Открытый урок по теме «Луна — спутник Земли» (5-й класс)
Разделы: Биология
Класс: 5
Цель: углубить понятия «планеты», «спутники», «затмение».
Форма урока: занятие по новой теме с использованием презентации урока (смотреть Приложение1), «проблемно-обучающий».
Задачи: приобретение дополнительных знаний учащимися по вопросу о спутниках планеты Земля.
1. Урок начинается с повторения домашнего задания (слайд №3)
2. Изучение нового материала начинается с рассмотрения гипотез о том, как возникла Луна — естественный спутник Земли (слайд №5).
Гипотез о возникновении Луны около десятка, но мы остановимся на двух:
- Отделение Луны могло произойти без столкновения с Землёй массивного тела, просто само собой. Во время образования Земли, когда она ещё находилась в жидком состоянии, Земля начала сдавливаться у полюсов и в результате от неё медленно начала отделяться некоторая часть, пока не отделилась полностью. После Земля вернулась в исходное состояние.
- Луна образована из космических обломков, вращавшихся вокруг Земли много миллионов лет назад.
3.Перед учениками ставится проблема (слайд № 6): «Когда мы смотрим на Луну, нам кажется, что она примерно такой же величины, как Солнце. На самом же деле она во много раз меньше Солнца и приблизительно в 4 раза меньше Земли по диаметру. Ученики должны ответить на вопрос: «Почему мы не замечаем такой большой разницы в размерах Солнца и Луны? Расстояние от Земли до Солнца — 150 000 000 км, а от Земли до Луны — 384 000 км.
Можно предложить рассчитать: Во сколько раз Луна ближе к Земле, чем Солнце?
4. Слайды №7-9 содержат информацию и фотографии двух сторон Луны.
5. Слайд № 10 содержит информацию о смене дня и ночи на Луне, о продолжительности дня на Луне. Почему Луна светит слабее, чем Солнце?
6. Задание перед просмотром следующих слайдов:
- Почему на Луне нет ни лесов, ни лугов?
- Почему на Луну нельзя высадиться без скафандров?
Слайды № 11-19 содержат фотоматериал о том, как человек изучает Луну, а так же информацию о том, что на Луне нет воды и ее паров. Луна не обладает сколько-нибудь значительной атмосферой. Поэтому ее поверхность не прикрыта от солнечных и космических лучей и метеоритной бомбардировки. В разгар солнечного дня температура лунного грунта на экваторе достигает +130°С, а после захода Солнца опускается до — 170°С. Небо на Луне совершенно черное, и на нем одно временно можно видеть Солнце и звезды. Там нет зари и сумерек, нет ветра, облаков и радуги. Лунная поверхность покрыта очень пористым и мелкораздробленным веществом.
7. Затмение Луны и Солнца (слайды № 21-25)
Солнечное затмение происходит, когда Луна оказывается между Солнцем и Землей и как бы закрывает собой Солнце. Это явление длится всего несколько минут, но астрономы всего мира ждут этого события, чтобы вести наблюдения за нашим светилом. Солнечное затмение бывает видно только в местах, куда падает лунная тень.
При лунном затмении всё наоборот: Земля, оказываясь между Луной и Солнцем, отбрасывает свою тень на Луну, загораживая её от Солнца.
8. Слайды № 26-29 содержат информацию об искусственных спутниках Земли, их значении.
9.Закрепление (слайд № 30)
- Чем искусственный спутник отличается от естественного?
- Почему на Луне нет животных и растений?
- Какая температура на Луне?
- Как человек смог увидеть оборотную сторону Луны?
- Сколько длится день на Луне?
- Разница между солнечным и лунным затмениями?
Домашнее задание: стр. 43, 45 по учебнику, записи в тетради
Источник
Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Конспект урока по географии, составленный по принципу системно — деятельностного подхода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока,5 класс, «Луна — спутник Земли» | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по географии, составленный по принципу
системно — деятельностного подхода
- Тема урока: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной »)
- Базовый учебник: География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой).- М.: Дрофа,2012
- Цель: Сформировать представления о Луне как естественном спутнике Земли.
- Задачи:
- Обучающие: формирование понятия «гидросфера», её части, значение для Земли, значение для человека, развитие умения классифицировать материал в виде схемы.
- Развивающие: формировать умение работать с рисунками, схемами в учебнике, картами. Развивать устную и письменную речь, интерес к изучению гидросферы, стремление к самостоятельному поиску знаний.
- Воспитательные: реализовать принцип связи изучаемого на уроке материала с жизнью, формирование экологической культуры, бережного отношения к природе своей страны, как части природы Земли, воспитывать дисциплинированность, познавательный интерес к предмету, географическую культуру.
- Планируемые образовательные результаты:
- Личностные: проявление учебно- познавательного интереса к географической науке. Формирование устойчивых установок социально ответственного поведения в географической среде обитания всего живого, в том числе человека.
- Метапредметные: умение работать с текстом, выделять в нём самое главное; умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Умение ориентироваться в окружающем мире.
- Предметные: формирование представлений о географической науке и её роли в освоении планеты человеком, в том числе охране окружающей среды и рациональном природопользовании. Знать понятия: Луна, фазы Луны, отлив, прилив.
- 11. Универсальные учебные действия:
- Личностные: осознавать единство и целостность окружающего мира;
- Регулятивные: планировать свою деятельность, оценивать работу одноклассников;
- Познавательные: добывать и извлекать новую информацию из источников, перерабатывать её, обобщать, классифицировать, сравнивать; выделять причины и следствия для получения необходимого результата.
- Коммуникативные: умение общаться, взаимодействовать друг с другом.
12. Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала.
13. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
14. Необходимое техническое оборудование: доступ к Интернету, ИКТ, мультимедийная установка, интерактивная доска, ЭОР, персональный компьютер.
15. Структура и ход урока.
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация )
Источник
Презентация по географии «Луна -спутник Земли» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Ребята, сегодня вы познакомитесь со спутником планеты Земля — Луной.
ПАЛЕЦ, УКАЗЫВАЮЩИЙ НА ЛУНУ, НЕ ЕСТЬ ЛУНА. КАКАЯ ПОЛЬЗА ОТ ЗВЕЗД, ЕСЛИ СВЕТИТ ЛУНА! ЖИЗНЬ, КАК ЛУНА: ТО ПОЛНАЯ, ТО НА УЩЕРБЕ. ЧЕМ БОЛЬШЕ СВЕТИТ ЛУНА, ТЕМ БОЛЬШЕ ЛАЕТ ДВОРНЯЖКА. ВЗОЙДЕТ ЛУНА — УВИДИТ ВЕСЬ МИР. СОЛНЦЕ — КНЯЗЬ ЗЕМЛИ, ЛУНА — КНЯЖНА. РАЗВЕ ЛУНА БУДЕТ СВЕТИТЬ БЕЗ СОЛНЦА! Ребята, а какие пословицы, поговорки о Луне вы знаете?
Земля – третья от Солнца планета Земля удалена от солнца на 149,5 млн.км. Её орбита близка к эллипсу. Вращается вокруг Солнца и вокруг собственной оси. Сутки на Земле длятся 24 часа. Земной год длится 365 суток. Имеет естественный спутник – Луну.
Луна – естественный спутник Земли Луна самое близкое к Земле небесное тело. Она находится на расстоянии 384,4 тыс. км от Земли. Скорость вращения вокруг своей оси совпадает с таковой у Земли.
Луна всегда повёрнута к Земле одной стороной. Почему?
Во время солнечного затмения Луна покрывает диск Солнца.
Лунное притяжение вызывает на Земле приливы, а удаление Луны от Земли ослабляет это притяжение и прилив сменяется отливом.
Луна в сравнении с другими спутниками и планетами.
Атмосферы на Луне нет, воды нет. День длится 2 недели, ночь столько же. Температура днем плюс 130 градусов, ночью минус 170. Луна светит отраженным светом.
На поверхности Луны различимы тёмные участки – «моря» и более светлые – материки или континенты. Они занимают около 83% от всей поверхности. Поверхность Луны испещрена кратерами от метеоритов и «кольцевыми» горами.
21 июля 1969 года Нил Армстронг астронавт из США первым из землян побывал на Луне. В 1970 году в СССР был создан первый автоматический лунный самоходный аппарат «Луноход – 1». А так выглядит Земля с поверхности Луны.
Номер материала: ДБ-537724
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Сергей Кравцов доложил Владимиру Путину о ходе реализации ключевых задач в системе образования
Время чтения: 3 минуты
Депутат Госдумы предложил отменить ЕГЭ по гуманитарным предметам
Время чтения: 1 минута
Правительство выделило дополнительные средства на кешбэк за детский отдых
Время чтения: 1 минута
В Китае из школьных библиотек изымут все книги, «прославляющие ценности Запада»
Время чтения: 1 минута
В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021
Время чтения: 3 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Урок по естествознанию в 5 классе на тему : «Луна- спутник Земли»
(открытый урок по естествознанию в 5 «Б» классе)
Подготовила и провела: учитель географии
Предмет: естествознание Сынып / Класс __5 Күні / дата____
О қыту мен тәрбиелеудің міндеттері / Цели и задачи урока:
Дать учащимся представление о спутниках планет, познакомить более подробно со спутником Земли – Луной.
Развивать память, пространственное воображение, умения слушать, публично выступать, кратко и четко излагать свои мысли.
Воспитывать чувство любви к нашему общему дому – Земле, ответственное отношение к изучению темы.
Тип урока: изучение нового материала.
Құрал – жабдықтар, көрнекті құралдар / Оборудование, наглядные пособия схема строения Солнечной системы, схема видимой стороны Луны, рисунки Земли, Луны, Солнца, таблички с названиями спутников, учебники, атласы.
: рисунки и фото Луны
Сабақ барысы / Ход урока:
Организация начала занятия
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
***
Прозвенел звонок.
Начался урок. Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
– Здравствуйте ребята! Я прошу вас быть внимательными и собранными во время урока, поскольку многое при изучении темы будет зависеть от вас, от вашей дисциплины.
И начнем наш урок с проверки Д/З на «горячем стуле»
II. Подготовка учащихся к изучению нового материала
– Послушайте загадку и определите, к изучению какой темы мы приступаем:
Одним планетам в небе скучно,
И чтобы было веселей,
Блуждая по Вселенной целой,
Они нашли себе друзей.
Вопрос: Что же это за друзья?
Ответ: Это спутники планет.
– Правильно, , а теперь переходим к изучению их спутников. Итак, тема нашего урока: “Луна спутник Земли”. Откройте тетради, запишите число и тему.
Вопрос: Как вы думаете, что нам предстоит узнать, какие цели стоят перед нами?
Ответ: предположения учеников.
– Правильно, мы должны познакомиться со спутниками планет, а главное подробно изучить Луну – спутник Земли. Поэтому к концу урока вы должны
что такое спутники планет;
характеристику Луны (удаленность от Земли, размеры, движение вокруг Земли и Солнца, поверхность, изучение Луны человеком);
давать описание Луны;
объяснять движение Луны и Земли вокруг Солнца.
– Чтобы достичь поставленных целей, мы будем работать следующим образом: побеседуем о спутниках планет, затем я расскажу немного о Луне, послушаем сообщения, а в конце урока, после закрепления, вам будет предложен тест.
III. Изучение нового материала
– Что такое или кто такой спутник (в жизни)?
В толковом словаре С.И. Ожегова спутник – это:
Тот, кто совершает путь с кем-нибудь.
То, что сопутствует чему-нибудь, появляется вместе с чем-нибудь .
– Так же и у планет есть спутники, т.е. небесные тела, которые обращаются вокруг них, всегда рядом. Запишите:
Спутники – небесные тела, обращающиеся вокруг планет.
А теперь переходим к изучению Луны, спутника Земли, т.к. мы – земляне, а Луна самое близкое к нам небесное тело. И поможет нам в этом Звездочет
Светило ночи, ласковая богиня Селена, так ее называли греки, Луна неизменно сопровождает Землю в ее беге вокруг Солнца.
Мы уже знаем, что Луна – ближайшее к нам небесное тело. Расстояние от Земли до Луны примерно равно 400 000 км (см. плакат). По сравнению с Землей Луна невелика.
. И все-таки Земля в сравнении со своей величиной обладает самым крупным спутником в семье планет Солнечной системы..
Как же получилось так, что Луна стала спутником Земли ? Существует несколько предположений (гипотез). Одна из гипотез такова. Лена
Несколько миллиардов лет назад и Земля, и Луна независимо одна от другой образовались из космической материи в различных областях мирового пространства. А потом Луна в небесных странствиях неосторожно подошла слишком близко к Земле, и наша планета, пользуясь своей большей массой, захватила Луну в плен по законам притяжения и сделала своей спутницей.
– А теперь давайте посмотрим на рисунок “Движение Земли и Луны вокруг Солнца”. Луна вращается вокруг Земли и при этом еще вращается вокруг своей оси. Земля тоже вращается вокруг своей оси и уже вместе с Луной обращается вокруг Солнца. Вокруг оси Луна делает оборот за 29,5 земных суток, 2 недели – день, 2 недели – ночь.
Вопрос: Вы все видели Луну. На что похожа ее поверхность, что она напоминает?
Ответ: Лицо, темные, светлые пятна.
– Да, Луна похожа на веселую или, наоборот, грустную рожицу. Но на самом деле никакой рожицы там нет. На Луне хорошо заметны светлые и темные пятна. Темные пятна называют лунными морями, там даже есть океан (назвать и показать) . Но в этих морях нет воды.
– Светлые участки поверхности Луны называют материками, на которых есть еще и горы. Названия у лунных гор такие же как у земных – Кавказ, Альпы, Алтай и др. Кроме того, на Луне очень много кратеров (углублений). Возможно, они образовались от падения метеоритов. Откройте атласы на стр.7. Что можно сказать о поверхности Луны?
– Мы установили, что поверхность Луны мрачная, холодная, пустынная. А мы знаем, что холодные тела не могут излучать собственного света.
Вопрос: Почему же мы видим Луну?
Ответ: Мы видим Луну потому, что ее освещает Солнце. Т.е. Луна светит отраженным, чужим светом.
– Мы дали характеристику Луны. А теперь скажите, могут ли там жить люди? (Ответы детей.) Об этом подробнее вы узнаете из сообщения Зарины и Валерии..
Можно ли жить на Луне
На Луне жить нельзя. Никто там не живет и никогда не жил. Ни звери, ни люди, ни птицы, ни растения. Но люди на Луне все-таки побывали. Впервые это случилось 19 июля 1969 года, когда американский космический корабль “Аполлон-11” доставил на Луну двух астронавтов Нейла Армстронга и Эдвина Олдрина.
Армстронг, впервые ступивший на поверхность Луны, делал осторожно этот первый шаг, ведь он не представлял, что почувствует, очутившись на Луне. Первым астронавтам пришлось даже учиться ходить по Луне. И тяжести на Луне значительно легче поднимать, чем на Земле. Гирю в 100 кг поднимать там не труднее, чем на Земле гирю в 16 кг. Потому что Луна притягивает к себе слабее, чем наша планета. Может быть, там когда-нибудь и был воздух, но его там нет, из-за маленького притяжения. А если нет воздуха, то нет голубого неба, нет дождя, нет снега, нет ветра. Что же есть? Есть темное небо, на котором днем сияет яркое Солнце и даже можно увидеть яркие звезды и планеты.
Луна всегда обращена к Земле одной стороной. Это происходит потому, что Луна вращается вокруг своей оси с той же скоростью, с какой совершает полный оборот вокруг Земли. Другую сторону Луны мы никогда не видим. Но с помощью аппаратуры ученым удалось ее сфотографировать. А вот к Солнцу Луна поворачивается то одной, то другой стороной. И там совсем иначе, чем на Земле происходит смена дня и ночи. День и ночь на Луне длятся по 2 недели! За время длинного дня, поверхность Луны нагревается выше 100 градусов, а ночью успевает охладиться ниже 150 градусов. Такая смена жары и холода происходит еще и потому, что на Луне нет воздуха. Поэтому там люди не могут находиться без скафандров.
Когда первые астронавты возвращались с Луны на Землю, их на несколько дней помещали в специальные изоляторы. Боялись, что они привезли с собой какие-нибудь неизвестные микробы, которые могли оказаться опасными для людей. Но вскоре перестали изолировать астронавтов, потому что поняли: на Луне нет никаких микроорганизмов. Там пока нет жизни. Возможно, наступит время, когда обитателями пустынной Луны станут земляне.
IV. Закрепление знаний
– Что такое спутники?
–– Расстояние от Земли до Луны? (400 000 км)
– Тёмные участки на Луне – это . (Моря)
– Светлые участки – это . (Материки)
– Почему мы видим только одну сторону Луны? (Луна делает один оборот вокруг своей оси за тоже время, что и полный оборот вокруг Земли). Земля — за 24 ч, Луна — почти за месяц (лунные сутки 29,5 земных суток.)
– Кто первым побывал на Луне? (Нейл Армстронг)
V. Контроль знаний
– Если нет вопросов по новому материалу, выполним небольшой тест. На партах у вас лежат карточки-тесты по вариантам. Выполните эти задания на листочках, у вас должны быть только номер вопроса и буква ответа. На работу отводится 3 минуты, после чего нужно обменяться листочками и сравнить их с правильными ответами:
Тест на тему “Спутник Луна”
а) заполнены соленой водой;
б) заполнены пресной водой;
в) без воды.
2. Расстояние от Земли до Луны:
а) 85 000 км;
б) 380 000 км;
в) 10 000 км.
3. Лунный день длится:
а) 12 часов;
б) 1 неделю;
в) 2 недели.
4. Первым на Луне побывал:
а) Тихо Браге;
б) Нейл Армстронг;
в) Эдмунд Галлей.
5. Большие темные области на Луне называют:
а) материками;
б) морями;
в) кратерами
Ответы;1 в 2 б 3 в 4 б 5 б
Зарисовать фазы луны
– Наш урок подходит к концу. Скажите, что больше всего понравилось на уроке, что мешало? Что бы вы еще хотели узнать по этой теме?
VI. Домашнее задание
Параграф 11 Стр. 17–18, статья “Луна” в учебнике.
Подготовить сообщение “Изучение Луны ”.
Зарисовать Луну такой, какой ее видно вечером.
9 . Закрепление Чем искусственный спутник отличается от естественного?
Почему на Луне нет животных и растений?
Какая температура на Луне?
Как человек смог увидеть оборотную сторону Луны?
Сколько длится день на Луне?
Разница между солнечным и лунным затмениями?
Источник