Тема урока: «Луна – естественный спутник Земли»
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему
Цель урока: создать условия для развития самостоятельности, творческого мышления в процессе получения, восприятия и усвоения информации.
Задачи урока:
Образовательные: изучение особенностей Луны.
- развитие умений анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы;
- развитие устной и письменной речи
Воспитательные: привитие навыков коммуникативного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
om.docx | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ОМ-5 класс
Тема урока: «Луна – естественный спутник Земли»
Цель урока: создать условия для развития самостоятельности, творческого мышления в процессе получения, восприятия и усвоения информации.
Образовательные : изучение особенностей Луны.
- развитие умений анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы;
- развитие устной и письменной речи
Воспитательные : привитие навыков коммуникативного общения.
Текст «Луна – естественный спутник Земли», сигнальные таблицы «ЗХУ», обобщающие схемы, мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация «Луна – естественный спутник Земли».
- индивидуальная
- парная
- групповая эвристическая беседа с элементами учебного диалога
- «Знаю. Хочу знать. Узнал»;
- Чтение текста с остановками;
- Составление обобщающей схемы
Тип урока: урок изучения нового материала
Используемая технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке.
Взяли книги и тетрадки,
Разложили по порядку.
Не забыли дневничок!
Можно начинать урок.
Учитель: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки. (Слайд 1)
Овцы не считаны,
Пастух рогат. (Небо, звезды, месяц)
- Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
А достать не может. (Месяц)
3. Сестра к брату в гости идёт,
А он от сестры прячется. (Луна и Солнце)
Учитель : Что общего в этих загадках? (Все эти загадки о Луне)
Как вы думаете, ребята, какое отношение имеют эти загадки к нашему уроку?
(Возможно, мы будем изучать… )
Учитель : Вы абсолютно правы. Сегодня на уроке мы познакомимся с интересным небесным телом – Луной.
- Запишите в тетрадях число и тему урока «Луна – естественный спутник Земли». (Слайд 2)
- Нарисуйте нашу разгадку в своих тетрадях (обучающиеся записывают тему урока и зарисовывают звёздное небо и Луну.)
Учитель: Посмотрите на свои рисунки и вспомните, что вы уже знаете о Луне? А чтобы было сделать это легче, я предлагаю вам сделать краткие записи в левой колонке таблицы в сигнальных листках, которые лежат у вас на столах (Приложение 1).
Возможные записи обучающихся (небесное тело, спутник Земли, видна ночью и т.д.
Учащиеся записывают свои личные знания о Луне в первую колонку, затем работают в парах и обмениваются информацией, обсуждают её, дополняют свои записи.
Учитель: Ребята, у меня на доске точно такая же таблица и я предлагаю вам поделиться своими знаниями о Луне, а я занесу их в общую таблицу. ( Учитель заполняет первую колонку)
Оформление доски (таблица)
3. Стадия осмысления содержания.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, вам достаточно этих знаний о Луне?
Чтобы вы хотели ещё узнать о ней? Ваши вопросы запишите во вторую колонку таблицы «Хочу узнать». (индивидуальная работа учащихся)
Учитель: Я вам предлагаю послушать текст (Приложение 2). Он поможет вам ответить на вопросы, подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся у вас сведения о Луне. Будьте внимательны. В ходе чтения текста вы должны будете ответить на вопросы, которые у меня возникнут.
Учащиеся слушают текст и отвечают на вопросы.
Учитель: Как вы считаете, мы с вами успешно справились с работой? А теперь выпишите в правую (третью) колонку то, что вы узнали для себя нового Луне в ходе чтения текста.
Ребята работают с сигнальной таблицей «ЗХУ», заносят данные в 3 колонку таблицы (узнал).
Учитель: Давайте обсудим, что же было новым для вас?
По ходу обсуждения учитель заносит данные в таблицу на доске.
Чтобы по Луне ходить,
Акробатом надо быть!
Тренируем мышцы рук:
Левой – круг и правой – круг.
По Луне шагнем ногой
Раз — одной и два — другой,
Левой – скок и правой – скок,
Можно совершить прыжок.
К Солнцу руки потянули,
Дружно глубоко вздохнули.
А теперь – поклон земной.
4. Стадия рефлексии
Учитель: Наш урок подходит к концу. Узнали ли вы для себя что-нибудь интересное?
- Задайте друг другу вопросы о Луне.
- Давайте попробуем обобщить те знания о Луне, которые у вас имеются, в виде схемы. (Работа с обобщающей схемой – Приложение 3)
5. Домашнее задание
Всё ли вам было понятно? (Если не всё понятно – Д/З: материал п.4 учебника, схема, тексты)
Скажите, ребята, на все ли вопросы мы получили ответы? (индивидуальные задания на дом – подготовить сообщения по интересующему вопросу).
Творческое задание (для желающих) – сочинить синквейн по теме урока.
Список используемой литературы
- Пакулова В.М., Иванова Н.В. Введение в естественно-научные предметы. Природа неживая и живая. 5 класс. Учебник для общеобраз. учреждений – М.: «Дрофа», 2013
- Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка – М.: «Педагогика», 1990
- Сост. Ерпылев Н.П. Энциклопедический словарь юного астронома. – М.: Педагогика, 1986
Источник
Конспект урока географии 5 класс «Луна – естественный спутник Земли»
Конспект урока географии 5 класс
«Луна – естественный спутник Земли»
Леонтьева Ольга Юрьевна
учитель географии МОУ «СОШ № 99»
с. Конобеево Воскресенского района
Дать учащимся представление о спутниках планет, познакомить более подробно со спутником Земли – Луной.
Развивать память, пространственное воображение, умения слушать, публично выступать, четко излагать свои мысли.
Продолжать формирование вести наблюдения.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: схема строения Солнечной системы, презентация, компьютер, мультимедиапроектор, таблички с названиями спутников, учебники.
— отвечаем на вопросы учебника с.38
— проверяем работу в рабочей тетради № 1,3,4
— выполнить №5 в рабочей тетради
— обобщаем пройденное, отвечая на вопросы:
1) как изменялось у людей представление о Вселенной и будет ли оно изменяться еще?
2) Правда ли, что Земля круглая? Как это доказать?
3) Сможет ли когда-нибудь человек путешествовать по другим планетам без скафандра?
4) Как вы думаете, есть ли жизнь на Марсе?
3. Подготовка учащихся к изучению нового материала
– Послушайте загадку и определите, к изучению какой темы мы приступаем:
Одним планетам в небе скучно,
И чтобы было веселей,
Блуждая по Вселенной целой,
Они нашли себе друзей.
Вопрос: Что же это за друзья?
Ответ: Это спутники планет.
– Правильно, тема нашего урока: “Спутники планет”.
Вопрос: Как вы думаете, что нам предстоит узнать?
Ответ: предположения учеников.
– Правильно, мы должны познакомиться со спутниками планет и подробно изучить Луну – спутник Земли.
– Что такое или кто такой спутник (в жизни)? В толковом словаре С.И. Ожегова спутник – это:
Тот, кто совершает путь с кем-нибудь.
То, что сопутствует чему-нибудь, появляется вместе с чем-нибудь.
– Так же и у планет есть спутники, т.е. небесные тела, которые обращаются вокруг них, всегда рядом
Мы – земляне, а Луна самое близкое к нам небесное тело.
Светило ночи, ласковая богиня Селена, так ее называли греки, Луна неизменно сопровождает Землю в ее беге вокруг Солнца.
Расстояние от Земли до Луны примерно равно 400 000 км По сравнению с Землей Луна невелика. Ее диаметр 3 476 км (диаметр Земли 12 742 км).
Вопрос: Во сколько раз примерно размеры Луны меньше размеров Земли?
Масса Луны в 81 раз меньше массы Земли.
Как же получилось так, что Луна стала спутником Земли? Существует предположение, что Луна была маленькой самостоятельной планетой. Время от времени Земля и Луна встречались. Земля каждый раз тянула к себе Луну, Луна понемножку теряла скорость. И вот 10-15 тысяч лет назад у Луны не хватило скорости, что бы вырваться из земного плена, и она навсегда осталась спутником Земли. Луна потеряла свою атмосферу и гидросферу.
Может быть, там когда-нибудь и был воздух, но его там нет, из-за маленького притяжения. А если нет воздуха, то нет голубого неба, нет дождя, нет снега, нет ветра. Что же есть? Есть темное небо, на котором днем сияет яркое Солнце и даже можно увидеть яркие звезды и планеты.
Луна всегда обращена к Земле одной стороной. Это происходит потому, что Луна вращается вокруг своей оси с той же скоростью, с какой совершает полный оборот вокруг Земли. Другую сторону Луны мы никогда не видим. Но с помощью аппаратуры ученым удалось ее сфотографировать. А вот к Солнцу Луна поворачивается то одной, то другой стороной. И там совсем иначе, чем на Земле происходит смена дня и ночи. День и ночь на Луне длятся по 2 недели! За время длинного дня, поверхность Луны нагревается выше 100 градусов, а ночью успевает охладиться ниже 150 градусов. Такая смена жары и холода происходит еще и потому, что на Луне нет воздуха. Поэтому там люди не могут находиться без скафандров.
Упражнения для глаз, на осанку и игра.
Ты слышал — в Киеве Луна
Прекрасна, точно в Риме?
— Она, должно быть, не Луна,
Хоть носит это имя.
А может, в Киеве видна
Сестра Луны, а не Луна.
Луна в ответ сказала так:
— Да что я вам, ночной колпак?
Нет, я для всех сияю.
До рубежей мне дела нет.
Дарю Парижу ясный свет,
Гляжу на Кубу и Тунис,
И мне в пути не надо виз!
Вопрос: Вы все видели Луну. На что похожа ее поверхность, что она напоминает?
Ответ: Лицо, темные, светлые пятна.
– Да, Луна похожа на веселую или, наоборот, грустную рожицу. Но на самом деле никакой рожицы там нет. На Луне хорошо заметны светлые и темные пятна. Темные пятна называют лунными морями, там даже есть океан Бурь. Но в этих морях нет воды.
– Светлые участки поверхности Луны называют материками, на которых есть еще и горы. Названия у лунных гор такие же как у земных – Кавказ, Альпы, Алтай и др. Кроме того, на Луне очень много кратеров (углублений). Возможно, они образовались от падения метеоритов.
Еще в 1609 году все это рассмотрел в свой телескоп Галилео Галилей.
– Мы установили, что поверхность Луны мрачная, холодная, пустынная. А мы знаем, что холодные тела не могут излучать собственного света.
Вопрос: Почему же мы видим Луну?
Ответ: Мы видим Луну потому, что ее освещает Солнце. Т.е. Луна светит отраженным, чужим светом.
Различные формы Луны, видимые с Земли, называются лунные фазы. Они объясняются расположением Луны относительно Земли и Солнца.
новолуние последняя четверть
(Луна вся в тени) (стареющая Луна)
Первая четверть Полнолуние
(растущая Луна) (полностью освещена)
Для начинающих очень трудно бывает отличить растущий от новолуния к полнолунию месяц от убывающего к новолунию от полнолуния. В северном полушарии пользуются известным приемом: если к лунному серпу можно так приставить воображаемую палочку, чтобы получилась буква «Р» (растущий), то месяц растет, если же месяц выглядит, как буква «С» (старый), то он убывает.
— Какое значение имеет знание лунных фаз? Они по разному влияют на рост и развитие растений; на здоровье людей.
– Мы дали характеристику Луны. А теперь скажите, могут ли там жить люди? (Ответы детей.)
На Луне жить нельзя. Никто там не живет и никогда не жил. Ни звери, ни люди, ни птицы, ни растения. Но люди на Луне все-таки побывали. Впервые это случилось 19 июля 1969 года, когда американский космический корабль “Аполлон-11” доставил на Луну двух астронавтов Нейла Армстронга и Эдвина Олдрина.
Армстронг, впервые ступивший на поверхность Луны, делал осторожно этот первый шаг, ведь он не представлял, что почувствует, очутившись на Луне. Первым астронавтам пришлось даже учиться ходить по Луне. И тяжести на Луне значительно легче поднимать, чем на Земле. Гирю в 100 кг поднимать там не труднее, чем на Земле гирю в 16 кг. Потому что Луна притягивает к себе слабее, чем наша планета.
Когда первые астронавты возвращались с Луны на Землю, их на несколько дней помещали в специальные изоляторы. Боялись, что они привезли с собой какие-нибудь неизвестные микробы, которые могли оказаться опасными для людей. Но вскоре перестали изолировать астронавтов, потому что поняли: на Луне нет никаких микроорганизмов. Там пока нет жизни. Возможно, наступит время, когда обитателями пустынной Луны станут земляне.
Огромный вклад внесен в изучение Луны нашими учеными. 17 ноября 1970 года был направлен на Луну первый луноход.
Именно советскими (русскими) учеными был создан и 4 октября 1957 года запущен на орбиту первый искусственный спутник Земли.
— Американские астронавты оставили на Луне табличку: «Мы прибыли с миром от имени человечества». А что написали бы вы?
4. Закрепление знаний
– Что такое спутники?– Расстояние от Земли до Луны? (400 000 км)
– Тёмные участки на Луне – это . (Моря)
– Светлые участки – это . (Равнины)
– Почему мы видим только одну сторону Луны? (Луна делает один оборот вокруг своей оси за тоже время, что и полный оборот вокруг Земли). Земля — за 24 ч, Луна — почти за месяц (лунные сутки 29,5 земных суток.)
— Как называются разные виды Луны? (Фазы)
– Кто первым побывал на Луне? (Нейл Армстронг)
5. Домашнее задание.
Читать и пересказывать пункт «Луна» с.36. А также нарисовать Луну такой, как вы увидите ее сегодня вечером.
Источник
Конспект урока «Луна — спутник Земли»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Конспект урока с использованием информационных технологий (ИКТ) по окружающему миру для обучающихся 2 класса к УМК «Планета знаний»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_konkurs.docx | 47.31 КБ |
prezentatsiya_otkrytyy_urok.pptx | 1.19 МБ |
rabochiy_list.docx | 25.44 КБ |
razreznye_frazy.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока с использованием информационных технологий (ИКТ)
Предмет: окружающий мир.
УМК: «Планета Знаний»
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Тема урока : Луна – спутник Земли.
Продолжительность : 45 мин.
Аннотация: II четверть, изучаемый модуль «Космос», 5 урок.
Методы, приемы, формы:
– словесный (беседа), игровой;
– наглядный (мультимедийная презентация;);
– практические;
– метод самоконтроля;
– проблемный, организация поисковой и исследовательской работы;
— сочетание фронтальной, индивидуальной и парной форм работы;
Урок окружающего мира разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Цель: расширить знания учащихся о Луне.
- познакомить со спутником Земли – Луной, с её движением вокруг Земли, размерами и расстоянием от Земли;
- объяснить, почему видимая форма Луны, меняется в течение месяца.
- развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности;
- развивать умение работать с глобусом, учебным текстом;
- развивать навыки самоконтроля и контроля, навыки практической работы в группах;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
- содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
- прививать уважительное отношение друг к другу;
- формировать эмоционально – положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Ценностные ориентиры: любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.
- формирование целостного, социально – ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
- быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
- прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
- выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности.
- ориентироваться в своей системе знаний;
- извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (тест, текст, иллюстрация);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
- осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.
- уметь объяснять значение «Луна – спутник Земли»;
- работать с готовыми моделями (глобус);
- расширить знания о Луне.
Технологии обучения: технология развивающего обучения, технология деятельностного подхода, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая, технология оценки образовательных достижений.
Оборудование : компьютер, мультимедийная презентация урока, раздаточный материал для работы в группах: оценочные сигнальные карточки, маски для сценки (фазы Луны), словарное слово «кратер».
I.Мотивация к учебной деятельности
— Здравствуйте, пока ещё совсем незнакомые мне замечательные ребята! Сегодня мы вместе с вами отправимся в очень увлекательное путешествие далеко-далеко от нашей родной планеты Земли. Посмотрите на изображение на доске. Куда мы отправимся? ( В космос ) Но мы не сможем отправиться в путешествие с незнакомцами, верно? ( да )
— Тогда, давайте, скорее познакомимся! Меня зовут Мария Дмитриевна, а как зовут вас – напишите на кусочках одного из небесных тел. Вскоре вы узнаете, что же это за небесное тело и почему у каждого разный, непохожий на остальные кусочек.
II. Актуализация знаний
— Прежде чем отправиться в путешествие, исследователям нужно хорошенько вспомнить всё, что они уже знают о космосе. Для этого мы вместе с вами выполним небольшой тест. Возьмите в руки ваши маршрутные листы. Подпишите каждый свой лист. Приступим к выполнению теста. ( Один из учеников читает вопрос, каждый отвечает на своём листе сам ) (слайд 1 — 6)
- Планеты Солнечной системы изучают .
- Вокруг Солнца вращаются планеты. Их .
- Относительно Солнца планеты расположены так:
А) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;
Б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;
В) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
— У каждого из вас на столе лежат разноцветные карточки. Вам нужно будет проголосовать в соответствии с “ключом” на доске, как вы выполнили это задание. ( слайд 7 )
Зеленый цвет — «Я всё хорошо выполнил и могу идти дальше», жёлтый цвет означает, что задание выполнено с 1-2 ошибками, «Я всё хорошо понял, но мне надо быть более внимательным и переделать без ошибок», красный цвет означает, что задание выполнено с тремя и более ошибками «Мне нужно ещё раз все повторить», чёрный цвет — «Мне нужно позвать учителя на помощь».
III. Формулирование темы урока, постановка цели
— Я подготовила вам небольшой кроссворд. Давайте отгадаем его и посмотрим, какое ключевое слово у нас получится. (слайд 8)
- Звезда, вокруг которой вращается Земля? ( Солнце )
- Самая удаленная от Солнца карликовая планета? ( Плутон )
- Небесное тело, вращающееся вокруг Солнца? ( Планета )
- Небесное тело, которое само светится? ( Звезда )
- Итак, какое получилось ключевое слово? (Луна)
— Значит, знания о чем мы сегодня получим? (о Луне)
- Видели ли вы Луну?
- Что вы о ней знаете?
— А все ли вы знаете о ней?
- А хотите ли узнать больше? (да)
- Как вы думаете, как звучит тема нашего урока? («Луна – спутник Земли») (слайд 9)
- Давайте посмотрим, что мы должны узнать о ней в течение этого урока? (слайд 10)
1.Луна — спутник Земли.
- Поверхность Луны.
- Лунные фазы.
- Изучение Луны человеком.
- Чтобы узнать все это, мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие на Луну. Все наши остановки будут называться точно так же, как и главные вопросы урока. Вы будете настоящими исследователями, учеными-астрономами. Будете на основе научных фактов делать выводы.
— Итак, готовы отправится в необыкновенное путешествие?
- Закрываем глазки, представляем себя на борту самого настоящего космического корабля. Пристегните ремни! Внимание! Взлет!
IV. Открытие нового знания.
— Вот мы с вами и на месте. Приступим к поиску ответов на наши вопросы?
1. Луна — спутник Земли.
— Наша первая станция – «Луна – спутник Земли».
— Ребята, перед вами наша планета Земля и Луна. (слайд 11 ) Что вы можете о них сказать? Попробуйте их сравнить.
— Оказывается, Земля и Луна, как 2 брата, всегда неразлучны. Кто уже знает, как движется Луна? ( ответы детей )
— Чтобы знать точно, узнаем об этом из учебника на стр. 56. ( дети читают текст )
«Луна движется вокруг Земли, а вместе с Землей вокруг Солнца. Поэтому Луну называют спутником Земли.»
- Давайте, чтобы это все лучше представить, сами ненадолго превратимся в Солнце, планету Землю и Луну. Мы с вами попробуем показать движение Земли вокруг Солнца, а Луны вокруг Земли. (Дети демонстрируют, как движутся Солнце, Земля и Луна. Ученик — Солнце вращается вокруг себя. Ученица — Земля — вокруг себя и очень медленно вокруг Солнца. Ученица — Луна вращается вокруг себя и вокруг Земли.)
- Вот мы увидели наглядно движение спутника Земли Луны.
- Спасибо ребята, садитесь, вы были очень красивыми планетами и двигались правильно!
- Посмотрите на своих листах на задание №2. Каждому из вас нужно заполнить пропуски в предложениях
- Проверьте себя. На доске вы можете увидеть верный ответ на наше задание. (слайд 12)
— Звёздочку рядом с заданием раскрасьте тем цветом, который отразит то, как вы с заданием справились. «Ключ» снова есть на доске» ( слайд 13 )
- Итак, почему Луну называют спутником Земли? (ответы детей)
- Что же больше: Луна или Земля? ( слайд 14.1. )
- Далеко или близко располагается Луна от нашей Земли? ( слайд 14.2. )
2. Поверхность Луны.
- Скорее летим к следующей станции – «Поверхность Луны»!
- Что вы видите на изображении?
- Посмотрите на поверхность Луны и скажите, какая она?
— Прочитаем вместе стихотворение Джанни Родари о Луне.
У лунного моря особый секрет, — на море оно не похоже.
Воды в этом море ни капельки нет, и рыбы не водятся тоже.
В волны его невозможно нырнуть, нельзя в нём плескаться, нельзя утонуть.
Купаться в том море удобно лишь тем, кто плавать ещё не умеет совсем!
— Подумайте, что назвали лунными морями? ( Скорее всего, это горы и впадины на поверхности Луны.)
— Что говорится в учебнике о поверхности Луны на стр.57? (поверхность Луны каменистая и очень неровная. Горы чередуются с равнинами, покрытыми пылью. На Луне много впадин, которые образовались от ударов метеоритов об ее поверхность).
— Посмотрим небольшой отрывок из фильма о Луне и её «морях». ( 3.04.- 4-49. )
- Что же такое «лунные моря»? (кратеры, образованные вследствие падения метеоритов — камней упавших из космоса).
- Скажите, а где мы можем посмотреть точное определение слова кратер? ( в толковом словаре )
- Я даже специально принесла вам такое словарь. Давайте в него заглянем.
Попросить одного из учеников подойти и прочитать определение
- Люди даже дали названия этим морям: Море Спокойствия, Море Дождей, океан Бурь, Море Влажности , Море Волн , Море Изобилия , Море Облаков , Море Пены , Море Холода . ( Слайд 15 )
- В задании №4 вычеркните только те моря, которых нет на Луне. ( Выполняют с опорой на доску )
- Поднимите квадрат того цвета, который отражает результат выполненного вами задания.
Весёлая физ. минутка
— Пока мы отдыхали, наш космический корабль переместился на следующую станцию – «Лунные фазы».
— Начнём наше исследование с рисунка. В специальном «окошке» изобразите Луну такой, какой вы её помните, видите в данный момент.
— А сейчас, ребята, послушайте сказку, которая есть у вас на отдельных листах. Называется она «Почему у месяца нет платья?» Пока слушаете, подумайте, почему её так назвали?
Заглянул Полумесяц к Портному, не к небесному, а к земному.
-Сшей мне, мастер, нарядное платье, буду по небу в праздник гулять я!
Снял Портной с Полумесяца мерку. Приглашает его на примерку.
Но всего лишь за несколько дней вдвое сделался Месяц полней.
И в плечах, и в груди ему тесно — так поправился Месяц небесный!
Чуть не плачет с досады Портной: -Что за бес подшутил надо мной!
Ваша милость слегка пополнела иль от стирки материя села, —
Я, по правде сказать, не пойму. Ладно! Новую примерку сниму.
Вот проходят за сутками сутки, не теряет Портной ни минутки.
Ну, а Месяц — гуляка ночной — стал тем временем полной Луной.
Примеряет он тесное платье и, вздыхая, бормочет проклятья:
-Греховодник, мошенник, злодей! Постыдился бы добрых людей.
За последние три дня и три ночи платье стало тесней и короче!
Ничего не ответил Портной, где уж спорить Портному с Луной!
Снял он мерку с заказчика снова: Будет к празднику платье готово.
Швы у платья Портной распорол, грудь расширил, надставил подол.
Доработать осталось немножко, а уж Месяц стучится в окошко.
Да не Месяц, а тоненький Серп — в это время он шёл на ущерб,
Не Луна, а всего половинка: только рожки да круглая спинка.
Весь затрясся от гнева Портной: -Нет, довольно шутить надо мной!
Угодить вам пытался я сдуру. Что ни день, вы меняли фигуру.
То Вы делались круглым, как блин. То худым, точно этот аршин.
Шить Вам платье — пустое занятье, Оставайтесь-ка лучше без платья!
— Какую тайну раскрывает эта сказка?
- Почему же у месяца нет платья? (Луна бывает разная)
— А вы знаете, от чего зависит разный вид Луны?
— Теперь, сравните ваши зарисовки Луны с рисунками в учебнике и со своим соседом.
— Ваши рисунки получились одинаковыми? ( Нет )
— Почему же, мы с Земли видим Луну такой разной? (Сообщения детей)
— Изучим все вместе новую информацию о фазах Луны. ( Деи читают по абзацам )
Разный вид Луны зависит от того, как она освещена Солнцем. Вид Луны в течение месяца меняется, потому что она занимает разное положение относительно Солнца и Земли. Еще в древности люди заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то на серп, который назвали месяцем.
Всему этому есть объяснение. Солнце – это пылающий шар. Оно испускает свет. А Луна не испускает света; она словно зеркало, отражает свет Солнца. Лучи Солнца освещают её только с одной стороны. Только эту освещенную сторону Луны и видно с Земли.
По мере того как Луна движется вокруг Земли, Солнце освещает её по-разному. В зависимости от того, какая часть Луны освещена, мы видим на небе её – то целиком, то половинкой, то узким серпиком.
— Ребята, а кто из вас знает как определить Луну растущую и убывающую?
— Рассмотрите свои рисунки вновь и подпишите рядом – у кого какая Луна получилась – растущая или убывающая, стареющая. ( Слайд 16 )
— Проверьте своего соседа – верно ли он выполнил задание.
— Поднимите соответствующую карточку те, кто выполнил задание верно. А теперь те, кто испытывал затруднения.
- Изучение человеком Луны.
- Вот, мы подлетели и к последней станции – «Изучение человеком Луны»
- Ребята, как вы думаете, мечтали ли люди побывать на Луне? (Сообщения детей)
Люди издавна мечтали побывать на Луне. Настоящий штурм Луны начался всего лишь 58 лет назад. А 51 год назад станция «Луна-9» прилунилась и передала телевизионное изображение лунного ландшафта. Через некоторое время станция «Луна-16» произвела бурение и доставила лунный грунт на Землю. Изучением Луны также занимались и другие страны.
- А сейчас вы узнаете о том, кому удалось побывать на Луне. (Чтение детей)
Первыми на Луне побывали американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин. Они даже смогли поездить на лунном вездеходе.
Первый отечественный самоходный аппарат «Луноход – 1» начал своё движение на Луне 47 лет назад.
У Луны нет атмосферы, в отличие от Земли. Из — за отсутствия атмосферы на поверхности Луны происходят резкие колебания температуры. Температура на Луне поднимается до +130 градусов и падает до – 160 градусов.
— Чтобы информация о самых первых исследованиях Луны точно нам запомнилась, ответим на вопросы. Ответы, мы, конечно же, можем искать по тексту.
1. Как звали американских астронавтов побывавших на Луне? ( Нил Армстронг, Эдвин Олдрин)
2. Как назывался самый первый самоходный аппарат на Луне? ( Луноход – 1 )
- Скажите, удалось ли нам ответить на главные вопросы нашего урока? (Слайд 17)
- А теперь закройте глазки и представьте, что мы с вами летим обратно на Землю. С успешным приземлением вас, ребята!
V. Закрепление изученного материала
— Вот мы с вами узнали многое о спутнике Земли Луне. А сейчас проверим, насколько вы хорошо все запомнили.
— У каждой пары есть 3 группы слов. Вам нужно выложить на столах высказывания, используя данные вам слова. Но учтите, что не все слова вам пригодятся.
Марс, Солнце, Луна, искусственный, естественный, спутник Земли, Плутон.
( «Луна — естественный спутник Земли»)
Первые, люди, животные, Армстронг, Гагарин, покорившие, Олдрин, Луну. ( Первые люди покорившие Луну — Армстронг и Олдрин»)
Кратеры, образованные, комет, от ударов, впадины, это, метеоритов. (Кратеры — это впадины, образованные от ударов метеоритов.)
— Прочитайте полученные вами высказывания.
— Одной из групп встретилась фамилия Гагарин. Кто мне скажет кто это? (первый человек полетевший в космос).
— Назовите его полное ФИО. (Юрий Алексеевич Гагарин) (Слайд 18)
— А может кто-нибудь сможет назвать мне год, когда Юрий Гагарин совершил полет? ( 12 апреля 1961 года)
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
— Ну, вот и настало время подвести итоги нашего путешествия.
— Что нового вы узнали на уроке? (о том, что Луна – спутник Земли, о поверхности Луны, о фазах, о людях покоривших луну)
-Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью цветных квадратов.
— Чтобы мы могли увидеть как много нового вы сегодня узнали, заполните таблицы на ваших рабочих листах.
— Вернёмся к вашим кусочкам небесного тела. Теперь вы догадались, откуда они? ( Да, это Луна )
— Это необычные кусочки – после урока вы можете попробовать сложить их вместе и у вас получится большая красивая Луна с вашими именами внутри!
— Очень хочется поблагодарить вашу замечательную учительницу – Ирину Анатольевну, которая вас так многому уже научила! Спасибо вам огромное за этот урок!
Источник