Урок — игра «Космическое путешествие». Имя числительное (6 класс).
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Урок — игра «Космическое путешествие». Имя числительное (для учащихся 6 класса).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок — игра «Космическое путешествие». Имя числительное (6 класс). | 26.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок — игра «Космическое путешествие»
(для учащихся 6 класса)
Разработала урок Аргандеева А.Г.
«Космическое путешествие» — командная игра, поэтому перед ее началом необходимо сформировать команды учащихся по 3-4 человека (3 игрока и капитан). Путешествие состоит из 6 этапов. На каждом этапе учащиеся выполняют задания, которые оцениваются членами жюри. Баллы за выполненные задания заносятся в оценочный лист. После того как команды пройдут все этапы, жюри подводит итоги и объявляет результаты. Учитель выставляет учащимся оценки за урок.
1. Слайды (1, 2). В ряду десятилетий каждый год
Мы метим новыми космическими вехами.
Но помним: к звездам начался поход
С гагаринского русского «Поехали!».
Александр Твардовский
2. Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство. Начало освоению космоса было положено 4 октября 1957 года, когда был запущен первый советский искусственный спутник Земли. Современные спутники широко используются в народном хозяйстве. Они позволяют уточнить прогноз погоды, помогают морским штурманам определять местонахождение кораблей в океане, обеспечивают космическую радио- и телевизионную связь и многое другое.
На корабле „Восток» 12 апреля 1961 года впервые в мире советский человек Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет вокруг земного шара. С тех пор прошло 52 года.
3. Слайды с песнями о Ю. Гагарине.
4. А теперь скажите нам, почему сегодняшний урок называется «Космическое путешествие» с именем числительным? Определите цель урока.
5. Да, сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие, но для этого нам нужно особенно подготовиться к нему. Путешествовать мы будем по шести этапам.
1. «Подготовка к полету».
3. «Работа в открытом космосе».
4. «Стыковка кораблей».
5 . «Возвращение на Землю».
6. «Адаптация космонавтов».
Помогать в игре будет «Пункт управления полетом», наше уважаемое жюри.
I . «Подготовка к полёту»
Итак, мы начинаем подготовку к полету. Задайте вопросы командам или своим одноклассникам по изученной теме «Имя числительное», для того, чтобы мы совершили взлёт.
I. Понятие о числительном.
II. Простые, сложные и составные числительные.
III. Количественные числительные.
IY. Склонение количественных числительных.
Y. Синтаксические особенности количественных числительных.
YI. Собирательные числительные.
YII. Порядковые числительные.
(Выполненные работы учащиеся сдают в «Пункт управления полетом».)
II . «Взлёт ракеты»
Итак, все команды подготовились к полету. Капитаны команд, получите ракеты! (Учитель раздает капитанам карточки-ракеты, вырезанные из картона или плотной бумаги.) Ракеты на старте. Чтобы успешно взлететь, необходимо правильно употребить имена числительные в предложениях. (Капитаны получают карточки с заданиями).
На корабле „Восток» 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет вокруг земного шара. С тех пор прошло около 52 лет.
В Мировом океане обитает 18 тысяч видов рыб. Наибольшая глубина Балтийского моря — 459 метров, Азовского — 14 метров. Самой длинной рекой в мире считается Нил, его длина — 6671 километр. Наибольшая глубина Байкала -1637 метров.
Звучит музыка «Волшебный полет» группы «Спейс».)
III. «Работа в открытом космосе»
Взлет прошел успешно, наши ракеты находятся в открытом космосе. Нам предстоит прочитать текст и пересказать его. (Капитаны получают задания.)
Примерно четыре тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирана, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил.
Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас.
IY. «Стыковка кораблей»
Если вы успешно справитесь с заданием, то произойдет стыковка кораблей.
Запишите зашифрованные слова:
Смор1а, по2л, элекЗк, меЗка, 100л, виЗна, паЗот, о5, 100рона, 100янка, пи100лет, 40а, 7я, 100н, 100п, ари100крат.
Y. «Возвращение на Землю»
Стыковка кораблей прошла успешно, и мы приступаем к самому ответственному этапу нашего путешествия «Возвращение на Землю». Чтобы ракеты быстро и беспрепятственно возвратились на Землю, необходимо было выполнить домашнее задание. (Подобрать скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, сказки, рассказы, в которых встречаются имена числительные).
YI. «Адаптация космонавтов»
Мы успешно приземлились. Теперь нужно адаптироваться на Земле.
Заранее подготовленный ученик выразительно читает стихотворение
Р. Горской и Э. Барковой «Я мечтаю»:
Я мечтаю о звездных полетах,
Намечаю маршруты путей.
Межпланетным я стану пилотом,
Только б вырасти мне поскорей.
Все о жизни Сатурна узнаю,
С марсианами дружбу сведу,
По пути на Луне побываю,
К дальним звездам дорогу найду.
Небо синее ласково манит
И к бескрайним просторам зовет.
Знаю я, что минута настанет —
В дальний рейс поведу самолет.
Учащиеся в тетрадях записывают предложение. В данных предложениях найти числительные, подчеркнуть их как члены предложения.
Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
Хорошо в ожидании первого вылета присесть на прохладную бетонку.
Мы были в космосе шестеро суток.
Необходимо произвести синтаксический разбор предложения и выполнить морфологический разбор числительного. Далее запишем порядок морфологического разбора имени числительного.
I. Числительное, так как обозначает число, или количество предметов, или порядок предметов при счете; отвечает на вопрос: сколько? какой по счету? который?
II. Начальная форма (именительный падеж; для порядковых единственное число, мужской род).
Постоянные признаки: структура (простое, сложное или составное); разряд (количественное — целое или дробное; собирательное; порядковое).
Непостоянные признаки: употреблено в форме . падежа, . числа (если есть — у порядковых), . рода (если есть — у порядковых).
III. Синтаксическая роль.
Разбор числительного три в предложении:
Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
I. Три — числительное, так как обозначает количество предметов, сколько?
Пост, пр.: простое, количественное.
Непост, пр.: употреблено в форме И. п.
Обращаем внимание учащихся на то, что количественные числительные вместе с существительными являются одним членом предложения («Цельные словосочетания» — см. параграф 160, В.В. Бабайцева «Теория», с. 205).
Пример разбора числительного первого в предложении:
Хорошо в ожидании первого вылета присесть на прохладную бетонку. (Г. Титов.)
I. Первого — числительное, так как обозначает порядок предметов при счете, какого?
Пост, пр.: простое, порядковое.
Непост, пр.: употреблено в форме И. п., ед. ч., м. рода.
В конце урока жюри подводит итоги. Учитель выставляет оценки, полученные учащимися за урок, и комментирует их.
Источник
Тема космос с числительными
—>
|
|