Меню

Тематический словарь по теме космос

Космический словарь

пятница, 26 марта 2021 г.

В космосе так здорово!

В чёрной невесомости

В космосе так здорово!

На огромной скорости

Космос — это огромное пространство без конца и края, которое окружает нашу планету. В этом пространстве движутся звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеоры.

Солнечную систему образуют восемь больших планет со спутниками и единственная звезда — Солнце, около которой обращаются все тела системы. Планета Земля наряду с другими планетами, кометами, астероидами, метеоритным веществом входит в состав Солнечной системы, которая в свою очередь является частью громадной звездной системы – Галактики.

Ежегодно 12 апреля отмечается Международный день полёта человека в космос — памятная дата в ознаменование начала космической эры для человечества. Дата проведения посвящена первому полёту человека в космос 12 апреля 1961 года, который совершил гражданин Советского Союза, Ю. А. Гагарин, на космическом корабле «Восток-1».

В этом году первому полёту человека в космос исполняется 60 лет. К этой юбилейной дате предлагаем вам создать толковый «Космический словарь», из которого мы вместе можем узнать о покорении космоса.

Для участия вам необходимо:

1. Выбрать «космическое» слово (чтобы слова не повторялись, используйте таблицу самозаписи) и вставить его в заголовок слайда презентации.

2. Написать толкование этого слова. НЕ ЗАБУДЬ! Если толкование слова взято из интернет-источника, опубликуй на него ссылку (Памятка «Как сократить ссылку»)

3. НАРИСОВАТЬ рисунок (на бумаге или в графическом редакторе) и поместить на слайд

4. На слайде указать свою фамилию и имя, школу, класс, а также фамилию, имя, отчество педагога и его электронный адрес.

5. Сделать копию самооценки, заполнить ее и вставить ссылку на свой слайд презентации

Источник

Лексическая тема: «Космос»
материал

Рекомендации для родителей

Скачать:

Вложение Размер
kosmos_.docx 130.8 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Космос»

космос, комета, космонавт, ракета, метеорит, корабль (космический), космодром, станция, спутник, полёт, планета, планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет (Марс, Юпитер и т. д.).

осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться .

первый, космический, межпланетный, звёздное.

Объясните ребёнку, почему 12 апреля во всём мире отмечают День космонавтики. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Расскажите ребёнку о первом космонавте – Юрии Гагарине. Объясните ребёнку, что такое ракета, спутник, космодром, скафандр, телескоп .

Проверьте, как ребёнок запомнил то, о чём Вы с ним беседовали. Попросите его ответить на вопросы самостоятельно, и, если он затрудняется, помогите ему с ответами.

— Какой праздник отмечают 12 апреля? 12 апреля отмечают День космонавтики .

— Что такое космос? Космос – это то, что окружает землю и другие планеты .

— Что люди запускают в космос? Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции .

— Как называют человека, который летит на ракете в космос? Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом.

— Кто был первым космонавтом? Первым космонавтом был Юрий Гагарин .

— Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? Это место называется космодром .

— Что надевает космонавт для полёта в космос? Космонавт надевает космический скафандр .

— Как называется планета, на которой мы живём? Наша планета называется Земля .

— Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты? Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп .

Упражнение «Один — много» на употребление мн. числа существительных в родительном падеже.

Один космонавт — много космонавтов.

Одна ракета — много ракет и т.д.

«Составь предложение из слов».

Ракета, космос, летать, в.

Космонавт, в, летать, космос.

Развитие слухового внимания, памяти.

Предложите ребенку внимательно послушать сказку и постараться ее запомнить . «Жил на свете Звездочет. Каждую ночь он наблюдал далекие звезды, а днем изучал самую близкую звезду — Солнце, пытаясь разгадать тайну их рождения, жизни и смерти. Но время шло. Звездочет старел, а тайна оставалась неразгаданной. И тогда он решил полететь к Солнцу, чтобы все увидеть самому. «Возьму свою старую карету, запрягу в нее пару сильных коней, да и помчусь!» — решил он. «Что ты, что ты, — заскрипела карета, — мне не выдержать такого длинного путешествия — развалюсь по дороге! Ведь оно продлится не менее 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль!» Послушался Звездочет, выбрал машину. Но едва он взялся за руль, как зафырчал мотор: «Фр-ррр! Не буду включаться. Сто лет работать без отдыха не делаю!» Решил Звездочет взять самолет. Сказал он самолету: «Отнеси меня, пожалуйста, к Солнцу! Я очень тороплюсь, сколько лет для этого надо?» «10 лет. Но я не могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха и моим крыльям не на что опереться. Иди к моей сестре-красавице ракете. Только она может летать в безвоздушном пространстве». Так Звездочет и поступил. Но только он собрался занять место в кабине корабля, как из-за туч выглянуло Солнце, и его золотистые лучи брызнули во все стороны. Один солнечный луч коснулся щеки Звездочета и шепнул: «Ракете нужен год, а мне только 8 минут. Полетели?» Обрадовался Звездочет, потянулся за солнечным лучом и пропал из глаз. «

Вопросы после прочтения:

— Что наблюдал Звездочет ночью?

— Что он наблюдал днем?

— Куда решил полететь Звездочет?

— Какие виды транспорта решил использовать Звездочет, чтобы осуществить свою мечту?

— Сколько времени нужно ракете, чтобы долететь до Солнца?

— Сколько времени понадобилось солнечному лучу?

Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительным.

1 космонавт, 2 космонавта, 3…, 4…, 5.

1 ракета, 2 ракеты, 3. 4. 5.

1 космический корабль, 2. 3. 4. 5.

1 скафандр, 2. 3. 4. 5.

Словесная игра «Подскажи словечко».

Взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу, предлагая ребёнку самому закончить стишок. Если ребёнок затрудняется с ответом, подскажите ему сами. Игру можно повторить несколько раз.

На корабле воздушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несёмся на … (ракете).

Она твоя, она моя,

И называется … (Земля).

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звёзд калейдоскоп

Астрономы в … (телескоп).

Посчитать совсем не просто

Ночью в тёмном небе звёзды.

Знает все наперечёт

Звёзды в небе … (звездочёт).

Самый первый в Космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт … (Гагарин).

Освещает ночью путь,

Звёздам не даёт заснуть,

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе не заснёт … (луна).

Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,

И как одинокий путник

Летит по орбите … (спутник).

У ракеты есть водитель,

А по-русски … (космонавт).

Игра «Скажи наоборот» Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы). Например:

далёкий — близкий, тесный — . , большой — . , улетать — . , высокий — . , взлетать — . известный — . , включать — . , тёмный — . , подниматься — . , яркий — .

Игра «Сосчитай -ка » Цель: развивать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными). Например:

Один большой метеорит, два больших метеорита. пять больших метеоритов.

Одна яркая звезда, .

Одна быстрая ракета, .

Один опытный космонавт, .

Одна далёкая планета, .

Игра «Составь предложение» Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание. Ход игры: Взрослый предлагает ребенку послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и построить правильное предложение.

В, космонавт, летит, ракете.

Звёзды, светят, небе, на.

В, корабль, космический, полёт, отправляется.

Падает, с , комета, неба, хвостатая.

Стихи для чтения и заучивания наизусть

В тёмном небе звёзды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной — наш дом родной. В. Степанов

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету —

Ведь другой, похожей, нету!

Текст для пересказа

Г. Цыферов ЧТО ТАКОЕ ЗВЁЗДЫ?

— А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик.

Лягушонок задумался и сказал:

— Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь. Большие медведи думают: «Звёзды — это снежинки, что забыли упасть». Но ты тоже не верь. Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там.

— Да, — сказал кузнечик. — Это больше похоже на правду.

Звёзды — это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.

О чём спросил кузнечик однажды?

Что сказал лягушонок?

Что говорили большие слоны о звёздах?

Что думали о звёздах большие медведи ?

Что рассказал о звёздах лягушонок

Совместно со своими детьми посмотрите развивающие документальные фильмы:

1. «Какие есть планеты»

2. «Космос, ракеты и другой космический транспорт»

3. «Планеты солнечной системы»

4. «География для самых маленьких»

5. «Астрономия для самых маленьких»

1.»Пеппа в космосе «Учим планеты солнечной системы»

2. «Увлекательное путешествие в Космос» 1 СЕРИЯ

3. «Увлекательное путешествие в Космос» 2 СЕРИЯ

3. Развивающий мультик для детей «Малыш космонавт»

4. «Панда Кики и Наша солнечная система»

Заучить считалки, с помощью таких считалок дети быстро запомнят порядок расположения планет Солнечной системы.

Светит Солнце, а вокруг

Есть планеты, девять штук.

Вам планеты по порядку

Перечислю я сейчас:

Номер «девять» звать Плутон.

Тот, кто лишний, выйди вон!

На Луне жил звездочёт,

Он планетам вёл подсчёт:

Девять — дальше всех Плутон…

Кто не видит — выйдет вон!

Поиграйте в совместные игры:

Ход игры: играющие, делают ласточку и стоят на одной ноге, так, как можно дольше. Кто встал на вторую ногу, выходит из игры. Выигрывает тот, кто простоял на одной ноге дольше всех.

Ход: Ведущий бросает мяч игроку, называя слово по предложенной теме. Игрок ловит мяч и составляет предложение с данным словом, возвращая мяч ведущему. Ведущий посылает мяч следующему игроку с новым словом и т. д.

«Составить предложение из слов»

Космонавт, в, летать, космос.

Ракета, космос, лететь, в.

Луна, земля, меньше.

Луна, вращаться, земля, вокруг.

«Определи, что лишнее и почему»

Солнце, луна, лампа.

Звезда, планета, ракета.

Лежит ковер, большой, большой, а не ступишь на него ногой.

По голубому блюду золотое яблочко катится.

Нарисуйте рисунок или изготовьте поделку на тему космоса, для лучшего закрепления материала.

Приятной творческой недели в изучении загадочного космоса совместно со своими малышами!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективное развитие интегративных качеств детей с ТНР возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности в работевсех .

Разнообразные и в том числе авторские игровые задания направлены на развитие языкового анализа у детей с нарушением речи помогут родителям и воспитателям в работе по лексической теме «Космос».

Презентация «Загадочный космос».

Материал содержит подборку стихотворений, художественной литературы, загадок, физминуток, конспектов занятий и бесед, дидактических игр по теме «Космос».

Конспект логопедической НОД направлен на развитие лексико=грамматических категорий и связной речи детей с ОНР. Информация также будет полезна для педагогов ДОУ.

дети должны знать существительные, глаголы и другие части речи, связанные с темой «Космос».

Дать элементарные научные знания, термины, представления, доступные пониманию детей среднего дошкольного возраста о космосе, звезде Солнце, планете Земля с опорой на ведущие виды деятельности дошкольн.

Источник

Словарь космических терминов

Вдруг кому-то это пригодится?

Аберрация – искажение чего-либо, в основном это применяется к явлениям. Например, если Солнце вдруг станет зелёным – это будет аберрация.

Абсолютная звёздная величина — мера истинной яркости звезды — та видимая звёздная величина, которую имела бы звезда с расстояния 10 парсек. Шкала логарифмическая и обратная, т. е. чем ярче объект, тем меньше его звёздная величина. Очень яркие объекты могут иметь отрицательное значение звёздной величины.

Абляция — явление “сдувания” с поверхности тела части его вещества высокоскоростным потоком горячего газа. На принципе абляции построена теплозащита многих возвращаемых космических аппаратов, например, «Восток-1», на котором летал Гагарин.

Аккреционный диск — диск вещества, вращающийся вокруг чёрной дыры или тесной двойной звезды.

Аналемма — кривая, которую описывает Солнце на небе в течение года, если фиксировать его положение ежедневно в одно и тоже время суток.

Апекс — точка на небесной сфере, определяющая направление движения космического объекта.

Апоцентр – наиболее удалённая от центрального тела точка орбиты. В случае, если центральное тело – Солнце, эта точка называется афелием, если Земля – апогеем, если звезда – апоастром. Наиболее близкая точка орбиты, соответственно, называется перицентром (перигелием, перигеем, периастром).

Аппроксимация – упрощение чего-либо, например, замена длинной громоздкой формулы менее точной, но гораздо более простой, или сложной кривой линии ломаной.

Барстер — вспыхивающие космические рентгеновские источники, представляющие собой аккрецирующие нейтронные звёзды с орбитальными периодами от нескольких часов до нескольких дней.

Блазар — мощный источник электромагнитного излучения вокруг сверхмассивных черных дыр в ядрах некоторых галактик. Они характеризуются непрерывным спектром во всех его диапазонах и очень слабыми спектральными линиями.

Болид — очень яркий метеор, возникающий при входе в земную атмосферу достаточно крупных метеороидов. Например, взрыв Тунгусского метеорита – это болид.

Возмущение (пертурбация) — малое отклонение от нормального состояния, вызванное внешними причинами. Чаще всего применяется к искривлениям орбиты вследствие влияния гравитации других тел.

Геодезическая линия — кратчайший путь между двумя точками в искривлённом пространстве-времени. В плоском пространстве-времени геодезическая — это прямая линия.

Геосинхронная орбита – орбита, при движении по которой объект находится всё время над одной и той же точкой Земли. Геостационарная – это когда он ещё и над экватором.

Главная последовательность — совокупность звёзд на диаграмме Герцшпрунга – Рассела, которые используют в качестве источника энергии термоядерную реакцию синтеза гелия из водорода. Звёзды вне главной последовательности – это, как правило, гиганты, живущие недолго по меркам астрофизики. Понятие «звезда сходит с главной последовательности» означает, что звезда исчерпала запасы водорода и превращается в красного гиганта.

Горизонт событий — совокупность тех мест в пространстве-времени вокруг чёрной дыры, где с точки зрения наблюдателя время останавливается.

Гравитационная линза — искажение изображения объекта под действием сильного гравитационного поля.

Гравитационное красное смещение — эффект изменения частоты электромагнитных волн при удалении от массивных объектов. Благодаря ему можно вычислить их собственную скорость.

Гравитационный манёвр — увеличение или уменьшение скорости космического аппарата при его пролёте вблизи массивного космического тела. Именно на гравитационных манёврах построены полёты многих космических аппаратов для исследования дальнего космоса.

Диссипация — процесс рассеивания чего-либо, например, энергии или газов из атмосфер космических объектов.

Звёздный ветер — поток частиц, постоянно испускаемых звездой.

Ионный двигатель – двигатель, использующий разгон ионизированного газа в электрическом поле для создания тяги. Характеризуется малой тягой, но очень высоким удельным импульсом (т. е. малым расходом топлива).

Квазар – класс звёздоподобных и очень ярких объектов. Предположительно являются ядрами галактик на ранних этапах развития.

Магнетар — нейтронная звезда, обладающая мощнейшим магнитным полем напряжённостью иногда до сотен триллионов Гс (для сравнения, магнитное поле Земли имеет напряжённость 0,25-0,65 Гс).

Магнитопауза — граница магнитосферы небесного тела, на которой давление магнитного поля равно давлению окружающей магнитосферу плазмы.

Магнитосфера — область космического пространства вокруг больших планет, где солнечный ветер и космические лучи взаимодействуют с их магнитными полями.

Маневровый двигатель – вспомогательный двигатель для управления космическим аппаратом.

Металличность — относительная концентрация элементов тяжелее водорода и гелия в звёздах или иных астрономических объектах. Влияет на возможность образования у такого тела планет – например, низкая металличность не позволит образоваться землеподобным планетам.

Нейтронная звезда – звезда, состоящая в основном из нейтронов. Обладают очень большой плотностью.

Низкая опорная орбита – орбита космического аппарата, на которую он выходит перед переходом на более высокую (или перед отлётом в дальний космос).

Новая звезда — звезда, проходящая стадию резкого выброса вещества и временно увеличившая свою светимость в сотни или тысячи раз.

Параллакс — кажущийся сдвиг объекта при движении наблюдателя.

Полость Роша — область вокруг звезды в двойной системе, границей которой служит эквипотенциальная поверхность, содержащая первую точку Лагранжа. Говоря по-простому, для тела в полости Роша преобладает притяжение звезды, которой эта полость принадлежит.

Предел Роша — предельный радиус круговой орбиты спутника, обращающегося вокруг небесного тела, при уменьшении которого он будет уничтожен приливными силами.

Предельная поверхность Роша – поверхность, которая окружает звёзды в двойной системе и указывает эффективные границы гравитационного воздействия каждой из них. См. Полость Роша.

Предел Чандрасекара — верхний предел величины массы белого карлика, равный примерно 1,5 массы Солнца. Если это значение превышено, звезда превращается в нейтронную.

Пульсар — импульсный источник радиоизлучения, разновидность нейтронной звезды.

Событие — точка в пространстве-времени.

Сфера Хилла – пространство вокруг космического тела, в котором оно способно удерживать свой спутник , несмотря на притяжение объекта, вокруг которого обращается само.

Тесная двойная система – такая система из двух звёзд, компоненты которой движутся настолько близко друг к другу, что могут обмениваться массой.

Точки Лагранжа, точки либрации или L-точки — точки в системе из двух тел, в которых третье тело с пренебрежимо малой массой, не испытывающее воздействия никаких других сил, кроме гравитационных, со стороны двух первых тел, может оставаться неподвижным относительно этих тел.

Туманность — облако межзвёздного газа или пыли, испускающее свет (или наоборот, поглощающее свет расположенных за ним звёзд).

Удельный импульс – характеристика, определяющая эффективность ракетного двигателя. Чем он выше, тем меньшее количество топлива тратит двигатель для достижения определённой скорости.

Химический ракетный двигатель – двигатель, работающий на химическом топливе. Чаще всего под этим подразумеваются жидкостные реактивные двигатели – на сегодня это единственный реальный способ выводить космические аппараты на орбиту.

Эксцентриситет — числовая характеристика орбиты небесного тела (или космического аппарата), которая характеризует её вытянутость. Чем выше эксцентриситет, тем по более вытянутому эллипсу летает небесное тело. Если он равен нулю, то орбита – круговая. Как правило, орбиты крупных спутников и планет обычно имеют низкое значение эксцентриситета, например, из всех планет Солнечной системы только у Меркурия он достаточно велик, чтобы эллиптичность его орбиты была легко заметна на глаз.

Источник

Читайте также:  Южная корея вид с космоса
Adblock
detector