Руссо Теодор (Rousseau Theodore)
1812, Париж — 1867, Барбизон
Учился в Школе изящных искусству Ремона (1827-1828) и у Летьера (1828-1829). Испытал влияние живописи Клода Лоррена, голландских пейзажистов XVII века, Констебла и Бонингтона. Выставлялся в Салоне с 1831 года, но с 1835 по 1848 жюри отвергало его картины. С 1836 работал чаще всего в деревне Барбизон, окончательно переселившись туда в 1847. Совершил ряд поездок по Франции, иногда вместе с другими пейзажистами, с которыми его связывали дружеские отношения (в 1831 в Нормандию — с Полем Юэ, в 1844 в Ланды — с Жюлем Дюпре, в 1861 во Франш-Конте — с Франсуа Милле). Добился истинного признания на Всемирной выставке 1855.
Теодор Руссо ( Théodore Rousseau) (15 апреля 1812, Париж — 22 декабря 1867, Барбизон) — французский художник-пейзажист, основатель барбизонской школы, объединившей первых художников, использовавших в творчестве пленэр. Брат менее известного художика Филиппа Руссо. Творчество Теодора Руссо относят к реализму.Теодор Руссо родился 15 апреля 1812 года в Париже. Как художник формировался в основном самостоятельно.Первые уроки живописи Теодор Руссо получил у своего двоюродного брата-художника. В пятнадцать лет его взял в обучение на два года художник-пейзажист Жан Шарль Ремон. Т. Руссо путешествовал по Оверни и Нормандии, что нашло отражение в его творчестве.В 1831 г. девятнадцатилетний Руссо подал заявку на участие в Парижском салоне. Его пейзаж дикой природы Оверни получил признание благодаря живой технике письма. Следующие четыре Парижских салона были для Теодора Руссо неудачными, и он не участвовал в публичных выставках вплоть до 1849 г. Руссо ввёл понятие «интимного пейзажа», мотивы для которого предоставлял в основном лес Фонтенбло. При простоте и натуральности изображённого главную роль в нём призван играть общий колорит картины, сильно и поэтично передающий настроение, создаваемое в душе художника природой в тот или другой момент времени. В 1832-33 гг. он впервые вышел на пленэр. Зиму 1836-1837 гг. Руссо провёл вместе с художниками Нарсисом Виржилем Диасом де ла Пенья и Клодом Феликсом Теодором Алиньи в Барбизоне. Природа Барбизона произвела на него такое большое впечатление, что Руссо стал приезжать туда каждый год, а с 1848 г. окончательно переселился туда со своей женой. Со временем вокруг Руссо образовался круг его коллег-художников, как и он писавших природу на природе — Каба, Добиньи и Дюпре. Так постепенно возникла барбизонская школа.
Утро в лесу Фонтенбло, 1850-е, Музей Лувр, Париж
Картина Теодора Руссо «Утро в лесу Фонтенбло».Неприхотливый лесной вид написан мерцающими жемчужными красками. Вписанный в арку из деревьев, охватывающую пространство картины, пейзаж поражает свежестью и интимностью образа. Фигуры коров в дымке утреннего тумана отбрасывают смутные отражения на серебристую поверхность лужицы, из которой пьют воду. Руссо с большой тонкостью изображает пропитанный сыростью лес и бледный изменчивый свет зари.
Рынок в Нормандии
1830-е. Дерево, масло, 29,5×38. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Дубы в Апремоне
Барбизон пейзаж, Калифорния. 1850.
Искусство Франции XIX века поражает расцветом пейзажа. Многие наиболее одаренные мастера были пейзажистами. Невольно возникает вопрос — почему изображение природы заняло в эту эпоху такое важное место в художественной жизни Франции? Думается, что на него нет исчерпывающего ответа. Можно предположить, что, разуверившись в социальных иллюзиях и теориях, потрясенный жестокостью гражданских войн и революций, которые так и не смогли научить человеческое общество жить по законам добра и справедливости, человек обратился к природе как к воплощению некой высшей истины, источнику вечных нравственных ценностей.Теодор Руссо полагал, что «искусство придет из маленького, неизвестного уголка, где человек проникает в тайны природы и благотворные уроки, извлекаемые им оттуда, будут столь же благотворны и для всего человечества».Художник некоторое время учился в Школе изящных искусств у Ремона, но, не удовлетворенный этими уроками, много времени проводил в Лувре, копируя Лоррена и пейзажистов Голландии, из современников внимательно присматривается к достижениям англичан — Констебла, Тёрнера.Руссо не влекут красоты дальних земель, он хочет стать художником своей страны, с восемнадцати лет он странствует по Франции, забираясь порой в самые отдаленные, глухие уголки. В 1830 году он — в Оверни, природа которой вдохновила художника на ряд пейзажей в духе романтизма. В Салоне 1831 года состоялся его дебют — у него приняли «Пейзаж Оверни» (Роттердам, Фонд Виллема ван де Ворма).Затем следуют поездки в Нормандию (1831, 1832). Молодой живописец открывает светоносность неба, простирающегося над морем, поэзию провинциальных городков, своеобразие уклада жизни, особенности местной архитектуры («Вид в окрестностях Гранвиля», 1833; «Рынок в Нормандии», ок. 1832, обе — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). С любовным вниманием Руссо пишет массивные старые дома, которые патина времени окрасила в благородные оттенки серо-голубого, розоватого, серебристо-коричневого тонов. Перед нами предстает образ старой Франции, с подлинным вдохновением воссозданный мастером.Горные склоны Юры поразили художника своей мощной, первозданной красотой. Став свидетелем бури в горах, Руссо воскликнул: «Да здравствует Бог, да здравствует великий художник!» («Гроза над Мон-Бианом», 1834, Копенгаген, Королевский музей искусств).Там же написан «Спуск стада с пастбищ Юры» (ок. 1835, Гаага, Музей Месдаг). Картина была отвергнута жюри Салона, которое сочло ее колорит слишком резким, а композицию — неудачной. Это решение вызвало всеобщее возмущение, и художник А. Шеффер устроил общественный просмотр полотна в своей мастерской.Непритязательность и простота изображаемых художником пейзажей, их искренность и реализм привели к тому, что с 1835 года работы Руссо в течение тринадцати лет не принимались в Салон.Руссо придавал большое значение композиции в создании образа природы: «. композиция существует с момента, когда предметы начинают изображаться не только ради них самих, но для того, чтобы их облик передал отзвуки того волнения, которое они вызвали в нашей душе».Пейзажи мастера становятся все значительнее и глубже, его цель — не просто передать отдельный уголок природы, а дать почувствовать в нем ощущение «всеобъемлющей жизни» (Руссо).В Вандее (1837) Руссо увлеченно пишет скалистые утесы, шумные реки, старинные парки («Аллея каштанов», 1837, Париж, Музей Орсэ). 1848 год был переломным в жизни художника. После пережитой душевной драмы он покидает Париж и поселяется в деревне Барбизон, близ Фонтенбло.Природа, участливая дружба художника Милле помогли Руссо с новыми силами взяться за работу. В Барбизоне были созданы многие шедевры мастера. Он пишет бескрайние равнины, озера, в водах которых отражается высокое светлое небо («Весна», ок. 1850, Париж, Музей Орсэ).Особенностью Руссо было чувство ритма, пронизывающее его композиции и придающее им особую музыкальную ясность. Это ритмы самой природы, уловленные им в движении облаков, угаданные в порывах ветра, в силуэтах огромных прекрасных деревьев. Это придавало изображению обычной местности ощущение эпичности, призывая зрителя почувствовать в пейзаже лесной чащи, светлого озера, могучего дуба отблеск величия мироздания («Дубы», 1852, Париж, Музей Орсэ).
Источник
Теодор Руссо: биография, творчество, лучшие картины художника
Теодор Руссо (Théodore Rousseau; родился 15 апреля 1812 г. — умер 22 декабря 1867 г.) — великий французский художник XIX века, знаменитый мастер пейзажного жанра и реалистического стиля в европейском искусстве. Теодору Руссо по праву принадлежит почетное звание основателя Барбизонской школы — творческого объединения группы живописцев, для которых природа была не фоном для картин, а главным предметом изображения.
Теодор Руссо также считается величайшим популяризатором пленэрной живописи. Он любил творить на открытом воздухе и небезосновательно считал, что только вне мастерской можно досконально изобразить на холсте красочное богатство натуры.
Биография Теодора Руссо
Теодор Руссо родился 15 апреля 1812 года в Париже в обычной буржуазной семье. Его родители не имели никакого отношения к искусству, отец был владельцем ателье по пошиву модной одежды. К счастью, родители не препятствовали желанию Теодора и его младшего брата Филиппа учиться живописи. Впоследствии оба младших Руссо стали известными художниками и заслужили признание ценителей искусства во всем мире.
В пятнадцатилетнем возрасте Теодор начал обучение у известного пейзажиста Жана Шарля Жозефа Ремона (Jean-Charles-Joseph Rémond). Учитель привил подростку любовь к пейзажному жанру, загородным прогулкам и написанию картин на природе.
Уже в 19 лет Теодор Руссо добился признания у требовательной французской публики. Его пейзаж с изображением дикой природы в 1831 году произвел впечатление и на критиков, и на зрителей парижского Салона искусств. Но первый успех был кратковременным. Устроители престижной художественной выставки с большой неохотой выставляли работы молодого художника в последующие 4 года, а в 1836 году и вовсе отказались принять его картину для очередного показа.
Неприятие публики и острая критика искусствоведов оказали сильное влияние на Руссо. Ему страстно захотелось уехать из Парижа в глубинку, где живописец мог остаться наедине со своим творчеством. Идеальным местом для этого стал небольшой городок Барбизон в 50 километрах от французской столицы. В этом населенном пункте было всего 40 домов и один отель, зато рядом находился обширный лесной массив Фонтенбло с потрясающими видами живой природы.
Сначала Теодор Руссо приезжал в Барбизон время от времени. Здесь он написал все свои самые известные произведения. В 1848 году художник окончательно переселился с женой в провинцию и вокруг него постепенно сформировалась группа единомышленников — художников-пейзажистов. Особенно теплые отношения связывали Руссо с Жаном-Франсуа Милле (Jean-François Millet), который был его лучшим другом до самой смерти.
Годы, проведенные в Барбизоне, нельзя назвать счастливыми в жизни великого мастера. Хотя его работы начали постепенно пользоваться спросом у публики, материальное положение семьи оставалось весьма сложным. Престарелый отец уже не мог оказывать сыну финансовую помощь, жена постоянно болела, а богатых покровителей у Руссо не было.
Хотя на Всемирной выставке 1853 года работы Теодора Руссо были признаны одними из лучших в экспозиции, их не спешили покупать зрители. Жизненные трудности подорвали здоровье мастера. В августе 1867 года вследствие перенесенного инсульта художника разбил паралич. Живописец так и не оправился от тяжелой болезни и умер 22 декабря в присутствии Милле. Незадолго до смерти к Руссо пришла настоящая слава. Его даже назначили председателем жюри Всемирной выставки 1867 года и сделали кавалером ордена Почетного Легиона, но было слишком поздно.
Картины Теодора Руссо
Самые знаменитые картины Теодора Руссо сегодня украшают коллекции ведущих музеев мира. Среди них особенно выделяются такие работы:
- «Вид на Барбизон» (1850) — непритязательный, но очаровательный сельский пейзаж кисти великого художника. Колорит картины точно передает тягостное душевное состояние автора.
- «Выход из леса Фонтенбло. Закат» (1851) — одно из лучших произведений мастера с изображением легендарного лесного массива вблизи Барбизона. Картина выполнена в чрезвычайно контрастных тонах.
- «Болото в ландах» (1852) — очень светлое произведение с изображением сцены из простой деревенской жизни. Художник тщательно вырисовал каждую корову по просьбе заказчика.
Теодор Руссо принадлежит к числу величайших французских художников XIX века. Его работы и сегодня считаются образцами пейзажного жанра в живописи.
Портал Very Important Lot предоставляет своим посетителям уникальную возможность принять участие в аукционах искусства. Здесь же можно напрямую купить картины и скульптуры у современных художников.
Источник