Чувственная физика: зачем смотреть спектакль «Созвездия»
Воскресенье. По московской улице компания из нескольких человек идет на премьеру в театр «Практика». Уже стоило бы поторопиться, но город по-весеннему дружелюбен, так что путь до дверей хочется растянуть. После мрачноватой серой зимы солнце — еще не привычная данность, а что-то вроде подарка, о котором терпеливо мечтал многие месяцы и вот наконец-то получил. Прохожие, гордо нацепив на нос темные очки, шествуют вокруг пруда, за собственным хвостом носится симпатичная лохматая собака, пока хозяин со скучающим видом водит пальцем по экрану телефона. Рестораны забиты, антисептики и защитные маски никто не раскупил, а слово COVID-19 миру и вовсе не известно. Все это происходит в какой-то из параллельных вселенных.
В другой из них режиссер Александр Алябьев, продюсер Григорий Добрыгин, актеры Елизавета Янковская и Александр Горчилин не готовятся к премьере своего спектакля «Созвездия» просто потому, что пьесу с таким названием никто не написал. В третьей… А впрочем, пора перейти к делу и объяснить, откуда в тексте, обещавшем рассказать о новой постановке, взялись какие-то параллельные вселенные и предположения о том, что в них происходит.
«Созвездия» — пьеса британского драматурга Ника Пейна. Героев в ней всего двое — Марианна и Роланд. Они знакомятся на барбекю у общих друзей и заводят слегка нелепый смол-ток. Выясняется, что Роланд — пасечник, а Марианна — вот уж совпадение — очень любит мед, правда покупает в супермаркете самый простой, тот, который с этикеткой в полоску. Все вроде бы идет по плану, но сцена знакомства (как и все следующие) почему-то повторяется второй, третий, четвертый раз, а некоторые обстоятельства личной жизни героев, как их ответы и реакции, меняются. И тут впору вспомнить о мультивселенной. Марианна как раз занимается теоретической физикой и квантовым космологическим моделированием, так что сможет все объяснить. «В квантовой мультивселенной каждый наш поступок, каждое решение, что мы принимаем или не принимаем, существует в огромном количестве параллельных вселенных — ты даже представить себе не можешь, сколько их», — говорит она Роланду, сидя с ним в собственной гостиной и подразумевая, что «в каждый конкретный момент может параллельно существовать несколько вариантов развития событий». В одной из вселенных он ответит, что все это «страшно сексуально». А в другой, когда выпито будет сильно меньше, просто тихо подтвердит, что спать готов один и на полу.
Написанные Ником Пейном диалоги меняют степень серьезности (но не теряют иронии), как обстоятельства и поступки, которые совершают герои. Во всем множестве миров им предстоит пройти через вероятные измены, страшные диагнозы, бальные танцы, свои и чужие свадьбы. Хватает ли им слов, всегда ли они находят те, что ищут? Конечно нет. Становится ли от этого сюжет (а если точнее, все собранные вместе сюжеты) нежнее и поэтичнее? Конечно да. Кто из нас хотя бы раз (впрочем, кого тут обманывать: хотя бы пару десятков, а то и сотен раз) не задавался вопросом о том, что было бы, скажи я тогда все иначе. Молчание, причиной которому была неуверенность, воспринятое собеседником как равнодушие или надменность. Страх показаться навязчивым, глупым. Попытка подобрать тему для разговора, за нелепость которой коришь себя потом, пытаясь заснуть. Или, наоборот, лишние слова, вылетающие будто сами, от нервов, и нервное же замечание про себя — что ты несешь?! Без него, к слову, не обойдется и героиня пьесы.
Репетиция в пустом зале. На небольшой сцене «Практики» Роланд (Александр Горчилин) иногда расслабленно, иногда, скорее, нервно теребит горлышко бутылки пива. Марианна (Елизавета Янковская) поправляет волосы. За их спиной то и дело переключаются неоновые линии-лампы, чей холодный белый свет — образ той самой мультивселенной, идея существования которой стала отправной точкой пьесы Пейна. Эта постановка «Созвездий» — пример того, как стройность текста соединяется со стройностью режиссерского замысла. Александр Алябьев явно знает, что для того, чтобы бы тебя услышали, совсем не нужно кричать. А еще не перегружает свой режиссерский дебют ни громоздкими декорациями, ни сложносочиненными костюмами, выбирая тихую, но вместе с тем оглушительную пронзительность и артистов, для которых она так естественна. Физика — это очень сложно и очень просто одновременно.
В какой-то из вселенных премьера спектакля наверняка прошла так, как и планировалась. В нашей же обзавелась виртуальной — 22 марта его сыграют в пустом зале, чтобы мы смогли увидеть трансляцию онлайн. А о чем еще смотреть и думать в это смутное время, как не о любви.
Где смотреть: «Яндекс.Эфир», 21:00
Источник
Театр практика созвездия яндекс эфир
В марте на главной странице Яндекса можно будет посмотреть целых пять прямых трансляций спектаклей. Среди них — петербургские номинанты «Золотой Маски», новосибирский блокбастер и культовый московский спектакль, на который уже много лет подряд трудно достать билет. Если вы пропускаете трансляцию, у вас остается шанс увидеть спектакль в записи (там же, на главной странице Яндекса) — но только в течение 24 часов после показа. В расписании указано московское время.
Текст: Алексей Киселев
25.02.2019
26 марта в 19:00
«Дон Кихот»
Театр балета им. Якобсона (Петербург)
В рамках проекта «Золотая Маска online»
Академический балет на «Золотой Маске» представлен удивительной реинкарнацией классического «Дон Кихота» Мариуса Петипа по роману Мигеля Сервантеса на музыку Людвига Минкуса. У спектакля семь номинаций на главную российскую театральную премию. Премьер Датского Королевского балета Йохан Кобборг вместе с художником Жеромом Капланом поместили героев испанского романа в мир знаменитых гравюр Гюстава Доре — на сцене оживают старинные страницы. Но главное — легкость и теплый юмор в деталях: как кто-то кого-то ущипнул, кто на кого покосился, — именно на такие мелочи обратили внимание критики в первую очередь. Само собой, вынося за скобки филигранную работу с сольными номерами, кордебалетом и исконной партитурой и композицией 1869 года.
Прошедшие
7 марта в 19:00
«Три толстяка. Эпизод 1. Восстание»
БДТ им. Товстоногова (Петербург)
В рамках проекта «Золотая Маска online»
Эпический спектакль Андрея Могучего участвует в конкурсной программе «Золотой Маски», но в Москве показан не будет — жюри специально едет смотреть спектакль на родной сцене БДТ им. Товстоногова. Привезти его не получилось по техническим причинам, и это действительно так: «Три толстяка» — это такая махина, которую просто невозможно транспортировать. Например, в одной из сцен в огромную стену въезжает танк. А если в двух словах попытаться описать историю (что тоже невозможно), то получится примерно следующее: в условиях постапокалипсиса сумасшедший ученый вместе с комическими женщинами и отважными циркачами пытаются спасти мир от тоталитаризма в виде зловещих людей в погонах и обезличенных солдат.
9 марта в 19:00
«Три толстяка. Эпизод 2. Железное сердце»
БДТ им. Товстоногова (Петербург)
В рамках проекта «Золотая Маска online»
Вообще-то «Три толстяка» Могучего — это сериал. За прошлый сезон режиссер выпустил две части, и вторая начинается буквально с того места, где закончилась первая. На «Золотую Маску» номинированы обе части как один спектакль. Во втором эпизоде доктор Гаспар отправляется в мир мертвых (для этого ученый залезает в торт), где знакомится с обаятельной смертью и не менее обаятельными зомби-циркачами.
1 марта в 21:00
«Sociopath/Гамлет»
Театр «Старый дом» (Новосибирск)
На маленькой сцене новосибирского «Старого дома» большое событие. На футуристический спектакль с гироскутерами, рэп-баттлами и тьмой видеопроекторов не пробиться; сегодня это главный сибирский хит. Текст шекспировской трагедии полностью переписан, а вернее сказать, написан с нуля, — режиссером вместе с актерами. Действие помещено на фехтовальный помост, который по периметру огорожен решетками; зрители наблюдают за серией спаррингов со всех четырех сторон. Спарринги могут быть и словесными, и музыкальными, доходит периодически и до рукопашной. Дуэль Гамлета с Клавдием показывает, ради чего в принципе стоило изобретать рэп-баттлы. Спектакль Андрея Прикотенко вошел в лонг-лист «Золотой Маски» этого года.
2 марта в 19:00
«Одна абсолютно счастливая деревня»
Театр «Мастерская Петра Фоменко»
На этот спектакль Петра Фоменко по прозе Бориса Вахтина нужно занимать очередь за несколько месяцев. И все это время копить на билет. Удивительно: за все 19 лет жизни спектакля желающих попасть на него в маленький зал на Кутузовском проспекте только прибавилось. Удивительно еще и потому, что это не про шкафы с любовниками, магическую эрекцию или мужской стриптиз. «Одна абсолютно счастливая деревня» — это серия легких полуфантастических этюдов о повседневной жизни простой русской деревни в годы Второй мировой войны. Центральных ролей в спектакле нет, но вероятно, частью ажиотажа спектакль обязан наиболее узнаваемым ученикам Фоменко — Евгению Цыганову и Полине Агуреевой. И да, в 2001 году «Деревня» получила «Золотую Маску» как лучший спектакль малой формы.
Источник
Фестиваль на диване: онлайн-спектакли российских театров
«Электротеатр Станиславский»
«Октавия. Трепанация» / Андрей Безукладников/Электротеатр Станиславский
- Где смотреть:на «Афише» и в соцсетях театра
- Когда:с 20 марта
- Подробнее: в фейсбуке театра
«Электротеатр» покажет онлайн сразу несколько спектаклей. Среди них — изощренная опера про маньяка «Маниозис», основанный на мифе об Орфее новопроцессуальный проект «Орфические игры. Панк-макраме» и грандиозные «Сверлийцы» — оперный сериал о фантастической стране, живущей одновременно в трех временах. Кроме самих спектаклей «Электротеатр» планирует транслировать лекции «Школы современного зрителя и слушателя». Серия показов стартует на «Афише» премьерой гипнотической оперы Бориса Юхананова и Дмитрия Курляндского «Октавия. Трепанация».
Мастерская Брусникина
«Право на отдых» / Маргарита Багдасарян/Мастерская Брусникина
- Где смотреть: на «Дожде» и в соцсетях театра
- Когда:уже сейчас
- Подробнее: в инстаграме Мастерской
Мастерская Брусникина на время карантина запустила домашний фестиваль. В программе Brus Home Festival — не только показы спектаклей, но еще трансляции концертов, читок и импровизированных кулинарных шоу, зарядка на каждый день, а также актерские этюды. Расписание фестиваля будет обновляться каждый день — следить за ним можно в инстаграме Мастерской. Например, сегодня показывают читку «Это тоже я, Эдичка» — трибьют Эдуарду Лимонову в исполнении актеров Мастерской и поэтов Екатерины Троепольской и Андрея Родионова.
Театр на Таганке
«Снегурочка» / facebook.com/tagankatheatre
- Где смотреть: на сайте театра
- Когда:с 28 марта
- Подробнее: здесь
Театр на Таганке в режиме реального времени покажет премьеру Дениса Азарова «Снегурочка» — метафизическое размышление на тему любви в современном мире. Музыку для постановки написал модный композитор Иван Кушнир, а главную роль исполнит выпускница Мастерской Брусникина Дарья Авратинская. Еще один спектакль, который театр покажет онлайн, — «Le Тартюф. Комедия», в котором экспериментатор Юрий Муравицкий переосмысляет традиции французского фарса в панк-рок-эстетике.
«Практика»
«Созвездия» / praktikatheatre.ru
- Где смотреть: в «Яндекс.Эфире»
- Когда:22 марта в 21.00
- Подробнее: в фейсбуке театра
«Практика» 22 марта покажет премьеру Александра Алябьева «Созвездия» — историю молодой пары, запутавшейся в теории струн и собственных отношениях. По сюжету герои живут в мультивселенной, где реальность множественна и каждый их поступок и принятое решение существуют во всех вариантах одновременно. В спектакле сыграют актер «Гоголь-центра» Александр Горчилин и выпускница мастерской Олега Кудряшова Елизавета Янковская.
«Мобильный художественный театр»
«1000 шагов с Кириллом Серебренниковым» / mobiletheater.io
- Где слушать: в мобильном приложении МХТ
- Когда: прямо сейчас
- Подробнее: на сайте театра
«Мобильный художественный театр», в репертуаре которого — аудиоспектакли-прогулки по Москве и Петербургу, открыл бесплатный доступ к своим проектам до 23 марта. Всего есть семь аудиопостановок. В их числе — виртуальная прогулка по «Зарядью» с Алисой Хазановой и по Покровке с Ольгой Сутуловой, история блокадного Ленинграда «Я жила» в исполнении Елизаветы Боярской и «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым», где режиссер рассуждает о сложностях взаимоотношений художника и власти в России.
Александринский театр
«Маузер» / vk.com/alexandrinskytheater
- Где смотреть: в группе театра в «ВКонтакте» и в приложении «Триколор»
- Когда:уже сейчас
- Подробнее: в фейсбуке театра
Александринка откроет цикл трансляций премьерой Теодороса Терзопулоса «Маузер» по пьесе Хайнера Мюллера. В ней один из важнейших современных европейских режиссеров размышляет о насилии во времена революции. Помимо «Маузера» театр планирует показать несколько проектов Новой сцены: хореографический спектакль Константина Кейхеля «Крот», детские «Сказки Чижика» и «От винта!», а также лекции театральных художников, историков и социологов.
Большой театр
«Драгоценности» / Дамир Юсупов/Большой театр
- Где смотреть: на видеосервисе Большого
- Когда:29 марта и 17 апреля
- Подробнее: на сайте театра
Большой давно показывает балеты на экранах кинотеатров, но посмотреть их бесплатно можно и на официальном сайте театра — для этого нужно зарегистрироваться. В ближайших планах Большого — трансляции балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке Алексея Ратманского и «Драгоценности» на музыку Форе, Стравинского и Чайковского в хореографии Баланчина.
В ситуации карантина и самоизоляции переходим на домашнее киносмотрение. Чтобы не растеряться во всем разнообразии, советуем найти фильм в подборках «Афиши» или огромном каталоге по жанрам или годам с непредвзятыми кинорецензиями наших читателей.
Источник