Космическая тема в работах советских художников
Идея освоения человеком Вселенной не могла обойти стороной изобразительное искусство. Тема большая и красивая, живописных работ, с ней связанных, очень много, и многие из них прекрасны. Вот некоторые из них.
Таир Салахов. «Тебе, человечество!» 1961
Поскольку холст размером 180×594 см не умещался в мастерской Салахова, художник писал картину в помещении соседней школы. Символично, что эта работа впервые была выставлена 12 апреля 1961 года. Таир Салахов о своей работе: «Писал я это большое полотно размером два на шесть метров не по заказу, а по внутреннему, оптимистическому велению души. Мои предчувствия, как оказалось, опередили время: буквально в этот день все услышали сообщение о полете в космос Юрия Гагарина».
В том же 1961 году Александр Дейнека создал эскиз к мозаичному панно, которое должно было украсить московский Дворец съездов — «Покорители космоса». Дворец предполагалось украсить ещё несколькими большими мозаиками, объединёнными в цикл «Люди Страны Советов», который показывал бы историю СССР от гражданской войны до покорения космоса.
Александр Дейнека «Покорители космоса» 1961
Творчество советских художников передаёт ощущение сбывающегося счастья и того, что завтрашний день будет ещё лучше сегодняшнего. Это счастье человека-творца, созидателя и победителя.
А. Мазитов «Чайка» 1964. Холст, темпера. 169 x 264,5 см
Валентина Терешкова совершила полёт в космос в июне 1963 г. Картина «Чайка» была написана Амиром Мазитовым по горячим следам — в 1964 году. Терешкова занималась в Ярославском аэроклубе с 1959 по 1961 гг., и художник изобразил её на лётном поле с парашютом, картина пронизана предчувствием полёта.
Герои того времени — космические путешественники, учёные, первооткрыватели.
Леонид Тихомиров, ОльгаТихомирова «Во имя человечества»
Рубен Гевондян «Бюракан» 1971 (Бюракан — место, где расположена обсерватория в Армении)
В своей работе «Звёдный час» Рубен Гевондян вводит, подчёркивая связь времен, идущие от средневековья символы трёх стихий — водной, земной и воздушной, властелином которых стал человек на своем пути в космос.
Рубен Гевондян «Звёздный час» 1970-е
На картине Камиля Муллашева «Утро» запечатлен момент возвращения на Землю: спускаемый космический аппарат приземлился в казахской степи.
Камиль Муллашев «Юность» из триптиха «Земля и время» 1978
И конечно, главный герой времени:
В. С. Василенко «Юрий Гагарин»
Владимир Фельдман «Звёздам навстречу. Первый космонавт Юрий Гагарин» 1961
Источник
Тема космоса у художников
В процессе работы над исследовательским проектом по астрономии «Живопись и космос» обучающимся техникума была поставлена и реализована цель собрать теоретическую информацию о космической живописи, работая с литературными и научными материалами и рассмотреть живописные иллюстрации представления космоса.
Подробнее о работе:
В готовом ученическом проекте по ИЗО «Живопись и космос» автором проведено исследование космических мотивов в живописи отечественных и зарубежных художников, обусловленное тем, что издавна тема космоса привлекала писателей, музыкантов, художников. В ученической работе автор попытался выявить, как воспринимался космос в различные периоды времени, в мифологии, живописи.
Оглавление
Введение
1. Идеи изображения космоса.
2. Художники изображавшие космос.
Заключение
Источники
Введение
ВСЕЛЕННАЯ — извечная загадка бытия, манящая тайна. Ибо нет конца у познания. Есть лишь непрерывное преодоление границ неведомого. Но как только сделан этот шаг – открываются новые горизонты. А за ними – новые тайны. Так было, и так будет всегда. Особенно в познании Космоса. Слово «космос» происходит от греческого “kosmos”, синонима астрономического определения Вселенной.
Но не только ученые обращали свой взор в небо, познать Вселенную. Издавна тема космоса привлекала писателей, музыкантов, художников. Мы в своей работе попытались выявить, как воспринимался космос в различные периоды времени, в мифологии, живописи.
- Сбор информации — работа с литературными и научными материалами;
- Рассмотрение живописных иллюстраций представления космоса.
данной тематики обусловлена тем, что с 1961 года наша страна и общественность всего мира отмечает великий прорыв в науке — первый полет человека в космос. В связи с этим усилился интерес к космической теме.
Идеи изображения космоса
Покорения и освоение, космических полетов и возможной встречи с другим, инопланетным разумом, иными цивилизациями узкопрофессиональная, с различной периодичностью и степени популярности поднимается в литературе и кинематографии, живописи.
Говоря о космической теме в живописи, хотелось бы выделить несколько направлений в теме «Космос и художник». Такими темами являются космический реализм, описывающий будни покорителей космоса, реалии сегодняшнего дня и, более популярная тема – научно-фантастическая.
Сама идея космической темы в живописи, имеет свои этапы развития, проходя свой путь – в зависимости, от понимания в обществе самой идеи космических полетов – от иллюстраций к произведениям Герберта Уэллса, Эдгара Берроуза и Константина Циолковского до полотен и выставок, посвященным будням космонавтов и астронавтов, видению технологий завтрашнего дня.
После публикаций Константина Циолковского книг различного направления, от научных трудов до научно-фантастических произведений, покорение космоса перестает быть фантастикой. Пусть в качестве иллюстраций к различным фантастическим рассказам, но идея была жива. Глядя на картины художников посвящающих теме космоса, путешествий по дорогам Вселенной, не видно и тени примитивизма, отсутствие понимания темы.
Даже в иллюстрациях к работам К. Циолковского, где космонавт облачен в жесткий скафандр, явно прослеживается понимание опасности нахождения в безвоздушном пространстве. И ведь действительно, космонавт Алексей Леонов чуть не погиб во время своего первого выхода в открытый космос. Причина – мягкий скафандр, по вине которого он едва смог вернуться на корабль.
И все же стоить отметить, что приоритетным направлением оставался реализм. Задачей художника считалось показать героев своей эпохи.
Тема «космических дорог» оставалась достаточно популярной в качестве иллюстраций к научно-фантастическим романам – как советских, так и зарубежных писателей. Одним из «гуру» такого направления, можно назвать Юрия Павловича Швеца, известного как по эскизам к фантастическим фильмам, так и своими отдельными работами на подобные темы.
Художники, изображавшие космос
Картины Алексея Леонова, увидевшие свет в 1967 году начинают менять ситуацию. Алексей Архипович Леонов, летчик-космонавт, совершивший свой первый полет в марте 1965 года – как второй пилот корабля «Восток-2».
Во время этого полета, был совершен выход в открытый космос. В июле 1979 года, совместно с В. Кубасовым, на корабле «Союз-19» — совершил второй полет. Во время этого полета, была произведена стыковка кораблей «Союз» и «Аполлон».
Космонавт, знающий космос не из сюжетов романов и имеющий собственное представление о дорогах, ведущих во Вселенную, создает как собственные полотна, так и работы в соавторстве с Андреем Соколовым, творчество которого, с 1957 года – выхода первого советского спутника на орбиту Земли, посвящалось теме космоса. Творчество Андрея Константиновича, сыграло заметную роль не только в отечественной живописи, «Фонтаны рая» — книга писателя-фантаста Артура Кларка, написана под впечатлением от его картины «Лифт в космос».
Большую роль в развитие направления космической живописи, сыграл популярный журнал «Техника — молодежи», который не только рассказывал своим читателям о новейших достижениях, таких как ракетоплан или реактивный ранец, но и проводивший с конца 60-х годов конкурсы живописи, связанной с фантастикой, такие как «Мир завтрашнего дня» или «Сибирь завтра».
В 1977 году, журнал «Техника – молодежи» открывает конкурс «Время – Пространство – Человек». За три года первого этапа конкурса, на него было прислано свыше 1000 картин.
200 присланных работ, были опубликованы на страницах журнала, 500 авторских работ выставлены в галереи живописи связанной с фантастикой и космосом. Конкурс просуществовал до момента распада Советского Союза, впрочем, в тот период, сами исследования космоса и покорения Вселенной были «не на злобе дня»
Тема космоса конца 80-х – начала 90-х годов, это период, когда ломались стереотипы в политике и живописи, период, когда возможность сотрудничества двух великих держав, СССР и США, взаимопонимания между народами государств, находящихся в состоянии «холодной войны», начинали видеть друг в друге союзников.
Это хорошо видно в совместных работах Андрея Соколова и Роберта МакКолла. Города будущего американского художника, космические станции и корабли в его картинах – это фактически, невоплощенная реальность. В работах Уолтера Маейрса, американского художника, который увлекается астрономией, мы видим картины далеких планет нашей солнечной системы.
Имя Чюрлёниса стало национальным достоянием в Литве, гордостью народа литовского. Во всей мировой живописи произведения этого мастера занимают особое место. Лучшие его произведения волнуют именно своей «музыкальной живописью».«Соната звезд» -одно из лучших художественных полотен художника.
И почему не простой ангел, а именно уставший ангел. Ангел, согласно религиозным правилам, — нематериальное существо. Ангел не может устать, не может износиться. Если ангел на середине звездной дороги устал… Для религиозного человека это то же, что для японца Фудзияма ниже волн. Для религиозного человека это символ безграничности – беспредельной протяженности и тяжести звездной дороги.
Геннадия Григорьевича Голобокова, для которого изображение космоса стало, своего рода, возможностью переломить судьбу, почувствовать себя свободным. С детства увлекался Геннадий Голобоков астрономией, очень любил рисовать, играл на скрипке. Обычное детство. Но судьба уготовила ему страшное испытание: нырнув с крутого берега балаковской реки Линевки, он ударился головой о песок.
Друзья вытащили его уже без сознания. Сложнейшая операция, страшный диагноз — полная неподвижность. Поначалу это вызывало беспредельное отчаяние, до яростного нежелания жить. Хотя жизнь в прямом смысле слова врачи гарантировали. А юноше всего 16 лет. Мучительным для него было постижение ремесла: грамм везения на Эльбрус труда. А работать приходилось так. Лежа на спине.
Пальцы постоянно в полусогнутом состоянии. Он не мог пользоваться обыкновенным ластиком, а лишь карандашом с маленькой резинкой на конце. Карандаши покупали ему только мягкие, т. к. нажимать он не мог. Кисть Геннадий сначала брал ртом. Потом переплетал ее пальцами. Подрамник стоял на груди.
Одной рукой приходилось держать его. Руки уставали быстро. И космонавтов он любил писать не потому, что это модно. Он им был близок, как космонавт духа: «Я из тех, кто и в серой серости может к звездам найти разбег». 27 лет, прикованный к постели, Геннадий не знал ни дня отдыха.
Строгая графичность изображения, яркий локальный цвет, в который художник вкладывал символический смысл (зеленый цвет — символ жизни, голубой цвет неба и воды — нежность, красный — борьба) делают живопись Голобокова декоративной.В его работах нет фантастических пейзажей, инопланетян или сверхъестественных машин будущего. Голобоков первым среди художников — фантастов пытается представить и раскрыть психологический облик человека будущего.
Заключение
Время, пространство, человек. Тема космоса, покорения Вселенной – это то, что позволят увидеть будущее глазами художника, увидеть далекие миры, космические корабли и города. Фантазия, взгляд сквозь время и пространство – идея, которая была актуальной, и долгое время будет оставаться таковой.
Источник
Космизм: живопись философов, мистиков, мечтателей и эзотериков
Космизм (в переводе с греческого — «упорядоченный мир») — философско-мистическое и эстетическое течение в искусстве, зародившееся в начале XX века, когда человечество всерьёз задумалось о космических полётах и преодолении земного притяжения. Учение космистов нашло своё отражение и в живописи. Художники направления космизм воплощали в картинах свои представления о безбрежной Вселенной, частью которой является человек.
Космизм как философско-эстетическое течение нашел благодатную почву на родине Константина Циолковского — в России. Русский космизм активно развивался с начала XX века по середину 1930-х. К сожалению, это развитие резко и жёстко прервали репрессии тридцатых годов.
Русский космизм супрематический и футуристический
Русский космизм — направление многогранное: в нём нашлось место и приверженцам технократических, и эзотерическо-мистических взглядов. Технократическое направление космизма в живописи отражало мечты человечества о космических полётах, освоении околоземного пространства. В живописи космизм этого типа тесно сплёлся с супрематизмом.
Главными представителями супрематического космизма стал Казимир Малевич и его ученики. Мастер рассматривал супрематический стиль как «модель космоса». Картины Малевича, несущие отзвуки космизма, основаны на нескольких программных принципах:
- геометризм;
- невесомость;
- отсутствие перспективы и горизонта;
- ритм.
Последователями Казимира Малевича стали Илья Григорьевич Чашник, Николай Суетин и Лазарь Хидекель, у которого космизм получил футуристическую окраску.
Отрыв от земли и слияние с Вселенной
Но не все художники связывали космос с развитием технологий. На основе учения Николая Рериха, Елены Блаватской и других эзотериков возникло мистическое направление в живописи, выражающее идею о сакральной, трансцендентной связи души и космоса.
Выразителями этих идей стали члены союза «Амаравелла» (в переводе с санскрита — «Ростки бессмертия»), или «Свет несущая». Было у объединения и ещё одно название — «Космисты». В эту творческую группу вошли русские живописцы-интуисты, возглавляемые Петром Фатеевым и Борисом Смирновым-Русецким.
Живописцы-космисты отражали в своих картинах философские представления о душе как частице космоса, стремление прикоснуться к тайнам мироздания, стремление оторваться от земли и разорвать оковы притяжения. Характерным для их творчества было обилие синего цвета в картинах, ассоциирующегося с тайной, философией и познанием.
«Амаравелла» была образована в 1922 году, устраивала выставки в России и США (Нью-Йорке, Чикаго). Но наступившая в 1930-х годах эпоха репрессий трагически сказалась на судьбе русских космистов. Единственным разрешённым жанром стал социалистический реализм. Художники-космисты Вера Пшесецкая и Александр Сардан были арестованы, а их коллеги ушли в творческое подполье.
Источник