Учебно — методический комплект по окружающему миру на тему: «Почему Луна бывает разной?» 1 класс (конспект + презентация)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Учебно — методический комплект по окружающему миру на тему: «Почему Луна бывает разной?» 1 класс (конспект + презентация)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_luna_byvaet_raznoy.doc | 75 КБ |
pochemu_luna_byvaet_raznoy.pptx | 1 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Почему Луна бывает разной?
Тип урока : открытие нового знания.
Цели урока: — формировать представления о Луне как спутнике Земли.
— познакомить с причинами изменения внешнего вида Луны;
-рассказать о способах изучения Луны учеными;
— развивать познавательные способности учащихся в процессе самостоятельной учебной и творческой деятельности, развивать речь, внимание, память, логическое мышление;
Личностные : — анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения ее поверхности Солнцем;
— формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны.
Оборудование : презентация, учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
Посмотрите все на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Настраиваться на работу
Понимать мотивационную задачу урока и стремиться её выполнить.
К: настраиваться на урок
2. Актуализация знаний
-Что такое звезды? (огромные пылающие шары.)
-Что такое Солнце? (ближайшая звезда)
-Почему звезды кажутся нам маленькими точками?
-Назовите ближайшую звезду к Земле.
-Какие созвездия вы уже знаете?
-Почему днем на небе не видно звезд?
-Почему они становятся видны ночью?
-Какие названия звезд вы знаете? (стр 32)
Повторять изученный материал
Поддерживать учебный диалог
К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами
3. Постановка учебной задачи
-Узнал Муравьишка, что такое Солнце, звезды. Взглянул на небо и увидел еще что-то.
Еще недавно к нам в окошко
Светила белая лепёшка,
А нынче вдруг горят в окошке
Бычка серебряные рожки. (луна)
Ночью на небе один
Миновали две недели,
Апельсина мы не ели,
Но осталось в небе только
-Именно это и увидел Муравьишка Вопросик.
-Кто из вас видел Луну?
-Кто выйдет и нарисует Луну на доске?
-Почему она разная? (ответы детей)
-Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке.(о Луне)
-Прочитайте тему урока на с.34 учебника.(Почему Луна бывает разной?)
-Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
Поддерживать учебный диалог
Рассуждать о Луне
Формулировать тему и цели урока
П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
П : узнавание новой темы при взаимодействии с детьми.
4. Изучение нового материала
-Кто знает, чем является Луна по отношению к Земле? (это спутник Земли.)
-Как вы это понимаете? Объясните с помощью рисунка схемы на с.34. (ответы детей)
-Еще в древности люди заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то она- серп, который назвали месяцем. Люди не могли объяснить это явление и придумывали сказки, легенды, мифы.
-Послушайте одну такую сказку. (Сербская сказка)
Решил месяц сшить себе платье.
Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем. А платье-то узко и коротко.
— Видно, я ошибся, — говорит портной. И снова сел за работу.
В назначенный срок пришел месяц за платьем.
Опять платье мало.
— Видно, и теперь я ошибся, — сказал портной. И снова стал кроить и шить.
В третий раз месяц пришел к портному.
Увидел портной: идет по небу круглый месяц — не месяц, а луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашел.
Так и остался месяц без платья.
-Чтобы объяснить это явление, надо знать один секрет Луны. Это секрет в том, как она светит. Солнце- это пылающий шар, оно само испускает свет, а Луна…
-Ребята, чтобы узнать секрет Луны, прочитайте текст на с. 33, выделенный жирным шрифтом.
-Что же делает Луна? (она отражает лучи и посылает их на Землю)
-А может ли Луна сама испускает свет? (нет, только отражает)
-Вот мы и узнали секрет Луны. Раз она сама не светит, то мы видим только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам и кажется, что ее форма меняется. А на самом деле Луна не меняет своей формы.
-Выполните задание в рабочей тетради № 1с.22.
— Рассмотрите рисунки. Найдите рисунок, на котором правильно показаны Земля и Луна. (1)
-Обоснуйте свой ответ. Отметьте этот рисунок галочкой.
Знакомиться с темой урока
Объяснять схему в учебнике
Знакомиться со сказкой
Поддерживать учебный диалог
Узнавать больше о Луне
Выполнять задание в рабочей тетради
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.
К : уметь обмениваться мнениями; слушать другого- ученика.
Регулятивные :принимать и сохранять задачу
-А сейчас встанем и немного отдохнем.
-Кто знает какую форму имеет Луна? (шара)
-Рассмотрите рисунок Луны на с.35 учебника и вылепите модель Луны из пластилина.
-Муравьишка с Мудрой Черепахой также рассматривают Луну. А каким прибором они пользуются? (телескопом)
-Что мы видим на поверхности Луны? (круги, темные и светлые пятна)
-Рассмотрите рисунки на с. 35. Как ученые еще изучают Луну? (люди сами побывали на Луне, а еще изучение Луны происходит с помощью луноходов.)
-Проверьте свои предположения. Прочитайте текст на с. 86.
-На Луне можно увидеть темные и светлые пятна. Светлые- это Лунные моря. На самом деле в этих морях нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и называли их морями. Темные пятна- это ровные участки (равнины). На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов- камней, упавших из космоса. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. Она выглядит так, как будто на ней много лет не вытирали пыль. На поверхности Луны днем стоит жара, а ночью- мороз. Луна движется вокруг Земли и обходит ее кругом за месяц. Луна- это естественный (природный) спутник Земли.
-А что по размерам больше : Земля или Луна? (земля)
Миф о созвездии Льва:
Возле древнего греческого города Немен свирепствовал лев. Герой Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем. В честь этого льва и названо одно из созвездий.)
Самая большая звезда этого созвездия Регул, что значит «Царь».
-Послушайте несколько советов улетающим на Луну.
1)если на Луне тебе захотелось немножко попрыгать, учти, что ты подпрыгнешь в шесть раз выше, чем на Земле, и падать будешь гораздо медленнее. А почему? Потому ,что сила тяжести на Луне в шесть раз меньше, чем на Земле.
2) Будешь прогуливаться по Луне- смотри под ноги. Вся поверхность усеяна камнями, которые падают из космоса.
3)Не забудь взять часы с календарем, а то совсем запутаешься в днях. На Луне один день длится две наших недели, а потом на две недели наступает ночь.
4)Зонтик тебе не пригодится: дождей на Луне не бывает. Да что там дождей- там вообще нет воды. Нет облаков, нет туманов, нет радуги. Вернее, дожди там все-таки бывают, только метеоритные, каменные.
5) Если полетишь на Луну вместе с друзьями, не забудь, что разговаривать вы сможете только при помощи радиопередатчиков. Звуков на Луне нет, там даже метеориты падают бесшумно. Это из- за того, что на Луне нет атмосферы.
6) Подумай, как ты будешь дышать. Ведь на Луне нет воздуха.
7)Подумай, как тебе одеться, так как длинным двухнедельным днем поверхность Луны нагревается до +130 С, а за длинную ночть охлаждается до – 170 С.
-Составьте рассказ о путешествии на Луну.
-Могут ли люди жить на Луне? ( нет, так как там нет воздуха)
Рассматривать рисунки в учебнике и рассуждать
Источник
Почему Луна бывает разной?
презентация к уроку по окружающему миру (1 класс) на тему
Презентация к уроку по окружающему миру в 1 классе. УМК «Школа России», Плешаков А.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_luna_byvaet_raznoy_prezentatsiya_1_klass_.ppt | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Почему Луна бывает разной? Учебник: Окружающий мир. 1 класс. Плешаков А.А. Учитель: Антипова И.И. Москва, 2016
Почему Луна бывает разной?
Цикл лунных фаз начинается с молодой Луны. Это происходит тогда, когда Луна находится между Землей и Солнцем. Молодая Луна не видна. Затем сторона Луны, обращенная к Земле, начинает освещаться Солнцем. Освещенная часть выглядит тонким, узким кусочком круга. Он называется нарастающей Луной.
Солнечная часть Луны быстро растет и достигает полукруга. Это называется первой четвертью. Затем поверхность Луны все меньше и меньше освещена и достигает последней четверти. Так цикл заканчивается и заменяется новой, молодой, растущей Луной. Полный цикл от одной молодой Луны до другой занимает 29,5 дней.
Луна сама не испускает света, она, как зеркало, отражает свет Солнца. Секрет Луны. Как она светит..
Что такое спутник? Спутник — небесное тело, которое движется вокруг более крупного тела. Естественные спутники планет — это их природные спутники, то есть те, которые не созданы человеком.
Земля больше Луны в 6 раз. Луна-это спутник Земли. Сравни размеры Земли и Луны.
Вращение Луны вокруг Земли. Луна движется вокруг Земли и обходит её кругом один раз в месяц.
От Луны Землю отделяет расстояние в 384 000 километров. На космической ракете это расстояние можно преодолеть за 2-3 дня.
А как ученые изучают Луну?
На Луне тёмные и светлые пятна. Светлые пятна — это лунные моря, но в них нет воды. Тёмные пятна – это ровные участки. На Луне видны лунные кратеры. Они образовались от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса. Что мы видим на поверхности Луны, глядя в телескоп?
Лунные моря. Сероватые пятна на Луне в старину люди считали морями. В этих «морях» нет ни капли воды. Лунные «моря» представляют собой глубокие впадины, покрытые застывшей вулканической массой. Цвет этой массы темнее окружающих камней, поэтому хорошо виден с Земли. Хотя ученые теперь знают, что морей на Луне нет, но они решили не изменять названия на карте этой планеты.
Поэтому там можно найти Океан Бурь, Море Облаков, Море Дождей и много других морей.
Горные районы Луны. Светлые части Луны – это её горные районы. На Луне есть высокие горные хребты и много кольцевых гор – кратеров. Кратеры – большие ямы, окруженные холмами. Некоторые из этих кратеров образовались при падении на Луну метеоритов. Самые крупные кратеры образовались при извержении вулканов.
Луноход. Автоматический аппарат, управляемый с Земли по радио, который посылали на Луну.
Почему на Луне не живут люди? На Луне нет воздуха. Ни травы, ни деревьев здесь тоже нет. Кругом одна пыль и каменная пустыня.
День длится две недели, затем две недели длится ночь. За такой длинный день поверхность Луны успевает раскалиться до температуры + 130 градусов. Когда наступает ночь, камни быстро охлаждаются и мороз достигает температуры – 170. градусов.
1. Если тебе захотелось попрыгать, учти, что подпрыгнешь в 6 раз выше, чем на Земле ,и падать будешь гораздо медленнее. Сила тяжести на Луне в 6 раз меньше. 2. Будешь прогуливаться – смотри под ноги. Вся поверхность усеяна камнями, которые падают из космоса. 3. Не забудь взять часы с календарём. На Луне один наш день длиться 2 наших недели. 4. Зонтик тебе не пригодиться: дождей на Луне не бывает. Там вообще нет воды, нет облаков, туманов и радуги. Дожди только метеоритные и каменные. 5. Не забудь, что разговаривать сможешь только при помощи Радиопередатчиков. Звуков на Луне нет. Это из-за того, что нет атмосферы. 6. Подумай, как ты будешь дышать? Ведь на Луне нет воздуха. 7. Подумай, как тебе одеться, так как днём поверхность Луны нагревается до +130 градусов, а ночью охлаждается до -170 градусов. Несколько советов, улетающим на Луну
Источник
План — конспект урока по окружающему миру для 1 класса на тему: «Почему Луна бывает разной?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
В плане изложен доступный материал для 1 класса на вопрос — почему Луна бывает разной?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_-_konspekt_uroka.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ярабайкасинская средняя общеобразовательная школа»
Моргаушского района Чувашской Республики
План – конспект урока
по окружающему миру
Почему Луна бывает разной?
Григорьева Людмила Петровна , учитель начальных классов
д. Ярабайкасы — 2014
Цель урока: дать представление первоклассникам о Луне – естественном спутнике Земли, о форме Луны, о том, почему Луна бывает разной, как люди изучают Луну.
- Образовательные : обогатить знания обучающихся сведениями о Луне, как естественном спутнике Земли, её особенностях.
- Развивающие :
- развитие у обучающихся речи, памяти, интереса к предмету;
- развитие умений работать в паре.
- Воспитательные : воспитание коллективизма.
Оборудование: 1) Презентация «Почему Луна бывает разной?»
3) Электронное пособие к учебнику.
Наглядность: 1) Картины.
2) Тесты для работы группы
3) Тесты для работы индивидуально.
Учебно- методический комплект :
1. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, 2 ч. А. А. Плешаков. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011.
2. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. Часть 2. Москва. «Просвещение». 2014
3. Окружающий мир. Тесты. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. Москва. «Просвещение». 2013
4. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир». К учебному комплекту А. А. Плешакова. 1 класс.
1.Организационный момент. Приветствие. Знакомство.
Сейчас у нас урок окружающего мира. Скажите мне, пожалуйста, какое сегодня число? Месяц? К какому времени года относится февраль? Какой месяц наступит после февраля? К какому времени года он относится? Какая температура сегодня на улице?
2. Актуализация знаний
Вопросы по пройденному на прошлом уроке материалу
1. Голубой платок, жёлтый колобок.
По платку катается, людям усмехается. (Небо и Солнце)
2. Раскинут ковёр, рассыпан горох.
Ни ковра не поднять, ни гороху собрать. (Небо и звёзды)
3. Кто – то утром, не спеша, надувает жёлтый шар.
А как выпусти из рук — станет вдруг светло вокруг. Что это за шар? (Солнце)
– Что вы узнали на прошлом уроке про Солнце?
– А в какое время суток мы можем видеть Солнце?
– А звезды?
– Что это — Солнце?
3. Мотивация учебной деятельности
– А чтобы узнать тему сегодняшнего урока, отгадайте загадку.
Был рогатым – круглым стал.
Только круг, чудо круг
Стал опять рогатым вдруг.
4. Работа по теме урока.
– Молодцы! И сегодня мы поговорим о Луне. Тема сегодняшнего урока — Почему Луна бывает разной?
Цель урока: Дать представление о Луне.
– Сегодня на уроке, ребята, мы узнаем:
1) Что такое Луна?
2) Какую форму имеет Луна?
3) Почему Луна выглядит по-разному?
4) Как люди изучают Луну?
– Итак, начнём. Первое, что мы должны узнать, что такое Луна? Отправимся на мгновение в космос
Галактика (учитель читает стихотворение)
Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землёй.
За ними Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы:
Уран и Нептун, и кроха Плутон…
– Все планеты, ребята, вращаются вокруг Солнца и своей воображаемой оси. А у некоторых планет есть спутники.
– А что такое спутник?
Спутник — небесное тело, которое движется вокруг более крупного тела.
– Так вот, ребята, спутники, которые создала сама природа и, которые вращаются вокруг планет, называются природными, или естественными. Таким спутником для нашей Земли является Луна.
3 слайд – Луна вокруг Земли – природный спутник
– А спутники, созданные человеком, называются искусственными.
4 и 5 слайды – Искусственные спутники
– Человек запускает их в космос для определённых целей, например: для наблюдения за погодой, для научных исследований и других своих целей.
– Но вернемся к Луне. Луна – спутник. Она вращается вокруг Земли, но не вращается вокруг своей оси.
6 слайд – Луна из космоса
– Побывав в космосе, космонавты сфотографировали Луну. Посмотрите на экран, вот так Луна выглядит в космическом пространстве.
– А какого цвета мы видим Луну с Земли, когда есть возможность за ней понаблюдать?
7 слайд – Жёлтая Луна
– Луна сама не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца. Раз луна сама не светит, мы можем видеть только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что ее форма меняется.
8 слайд – Фазы Луны
– Эти формы ученые называют фазы Луны. Когда луна находится между землей и Солнцем, к земле обращена неосвещенная половина Луны, и Луны на небе не видно . Это фаза называется новолунием. Через 2-3 дня луна появляется на небе в виде узкого серпа. Это молодой месяц . Он увеличивается с каждым днем. И со временем Луна принимает вид целого диска – это полнолуние . Земля уже находится между Солнцем и Луной. Потом Луна начинает убывать и снова становится серпом.
– А теперь полетим в космос.
9 слайд – От Луны Землю отделяет расстояние в 384 000 километров. На космической ракете это расстояние можно преодолеть за 2-3 дня.
Раз-два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет (поднимают руки вверх и машут)
— Вот мы на Луне, ребята. Представьте себе и нарисуйте, как выглядит наша Земля с Луны.
– Возвращаемся на Землю.
10 слайд – Американские космонавты на Луне
– Луна, ребята, всегда притягивала к себе внимание людей. Наблюдая за Луной люди придумали множество загадок, пословиц, поговорок. А ещё им очень хотелось изучить это космическое тело.
– И первыми на Луне побывали американские космонавты 48 лет назад. Их космический корабль назывался Apollo-11. Американские космонавты исследовали поверхность Луны, установили государственный флаг, собрали коллекцию камней,произвели фото и киносъёмку.
11, 12, 13 слайды – Луноходы. Луноход — а втоматический аппарат, управляемый с Земли по радио, который посылали на Луну .
– Наука шла вперед, космонавтика развивалась, Луна таила в себе много тайн и люди придумали для её изучения луноход. Это робот для сбора материала с космических объектов,
на дистанционном управлении. Исследование Луны показало, что на Луне нет ни воздуха, ни воды…
14 слайд – Кратеры Луны
– Ребята, а давайте посмотрим в телескоп, прибор, который увеличивает изображение в несколько раз. И через этот прибор мы рассмотрим поверхность Луны. Что же мы видим на этой поверхности. Круги, темные пятна, горы. На Луне можно увидеть темные и светлые пятна, светлые –это лунные моря Темные пятна – это ровные участки, равнины. На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли, как будто ее не вытирали много-много лет. Днем на Луне очень жарко, температура достигает до + 130 г, а ночью – очень холодно, до – 170 г.
15 слайд – Лунные моря. Но на самом деле в них нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и назвали их морями.
16 слайд – Днем на Луне очень жарко, температура достигает до + 130 г, а ночью – очень холодно, до – 170 г.
17слайд — Почему люди не живут на Луне?
– Итак, ребята, наше изучение Луны подходит к концу. Мы много успели сделать на уроке. Ответили на все интересующие вопросы.
Давайте проверим, как вы усвоили новые знания.
Источник