьете», а среди официантов нет ни малейшей дисциплины. У нас имеются сведения, что последние даже приписывают «лишнее» к счетам. В результате такой «образцовой» в ресторане, в нём наблюдаются такие картины: приходит компания и заказывает закуску и ужин. Сидят полчаса. Нет ни того, ни другого».

— газета «Ресторанное дело», июнь 1912 г.

Ресторан действительно был не очень: не особо богатые посетители не могли посещать его из-за дороговизны, а гости с толстыми кошельками разочаровывались в качестве. Неудивительно, что ресторан быстро прогорел. То есть, в прямом смысле: в ноябре 1915 года он сгорел. Новый, каменный построили только в 1916-м.

Тут было и своё «крейзи-меню». Плата лакею за прыжок через стол — 25 рублей, бой посуды — 60 рублей. Особым шиком считалось разбить трюмо за 300 рублей.

Сотрудники и владельцы ресторана

Но фишка этого места – не в еде, а в культурной программе. И тут равных Луна-парку в Петербурге не было.

«Горная железная дорога»

«Горная железная дорога привлекает внимание публики. Два вагончика то вздымаются вверх, то падают под значительным уклоном вниз. Дамы и девицы неистово визжат, доставляя бесплатное развлечение посетителям… Есть «пьяная лестница», «чертово колесо», разбрасывающее людей по сторонам; кроме того, есть еще несколько очень заманчивых вывесок: «мельница любви», «морской бой у Гаваны», «юмористическая кухня», но их берегут для будущих времен. Гвоздем Луна-парка является «деревня сомалийцев». Словно хорошо вычищенные гуталином, негры блестят под электрическим светом… Здесь в отдельных конурках расположились резчик, булочник, оружейник, сапожник и т.д. Интересны игры негритянской молодёжи с танцами и бросанием копий в цель».

Да, на протяжении нескольких лет здесь фактически был самый настоящий зоопарк с неграми. Это было вполне модно и по-европейски — последние клетки с чернокожими убрали в зоопарках Европы только в середине 30-х годов XX века.

Сомалийцы здесь, в отличие от Европы, жили не в клетках. Обитали вполне свободно: известен случай, когда здесь даже родился ребёнок, которого так и назвали: Лунапарк.

Луна-парк стал местом первых громких сборищ футуристов. Именно здесь в декабре 1913 года прогремела премьера трагедии «Владимир Маяковский» по пьесе Владимира Маяковского с Владимиром Маяковским в главной роли. Премьеру приняли в штыки: футуристов тогда, само собой, не понимали и недолюбливали.

По воспоминаниям, после первого акта зрители кинулись к рампе и принялись возмущенно ругать Маяковского. Но тем не менее, футуристы надолго закрепились на этой сцене.

Здесь же в 1917 году прошла не менее громкая премьера оперетты Кальмана «Сильва».

В том же году и закончилась слава Луна-парка. После революции сад реквизировали под расположение Коломенского совета рабочих и солдатских депутатов. Затем здесь недолгое время просуществовал «Рабочий театр» Мейерхольда – спектакли посещали слабо, и в годы Гражданской войны его закрыли. А в 1933 году здание театра пришло в негодность, и его попросту разобрали.

Читайте также:  Возвращение аппаратов с луны

Судьба сомалийцев неизвестна.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Демидов сад.
Театр на Офицерской . Луна-парк

Архитекторы: Дмитриев Н. В.
Год постройки: 1882
Стиль:

Театр на Офицерской. Ф ото начала ХХ в.

Демидов сад.

Театр Неметти — Театр на Офицерской

ул. Декабристов, 35-39

Демидов сад (1830-1918)

Театр В. А. Неметти (1893-1897)

Театр Фарс (1905-1911)

Драматический театр В. Ф. Комиссаржевской (1906-1909)

Веселый театр для пожилых детей (1909-1910)

История Демидова сада начинается в XVIII в., когда на этом участке, принадлежавшем обер-штатмейстеру Екатерины II Л. А. Нарышкину, был устроен Воксал в Нарышкином саду. Фактически первое в Петербурге увеселительное заведение. «Каждую среду и воскресение давались праздники и маскарады с танцами. На открытом театре давали пантомимы и зажигали фейерверки» (Пыляев).

С 1830-х гг. участком владел Александр Николаевич Демидов, промышленник и меценат. ([ 110 ]. С.175)

Весной 1864 г. антрепренер В. Н. Егарев арендовал у Демидовского работного дома часть его участка, выходящую на Офицерскую (ныне Декабристов) ул. Он устроил здесь новый «Русский семейный сад». Сад стали в обиходе называи

«Демидовым» или «Демидроном».

Представления на летней сцене начались 1 мая. В декабре 1879 г. в саду открылся Зимний кафешантан «Фоли-Бержер», а в 1882 г. на Офицерской ул., 35 был выстроен Зимний театр в стиле ренессанс — каменное, двухэтажное с балконом здание.

В середине 1880-х дела Егарева пришли в упадок, и он вынужден был продать сад с торгов Вере Александровне Линской-Неметти, антрепренеру, бывшей артистке оперетты. В саду сломали старый деревянный театр и выстроили два новых — летний и зимний. Летом на открытой сцене «Театра Неметти» выступали песенники, чтецы, эстрадные артисты, зимой в теплом каменном театре, построенном по проекту арх. Н. В. Дмитриева и выходящего фасадом на Офицерскую ул., обычно давали опереточные и драматические спектакли в постановке комика С. К. Ленни.

6 марта 1882 г. во время представления «Периколы» каменный театр сгорел. Его восстановили в том же году.

В 1893 г. В. В. Шретер сделал к летней сцене каменные пристройки для артистов, а в следующем году оформил вход в «Сад Неметти».

В 1898 г. помещение театра арендовал «Русский драматический театр» А. В. Амфитеатрова.

В 1900 г. здание театра приобрела Е. А. Шабельская, здесь выступала ее труппа. В 1901 г. Шабельская поставила пьесу Горького «Фома Гордеев». В сезон 1903-1904 гг. в «Театре на Офицерской» выступала труппа «Литературного театра» О. В. Некрасовой-Колчинской, в сезон 1905-1906 гг. — театр легкой комедии «Фарс».

В 1904 г. на Офицерской, 39 — Сад и летний театр В. А. Казанского.

Конец 1906 — начало 1909 г. — здесь работает Драматический театр В. Ф. Комиссаржевской. Главным режиссером театра стал В. Э. Мейерхольд.

В соответствии с взглядами Мейерхольда арх. А. Бернардацци снял лепные украшения, бархатную обивку и переделал зал в античном духе. Стены затянули серым сукном, вместо мягких, установил жесткие кресла. Художник Л. С. Бакст создал театральный занавес, изображавший элизиум — светлые души потустороннего мира среди райских кущ и колонн античного храма.

10 ноября 1906 г. состоялось торжественное открытие театра Комиссаржевской пьесой Г. Ибсена «Гедда Габлер». 30 декабря того же года состоялась премьера пьесы А. Блока «Балаганчик».

Из-за творческих разногласий Комиссаржевская и Мейерхольд расстались. После отставки Мейерхольда Комиссаржевская с частью труппы для поправки финансового положения была вынуждена отправиться на гастроли, оставив Театр на Офицерской на попечение своего брата Ф.Ф. Комиссаржевского.

В 1909 г. Комиссаржевский совместно с Н. Н. Евреиновым организовал на базе театра «Веселый театр для пожилых детей». Спектакли пользовались успехом, однако вскоре «Веселый театр для пожилых детей» прекратил свое существование, т.к. здание на следующий сезон уже было заранее арендовано другой труппой.

12 февраля 1910 г. поступило сообщение о смерти В. Ф. Комиссаржевской.

На сцене созданного ею театра до революции выступала труппа К. Н. Незлобина.

Фасад здания театра по
Офицерской ул., д. 39.
3 мая 1882 г.
ЦГИА СПб. Ф. 513.
Оп. 102. Д.3703. Л.11-13.
Здание не сохранилось.

План партера
театра
(Офицерская ул., д. 39).
30 сентября 1882 г.
ЦГИА СПб. Ф. 513.
Оп. 102. Д.3703. Л.40-41.

Генеральный план участка,
арендуемого Е.А. Шабельской
14 апреля 1901 г.
* см. ниже

Читайте также:  Падает луна укажет мне свет

Генеральный план участка,
принадлежавший Демидовским
учебным заведениям
14 апреля 1901 г.
** см. ниже

План участка, принадлежавший
Демидовским учебным заведениям
19 марта 1913 г.
*** см. ниже

«Всемирная
иллюстрация»,
№11, 1882.

В. Ф. Комиссаржевская.

Эскиз занавеса для театра
В.Ф.Комиссаржевской. Л.С.Бакст.
Ежегодник ОАХ, Вып. 2, 1907 г., С.5
(добавил miraru1)

(из газеты «Речь», 1906 г., № 109 (25 июня)
(добавил Элеонора)

* Генеральный план участка, арендуемого Е.А. Шабельской у Демидовского дома, с показанием увеселительных заведений.

(Офицерская улица, д. 39). 14 апреля 1901 г. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д.3703. Л.134об-135.

** Генеральный план участка, принадлежавший Демидовским учебным заведениям, с показанием размещения аттракциона Луна-парка.

(Офицерская улица, д. 39). 14 апреля 1901 г. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д.3703. Л.134об-135.

*** План участка, принадлежавший Демидовским учебным заведениям, с обозначением расположения всех развлекательных заведений

(Офицерская улица, д. 39). 19 марта 1913 г. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д.3703. Л.225-227.

Луна-парк

В мае 1912 г. предприниматель А. С. Ялышев открыл на территории бывшего «Демидова сада» Луна-парк. Этнический татарин, Ялышев купец первой гильдии и почётный гражданин, в газетах тех лет упоминается как владелец Луна-парка и как один из членов комитета уполномоченных лиц по сбору средств на строительство мечети. В адресной книге он числится Хабибулом Касьяновичем, иногда представлялся Иваном Константиновичем. Женат Ялышев был на актрисе Кравченко, возможно поэтому во всех его проектах была театральная составляющая.

Художник-архитектор А. П. Вайтенс спроектировал и построил вход в сад — широкие ворота с высокой аркой и ионическими колоннами. Он же был автором разнообразных, сделанных из дерева павильонов. В парке смонтировали аттракционы. Арх. Б. Н. Кишкин выстроил в «ампирном» стиле одноэтажный летний ресторан. Он находился за зданием театра «Летний фарс», которое Вайтенс в 1912 г. перенес и пристроил к садовому фасаду зимнего театра.

В начале декабря 1913 г. в театре Луна-парка состоялась премьера спектакля футуристов по пьесе Маяковского.

В годы Первой мировой войны Луна-парк продолжал работать, за исключением августа 1915 — весны 1916 гг., когда его территорию занимала военно-автомобильная рота. В этот период некоторые павильоны были снесены.

3 ноября 1915 г. летний ресторан сгорел, в следующем году был выстроен каменный зимний с концертным залом.

30 июня 1917 г. на сцене театра-оперетты Луна-парка состоялась премьера оперетты Имре Кальмана «Сильва». В парке также работали мюзик-холл, варьете и два кинотеатра — «Дона Глория» и «Глория».

В апреле 1918 г. Луна-парк реквизировали, он перешел в ведение Коломенского совета рабочих и солдатских депутатов.

Рисунок внешнего вида
Луна-парка.
7 февраля 1912 г.
ЦГИА СПб. Ф. 513.
Оп. 102. Д.3703. Л.207

Фасад главного входа
в Луна-парк.
7 февраля 1912 г.
ЦГИА СПб. Ф. 513.
Оп. 102. Д.3703. Л.205-206.

19 марта 1913 г.
* см. ниже

Вход в Луна-парк.
Фото 1910-х гг.

Здание театра Б. Суровцева
в Луна-парке. Фото 1901 г.

Луна-парк.
Oткрытка начала ХХ в.

1894. Статистический очерк
С-Петербурга. Планы города
и театров. ПланТеатра Неметти.
Добавил — YURIY ALEKSANDROV.

11 марта 1911 г.
*** см. ниже

* Рисунок, разрез и планы «Веселого желоба», одного из аттракционов. 19 марта 1913 г. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д.3703. Л.228

** Из газеты «Петербургский листок» №22 Чт. 2 июня 1905 года. Прибавление к «Пб. листок» №140. С.188.

*** Журнал заседания особого присутствия Петербургской городской управы с постановлением о выдаче свидетельства на устройство

кинематографических сеансов в театре Незлобина (Офицерская улица, д. 39). 11 марта 1911 г. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 137. Д.801. Л.38.

Постепенно Луна-парк пришел в запустение, все его сооружения сломали, на месте сада устроили стадион Института физической культуры им. Лесгафта.

После революции драматический театр Луна-парка некоторое время функционировал. В 1918 г. В. Мейерхольд организует здесь Рабочий театр 2-го Коломенского района и занимает в нем должность режиссера. На сцене «Рабочего театра» Мейерхольд ставит спектакли: «Ткачи» Гауптмана, «Нора» Ибсена и «Жорж Данден». Театр просуществовал недолго, спектакли посещались слабо. В годы Гражданской войны «Рабочий театр» закрыли. Здание ветшало и разрушалось. В 1933 г. ограду бывшего Луна-парка и обветшавший каменный театр разобрали.

(по Невский архив: Историко-краеведческий сборник. Вып. VII СПб.: «Лики России», 2006

статья В. В. Антонова «Усадьба, дворец, Дом трудолюбия»; [ 60 ])

Источник

Adblock
detector