Меню

Тени от солнца четкие

Законы светотени: от простых форм до портрета

Чтобы понять как изобразить объем, начинающих учат рисовать геометрические фигуры. Но как передать свет и тень на более сложных формах? Например в портрете? Рассмотрим законы светотени на примере рисунков различных объектов, в том числе рисунке головы человека.

Сначала немного теории

Мы видим окружающий мир благодаря тому, что свет отражается от поверхностей с разной силой. Поэтому мы воспринимаем предметы объемными. Чтобы передать иллюзию объема на плоскости, нужно научиться изображать светотень, которая состоит из:

На примере рисунка шара, куба и головы человека Вы можете увидеть где находятся перечисленные области светотени. Но теперь подробнее о каждой.

  1. Бликом называется самая светлая часть, которая является отражением яркого света: лампы, солнца и т. д. Блик хорошо заметен на глянцевых (блестящих) поверхностях и практически не виден на матовых.
  2. Свет — как видно из названия, это освещённая часть предмета.
  3. Далее следует промежуточная область между светом и тенью — полутень.
  4. Собственная тень — это самая темная часть предмета.
  5. В конце перечисленных зон будет располагаться рефлекс. Слово «рефлекс» — происходит от лат. reflexus, что означает отражение. Т. е. в нашем случае рефлекс — это отраженный свет в теневой части предмета. Отражается он от всего, что окружает предмет с теневой стороны: от стола, потолка, стен, драпировок и т.п.. Область рефлекса всегда чуть светлее тени, но темнее полутени.
  6. Падающая тень — это тень отбрасываемая предметом на то, что его окружает, например, на плоскость стола или стены. Чем ближе тень к предмету, от которого она образуется, тем более темной она будет. Чем дальше от предмета — тем она светлее.

Кроме описанной последовательности, есть ещё одна закономерность. На схематичном рисунке видно, что если провести перпендикуляр к направлению света, то он совпадет с самыми темными местами предмета. Т. е. тень будет располагаться перпендикулярно свету, а рефлекс будет находиться на противоположной блику стороне.

Форма границы между светом и тенью

Следующее, на что нужно обратить внимание — это на границу света и тени. На разных предметах она приобретает разную форму. Посмотрите на рисунки шара, цилиндра, куба, вазы, и на рисунок головы человека.

Конечно, граница между тенью и светом чаще всего размытая. Четкой она станет только при ярком направленном свете, например, при свете электрической лампы. Но начинающим художникам следует научиться видеть эту условную линию, тот рисунок, который она образует. Эта линия везде разная и постоянно меняется в зависимости от изменения характера освещения.

На рисунке шара видно, что линия границы имеет изгиб, т. е. похожа на овальную форму. На цилиндре — она прямая, параллельная сторонам цилиндра. На кубе — граница совпадает с ребром куба. А вот на вазе, граница между светом и тенью представляет собой уже извилистую линию. Ну, а в портрете эта линия приобретает сложную, замысловатую форму. Граница света и тени здесь зависит и от характера освещения, и от формы головы человека, черт лица и анатомических особенностей. В данном рисунке она проходит по краю лобной кости, по скуловой кости, и далее вниз, к нижней челюсти. В рисунке головы человека очень важно различать светотень на всей голове в целом и светотень на каждом отдельном участке лица, например, на щеках, губах, на носу, подбородке и т. д. Начинающим художникам следует приучить себя видеть рисунок, который образует граница между светом и тенью. Например, особенно причудливый характер она приобретает в природных формах. Одно дело — рисовать простые геометрические фигуры, и совсем другое — стволы деревьев, листву, рельеф каменистого берега, лепестки цветов, траву… Чтобы научиться передавать объем или светотень на таких сложных объектах, сначала учатся на простом. Далее, усложняют задачу. Например, начинают с рисунка цилиндра, а с приобретением уверенности можно порисовать складки на тканях. Потом — натюрморты. Ну, а дальше, и пейзажем можно заняться или портретом.

Направленный и рассеянный свет

Чтобы легче было разобраться в вышеизложенных аспектах, можно поэкспериментировать со светом от настольной лампы. Она дает яркий и резкий свет, при котором хорошо видны рефлексы, тени… Попробуйте подсветить какой-либо предмет сначала с одной стороны, а потом — с другой. Попробуйте поменять направление света, приблизить или удалить лампу. Это поможет Вам наглядно увидеть все тонкости обсуждаемой темы.

Читайте также:  Когда земля совершает оборот вокруг солнца происходит

В изобразительном искусстве есть прием, который получил название «кьяроскуро». Его суть заключается в противопоставлении света и тени. Известным художником, активно использовавшим кьяроскуро был Караваджо. На его полотнах хорошо виден этот прием. При искусственной подсветке создаётся среда, в которой свет становится очень ярким, а тень очень темной. Это даёт тоновой контраст и делает живопись насыщенной и резкой. При таком освещении хорошо видны все нюансы светотени и начинающим будет проще научиться передавать объем. При рассеянном дневном свете (когда облачно) тени не так сильно выражены как в солнечную погоду (или при свете лампы). Поэтому в процессе обучения лучше использовать искусственную подсветку с одним источником света. При нескольких источниках, ситуация усложняется и в постановке можно наблюдать несколько падающих теней, а вышеизложенная последовательность — свет-полутень-тень-рефлекс — может быть изменена.

Итак, чем же на практике отличается рисунок, когда используется направленный или рассеянный свет? На иллюстрации видно, что при яркой подсветке полутень становится уже, и будет выглядеть менее выраженной. Граница между светом и тенью хорошо заметна. А падающая тень имеет четкие края и выглядит более темной. При рассеянном свете — все с точностью до наоборот. Полутень шире, тень мягче, а падающая тень не имеет четкого контура — ее граница становится размытой.

Все эти особенности светотени будут заметны не только при электрическом свете или его отсутствии. Когда в ясный день светит солнце, свет будет четко направленным и резким. Когда облачная погода — он будет рассеянным. Соответственно это скажется на светотени деревьев, ландшафта или даже интерьера комнаты, освещенной светом из окна.

Заключение

Можно еще долго продолжать обсуждение данной темы. Но лучше всего наблюдать своими глазами за реальным миром. Как освещены объекты? Как меняется светотень и при каких условиях? Задавайте себе эти вопросы и находите ответы, когда наблюдаете за натурой. Нет ничего лучше натуры. Поэтому, помня описанные выше закономерности светотени, наблюдайте, запоминайте, делайте зарисовки с натуры. Тогда Вы сможете уверенно воплотить законы светотени на практике.

Источник

Фотолайм

Творческие люди и их работы

Основные ссылки

Жёсткий солнечный свет

Опубликовано: 04.07.2013 Автор: Игорь Хорьков фотография автора

Разделы:

Освещение в середине дня

Давайте сразу определимся в терминологии. Жёстким солнечным светом называют освещение, возникающее, когда солнце находится в зените или близко к нему, то есть сверху или сверху и немного сбоку. На небе ни облачка. Тени короткие или вообще отсутствуют. Яркий свет создаёт высокий контраст и очень широкий динамический диапазон, который не всегда воспринимается матрицей фотоаппарата.

Многие фотографы считают данное время наименее удачным для фотосъёмки. И не без оснований. Разумеется, с данным типом освещения работать не просто. Свет жесткий, создает резкие тени, в которых полностью теряются детали. Поэтому приходится смириться с потерей либо в тенях, либо на ярко освещённых участках. Это приводит к появлению изображений с тёмными провалами и яркими светлыми пятнами. Фотография лишается такого преимущества, как моделирующий эффект, который помогает подчеркнуть неровности (тем самым придавая объём), когда солнце находится ниже и все тени отбрасываемые предметами удлиняются. Высокое положение солнца делает снимки блёклыми и невыразительными. Снимать людей при подобном освещении тоже не просто. Нос выглядит крупным. Яркий свет выбеливает кожу и подчёркивает её изъяны. Тень от головного убора падает на лицо, создавая значительный контраст. Глаза оказываются в тени образуемой либо лбом, либо бровями. В результате вместо глаз на фотографии отображаются два тёмных пятна. Разумеется, это так. Но, у всего есть свои преимущества.

Во-первых, жёсткие тени помогают в ряде случаев придать кадру дополнительный объем и разделить его визуально на слои.

Во-вторых, если снимать в чёрно-белом режиме (монохроме) с их помощью можно обыграть очень интересные эффекты. Как то – поместить объект съемки приблизительно в одной плоскости с фоном. Кадр выйдет подчеркнуто «плоским» и очень графичным, как-будто нарисованным на бумаге карандашом. Подобное освещение может помочь создать очень стильные, контрастные кадры.

В-третьих, съёмка при таком освещении, очень хороший тренинг. Это у себя в городе мы можем подождать подходящего освещения или погоды. А в поездке, где время жёстко регламентировано выбирать не приходится. Есть ряд стран, где подобный тип освещения преобладающий. И вот вы оказались в такой стране. Будете сидеть и ждать, когда солнце положение на небе изменит?

Читайте также:  Практические исследования по теме солнце

Зачастую встречаются рекомендации на этот период оставить камеру в покое и подождать более благоприятного освещения. И всё же это не повод откладывать в сторону фотоаппарат, чтобы дождаться подходящих условий. Мой вам совет – снимайте, снимайте и снимайте. В конце концов, мы ничего не теряем кроме места на карте памяти, да и то временно. А приобретаем две бесценные вещи – опыт и умение. Делайте снимки со всевозможных ракурсов, с различным светотеневым рисунком. Потом, просматривая отснятый материал на экране монитора, можно будет отобрать наилучшие фотографии и провести логический анализ. Какой была точка съёмки, где при этом располагалось солнце и т.д.

Главное достоинство полуденного освещения – это чёткие, резко очерченные изображения, особенно если воздух чист. Высоко стоящее солнце освещает косыми лучами стены и другие вертикальные поверхности. В результате они смотрятся более эффективно благодаря наличию наклонных теней, помогающих подчеркнуть их форму и фактуру. Предметы приобретают определённость, цвета передаются точно и выглядят яркими. Тени становятся очень густыми. Данный выразительный эффект сам по себе представляет визуальный интерес. Это явление может оказаться полезным при съёмке фигурных элементов. Можно заняться фотосъёмкой архитектуры. Особенно если она имеет вертикальное развитие (высокие шпили, колонны, памятные стелы и т.д.). Хорошо при таком свете прорабатываются различные детали – как то лепнина, орнамент, декоративное литьё и другие элементы.

Если возникла необходимость сфотографировать в середине дня кого-либо из друзей, поместите снимаемого в тени дерева, здания либо каком-то другом затенённом месте. Если же композиционные условия требуют произвести фотосъёмку под открытым небом, никогда не размещайте человека так, чтобы солнце светило у вас из-за спины. Поскольку яркий свет, попадающий в глаза, заставит его щуриться. Замеры производим по светам, конечно если вы не используете данный тип освещения в качестве контровой подсветки. Это позволит вам реалистично подчеркнуть тени и сохранить информацию в светлых участках. Резкие тени, например, очень хорошо выделяют скулы и линию подбородка в портретной съемке. Можно также спрятать в тени все лишние детали, правильно расположив объект съемки. Если вы снимаете портрет и хотите убрать тени под глазами, можно попросить фотографируемого поднять голову немного вверх. Данное правило применимо, кстати, не только в условиях жёсткого полуденного света. Даже при рассеянном освещении можно заметить, что если портретируемый опускает голову вниз, а поверхность под ней имеет низкую отражающую способность, под глазами появятся тени. Съемка в данном случае всегда ведется на коротких выдержках и максимально низких значениях ISO.

Можно заняться и пейзажной фотосъёмкой. Лучи солнца, проходя сквозь кроны высоких деревьев, обеспечивают интересный светотеневой орнамент. Однако при этом экспозицию необходимо замерять по пятнам света на земле. Правда должен заметить, что в тропических и экваториальных районах подобное освещение создаёт неудобства. Причина отчасти заключена в жаре, в характере дорог, пейзажей и строений белого или песочного цвета, отражающих и тепло и свет одновременно. Назойливый, невыразительный, ослепительный блеск палящего над головой солнца «съедает» окружающие виды. Густая синева неба не помогает, поскольку тени становятся синими. А открытые пространства, находящиеся в тени, приобретают ярко выраженные «холодные» отенки.

Рекомендовать «Жёсткий солнечный свет»

Источник

Тени от солнца четкие

Очень часто мы замечаем, что если на пути лучей света оказывается какой-то непрозрачный предмет, то за ним образуется тень (рис. 1, а). Это одно из многочисленных наблюдений, показывающих, что в однородной среде свет распространяется прямолинейно.

Поэтому при всевозможных геометрических, геодезических, астрономических и физических измерениях и построениях луч света в однородной среде принимают за прямую линию.

Если источник света не точечный, а протяженный, то наряду с полной тенью образуется полутень (рис. 1, б). Происхождение ее понятно из рисунка.

Однако даже в случае точечного источника света при внимательном рассмотрении границы тени можно заметить, что она несколько размыта: вблизи нее видны светлые и темные полосы. Это явление объясняется дифракцией света, о чем подробнее будет рассказано ниже.

ИЗОБРАЖЕНИЕ СОЛНЦА

В тени деревьев видны беспорядочно расположенные на земле светлые пятна различной величины, но одинаковой эллиптической формы. Их образуют солнечные лучи, проникающие через просветы в листьях деревьев (рис. 2). Эти светлые пятна и есть изображение Солнца.

Читайте также:  Солнце квадратура черная луна

Как же объяснить эллиптическую форму изображения Солнца?

Направим луч света на лист бумаги, располагая его перпендикулярно к падающему лучу; мы увидим круглое пятно. Поднимем лист выше — пятно становится меньше. Отсюда следует, что пучок лучей, образующих такое пятно, имеет форму конуса. Наклоним лист бумаги — пятно принимает форму эллипса.

Но почему же на земле получается изображение Солнца, а не отверстия?

Рассмотрим рисунок 3. На нем показаны ширма с маленьким отверстием CZ), предмет АВ и его изображение А1В1 на экране. Мы видим, что лучи, выходящие из какой-либо точки предмета (например, А) и проходящие через отверстие С, дают на экране изображение этой точки в виде пятна (А1), размеры которого тем меньше, чем меньше отверстие и чем дальше точка (А) от него. Такие пятна получаются от всех точек предмета. Они дают изображение предмета АВ, которое тем менее размыто по краям, чем меньше отверстие и дальше предмет. Форма изображения при этом очень мало зависит от формы отверстия С. Если же источник света находится близко от отверстия, на экране получается светлое очертание отверстия, тем более отчетливое, чем меньше размеры источника света.

В темной комнате или в темном ящике (камера обскура), в одной из стенок которых (в ставне окна) проделано малое отверстие, можно отчетливо видеть не только Солнце, но и освещенные Солнцем ландшафты с движущимися в них предметами (рис. 4). Для получения четких изображений необходимо только подобрать величину отверстия.

Получение изображений в темной камере, видимо, было известно уже давно. Польский писатель Б. Прус в своем произведении «Фараон», написанном на основании изучения большого количества древнеегипетских документов, рассказывает о том, как жрецы в темной палатке показывали фараону картину битвы, происходящей на освещенном солнцем плато. Повелитель египтян и не подозревал, что все виденное им не божественное знамение, а очень простое физическое явление.

Наряду со светлыми пятнами в тени полезно пронаблюдать форму тени от различных предметов в лучах Солнца, Луны и других источников света.

Обратите внимание на вашу собственную тень на земле. Тень ног резко очерчена, тень головы расплывчата.

Поместите руку близко перед листом бумаги, вы увидите отчетливую тень. Отодвиньте руку от бумаги. Полная тень каждого пальца становится все уже, в то время как полутени увеличиваются, пока не сольются друг с другом. Все это происходит потому, что Солнце и другие источники света не являются точечными источниками.

Посмотрите на тень бабочки. Она круглая. Это теневое изображение Солнца. Объясняет это явление рисунок 3.

Возьмите лист бумаги и поместите его горизонтально так, чтобы на нем образовалась тень от вертикальной проволочной сетки (например, от проволочного забора). Удаляйте бумагу от сетки. На некотором расстоянии вы увидите, что тени горизонтальных проволок исчезли, в то время как вертикальные тени остались.

Как же объяснить это явление?

Представим себе проволоку разделенной на большое количество участков. Каждый участок в лучах, падающих наклонно, дает на экране тень в виде эллипса. Вертикальная проволока дает эллипсы, расположенные так, как показано на рисунке 5, а. Они перекрывают друг друга и дают сплошную линию. Эллипсы же, образованные участками горизонтальной проволочки, располагаются так, как показано на рисунке 5, б, они расплываются.

Поздней осенью, когда деревья уже сбросили свою листву, можно часто видеть тени от двух параллельных ветвей наложенными одна на другую. Ветвь, расположенная ближе к нам, дает четкую тень, дальняя — более широкую, расплывчатую (полутень). Удивляет здесь то, что при наложении этих теней посредине более темной из них мы видим светлую полосу, так что тень выглядит двойной. Причиной является наложение полутеней. Для объяснения этого явления начертим сечения двух ветвей (рис. 6): одной—диаметром 1 см, другой—0,5 см, расположив их центры на расстоянии 3 см друг от друга. На расстоянии 5 см от центра сечения толстой ветви расположим изображение протяженного источника света шириной 2 см и проведем от краев источника света прямые (лучи). На экране, отстоящем от центра тонкой ветви на расстоянии 10 см, обнаружим области полной тени (ВС, В’С’), полутени (АВ, А’В’) и отсутствия ее (СС’).

Источник

Adblock
detector