Меню

Тень от солнца образец

Построение теней от предметов при солнечном освещении.

Учебный модуль 3. Построение теней и отражения в перспективе.

Тема 7. Общие понятия о построении теней в перспективе.

В изобразительном искусстве построение теней от различных источников освещения имеет очень большое значение. Глаз человека воспринимает предметы в окружающем пространстве благодаря их освещённости.

Изображение теней в перспективе даёт возможность передать рельеф и форму предметов, их положение в пространстве, состояние погоды и т.д. Изображение светотени позволяет художнику находить сложные композиционные решения и сосредоточить внимание зрителя на главном, погружая в тень всё второстепенное.

Распределение света и тени на поверхности предмета называется светотенью. Собственной тенью называют неосвещённую часть предмета. Её границы определяются лучами света, касательными к предмету. Границу между освещенной и неосвещённой частями предмета называют линией разделасвета и тени.

Тень, которая отбрасывается освещённым предметом на предметную плоскостьили какую-либо поверхность, называется падающей тенью. Для построения её контура необходимо определитьлинию светораздела.

Тени могут быть построены двумя способами. Первый заключается в том, что тени строят на ортогональных чертежах, а затем переносят их в перспективу в процессе построения самого перспективного изображения. Второй способ (наиболее распространённый) заключается в том, что построение теней выполняют непосредственно на изображении объекта.

Построение падающей и собственнойтени предмета связанно с условием его освещения. В теории перспективы рассматривают два вида освещения сосредоточенным светом:естественное и искусственное.

При естественномосвещении источник света (Солнце, Луна) практически бесконечно удалён от предмета и размеры его малы в сравнении с расстоянием до предмета. Такое освещение параллельнымилучами называют солнечным. При солнечном освещении лучи, касательные к предмету, образуют цилиндрическую или призматическую поверхность.

Искусственный источник света, как правило, расположен на небольшом расстоянии от предмета и размеры его малы по сравнению с освещаемым объектом. Такое освещение можно рассматривать как освещение радиальными лучами ( освещение от лампы, фонаря, свечи и т.д.). Лучи, касаясь предмета, образуют как бы пирамидальную или коническую поверхность.

Построение теней от предметов при солнечном освещении.

При солнечном освещении лучи света принимают за параллельные, так как светящаяся точканаходится условно в бесконечности. Особенностью в построении падающей тени при солнечном освещении являться то, что проекция точки схода световых лучей, точкаS, всегда располагается на линии горизонта.

По отношению к зрителю и картине солнце может занимать три главных положения, которые определяют три основных направления солнечных лучей.

1. Солнце расположено в предметном пространстве, то есть, находится против наблюдателя, по ту сторону картины. Солнечные лучи — это восходящие параллельные прямые. Точка схода S солнечных лучей находится над линией горизонта в заданном месте. Её проекцияS1 располагается на линии горизонта. При таком положении солнца почти все видимые части предметов окажутся в тени, а падающие тени будут направлены на зрителя.

Для определения величины и направления тени от вертикали АВ надо из точкиS1 провести проекцию луча через нижнюю точку В до встречи с лучом, проведённым из точкиSчерез верхнюю точку А.

Для построения тени от прямоугольника проводим из точки S1 проекции лучей через нижние углы прямоугольника до встречи их с лучами, проведёнными из точкиS через верхние углы прямоугольника.

Построение теней от предметов, когда солнце расположено в предметном пространстве.

2. Солнце расположено в промежуточном пространствесправа или слева от наблюдателя. Лучи и их проекции параллельны плоскости картины, то есть являются фронтальными прямыми и наклонены к предметной плоскости под произвольным или заданным углом. Лучи не имеют точки схода и остаются параллельными между собой, их проекции на предметную плоскость будут параллельны основанию картины.

Тень, падающая от вертикали АВ, будет горизонтальной и параллельной основанию картины. Для определения её величины проводим из вершины А луч до пересечения с его проекцией, проведённой из точки В. Направление солнечных лучей на картине указывается заданным углом наклона к её основанию. Угол наклона лучей к предметной плоскости для средних широт выбирают в пределах от 35 0 и 45 0 .

Читайте также:  Костюме солнце своими руками

Построение теней от предметов, когда солнце расположено в промежуточном пространстве.

Принцип построения теней от объекта остается таким же, как и в ортогональных проекциях. Через вершину каждого ребра проводим луч, под заданным углом наклона, до пересечения его с проекцией, проведённой через нижнюю точку ребра. Вершины тени соединяем прямыми, параллельными горизонтальным рёбрам и направленными в точки схода на линии горизонта. Предмет к зрителю будет обращён частично освещённой и теневой стороной.

Если объект имеет сложную форму (состоит из разных объемов), то в этом случае падающая тень будет расположена не только на предметной плоскости, но и на самом объекте.

Рассмотрим пример построения падающих теней от фигуры, состоящей из трёх разновеликих объемов.

Начнём с построения тени от вертикального объёма. Через верхнюю точку ближнего ребра проводим луч под заданным углом наклона. Проекцию этого луча проводим через нижнюю точку ребра, параллельно основанию картины, до нижней грани вертикальной плоскости центральной фигуры. По этой плоскости проводим прямую вертикально вверх до её пересечения с лучом. Найденную точку соединяем с точкой пересечения горизонтального ребра вертикального объёма с вертикальной плоскостью центральной фигуры. Граница тени построена.

Принцип построения теней от объекта остается таким же, как и в ортогональных проекциях. Через вершину каждого ребра проводим луч, под заданным углом наклона, до пересечения его с проекцией, проведённой через нижнюю точку ребра. Вершины тени соединяем прямыми, параллельными горизонтальным рёбрам и направленными в точки схода на линии горизонта. Предмет к зрителю будет обращён частично освещённой и теневой стороной.

Если объект имеет сложную форму (состоит из разных объемов), то в этом случае падающая тень будет расположена не только на предметной плоскости, но и на самом объекте.

Рассмотрим пример построения падающих теней от фигуры, состоящей из трёх разновеликих объемов.

Начнём с построения тени от вертикального объёма. Через верхнюю точку ближнего ребра проводим луч под заданным углом наклона. Проекцию этого луча проводим через нижнюю точку ребра, параллельно основанию картины, до нижней грани вертикальной плоскости центральной фигуры. По этой плоскости проводим прямую вертикально вверх до её пересечения с лучом. Найденную точку соединяем с точкой пересечения горизонтального ребра вертикального объёма с вертикальной плоскостью центральной фигуры. Граница тени построена.

Построение теней от сложной фигуры, когда солнце расположено в промежуточном пространстве.

Приступаем к построению падающей тени от центральной фигуры. Вначале строим падающую тень на предметную плоскость, игнорируя невысокий примыкающий объём. В точке пересечения следа луча от ближнего вертикального ребра центральной фигуры с вертикальной плоскостью малой фигуры проводим проекцию вертикально вверх. После того, как она пересечёт верхнее ребро малой фигуры, продолжим проекцию параллельно основанию картины до пересечения с лучом. От этой точки граница тени на горизонтальной плоскости малой фигуры будет направлена в точку схода F2,лежащую на линии горизонта. Строим падающую тень от малой фигуры на предметную плоскость.

1. Солнце расположено в мнимом пространстве, то есть находится сзади от зрителя. Солнечные лучи представляют собой нисходящие параллельныепрямые. Точка схода лучейSнаходится ниже линии горизонта настолько, насколько солнце предполагается выше него. Точка сходаS1 их горизонтальных проекций находится на линии горизонта. Все видимые части предмета освещены. Тени направлены в глубину от зрителя.

Для построения тени от отрезка АВ проводим через точкуSсветовой луч в точку А. Проекцию луча света проводим в точку схода S1 через точку В, с которой совпадает проекция освещённой точки А. Точка их пересеченияВ0задаётвеличину тени.

Построение теней от предметов, когда солнце расположено в мнимом пространстве.

Читайте также:  Зоря разгоралась лучи солнца

Построим тень от треугольной пластины на произвольную плоскость ЕВМ. Через точку А проводим горизонтально-проектирующую лучевую плоскость. Горизонтальный след плоскости а S1 пересекает перспективу плана плоскости по линии а30, а перспективу самой плоскости пересекает по прямой 13. Пересечение этой прямой с лучом АSдаёт вершину тени А1. Точка А0 является фиктивной тенью на предметной плоскости. В точках 12 тень с земли переходит на наклонную плоскость. Из точкиS проводим световой луч в точку В. Из точки К проводим проекцию светового луча в точку схода S1 и её пересечение со световым лучом отметит точку В0. Проведя отрезок ЕВ0, построим границу тени от вертикальной плоскости ЕВК. Из точки В0 граница тени будет проходить параллельно горизонтальному ребру ВМ, то есть направлена в точку сходаF1. Тень построена.

Построение тени от треугольной пластины на произвольную плоскость, когда солнце расположено в мнимом пространстве.

Источник

Все о теплохолодности, или какого цвета будут тени, свет и рефлексы

Этому правилу учат в каждой художественной школе. Старые мастера широко использовали этот прием. Сегодня его активно применяют художники современности. Почему? Просто это хорошо выглядит!

«Когда рисуешь теплый свет, сделай тень холодной и наоборот»

Сочетание теплых и холодных цветов добавляет работе приятный контраст и делает ее визуально насыщенной и интересной. Давайте разберемся, правда ли это такое универсальное правило и могут ли возникнуть условия, когда оно не сработает.

Сценарий I. Теплый свет — холодная тень

Этот световой сценарий знаком всем: мы видим эту схему в природе, ее регулярно изображают в живописи, часто подчеркивают в пейзажной фотографии. Посмотрим на работу Джона Сингера Сарджента, где он использовал теплый свет и холодную голубую тень. Ее хорошо видно в складках на платье.

Эта работа Хоакина Сорольи с рыбаком на пляже следует аналогичному световому сценарию. На ней тоже прекрасно виден контраст холодной тени и теплого света солнца.

Сценарий II. Холодный свет — теплая тень

Этот сценарий встречается реже, но он не так уж невозможен. Посмотрите на работу Дина Корнуэлла. Люди на картине и стена позади них освещены зеленоватым холодным светом, в тени видны вкрапления теплого коричневого.

Холодный зеленый свет придает сцене тревожное настроение

Аналогичную схему «теплые тени — холодный свет» можно заметить в обычной комнате, если ее окна выходят на север, а интерьер выполнен в теплых тонах. Вторичные источники света, отразившись от стен, пола и мебели, дадут теплые тени, а свет из окна, ориентированного на север, будет голубоватым и холодным. Именно в таких условиях шведский художник Андерс Зорн (Anders Zorn) писал свою жену Эмму:

Белый прохладный свет заливает лицо модели, в то время как тени состоят из смеси темных красных и охристых оттенков.

Еще один пример картины с непростым световым решением — это «Обед на борту» Хоакина Сорольи (Lunch on the Boat Joaquin Sorolla). В сцене несколько источников света. На лодке мы видим множество рефлексов; свет проходит сквозь парус, перекинутый через мачту, и подсвечивает лодку. В зоне фокуса формируется территория с теплой тенью, которая хорошо контрастирует с прохладным солнечным светом снаружи.

Внутри затененного пространства плоскости отражают свет по-разному: те, что смотрят вверх, ловят больше теплого желтого света, чем те, что обращены вбок и вниз.

Почему тень то теплая, то холодная?

Мало кто задумывается, что стоит за правилом «если холодный свет — то теплая тень и наоборот», и как правильно использовать его в работе. На самом деле температура тени не зависит напрямую от температуры света. При естественном дневном освещении у нас, как правило, будет теплый свет, который мы получаем от солнца, и холодная голубая тень. Почему так?

Читайте также:  Напиток солнца это что

Свет солнца — это основной источник освещения, самый яркий. Его видно везде, кроме тени. В тень тоже попадает свет, но не от солнца, а от других источников освещения — неба и рефлексов. Именно они и определяет цвет тени. Если бы в тени вообще не было света, мы бы там ничего не видели — только черное пятно.

Итак, небо — это еще один самостоятельный источник света. Он менее яркий, чем солнце, поэтому проявляет себя только в тенях, подсвечивает теневые участки и дает им голубоватый оттенок. Тот факт, что именно небо отвечает за цвет теней на Земле, особенно заметен в сумерках, или в «синий час» фотографии — когда солнце уже опустилось за линию горизонта и местность окрасилась в голубоватые оттенки.

Когда художникам нужно показать локацию ночью, часто они рисуют именно синий час. В это время еще достаточно света, чтобы зритель мог различить нужные детали. Bill Zhang, концепт-художник в Microsoft

От чего зависит цвет тени?

Чтобы понять, какого цвета будет тень, в первую очередь нужно разобраться, какое у нас окружение. На этот факт особо обращают внимание художники Дайс Цуцуми и Роберт Кондо, мастера работы с цветом и светом.

Посмотрим на эту работу Дайса — концепт к мультфильму «Хортон».

На картинке изображен солнечный день. Все ли тени здесь холодные?

Мы видим, что большая часть персонажа, слона Хортона, находится в тени. Свет, проходя сквозь растительность, окрашивает ее в зеленоватый оттенок, на спине у Хортона лежит контурный свет от солнца. На хобот попадает немного теплого света, отраженного от земли. Этот же теплый рефлекс перекрашивает тени на части растительности.

Еще один пример работы, где световой сценарий не очень простой — на этот раз из живописи. Вновь обратимся к Сардженту. В этой акварели он рисует солнечный остров Корфу, расположенный в Греции, и много внимания уделяет теням. Дерево за границами кадра отбрасывает на белые стены необычную тень — одновременно теплую и холодную. Почему так получилось?

(Остров) Корфу: Свет и тени Джон Сарджент

Теплые тени на левой стороне здания возникли из-за того, что их окрасил теплый свет рефлекса, отразившегося от земли. Тени на боковой стороне подсветило небо — и превратило их в голубые.

Все работает в сравнении

Всегда стоит помнить, что тон, насыщенность и температура оттенков работают в контексте. Возьмите цвет с насыщенностью 50%, и поместите его рядом с другим, насыщенным на 25% — и первый цвет будет выглядеть намного ярче, чем если бы вы поместили его рядом с еще более насыщенным оттенком (например, на 75%).

Хотя в окружении цвета на коже кажутся ярко-оранжевыми, на самом деле они гораздо менее насыщенные. В других местах кожа кажется зеленоватой или сиреневатой, но это опять не так. Работа Николая Фешина.

Температура цвета тоже относительна. Поместите теплый оттенок рядом с еще более теплым — и первый покажется вам куда холоднее, а практически нейтральный серый в окружении теплого оранжевого поголубеет.

Marco Bucci о цветовой гармонии и теплохолодности

Каждый художник — режиссер своей работы

Если вы автоматически полагаетесь на правило «теплый свет, холодная тень», значит, вы не анализируете окружение в работе, не вписываете объект в пространство. Рисуя концепт-арт, вы не просто копируете реальность, вы ее режиссируете.

Работа получается недостаточно интересной? Придумайте окружение с источниками света, которые помогут создать живописный контраст между холодным и теплым. Возможно где-то нужно будет добавить дополнительный источник света другой температуры, а где-то поместить большой цветной объект, который будет давать необходимые рефлексы.

Так можно сочетать несколько источников света с разной температурой. Автор Jay Kim

Источник

Adblock
detector