Меню

Тема космос с числительными

Урок — игра «Космическое путешествие». Имя числительное (6 класс).
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Урок — игра «Космическое путешествие». Имя числительное (для учащихся 6 класса).

Скачать:

Вложение Размер
Урок — игра «Космическое путешествие». Имя числительное (6 класс). 26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок — игра «Космическое путешествие»

(для учащихся 6 класса)

Разработала урок Аргандеева А.Г.

«Космическое путешествие» — командная игра, поэтому перед ее началом необходимо сформировать команды учащихся по 3-4 человека (3 игрока и капитан). Путешествие состоит из 6 этапов. На каждом этапе учащиеся выполняют задания, которые оцениваются членами жюри. Баллы за выполненные задания заносятся в оценочный лист. После того как команды пройдут все этапы, жюри подводит итоги и объявляет результаты. Учитель выставляет учащимся оценки за урок.

1. Слайды (1, 2). В ряду десятилетий каждый год
Мы метим новыми космическими вехами.
Но помним: к звездам начался поход
С гагаринского русского «Поехали!».
Александр Твардовский

2. Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство. Начало освоению космоса было положено 4 октября 1957 года, когда был запущен первый советский искусственный спутник Земли. Современные спутники широко используются в народном хозяйстве. Они позволяют уточнить прогноз погоды, помогают морским штурманам определять местонахождение кораблей в океане, обеспечивают космическую радио- и телевизионную связь и многое другое.

На корабле „Восток» 12 апреля 1961 года впервые в мире советский человек Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет вокруг земного шара. С тех пор прошло 52 года.

3. Слайды с песнями о Ю. Гагарине.

4. А теперь скажите нам, почему сегодняшний урок называется «Космическое путешествие» с именем числительным? Определите цель урока.

5. Да, сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие, но для этого нам нужно особенно подготовиться к нему. Путешествовать мы будем по шести этапам.

1. «Подготовка к полету».

3. «Работа в открытом космосе».

4. «Стыковка кораблей».

5 . «Возвращение на Землю».

6. «Адаптация космонавтов».

Помогать в игре будет «Пункт управления полетом», наше уважаемое жюри.

I . «Подготовка к полёту»

Итак, мы начинаем подготовку к полету. Задайте вопросы командам или своим одноклассникам по изученной теме «Имя числительное», для того, чтобы мы совершили взлёт.

I. Понятие о числительном.

II. Простые, сложные и составные числительные.

III. Количественные числительные.

IY. Склонение количественных числительных.

Y. Синтаксические особенности количественных числительных.

YI. Собирательные числительные.

YII. Порядковые числительные.

(Выполненные работы учащиеся сдают в «Пункт управления полетом».)

II . «Взлёт ракеты»
Итак, все команды подготовились к полету. Капитаны команд, получите ракеты! (Учитель раздает капитанам карточки-ракеты, вырезанные из картона или плотной бумаги.) Ракеты на старте. Чтобы успешно взлететь, необходимо правильно употребить имена числительные в предложениях. (Капитаны получают карточки с заданиями).

На корабле „Восток» 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет вокруг земного шара. С тех пор прошло около 52 лет.

В Мировом океане обитает 18 тысяч видов рыб. Наибольшая глубина Балтийского моря — 459 метров, Азовского — 14 метров. Самой длинной рекой в мире считается Нил, его длина — 6671 километр. Наибольшая глубина Байкала -1637 метров.

Звучит музыка «Волшебный полет» группы «Спейс».)

III. «Работа в открытом космосе»

Взлет прошел успешно, наши ракеты находятся в открытом космосе. Нам предстоит прочитать текст и пересказать его. (Капитаны получают задания.)

Примерно четыре тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирана, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил.

Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас.

IY. «Стыковка кораблей»

Если вы успешно справитесь с заданием, то произойдет стыковка кораблей.

Запишите зашифрованные слова:

Смор1а, по2л, элекЗк, меЗка, 100л, виЗна, паЗот, о5, 100рона, 100янка, пи100лет, 40а, 7я, 100н, 100п, ари100крат.

Y. «Возвращение на Землю»

Стыковка кораблей прошла успешно, и мы приступаем к самому ответственному этапу нашего путешествия «Возвращение на Землю». Чтобы ракеты быстро и беспрепятственно возвратились на Землю, необходимо было выполнить домашнее задание. (Подобрать скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, сказки, рассказы, в которых встречаются имена числительные).

YI. «Адаптация космонавтов»

Мы успешно приземлились. Теперь нужно адаптироваться на Земле.

Заранее подготовленный ученик выразительно читает стихотворение

Р. Горской и Э. Барковой «Я мечтаю»:

Я мечтаю о звездных полетах,
Намечаю маршруты путей.
Межпланетным я стану пилотом,
Только б вырасти мне поскорей.

Все о жизни Сатурна узнаю,
С марсианами дружбу сведу,
По пути на Луне побываю,
К дальним звездам дорогу найду.
Небо синее ласково манит

И к бескрайним просторам зовет.

Знаю я, что минута настанет —

В дальний рейс поведу самолет.

Учащиеся в тетрадях записывают предложение. В данных предложениях найти числительные, подчеркнуть их как члены предложения.

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

Хорошо в ожидании первого вылета присесть на прохладную бетонку.

Мы были в космосе шестеро суток.

Необходимо произвести синтаксический разбор предложения и выполнить морфологический разбор числительного. Далее запишем порядок морфологического разбора имени числительного.

I. Числительное, так как обозначает число, или количество предметов, или порядок предметов при счете; отвечает на вопрос: сколько? какой по счету? который?

II. Начальная форма (именительный падеж; для порядковых единственное число, мужской род).

Постоянные признаки: структура (простое, сложное или составное); разряд (количественное — целое или дробное; собирательное; порядковое).

Непостоянные признаки: употреблено в форме . падежа, . числа (если есть — у порядковых), . рода (если есть — у порядковых).

III. Синтаксическая роль.

Разбор числительного три в предложении:

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

I. Три — числительное, так как обозначает количество предметов, сколько?

Пост, пр.: простое, количественное.

Непост, пр.: употреблено в форме И. п.

Обращаем внимание учащихся на то, что количественные числительные вместе с существительными являются одним членом предложения («Цельные словосочетания» — см. параграф 160, В.В. Бабайцева «Теория», с. 205).

Пример разбора числительного первого в предложении:

Хорошо в ожидании первого вылета присесть на прохладную бетонку. (Г. Титов.)

I. Первого — числительное, так как обозначает порядок предметов при счете, какого?

Пост, пр.: простое, порядковое.

Непост, пр.: употреблено в форме И. п., ед. ч., м. рода.

В конце урока жюри подводит итоги. Учитель выставляет оценки, полученные учащимися за урок, и комментирует их.

Источник

Тема космос с числительными

—>

Консультация для родителей : » Безопасность ребенка в летний период»

Консультация для родителей ДОУ «Закаливание дошкольников»

Лексическая тема: «Космос»

Существительные: космос, комета, космонавт, ракета, метеорит, корабль (космический), космодром, станция, спутник, полёт, планета, Планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет (Марс, Юпитер и т. д.).

Глаголы: осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться.

Прилагательные: первый, космический, межпланетный, звёздное.

Дидактические игры и упражнения.

  1. Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы).

далёкий — близкий тесный — .

  1. Игра«Сосчитай-ка»

Цель: развивать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными).

Один большой метеорит, два больших метеорита. пять больших метеоритов.

Одна яркая звезда, .

Одна быстрая ракета, .

Одна опытный космонавт, .

Одна далёкая планета, .

  1. Игра «Составь предложение»

Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и

построить правильное предложение.

В, космонавт, летит, ракете.

Звёзды, светят, небе, на.

В, корабль, космический, полёт, отправляется.

Падает, с , комета, неба, хвостатая.

  1. Игра «Собери слово»

Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную память, формировать навыки фонематического синтеза и анализа,

слогового анализа, зрительно-пространственные представления.

Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть буквы в таблице и назвать их. Затем воспитатель задаёт вопросы на

Назови букву, которая находится справа от буквы М (слева от С, между буквами А и Т и т. д.).

Затем воспитатель называет только цифры, а ребёнок должен соотнести их с буквами и назвать, какое слово

получилось. После чего ребёнок выполняет полный анализ получившихся СЛОЕ (звуковой и слоговой).

2, 3, 5, 7, 1, 4-САТУРН

Если ребёнку сложно справиться с заданием, то воспитатель пишет последовательность цифр, а ребёнок подписывает буквы

под ними и только после этого читает получившееся слово.

Рисуем портрет пришельцев. А кто живет на других планетах? Давайте пофантазируем! Возьмем лист бумаги, обведем свою ладошку, перевернем. Кто это? Может пришелец с других планет? Дорисуем детали – портрет пришельца готов!

Нарисуйте несколько космических рисунков – с планетами, космическими кораблями, космонавтами. Можно использовать готовые раскраски. С обратной стороны с помощью карандаша и линейки разделите листы на равные прямоугольники. Разрезаем – пазлы готовы! Кто быстрее соберет?

Солнце, Луна, лампа.

Звезда, планета, ракета.

Прилуниться, припозднится, приземлиться.

Луна, Земля, меньше.

Корабль, на, летит, космический, Луна.

Яркие, небо, большие, на, звезды.

Мы, Земля, живем, планета, на.

Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.

В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят.

Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются.

На Земле – земной.

На Луне — … лунный

На солнце — … солнечный.

  1. Игра «Один – много» Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Например: космонавт — космонавты — космонавтов и т.д.

  1. Игра «Сосчитай». Согласование числительных с существительными.

Цель: формировать грамматический строй речи. Учить согласовывать существительные с числительными. Выработка правильного речевого дыхания.

Ход игры: дети сидят кружком. Логопед выкладывает картинку с транспортом. Мяч передаётся первому ребёнку.

Он говорит: — Одна ракета.

Третий — три ракеты и т.д..

  1. Игра «Ракета и космонавт». Правильное употребление предлогов: на, в, из, под, с.

Игра «Ракета и космонавт»

Цель: совершенствование грамматического строя речи, употребление в речи предлогов НА, С, В, ИЗ.

Оборудование: Педагог помещает на фланелеграф планеты, звёзды и ракету, к которой «привязан» космонавт.

Ход: педагог объясняет детям, что ракета будет совершать разные действия, а они будут рассказывать, где находится ракета. Один ребёнок выполняет различные действия с ракетой, а другие дети комментируют действия, выделяя голосом предлоги.

Цель: развитие слухового внимания, памяти, мышления.

Космонавт продает мебель.

Шофер приготовился к полёту на Марс.

Почтальон продаёт газеты в киоске.

В парикмахерской подстригает людей медсестра.

Портниха покрасила окна.

Повар приготовила нитки и пришила пуговицы.

С детьми проводит занятие кассир.

Цель: развитие зрительного внимания и памяти.

Оборудование: магнитная доска, картинки с изображением планет и ракет.

Ход: логопед располагает на магнитной доске 5-6 картинок, просит внимательно посмотреть, назвать и запомнить предметы. Далее закрыть глаза. Логопед убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и должны назвать, чего не стало.

Цель: Актуализация словаря. Формировать умение подбирать слова, отвечающие на вопросы: «Какая? Какое? Какой? Какие?»

Согласование существительного с прилагательным.

Ход: педагог предлагает внимательно посмотреть на картинку и ответь на вопрос:

Цель: образование однокоренных слов от заданного слова.

Ход: дети сидят в кружочке. Ведущий задаёт слово и передаёт мяч ребёнку. Тот называет однокоренное слово и передаёт следующему. Кто не может подобрать слово, выбывает из круга.

Слова: воздух, взлёт, звёзды, луна и т.п.

Подобрать родственные слова к слову космос (космический, космонавт).

На корабле воздушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несемся на … ракете.

Она твоя, она моя,

И называется … земля

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звезд калейдоскоп

Астрономы в … телескоп

В нем живут Вселенные,

Звезды и кометы,

Есть и обитаемые,

Может быть, планеты. Космос.

Объект есть во Вселенной

Коварный, не простой,

Он звезды пожирает

Как бутерброд с икрой.

И глазом не видна,

Такая темно-темная …. Черная дыра

Посчитать совсем не просто

Ночью в темном небе звезды.

Знает все наперечет

Звезды в небе … звездочет.

Самый первый в Космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт …. Гагарин.

Почти что со скоростью света

Осколок летит от планеты,

К Земле направляясь, летит и летит

Небесный космический … метеорит.

Стихи для чтения и заучивания наизусть

КОСМОНАВТ

В тёмном небе звёзды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной — наш дом родной.

ЗЕМЛЯ

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету —

Ведь другой, похожей, нету!

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Тексты для пересказа

ЧТО ТАКОЕ ЗВЁЗДЫ?

— А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик.

Лягушонок задумался и сказал:

— Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь.

Большие медведи думают: «Звёзды — это снежинки, что забыли упасть». Но ты тоже не верь.

  • меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё

мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там.

— Да, — сказал кузнечик. — Это больше похоже на правду.

Звёзды — это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.

О чём спросил кузнечик однажды?

Что сказал лягушонок?

Что говорили большие слоны о звёздах?

Что думали о звёздах большие медведи?

Что рассказал о звёздах лягушонок?

Без солнца Земля превратилась бы в безжизненную мертвую равнину. Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще с глубокой древности и почитали Солнце как божество.

Сегодня мы знаем: Солнце – это звезда, которая дарит нам свет и тепло.

Если бы Земля была расположена ближе к Солнцу, на ней все засохло бы от жары. Если бы Солнце находилось дальше, то Земля покрылась бы льдом.

Солнце в сотнм раз больше Земли. Но во всей Вселенной много звезд, которые гораздо больше Солнца.

  1. Что такое Солнце?
  2. Что дает Солнце людям?
  3. Что стало бы с Землей, если бы она располагалась ближе к Солнцу?

В будующем, когда корабли полетят к другим планетам, им предстоит пролетать огромные расстояния. Даже путешествие к нашему ближайшему соседу – Марсу – продлится больше года. На космических станциях можно будет заправляться горючим, делать ремонт, пополнять запасы еды.

Сейчас на станциях делают опыты с растениями и животными, проводят исследования космоса.

  1. Для чего нужны космические станции?
  2. Что сегодня делают на космических станциях?

Игры на развитие общей моторики.

  • Раз-два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
  • Три-четыре, скоро взлет. ( руки в стороны)

Чтобы долететь до солнца (круг руками)

  • Космонавтам нужен год (берется руками за щеки, качает головой)

Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)

Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)

Пролетая над землею (разводят руки в стороны)

  • Ей передадим привет . руки вверх и машут)

Игра «Солнечная система»

Проведем опыт представьте, что желтая палочка- Солнца, а 9 шариков на ниточках- планеты

Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему.

— Солнцу помогает вечное движение.

— Правильно, если Солнышко не будет двигаться вся система развалится и не будет действовать это вечное движение. Послушайте, какое интересное стихотворение:

В пространстве космическом воздуха нет.

И кружат там девять различных планет,

И солнце – звезда в самом центре системы

И притяжением связаны все мы.

Упражнение: «Чья ракета улетит дальше?»

Цель: развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование: фигурки ракет, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.

Ход: ракеты ставят на стол у самого края. Педагог вызывает детей попарно. Каждый ребёнок садится напротив ракеты. Педагог предупреждает, что продвигать ракету можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Марш» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чья ракета дальше улетит (проскользит по столу).

Источник

Читайте также:  Значение растения с космосом

Космос, солнце и луна © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector