Определение химического состава, скоростей и температуры небесных светил
Астрономические методы изучения Небесных светил — Определение химического состава, скоростей и температуры небесных светил
Спектральным анализом можно определить химический состав либо самосветящихся газов, либо газов, поглощающих свет источника, дающего сплошной спектр, отчего в сплошном спектре появляются темные линии. Такое явление происходит в атмосферах, окружающих небесные тела, подобные Солнцу и звездам. Спектры звезд и Солнца сплошные, перерезанные темными линиями. Сопоставляя эти линии с линиями спектров известных нам химических элементов (Рисунок 57, 87), мы узнаем химический состав наружных, менее горячих слоев Солнца и звезд. На этих светилах, найдены только те химические элементы, которые есть и на Земле, а это подтверждает материальное единство мира и опровергает лжеучение о непознаваемости природы.
Рисунок 57 — Сравнение спектра Солнца (вверху) со спектром железа.
Луна и планеты светят отраженным светом Солнца, и потому их химический состав при помощи спектрального анализа определить нельзя. Но прежде чем от поверхности планеты отразится солнечный свет, он пронизывает ее атмосферу, а отразившись, по дороге к нам пронизывает ее еще раз. В атмосфере планеты солнечный свет поглощается, и потому в спектрах планет появляются добавочные темные линии (по сравнению со спектром Солнца). Это позволяет определить состав атмосфер планет.
Скорости движения небесных светил относительно Земли по лучу зрения (к нам или от нас) определяются при помощи спектрального анализа на основании принципа Доплера — Физо. Принцип Доплера — Физо состоит в том, что при сближении источника света и наблюдателя все линии спектра смещаются к его фиолетовому концу, а при взаимном удалении наблюдателя и источника света линии его спектра смещаются к красному концу.
Величина смещения спектральных линий зависит от скорости движения и может быть измерена (Рисунок 58). Справедливость всего этого была впервые доказана в лабораторных условиях академиком А. А. Белопольским (1854-1934) в Пулковской обсерватории (Рисунок 59).
А.А. Белопольский.
Скорость движения светил по направлению, перпендикулярному к лучу зрения, можно определить, зная видимую угловую скорость перемещения светила по небесной сфере и его расстояние от нас.
Рисунок 58 — Смещение линий в спектре звезды (среднем), движущейся по лучу зрения. Вверху и внизу — лабораторные спектры сравнения.
Рисунок 59 — Пулковская обсерватория.
Температура самосветящихся небесных тел, таких, как Солнце и звезды, определяется по распределению яркости вдоль их непрерывного спектра. Самосветящееся тело с наименьшей температурой имеет красный цвет, потому что красные лучи в его спектре всего ярче. Более нагретое тело испускает желтый цвет, потому что наиболее яркое место в его спектре приходится на желтый цвет. Еще более раскаленное тело имеет белый цвет, потому что яркость цветов в его спектре такова, что при смешении они дадут белый цвет. У еще более нагретого тела наиболее яркой является голубая часть спектра, отчего и его цвет кажется голубоватым. Теория излучения света, проверенная опытами, показывает, что распределение яркости вдоль сплошного спектра зависит от температуры тела. Изучив распределение яркости в спектрах Солнца и звезд, мы можем с достаточной точностью определить их температуру.
Температура планет и Луны (светящих отраженным солнечным светом) определяется при помощи термоэлемента. В астрономии в соединении с телескопами применяются столь чувствительные термоэлементы, что они могут уловить тепло свечи, горящей на расстоянии многих километров. Такой термоэлемент помещают в фокусе объектива телескопа. Ничтожное тепловое излучение планеты все же нагревает термоэлемент, и в нем возникает слабый электрический ток, который измеряется чувствительным гальванометром. Зная силу тока, можно определить количество тепла, дошедшего от планеты до Земли, а зная расстояние планеты от Земли, можно по этим данным высчитать температуру планеты.
Источник
Как измерили температуру солнца.
Как измерили температуру звезд.
Одна из легко измеряемых звёздных характеристик — цвет. Как раскалённый металл меняет свой цвет в зависимости от степени нагрева, так и цвет звезды всегда указывает на её температуру. В астрономии применяют абсолютную шкалу температур, шаг которой — один кельвин (1 К) -тот же, что и в привычной нам шкале Цельсия (1 °С) , а начало шкалы сдвинуто на -273 (0 К = -273 °С) .
Самые горячие звёзды — всегда голубого и белого цвета, менее горячие — желтоватого, холодные — красноватого. Но даже наиболее холодные звёзды имеют температуру 2-3 тыс. Кельвинов — горячее любого расплавленного металла.
Человеческий глаз способен лишь грубo определить цвет звезды. Для более точных оценок служат фотографические и фотоэлектрические приёмники излучения, чувствительные к различным участкам видимого (или невидимого) спектра. Ведь цвет звезды зависит от того, на какой участок спектра приходится наибольшая энергия излучения. Сравнение звёздных величин в разных интервалах спектра (например, в голубом и жёлтом) позволяет количественно охарактеризовать цвет звезды и оценить её температуру.
Как измерили температуру солнца.
По закону оптики «Закону Вина» существует чёткая зависимость максимума интенсивности излучения по спектру частот от температуры излучающего объекта. На этом принципе основан и ИК радиометр (прибор ночного видения) , выделяющий ИК излучение из спектра, и прибор термосканер для определения температуры тела на расстоянии.
Поэтому, определяя максимум излучения по спектру частот спектра Солнца, определили, что температура верхних слоёв Солнца, поставлящих нам свет (Фотосфера) имеет температуру около 6 тыс градусов С (в глубинах Солнца по расчётам, температура составляет миллионы градусов) . Также термосканерами (специальными астрофизическими) опрделяют температуру поверхности и других тел в Космосе (планет, звёзд. )
Дата добавления: 2015-08-09 ; просмотров: 2186 | Нарушение авторских прав
Источник
тест по теме «Солнце»
тест по астрономии (11 класс)
тест по теме «Солнце» на 2 варианта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тес по теме «Солнце» | 37.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест по теме «СОЛНЦЕ»
1. Укажите солнечные явления, определения которых даны:
А. В фотосфере яркая область, окружающая солнечное пятно, которая появляется на спектрогелиограмме.
Б. Светлые фотосферные пятна, которые выглядят как рисовые зёрна.
В. Тёмные, относительно холодные области на яркой фотосфере.
Г. Массы яркого газа, как пламя, поднимающиеся на сотни тысяч километров над нимбом Солнца.
Д. Огромные, короткоживущие, взрывчатые выбросы света и вещества.
1. Вспышка; 2. Гранулы; 3. Флоккул; 4. Протуберанцы; 5. Пятна;
2. Масса Солнца от всей массы Солнечной системы составляет…
А. 99,866%; Б. 31, 31%; В. 1, 9891 %; Г. 27,4 %.
3. Солнце состоит из водорода на …
А. 71%; Б. 27%; В. 2%; Г. 85%.
5. В центре Солнца находится…
А. зона термоядерных реакции (ядро);
Б. зона переноса лучистой энергии;
В. конвективная зона;
6. Период активности Солнца составляет…
А. 12 лет; Б. 36 лет; В. 11 лет; Г. 100 лет.
- Температуру на Солнце можно определить при помощи:
А. термометра; Б. законов Кеплера; В. спектра Солнца;
Г. закона всемирного тяготения; Д. закона Гука.
8. Температура в пятнах снижается потому что:
А. Солнце гаснет;
Б. на Солнце заканчивается ядерное топливо;
В. Магнитное поле в пятнах тормозит конвекцию;
Г. в пятнах возникает черная дыра;
Д. в пятнах плавают куски урана;
- Источником энергии в ядре Солнца являются термоядерные реакции, в которых “топливом” служит:
А. уран; Б. радий; В. плутоний; Г.водород; Д. гелий;
- Количество солнечных пятен меняется с периодом:
А. 5 лет; Б. 3 года; В. 11 лет; Г. 19 лет; Д. 22 года;
- Температура солнечной короны достигает:
А. 2 000 000 К; Б. 20 000 К; В. 10 000 К; Г. 6 000 К; Д. 2 000 К;
- Какой слой Солнца является основным источником видимого излучения?
В. Солнечная корона
13. Что является причиной грануляции?
А. Газы, поднимающиеся из горячих внутренних областей Солнца.
Б. Очень сильные магнитные поля в районах солнечных пятен.
В. Потоки электрически заряженных частиц высокой энергии.
14. При каких процессах на Солнце возникают корпускулярные потоки и космические лучи?
А. При солнечном ветре.
Б. При конвекционном движении.
В. При хромосферных вспышках.
15. Какой слой Солнца является основным источником видимого излучения?
16. Хромосфера – это …
А. … это внешняя область Солнца, которую мы видим; это горячий, разреженный газовый слой, разогретый примерно 6000 К, из которого в космос излучается энергия.
Б. … это самая внутренняя часть солнечной атмосферы, простирается на несколько тысяч километров и становится видимым с Земли только во время полного солнечного затмения, когда светит красным светом благодаря наличию там водорода.
В. … это внешняя атмосфера Солнца, расположенная над хромосферой, она содержит разреженный горячий газ, который простирается на миллионы километров от Солнца и становится прекрасно видимой во время полного солнечного затмения.
17. Какими способами осуществляется перенос энергии из недр Солнца наружу?
В. Лучеиспусканием и конвекцией.
18. Что является наиболее вероятной причиной сильных выбросов материи, происходящих на Солнце?
А. Очень сильные магнитные поля в районах солнечных пятен.
Б. Массы яркого газа, как пламя, поднимающиеся над сотни тысяч километров над лимбом.
В. Огромные, короткоживущие, взрывные выбросы света и вещества.
19. При каких процессах на Солнце возникают корпускулярные потоки и космические лучи? Чем они отличаются друг от друга?
А. При конвекционном движении. Различаются энергией, температурой и давлением.
Б. При вспышках (взрывных, нестационарных процессах). Различаются температурами и давлением, которые приобрели частицы.
В. При вспышках (взрывных, нестационарных процессах). Различаются скоростями, которые приобрели частицы.
Тест по теме «СОЛНЦЕ»
- Укажите солнечные явления, определения которых даны:
А. Поток мегаионизированных частиц (в основном гелиево-водородной плазмы), истекающий из солнечной короны со скоростью 300—1200 км/с в окружающее космическое пространство
Б. Светлые фотосферные пятна, которые выглядят как рисовые зёрна.
В. Тёмные, относительно холодные области на яркой фотосфере.
Г. Массы яркого газа, как пламя, поднимающиеся на сотни тысяч километров над нимбом Солнца.
Д. Огромные, короткоживущие, взрывчатые выбросы света и вещества
1. Пятна. 2 Вспышка. 3. Гранулы. 4. Солнечный ветер 5. Протуберанец.
2. Солнце вырабатывает энергию путём…
А. ядерных реакций; Б. термоядерных реакций; В. скорости движения атомных ядер; Г. излучения.
3. Солнце состоит из гелия на …
А. 71%; Б. 27%; В. 2%; Г.85%.
4. Закон Стефана-Больцмана — ….
5. Пятна и факелы на Солнце образуются в…
А. зоне термоядерных реакции (ядро);
Б. зоне переноса лучистой энергии;
В. конвективной зоне;
6. Магнитное поле Солнца меняет своё направление, каждые…
А. 12 лет; Б 36 лет; В. 11 лет; Г. 100 лет.
7. Чем объясняется наблюдаемое на Солнце грануляция?
А. Сильным магнитным полем в окрестностях солнечных пятен.
В. Конвекционными движениями.
8. Чем объясняется понижение температуры в области солнечных пятен?
А. Сильным магнитным полем в районах солнечных пятен.
Б. Конвекционными движениями.
В. Подавлением конвекции магнитным полем.
9. Какие проявления солнечной активности наблюдаются в различных слоях атмосферы Солнца?
А. В фотосфере пятна, в короне факелы и протуберанцы, вспышки захватывают и хромосферу, и корону.
Б. В фотосфере факелы, в короне пятна и протуберанцы, вспышки захватывают и хромосферу, и корону.
В. В фотосфере пятна и факелы, в короне протуберанцы, вспышки захватывают и хромосферу, и корону.
10. Фотосфера это…
А. … это внешняя область Солнца, которую мы видим; это горячий, разреженный газовый слой, разогретый примерно 6000 К, из которого в космос излучается энергия.
Б. … это самая внутренняя часть солнечной атмосферы, простирается на несколько тысяч километров и становится видимым с Земли только во время полного солнечного затмения, когда светит красным светом благодаря наличию там водорода.
В. … это внешняя атмосфера Солнца, расположенная над хромосферой, она содержит разреженный горячий газ, который простирается на миллионы километров от Солнца и становится прекрасно видимой во время полного солнечного затмения.
11. Какие явления характерны для Земли и Солнца в период высокой солнечной активности?
А. а) для Солнца: большое количество солнечных пятен (в хромосфере), вспышек
(в фотосфере) и протуберанцев (в короне). Усиленный солнечный ветер.
б) для Земли: повышенное количество и интенсивность полярных сияний и возмущений геомагнитного поля («магнитных бурь»).
Б. а) для Солнца: большое количество солнечных пятен (в фотосфере), вспышек
(в хромосфере) и протуберанцев (в короне). Усиленный солнечный ветер.
б) для Земли: повышенное количество и интенсивность полярных сияний и возмущений геомагнитного поля («магнитных бурь»).
В. а) для Солнца: большое количество солнечных пятен (в фотосфере), вспышек
(в фотосфере) и протуберанцев (в хромосфере).
б) для Земли: повышенное количество и интенсивность полярных сияний и возмущений геомагнитного поля («магнитных бурь»).
- Магнитная буря — это явление возбуждения магнитного поля Земли под действием:
А. космических лучей из межгалактического пространства;
Б. магнитного поля солнечных пятен;
В. взрыва на Солнце;
Г. полярного сияния;
Д. грозовых разрядов в атмосфере;
13.Вещество на Солнце находится в таком состоянии:
А. твердом; Б. газообразном; В. жидком; Г. плазма; Д. в мягком;
14.Шар Солнца, который излучает свет, называется:
А. фотосфера; Б. корона; В. хромосфера; Г. ядро; Д. зона радиации;
15.Температура в центре Солнца равна:
А. 6 000 К; Б. 10 000 К; В. 15 000 К; Г. 1 500 000 К; Д. 15 000 000 К;
16. Грануляция в фотосфере Солнца – это проявление:
А. конвенции; Б. конвекции; В. гравитации; Г. закона Архимеда; Д. закона Кулона;
17. Укажите основные области внутреннего строения Солнца
А. Ядро Б. Фотосфера В. Лучистая зона Г. Хромосфера Д. Конвективная зона.
18. Светимостью звезды называется…
А. полная энергия, излучаемая звездой в единицу времени;
Б. видимая звёздная величина, которую имела бы звезда, если бы находилась от нас на расстоянии 10 пк;
В. полная энергия излучённая звездой за время существования;
Г. видимая звёздная величина.
19. Определите методы получения информации о Солнце и его излучении.
А. Визуальное наблюдение средствами наземных космических обсерваторий
Б. Спектральный анализ
В. физические методы теоретического исследования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ. Можно использовать в качестве контрольной работыТест для отработки знаний задания В8Итоговый тест для 5 классаМетодические разработки уроков по произведениям .
Мастер класс «Создание тестов с помощью конструктора тестов RomeXoftMultiTesterSystem 3.3» Ознакомиться педагогов с программой «RomeXoftMultiTesterSystem 3.3” и дать им первоначальные.
Тест по физике для учащихся 8 класса, обучающихся по учебнику А. В. Перышкина. Тема: итоговый — Законы электрического тока. Работа выполнена в программе MyTest.
Важнейший элемент рейтиноговой системы — тестирование. Тесты позволяют в кротчайший срок проверить знания больших групп учащихся, выявить пробелы при изложении учебного материала, применить методы мет.
Тест toeflТест ieltsCAE testsТесты по аудированиюТесты по чтениюСловарный запас Что нужно знать для успешной сдачи ЕГЭЧему бы ни учился человек на протяжении всей своей жизни, его всегда бу.
Тесты рекомендуются как итоговый контроль.
Разработка урока по теме «Блюда из теста. Понятие о разных видах теста. Песочное тесто».
Источник