Меню

Тема урока луна естественный спутник земли

Тема урока: «Луна – естественный спутник Земли»
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему

Цель урока: создать условия для развития самостоятельности, творческого мышления в процессе получения, восприятия и усвоения информации.

Задачи урока:

Образовательные: изучение особенностей Луны.

  • развитие умений анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы;
  • развитие устной и письменной речи

Воспитательные: привитие навыков коммуникативного общения.

Скачать:

Вложение Размер
om.docx 20.64 КБ

Предварительный просмотр:

ОМ-5 класс

Тема урока: «Луна – естественный спутник Земли»

Цель урока: создать условия для развития самостоятельности, творческого мышления в процессе получения, восприятия и усвоения информации.

Образовательные : изучение особенностей Луны.

  • развитие умений анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы;
  • развитие устной и письменной речи

Воспитательные : привитие навыков коммуникативного общения.

Текст «Луна – естественный спутник Земли», сигнальные таблицы «ЗХУ», обобщающие схемы, мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация «Луна – естественный спутник Земли».

  • индивидуальная
  • парная
  • групповая эвристическая беседа с элементами учебного диалога
  • «Знаю. Хочу знать. Узнал»;
  • Чтение текста с остановками;
  • Составление обобщающей схемы

Тип урока: урок изучения нового материала

Используемая технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке.

Взяли книги и тетрадки,

Разложили по порядку.

Не забыли дневничок!

Можно начинать урок.

Учитель: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки. (Слайд 1)

Овцы не считаны,

Пастух рогат. (Небо, звезды, месяц)

  1. Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

А достать не может. (Месяц)

3. Сестра к брату в гости идёт,

А он от сестры прячется. (Луна и Солнце)

Учитель : Что общего в этих загадках? (Все эти загадки о Луне)

Как вы думаете, ребята, какое отношение имеют эти загадки к нашему уроку?

(Возможно, мы будем изучать… )

Учитель : Вы абсолютно правы. Сегодня на уроке мы познакомимся с интересным небесным телом – Луной.

  • Запишите в тетрадях число и тему урока «Луна – естественный спутник Земли». (Слайд 2)
  • Нарисуйте нашу разгадку в своих тетрадях (обучающиеся записывают тему урока и зарисовывают звёздное небо и Луну.)

Учитель: Посмотрите на свои рисунки и вспомните, что вы уже знаете о Луне? А чтобы было сделать это легче, я предлагаю вам сделать краткие записи в левой колонке таблицы в сигнальных листках, которые лежат у вас на столах (Приложение 1).

Возможные записи обучающихся (небесное тело, спутник Земли, видна ночью и т.д.

Учащиеся записывают свои личные знания о Луне в первую колонку, затем работают в парах и обмениваются информацией, обсуждают её, дополняют свои записи.

Учитель: Ребята, у меня на доске точно такая же таблица и я предлагаю вам поделиться своими знаниями о Луне, а я занесу их в общую таблицу. ( Учитель заполняет первую колонку)

Оформление доски (таблица)

3. Стадия осмысления содержания.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, вам достаточно этих знаний о Луне?

Чтобы вы хотели ещё узнать о ней? Ваши вопросы запишите во вторую колонку таблицы «Хочу узнать». (индивидуальная работа учащихся)

Учитель: Я вам предлагаю послушать текст (Приложение 2). Он поможет вам ответить на вопросы, подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся у вас сведения о Луне. Будьте внимательны. В ходе чтения текста вы должны будете ответить на вопросы, которые у меня возникнут.

Учащиеся слушают текст и отвечают на вопросы.

Учитель: Как вы считаете, мы с вами успешно справились с работой? А теперь выпишите в правую (третью) колонку то, что вы узнали для себя нового Луне в ходе чтения текста.

Ребята работают с сигнальной таблицей «ЗХУ», заносят данные в 3 колонку таблицы (узнал).

Учитель: Давайте обсудим, что же было новым для вас?

По ходу обсуждения учитель заносит данные в таблицу на доске.

Чтобы по Луне ходить,

Акробатом надо быть!

Тренируем мышцы рук:

Левой – круг и правой – круг.

По Луне шагнем ногой

Раз — одной и два — другой,

Левой – скок и правой – скок,

Можно совершить прыжок.

К Солнцу руки потянули,

Дружно глубоко вздохнули.

А теперь – поклон земной.

4. Стадия рефлексии

Учитель: Наш урок подходит к концу. Узнали ли вы для себя что-нибудь интересное?

  • Задайте друг другу вопросы о Луне.
  • Давайте попробуем обобщить те знания о Луне, которые у вас имеются, в виде схемы. (Работа с обобщающей схемой – Приложение 3)

5. Домашнее задание

Всё ли вам было понятно? (Если не всё понятно – Д/З: материал п.4 учебника, схема, тексты)

Скажите, ребята, на все ли вопросы мы получили ответы? (индивидуальные задания на дом – подготовить сообщения по интересующему вопросу).

Творческое задание (для желающих) – сочинить синквейн по теме урока.

Список используемой литературы

  1. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Введение в естественно-научные предметы. Природа неживая и живая. 5 класс. Учебник для общеобраз. учреждений – М.: «Дрофа», 2013
  2. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка – М.: «Педагогика», 1990
  3. Сост. Ерпылев Н.П. Энциклопедический словарь юного астронома. – М.: Педагогика, 1986

Источник

Конспект урока географии 5 класс «Луна – естественный спутник Земли»

Конспект урока географии 5 класс

«Луна – естественный спутник Земли»

Леонтьева Ольга Юрьевна

учитель географии МОУ «СОШ № 99»

с. Конобеево Воскресенского района

Дать учащимся представление о спутниках планет, познакомить более подробно со спутником Земли – Луной.

Развивать память, пространственное воображение, умения слушать, публично выступать, четко излагать свои мысли.

Продолжать формирование вести наблюдения.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: схема строения Солнечной системы, презентация, компьютер, мультимедиапроектор, таблички с названиями спутников, учебники.

— отвечаем на вопросы учебника с.38

— проверяем работу в рабочей тетради № 1,3,4

— выполнить №5 в рабочей тетради

— обобщаем пройденное, отвечая на вопросы:

1) как изменялось у людей представление о Вселенной и будет ли оно изменяться еще?

2) Правда ли, что Земля круглая? Как это доказать?

3) Сможет ли когда-нибудь человек путешествовать по другим планетам без скафандра?

4) Как вы думаете, есть ли жизнь на Марсе?

3. Подготовка учащихся к изучению нового материала

– Послушайте загадку и определите, к изучению какой темы мы приступаем:

Одним планетам в небе скучно,
И чтобы было веселей,
Блуждая по Вселенной целой,
Они нашли себе друзей.

Вопрос: Что же это за друзья?

Ответ: Это спутники планет.

– Правильно, тема нашего урока: “Спутники планет”.

Вопрос: Как вы думаете, что нам предстоит узнать?

Ответ: предположения учеников.

– Правильно, мы должны познакомиться со спутниками планет и подробно изучить Луну – спутник Земли.

– Что такое или кто такой спутник (в жизни)? В толковом словаре С.И. Ожегова спутник – это:

Тот, кто совершает путь с кем-нибудь.

То, что сопутствует чему-нибудь, появляется вместе с чем-нибудь.

– Так же и у планет есть спутники, т.е. небесные тела, которые обращаются вокруг них, всегда рядом

Мы – земляне, а Луна самое близкое к нам небесное тело.
Светило ночи, ласковая богиня Селена, так ее называли греки, Луна неизменно сопровождает Землю в ее беге вокруг Солнца.
Расстояние от Земли до Луны примерно равно 400 000 км По сравнению с Землей Луна невелика. Ее диаметр 3 476 км (диаметр Земли 12 742 км).

Вопрос: Во сколько раз примерно размеры Луны меньше размеров Земли?

Масса Луны в 81 раз меньше массы Земли.

Как же получилось так, что Луна стала спутником Земли? Существует предположение, что Луна была маленькой самостоятельной планетой. Время от времени Земля и Луна встречались. Земля каждый раз тянула к себе Луну, Луна понемножку теряла скорость. И вот 10-15 тысяч лет назад у Луны не хватило скорости, что бы вырваться из земного плена, и она навсегда осталась спутником Земли. Луна потеряла свою атмосферу и гидросферу.

Может быть, там когда-нибудь и был воздух, но его там нет, из-за маленького притяжения. А если нет воздуха, то нет голубого неба, нет дождя, нет снега, нет ветра. Что же есть? Есть темное небо, на котором днем сияет яркое Солнце и даже можно увидеть яркие звезды и планеты.
Луна всегда обращена к Земле одной стороной. Это происходит потому, что Луна вращается вокруг своей оси с той же скоростью, с какой совершает полный оборот вокруг Земли. Другую сторону Луны мы никогда не видим. Но с помощью аппаратуры ученым удалось ее сфотографировать. А вот к Солнцу Луна поворачивается то одной, то другой стороной. И там совсем иначе, чем на Земле происходит смена дня и ночи. День и ночь на Луне длятся по 2 недели! За время длинного дня, поверхность Луны нагревается выше 100 градусов, а ночью успевает охладиться ниже 150 градусов. Такая смена жары и холода происходит еще и потому, что на Луне нет воздуха. Поэтому там люди не могут находиться без скафандров.

Упражнения для глаз, на осанку и игра.

Ты слышал — в Киеве Луна

Прекрасна, точно в Риме?

— Она, должно быть, не Луна,

Хоть носит это имя.

А может, в Киеве видна

Сестра Луны, а не Луна.

Луна в ответ сказала так:

— Да что я вам, ночной колпак?

Нет, я для всех сияю.

До рубежей мне дела нет.

Дарю Парижу ясный свет,

Гляжу на Кубу и Тунис,

И мне в пути не надо виз!

Вопрос: Вы все видели Луну. На что похожа ее поверхность, что она напоминает?

Ответ: Лицо, темные, светлые пятна.

– Да, Луна похожа на веселую или, наоборот, грустную рожицу. Но на самом деле никакой рожицы там нет. На Луне хорошо заметны светлые и темные пятна. Темные пятна называют лунными морями, там даже есть океан Бурь. Но в этих морях нет воды.

– Светлые участки поверхности Луны называют материками, на которых есть еще и горы. Названия у лунных гор такие же как у земных – Кавказ, Альпы, Алтай и др. Кроме того, на Луне очень много кратеров (углублений). Возможно, они образовались от падения метеоритов.

Еще в 1609 году все это рассмотрел в свой телескоп Галилео Галилей.

– Мы установили, что поверхность Луны мрачная, холодная, пустынная. А мы знаем, что холодные тела не могут излучать собственного света.

Вопрос: Почему же мы видим Луну?

Ответ: Мы видим Луну потому, что ее освещает Солнце. Т.е. Луна светит отраженным, чужим светом.

Различные формы Луны, видимые с Земли, называются лунные фазы. Они объясняются расположением Луны относительно Земли и Солнца.

новолуние последняя четверть

(Луна вся в тени) (стареющая Луна)

Первая четверть Полнолуние

(растущая Луна) (полностью освещена)

Для начинающих очень трудно бывает отличить растущий от новолуния к полнолунию месяц от убывающего к новолунию от полнолуния. В северном полушарии пользуются известным приемом: если к лунному серпу можно так приставить воображаемую палочку, чтобы получилась буква «Р» (растущий), то месяц растет, если же месяц выглядит, как буква «С» (старый), то он убывает.

Какое значение имеет знание лунных фаз? Они по разному влияют на рост и развитие растений; на здоровье людей.

– Мы дали характеристику Луны. А теперь скажите, могут ли там жить люди? (Ответы детей.)

На Луне жить нельзя. Никто там не живет и никогда не жил. Ни звери, ни люди, ни птицы, ни растения. Но люди на Луне все-таки побывали. Впервые это случилось 19 июля 1969 года, когда американский космический корабль “Аполлон-11” доставил на Луну двух астронавтов Нейла Армстронга и Эдвина Олдрина.
Армстронг, впервые ступивший на поверхность Луны, делал осторожно этот первый шаг, ведь он не представлял, что почувствует, очутившись на Луне. Первым астронавтам пришлось даже учиться ходить по Луне. И тяжести на Луне значительно легче поднимать, чем на Земле. Гирю в 100 кг поднимать там не труднее, чем на Земле гирю в 16 кг. Потому что Луна притягивает к себе слабее, чем наша планета.
Когда первые астронавты возвращались с Луны на Землю, их на несколько дней помещали в специальные изоляторы. Боялись, что они привезли с собой какие-нибудь неизвестные микробы, которые могли оказаться опасными для людей. Но вскоре перестали изолировать астронавтов, потому что поняли: на Луне нет никаких микроорганизмов. Там пока нет жизни. Возможно, наступит время, когда обитателями пустынной Луны станут земляне.

Огромный вклад внесен в изучение Луны нашими учеными. 17 ноября 1970 года был направлен на Луну первый луноход.

Именно советскими (русскими) учеными был создан и 4 октября 1957 года запущен на орбиту первый искусственный спутник Земли.

— Американские астронавты оставили на Луне табличку: «Мы прибыли с миром от имени человечества». А что написали бы вы?

4. Закрепление знаний

– Что такое спутники?– Расстояние от Земли до Луны? (400 000 км)
– Тёмные участки на Луне – это . (Моря)
– Светлые участки – это . (Равнины)
– Почему мы видим только одну сторону Луны? (Луна делает один оборот вокруг своей оси за тоже время, что и полный оборот вокруг Земли). Земля — за 24 ч, Луна — почти за месяц (лунные сутки 29,5 земных суток.)

— Как называются разные виды Луны? (Фазы)
– Кто первым побывал на Луне? (Нейл Армстронг)

5. Домашнее задание.

Читать и пересказывать пункт «Луна» с.36. А также нарисовать Луну такой, как вы увидите ее сегодня вечером.

Источник

Конспект урока «Луна — спутник Земли»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Конспект урока с использованием информационных технологий (ИКТ) по окружающему миру для обучающихся 2 класса к УМК «Планета знаний»

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_otkrytogo_uroka_konkurs.docx 47.31 КБ
prezentatsiya_otkrytyy_urok.pptx 1.19 МБ
rabochiy_list.docx 25.44 КБ
razreznye_frazy.docx 20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока с использованием информационных технологий (ИКТ)

Предмет: окружающий мир.

УМК: «Планета Знаний»

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Тема урока : Луна – спутник Земли.

Продолжительность : 45 мин.

Аннотация: II четверть, изучаемый модуль «Космос», 5 урок.

Методы, приемы, формы:

– словесный (беседа), игровой;
– наглядный (мультимедийная презентация;);
– практические;
– метод самоконтроля;
– проблемный, организация поисковой и исследовательской работы;

— сочетание фронтальной, индивидуальной и парной форм работы;

Урок окружающего мира разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Цель: расширить знания учащихся о Луне.

  • познакомить со спутником Земли – Луной, с её движением вокруг Земли, размерами и расстоянием от Земли;
  • объяснить, почему видимая форма Луны, меняется в течение месяца.
  • развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности;
  • развивать умение работать с глобусом, учебным текстом;
  • развивать навыки самоконтроля и контроля, навыки практической работы в группах;
  • развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
  • содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
  • прививать уважительное отношение друг к другу;
  • формировать эмоционально – положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Ценностные ориентиры: любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.

  • формирование целостного, социально – ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве;
  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
  • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
  • быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
  • прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
  • выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности.
  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (тест, текст, иллюстрация);
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.
  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
  • осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.
  • уметь объяснять значение «Луна – спутник Земли»;
  • работать с готовыми моделями (глобус);
  • расширить знания о Луне.

Технологии обучения: технология развивающего обучения, технология деятельностного подхода, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая, технология оценки образовательных достижений.

Оборудование : компьютер, мультимедийная презентация урока, раздаточный материал для работы в группах: оценочные сигнальные карточки, маски для сценки (фазы Луны), словарное слово «кратер».

I.Мотивация к учебной деятельности

— Здравствуйте, пока ещё совсем незнакомые мне замечательные ребята! Сегодня мы вместе с вами отправимся в очень увлекательное путешествие далеко-далеко от нашей родной планеты Земли. Посмотрите на изображение на доске. Куда мы отправимся? ( В космос ) Но мы не сможем отправиться в путешествие с незнакомцами, верно? ( да )

— Тогда, давайте, скорее познакомимся! Меня зовут Мария Дмитриевна, а как зовут вас – напишите на кусочках одного из небесных тел. Вскоре вы узнаете, что же это за небесное тело и почему у каждого разный, непохожий на остальные кусочек.

II. Актуализация знаний

— Прежде чем отправиться в путешествие, исследователям нужно хорошенько вспомнить всё, что они уже знают о космосе. Для этого мы вместе с вами выполним небольшой тест. Возьмите в руки ваши маршрутные листы. Подпишите каждый свой лист. Приступим к выполнению теста. ( Один из учеников читает вопрос, каждый отвечает на своём листе сам ) (слайд 1 — 6)

  1. Планеты Солнечной системы изучают .
  1. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их .
  1. Относительно Солнца планеты расположены так:

А) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;

Б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;

В) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

— У каждого из вас на столе лежат разноцветные карточки. Вам нужно будет проголосовать в соответствии с “ключом” на доске, как вы выполнили это задание. ( слайд 7 )

Зеленый цвет — «Я всё хорошо выполнил и могу идти дальше», жёлтый цвет означает, что задание выполнено с 1-2 ошибками, «Я всё хорошо понял, но мне надо быть более внимательным и переделать без ошибок», красный цвет означает, что задание выполнено с тремя и более ошибками «Мне нужно ещё раз все повторить», чёрный цвет — «Мне нужно позвать учителя на помощь».

III. Формулирование темы урока, постановка цели

— Я подготовила вам небольшой кроссворд. Давайте отгадаем его и посмотрим, какое ключевое слово у нас получится. (слайд 8)

  1. Звезда, вокруг которой вращается Земля? ( Солнце )
  2. Самая удаленная от Солнца карликовая планета? ( Плутон )
  3. Небесное тело, вращающееся вокруг Солнца? ( Планета )
  4. Небесное тело, которое само светится? ( Звезда )
  • Итак, какое получилось ключевое слово? (Луна)

— Значит, знания о чем мы сегодня получим? (о Луне)

  • Видели ли вы Луну?
  • Что вы о ней знаете?

— А все ли вы знаете о ней?

  • А хотите ли узнать больше? (да)
  • Как вы думаете, как звучит тема нашего урока? («Луна – спутник Земли») (слайд 9)
  • Давайте посмотрим, что мы должны узнать о ней в течение этого урока? (слайд 10)

1.Луна — спутник Земли.

  1. Поверхность Луны.
  2. Лунные фазы.
  3. Изучение Луны человеком.
  • Чтобы узнать все это, мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие на Луну. Все наши остановки будут называться точно так же, как и главные вопросы урока. Вы будете настоящими исследователями, учеными-астрономами. Будете на основе научных фактов делать выводы.

— Итак, готовы отправится в необыкновенное путешествие?

  • Закрываем глазки, представляем себя на борту самого настоящего космического корабля. Пристегните ремни! Внимание! Взлет!

IV. Открытие нового знания.

— Вот мы с вами и на месте. Приступим к поиску ответов на наши вопросы?

1. Луна — спутник Земли.

— Наша первая станция – «Луна – спутник Земли».

— Ребята, перед вами наша планета Земля и Луна. (слайд 11 ) Что вы можете о них сказать? Попробуйте их сравнить.

— Оказывается, Земля и Луна, как 2 брата, всегда неразлучны. Кто уже знает, как движется Луна? ( ответы детей )

— Чтобы знать точно, узнаем об этом из учебника на стр. 56. ( дети читают текст )

«Луна движется вокруг Земли, а вместе с Землей вокруг Солнца. Поэтому Луну называют спутником Земли.»

  • Давайте, чтобы это все лучше представить, сами ненадолго превратимся в Солнце, планету Землю и Луну. Мы с вами попробуем показать движение Земли вокруг Солнца, а Луны вокруг Земли. (Дети демонстрируют, как движутся Солнце, Земля и Луна. Ученик — Солнце вращается вокруг себя. Ученица — Земля — вокруг себя и очень медленно вокруг Солнца. Ученица — Луна вращается вокруг себя и вокруг Земли.)
  • Вот мы увидели наглядно движение спутника Земли Луны.
  • Спасибо ребята, садитесь, вы были очень красивыми планетами и двигались правильно!
  • Посмотрите на своих листах на задание №2. Каждому из вас нужно заполнить пропуски в предложениях
  • Проверьте себя. На доске вы можете увидеть верный ответ на наше задание. (слайд 12)

— Звёздочку рядом с заданием раскрасьте тем цветом, который отразит то, как вы с заданием справились. «Ключ» снова есть на доске» ( слайд 13 )

  • Итак, почему Луну называют спутником Земли? (ответы детей)
  • Что же больше: Луна или Земля? ( слайд 14.1. )
  • Далеко или близко располагается Луна от нашей Земли? ( слайд 14.2. )

2. Поверхность Луны.

  • Скорее летим к следующей станции – «Поверхность Луны»!
  • Что вы видите на изображении?
  • Посмотрите на поверхность Луны и скажите, какая она?

— Прочитаем вместе стихотворение Джанни Родари о Луне.

У лунного моря особый секрет, — на море оно не похоже.

Воды в этом море ни капельки нет, и рыбы не водятся тоже.

В волны его невозможно нырнуть, нельзя в нём плескаться, нельзя утонуть.

Купаться в том море удобно лишь тем, кто плавать ещё не умеет совсем!

— Подумайте, что назвали лунными морями? ( Скорее всего, это горы и впадины на поверхности Луны.)

— Что говорится в учебнике о поверхности Луны на стр.57? (поверхность Луны каменистая и очень неровная. Горы чередуются с равнинами, покрытыми пылью. На Луне много впадин, которые образовались от ударов метеоритов об ее поверхность).

— Посмотрим небольшой отрывок из фильма о Луне и её «морях». ( 3.04.- 4-49. )

  • Что же такое «лунные моря»? (кратеры, образованные вследствие падения метеоритов — камней упавших из космоса).
  • Скажите, а где мы можем посмотреть точное определение слова кратер? ( в толковом словаре )
  • Я даже специально принесла вам такое словарь. Давайте в него заглянем.

Попросить одного из учеников подойти и прочитать определение

  • Люди даже дали названия этим морям: Море Спокойствия, Море Дождей, океан Бурь, Море Влажности , Море Волн , Море Изобилия , Море Облаков , Море Пены , Море Холода . ( Слайд 15 )
  • В задании №4 вычеркните только те моря, которых нет на Луне. ( Выполняют с опорой на доску )
  • Поднимите квадрат того цвета, который отражает результат выполненного вами задания.

Весёлая физ. минутка

— Пока мы отдыхали, наш космический корабль переместился на следующую станцию – «Лунные фазы».

— Начнём наше исследование с рисунка. В специальном «окошке» изобразите Луну такой, какой вы её помните, видите в данный момент.

— А сейчас, ребята, послушайте сказку, которая есть у вас на отдельных листах. Называется она «Почему у месяца нет платья?» Пока слушаете, подумайте, почему её так назвали?

Заглянул Полумесяц к Портному, не к небесному, а к земному.

-Сшей мне, мастер, нарядное платье, буду по небу в праздник гулять я!

Снял Портной с Полумесяца мерку. Приглашает его на примерку.

Но всего лишь за несколько дней вдвое сделался Месяц полней.

И в плечах, и в груди ему тесно — так поправился Месяц небесный!

Чуть не плачет с досады Портной: -Что за бес подшутил надо мной!

Ваша милость слегка пополнела иль от стирки материя села, —

Я, по правде сказать, не пойму. Ладно! Новую примерку сниму.

Вот проходят за сутками сутки, не теряет Портной ни минутки.

Ну, а Месяц — гуляка ночной — стал тем временем полной Луной.

Примеряет он тесное платье и, вздыхая, бормочет проклятья:

-Греховодник, мошенник, злодей! Постыдился бы добрых людей.

За последние три дня и три ночи платье стало тесней и короче!

Ничего не ответил Портной, где уж спорить Портному с Луной!

Снял он мерку с заказчика снова: Будет к празднику платье готово.

Швы у платья Портной распорол, грудь расширил, надставил подол.

Доработать осталось немножко, а уж Месяц стучится в окошко.

Да не Месяц, а тоненький Серп — в это время он шёл на ущерб,

Не Луна, а всего половинка: только рожки да круглая спинка.

Весь затрясся от гнева Портной: -Нет, довольно шутить надо мной!

Угодить вам пытался я сдуру. Что ни день, вы меняли фигуру.

То Вы делались круглым, как блин. То худым, точно этот аршин.

Шить Вам платье — пустое занятье, Оставайтесь-ка лучше без платья!

— Какую тайну раскрывает эта сказка?

  • Почему же у месяца нет платья? (Луна бывает разная)

— А вы знаете, от чего зависит разный вид Луны?

— Теперь, сравните ваши зарисовки Луны с рисунками в учебнике и со своим соседом.

— Ваши рисунки получились одинаковыми? ( Нет )

— Почему же, мы с Земли видим Луну такой разной? (Сообщения детей)

— Изучим все вместе новую информацию о фазах Луны. ( Деи читают по абзацам )

Разный вид Луны зависит от того, как она освещена Солнцем. Вид Луны в течение месяца меняется, потому что она занимает разное положение относительно Солнца и Земли. Еще в древности люди заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то на серп, который назвали месяцем.

Всему этому есть объяснение. Солнце – это пылающий шар. Оно испускает свет. А Луна не испускает света; она словно зеркало, отражает свет Солнца. Лучи Солнца освещают её только с одной стороны. Только эту освещенную сторону Луны и видно с Земли.

По мере того как Луна движется вокруг Земли, Солнце освещает её по-разному. В зависимости от того, какая часть Луны освещена, мы видим на небе её – то целиком, то половинкой, то узким серпиком.

— Ребята, а кто из вас знает как определить Луну растущую и убывающую?

— Рассмотрите свои рисунки вновь и подпишите рядом – у кого какая Луна получилась – растущая или убывающая, стареющая. ( Слайд 16 )

— Проверьте своего соседа – верно ли он выполнил задание.

— Поднимите соответствующую карточку те, кто выполнил задание верно. А теперь те, кто испытывал затруднения.

  1. Изучение человеком Луны.
  • Вот, мы подлетели и к последней станции – «Изучение человеком Луны»
  • Ребята, как вы думаете, мечтали ли люди побывать на Луне? (Сообщения детей)

Люди издавна мечтали побывать на Луне. Настоящий штурм Луны начался всего лишь 58 лет назад. А 51 год назад станция «Луна-9» прилунилась и передала телевизионное изображение лунного ландшафта. Через некоторое время станция «Луна-16» произвела бурение и доставила лунный грунт на Землю. Изучением Луны также занимались и другие страны.

  • А сейчас вы узнаете о том, кому удалось побывать на Луне. (Чтение детей)

Первыми на Луне побывали американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин. Они даже смогли поездить на лунном вездеходе.

Первый отечественный самоходный аппарат «Луноход – 1» начал своё движение на Луне 47 лет назад.

У Луны нет атмосферы, в отличие от Земли. Из — за отсутствия атмосферы на поверхности Луны происходят резкие колебания температуры. Температура на Луне поднимается до +130 градусов и падает до – 160 градусов.

— Чтобы информация о самых первых исследованиях Луны точно нам запомнилась, ответим на вопросы. Ответы, мы, конечно же, можем искать по тексту.

1. Как звали американских астронавтов побывавших на Луне? ( Нил Армстронг, Эдвин Олдрин)

2. Как назывался самый первый самоходный аппарат на Луне? ( Луноход – 1 )

  • Скажите, удалось ли нам ответить на главные вопросы нашего урока? (Слайд 17)
  • А теперь закройте глазки и представьте, что мы с вами летим обратно на Землю. С успешным приземлением вас, ребята!

V. Закрепление изученного материала

— Вот мы с вами узнали многое о спутнике Земли Луне. А сейчас проверим, насколько вы хорошо все запомнили.

— У каждой пары есть 3 группы слов. Вам нужно выложить на столах высказывания, используя данные вам слова. Но учтите, что не все слова вам пригодятся.

Марс, Солнце, Луна, искусственный, естественный, спутник Земли, Плутон.

( «Луна — естественный спутник Земли»)

Первые, люди, животные, Армстронг, Гагарин, покорившие, Олдрин, Луну. ( Первые люди покорившие Луну — Армстронг и Олдрин»)

Кратеры, образованные, комет, от ударов, впадины, это, метеоритов. (Кратеры — это впадины, образованные от ударов метеоритов.)

— Прочитайте полученные вами высказывания.

— Одной из групп встретилась фамилия Гагарин. Кто мне скажет кто это? (первый человек полетевший в космос).

— Назовите его полное ФИО. (Юрий Алексеевич Гагарин) (Слайд 18)

— А может кто-нибудь сможет назвать мне год, когда Юрий Гагарин совершил полет? ( 12 апреля 1961 года)

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Ну, вот и настало время подвести итоги нашего путешествия.

— Что нового вы узнали на уроке? (о том, что Луна – спутник Земли, о поверхности Луны, о фазах, о людях покоривших луну)

-Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью цветных квадратов.

— Чтобы мы могли увидеть как много нового вы сегодня узнали, заполните таблицы на ваших рабочих листах.

— Вернёмся к вашим кусочкам небесного тела. Теперь вы догадались, откуда они? ( Да, это Луна )

— Это необычные кусочки – после урока вы можете попробовать сложить их вместе и у вас получится большая красивая Луна с вашими именами внутри!

— Очень хочется поблагодарить вашу замечательную учительницу – Ирину Анатольевну, которая вас так многому уже научила! Спасибо вам огромное за этот урок!

Источник

Читайте также:  Мы видим одну сторону луны или полностью
Adblock
detector