О «Луне»
История «Театра Луны» берет начало в 1992 году со спектакля-концерта «Уникальный голос» студии фантастики «Луна», основанной Сергеем Прохановым. Усилиями его и тех людей, которых он сплотил вокруг себя, очень скоро небольшой подвальчик в Большом Козихинском переулке рядом с Патриаршими прудами превратился в центр притяжения для театральной публики. Однако днем рождения «Театра Луны» считается дата — 14 февраля 1993 года, когда Сергей Проханов представил московской театральной публике спектакль «Византия» по романтической трагедии Николая Гумилева «Отравленная туника». Роковая интрига, страсть, романтика, таинственность этой постановки мгновенно определили дальнейший стиль «Театра Луны».
В 1994 году студия получила государственный статус и была преобразована в Московский театр «Театр Луны» под руководством Сергея Проханова.
Само название театра говорит о его романтической направленности. Луна — это самое близкое женское космическое тело, которое притягивает всех нас. Она будоражит фантазию, манит к себе, вызывая самые поэтические ассоциации. «Театр Луны» с первого спектакля продемонстрировал незаурядное мастерство, дерзость и смелость художественных замыслов, редкое умение овладевать любым сценическим пространством. Творческий поиск всегда был для театра основополагающим.
На «лунной» сцене родилось множество постановок, подаривших зрителям яркие и запоминающиеся актёрские работы. «Византия» с прекрасной Ириной Метлицкой, «Ночь нежна», где блистали Анатолий Ромашин, Сергей Виноградов, Дмитрий Певцов, Марина Блэйк и будущая звезда театра Елена Захарова. «Фауст» с незабываемым Анатолием Ромашиным и ироничным Александром Резалиным, «Путешествие дилетантов» с нежной и хрупкой Ольгой Понизовой и величественным Валентином Смирницким. Мужественный, ослепительный Александр Македонский в исполнении Андрея Соколова и пленительная, изящно-изысканная Таис – Анна Терехова. На этой сцене делали первые «звездные» шаги Чулпан Хаматова («Сны маленького Робинзона») и Евгений Стычкин («Чарли Ча…»), дебютировала ученица Сергея Проханова Анастасия Стоцкая (мюзикл «Губы»). На сцене «Театра Луны» играли Никита Высоцкий, Юрий Чернов, Вера Сотникова и многие другие замечательные артисты.
В 2004 году любимая зрителями камерная «Луна» из уютного гнезда на Патриарших переселилась в большое, современное, прекрасно оборудованное театральное здание на Малой Ордынке. Позади время поиска эстетической программы, формирование труппы и репертуара. Появились новые авторы, режиссеры, жанры, подрастает талантливая молодежь – бывшие и нынешние студенты Сергея Проханова и воспитанники детского театрального центра-студии «Маленькая Луна». И по-прежнему каждый вечер «Луна» зажигает для зрителей свой загадочный и манящий свет.
История здания «Театра Луны»
Здание в стиле модерн было спроектировано архитектором И.И. Кондаковым и заложено в 1910 году. Открытие состоялось в 1912 году и в нем располагался «Дом Товарищества Учительского института».
На строительство здания средства собирали по всей стране, продавая открытки с видами памятников и изображением произведений мирового искусства. Однако, большую часть средств дали благотворители, а не открытки. Но сумма сбора от их продаж позволила купить библиотеку и меблировку для этого учреждения.
В 1950-1960 годах в здании театра был райвоенкомат Москворецкого района Москвы, а в 1970-1980 годах, при клубе Первой образцовой типографии имени А.А. Жданова, здесь располагался оркестр русских народных инструментов. В 1990-х годах в здании было училище №28, где готовили электромонтажников, а также клуб завода «Гознак» и «Театр Комедии».
В 2004 году Правительство Москвы передало здание «Театру Луны», куда труппа переехали из подвального помещения в Большом Козихинском переулке.
Источник
Сергей Борисович Проханов
В 1977 году на экраны вышел фильм «Усатый нянь» режиссера Владимира Грамматикова, и вся страна от мала до велика влюбилась в веселого и бесшабашного паренька Кешу, а заодно с персонажем фильма — в замечательного актера Сергея Проханова. Вслед за «Усатым нянем» последовали десятки работ в кино и в театре, признание, успех, создание собственного театра.
Сергей Проханов родился в Москве 29 декабря 1952 года. В 1974 году окончил Театральное училище им. Б.В.Щукина при Государственном академическом театре им. Е.Вахтангова по специальности «Актер драмы и кино». В кино Сергей Проханов снимается с 1970 года. На его счету более 50 фильмов, среди которых «Завтрак на траве», «Корпус генерала Шубникова», «Коррупция», «Трижды о любви», «Магистраль», «Ты помнишь», «Деревенская история», «Оставить след», «Молодая жена», «Гений», «Привал странников» и многие другие.
Окончив училище, Сергей Проханов поступил в Академический театр им. Моссовета, где работал до 1994 года. Был занят в спектаклях: «Миллион за улыбку» (1975), «Последняя жертва» (1975), «Глазами клоуна» (1976), исполнил главную роль в спектакле «Сашка» (1981), «Инфанты» (1991). Выступил в качестве сорежиссера и исполнителя роли царя Ирода в спектакле «Иисус Христос – суперзвезда» (1990).
В 1986 году за большие творческие достижения в области культуры и искусства был удостоен звания «Заслуженный артист России».
В 1992 году создал театр-студию фантастики «Луна», где поставил спектакли «Уникальные голос» (1992), «Византия» (по пьесе Н.Гумилева «Отравленная туника», 1993). «Луна» была авторским проектом со своей художественной концепцией и своим стилем. Она должна была занять особую нишу среди московских театральных площадок: стать театром «романтических фантазий». Играть открыто, наслаждаясь игрой, придумывать – вот та самая благодатная почва, на которой начало формироваться новое амплуа Сергея Проханова – амплуа яркого режиссера и педагога.
В 1994 году студия была преобразована в Московский государственный «Театр Луны» под руководством Сергея Проханова. Стойкий внутренний бунт Сергея Проханова против неприемлемого для него бытового реализма заставляет его постоянно искать альтернативные методы творческого самовыражения. Особенность его стиля — романтическая приподнятость и подчеркнутость театральной тайны. В спектаклях Сергея Проханова привлекают космическое мироощущение и высокая поэзия, его персонажи существуют между небом и землей. Оригинальная стилистика спектаклей, изящное музыкальное оформление, подобно дорогой раме обрамляющее полотно художника, создают особую притягательную атмосферу.
На сцене «Театра Луны» Сергей Проханов поставил спектакли «Мечты маленького Робинзона» (по пьесе О.Михайловой, 1994), «Сны взрослого Робинзона» (1995), «Фанта-инфанта» (1996), «Ночь нежна» (1997), «Фауст» (1997), «Таис сияющая» (1998), «Путешествие дилетантов» (1999), «Чарли Ча…» (2000), «Старый новый Фауст» (2000), «Губы» (2002), «Я… скрываю» (2002), «Диагноз: Эдит Пиаф» (2004), «Лиромания» (2005), «Природный экстрим» (2007), «Коррида, или Роман с бессонной ночью» (2008), «Мэри Поппинс — Next» (2009), «Прокурорская притча» (2010), «Шантеклер» (2012), «Дали и испанская королева из Казани» (2013), а также «Казанова, или Путешествие в «Икосамерон» (2016).
В декабре 2005 года Сергей Проханов был удостоен звания народного артиста Российской Федерации. Помимо работы над спектаклями, Сергей Проханов активно занимается педагогической деятельностью. Многие его выпускники уже стали актерами «Театра Луны». Кроме того, долгие годы при театре существует детский театральный центр «Маленькая Луна», занимаясь в которой юные актеры не только постигают азы актерского мастерства, но и участвуют в спектаклях театра наряду с профессиональными актерами.
Источник
Сергей Проханов
Биография
Сергей Проханов – советский и российский актер театра и кино, а также театральный режиссер, художественный руководитель московского «Театра Луны» и преподаватель актерского искусства.
Сергей Проханов мог бы пополнить ряды актеров одной роли, но не захотел такой творческой судьбы и рискнул ее изменить. Однако и сегодня, спустя 40 лет, прохожие, встречая Сергея Проханова, называют его «Усатым нянем».
Актер Сергей Проханов
Сергей Проханов родился 29 декабря 1952 года в Москве, как сам говорит, в пролетарской семье. Правда, талантами природа ее не обделила. Дед прекрасно пел и передал внуку красивый голос, отец в любой компании был заводилой, мама и ее родственники хорошо рисовали.
В детстве парню пророчили музыкальную карьеру, но первый конкурс стал серьезным разочарованием для него. Проханов его проиграл – для психики подростка это стало серьезной травмой. К тому же в этот период у мальчика начал ломаться голос.
Сергей переключился на точные науки – он учился в школе с физико-математическим уклоном. Параллельно с учебой ходил в театральную студию. На сцене он чувствовал себя свободным от условностей и решил, что будет поступать в театральное училище.
Сергей Проханов в молодости
Сергей Проханов подал документы в Щукинское училище, после успешной сдачи экзаменов и творческого конкурса стал студентом. Артист вспоминает студенческие годы как самые замечательные, ведь он вместе с сокурсниками часто бывал на телевидении, вел развлекательные программы, снимался в кино.
Театр
В 1974 году Сергей Проханов окончил театральное училище и начал работать в театре Моссовета. Он играл на одной сцене с мэтрами театра, и это был огромный опыт.
Сергей Проханов в мюзикле «Иисус Христос – суперзвезда»
Серьезных ролей в первые несколько лет начинающему актеру не предлагали. Ситуация кардинально изменилась после спектакля «Саша», в котором Проханов сыграл главную роль. Режиссеры и коллеги увидели в нем серьезного актера. Карьера пошла вверх, но из театра Моссовета ушли Роман Виктюк и другие талантливые режиссеры. С их уходом в театральной карьере Сергея Борисовича начался застой.
В 1990 году актер организовал кооператив «Маскарад». Когда в театре Моссовета решили ставить мюзикл «Иисус Христос – суперзвезда», кооператив Проханова финансировал кордебалет, а сам он выступил сорежиссером постановки. В 1992 году состоялась премьера мюзикла, прошла она с большим успехом. Нужно сказать, что и сегодня мюзикл идет на сцене театра.
Сергей Проханов в театре
Вдохновленный успехом Сергей Проханов начал работать над спектаклем «Византия». Он надеялся, что зрители родного театра вскоре увидят его новую режиссерскую работу. Но пробиться оказалось сложно – администрация театра без обиняков объяснила Проханову, что спектакль попадет в репертуар не скоро. Тогда он решил создать собственный театр, благо, деньги на это он заработал в кооперативе. «Театр Луны» находился в подвальном помещении на Патриарших прудах, а потом перебрался в центр столицы.
С момента открытия коллектив «Театра Луни» под руководством Проханова ставил каждый год новый спектакль, наращивая репертуар. В 1994 году появился спектакль «Мечты маленького Робинзона» по пьесе О. Михайловой, а через год вышел спектакль, намекающий на продолжение сюжета — «Сны взрослого Робинзона». В 1996 году в «Театре Луны» состоялась премьера спектакля «Фанта-инфанта». В следующем году состоялись премьеры сразу двух постановок: спектаклей «Ночь нежна» и «Фауст». Через год появилась «Таис сияющая», а еще через год «Путешествие дилетантов».
Сергей Проханов, спектакль «Фанта-инфанта»
Новое тысячелетие театр встретил сразу двумя постановками: «Чарли Ча…» и «Старый новый Фауст». С этого момента премьеры в театре перестали проходить ежегодно. Следующие две постановки коллектив представил зрителям в 2002 году — «Губы» и «Я… скрываю». В 2004 году «Театр Луны» поставил «Диагноз: Эдит Пиаф», через год — «Лироманию».
2007 год принес премьеру постановки «Природный экстрим», затем новые спектакли снова стали ежегодными: «Коррида, или Роман с бессонной ночью», «Мэри Поппинс – Next», «Прокурорская притча». Затем последовал годичный перерыв, и друг за другом были поставлены спектакли «Шантеклер», «Дали и испанская королева из Казани».
За 20 лет существования в спектаклях «Театра Луны» играло много знаменитых актеров. Постановки режиссера Проханова отличаются мечтательностью, чувственностью, режиссер стремится показать зрителю другой мир, в котором нет места нищете и обывательскому взгляду на жизнь. Особенность творческого подхода Сергея Проханова к постановке — это романтическая приподнятость и подчеркнутость театральной тайны.
Спектакли, поставленные Сергеем Прохановым, отличаются космическим мироощущением, где персонажи существуют между небом и землей. Такая стилистика спектаклей, а также лиричное музыкальное оформление создают притягательную и таинственную атмосферу, ставшую фирменным знаком «Театра Луны». Да и названия спектаклей возвышенные, например, «Ночь нежна», «Лиромания», «Таис Сияющая» и другие.
Фильмы
Сергей Проханов начал сниматься в кино еще в студенческие годы. Тот период был самым активным в его телевизионной карьере. Дебютировал он с маленькой роли в фильме «Семья как семья», затем снялся в «Юльке», «Ох, уж этой Насте».
Момент славы настал в 1977 году, когда на экраны вышел фильм «Усатый нянь», в котором Проханов сыграл главную роль. Советские зрители полюбили веселого и активного героя-няню, а режиссеры начали приглашать актера на похожие роли. Он сыграл пионервожатого в картине «Завтрак на траве».
Сергей Проханов на съемках фильма «Усатый нянь»
С 1981 года популярность Сергея Борисовича начала угасать, его приглашали в эпизоды или на роли второго плана. Так продолжалось 10 лет, до выхода на экраны картины «Гений», в которой он играл спекулянта Костика. Его партнером по съемочной площадке был Александр Абдулов.
Затем была небольшая роль в детективе «Привал странников». Тогда, как признается Сергей Проханов, он понял, что кино умерло, оно уже не такое, как раньше. Актер решил окончательно расстаться с кинематографом и сосредоточиться на театре.
Личная жизнь
Сергей Проханов разведен, живет один. Со своей супругой Татьяной он прожил 25 лет. Они познакомились на даче у друзей, ему тогда было 20 лет, ей – 16. Татьяна была внучкой маршалов Г. Жукова и А. Василевского, поэтому актер опасался, что ее семья его не примет. Действительно, родители Татьяны восприняли парня с опаской, им хотелось, чтобы дочь вышла замуж за человека, который сможет обеспечивать семью. Постепенно отношение будущих тещи и тестя к Проханову изменилось, они приняли его как родного. Через два года после знакомства Татьяна и Сергей поженились.
Сергей и Татьяна Прохановы с дочерью
Молодая супруга училась в университете, она – юрист-международник. Но учеба не мешала ей быть хорошей хозяйкой и заботливой женой. В этом браке родились двое детей – дочь и сын.
Татьяне Прохановой потребовалась женская мудрость и запас терпения, чтобы провожать супруга на гастроли и ждать возвращения мужа, не реагировать на молодых поклонниц. Немало публиковалось и слухов о романах актера с различными женщинами, которые были довольно далеки от реальной биографии артиста, поэтому супруга предпочитала не верить этому. Но и настоящие романы у Сергея Проханова случались.
Женщина шутя указывала Сергею на недостатки новой пассии, а со временем стала смотреть на его многочисленные увлечения сквозь пальцы. Увлечений у Проханова было много, в основном романы были с актрисами «Театра Луны».
Сергей Проханов с детьми
Брак Татьяны и Сергея дал трещину. Артист с головой ушел в работу, не замечая никого вокруг. Однажды жена актера поехала в гости к подруге и осталась у нее ночевать. Актер решил, что Татьяна изменила ему, собрался и ушел из дома. Вскоре супруги официально оформили развод. Актер до сих пор считает развод ошибкой, говорит, хватило бы терпения и выдержки, семья сохранилась бы.
Сергей Проханов сейчас
В 2017 году Сергей Проханов отпразднует 65-летний юбилей. Сегодня артист уже не снимается в кино, но занимается преподавательской и режиссерской деятельностью. Сергей Проханов продолжает руководить собственным «Театром Луны». Также с 1999 года Проханов руководит курсом в РАТИ. Кроме того, при театре Проханова функционирует детский театральный центр под названием «Маленькая Луна». Учащиеся центра под руководством ряда педагогов постигают азы актерского мастерства и участвуют в спектаклях театра наряду с профессиональными актерами.
Художественный руководитель московского «Театра Луны» Сергей Проханов
В 2016 году режиссер презентовал новый спектакль «Театра Луны» — «Казанова, или Путешествие в «Икосамерон».
Источник