«Солнце – источник света и тепла и тень» (опытно-исследовательская деятельность на уроке)
опыты и эксперименты по окружающему миру (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_2_klass.rar | 32.22 КБ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исполнитель проекта– учащиеся 2 классаСтратегический партнёр– школьная библиотека, детская библиотека, родители.Сроки реализации– 2-3 урока.
План проведения проекта Поставить цель проекта: обеспечить мотивацию учения.Постановить задачу проекта: обеспечить желание узнать больше.Создание рабочих групп: Специалисты по словарям;Специалисты по .
Основные цели проектаОбеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание представлений о Солнце, как ближайшей к Земле звезде, о его размерах и расстоянии от Земли до Солнца; показать значение С.
Урок помогает формировать у учащихся общие представления о солнечной системе, продолжать выработку целостных взглядов о небесных телах и космическом пространстве, выработ.
Урок построен по методу «Критическое мышление через чтение и письмо»Использованы стратегии: Ассоциация, ЖИГСО 2, Синквейн, чтение с пометками.Форма работы: групповая.
Цель: узнать, какое значение имеет солнце для здоровья человека.
Источник
Тема НОД: «Свет и тень»
план-конспект занятия по окружающему миру по теме
- Познакомить детей с тем, как можно увидеть луч света. Понять что свет – это поток световых лучей.
- Показать образование тени, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.
- Расширить представление детей о необходимость света и тени для живых организмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svet_i_ten.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : « Свет и тень»
Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире.
- Познакомить детей с тем, как можно увидеть луч света. Понять что свет – это поток световых лучей.
- Показать образование тени, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.
- Расширить представление детей о необходимость света и тени для живых организмов.
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Стимулировать желание детей экспериментировать.
- Формировать коммуникативные навыки.
Оборудование: куклы – “Свет”, “Тень” (изготавливают из пластиковых бутылок. В бутылку куклы “Свет” вставляют небольшой фонарик, оформляют голову мальчика, на бутылку из белой бумаги наклеивают штанишки и футболка.
Для куклы “Тень” оформляют голову, на бутылку наклеивают темно-синюю юбочку и топик);
Фильмоскоп, черный лист бумаги с отверстием 5 мм, аквариум, фонарики, теневой театр, диафильм (отмытый от краски и покрытый подслащенной водой), гелиевые ручки, картонные круги d – 20 см, палочки длинной – 15 см.
Подготовительный этап: проведение цикла опытов на растениях “Влияние света и тепла на растения, как одних из видов живых существ на Земле”
— Ребята, посмотрите, кто к нам пришли?
— Как вы думаете, кто это такие?
— Посмотрите, как выглядят куклы: один весь светится, прямо как луч солнца, а другая наоборот вся темная, но очень похожа на первого, если не считать что она девочка. Кто же это могут быть? Это Свет и Тень.
(Педагог показывает детям на двух персонажей: мальчика, которого зовут Свет и девочку – Тень).
— Хоть они и друзья, но все же иногда ссорятся. Вот и сейчас никак не могут договориться, кто из них главнее. А вы как думаете? (высказывания детей)
— Для того, чтобы узнать, кто из них прав, давайте это проверим.
— Откуда берется свет в природе? (От солнца)
С неба смотрит солнце много лет,
Льет на землю солнце яркий свет.
— Свет – это солнечные лучи, которые невидимы в воздухе. Их можно увидеть только в воде или тумане (в тумане очень много частиц воды).
Опыт № 1 “Ищем свет”
Педагог предлагает посмотреть на солнечный луч. Для этого комната затемняется, включается фильмоскоп. Дети могут увидеть на стене световой круг – это лампа фильмоскопа засветилась, и от нее стали исходить лучи света.
Затем взрослый вставляет в рамку фильмоскопа кусочек черной бумаги с отверстием.
— Что изменилось? Почему изображение уменьшилось? (Луч света стал тоньше, потому что уменьшилось отверстие).
Далее педагог направляет луч света в аквариум или стеклянную банку, наполненную водой.
— Что вы увидели? (Луч света)
Вывод: Так солнечные лучи освещают нашу планету.
-Ребята, а откуда появляется тень? (Высказывания детей)
Опыт № 2 “Ищем тень”
Педагог включает фильмоскоп – дети видят солнечный луч. Взрослый просит кого-нибудь из детей встать на пути солнечного луча.
— Что можно увидеть на стене? (Тень этого ребенка)
— Как можно объяснить появление этой тени? (Если на пути солнечного луча появляется непрозрачный предмет, то можно увидеть образовавшуюся тень)
-Ребята, а может ли появиться тень, если нет света? (Нет)
— А могут ли лучи света обогнуть тело или предмет? (Предполагаемые ответы детей)
Опыт № 3 “Какой луч света?”
Детям раздаются фонарики. Они выбирают предмет, на который будут светить, комната затемняется. Когда дети убедятся, что луч света прямолинеен и не может огибать предмет, опыт можно считать завершенным.
— А как вы думаете для живых существ: человека, растений, животных, что важнее — свет или тень?
(Без света все живое на земле бы погибло потому, что живым организмам необходим свет для жизни. А если бы не было тени, все живые существа могли бы сгореть от солнца. Потому, что солнце – не только источник света, но еще и тепла. И если бы растения и животные не находились бы какое-то время в тени, они могли бы умереть от излишнего света и тепла. Поэтому тень так же необходима, как и свет).
-Ребята, посмотрите на наших гостей. Свет и Тень помирились и обещают больше никогда не ссориться. Они поняли, что необходимы всему живому на Земле, и друг без друга они тоже не могут существовать.
— Свет и Тень благодарны за то, что дети им все объяснили, а они, в свою очередь, хотят поиграть с детьми.
Игра с теневым театром
Дети рассматривают фигурки, поясняют, почему они черные (изображение должно быть непрозрачным, чтобы не пропускать через себя световой луч) , берут фонарики . Они определяют, как правильно держать фигурки по отношению к свету, экрану, чтобы тень появлялась на стене.
Создание фильма “Два неразлучных друга – Свет и Тень”
— А еще Свет и Тень предлагают вам нарисовать о них свой собственный фильм и всем вместе посмотреть его.
Для этого детям необходимо сесть в одну линию за стол. Педагог разворачивает подготовленную ленту для фильмоскопа перед детьми и предлагает договориться, кто и что будет рисовать. Дети, взяв гелиевые ручки, приступают к рисованию.
По окончанию работы дети вместе с куклами просматривают получившийся фильм.
Свет и Тень прощаются с детьми и дарят солнечные часы, которые состоят из картонного круга и деревянной палочки. При помощи этого прибора можно провести эксперимент и узнать еще много нового о свете и тени на прогулке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по предмету «Окружающий мир», 2 класс.Автор: Дремина Татьяна Владиленовна учитель начальных классов ГБОУ Гимназии №63Тема урока : части света, материки и океаныТип урока: урок ознакомл.
Конспект и технологическая карта урока изобразительного искусства (С.Г.Ашикова «Изобразительное искусство», 2 класс, система развивающего обучения Л.В.Занкова).
Цель. Формировать умение рисовать предмет округлой формы и проводить прямые линии в разных направлениях.Задачи. Вырабатывать навык замыкать линии при рисовании предметов округлой формы. Совершенствова.
Урок музыки «Свет и тень в музыке (лад)» для учащихся 1-х классов.Рассматриваются понятия «свет» и «тень» в жизни и в музыке. Слушание и умение различать «светлую» и «темную» музыку.Цель урока: сформи.
Презентация к методической разработке «Театр теней. Игры со светом и тенью".
создание театра теней на уроках технологии и во внеурочных занятиях.
Формирование первичных представлений о значении света и тени. Развитие фантазии, воображения.
Источник
Окружающий мир 2класс. «Свет и цвет»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок окружающего мира
Раздел: «Свет и цвет»
Тема: « Свет. Свойства светового луча. Свет и тень» (опытно-исследовательская деятельность на уроке)
Цели: Познакомить учащихся с различными источниками света, со свойствами
светового луча, с понятиями «прозрачные» и «непрозрачные» предметы.
Развивать творческие способности и познавательный интерес к учебной
деятельности на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;
умение выделять существенное в учебном материале, делать выводы,
переносить ранее полученные знания на новый учебный материал.
Воспитывать интерес к явлениям природы, формировать экологическую
культуру учащихся и коммуникативную компетенцию учащихся,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok__okruzhayushchego__mira.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
Раздел: «Свет и цвет»
Тема: « Свет. Свойства светового луча. Свет и тень» (опытно-исследовательская деятельность на уроке)
Цели: Познакомить учащихся с различными источниками света, со свойствами
светового луча, с понятиями «прозрачные» и «непрозрачные» предметы.
Развивать творческие способности и познавательный интерес к учебной
деятельности на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;
умение выделять существенное в учебном материале, делать выводы,
переносить ранее полученные знания на новый учебный материал.
Воспитывать интерес к явлениям природы, формировать экологическую
культуру учащихся и коммуникативную компетенцию учащихся,
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод.
Средства обучения: мультимедиапроектор, презентация « Свет. Свойства светового луча. Свет и тень», отрывок DVD фильма « Приключения Буратино», мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир 2 класс», Фрагмент фильма
« Театр теней», фонарик, стакан и кружка (раздаточный материал) , лист картона на подставке,
Формирование общеучебных умений с точки зрения деятельностного подхода : учебно – управленческих умений : самоконтроль и взаимоконтроль;
учебно – информационные умения : осуществлять неструктурированное наблюдение(где определен только объект наблюдения) и лабораторное наблюдение (объект находится в искусственно созданных условиях)
учебно – логические умения : определять объект анализа и его аспект, т.е устанавливать точку зрения, с которой будут определяться существенные признаки изучаемого объекта.
С сегодняшнего урока мы начинаем изучение раздела «Свет и цвет», а тему нашего урока вы попытаетесь определить сами , посмотрев отрывок их кинофильма
« Приключения Буратино» . Кто автор и какое полное название литературного произведения? ( Алексей Николаевич Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Ваша задача внимательно прослушать песню, и определить какие понятия, но уже с точки зрения окружающего мира, мы будем изучать на нашем уроке.
- Постановка учебных целей.
На уроке познакомимся с тайнами света (светового луча), постараемся понять, как он распространяется, какие препятствия могут остановить его и какие препятствия он способен преодолевать.
III. Актуализация знаний .
А откуда берется свет и для чего он нужен?
Давайте познакомимся с информацией в учебнике ( стр. 84)
Cлайд 1 « Когда темно, мы почти не различаем окружающих предметов. Для того, чтобы увидеть их, нужен свет. Днем все освещает Солнце. С огромной скоростью несется свет от Солнца к Земле через космическое пространство. Всего за 8 минут его лучи достигают поверхности Земли ».
На предыдущих уроках мы много говорили об этом теле неживой природы.
Давайте проведем анализ этого объекта с разных сторон :
- Что мы можем еще рассказать о Солнце, с точки зрения науки — астрономии.
Из докладов учащихся « Солнце- большая звезда в центре Солнечной системы, оно дает свет и тепло. Возраст равен примерно пяти миллиардам лет. Внутренняя часть называется ядром, а внешняя оболочка – Солнечной короной».
Что еще можно добавить?
Слайд 2 .Солнце всходит с Востока и заходит на Западе, наступает смена дня и ночи .
Слайд 3. В зависимости от высоты Солнца и движения вокруг него Земли, происходит смена времен года.
- Что мы можем еще рассказать о Солнце, с точки зрения живых существ, обитающих на нашей планете и, естественно, нас самих. ( на основе наблюдений); использование солнечной энергии.
Из докладов учащихся «Солнце нагревает атмосферу и поверхность Земли. Благодаря солнечной энергии дуют ветры, происходит круговорот воды в природе, растут растения, животные имеют корм. Благодаря Солнечному излучению на Земле существуют ископаемые виды топлива».
Слайд 1 ( картинка солнца)
- Что мы можем еще рассказать о Солнце, с точки зрения истории?
Из докладов учащихся « Для людей и всего живого на Земле Солнце — источник света и тепла, от него зависит урожай и жизнь на планете. Люди всегда понимали, насколько сильно их существование зависит от Солнца, и относились к нему с почтением, поклонялись и обожествляли его образ. В древности славяне именовали Солнце с уважением – «Ярило» и даже покланялись ему, как богу».
А какой народный праздник состоится в конце февраля?
Слайд 4. Праздник «Масленица». Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Имя Масленицы носит и чучело из соломы, которое обряжают в женскую одежду. Чучело Масленицы сжигали на весело горящем костре, который разводили обязательно «на горке» — на какой-нибудь возвышенности.
- А как люди выражали свое отношение к Солнцу в устном народном творчестве?
Ты весь мир обогреваешь, Голубой платок,
Ты усталости не знаешь, Желтый колобок,
Улыбаешься в оконце, По платку катается,
И зовут тебя все… Людям улыбается.
Тянется в окно золотое полотно.
Красная девица гуляет по небу.
Летом греет – зимой холодит.
Пословицы и поговорки:
Солнца не закроешь, а правду не скроешь.
Солнце встает, так и день настает.
Солнце не померкнет, народ не сломится.
Правда краше солнца.
При солнце тепло, при матери добро.
Солнце пригреет – все поспеет.
Солнышко на всех ровно светит.
После дождя солнце жжет, после лжи –стыд.
Какие источники информации вы использовали, чтобы подготовить свои доклады?
Слайд 5. Подведение итогов «Солнце:
- Тело неживой природы.
- Звезда – карлик, находится в центре Солнечной системы.
- Благодаря солнечной энергии дуют ветры, происходит круговорот воды в природе, существуют ископаемые виды топлива.
- Дает тепло и свет для всего живого на Земле.
- С давних времен почитается людьми и находит отражение в их творчестве»
Молодцы! Если мы хотим понять какой – либо объект, правильно и всесторонне его изучить, то мы должны определить у него составные части и существенные признаки, рассмотреть его с разных точек зрения, т.е подвергнуть его анализу.
I V. Изучение новой темы
Итак, главным источником света является Солнце.
Слайд 6. А что использовали люди для освещения своих домов с давних времен?
Слайд 7. Лучина. Где встречалось это слово и что оно означает? Лучина – тонкая длинная щепка сухого дерева.
Слайд 9. Керосиновая лампа. Что такое керосин?
Слайд 10. Электрическая лампочка.
Слайд 11 , 12 . Какие правила обращения с электрическими приборами вы знаете?
Физкультминутка. Слайд 13. Гимнастика для глаз.
Вернемся к нашему учебнику и рассмотрим таблицу «Источники света» Я утверждаю, что все эти предметы можно разбить на группы . Почему?
- Тела природы и изделия
- Свет от огня ( лампа, фонарь, свеча), природный свет (Луна,Солнце)
- Натуральный природный свет и искусственный (фонарик)
Давайте познакомимся с тайнами света, чтобы понять, как он распространяется, какие препятствия могут остановить его и какие препятствия он способен преодолевать.
Включим наши фонарики и направим их на потолок. Что мы видим? (луч света) . Вспомните из уроков математики что такое луч?
Слайд 14 Опыт 1. « Прямолинейный маршрут»
- В центре каждой картонки сделать отверстие. Подготовить две подставки для картонок.
- Установите картонки на подставки так, чтобы отверстия были на одной высоте. Его луч должен падать на основание первой картонки. Встаньте с противоположной стороны. Глаз должен быть на уровне отверстия второй картинки.
Результат: через оба отверстия ты видишь свет.
- Сместите одну из картонок так, чтобы отверстия не лежали на одной линии с глазом и фонариком.
Это потому … что свет распространяется по прямой линии. Поэтому он не проходит через отверстие, которое смещено с его пути.
Слайд 15 Опыт 2 « Осветим весь земной шар»
- Направьте луч света на шарик.
- Поворачивая шарик разными сторонами в луче света.
Результат : все время освещена только та часть шарика, на которую попадает свет. Как бы ты ни повернул шарик, его обратная сторона всегда остается в тени.
Это потому … лучи распространяются по прямой линии: они не могут огибать предмет и освещать обратную сторону. Поэтому Солнце по очереди освещает только ту сторону Земли, которая сейчас обращена к его лучам. В это время другая сторона находится в тени.
Слайд 16 Опыт 3 . « Можно ли остановить свет? Как образуются тени?»
1.Вырезать из картонки любую фигурку, прикрепить ее скотчем на палочке.
2. Поставьте фигурку между стеной и источником света.
3. Попеременно приближай фигурку то к стене, то к свету.
Результат: чем ближе фигурка к фонарю, тем больше ее тень на стене. Чем дальше фигурка от фонаря, тем меньше будет ее тень на стане.
Это потому … что когда какой – нибудь предмет преграждает путь световому лучу, за ним образуется тень. Лучи от источника расходятся веером. Поэтому если предмет расположен близко к источнику света, он создает большую тень. Если предмет находится далеко от источника, он загораживает меньше света и тень от него будет маленькой.
Слайд 17. Почему тень смещается?
« В течение дня положение Солнца на небе меняется ( из-за вращения Земли). Поэтому направление солнечных лучей также меняется. Вот почему тень смещается. Кроме того, когда Солнце стоит высоко, тень бывает короткой, а когда Солнце клонится к горизонту, тень становится длинной ».
Слайд 18. А какой прибор изобрели люди в древности , наблюдая за смещением тени в солнечный день?
«Солнечные часы. Такой прибор в древности использовали для определения времени. В Старинных городах и площадях и на стенах домов остались следы от таких часов.»
Слайд 19 Опыт 4. « Проходит или не проходит свет?»
1. По очереди освещай на фоне стены разные предметы
Результат : не все предметы отбрасывают тень.
Это потому… что чашка препятствует распространению света, а стекло пропускает свет.
Слайд 20 . Выводы
- Свет распространяется по прямой линии. Если перед лучом света возникает препятствие, то луч освещает только его переднюю часть.
- Когда предмет загораживает путь световому лучу, за этим предметом образуется тень, то есть зона, куда солнечные лучи не попадают.
- Только плотные (непрозрачные) предметы, не пропускающие свет, образуют тень.
Слайд 21 Тетрадь на печатной основе стр.8 № 10 Что художник нарисовал неправильно?
Слайд 22 А завершить наш урок мне бы хотелось просмотром видеоролика « Театр теней».
Слайд 23 «Любознательные никогда не останавливаются на том, что изучили. Стремитесь познать этот загадочный мир!»
Дом. зад. в тетради стр. 7 № 8, № 9. Подчеркнуть названия предметов, которые пропускают свет. Если затрудняешься ответить, то проведи опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
На уроке окружающего мира была интеграция с литературным чтением, информатикой, музыкой. Ребята работали с интерактивной доской, на компьютерах Мас в программе перволого.
На основе деятельностного подхода дети изучают тему «Свет и цвет».
Урок проводится как интегрированный урок — проект по окружающему миру и ИЗО. В конце урока получается очень красивый плакат.
Данный лист распечатывается на плотной бумаге для каждого ученика. Ребёнку предлагается подписать лист на линии справа вверху. Затем знакомим с основными цветами, которыми он, используя краски, раскра.
Тема урока — «Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?» Предмет — окружающий мирТип урока — комбинированный Цель урока: Знакомство с правилами поведения на лугу и предста.
Представленный конспект урока был разработан с применением материала электронного учебного портала Учи.ру.
Цель урока: расширить знания обучающихся о бабочках и цветах луга, повторить и обобщить новые правила поведения в природе.
Источник