Меню

Тема луны у блока

Фольклорные образы в стихотворении А. А. Блока

Александр Блок – наиболее яркий поэт – символист Серебряного Века. Его символы очень объемны и разнообразны. Создавая свои произведения, он, конечно же, не мог не затронуть темы культуры своей страны и ее фольклора.

Одним из самых явных примеров, на мой взгляд, служит цикл стихов “На поле Куликовом”. Такого количества фольклорных образов нет ни в одном из других произведений.

Несколько раз в разных частях цикла возникает образ реки:

o Река раскинулась. Течет, грустит лениво //и моет берега.[1]
o За рекой – поганая орда.[2]

Река у разных народов, на удивление одинаково, служила символами естественной (природной) преграды, утекающему времени, смерти.

Не менее часто у Блока появляется образ лебедей:

o За Непрядвой лебеди кричали. [2]
o Слышал я Твой голос вещим //В криках лебедей.[3]

Лебедь – символ чистоты и возрождения, т.е. Россия возродится не смотря ни на что.

Поэт, с помощью фольклорного образа (полночь), показывает нам остановку времени, замыкание истории в круг.

o Мы, сам-друг, над степью в полночь встали: не вернуться, не взглянуть назад.[2]

Горючий белый камень [2], в славянской мифологии, обозначает бел-горюч Камень Алатырь, символ Первоматери, первого твердого вещества во вселенной. Я думаю, что этот образ нужен был Блоку, чтобы показать, что правильный путь, путь борьбы, лирическому герою помогает найти Первоматерь. Это может подтвердить следующая строчка, символизирующая либо русского богатыря, либо Георгия Победоносца:

o Я рыщу на белом коне <>
Вздымается конская грива… //За ветром взывают мечи… [4]

Наверно, чаще других образов, Александр Блок использует дым, огонь и тучу:

Озарим кострами степную даль – первобытный огонь, рассеянный свет, жутковатые тени, грядущая неизвестность.[1]
В степном дыму блеснет святое знамя и ханской сабли сталь – вечный бой двух начал.[1]
Тучей черной – множество, «тьма».[3]
Широкий и тихий пожар – предпосылки страшных, великих времен, пока еще скрытых.[4]
Недаром тучи собрались – туча как символ приближающейся грозы.[5]

Нельзя не заметить таких образов, как славянских Богов, стоящих на защите своих “детей”. Но и эти образы выступают в роли многозначащих символов:
Чертя круги, ночные птицы, реяли вдали – круг символ славянского Первобога Рода; птицы летают по кругу перед битвой.[3]
Серебром волны блеснула другу на стальном мече – вода символ жизни, обновления. Символ славянской богини Мары. Серебро происходит от слова «серп», т.е. серебро – металл луны, имеющий магическую силу.[3]
Развязаны дикие страсти // Под игом ущербной луны – луна символ магии, таинства. Ущербная Луна связывалась с матерью всех змеев, противостоящих небесным богам, владычицей мудрости и смерти Ягой.[4]
Взошла и расточилась мгла <>За разливающейся мглою не слышно грома битвы чудной, // не видно молньи боевой – мгла выступает здесь как символ тайны, закрывающей истину; гром и молния – «оружие» славянского бога Перуна.[5]

Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь.

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль.
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль.

И нет конца! Мелькают версты, кручи.
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь.
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
7 июня 1908

Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат.

На пути — горючий белый камень.
За рекой — поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.

И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мертвым лечь!»

Я — не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
8 июня 1908

В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты,
В темном поле были мы с Тобою,-
Разве знала Ты?

Перед Доном темным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.

С полуночи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.

И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.

Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.

И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.

И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
14 июня 1908

Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали.

Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.

И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!

Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.

Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне.
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.

Читайте также:  Фазы луны для засолки капусты

Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моем,
И падают светлые мысли,
Сожженные темным огнем.

«Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!»
Вздымается конская грива.
За ветром взывают мечи.
31 июля 1908

И мглою бед неотразимых
Грядущий день заволокло.
Вл. Соловьев

Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал.- Молись!
23 декабря 1908

Источник

Стихи Александра Блока про луну

Красивые стихи про луну Блока Александра Александровича: читайте популярные и неизвестные произведения Блока на тему «луны и месяца», для взрослых и детей.

В сумерки девушку стройную.
В сумерки девушку стройную В рощу уводит луна. Смотрит на рощу спокойную, Бродит, тоскует .

Гейне. (Как луна дрожит на лоне. )
Как луна дрожит на лоне Моря, полного тревогой, А сама, ясна, спокойна, Голубой идет дорог.

Голоса скрипок
Евг. Иванову Из длинных трав встает луна Щитом краснеющим героя, И буйной музыки волна Пле.

Дума
Одиноко плыла по лазури луна, Освещая тенистую даль, И душа непонятной тревогой полна, Пов.

Еще воспоминание
Опять я еду чистым полем, Всё та же бледная луна, И грустно вспомнить поневоле Былые счаст.

Заклинание
Луна взошла. На вздох родимый Отвечу вздохом торжества, И сердце девушки любимой Услышит с.

Луна проснулась. Город шумный.
К. М. С. Луна проснулась. Город шумный Гремит вдали и льет огни, Здесь всё так тихо, там б.

Молодая луна родилась.
Молодая луна родилась И плывет по ночному эфиру. Молодая мечта понеслась К незабытому св.

Мрак. Один я. Тревожит мой слух тишина.
Мрак. Один я. Тревожит мой слух тишина. Всё уснуло, да мне-то не спится. Я хотел бы уснуть.

Не легли еще тени вечерние.
Не легли еще тени вечерние, А луна уж блестит на воде. Всё туманнее, всё суевернее На душе.

Ночь на землю сошла. Мы с тобою одни.
Ночь на землю сошла. Мы с тобою одни. Тихо плещется озеро, полное сна. Сквозь деревья блес.

Ночь на новый год
Лежат холодные туманы, Горят багровые костры. Душа морозная Светланы В мечтах таинственной.

Ночь теплая одела острова.
Ночь теплая одела острова. Взошла луна. Весна вернулась. Печаль светла. Душа моя жива. И в.

Помнишь ли город тревожный
Помнишь ли город тревожный, Синюю дымку вдали? Этой дорогою ложной Молча с тобою мы шли.

Сердито волновались нивы.
К.М.С. Сердито волновались нивы. Собака выла. Ветер дул. Ее восторг самолюбивый Я в этот в.

Спят луга, спят леса
Спят луга, спят леса, Пала божия роса, В небе звездочки горят, В речке струйки говорят, К .

Дух пряный марта был в лунном круге.
Дух пряный марта был в лунном круге, Под талым снегом хрустел песок. Мой город истаял в мо.

Как растет тревога к ночи.
Как растет тревога к ночи! Тихо, холодно, темно. Совесть мучит, жизнь хлопочет. На луну вз.

Летний вечер
Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи. Дремотой розовой объята Трава некошеной ме.

Мерцали звезды. Ночь курилась.
Мерцали звезды. Ночь курилась Весной, цветами и травой. Река бесшумная катилась, Осеребрен.

Моей матери. (Друг, посмотри, как в равнине небесной. )
Друг, посмотри, как в равнине небесной Дымные тучки плывут под луной, Видишь, прорезал эфи.

Неизмеримость гасит лу’ны.
Неизмеримость гасит луны, Закон крушится о закон. Но мы найдем такие струны, Которым в мир.

Не призывай и не сули.
Не призывай и не сули Душе былого вдохновенья. Я — одинокий сын земли, Ты — лучезарное вид.

Ночной туман застал меня в дороге.
Ночной туман застал меня в дороге. Сквозь чащу леса глянул лунный лик. Усталый конь копыто.

Памяти А.А. Фета
Выйдем тихонько бродить В лунном сиянии. Фет Шепчутся тихие волны, Шепчется берег с друг.

Плачет ребёнок.
Е. П. Иванову Плачет ребёнок. Под лунным серпом Тащится пополю путник горбатый. В роще хох.

Полон визга веретен.
Полон визга веретен Двор, открытый лунным блескам, Проплываю вдоль окон С тихим плеском. Р.

Помните день безотрадный и серый.
Помните день безотрадный и серый, Лист пожелтевший во мраке зачах. Всё мне: Любовь и Над.

Странно: мы шли одинокой тропою.
Странно: мы шли одинокой тропою, В зелени леса терялись следы, Шли, освещенные полной луно.

Травы спят красивые.
Травы спят красивые, Полные росы. В небе — тайно лживые Лунные красы. Этих трав дыхания На.

Тревога
Сердце, слышишь Легкий шаг За собой? Сердце, видишь: Кто-то подал знак, Тайный знак рукой.

Я вышел в ночь
Я вышел в ночь — узнать, понять Далекий шорох, близкий ропот, Несуществующих принять, Пове.

Я жалобной рукой сжимаю свой костыль.
Я жалобной рукой сжимаю свой костыль. Мой друг — влюблен в луну — живет ее обманом. Вот — .

Я шел — и вслед за мною шли.
Я шел — и вслед за мною шли Какие-то неистовые люди. Их волосы вставали под луной, И в ужа.

Источник

Гороскоп Александра БЛОКА

Когда речь заходит о романтизме, мы сразу вспоминаем «Незнакомку» Александра Блока или его Прекрасную Даму, в образе которой «розовая девушка» и таинственная женщина сливается с Владычицей Вселенной или царевной из русских сказок с Месяцем и звездами в косе (подобная картине Царевна-Лебедь художника Врубеля, с творчеством которого сильно резонирует поэзия Блока).

Читайте также:  Спутники наблюдающие за луной

Романтически поэт принял и революцию: и его поэма «Двенадцать» подтверждает то, что внутри каждого Стрельца кроется революционер, душа которого рвется за рамки обычной жизни к идеалу возвышенной идеи. Блок писал: «Только о великом стоит думать, только большие задачи должен ставить себе писатель; ставить смело, не смущаясь своими личными малыми силами».

Идеализм Александра Блока (28.11.1880 — 7.8.1921), его позывы к внутренней чистоте, абсолютизм и отвлечённость от жизненной реальности отразило не только огненное Солнце в Стрельце, но и акцент на напряженно-аспектированной Луне в знаке воздушной стихии.

Есть вариант Асцендента прямо на Луне в Весах (который здесь и приведен), но вполне может быть Восходящим знаком и грань Козерога с Водолеем (где стоит астероид Александр), поскольку очень характерная внешность – ореол, как бы венец, волос («…и в белом венчике из роз…»), обрамляющий холодный и сдержанный лик, представляет благородно-отточеный, но несколько отрешенный образ, который резонирует с таким положением. (Тем более что во внешнем взаимодействии он был очень сдержан, что можно объяснить и влиянием германских генов – от отца).

Самым ярким моментом карты является положение Венеры (в Козероге, где ее природная чувственность сдержана, но нацелена на совершенство формы и результата). Венера стоит на вершине двух конфигураций:

1. Тригон Венеры с мифотворческими Нептуном и Ураном создаёт образ мистически-возвышенного вдохновения прекрасным. А также интуитивного поиска коллективной идеи, ведущей к настоящей жизни, ее истинной стихии, по словам Блока: «к музыке жизни». Блок считал что только стихия (Уран-Нептун) могут порождать прекрасное (Венера), и поэзия невозможна без нее, в отличии от идей Николая Гумилева с которыми он спорил, не признавая его модели конструирования стихов. Астероиды Блок и Гумилев (в честь, именно, Н.Гумилева) – в гороскопе Блока стоят в точной оппозиции.

Уран – самая сильная по общей афетике планета гороскопа Блока (что и определило его принятие революции: в ней он увидел свет – и ему даже не хватило в ней отрыва от рутинного. И этой силы революционности Блока не поняли его коллеги, отвернувшиеся от него после написания поэмы «Двенадцать»). Венере же Уран придавал яркую и оригинальную образность в стихах и создал неожиданную модель семейной жизни.

Особую мистичность поэзии Блока принес и аспектированный Нептун, усиленный еще соединением с астероидами Хирон и Принципия (т.е. понимание и действие на принципах Нептуна), а также соединение астероидов Миса (мистерия) с Кредо (т.е. внутренняя опора в мистическом). И ушел из жизни Блок тоже в нептунианский день, т.е. когда в небе было соединение Солнце-Нептун.

2. Тау-квадрат Венеры с Луной и Юпитером, которые создают препятствия для раскрытия чувств в их естественном, объективном выражении, что мешало нормальной семейной жизни (его самоотказ от сексуальных отношений с женой, при том, что эмоциональная близость и даже зависимость у них была всю жизнь) и толкало его на неустойчивые, но порывистые и осуждаемые связи с другими женщинами. Первая его любовная связь была еще в юношеском возврате со светской, замужней дамой, старше его, но и после женитьбы были другие сомнительные и нестабильные связи. Более устойчивые только с женщинами творческого плана, так как у него была связка Юнона-Паллада, что подразумевает творческого партнера (жена у него была актриса, и другие две длительные связи были также с одной актрисой и одной певицей). Эти проблемные отношения с женщинами еще подчеркивает положение астероида, раскрывающего «корзину несчастий» — Пандора на его Венере.

Этот тау-квадрат, и прежде всего квадрат Венеры с Луной дает то, что образ идеала и реальная природа живой женщины у него борются друг с другом и не находят объективного компромисса. Яркий пример – история с женой Любовью Менделеевой (29.12.1881), в которой он полюбил идеал вечной женственности, захваченный идеей философа Соловьева о божественном женском Духе – Софии (астероид Соловьева в честь этого философа у Блока точно на Меркурии, а астероид Философия на «вечноженственной» Луне). Любовь Менделеева была Козерогом, ее Солнце в нескольких градусах от его проблемной Венеры, и он не мог этот, созданный им самим же идеальный образ совместить с «низменной» чувственностью. Помимо сдержанности козерожьей Венеры, имеющей еще и препятствующий страсти полутораквадрат с Плутоном (такой же аспект у Плутона и к его Луне), у Блока в гороскопе можно еще отметить и оппозицию Венера – Лилит, т.е. нехватку стимула к запретному в чувственном. Это еще усугубляло соединение Эрота с Вестой в Козероге, т.е. определенные ограничения и узкий спектр в эротизме, а астероид Амур у него был в соединении с Психеей, что создавало образ идеальной платонической любви, даже излишне психологической и противостоящей обычной жизни человека (оппозиция к его Солнцу).

Напряженный аспект планет часто дает творческую реализацию их качеств (как это было у Блока), в отличии от гармоничного, который чаще реализуются просто в нормальную счастливую жизнь. Известность Блока как романтика и рыцаря любви и образ Незнакомки отражает борьбу планет Венеры и Луны, усиленных соединениями с астероидами Гонорией (честь) на Венере и Кармой с Фамой (известность) на Луне.

Таланту к литературе способствовал острый интерес к ней – связка Марс-Меркурий в Скорпионе (в творческом квинтиле с Ураном), но против Плутона. Раннему же проявлению способностей именно к поэзии давал акцент на Луне, а также положение астероида Поэзия в тригоне к астероиду Талант, с которым в свою очередь была соединена планетка Саша. Но оппозиция Плутона не давала на первых порах развернуть весь свой дар в полную силу, и этот же аспект отражался в его стихах, как порывистость и неуспокоенность ( «И снова бой! Покой нас только снится. «), не всегда доходящая до мощи явной страсти. А ретроградность Меркурия выражалась так, что по большей части стихи описывали прошлые впечатления и лишь в уранической поэме «Двенадцать» он добился попадание в настоящее, за что сам ценил это произведение больше всех других.

Читайте также:  Луны не существует это просто

Период написания поэмы «Двенадцать» и сразу за ней «Скифов» – янв. 1918-го – Блок считал самым резонансным временем его жизни с истинной происходящего. – В этот период транзитный Нептун делал тригон к его Солнцу (идеализм жизни), а транзитный Уран секстиль к его Сатурну (результативность в новизне), плюс еще было возращение лунных Узлов (ясность цели). Интересно, что астероид Скифия, напоминающий об его известном произведении у него в карте стоял в соединении с астероидом Россия (и оба в характерном знаке для этих обоих понятий – Водолее), а в период написания Скифов как раз транзитный Уран пришел на эту его связку Скифия-Россия, что и создало такую образную параллель.

Чувство стиля, характерное для Венеры в Козероге и Луны в Весах, отражено в стихах Блока, которые со временем все больше стремящихся к лаконичной и точечной образности ( «…ночь, улица, фонарь, аптека…»),. Он не случайно считается самым петербургским поэтом, холодность и интеллигентность характерны для этого города, где периоды осенней «ночной» отрешенности порой сменяются вихрем революционности, как это было и в творчестве Блока. С гороскопом Петербурга у него почти в соединении и Луна и Сатурн, а Солнце в аналитической оппозиции. Астероид же образности – Имаго у него в соединении с астероидом Ленинград, поэтому Блок во многом передает имидж этого города, как он ощущался даже в период этого названия.

Одноименный астероид Блок у него самого в гороскопе на мрачном Сатурне, а другой астероид в честь города на Неве – Петрополитана – у него в связке с Эвтерпой (музой лирики), и эта связка делает тригон с Юпитером и секстиль с Луной, что несомненно усиливает качества лирического, именно, петербургского поэта. Также сумрачные Никта (ночь) и Ноктюрна (ночная) у Блока на стихотворной связке Марс-Меркурий, а астероид Муза в соединении с Меланхолией (в Козероге) говорят о некой депрессивности в творчестве, но зато астероид недостижимой мечты Утопия на революционном Уране посылает призыв и стремление к абсолютному. Сатурн на астероиде Блок и в полутора-квадрате с Солнцем еще отражает и фаталистичную тему возмездия: благополучию цивилизации в поэме «Скифы» или в предвосхитившей революцию поэме «Возмездие».

У Блока был также позитивный аспект тригона Солнце с Юпитером в огненных знаках, который создавал ему авторитет, как в поэзии, так и других профессиях, которые у него были (военный инженер во время войны, член литературных советов после революции), а также смелость и широту в творческом самовыражении. Его оценка очень ценилась, и при всей странности и отчужденности его натуры Блок всегда был именно уважаемым поэтом, которого современники ставили на первое место.

Хотя его оценки других поэтов были порой резки и прямолинейны – по Марс-Меркурию в Скорпионе. Например, однажды один литератор и приятель спросил его мнение о своем произведении – и Блок ответил коротко: «не понравилось», что вызвало неловкое замешательство, на что Блок еще добавил: «совсем не понравилось».

Постоянные споры у него были и с его лучшим и очень страстным другом Андреем Белым (26.10.1880 – у которого к тому же была связка Солнце-Марс в Скорпионе). С ним у Блока близкие по времени гороскопы, т.е. в соединении многие планеты и, в частности, у них совпад литературных связок Марс-Меркурий Блока с Меркурием-Венерой Белого. И эта же их близость создала им эмоциональную проблему – любовный треугольник с вершиной на жене Блока.

Смерть поэта, как известно, произошла из-за болезни сердца: он говорил, что оно, разрастаясь, разрывает его изнутри. Тогда действовал квадрат транзитного Урана (на котором еще был и астероид Россия, т.е. страна ему не помогала, а скорее наоборот) к его Солнцу (сердцу). Главной же планетой, лишившей его последних сил, был транзитный Плутон, прошедшей его Лилит, и вставший против Венеры, тем достроив крест к мучившему всю жизнь его тау-квадрату Луны, Венеры и Юпитера. И еще характерно, что в небе транзитный астероид Блок был в точной оппозиции к астероиду Блок (на Сатурне) в его гороскопе. А малая планета Поэзия как раз пришла на его Сатурн, при этом образовав транзитную оппозицию небесных астероидов Блок – Поэзия, т.о. ознаменовав завершение его поэзии.

— P.S. — Интересный синхронизм проявился при написании этой статьи.

О Блоке я хотел написать еще летом, когда прочел о нем очень хорошую – большую и серьезную книгу с массой блоковской переписки, с подробным описанием жизни, иллюстрированной его творчеством. Книга называется «Гамаюн (жизнеописание А.Блока)», автор литературовед и писатель Владимир Орлов.

Но все как-то не было стимула взяться. И вдруг вчера днем пошло, а позже, этим же вчерашним вечером, в час ночи по 1 каналу показали передачу о жизни и таланте Блока, о коллизиях с его женой (Менделеевой), и с теми же практически интонациями и выводами, что вышли у меня.

И это, конечно, не случайно – в это время в небе астероид Блок (25 Козерога) соединялся с одной стороны с астероидом Талант, а с другой с астероидом Менделеев, при этом транз. Меркурий пришел на его Солнце, а транз. Солнце на его Меркурий, транз. Юпитер вблизи его Луны (и вероятного Асц-та), но что еще реже это транз. Уран сейчас в градусе от его Сатурна, и точно на астероиде Блок в его же гороскопе, т.ч. астросинхронизм вполне сработал.

Источник

Adblock
detector