Меню

Тема отношений кладовая солнца

Проект по литературе на тему»Проблема взаимоотношений между Настей и Митрашей в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
творческая работа учащихся по литературе (6 класс) на тему

Исследовательская работа по заданной теме

Скачать:

Вложение Размер
proekt_kl.solntsa_galya.docx 19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вожгорская средняя общеобразовательная школа»

«Проблема взаимоотношений между Настей и Митрашей в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

автор: Саукова Галина,

ученик (ца) 6 класса

Возраст участника: 12 лет

Продолжительность: краткосрочный (неделя).

  • учиться развивать логическое и критическое мышление, письменную и устную речь.
  1. найти и целесообразно использовать дополнительную информацию об авторе произведения;
  2. провести исследовательскую работу с текстом произведения по заданной теме;
  3. защитить исследовательскую работу в виде сообщения;
  4. дать самооценку исследовательской работе и защите своего проекта.

1.Вступление (об авторе).

2. Какое произведение мы прочитали? Какова тема произведения? Сформулировать проблему.

3. Позиция автора (его отношение к героям и природе). Привести примеры из текста.

4. Согласен (согласна) ли ты с позицией автора? Привести примеры из текста. Моё личное отношение к детям.

5. Заключение: вывод о том, как складываются взаимоотношения между братом и сестрой в течение всего повествования, и что помогает им понять друг друга и преодолеть все трудности.

М. М. Пришвин родился 4 февраля 1873года в селе Хрущёво-Лёвшиво (Елецкий уезд, Орловская губерния, Российская империя). Это русский писатель, автор произведений о природе, явивший в них особую художественную натурфилософию, охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни. Одним из первых рассказов писателя был «Сашок». Однако Пришвин в теме человек и природа ищет не взаимоисключающие начала, а начала родственные, перекидывающие мост от стихийного природного творчества к культурному, творческому человеческому труду. Эта тема в сущности осталась основной у Пришвина на всем протяжении его творчества. Но во всю широту развернуть ее смог Пришвин только после революции. Мир нетронутой, первобытной природы и примитивного крестьянского быта составляет содержание первых книг П. — «В краю непуганных птиц» [1906], «Колобок» [1908], «Черный араб» [1911] и пр. Уже в этих своих произведениях Пришвин определился как художник с исключительно острым и глубоким чувством природы и простотой народной речи, как мастер словесной живописи. В 1912-1914 выходит первое собрание сочинений Пришвина в трёх томах. «Кладовая солнца» М. М. Пришвина — не совсем обычное произведение. Это сказка-быль, в которой удивительно переплетаются правда и вымысел, легенда и жизнь. Уже само начало произведения вводит нас в волшебный, сказочный мир: «В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей… » Но события, описанные автором, происходили в действительности и в жизни любых героев бывают светлые времена, а бывают и грустные.

Я прочитала сказку-быль «Кладовая солнца», ее написал Пришвин. Главная тема в ней — тема единения человека с природой. Природа не бездействует, она активно приходит на помощь человеку, надо только уметь слышать, понимать, любить её. Автор написал о трудной жизни детей в послевоенное время, о необходимости жить дружно, проявлять заботу, любовь и доверять друг другу. Он ставит перед читателями проблему взаимоотношений между людьми, а в данном произведении — между Настей и Митрашей.

Настя и Митраша — главные герои произведения — Золотая Курочка и «мужичок в мешочке», как ласково называли их соседи. После смерти родителей им досталось все крестьянское хозяйство: изба пяти стенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен. Дети заботились обо всех животных, Настя «хлопотала по хозяйству до ночи», а Митраша занимался «мужскими» делами. Жили они дружно, в согласии друг с другом и с миром живой природы. Но иногда и ссорились, потому что не всегда ладили друг с другом. Дети по-разному смотрели на некоторые вещи: Настя, как старшая, считала себя главней, а Митраша был очень упрямым. Мальчик чувствовал, что у Насти жизненного опыта было больше, поэтому он всё-таки прислушивался к её словам. Это были, пишет автор, милые, умненькие дети, называет их любимцами. В рассказе автор подчёркивает доброту и трудолюбие, которые были у детей. Это авторская оценка брата и сестры.

С позицией автора я полностью согласна, потому что эти дети, мои ровесники, вызывают у меня только чувство радости и восхищения. Ими можно гордиться, потому что они попытались найти выход из трудной ситуации, и это им, к счастью, удалось при помощи собаки Травки и природы. Насте с Митрашей довелось с честью пройти через испытание, преподнесённое жизнью.

Рассказ о приключениях детей на болоте начинается с описания жизни несчастных деревьев не просто так. Деревья жестоко борются за жизнь. Эгоизм делает их жизнь невыносимой. Сосна и ель предупреждают путешественников о том, что нельзя следовать такому примеру. Но дети, к сожалению, не услышали их. Отношения между братом и сестрой складываются не всегда хорошо, особенно возник опасный момент тогда, когда они разошлись по разным тропинкам в поисках палестинки. Именно тогда захватило их обоих эгоистическое чувство жадности. Настя бросила брата, хотя хорошо знала, что хлеб, бутылка молока, картошка остались у неё в корзинке. А брат может заблудиться в лесу и останется голодным. Митраша, как мужчина, должен был защищать Настю, но он оставил её. На мой взгляд, они поняли, что неправильно ведут себя тогда, когда возникают угрозы для их жизни. И только тогда они вспоминают друг о друге. Наверное, Настя и Митраша больше никогда не будут ссориться, а будут жить в мире и согласии. Мне кажется, что преодолеть трудности во взаимоотношениях им помогает природа, соседи, собака Травка и Антипыч и, конечно, родители, советы которых они всё время вспоминают. Всё-таки от воспитания родителей зависит очень многое, порой даже жизнь.

М. М. Пришвин на примере Насти и Митраши осуждает в людях жадность. Ещё он говорит о кладовой солнца (о природных залежах торфа), о людях, добрых, трудолюбивых, умных, мудрых. Получается, что кладовая солнца это не только торф, а ещё мудрая природа и сами люди. Самым важным в жизни, я считаю, являются взаимоотношения между людьми, чтобы человек мог разумно использовать природные богатства и сохранять лучшие человеческие качества. Природа в ответ может принести человеку благополучие и процветание, как солнце приносит свет, тепло и радость.

Источник

Тема любви в творчестве М. Пришвина (На материале повести «Кладовая солнца», поэмы «Фацелия»)

«Любовь — двигатель человеческой нравственности, поведения» (М. Пришвин)

юбовь, по Пришвину, помогает человеку жить полноценной жизнью, помогает че­ловеку искать пути к людям, преодолеть в себе равнодушие, жадность, найти свой «путик», верную тропу в жизни. В контексте пришвинского «родственного внимания к миру», определяющим в мироощущении его героя является раздвижение рамок со­знания, обретение любви. При этом понятие «любовь» получает многоплановость, объемность, является емкой морально-этической категорией. Это — и любовь к своему дому, своей земле, ее людям, и любовь к природе, и духовные нити, связующие муж­чину и женщину.

В повести «Кладовая солнца»общение с природой поможет детям Митраше и На­сте обрести любовь, выйти «за порог» дома, осознать многообразие мира и найти свое место в нем. Общение с природой поможет Насте — «золотой курочке на высоких но­гах», преодолеть в Блудовом болоте свою жадность, ее брату Митраше («упрямому и сильному мальчику») — преодолеть упрямство и выйти на правильную «тропку», осо­знать «большую человеческую правду», осознать, что главное в жизни — «правда веко­вечной суровой борьбы людей за любовь».

«Золотая курочка тоже всех удивила в селе», — скажет автор-повествователь в фи­нале книги о своей обаятельной героине. Когда из детдома эвакуированных ленин­градских детей обратились за помощью, Настя всю собранную на болоте клюкву («всю целебную ягоду») отдаст в детдом. Название сказки-были — «Кладовая солнца» — дву-планово: это торф, который собирается в болотистых местах, и люди добывают его, чтобы отапливать свои жилища, использовать торф в хозяйственных, экономических целях; второй смысл — метафорический. «Кладовая солнца», по мысли автора, — это люди родной земли, преодолевающие все препятствия — равнодушие, жадность, эго­изм, — и обретающие «большую человеческую правду» — любовь к людям. Сошлемся на текст: «. человек в древнем прошлом его перешепнул своему другу собаке какую-то свою человеческую правду, и мы думаем: эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь». Большое смысловое наполнение приобретает в финале фраза автора-повествователя — «Тут-то вот мы, войдя в доверие девочки, узнали от нее, как мучалась она про себя за свою жадность».

Тема любви находит художественное осмысление и в поэме «Фацелия», написан­ной Пришвиным в 1940 г. В его дневнике сохранилась запись 27 марта 1952 г., которая является, на наш взгляд, ключевой в раскрытии главных мыслей поэмы: «Лучше „Фа­целии» пока я ничего не мог написать: это моя песня песней, но дальше мне хотелось бы прославить любовь не как песню, а как дело человеческой жизни. Я хотел бы поэ­зию сделать священной и себя, как поэта, понимать священнослужителем».

Любовь в контексте творчества М. Пришвина, как и в контексте творчества А. Пла­тонова, В. Маяковского, — приобретает глубокое философское содержание, это — «дело человеческой жизни», любовь — главный источник силы, она призвана объединять людей, не разрушать человеческие связи, а укреплять их, одухотворять мир, помогать строить жизнь по законам гармонии.

Философское наполнение приобретает понятие «любовь», — как мы уже отмечали, в сказке-повести «Кладовая солнца»: «Правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь».

Поэтично в поэме «Фацелия» сравнение любимой женщины с медоносной травой фацелией: «В солнечный день, среди нашей нежной подмосковной природы это яркое поле цветов казалось чудесным явлением. Синие птицы как будто из далекой страны прилетели, ночевали тут и оставили после себя это синее поле. Сколько же там, мне думалось, в этой медоносной синей траве теперь гудит насекомых».

В контексте поэмы образ любимой девушки облагораживает натуру человека, де­лает жизнь осмысленной, доброй. М. Пришвин, как и поэты Серебряного века, поэти­зирует, обожествляет любовь.

В поэме «Фацелия» Пришвин пишет об утрате любви и о счастье возвращенной любви. Любовь, по Пришвину, — «великое счастье», и она приходит к человеку неожи­данно, как и ландыш, который цветет и благоухает, засветится и зацветает: «Цветут сначала ландыши, потом шиповники: всему есть свое время цвести. Но бывает, це­лый месяц пройдет с тех пор, как отцветут ландыши, а где-нибудь в самой черной лес­ной глуши цветет себе один и благоухает. И так очень редко, но бывает и с человеком. Бывает, где-то в затишье в тени жизненной незнаемый человек; о нем думают: „от­жил», и мимо пройдут. А он вдруг неожиданно выйдет, засветится и зацветет».

В дневнике 25 января 1947 г. М. Пришвин запишет и о своей любви к реальной женщине, своей подруге (которую он называл Лялей) — Валерии Дмитриевне Лебеде­вой, впервые появившейся в его квартире в качестве помощницы-секретаря от Лите­ратурного музея и ставшей его другом: «С приходом Ляли я впервые почувствовал ту любовь, которой все люди живут и о которой только и написаны все трагедии и дра­мы, от классической древности до Шекспира и до нас, любовь как двигатель человече­ской нравственности, поведения».

Постановка и художественная разработка проблемы любви на страницах прозы за­мечательного писателя-гуманиста М. М. Пришвина была и останется актуальной на все времена. Любовь, по Пришвину, — «обнимает весь мир, от нее всем хорошо».

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Сочинение Человек и природа в рассказе Кладовая Солнца Пришвина

Тема взаимоотношений человека и природы является центральной в творчестве русского писателя Михаила Михайловича Пришвина. Писатель с особой любовью относится к окружающей природе, в произведениях Пришвина она живет, дышит. Сказка-быль «Кладовая солнца» не является исключением.

Из этого произведения мы узнаем о том, что болота хранят в себе несметные богатства. Деревья, травинки, кустарники, растущие там, пропитаны солнечным теплом. Умирая, растения не сгнивают, а превращаются в торф. Поэтому болота не редко называют «кладовыми солнца». Также в произведении писатель рассказывает о кислой ягоде – клюкве. Пришвин сообщает читателям о том, что клюкву обычно собирают осенью. Но наиболее вкусной ягода сносится весной, после зимовки под пушистым снежным одеялом.

Сказочными предстают в произведении Пришвина деревья и травы. Как о живом существе писатель говорит о болоте, которое таит в себе не только клад, оставленный солнцем, но и страшную опасность. Писатель призывает с бережностью и осторожностью относится к природе, жить с ней в гармонии. Ведь человек является неотъемлемой частью этого удивительного и прекрасного мира.

Однажды Настя и Митраша решили отправиться на болото за клюквой. На развилки тропы дети поссорились: они никак не могли выбрать дорожку, по которой продолжат свой путь за лесной ягодой. Митраша выбрал более опасную, почти нехоженую тропинку, в то время как его более осторожная старшая сестра пошла дальше по проторенной надежной тропе. Мальчик попал в беду, в зеленой полянке, на которой росла травка, ребенок не сразу узнал Слепую Елань. Митраша попал в трясину, самостоятельно выбраться из которой он не мог. Настя же нашла лесную полянку с клюквой. Она стала собирать ягоды, позабыв о брате. Выбраться из болота мальчику помогла собака покойного лесника – Травка. После смерти хозяина она жила под остатками разрушенного дома Антипыча. Собака очень любила своего хозяина, поэтому не решалась покинуть лес, наверное, она все еще ждала лесника. В Митраше Травка нашла своего нового Антипыча, вместе с мальчиком она пришла в деревню.

Главным антагонистом сказки-были стал волк Серый Помещик. Этот хищник был очень страшным и опасным животным. Серый Помещик охотился на собак, он хотел поймать и съесть Травку. Однако храбрый и отважный Митраша спас собаку лесника от страшного волка. Мальчик выстрелил из ружья в Серого Помещика, закончив его долгую жизнь.

Как и любая добрая сказка, «Кладовая солнца» имеет свой счастливый конец. Дети вернулись домой, вместе с ними, а точнее к ним, из леса пришла собака Травка. Главный злодей, Серый Помещик, был побежден. А Настя, осознав свою жадность к ягоде, из-за которой чуть не погиб ее брат, отдала клюкву детям, эвакуированным из Ленинграда.

2 вариант

Большая часть произведений Михаила Пришвина пронизана той самой любовью к природе. В них очень часто показываются взаимоотношения человека с природой.

Ведь испокон веков человек находится в постоянном контакте с ней. Именно природа помогает нам существовать на Земле, давая всевозможные ресурсы для жизни.

В сказке «Кладовая солнца» автор описывает деревья, траву, ягоды так, будто бы они тоже живут своей собственной жизнью. Ели своими сучьями могут нагнать страх на людей, болото стонет и рычит, а солнце считается матерью растений. Все в этом мире на своих местах и у всего есть свое предназначение.

Пришвин старается призывать людей относиться бережно к природе и окружающей среде. Автор с нежностью описывает жизнь сирот Митраши и Насти, описывая, как ежедневно девочка выводила свое «любимое стадо». Показывается также собака лесничего по имени Травка, которая всегда после смерти своего хозяина верно жила на месте, где были останки его дома. Ее хозяин Антипыч имел очень большую любовь и связь с природой. Именно природа даровала леснику такую долгую жизнь.

В сказке рассказывается, как однажды дети собрались идти за клюквой на болото. По дороге Митраша и Настя разминулись. Девочка пошла по широкой дороге, а Митраша выбрал в качестве своего пути узкую, полную опасностей, дорогу. И по дороге его затянула трясина. А девочка же в свою очередь наткнулась на большое клюквенное поле и совсем забыла о брате. К счастью как раз в это время в лесу и оказалась собака Травка, которая и помогла Митраше выбраться из болота. Травка после этого случая почуяла в Митраше своего нового хозяина и больше не отходила от мальчика ни на шаг.

Как и у большинства сказок в «Кладовой солнца» оказался счастливый конец. Мальчик оказался спасен, а Настя, поняв свою жадность к клюкве, решила отдать все собранные ягоды детям, которых эвакуировали из Ленинграда.

«Кладовая солнца» показывает всю ту природу, которая скрывается от нас, и на которую люди в повседневной суете не обращают внимания. В сказке демонстрируются все те бесчисленные богатства, которые скрывает наша Земля. В сказке показывается относительность всего в мире и что абсолютно у всего на Земле есть свое место.

Сочинение для 6 класса

Для известного русского прозаика Михаила Пришвина важной темой является взаимодействие человека с природой. Он очень трепетно и любяще относится к живому миру. В его произведениях природа волшебным образом оживает. Так же происходит в правдивой сказке «Кладовая солнца», сочиненной писателем в 1945 году.

Наименование произведения имеет интересные истоки. Кладовой солнца автор называет топи, в которых хранятся огромные сокровища. В его понимании все травы, вековые деревья и кустарники пропитаны лучами солнца и после увядания превращаются в торф. Так же там растет чудодейственная, целебная ягода клюква. Ее принято собирать по осени, но по-настоящему целебной она становится весной, после того, как проведет зиму под белым, холодным снегом.

В повествовании автора все растения леса предстают в сказочном свете. А болото представляется живым существом, хранящим не только несметное сокровище, но и страшную опасность. Автор призывает читателя заботиться о природе и существовать с ней в гармонии, потому что человечество занимает значительное место в этом удивительном мире.

В один теплый весенний день Митраша и Настя решили отправиться на поиски клюквы. Оказавшись на развилке тропы, они поругались. Настя выбрала протоптанную безопасную дорогу, а ее брат пошел по нехоженой тропе, не подозревая какие опасности его поджидают. На полянке, заросшей густой травой, мальчик угодил в топь, выбраться из которой сам бы не смог. В это время его сестра нашла полянку с ягодами и забыла о брате.

Попытки Митраши выбраться не увенчались успехом, но ему на помощь пришла собака Травка, которая раньше жила у лесничего, но после его смерти осталась одна на развалинах его дома. Собака помогла мальчику выбраться из трясины и увидела в нем своего нового хозяина.

По дороге в деревню они встретили опасного зверя. Волк, которого называли Серый Помещик, наводил ужас. Его добычей были собаки, и давно хотел поймать Травку. Но смелый мальчик не испугался хищника и спас своего нового друга. Он выстрелил из ружья в волка и убил его.

Как и в любой сказке, итог произведения оказался счастливым. Дети вернулись из леса целыми и невредимыми. Вместе с ними вышла Травка, ставшая им новым другом. Они одержали победу над Серым Помещиком. А девочка Настя, понявшая, что поступила не осмотрительно по отношению к брату, признала свою ошибку и отдала все ягоды нуждающимся детям.

Также читают:

Картинка к сочинению Человек и природа в рассказе Кладовая Солнца

Популярные сегодня темы

Больше всего мне нравится летняя пора. Наступает то чудесное время, когда заканчивается учебный год. Солнечные лучи проникают в каждый уголок нашей необъятной страны. Каждый день становится все более теплым и живым

Аннушка – второстепенный персонаж романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Она эпизодические появляется в ходе действия, но ее появление в ряде случаев имеет судьбоносное значение

Евгений Онегин — ключевой персонаж одноимённого романа Александра Сергеевича Пушкина. Не смотря на это, автор мало внимания уделяет описанию его внешнего облика, тем самым давая читателю права самому додумать образ персонажа.

Закончилось жаркое солнечное лето, и ему на смену пришла золотая, дождливая, всеми любимая осень. В начале сентябрьских осенних дней все еще стоит теплая погода, светит яркое солнышко, однако дыхание осени становится все заметнее

Очень интересная фраза — труд души. Она по-своему удивительно. Как душа может трудиться? Как она может что-либо делать?

Источник

Читайте также:  Расстояние от солнца до меркурия свет проходит за 3 2 минуты найдите приблизительно расстояние
Adblock
detector