урок в 5 классе «Соседи Солнца»
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме
Урок в 5 классе «Соседи Солнца» с технологической картой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по географии в 5 классе «Соседи Солнца» (в рамках ФГОС) | 29.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по географии в 5 классе
ТЕМА «Соседи Солнца»
Составила: Шабалина Т.А., учитель географии, МБОУ «СОШ № 31»
Тема: Соседи Солнца
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: мультимедиа, учебник.
Цель учителя: способствовать формированию умений учащихся выявлять характерные особенности планет солнечной системы, земной группы и применять умения для выполнения практических задач.
Цель учащихся: узнать, что такое «солнечная система» и что входит в её состав, узнать о планетах Солнечной системы ио планетах земной группы, научитьсяотличать Землю от других планет.
мотивация к познавательной деятельности
самостоятельно выделять и формулировать тему и цель,
планировать свою деятельность под руководством учителя,
оценивать свою работу и работу одноклассников,
работать в соответствии с поставленной задачей,
сравнивать полученные результаты с ожидаемым.
добывать новую информацию из учебника,
преобразовывать текст в табличную форму,
ориентироваться в своей системе знаний,
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, общаться и взаимодействовать друг с другом,
выражать своё мнение
Предметные: научиться составлять характеристику планет по плану,
называть планеты земной группы и планеты-гиганты,
объяснять главное отличие Земли от других планет.
Технологическая карта урока
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.
Приветствие учителя, подготовка к уроку
1. Актуализации новых знаний.
Задаёт вопросы на связь нового материала с ранее изученной темой.
Отвечают на вопросы.
Высказывают своё мнение
Что такое Вселенная?
Какой древнегреческий учёный, первый предположил, что Земля вовсе не плоская, а имеет форму шара?
Назовите польского астронома, который наблюдая, за звездами и планетами, сделав математические расчеты, пришёл к выводу, что Земля обращается вокруг Солнца?
Кто из древнегреческих учёных считал, что в центре Вселенной расположена неподвижная Земля вокруг, которой вращаются восемь небесных сфер, а на них неподвижно закреплены небесные тела: планеты, Луна, Солнце, звёзды?
Какой итальянский учёный считал, что у Вселенной нет центра, а Солнце это центр Солнечной системы?
К.:выражать своё мнение
П.:ориентироваться в своей системе знаний
2.Постановка учебной проблемы.
Организует работу учащихся по определению учебной проблемы. Предлагает учащимся ответить на вопросы. Подводит детей к постановке учебной проблемы
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свою точку зрения, формулируют учебную проблему.
Скажите люди, какой профессии могут путешествовать во Вселенной?
На какой планете мы живём?
Как вы думаете, есть ли другие планеты? Существует ли жизнь на других планетах?
Можем ли мы сейчас ответить на этот вопрос?
К. организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, общаться и взаимодействовать друг с другом,
высказывать свое мнение
П.: ориентироваться в своей системе знаний,
3. Постановка цели и темы урока.
Организует работу учащихся со схемой в учебнике стр52 «Схема Солнечной системы»
Подводит учащихся к теме урока. Учащиеся отвечают на вопросы, и формулирует тему ицели урока.
Отвечают на вопросы, работают со схемой Солнечной системы в учебнике, анализируют ответы, высказывают свою точку зрения по поводу темы и цели урока.
Можем мы назвать Землю соседкой Солнца?
Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на рисунок на стр. 52 учебника, демонстрирующий схему Солнечной системы.
Назовите планеты, являющиеся соседями Солнца.
Подумаем, какая тема сегодняшнего урока?
У кого какие предположения?
Как вы считаете, какая будет цель нашего урока?
О чём сегодня нам необходимо узнать?
Р.:самостоятельно выделять и формулировать тему и цель
К.:организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,
выражать своё мнение
4.Освоение нового материала.
Организует работу учащихся со схемой Солнечной системы в учебнике стр52 по определению понятия «солнечная система»
Работают со схемой Солнечной системы.
Отвечают на вопросы, анализируя схему Солнечной системы, делают выводы.
Сколько планет является соседями Солнца?
Что объединяет эти планеты?
Какое значение для планет имеет солнце?
Что является центром для этих планет?
Что ещё, кроме планет нарисовано на нашей схеме?
Какой вывод мы можем сделать?
Чем планеты отличаются друг от друга?
Можем ли мы разделить планеты на 2 группы?
Назовите планеты гиганты?
Назовите планеты земной группы
Р.:планировать свою деятельность под руководством учителя
П.:добывать новую информацию из учебника,
Организует работу учащихся по работе с учебником для выявления особенностей планет Солнечной системы.
Отвечают на вопросы учителя.
Работают с учебником стр.53-54 и заносят в таблицу данные о планетах Солнечной системы.
На какой вопрос мы не смогли с вами ответить?
Чтобы узнать, есть ли жизнь на других планетах, что нам нужно знать?
Источник
Урок география 5 класс «Соседи Солнца»
план-конспект урока по географии (5 класс)
Урок по географии в 5 классе по теме «Соседи Солнца»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта. | 69.5 КБ |
Таблица характеристики планет. | 35 КБ |
Тест. | 29.5 КБ |
Лист самооценки. | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по географии в 5 классе по теме «Соседи Солнца»
Выполнила: Пастушок И.Б.
Технологическая карта урока
Тема урока : « Соседи Солнца»
Тип урока: урок «открытия» нового знания (изучение новой темы)
способствовать формированию знаний о планетах Солнечной системы, об отличительных признаках планет земной группы.
Создать условия для развития познавательной активности, способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, развивать внимание, память, логическое мышление; развивать наблюдательность, умение внимательно слушать, развивать интерес к предмету.
способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, воспитывать самостоятельность, коллективизм, умение работать в группе.
Учащиеся смогут: дать определение понятию Солнечная система, называть планеты земной группы и планеты-гиганты , давать характеристику планет земной группы по плану, называть общие признаки планет земной группы.
Продолжить формирование умений организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, овладение практическими умениями работы с учебником.
Задуматься и высказать своё отношение к ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира, об уникальности планеты Земля.
Словарь урока: Солнечная система, планета, планеты земной группы.
компьютер, проектор, учебник: География. Начальный курс- Баринова, Плешаков, Сонин. Издательство «Дрофа» Вертикаль.2014г.; материалы рабочей тетради к учебнику географии 5 класс (Сонин, Курчина); атласы; раздаточный материал для работы в группах; презентация.
Источник
Конспект урока «Соседи солнца» 5 класс
Бюджетное общеобразовательное учреждение
Полтавского муниципального района Омской области
«Воронцовская средняя школа»
Конспект урока географии
Составила: учитель географии
Открытый урок по теме
Цель : сформировать понятие о Солнечной системе, познакомить с ближайшими планетами Солнечной системы, сформировать представление о планетах земной группы и узнать есть ли на других планетах жизнь.
Задачи через планируемые результаты : углубить знания о Солнечной системе и планетах земной группы, развитие познавательных интересов, умение работать в группе, с учебником, дополнительной информацией.
Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, осознание ценностей географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Предметные УУД: углубить знания о Солнечной системе и планетах земной группы.
— Познавательные УУД: формирование умений работать с дополнительной информацией, текстом учебника, умение выполнять логические операции, формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
— Коммуникативные УУД: формирование речевой деятельности, навыков сотрудничества, нахождение общего решения, умение аргументировать свое предположение, взаимоконтроль, взаимопомощь.
— Регулятивные УУД: формирование умения формулировать тему и цели урока, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу.
Оборудование : ПК, презентация к уроку, тесты, раздаточный материал.
1. Организационный. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Приветствие учащихся, пожелания удачной совместной деятельности.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей друзья за дело.
Чтобы определить тему нашего сегодня урока попробуйте отгадать следующие загадки:
1. Эта желтая звезда
Согревает нас всегда,
Все планеты освещает,
От других звезд защищает. (Солнце)
2. Бегают вокруг огонечка
Шесть сыночков и две дочки,
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они. (Планеты)
3. Так называют людей, проживающих рядом с твоим домом или товарища по парте! (Соседи)
Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке. Правильно! Тема нашего сегодняшнего урока «Соседи солнца»
Дети формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь
Актуализация знаний и целеполагание.
Как называется наука, изучающая небесные тела?
— Какие небесные тела вы знаете?
Ребята. А что вам известно о планетах.
— Кто-то из вас хотел бы быть космонавтом? А чем эта профессия интересна? Да, нам хотелось бы побывать на других планетах и, возможно, встретиться с инопланетянами. Ученые до сих пор предполагают их существование. А вы как считаете? Существует ли жизнь на других планетах, кроме планеты Земля? Мы можем сейчас ответить на этот вопрос? Сегодня нам предстоит разрешить эту загадку. Так какая будет цель нашего урока?
— Как называется планета, на которой мы живем? (З емля)
— А можно Землю назвать соседкой Солнца?
Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на макет (доска)
-Что располагается в центре схемы? ( Солнце )
-Сколько планет располагается на орбитах?(8)
— Назовите планеты, являющиеся ближайшими соседями Солнца. ( Меркурий, Венера, Земля, Марс.)
-Какие небесные тела входят в Солнечную систему ? (Кометы, астероиды, планеты со спутниками)
— Вернемся к нашей проблеме. Чтобы узнать, есть ли жизнь на других планетах, что нам нужно знать? (Характеристику планет)
-Как вы считаете, планета Земля обладает всеми условиями для жизни? Какими?
— Знаем ли мы, есть ли что-то из перечисленных характеристик планеты Земля на других планетах? ( Мы не знаем)
— Значит, это нам предстоит узнать.
Ребята, а вы любите путешествовать? Я тоже.
Туристическая фирма «Галактикус» прислала нам сегодня на электронную почту письмо с выгодным предложением. Они предлагают нам бесплатно увлекательную виртуальную прогулку по космосу. Но по окончанию прогулки мы должны расшифровать очень важный для них документ. (Слайд).
Как вы думаете, что это за цифры? (предположения детей)
Ну что ребята, вас заинтересовало такое предложение? (ответы детей). Отлично!
Мы с вами будем не просто путешествовать, будем первыми исследователями нашего села, полетевшими к планетам, и поэтому должны вернуться с путешествия с большими знаниями о планетах. По ходу путешествия мы будем заполнять свои бортовые журналы, и оценивать свою работу.
Давайте познакомимся с ним и определим, как мы будем себя оценивать. Здесь вы видите задания и критерии оценивания каждого задания. Вы должны будете соотносить результаты своей работы с таблицей выполнения заданий, и выбирать именно те баллы, которые будут достойны ваших ответов.
-У меня к вам вопрос — Что такое планета?
(Планета – небесное тело, вращающееся вокруг Солнца)- запись в тетрадь
Что такое Солнечная система? (определения записываем в тетрадь)
Солнечная система – Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела.
Итак, отправляемся в путь. (Звучит музыка слайд)
— Мы получили ценные сведения и, чтобы не упустить самое важное мы должны выполнить задание № 1 на нашем маршрутном листе.
Планеты земной группы
Задание для 4 групп:
-Мы продолжаем сегодня развивать наше умение работать с текстом учебника, составлять конспекты прочитанного
Прочитать текст учебника, пользуясь текстом и иллюстрациями в учебнике, выделить характерные черты каждой планеты по плану: план на доске и в учебнике с.56
-У каждой группы есть опорный конспект и таблица, которые вы все вместе должны
Задания для группы №1
1. Дайте характеристику планеты Меркурий по опорным словам (стр.53)
Меркурий – это самая близкая планета ……..
Эта планета названа в честь древнеримского бога Меркурия ….
Она намного меньше…Земли………, но … по размерам и массе схожа с Луной.
Поверхность Меркурия похожа на лунную ………
Меркурий лишен газовой оболочки ………….
2. Заполните в таблице строку про Меркурий.
Задания для группы №2
1. Дайте характеристику планеты Венера по опорным словам (стр. 53)
Венера названа…в честь римской богини любви и красоты …..
Большую поверхность… занимают холмистые равнины.
Спутников… не имеет…………
Венера имеет… плотную облачную атмосферу из углекислого газа ., поэтому температура…+500….
2. Заполните в таблице строку про Венеру.
Задания для группы №3
1. Дайте характеристику планеты Земля по опорным словам (стр. 53)
Земля – самая большая из планет земной группы ……..
Она имеет… атмосферу из азота, кислорода и углекислого газа …………
Более 70 %. покрыто водой .
Главное отличие Земли от других планет ………
2. Заполните в таблице строку про планету Земля.
Задания для группы №4
1. Дайте характеристику планеты Марс по опорным словам (стр. 54)
Марс – красноватая . планета, названа в честь древнеримского бога войны……………..
Марс в 2 раза меньше…Земли…………
Поверхность Марса.. пустыни, кратеры, горы ………………
Вулкан Олимп достигает… 27 км ………
У Марса тонкая… разряженная атмосфера ……………….
Средняя температура Марса …-70 ……
Марс имеет … два спутника Деймос и Фобос …………………….
2. Заполните в таблице строку про Марс.
Результаты занести в таблицу маршрутного листа:
Источник